«В.П. Астафьев «Васюткино озеро». Человек и природа в рассказе».
план-конспект урока по литературе (5 класс)
Обучение анализу прозаического текста | |
Предметные умения | |
|
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tekhnologicheskaya_karta_uroka_1.doc | 808.5 КБ |
Предварительный просмотр:
23.05.2017 года
Предмет | литература |
Класс | 5 |
Тип урока | комбинированный |
Тема урока | «В.П. Астафьев «Васюткино озеро». Человек и природа в рассказе». |
Цель урока | Обучение анализу прозаического текста, развитие навыков устного и письменного рисования и комментированного чтения, формирование навыка работы с интерактивной доской |
Основное содержание темы, термины, понятия | Пейзаж, комментирование, анализ, автобиографическая проза |
Тема | «В.П. Астафьев «Васюткино озеро». Человек и природа в рассказе». | |||
Цель темы | Обучение анализу прозаического текста | |||
Планируемый результат | Предметные умения | УУД | ||
| Личностные:
Регулятивные:
Познавательные:
Коммуникативные:
| |||
Основные понятия | жанр, идея, тема, образ, изобразительные средства, словарная работа | |||
Организация пространства | ||||
Межпредметные связи | Формы работы | Ресурсы | ||
|
|
|
Этапы урока.
1 этап «Организационный» | |||
цель | Ситуативные задания | Деятельность ученика | Планируемый результат |
Создать позитивный настрой у учащихся | Здравствуйте, проверьте готовность к уроку. Я рада вас видеть и мне бы хотелось, чтобы сегодня на уроке каждый из вас открыл для себя что-то новое. Ребята, прислушайтесь, пожалуйста. Что вы слышите? Какое настроение создают эти звуки? А теперь давайте отправимся в новое путешествие по стране знаний. | Слушают учителя | Настроились позитивно на работу |
2 этап «Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся» | |||
Сформулировать тему и задачи урока | «Деревья, деревья, деревья... Под ногами — мох и жухлая трава, над головой — равнодушные, безучастные к человеческой беде облака. А в сердце — холодный, липкий, пронизывающий ужас, заставляющий то бежать сломя голову, то без сил лежать на земле.» Прежде чем приступить к анализу текста, давайте сформулируем цели урока.
| Тема урока: «Поведение героя в лесу. Основные черты характера героя рассказа В.П. Астафьева «Васюткино озеро» Учащиеся формулируют тему и цели урока. | Проявить интерес к поставленной цели. Познавательные: самостоятельное выделение и формирование познавательной цели. Личностные :умение сотрудничать с учителем и учащимися. Регулятивные: умение вносить дополнительную информацию. Коммуникативные: умение управлять своим поведением. |
Использование технологии развития критического мышления. Внимание на доску. «Как бы повели себя, заблудившись в лесу». Задание: расположите пункты памятки «Поведение в лесу» в нужном порядке. Спустя некоторое время мы проверим ваши ответы с помощью интерактивной доски. (скрин-шот «До выполнения задания и после выполнения»)
| Обсуждение в группах, запись на листках | Регулятивные: выполнять учебное действие (записать по порядку план). Познавательные: обосновывать свое мнение. Коммуникативные: формулировать коммуникативное высказывание. Уметь планировать и организовывать работу в группе; уметь управлять поведением партнера; уметь давать свою оценку. | |
Как удалось Васютке выжить в тайге?
| Ответы учащихся. Сообщение «Жизнь и творчество В. П. Астафьева» | ||
3 этап «Актуализация знаний» | |||
цель | Деятельность ученика | Планируемый результат | |
Повторение того, что необходимо к изучению нового материала :знание текста | Какое место занимал Васютка в бригаде? Чем занимался? | Проявлять интерес к тексту, знать содержание текста рассказа; определять место Васютки среди взрослых; знать правила поведения в лесу; уметь анализировать эпизод | |
Как относился мальчик ко взрослым? Почему не стал спорить с матерью перед походом в тайгу? | |||
. | |||
Какой детский поступок совершил солидный Васютка? Как его можно объяснить? | |||
4 этап «Первичное усвоение новых знаний» | |||
цель | Деятельность ученика | Планируемый результат | |
Отработка навыков комментированного чтения, | Чтение эпизода со слов «открытие было настолько простым и потрясающим» до «Живем!» | Познавательные: уметь объяснять прочитанное, рассказывать, пересказывать эпизод, отвечать на вопросы Коммуникативные: умение точно высказывать свои мысли. | |
Какова была первая реакция мальчика, когда он обнаружил, что заблудился? | Васютка испугался, потому что он ребенок. Его охватило отчаяние, природа испугала сначала его | ||
Чьи слова он вспомнил, когда ему стало плохо? | Он вспомнил слова деда, потому что он оказал на мальчика большое влияние | ||
Что он сделал в первую очередь? | Васютка разжег костер, у костра он вел себя как взрослый человек. | ||
Как он приготовил себе еду? | Когда он готовил себе еду, то оценил наставления матери о хлебе | ||
В чем корил себя Васютка, когда начал ужинать? | Не взял соль, мало хлеба | ||
Итак, проверим, как же нужно вести себя в лесу, если заблудился. Работа с интерактивной доской | Группы зачитывают свои ответы, затем проверяют по доске | ||
5 этап «Первичная проверка понимания» | |||
цель | Деятельность ученика | Планируемый результат | |
Формировать умения работать с интерактивной доской, | Внимание на доску, найдите те предметы, которые необходимо взять с собой в лес
| Работа с интерактивной доской Флипчарт «Что нужно взять с собой в лес» | регулятивные : уметь оценить результат собственной деятельности; умение адекватно вести себя в учебной ситуации ( в группе). коммуникативные: уметь планировать учебное сотрудничество учителя с учеником; уметь точно выражать свои мысли. познавательные: находить и выделять необходимую информацию; решать учебные задачи с помощью инструментов ИКТ, свободно ориетироваться в тексте |
Какие черты характера обнаружились в мальчике? | |||
Чтение эпизода «Тайга» Показ слайдов «Тайга» (презентация) | Учащиеся следят по тексту за учителем | ||
Почему тайга показалась мальчику «молчаливой, равнодушной»? Почему она напомнила Васютке море? Как автор усиливает мрачность пейзажа? Какие слова использует при описании тайги? Как почувствовал себя мальчик в этот момент? Какое впечатление производит этот пейзаж? | |||
6 этап «Первичное закрепление» | |||
цель | Деятельность ученика | Планируемый результат | |
развитие навыков самостоятельной работы с текстом; усвоение содержания рассказа путем выборочного чтения и краткого пересказа текста, предварительно прочитанного учащимися. | Работа в группах (1 этап - задания по рядам) 2 этап – составления вопросов команде-сопернику. | Познавательные: самостоятельно находить ответ на поставленный вопрос; структурировать знания по теме « В.П.Астафьев «Васюткино озеро. Природа и человек»; осознанное построение высказывания. Коммуникативные: умение с достаточной полнотой выражать свои мысли, работать в группе | |
Предполагаемые вопросы | |||
Встречи Васютки с миром живой природы. Как и почему относился Васютка к окружающей его фауне? | Васютка убивал дичь как любой охотник, чтобы прокормиться, заботился о том, чтобы накормить других, но в тоже время он воспринимал животных как равных, сердился на кедровку, разговаривал с белкой. Это говорит о том, что мальчик хорошо знает жизнь животных, наблюдает за ней, при этом подражает взрослым, копирует их привычки. | ||
Поведение Васютки в лесу | Рассказать, как пригодились ему навыки, полученные в общении со взрослыми. Смекалка, вера в себя, сноровка помогли мальчику не растеряться и выжить в трудных условиях | ||
Мысли и чувства Васютки, которые помогли ему сделать правильные выводы и выбраться к реке. | Мальчик постоянно размышляет, у него пытливый ум, это оказывается решающим в его путешествии | ||
Васюткино озеро. Почему озеро назвали именем мальчика | Васютка нашел озеро, полное рыбы и открывает его людям . | ||
Игра «Звездный час» | |||
7 этап «Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция» | |||
цель | Деятельность ученика | Планируемый результат | |
Контроль за усвоением знаний, умений и навыков, самоконтроль | Обсуждают правильность ответов одноклассников | ||
8 этап «Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению» | |||
цель | Деятельность ученика | Планируемый результат | |
Объяснение домашнего задания. | Сочинение – миниатюра «Как человек должен относиться к природе? | ||
9 этап «Рефлексия» | |||
цель | Деятельность ученика | Планируемый результат | |
выстроить смысловую цепочку, сравнить способы и методы, применяемые другими со своими. А теперь каждый, кому понравилось наше путешествие по волшебному миру природы, описанному Платоновым, запустит в Васюткино озеро свою рыбку. Рыбки у каждого на парте. | Чему можно научиться у Васютки? | Герой - наблюдательный и способный к размышлению, потому что он черпает знания из опыта взрослых, из таежных законов, законов жизни. | Регулятивные: оценка достигнутых результатов. Личностные :нравственно-этическая ориентация |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
мультимедийная презентация к уроку "Рассказ В.П.Астафьева "Васюткино озеро". Человек и природа"
данная презентация содержит иллюстративный материал к рассказу Астафьева, документальный фильм "Тайга", аудиоматериал "Звуки тайги", творческие задания...
урок литературы 5 класс по теме "Человек и природа в рассказе В.Астафьева "Васюткино озеро"
Урок проводиля в 5 классе,на нём использована компьютерная презентация....
Урок литературы в 5 классе по рассказу "Васюткино озеро" В. Астафьева "Человек и природа в рассказе"
Урок знакомит учащихся с биографией В. П. Астафьева, продолжает работу по аналитическому пересказу и составлению комментария произведения. Совершенствует речевые умения путем пересказа художеств...
Презентация на тему "Человек и природа в рассказе В.П.Астафьева "Васюткино озеро".Подготовила учитель русского языка и литературы МБОУ "СОШ №2 ст.Архонская" Коцур Лидия Ивановна.
Презентация к открытому уроку литературы в 5 классе на тему "Человек и природа в рассказе В.П.Астафьева "Васюткино озеро" содержит яркий красочный материал помогающи...
В.П. Астафьев «Васюткино озеро». Человек и природа в рассказе.
Конспект урока по литературе разработан для инклюзивного класса (нормотипия, слепые обучающиеся)...
Урок литературы в 5 классе на тему: «В.П.Астафьев «Васюткино озеро». Человек и природа в рассказе».
Цель: Обучение анализу прозаического текста, развитие навыков устного и письменного рисования и комментированного чтения....
В.П. Астафьев «Васюткино озеро». Человек и природа в рассказе.
Урок литературы...