Разработка урока по произведению М.Пришвина "Кладовая солнца"
методическая разработка по литературе (6 класс) по теме
Материал вместе со слайдами можно использовать на обобщающем уроке по произведению.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное Общеобразовательное Учреждение
Кашарская Средняя Школа
План-конспект открытого урока по литературе
В 6 «Б» классе
Тема урока:
Человек и природа в сказке-были
М.А.Пришвина «Кладовая солнца»
Кашары.
Учитель: Лукомская Н.А.
Тема урока:
СЛАЙД №1
«Человек и природа в сказке-были М.А.Пришвина «Кладовая солнца»».
СЛАЙД №2
« Я ведь, друзья мои, пишу
О природе, сам же только
О людях и думаю».
(М.Пришвин).
СЛАЙД№3
Цели урока: показать метафорический смысл сказки-были; раскрыть замысел писателя – показать единство человека и природы.
Оборудование урока: портрет М.А.Пришвина, рисунки-иллюстрации учебников.
Учитель:
Сегодня мы продолжаем работу над сказкой-былью М.Пришвина «Кладовая солнца». На прошлом уроке мы уже познакомились с главными героями Настей и Митрашей, с особенностями жанра сказки-были. На дом вы получили задание и теперь с удовольствием поделитесь своими впечатлениями от прочитанного, а вместе нам, я надеюсь, удастся понять нечто важное.
На этом уроке нам предстоит поговорить о приключениях Насти и Митраши, которые произошли с ними на Блудовом болоте, о причинах их бедствий и постараемся понять, к каким людям приходит успех и кому удается выйти победителем в столкновении с силами природы.
Тема нашего урока звучит так: «Человек и природа», а эпиграфом взяты слова самого автора. По ходу урока вы постараетесь понять, есть ли взаимосвязь между этим высказыванием писателя и героями «Кладовой солнца».
Дома в тетрадях по литературе вы должны были вписать всех героев повести, попытаться определить главных и второстепенных. Назовите их, пожалуйста. (Ученики называют).
-Верно, кроме активно действующих героев в образах людей, вы заметили, что героями могут быть и растения, и дикие животные.
-А как назвать одним словом все, что вы сейчас говорили?
(Ученики: Природа) – Правильно, ребята, одним из героев сказки-были является природа. Природа может быть человеку и другом, если он бережно относится к ней, и строгим учителем, если человек теряется в столкновении с природой или использует ее в своих корыстных целях. Это сейчас мы и проследим на главных героях повести.
-Как начинается глава, в которой рассказывается о приходе брата и сестры в лес? (Учащиеся готовили наизусть отрывок «Ели и сосна», учащиеся читают выразительно наизусть).
-Какие впечатления произвели на вас эти два хвойных дерева? (Обращаю внимание на выставку иллюстраций, подготовленную учащимися).
-Давайте выберем наиболее точную иллюстрацию для данного отрывка и обоснуем свой выбор.
-Как называется прием, когда писатель наделяет явления природы признаками живых существ? (Олицетворение)
-Какую роль играет в тексте олицетворение?
(Олицетворение подчеркивает восприятие автором природы как живого существа).
Итак, к Лежачему камню пришли брат и сестра , дружные, любящие друг друга.
Как ведут себя дети в лесу?
СЛАЙД №4
(Могучая природа очаровала, околдовала их. Еще не произошел спор, но изменения в природе мы уже можем понять).
-Что произошло потом?
(Дети поспорили).
Чтение по ролям диалога брата и сестры.
-Как ведет себя каждый из них?
-Как природа помогает понять настроение спорящих?
-Как ведут себя брат и сестра, оставшись наедине с природой?
Давайте повторим путь Насти и Митраши. Знание текста, сообразительность, схема пути помогут нам словесно изобразить маршрут ребят.
СЛАЙД№ 5
-Прежде всего, отправимся вслед за Митрашей. Почему же Митраша становится пленником болота? (Здесь читаем и объясняем загадочные слова мудрого лесника, в которых старый охотник выказывает свое отношение к людям, легковесно и самоуверенно относящихся к природе).
СЛАЙД№6
-Вернемся на дорогу, по которой пошла Настя. Какая природа окружает ее?
-Как же ведет себя Настя среди такого богатства? (Ее охватывает жадность). Такая жадность не нравится писателю, и он показывает великана лося.
-Что говорится о нем? Для чего дается это описание? (для контраста)
-Почему, глядя наползающую Настю, Лось не признает в ней человека?
- Сравниваем Настю и черный пень
- Что они делают? (Автор вновь упрекает Настю, оставившую брата).
Но вот девочка доползла до щедрого пня. Что происходит дальше? Кто заставляет Настю стать на ноги? (Змея)
Ученики: Да, только встреча со змеёй заставила девочку осознать свой поступок, задуматься над тем, какие вокруг опасности и как, должно быть, трудно Митраше, который выбрал незнакомый путь.
СЛАЙД №7
- От кого же приходит помощь?(Пень, Лось, Травка.) Одним словом - природа. Так в данном эпизоде мы наблюдаем, как природа помогает человеку оставаться достойным своего звания.
А теперь давайте сделаем вывод: что же поняли дети? Кто остается человеком в любой жизненной ситуации?
Верно ли утверждение автора, взятое нами в качестве эпиграфа урока?
А итогом работы будет небольшая письменная работы. Вы должны написать сиквейн, выразив в нем основную мысль нашей беседы на уроке.
Д/з Ответ на вопрос: Почему Травка пришла на помощь Митраше?
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока "Скалярное произведение векторов"
Отработка определения скалярного произведения, его свойств, теоремы о скалярном произведении в координатах....
Разработка урока по произведению Л.Н.Толстого "После бала"(8 кл)
Материал рассматривает тему "Герои рассказа и их судьбы. Контраст как основа композиции рассказа "После бала" Л.Н.Толстого"....
Методическая разработка. Урок по произведениям М.Е. Салтыкова-Щедрина "В некотором царстве, в сказочном государстве..."
Литературная игра "Внекотором царстве, в сказочном государстве..." позволит более тесно соприкоснуться с творчеством М.Е. С-Щедрина, с его биографией, расширить литературный словарь. Ребята знакомятся...
Работа с текстом на уроке литературы в 8 классе. Разработка урока по произведению А.И.Куприна «Гамбринус» с использованием стратегии «Продвинутая лекция» (технология «Критическое мышление»).
Анализ произведения А.И.Куприна "Гамбринус" в 8 классе. Использована одна из стратегий технологии " Развитие критического мышления через чтение и письмо" - "Продвинутая лекция"....
Методическая разработка урока "Делимость произведения"
Конспект, сам. работа, презентация...
Методическая разработка урока по произведению В.К. Железникова «Чучело»
Разработка урока по русской литературе «Роль душевной красоты в жизни человека»Цели урока: 1. обучающая – познакомить с произведением В.Железникова «Чучело», вы...
Разработка урока по произведению М.Ю. Лермонтова "Бородино"
Урок по литературе , М.Ю.Лермонтов"Бородино"...