Разработка урока по произведению М.Пришвина "Кладовая солнца"
методическая разработка по литературе (6 класс) по теме

Лукомская Наталья Александровна

Материал вместе со слайдами можно использовать на обобщающем уроке по произведению.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                     

                                                            Муниципальное Общеобразовательное Учреждение

                                                                                    Кашарская Средняя Школа

             План-конспект открытого урока по литературе

                                         В 6 «Б» классе

                                                       Тема урока:

 

            Человек и природа в сказке-были                  

       М.А.Пришвина «Кладовая солнца»

                                                                                       Кашары.

                                                                        Учитель:  Лукомская Н.А.

                 

                                                                                    Тема урока:

                                                                                    СЛАЙД №1

                               «Человек и природа в сказке-были М.А.Пришвина «Кладовая солнца»».

                                                                                    СЛАЙД №2

                                                                                                                                 « Я ведь, друзья мои, пишу

                                                                                                                                   О природе, сам же только

                                                                                                                                                О людях и думаю».

                                                                                                                                                          (М.Пришвин).

                                                                                      СЛАЙД№3

Цели урока: показать метафорический смысл сказки-были; раскрыть замысел писателя – показать единство человека и природы.

Оборудование урока: портрет М.А.Пришвина, рисунки-иллюстрации учебников.

Учитель:

Сегодня мы продолжаем работу над сказкой-былью М.Пришвина «Кладовая солнца». На прошлом уроке мы уже познакомились с главными героями Настей и Митрашей, с особенностями жанра сказки-были. На дом вы получили задание и теперь с удовольствием поделитесь своими впечатлениями от прочитанного, а вместе нам, я надеюсь, удастся понять нечто важное.

На этом уроке нам предстоит поговорить о приключениях Насти и Митраши, которые произошли с ними на Блудовом болоте, о причинах их бедствий и постараемся понять, к каким людям приходит успех и кому удается выйти победителем в столкновении с силами природы.

Тема нашего урока звучит так: «Человек и природа», а эпиграфом взяты слова самого автора. По ходу урока вы постараетесь понять, есть ли взаимосвязь между этим высказыванием писателя и героями  «Кладовой солнца».

Дома в тетрадях по литературе вы должны были вписать всех героев повести, попытаться определить главных и второстепенных. Назовите их, пожалуйста. (Ученики называют).

-Верно, кроме активно действующих героев в образах людей, вы заметили, что героями могут быть и растения, и дикие животные.

-А как назвать одним словом все, что вы сейчас говорили?

(Ученики: Природа) – Правильно, ребята, одним из героев сказки-были является природа. Природа может быть человеку и другом, если он бережно относится к ней, и строгим учителем, если человек теряется в столкновении с природой или использует ее в своих корыстных целях. Это сейчас мы и проследим на главных героях повести.

-Как начинается глава, в которой рассказывается о приходе брата и сестры в лес? (Учащиеся готовили наизусть отрывок «Ели и сосна», учащиеся читают выразительно наизусть).

-Какие впечатления произвели на вас эти два хвойных дерева? (Обращаю внимание на выставку  иллюстраций, подготовленную учащимися).

-Давайте выберем наиболее точную иллюстрацию для данного отрывка и обоснуем свой выбор.

-Как называется прием, когда писатель наделяет явления природы признаками живых существ? (Олицетворение)

-Какую роль играет в тексте олицетворение?

(Олицетворение подчеркивает восприятие автором природы как живого существа).

Итак, к Лежачему камню пришли брат и сестра , дружные, любящие друг друга.

Как ведут себя дети в лесу?

                                                                                        СЛАЙД №4

(Могучая природа очаровала, околдовала их. Еще не произошел спор, но изменения в природе мы уже можем понять).

-Что произошло потом?

(Дети поспорили).

Чтение по ролям диалога брата и сестры.

-Как ведет себя каждый из них?

-Как природа помогает понять настроение спорящих?

-Как ведут себя брат и сестра, оставшись наедине с природой?

Давайте повторим путь Насти и Митраши. Знание текста, сообразительность, схема пути помогут нам словесно изобразить маршрут ребят.

                                                                                         СЛАЙД№ 5

-Прежде всего, отправимся вслед  за Митрашей. Почему же Митраша становится пленником болота? (Здесь читаем и объясняем загадочные слова мудрого лесника, в которых старый охотник выказывает свое отношение к людям, легковесно и самоуверенно относящихся к природе).

                                                                                         СЛАЙД№6

-Вернемся  на дорогу, по которой пошла Настя. Какая природа окружает ее?

-Как же ведет себя Настя среди такого богатства? (Ее охватывает жадность). Такая жадность не нравится писателю, и он показывает великана лося.

-Что говорится о нем? Для чего дается это описание? (для контраста)

-Почему, глядя наползающую Настю, Лось не признает в ней человека?

- Сравниваем Настю и черный пень

- Что они делают? (Автор вновь упрекает Настю, оставившую брата).

Но вот девочка доползла до щедрого пня. Что происходит  дальше? Кто заставляет Настю стать на ноги? (Змея)

Ученики: Да, только встреча со змеёй заставила девочку осознать свой поступок, задуматься над тем, какие вокруг опасности и как, должно быть, трудно Митраше, который выбрал незнакомый путь.

                                                                                     

                                                                                        СЛАЙД №7

- От кого же приходит помощь?(Пень, Лось, Травка.) Одним словом - природа. Так в данном эпизоде мы наблюдаем, как природа помогает человеку оставаться достойным своего звания.

А теперь давайте сделаем вывод:  что же поняли дети? Кто остается человеком в любой жизненной ситуации?

  Верно ли утверждение автора, взятое нами в качестве эпиграфа урока?

А итогом работы будет небольшая письменная работы. Вы должны написать сиквейн, выразив в нем основную мысль нашей беседы на уроке.

Д/з Ответ на вопрос: Почему Травка пришла на помощь Митраше?


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока "Скалярное произведение векторов"

Отработка определения скалярного произведения, его свойств, теоремы о скалярном произведении в координатах....

Разработка урока по произведению Л.Н.Толстого "После бала"(8 кл)

Материал рассматривает тему "Герои рассказа и их судьбы. Контраст как основа композиции рассказа "После бала" Л.Н.Толстого"....

Методическая разработка. Урок по произведениям М.Е. Салтыкова-Щедрина "В некотором царстве, в сказочном государстве..."

Литературная игра "Внекотором царстве, в сказочном государстве..." позволит более тесно соприкоснуться с творчеством М.Е. С-Щедрина, с его биографией, расширить литературный словарь. Ребята знакомятся...

Работа с текстом на уроке литературы в 8 классе. Разработка урока по произведению А.И.Куприна «Гамбринус» с использованием стратегии «Продвинутая лекция» (технология «Критическое мышление»).

Анализ произведения А.И.Куприна "Гамбринус" в 8 классе. Использована одна из стратегий технологии " Развитие критического мышления через чтение и письмо" - "Продвинутая лекция"....

Методическая разработка урока по произведению В.К. Железникова «Чучело»

Разработка урока по русской литературе «Роль душевной красоты в жизни человека»Цели урока: 1. обучающая – познакомить с произведением В.Железникова «Чучело», вы...

Разработка урока по произведению М.Ю. Лермонтова "Бородино"

Урок по литературе , М.Ю.Лермонтов"Бородино"...