Разработка урока по произведению М.Ю. Лермонтова "Бородино"
план-конспект урока по литературе

Семенякина Наталья Ивановна

Урок по литературе , М.Ю.Лермонтов"Бородино"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon borodino.doc107.5 КБ
Файл borodino.pptx443.47 КБ
Office presentation icon denis_davydov.ppt1.57 МБ
Файл lermontov.pptx2.76 МБ
Файл obraz_soldata.pptx2.09 МБ
Office presentation icon terminy.ppt988.5 КБ

Предварительный просмотр:

Семенякина Н.И.

учитель русского языка и литературы

                                                                                                                  МАОУ СОШ № 9 г.Холмска Сахалинской   области

ПРЕДМЕТ: литература

КЛАСС: 5

ТЕМА: М.Ю.Лермонтов. Стихотворение «Бородино». Анализ текста. (Урок 1.)

ВИД: урок - размышление.

ТИП: формирование новых знаний.

ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ: групповая работа.

ЦЕЛЬ: познакомить учеников с произведением М. Ю.Лермонтова «Бородино». 

  Цели урока:

1. Образовательные:

- показать историческое значение события, изображенного в произведении;

- научить анализировать литературное произведение, отвечать на вопросы, создавать монологическое высказывание на заданную тему;

- научить формулировать собственное отношение к произведениям русской литературы и давать им собственную интерпретацию.

2. Развивающие:

- развивать логическое мышление, коммуникативные умения,  

   познавательный интерес обучающихся;                                                                                                                                                   - расширять активный запас слов учащихся; развивать речь;

- развивать умение анализировать, сопоставлять, обобщать.

3. Воспитывающие:

- воспитывать культуру речи, умение слушать, работать в сотрудничестве;

- совершенствовать духовно-нравственные качества личности;

- воспитывать чувство любви к Родине;

- воспитывать уважительное отношение к русской литературе.

Формирование и развитие универсальных учебных действий:        

1. Личностных: совершенствование духовно-нравственных качеств личности, ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях;

2. Метапредметных:

- регулятивных: постановка учебной задачи; умение работать в группе;

- познавательных:  использование различных источников информации;

- коммуникативных: умение слушать и вести диалог, сотрудничать со сверстниками и взрослыми.

3. Предметных: освоение произведения, умение работать с готовым текстом, анализировать его.

Виды деятельности:

-познавательная,  проектная деятельность;

- беседа;

- развитие навыков выразительного чтения;

- работа с репродукциями картин;

- создание творческого проекта.

Оборудование урока:

- мультимедийный проектор; компьютер; экран,

- компьютерная презентация «Бородино»;

 - репродукции картин А. Ю. Аверьянова «Последняя контратака»,

Тропинина В. А. «Старый солдат».

На боковой классной доске запись: 

1- басня

2- олицетворение

3- И. А. Крылов

4- мораль

Ресурсы: портрет М.Ю. Лермонтова, презентация «Денис Иванович Давыдов», «Словарь терминов», озвученный М.Казаковым диафильм 1964 года «Бородино» (http://www.youtube.com/watch?feature=player_embedded&v=BO4_ZXela_c), таблицы 1,2,3, учебник литературы 5 класс автор Коровина В.Я.. – М.:Дрофа,2020 г.

1.Оргмомент. Актуализация знаний.

  • В эти осенние месяцы по всей России прошли массовые мероприятия, посвященные 200-летию битвы под Бородино. Не просто битвы, а великой битвы, переломного момента во всей отечественной войне 1812 года. Откройте оглавление учебника и скажите, пожалуйста, какое произведение отражает события этой войны? (Правильно, стихотворение «Бородино».)
  1. Определение цели и задач урока.
  • Как вы думаете, что мы сегодня на уроке будем делать? (ответы детей)
  • (работа по таблице №1 в парах) Запишите в 1 столбик таблицы, что вы знаете об этом событии, во 2 столбик запишите, что хотите узнать (опрос 2-3 учеников, что же они хотят узнать.) 
  • В жизни каждого человека есть события, которые он помнит. Как вы думаете, в жизни страны есть такие события? А какие это события? Может ли битва при Бородино считаться таким событием? А почему? Главный вопрос, на который мы сегодня постараемся ответить: «Почему вся Россия «помнит про день Бородина»?»
  1.  Работа по теме урока.
  1. Слово о писателе.
  • Откройте учебники (цветные вкладки). Перед вами портрет поэта (в учебнике и на доске). Вы видите лицо совсем молодого человека. “Нераспустившимся цветком русской поэзии” назвал его критик. Почему так его назвали, вы мне скажите, когда назовете годы его жизни. Вы знаете, когда родился Лермонтов? Нет? А я вам докажу, что вы знаете. Первые две цифры его даты рождения - обозначение века расцвета русской литературы (18), третья цифра – под ней находится название небольшого стихотворного рассказа, в котором дается нравоучительное, сатирическое  изображение жизни (1), и четвертая цифра - под этой цифрой находится определение нравоучительного вывода в басне  (4). Ответ:1814 год – год рождения поэта.  А прожил он всего  27 неполных лет. Значит, вторая дата – 1814+27=1841.
  • Слово о писателе. (выступление ученика)

Нерадостным было детство маленького Миши: рано умерла его мать, рос он в разлуке с отцом. Детство Лермонтова прошло в имении Тарханы в Пензенской области. Воспитывала его бабушка. Елизавета Алексеевна Арсеньева. Бабушка очень заботилась о воспитании внука. Приглашала к нему лучших учителей. Учился Лермонтов охотно. Много читал, свободно говорил по-французски и по-немецки, проявлял необычайные способности в математике, играл в шахматы, играл на скрипке. Особенно увлекался литературой и больше всех любил Пушкина, рано начал сочинять стихи. Еще более ранним его увлечением было рисование. М.Ю.Лермонтова всегда интересовала история, он изучал ее, особо привлекало Бородинское сражение (Его дядя Афанасий Алексеевич Столыпин участвовал в Бородинском сражении). М.Ю.Лермонтова восхищался героями битвы, их мужеством и самоотверженностью. Лермонтов погиб на дуэли в 1841 году.

  • За свою жизнь он создал немало замечательных произведений. К числу самых знаменитых его стихотворений относится и "Бородино”.
  1. История создания стихотворения «Бородино». (выступление ученика)
  • Лермонтов зачитывался стихами о войне 1812 года, печатавшимся в журнале А.С. Пушкина "Современник», письмами, мемуарами, записками Дениса Давыдова.  
  • Слово о Д.Давыдове (выступление ученика со своей презентацией «Денис Иванович Давыдов», далее звучит песня Д.Давыдова в исполнении ученицы под гитару).
  1. Исторические события в произведении.
  • Итак, мы выяснили с вами, что в основу произведения «Бородино» легло историческое событие – бородинское сражение отечественной войны 1812 года. Пришло время обратиться к произведению. Но прежде чем его слушать, проведем словарную работу.
  • Словарная работа (выступление ученика со своей презентацией «Словарь терминов»).
  • Слушание озвученного диафильма «Бородино» в исполнении М.Казакова.
  • Первое впечатление. Опрос детей. Какие чувства вы испытали, слушая стихотворение?
  1. Исследование текста.
  • Работа с учебником с. 217
  • Как построено стихотворение?

Строфа – часть стихотворения, объединенная в  единое целое ритмом, рифмой, темой. (словарь с.251 учебника)

  • Сколько строф в стихотворении? 13 и одна повторяется.
  • Работа в группах с таблицей №2  Цель  работы  – выяснить, как отразились исторические факты в стихотворении. Задание: соотнесите исторические  данные с текстом стихотворения М.Ю.Лермонтова, выделите в стихотворении нужные части, подберите цитаты, заполните таблицу.

С исторической справкой выступление ученика от имени участника сражения (в костюме).

  1. Я участник великого сражения. Сейчас я вам расскажу все что помню. Бородинское сражение - крупнейшее сражение Отечественной войны 1812 года между русской и французской армиями. Оно  произошло 7 сентября  1812 года у села Бородино, которое находится  западнее Москвы. А до этого мы долго отступали, после оставления города Смоленска русская армия отходила к Москве.
  2. Да, и вот наш главнокомандующий Михаил Илларионович Кутузов выбрал место боя. 3 сентября  мы  расположилась у села Бородино, на заранее избранной позиции, где решил Кутузов дать армии этого супостата  Наполеона решительное сражение. К началу сражения у нас была большая армия: 120 тысяч человек и 640 орудий. А у французов еще больше:135 тысяч человек, а орудий  у них было чуть меньше: 587.
  3. До главного сражения 5 сентября был бой  за Шевардинский редут.
  4. В течение 6 сентября и мы и французы готовились к главному сражению.
  5. На рассвете 7 сентября артиллерийской канонадой с обеих сторон началось Бородинское сражение.
  6. Решающие бои развернулись за Багратионовы флеши и батарею Раевского. французам удалось их захватить,потеряли много людей и орудий. Но сил идти дальше у них не было. Наполеон отвел войска на исходные позиции.

Цитаты из исторической справки

Цитаты из стихотворения

Я участник великого сражения. Сейчас я вам расскажу все что помню. Бородинское сражение - крупнейшее сражение Отечественной войны 1812 года между русской и французской армиями. Оно  произошло 7 сентября  1812 года у села Бородино, которое находится  западнее Москвы. А до этого мы долго отступали , после оставления города Смоленска русская армия отходила к Москве.

3 строфа:

Мы долго молча отступали,
Досадно было, боя ждали,

Да , и вот наш главнокомандующий михаил илларионович Кутузов выбрал место боя. 3 сентября  мы  расположилась у села Бородино, на заранее избранной позиции, где решил Кутузов дать армии этого супостата  Наполеона решительное сражение. К началу сражения у нас была большая армия: 120 тысяч человек и 640 орудий. А у французов еще больше:135 тысяч человек, а орудий  у них было чуть меньше: 587.

4 строфа:

И вот нашли большое поле:
Есть разгуляться где на воле!
Построили редут.

До главного сражения 5 сентября был бой  за Шевардинский редут.

Строфа 6:

Два дня мы были в перестрелке…

В течение 6 сентября и мы и французы готовились к главному сражению

Строфа 7

Прилег вздремнуть я у лафета…

на рассвете 7 сентября артиллерийской канонадой с обеих сторон началось Бородинское сражение.

Строфа 8:

И только небо засветилось,
Все шумно вдруг зашевелилось,
Сверкнул за строем строй.

Решающие бои развернулись за Багратионовы флеши и батарею Раевского. французам удалось их захватить, потеряли много людей и орудий.  Но сил идти дальше у них не было. Наполеон отвел войска на исходные позиции.

Строфа 13:

Вот смерклось. Были все готовы
Заутра бой затеять новый
И до конца стоять...
Вот затрещали барабаны -
И отступили басурманы.

Таблица №2 для учителя

Вывод: Основные эпизоды Бородинского сражения, описанные в стихотворении, полностью совпадают с исторической справкой. Следовательно, поэт в основу стихотворения положил реальные исторические факты.

  1. Анализ художественных средств стихотворения.
  • Но чем отличаются исторический рассказ от стихотворного? (в стихотворении нет дат, названий, фамилий; речь в стихотворении выразительная, образная).
  • Работа с таблицей №3 в парах. Цель: найти в тексте средства художественной выразительности. Задание: в своём стихотворении М.Ю.Лермонтов использует различные средства художественной выразительности для создания художественной картины жизни, речь Лермонтова богата сравнениями, метафорами.  Выпишите их.

Таблица №3 для учителя

Средства художественной выразительности

Примеры из текста

Роль в тексте

Метафоры

Звучал булат, картечь визжала, залпы тысячи орудий слились в протяжный вой, гора кровавых тел

Метафоры делают текст ярче и выразительнее, создают звуковые ощущения, образно показывают грандиозность сражения, ужасающее количество жертв

Сравнения

Французы двинулись, как тучи; носились знамена, как тени; земля тряслась, как наши груди

Помогают увидеть несметные полчища врага, передают динамичность боя, показывают грандиозность сражения, тяжесть его

Восклицательные предложения

Недаром помнит вся Россия про день Бородина!

помогают передать чувство гордости русской богатырской силой и удалью

Вывод: использование в стихотворении метафор, сравнений помогает ярче, образнее передать картину боя.

  1.  Подведение итога урока.
  • С какой целью М.Ю. Лермонтов обращается к теме Бородинского сражения?
  • Что важнее для автора передать правду истории или прославить подвиг солдат, сражавшихся на поле битвы?
  • Что он хотел донести до читателя, до будущих поколений? (Ответы детей).
  1. Рефлексия.
  • Таблица №1. Заполняем столбик «Что я узнал на уроке.» Обсуждение.
  • Игра «верные - неверные утверждения». Суть игры: ученик по теме урока произносит утверждение, начиная со слов «я считаю, что…», а другой ученик, ему отвечает «я с тобой не согласен, потому что…», либо «я с тобой согласен, потому что…» Цель: выяснение того, что учащиеся отметили, как главное, что усвоили.

Заключительное слово  учителя: нас и сегодня волнует стихотворение Лермонтова, и события в нем описанные. Война не может восхищать, потому что это кровь, ужас, смерть, но подвиг русских солдат, не пощадивших жизни ради спасения Отечества будет жить вечно и этот подвиг "недаром помнит” и будет помнить "вся Россия”.

  1.  Отметки.
  2. Домашнее задание. Подготовить выразительное чтение стихотворения М.Ю. Лермонтова «Бородино».

Приложения.

Таблица 1____________________________________________________

Что я знаю

Что хочу узнать

Что узнал

Таблица 2. Подбери цитаты из текста

Цитаты из исторической справки

Цитаты из стихотворения

Я участник великого сражения. Сейчас я вам расскажу все что помню. Бородинское сражение - крупнейшее сражение Отечественной войны 1812 года между русской и французской армиями. Оно  произошло 7 сентября  1812 года у села Бородино, которое находится  западнее Москвы. А до этого мы долго отступали , после оставления города Смоленска русская армия отходила к Москве.

Да , и вот наш главнокомандующий михаил илларионович Кутузов выбрал место боя. 3 сентября  мы  расположилась у села Бородино, на заранее избранной позиции, где решил Кутузов дать армии этого супостата  Наполеона решительное сражение. К началу сражения у нас была большая армия: 120 тысяч человек и 640 орудий. А у французов еще больше:135 тысяч человек, а орудий  у них было чуть меньше: 587.

До главного сражения 5 сентября был бой  за Шевардинский редут.

В течение 6 сентября и мы и французы готовились к главному сражению

на рассвете 7 сентября артиллерийской канонадой с обеих сторон началось Бородинское сражение.

Решающие бои развернулись за Багратионовы флеши и батарею Раевского. французам удалось их захватить, потеряли много людей и орудий.  Но сил идти дальше у них не было. Наполеон отвел войска на исходные позиции.

Таблица 3.

Средства художественной выразительности

Примеры из текста

Роль в тексте

Метафоры

Метафоры делают текст ярче и выразительнее, создают звуковые ощущения, образно показывают грандиозность сражения, ужасающее количество жертв

Сравнения

Помогают увидеть несметные полчища врага, передают динамичность боя, показывают грандиозность сражения, тяжесть его

Восклицательные предложения

помогают передать чувство гордости русской богатырской силой и удалью


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Образ простого солдата – защитника родины (по стихотворению М.Ю. Лермонтова «Бородино». 1837 год).

Слайд 2

Стихотворение впервые было напечатано в 1837 году, в год 25-летней годовщины Бородинской битвы .

Слайд 3

Историческая справка 1. 22 июня 1812 г. 2. 26 августа 1812 г. 3. Декабрь 1813 г. 4. Март 1814 г. 1. Наполеон начал войну против России. 2. Бородинское сражение. 3. Из России изгнана «великая армия» Наполеона. 4. Русская армия вошла в Париж.

Слайд 4

1. Какой факт относится к биографии М.Ю. Лермонтова? А. он рос впечатлительным и болезненным мальчиком; Б. он закончил Московский университет со степенью доктора философских и словесных наук; В. Его детство прошло в родовом имении Грешнево Ярославской губернии;

Слайд 5

2. Когда было написано стихотворение М.Ю. Лермонтова «Бородино»? А. в ходе Бородинского сражения; Б. сразу после Бородинского сражения; В. Через 25 лет после Бородинского сражения;

Слайд 6

3.Где находится Бородино? А. Под Парижем; Б. Под Киевом; В. Под Москвой

Слайд 7

4. От чего сильно пострадала Москва во время Отечественной войны 1812 года? А. От наводнения; Б. От пожаров; В. От урагана

Слайд 8

5. Какую форму повествования использует Лермонтов в стихотворении? А. Монолог; Б. Диалог; В. Повествование;

Слайд 9

6. Кто рассказывает о войне в стихотворении ? А. Рядовой солдат, участник сражения; Б. П осторонний наблюдатель; В. Друг участника сражения;

Слайд 10

7.Кто является главным героем стихотворения? А. Солдат – рассказчик; Б. Полковник; В. Народ;

Слайд 11

8. Кто произносит приведённые ниже слова? Ребята! Не Москва ль за нами? Умрёмте под Москвой, Как наши братья умирали! А. Солдат –рассказчик; Б. Полковник; В. Народ;

Слайд 12

9. Кто обратился к солдатам перед боем? А. Царь; Б. Священник; В. Полковник;

Слайд 13

10. Какой частью речи является подчёркнутое слово? Не будь на то Господня воля, Не отдали б Москвы! А. Существительным; Б. Прилагательным; В. Наречием;

Слайд 14

1 – А 2 – В 3 – В 4 – Б 5 – Б 6 – А 7 – В 8 – Б 9 – В 10 - Б

Слайд 15

Постановка исследовательской задачи Перечитывая текст стихотворения М.Ю. Лермонтова «Бородино», выявить, каким был защитник отечества: какими качествами и чертами характера он обладал.

Слайд 16

Задание для первой группы (строфы 4, 5, 6) Найдите в тексте ответы на вопросы и выявите черты характера русского солдата. 1. Какие меткие выражения употребляет в своей речи солдат ? 2. Как и с каким чувством он обращается к врагу? 3. Что он обещает французам? Подготовьте выступление с результатами своего исследования.

Слайд 17

Задание для второй группы (строфы 7, 8, 9) Найдите в тексте ответы на вопросы и выявите черты характера русского солдата. 1) Как ведут себя перед боем французские и русские солдаты? Какую русскую пословицу можно использовать для этого случая? ( используйте книгу В. Даля «Пословицы русского народа», раздел «Похвала – похвальба»). 2) Как солдат относится к полковнику, почему именно так? Подготовьте выступление с результатами своего исследования.

Слайд 18

Задание для третьей группы (строфы 10, 11, 12) Найдите в тексте ответы на вопросы и выявите черты характера русского солдата. 1) Строфа 10. Какое сравнение помогает понять состояние души солдата, что его удивило? Какая черта характера русского человека проявилась в этот «денёк»? 2) Строфа 11. Чем эта битва потрясла солдата? Как раскрывается характер защитника отчества в этой ситуации? 3) Строфа 12. Что вызывает восхищение у рассказчика? Как это его характеризует? Подготовьте выступление с результатами своего исследования.

Слайд 19

Обобщение итогов исследования первой группы Качества характера русского солдата: талантливый рассказчик; имеет чувство собственного достоинства; беспощадность к врагу.

Слайд 20

Обобщение итогов исследования второй группы Качества характера русского солдата: ответственность; чтит мудрость предков: не гопай, поколе не перескочишь; беззаветно любит родину , как и полковник.

Слайд 21

Обобщение итогов исследования третьей группы Качества характера русского солдата: бесстрашие: сила врага не пугает; милосердие: ему больно видеть гору кровавых тел; храбрость и удаль; преданность родине, готовность за нее умереть.

Слайд 22

Домашнее задание: Письменно ответить на вопросы (5-10 предложений): 1. Почему так интересно стихотворение «Бородино»? 2. Каким я представляю себе рассказчика стихотворения «Бородино»? 3. Каким настроением пронизано стихотворение «Бородино»?


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Денис Давыдов. Поэт и генерал.

Слайд 2

Денис Васильевич Давыдов- генерал –лейтенант, идеолог и предводитель партизанского движения, участник Отечественной войны 1812 года, русский поэт «Пушкинской плеяды» Денис Давыдов в мундире Ахтырского гусарского полка. Портрет кисти Д. Доу.

Слайд 3

«Я был рожден для рокового 1812 года», — писал в автобиографии прославленный поэт-партизан. Был адъютантом Багратиона. За пять дней до великого сражения Денис Васильевич и предложил Багратиону идею партизанского отряда. Эту идею он позаимствовал у гверильясов (испанских партизан). Наполеон надеясь победить Россию за двадцать дней - на столько и взял с собой провианта. И если отбирать обозы, фураж и ломать мосты, то это создаст ему большие проблемы. Полковник Денис Давыдов в июле 1812г. Художник Виктор Болтышев. Отечественная война 1812 года

Слайд 4

Накануне Бородинской битвы, Давыдов во главе отряда из пятидесяти гусар и восьмидесяти казаков направился в тыл врага. В первую же ночь отряд Давыдова попал в засаду устроенную крестьянами и Денис чуть не погиб. Крестьяне плохо разбирались в деталях военной формы, которая у французов и русских была похожей. После этого Давыдов надел мужицкий кафтан и отпустил бороду . Портрет кисти А. Орловского(1814 г) Партизанский отряд


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА 1812 года в стихотворении М.Ю.Лермонтова «Бородино»

Слайд 2

Сегодня на уроке Познакомимся со стихотворением М.Ю.Лермонтова “Бородино”. Узнаем, каково историческое значение победы России в Отечественной войне 1812 года Выясним, как исторические события, положенные в основу произведения , отражаются в литературном произведении.

Слайд 3

Эпиграф к уроку «Прошлое, хранящееся в памяти, есть часть настоящего.» Котарбиньский Т. . Котарбиньский Теодеуш- польский философ и логик

Слайд 4

М.Ю.Лермонтов Знали Узнали Годы жизни 1814 – 1841 Родился в Москве. Писал стихи Нерадостное детство. Воспитывала бабушка Служил на Кавказе Учился охотно Убит на дуэли Увлекался литературой Интересовала история Привлекало Бородинское сражение К числу самых знаменитых его стихотворений относится « Бородино”. Бабушка Елизавета Алексеевна Арсеньева

Слайд 5

Историческая справка о Бородинском сражении Художник Ф. А. Рубо КУТУЗОВ Михаил Илларионович Багратион Пётр Иванович Наполеон Бонапарт Царь Александр I .

Слайд 6

Создание стихотворения «Бородино » (1837год) Лермонтову довелось служить с солдатами, которые участвовали в Бородинской битве. Ветераны делились своими воспоминаниями. К 25-летию великого сражения Лермонтов пишет стихотворение «Бородино» о доблести русских воинов. П.Заболотский. Ветеран 1812 года .

Слайд 7

Словарная работа Кивер- высокий головной убор военных Булат – оружие булатной стали, сабля

Слайд 8

Лафет Станок, на котором укрепляется ствол пушки

Слайд 9

Уланы, драгуны Солдаты конных полков. Пестрые значки и конские хвосты на киверах были отличительными знаками этих войск

Слайд 10

Кивер офицера драгунского полка

Слайд 11

Редут времён 1812 года Полевое или временное укрепление, сомкнутое, представляющее квадрат или иной многоугольник, охваченный земляным валом (бруствером) и наружным рвом со всех сторон .

Слайд 12

Картечь Небольшой артиллерийский снаряд для стрельбы на близком расстоянии

Слайд 13

Бивак Стоянка войска под открытым небом

Слайд 14

Мусью – сударь, господин Басурман – здесь: враги.

Слайд 15

ФЛЕШИ Старинные (до начала 20 в.) полевые, реже долговременные укрепления для прикрытия важных направлений и пунктов (например, Багратионовы Флеши у деревни Семеновской в Бородинском сражении 1812).

Слайд 16

http://video.yandex.ru/#search?where=all&tex

Слайд 17

Соотнесите исторические данные из рассказа солдата с текстом стихотворения. Найдите и выпишите цитаты из стихотворения, подтверждающие слова солдата. Заполните таблицу №2.

Слайд 18

Домашнее задание: 1. Для яркости, красочности, создания правдоподобной картины Лермонтов использует в стихотворении восклицательные предложения, метафоры, сравнения. Найдите их в произведении и запишите в таблицу №3; 2. Выучить наизусть 3 любые строфы из стихотворения.

Слайд 19

Итог урока - Определите роль Бородинского сражения в ходе Отечественной войны 1812 года. - С какой целью М.Ю. Лермонтов обращается к теме Бородинского сражения? - Что он хотел донести до читателя, до будущих поколений? - Можно ли сегодня говорить об актуальности звучания строк, написанных почти два века назад? Что важнее для автора, передать правду истории или прославить подвиг солдат, сражавшихся на поле битвы? .

Слайд 20

Вывод ы. Победа русской армии в этой войне избавила страну от захватчиков и освободила страны Европы. 2012год-год 200-летия со дня Бородинского сражения. Почему и сегодня нас волнует и стихотворение Лермонтова, и события в нем описанные? Война не может восхищать, потому что это кровь, ужас, смерть, но подвиг русских солдат, не пощадивших жизни ради спасения Отечества ,будет жить вечно ,и этот подвиг "недаром помнит” и будет помнить "вся Россия”.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

М.Ю. Лермонтов Москва, Москва!.. люблю тебя, как сын, Как русский, - сильно, пламенно и нежно.

Слайд 2

Цели урока: 1. Знакомство с биографией М. Ю. Лермонтова. 1 . Чтение содержания стихотворения “Бородино ” с обращением особого внимания на его художественные достоинства. 2. Развитие умения делать анализ художественного текста. 3. Воспитание уважения к великому прошлому России.

Слайд 3

Лермонтов в детском возрасте. 1817-1818. Лермонтов в детстве. 1820-1822. Лермонтов в вицмундире лейб-гвардии Гусарского полка. 1834. Художник Ф.О. Будкин

Слайд 4

Лермонтов в расстёгнутом ментике с золотыми шнурками. 1837. П.Е. Заболотский . Лермонтов. Автопортрет. Акварель. 1837 Лермонтов. 1838. Художник А.И. Клюндер

Слайд 5

Лермонтов в сюртуке лейб-гвардии Гусарского полка. 1839. Акварель А.И. Клюндера

Слайд 6

Лермонтов в сюртуке офицера Тенгинского пехотного полка. 1841. Художник К.А. Горбунов

Слайд 8

Знакомо ли вам слово – Бородино ? ( Относится к событиям войны 1812года, название деревни под Москвой, где произошло крупное сражение.)

Слайд 9

М. И. Кутузов Б. Наполеон

Слайд 10

Редут (франц.) – квадратное земляное укрепление на поле боя; мусью (разг.народ.): мсье, месье (франц.) – сударь, господин; картечь – артиллерийский снаряд, наполненный круглыми пулями, широко рассеивающимися при выстреле; лафет – боевой станок, на котором укрепляется ствол артиллерийского орудия; бивак – стоянка войск под открытым небом; кивер – высокий военный головной убор из твердой кожи; булат – оружие из булатной стали – стали особой закалки; улан, драгун – солдаты конных полков; басурманы – люди другой веры, иноземцы, здесь: враги.

Слайд 12

Мужество – присутствие духа в опасности. Храбрость – отсутствие страха. Отвага – смелость, бесстрашие, храбрость. Удаль – безудержная, лихая смелость. Героизм – отвага, решительность и самопожертвование в критической ситуации. Патриотизм – преданность и любовь к Родине, народу.

Слайд 13

Стихотворение “Бородино ” - одно из самых ярких патриотических произведений русской литературы, вдохновенный гимн русскому народу, отстоявшему родину от врага.

Слайд 14

ДОМА: Ответить письменно на один из вопросов (10 предложений): Почему так интересно читать стихотворение «Бородино»? Каким я представляю себе рассказчика стихотворения «Бородино»? Каким настроением пронизано стихотворение «Бородино»?


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Словарь терминов к стихотворению М.Ю. Лермонтова «Бородино»

Слайд 2

РЕДУТ полевое сооружение в виде квадрата, прямоугольника или многоугольника. Редуты являлись опорными пунктами в системе укрепленных позиций.

Слайд 3

Картечь это небольшие артиллерийские снаряды для поражения живой силы противника на близких расстояниях.

Слайд 4

Специальное приспособление, опора (станок), на котором закрепляется ствол орудия с затвором. Лафе́т

Слайд 5

БИВАК, БИВУАК-стоянка войск под открытым небом

Слайд 6

КИ́ВЕР высокий головной убор военных.

Слайд 7

Сражён булатом - то есть булатным (стальным) оружием, саблей

Слайд 8

Уланы, драгуны – кавалеристы , конные войска . Пёстрые значки и конские хвосты на киверах были отличительными знаками этих войск

Слайд 9

Басурманы – здесь: враги .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока "Скалярное произведение векторов"

Отработка определения скалярного произведения, его свойств, теоремы о скалярном произведении в координатах....

Разработка урока по произведению М.Пришвина "Кладовая солнца"

Материал вместе со слайдами можно использовать на обобщающем уроке по произведению....

Разработка урока по произведению Л.Н.Толстого "После бала"(8 кл)

Материал рассматривает тему "Герои рассказа и их судьбы. Контраст как основа композиции рассказа "После бала" Л.Н.Толстого"....

Методическая разработка. Урок по произведениям М.Е. Салтыкова-Щедрина "В некотором царстве, в сказочном государстве..."

Литературная игра "Внекотором царстве, в сказочном государстве..." позволит более тесно соприкоснуться с творчеством М.Е. С-Щедрина, с его биографией, расширить литературный словарь. Ребята знакомятся...

Работа с текстом на уроке литературы в 8 классе. Разработка урока по произведению А.И.Куприна «Гамбринус» с использованием стратегии «Продвинутая лекция» (технология «Критическое мышление»).

Анализ произведения А.И.Куприна "Гамбринус" в 8 классе. Использована одна из стратегий технологии " Развитие критического мышления через чтение и письмо" - "Продвинутая лекция"....

Методическая разработка урока по произведению В.К. Железникова «Чучело»

Разработка урока по русской литературе «Роль душевной красоты в жизни человека»Цели урока: 1. обучающая – познакомить с произведением В.Железникова «Чучело», вы...