Урок литературы в 5 классе на тему: «В.П.Астафьев «Васюткино озеро». Человек и природа в рассказе».
план-конспект урока по литературе (5 класс)
Цель: Обучение анализу прозаического текста, развитие навыков устного и письменного рисования и комментированного чтения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_po_literature_5_klass.docx | 730.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок литературы в 5 классе на тему: «В.П.Астафьев «Васюткино озеро». Человек и природа в рассказе».
Цель: Обучение анализу прозаического текста, развитие навыков устного и письменного рисования и комментированного чтения.
Формирование УУД
личностные | регулятивные | познавательные | коммуникативные |
Бережно относится к природе, понимает, что такое твердость духа. | Контролирует процесс и результаты своей деятельности | Делает вывод по прочитанному, умеет работать с текстом и дополнительной литературой. | Вступает в учебный диалог с учителем и одноклассниками |
Оценивание содержания рассказа Астафьева | Умеет действовать по плану | Работает с ИКТ; | Сотрудничает в группе, умеет высказывать свое мнение о прочитанном |
Умение прогнозировать результат. | Анализировать эпизод | Развитие речи и творческих способностей учащихся | |
Умение оценивать собственную деятельность и деятельность партнера | Умение структурировать знания по теме. | Умение ставить вопрос | |
Осознанное построение речевого высказывания в устной речи | Умение точно выражать свои мысли |
Организация образовательного процесса
Межпредметные связи | Формы работы | ресурсы |
Литература, география, ОБЖ, предметы естественно-научного комплекса | Индивидуальная, групповая | Проектор, интерактивная доска, Литература. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Часть 2. / Автор-составитель: В.Я Коровина и др. М.: Просвещение, 2013 |
Этапы урока.
1 этап «Организационный» | |||
цель | Ситуативные задания | Деятельность ученика | Планируемый результат |
Создать позитивный настрой у учащихся | Здравствуйте, проверьте готовность к уроку. Я рада вас видеть и мне бы хотелось, чтобы каждый из вас открыл для себя что-то новое. | Слушают учителя | Настроились позитивно на работу |
2 этап «Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся» | |||
Сформировать тему и задачи урока | «Деревья, деревья, деревья... Под ногами — мох и жухлая трава, над головой — равнодушные, безучастные к человеческой беде облака. А в сердце — холодный, липкий, пронизывающий ужас, заставляющий то бежать сломя голову, то без сил лежать на земле.» | Проявить интерес к поставленной цели. Познавательные: самостоятельное выделение и формирование познавательной цели. Личностные :умение сотрудничать с учителем и учащимися. Регулятивные: умение вносить дополнительную информацию. Коммуникативные: умение управлять своим поведением. | |
Использование технологии развития критического мышления. Внимание на доску. «Как бы повели себя, заблудившись в лесу». Задание: расположите пункты памятки «Поведение в лесу» в нужном порядке. Спустя некоторое время мы проверим ваши ответы с помощью интерактивной доски. (скрин-шот «До выполнения задания и после выполнения»)
| Обсуждение в группах, запись на листках | Регулятивные: выполнять учебное действие (записать по порядку план). Познавательные: обосновывать свое мнение. Коммуникативные: формулировать коммуникативное высказывание. Уметь планировать и организовывать работу в группе; уметь управлять поведением партнера; уметь давать свою оценку. | |
Как удалось Васютке выжить в тайге? Тема нашего урока «Человек и природа». | |||
3 этап «Актуализация знаний» | |||
цель | Деятельность ученика | Планируемый результат | |
Повторение того, что неоходимо к изучению нового материала :знание текста | Какое место занимал Васютка в бригаде? Чем занимался? | Проявлять интерес к тексту, знать содержание текста рассказа; определять место Васютки среди взрослых; знать правила поведения в лесу; уметь анализировать эпизод | |
Как относился мальчик ко взрослым? Почему не стал спорить с матерью перед походом в тайгу? | |||
. | |||
Какой детский поступок совершил солидный Васютка? Как его можно объяснить? | |||
4 этап «Первичное усвоение новых знаний» | |||
цель | Деятельность ученика | Планируемый результат | |
Отработка навыков комментированного чтения, | Чтение эпизода со слов «открытие было настолько простым и потрясающим» до «Живем!» | Познавательные: меть объяснять прочитанное, рассказывать, пересказывать эпизод, отвечать на вопросы Коммуникативные: умение точно высказывать свои мысли. | |
Какова была первая реакция мальчика, когда он обнаружил, что заблудился? | Васютка испугался, потому что он ребенок. Его охватило отчаяние, природа испугала сначала его | ||
Чьи слова он вспомнил, когда ему стало плохо? | Он вспомнил слова деда, потому что он оказал на мальчика большое влияние | ||
Что он сделал в первую очередь? | Васютка разжег костер, у костра он вел себя как взрослый человек. | ||
Как он приготовил себе еду? | Когда он готовил себе еду, то оценил наставления матери о хлебе | ||
В чем корил себя Васютка, когда начал ужинать? | Не взял соль, мало хлеба | ||
Итак, проверим, как же нужно вести себя в лесу, если заблудился. Работа с интерактивной доской | Группы зачитывают свои ответы, затем проверяют по доске | ||
5 этап «Первичная проверка понимания» | |||
цель | Деятельность ученика | Планируемый результат | |
Формировать умения работать с активной доской, | Внимание на доску, найдите те предметы, которые необходимо взять с собой в лес
| Работа с интерактивной доской Флипчарт «Что нужно взять с собой в лес» | регулятивные : уметь оценить результат собственной деятельности; умение адекватно вести себя в учебной ситуации ( в группе). коммуникативные: уметь планировать учебное сотрудничество учителя с учеником; уметь точно выражать свои мысли. познавательные: находить и выделять необходимую информацию; решать учебные задачи с помощью инструментов ИКТ, свободно ориетироваться в тексте |
Какие черты характера обнаружились в мальчике? | |||
Чтение эпизода «Тайга» Показ слайдов «Тайга» (презентация) | Учащиеся следят по тексту за учителем | ||
Почему тайга показалась мальчику «молчаливой, равнодушной»? Почему она напомнила Васютке море? Как автор усиливает мрачность пейзажа? Какие слова использует при описании тайги? Как почувствовал себя мальчик в этот момент? Какое впечатление производит этот пейзаж | |||
6 этап «Первичное закрепление» | |||
цель | Деятельность ученика | Планируемый результат | |
развитие навыков самостоятельной работы с текстом; усвоение содержания рассказа путем выборочного чтения и краткого пересказа текста, предварительно прочитанного учащимися. | Работа в группах. Встречи Васютки с миром живой природы. Как и почему относился Васютка к окружающей его фауне? | Васютка убивал дичь как любой охотник, чтобы прокормиться, заботился о том, чтобы накормить других, но в тоже время он воспринимал животных как равных, сердился на кедровку, разговаривал с белкой. Это говорит о том, что мальчик хорошо знает жизнь животных, наблюдает за ней, при этом подражает взрослым, копирует их привычки. | Познавательные: самостоятельно находить ответ на поставленный вопрос; структурировать знания по теме « В.П.Астафьев «Васюткино озеро. Природа и человек»; осознанное построение высказывания. Коммуникативные: умение с достаточной полнотой выражать свои мысли, работать в группе |
Поведение Васютки в лесу | Рассказать, как пригодились ему навыки, полученные в общении со взрослыми. Смекалка, вера в себя, сноровка помогли мальчику не растеряться и выжить в трудных условиях | ||
Мысли и чувства Васютки, которые помогли ему сделать правильные выводы и выбраться к реке. | Мальчик постоянно размышляет, у него пытливый ум, это оказывается решающим в его путешествии | ||
Васюткино озеро. Почему озеро назвали именем мальчика | Васютка нашел озеро, полное рыбы и открывает его людям . Отрывок из текста «мальчик внимательно следил за ныряющими на озеро утками. Они были совсем не пуганы и плавали возле самого берега с хозяйским покрякиванием. Уток было множество. Стрелять по одной не было никакого расчёта. Васюткa, прихватив ружьё, отправился на мысок, вдававшийся в озеро, и сел на траву. Рядом с осокой, на гладкой поверхности воды, то и дело расплывались круги. Это привлекло внимание мальчика. Васютка взглянул в воду и замер: около травы, плотно, одна к другой, пошевеливая жабрами и хвостами, копошились рыбы. Рыбы было так много, что Васютку взяло сомнение: «Водоросли, наверно?» Он потрогал траву палкой. Косяки рыбы подались от берега и снова остановились, лениво работая плавниками. Столько рыбы Васютка ещё никогда не видел. И не просто какой-нибудь озёрной рыбы: щуки там, сороги или окуня. Нет, но широким спинам и белым бокам он узнал пелядей, чиров, сигов. Это было удивительнее всего. В озере — белая рыба! Васютка сдвинул свои густые брови, силясь что-то припомнить. Но в этот момент табун уток-свиязей отвлёк его от размышлений. Он подождал, пока утки поравняются с мысом, выцелил пару и выстрелил. Две нарядные свиязи опрокинулись кверху брюшками и часто-часто задвигали лапками. Ещё одна утка, оттопырив крыло, боком уплывала от берега. Остальные всполошились и с шумом полетели на другую сторону озера. Минут десять над водой носились табуны перепуганных птиц» | ||
7 этап «Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция» | |||
цель | Деятельность ученика | Планируемый результат | |
Контроль за усвоением знаний, умений и навыков, самоконтроль | Обсуждают правильность ответов одноклассников | ||
8 этап «Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению» | |||
цель | Деятельность ученика | Планируемый результат | |
Объяснение домашнего задания. | Сочинение – миниатюра «Как и почему человек должен относиться к природе? | ||
9 этап «Рефлексия» | |||
цель | Деятельность ученика | Планируемый результат | |
выстроить смысловую цепочку, сравнить способы и методы, применяемые другими со своими. | Чему можно научиться у Васютки? | Герой - наблюдательный и способный к размышлению, потому что он черпает знания из опыта взрослых, из таежных законов, законов жизни. | Регулятивные: оценка достигнутых результатов. Личностные :нравственно-этическая ориентация |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
мультимедийная презентация к уроку "Рассказ В.П.Астафьева "Васюткино озеро". Человек и природа"
данная презентация содержит иллюстративный материал к рассказу Астафьева, документальный фильм "Тайга", аудиоматериал "Звуки тайги", творческие задания...
урок литературы 5 класс по теме "Человек и природа в рассказе В.Астафьева "Васюткино озеро"
Урок проводиля в 5 классе,на нём использована компьютерная презентация....
Тема: В.П. Астафьев. «Васюткино озеро». Сюжет и композиция рассказа
Кратко познакомить учеников с биографией В.П. Астафьева; повторить элементы композиции произведения; развивать навыки пересказа текста, составления плана....
Конспект урока литературы в 5 классе Тема: «В.П.Астафьев. Васюткино озеро»
Цель: познакомить учащихся с творчеством В.П. Астафьева, пробудить интерес к личности писателя, к его произведению; формировать умение читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художест...
В.П. Астафьев «Васюткино озеро». Человек и природа в рассказе.
Конспект урока по литературе разработан для инклюзивного класса (нормотипия, слепые обучающиеся)...
«В.П. Астафьев «Васюткино озеро». Человек и природа в рассказе».
Обучение анализу прозаического текстаПредметные умениянавыки анализа текстаумение понимать и формулировать тему, идеюумение характеризовать героев произведениявладение терминологиейсопоставление сюжет...
В.П. Астафьев «Васюткино озеро». Человек и природа в рассказе.
Урок литературы...