В.П. Астафьев «Васюткино озеро». Человек и природа в рассказе.
план-конспект урока по литературе (5 класс)
Предварительный просмотр:
Урок литературы в 5 классе
Тема урока: В.П. Астафьев «Васюткино озеро». Человек и природа в рассказе.
Цели урока:
Обучающие:
Познакомить учащихся с биографией В.П. Астафьева (кратко), пробудить интерес к его личности
Продолжить работу по обучению аналитическому пересказу и
аналитическому комментарию художественного текста, работу над
характеристикой литературного героя.
Развивающие:
Совершенствовать речевые умения: пересказ художественного
произведения, выразительное чтение отрывков.
Развивать умение высказывать своё мнение о прочитанном.
Воспитательные:
Помочь учащимся задуматься, как человеку выйти из трудной
ситуации, как пробудить в себе готовность бороться со страхом,
робостью.
Вызвать у учащихся эмоциональный отклик на прочитанное.
Планируемые результаты изучения темы:
Предметные умения: знать своеобразие творчества В П Астафьева, иметь представление об автобиографических произведениях писателя; уметь определить значение картин природы в рассказе, дать характеристику герою, объяснить смысл названия рассказа.
Метапредметные УУД:
Личностные: участвует в творческом, созидательном процессе; осознает себя как индивидуальность и одновременно как член общества.
Регулятивные: планирует необходимые действия, операции, действует по плану.
Познавательные: понимает информацию, использует знаково-символические средства для решения различных учебных задач.
Коммуникативные: задает вопросы, слушает и отвечает на вопросы других, формулирует собственные мысли, высказывает и обосновывает свою точку зрения.
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Ход урока
- Организационный этап.
Ребята, сегодня на занятии мы начнём знакомство с интересным писателем В.П. Астафьевым и его рассказом «Васюткино озеро». В следующих классах это знакомство продолжится. Таких людей, как В.П. Астафьев, называют совестью нации. Это был чуткий, честный, непримиримый ко лжи и ко злу человек.
- Постановка цели и задач урока.
Итак, ребята, тема урока известна. Скажите, пожалуйста, какие цели мы должны с вами достигнуть на уроке?
III. Изучение нового материала.
1. Ознакомление / прослушивание сообщений учащихся о жизни и творчестве писателя.
2. Дополнение учителя о В. П. Астафьеве.
Совсем недавно ушёл из жизни В.П. Астафьев. Он родился 1 сентября 1924 года в Красноярском крае, в селе Овсянка на берегу Енисея. К самому берегу подступает вековая тайга.
Мальчику было 7 лет, когда утонула его мать- Лидия Ильинична. Её он любил безгранично. Только заботами бабушки Екатерины Петровны было окрашено его одинокое сиротское детство. Довелось ему быть беспризорником, узнать, что такое детский дом. Склонность к сочинительству обнаружилась у него очень рано – в 4-5 лет.
За этот талант бабушка звала его «хлопушкой», что по-сибирски означало врунишка. Школу он заканчивал в Игарке.
Из родных мест ушёл добровольцем в 1942 году на фронт, сражался, дважды был ранен, контужен. Награждён орденом Красной Звезды, несколькими медалями. После войны вернулся на родину, работал в газете «Чусовой рабочий», где и началась его литературная деятельность. Всего он создал 373 произведения, писал о войне ,о природе, о своих земляках. До самого последнего дня продолжал писать.
В родной Овсянке он поставил себе дом напротив бабушкиного. В доме горница, небольшой кабинет, небольшой огород. Человеку городскому такие условия покажутся некомфортными, но этот маленький домик лишний раз подтверждает, как этот человек был скромен, несмотря на его известность не только у нас в стране, но и за рубежом.
Его малая родина была самым дорогим для него местом: «Пуще приворотного зелья мне эта даль и эта близь- леса, горы, перевалы и главное – вот эта притиснутая ими к Енисею деревенька, издали, с высоты такая смирная, такая сиротливая, что стоном стонать хочется от любви и жалости к ней».
К самому берегу подступает вековая тайга. В.П. Астафьев писал: «Землю люблю свою и не стаю удивляться её красоте, неистощимому терпению и доброте …. И жизнь предоставляла мне постоянную возможность быть на природе и с природой».
Под стать сибирским богатствам и просторам и талант писателя. Он создал много книг о войне, о мире, о детях, о природе, и каждая из них пропитана радостной музыкой человеческой души.
В Овсянке сегодня существует мемориальный комплекс В.П.Астафьева. Благодаря его усилиям в Красноярске создан литературный музей. В Красноярске же В.П. Астафьеву поставлен памятник
. А сейчас мы переходим к изучению интересного рассказа для детей- «Васюткино озеро». Рассказ написан в 1956 году. Сейчас мы познакомимся с историей его создания по учебнику - стр.119.
3.Автобиографическая основа рассказа «Васюткино озеро».
Слово учителя.
Рассказ автобиографичен, так как основан на воспоминаниях детства и повествует о том, что случилось с писателем на самом деле. Воспоминания о детстве дороги Астафьеву потому, что в детские годы в трудных обстоятельствах складывалась личность, начинался человек.
4.Викторина «Кто самый внимательный читатель?»
-Почему стала плохо ловиться рыба?
-На какой реке происходили события?
-Сколько рыбы вытаскивали рыбаки за одну тоню в сутки?
-Чем снабжал Васютка рыбаков?
-Почему мать заставила Васютку взять в тайгу хлеба?
-Что такое затесь?
-Какую птицу первой увидел мальчик?
-Стрелял ли в нее Васютка?
-Как Васютке удалось отвлечь внимание глухаря?
-Сколько, по его мнению, весил пойманный глухарь?
-Когда Васютка понял, что заблудился?
-О чем пожалел мальчик после того, как зажарил глухаря?
-Сколько патронов осталось у Васютки, после того, как он выстрелил в воздух?
-По каким признакам мальчик определил, что выходит к воде?
- За чем наблюдал Васютка, ночуя у костра?
-Почему удивился Васютка, увидев в озере рыбу?
-Кого мечтал увидеть Васютка, укладываясь спать?
-Как Васютка выбрался к реке?
-В чём упрекнул отец Васютку по пути к озеру?
6. Словарная работа.
Встретились ли вам в рассказе непонятные слова?
Объясните значение некоторых слов, которые встретились в рассказе:
фортуна – судьба, случай, счастье (“Нет фарту”, – говорит один из героев. Что это означает? – не везёт);
бот (рыбосборочный) – небольшое парусное, гребное или моторное судно;
паромы, перемёты – ловушки для рыб
паромы – спаренные сети,
перемёты - рыболовная снасть с крючками, которую ставят поперек течения реки)
патронташ – сумка или специальная лента с гнёздами для патронов;
обколотил (кедры) – залазят на деревья и сбивают кедровые шишки;
коренастый – крепкого сложения, невысокий и широкоплечий;
затесь – зарубки на стволах деревьев;
бурелом – деревья, поваленные бурей;
валежник - сухие сучья, деревья, упавшие на землю;
тягун – подводное течение.
7.Работа с текстом рассказа «Васюткино озеро». Аналитическое чтение. Беседа.
Тема нашего сегодняшнего и следующего урока – «Человек и природа в рассказе».
Проследим, как она раскрывается в тексте.
-Почему Васютка отправился в тайгу? Отчего ему было скучно?
-Что дала ему мать перед дорогой и каковы были её напутственные слова?
(Краюшку хлеба. «Не задавит она тебя. Спокон веку так заведено, мал ещё таёжные законы переиначивать».
-Почему Васютка спокойно шёл по тайге? ( Знакома, не раз бывал, следил за затесями)
-Почему Васютка разговаривал в тайге вслух?
Работа в группах
1 группа. Подготовить сообщение о том, как главный герой провел 1 день в тайге, опираясь на вопросы:
- С какой птицей встретился?
-Что узнали о повадках этой птицы?
( Удивительно чуткий клюв у кедровки. Пустые орехи она даже не вынимает из гнёздышка)
-Какую пользу приносит эта птица?
(Питается насекомыми, разносит по тайге семена кедра)
-Почему Васютка не стал в неё стрелять?
-Почему заряды в тайге берегли, называя их по-хозяйски припасами?
-Что заставило Васютку забыть о сборе шишек? Кого он увидел?
-Как обычно проходит охота на глухаря? Зачитайте.
( стр. 124 – «Мальчик стоял неподвижно…»)
-Что сделал Васютка дальше?
-О чём говорит поведение мальчика? (В нём проснулся охотничий азарт)
-В какой момент Васютка понял, что заблудился?
(«Где же затеси?» )
- Какова была первая реакция мальчика, когда он обнаружил что заблудился?
- А потом он увидел истлевшую тушку птицы, муху, попавшую в паутину.
«Васютка ещё не знал, что страшное в жизни начинается очень просто».
-О чём он подумал? Какое мысленное сравнение пришло ему в голову?
(Муха – пленница паука, а он сам – пленник тайги.)
-Страшно ли было Васютке? Почему?
(Да, ведь он знал много случаев, когда взрослые погибали, оказавшись один на один с тайгой. Чувство страха свойственно всем людям. Не надо его стыдиться, надо стараться перебороть страх, найти выход.)
- Чьи слова Васютка вспомнил, когда ему стало плохо? Что это за слова? Объясните их смысл.
(Тайга наша кормилица, хлипких не любит)
- Расскажите, как Васютка провёл первую ночь в тайге.
- Что он сделал в первую очередь? О чём это свидетельствует? ( Решил, что надо взять себя в руки, «перво- наперво надо развести огонь. Собрал сухие ветки, сорвал пучок сухого мха-бородача, сложил всё в кучу и поджёг. Запасся на ночь дровами.)
- Как мальчик приготовил себе еду?
- В чём укорил себя Васютка, когда начал ужинать?
-Что сделал, поев? (Сложил остатки еды в мешок, повесил его на сук, чтобы мыши или кто-нибудь ещё не добрался до харчей, перенёс в сторону костёр, убрал все угольки, набросал веток с хвоей, мху и лёг, укрывшись телогрейкой)
- О чём говорит такое поведение мальчика в тайге?
- Какие черты характера обнаружились в мальчике?
2 группа. Подготовить сообщение о том, как герой провел 2 день в тайге, опираясь на вопросы:
-На следующий день произошла ещё одна встреча мальчика с миром природы. С кем? Почему Васютка разговаривал с белкой?
-На основании поведения Васютки ответьте на вопрос: «Как и почему Васютка относится к окружающей его природе?» ( Васютка убивал дичь как охотник, чтобы прокормиться, а не ради забавы, воспринимал животных и птиц как равных: сердился на кедровку, разговаривал с белкой. Он хорошо знает жизнь и повадки птиц и животных).
-Мы много говорили о поведении мальчика в тайге. Автор неоднократно описывает тайгу. Как называется словесное описание природы в художественном произведении?
-Почему тайга казалась мальчику молчаливой и равнодушной? Почему тайга напоминала Васютке море? Как автор усиливает мрачность пейзажа? Какие слова использованы при описании тайги? Какое впечатление производит этот пейзаж на читателей? Почему? Как чувствует себя мальчик в этот момент? Какую роль играет здесь пейзаж?
- Какие ещё трудности пришлось преодолеть мальчику на своём пути?
-Где провёл мальчик 2-ую ночь? Почему ему было очень тяжело?
3 группа. Подготовить сообщение о том, как герой провел 3 день в тайге, опираясь на вопросы:
-Чем отличалась 3-я ночь?
-Почему Васютка искал лиственные деревья среди хвойных?
-Расскажите, как Васютка нашёл озеро.
- В чём увидел мальчик своё спасение? Что привлекло его внимание? (В озере. “Утку отнесло, значит, есть тягун, озеро проточное”).
- Что удивило Васютку, когда он глядел в озеро? (Много рыбы. “В озере – белая рыба!”)
-Кому благодарен Васютка за своё спасение?
-Почему называет реку Енисеюшко?
- Какое чувство охватило Васютку при встрече с рекой после четырёх дней скитания по тайге? Только ли радость оттого что спасён? Докажите словами из текста. Как это его характеризует?
- Что предпринял Васютка для своего спасения, увидев рыбосборочный бот? (Разжёг сильнее костёр, кричал и звал, стрелял из ружья.)
Обобщение:
- Что помогло Васютке выжить, выстоять наедине с суровой тайгой?
-Чему можно поучиться у Васютки?
-Какие достоверные знания о тайге, особенностях поведения в ней вы получили, прочитав рассказ? Что нового для себя о жизни тайги узнали?
-Как человек должен относиться к природе?
8.Интересен и богат язык произведения.
Узнайте по эпитетам, о чем говорится:
(лес) неподвижно-тихий, сплошь хвойный, чужой, унылый, полуголый;
(тайга) молчаливая, равнодушная, глухая, угрюмая;
(озеро) небольшое, унылое, подёрнутое ряской;
(туман) молочный, клейкий, неподвижный;
(звезды) далёкие, таинственные, мерцающие;
(река) раньше обыкновенная, не очень приветливая, но родная, красивая
Встречаются в рассказе сравнения:
“в лес бесшумно, как сова, прилетела ночь”;
“густая, как смоль, темень начала редеть”;
“с высоты тайга казалась огромным тёмным морем”;
“голос пролетел над тайгой и упал кедровой шишкой в мох”;
“на воду падали отблески заката, тянулись и живыми струями в глубину и терялись там, не достигая дна”
“показался маленький, похожий на ноготок, месяц”;
“будто тоненькие пластинки свёклы, на земле лежали тёмно-красные листья”;
“середина озера напоминала сейчас раскалённую печку”
“где-то среди этих кляксочек и та, которую именуют Васюткиным озером”
IV. Обобщение.
Составить синквейн по образу главного героя
Добрый, заботливый, пытливый, ловкий, внимательный, славный, выносливый, терпеливый, разумный, смышлёный, разговорчивый, откровенный, смелый, рассудительный.
V. Домашнее задание.
Подготовить черновой материал к контрольному сочинению на одну из предложенных тем
VI. Подведение итогов урока. Комментирование деятельности учащихся
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
мультимедийная презентация к уроку "Рассказ В.П.Астафьева "Васюткино озеро". Человек и природа"
данная презентация содержит иллюстративный материал к рассказу Астафьева, документальный фильм "Тайга", аудиоматериал "Звуки тайги", творческие задания...
урок литературы 5 класс по теме "Человек и природа в рассказе В.Астафьева "Васюткино озеро"
Урок проводиля в 5 классе,на нём использована компьютерная презентация....
Урок литературы в 5 классе по рассказу "Васюткино озеро" В. Астафьева "Человек и природа в рассказе"
Урок знакомит учащихся с биографией В. П. Астафьева, продолжает работу по аналитическому пересказу и составлению комментария произведения. Совершенствует речевые умения путем пересказа художеств...
Презентация на тему "Человек и природа в рассказе В.П.Астафьева "Васюткино озеро".Подготовила учитель русского языка и литературы МБОУ "СОШ №2 ст.Архонская" Коцур Лидия Ивановна.
Презентация к открытому уроку литературы в 5 классе на тему "Человек и природа в рассказе В.П.Астафьева "Васюткино озеро" содержит яркий красочный материал помогающи...
В.П. Астафьев «Васюткино озеро». Человек и природа в рассказе.
Конспект урока по литературе разработан для инклюзивного класса (нормотипия, слепые обучающиеся)...
«В.П. Астафьев «Васюткино озеро». Человек и природа в рассказе».
Обучение анализу прозаического текстаПредметные умениянавыки анализа текстаумение понимать и формулировать тему, идеюумение характеризовать героев произведениявладение терминологиейсопоставление сюжет...
Урок литературы в 5 классе на тему: «В.П.Астафьев «Васюткино озеро». Человек и природа в рассказе».
Цель: Обучение анализу прозаического текста, развитие навыков устного и письменного рисования и комментированного чтения....