Методические основы интеграции учебных курсов литературы и истории в общеобразовательной школе
методическая разработка по литературе
Предварительный просмотр:
Локтева Людмила Васильевна учитель русского языка и литературы ГКОУ «СОШ при УУИС» г. Мариинска
Методические основы интеграции учебных курсов литературы и истории в общеобразовательной школе
План.
- Актуальность проблемы.
- Теоретические основы.
- Интеграция литературных и исторических знаний при изучении литературных произведений.
- Интегрированные уроки (литература – история)
- Практика применения исторических справок к литературному произведению.
Современное содержание образования необходимо рассматривать как педагогически адаптированный опыт человечества, в котором усиливается значимость творческой деятельности и эмоционально целостных отношений. Задача современной педагогики — соединить в восприятии ученика основные знания по каждому предмету в широкую целостную картину мира, дать молодому поколению единое представление о природе, обществе и своем месте в них. Последние годы ознаменовались активными поисками и широким использованием методики, позволяющей значительно повысить эффективность обучения. Немалая роль отводится нетрадиционным или нестандартным урокам. Интеграция разнопредметных знаний и разных форм познания человеческого бытия – это, с одной стороны, важнейшее условие, необходимое для реализации принципа единства обучении, воспитания и развития личности, а с другой - гуманизации и гуманитаризации содержания естественно –научного образования, воплощения в нем идей диалога культур.. Формы нетрадиционных уроков весьма разнообразны, одна из них интеграция. Интеграция предметов позволяет более эффективно формировать целостность мировоззрения, мировосприятия, устанавливать прочную связь между событиями и явлениями мира. Именно здесь учащиеся имеют возможность получения глубоких и разносторонних знаний, используя информацию из различных предметов, совершенно по-новому осмысливая события, явления. Именно на этих уроках в большей мере происходит формирование личности творческой, самостоятельной, ответственной, толерантной. Преодолев разобщенность научного знания по дисциплинам, интеграция дает возможность высвобождаемое за этот счет учебное время использовать для полноценного осуществления профильной дифференциации в обучении. При интеграции литературы и истории персонажи литературных произведений воспринимаются более реальными, их действия более понятными, что помотает учителю, эмоционально воздействуя на учащихся, воспитывать у них такие личные качества, как доброта, чувство долга, патриотизм, которые являются основами формирования личности. Литература же в принципе есть жанр исторический, потому что фиксирует не только (а порой не столько) образы времени, а мысли, ощущения, чувства, представления человека определенной эпохи. Проблема межпредметных связей литературы и истории рассматривается как совокупность форм, приемов и видов работы по формированию системы исторических знаний, позволяющих с достаточной глубиной разбираться в литературных явлениях, оценивать авторскую позицию.
Приемы практического осуществления связей между литературой и историей:
-внимание к хронологии и её роли в художественном произведении;
-привлечение дополнительного материала исторического значения;
-воссоздание картин эпохи путем словесного рисования;
- моделирование — создание модели эпохи, работа над словарем «эпохи»
В процессе интеграции литературы и истории у обучающихся вырабатываются следующие исследовательские умения:
- выполнять элементарные исследовательские работы;
- применять теоретические знания для анализа конкретных фактов;
- осмысливать связь произведений, вписанных в единый контекст литературы;
- выражать свою гражданскую позицию по актуальным проблемам прошлого и настоящего;
- аргументировать свою позицию, владея логическими приемами рассуждения и доказательства на историческом материале;
- анализировать исторический документ;
- составлять тезисы, конспекты, писать рефераты.
Интеграция должна быть постепенной, от внутрипредметной к межпредметной. Подготовка таким урокам кропотлива. Что требуется от преподавателя? 1. Он должен в полной мере владеть содержанием своего предмета. 2. Хорошо знать содержание учебного предмета, с которым будет интеграция. 3. Уметь создавать для себя единую картину мира, единое пространство. 4. Если урок проводят несколько учителей-предметников, то между ними важна психология, должно быть взаимопонимание с полуслова. Не каждый преподаватель решится на проведение такого урока. Роль учащихся тоже должна стать иной. Ученик должен стать активным участником учебного процесса. Обучающиеся на интегрированном уроке становятся союзниками по решению проблем урока.
Мною были разработаны и проведены ряд интегрированных уроков:
литература | история |
«Стихотворение М.Ю. Лермонтова «Бородино»; | Бородинское сражение |
«Пушкин и декабристы»; | Восстание декабристов |
«Русская летопись «Повесть временных лет»; | Киевская Русь |
«Лермонтов-певец свободы. | Эпоха Ивана Грозного» |
«Пушкин-драматург. Трагедия «Борис Годунов»»; | Смутное время. Экономическое и политическое положение страны в 17 веке |
«Поэма А.С. Пушкина "Медный всадник". | Эпоха Петра 1 |
«Мифы | Значение мифов в изучении истории»; |
«М.В.Ломоносов «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея величества государыни Императрицы Елизаветы Петровны» | Правление императрицы Елизаветы Петровны. Развитие науки и просвещения |
«А.С.Пушкин. Мужество и отвага русских солдат в поэме «Полтава» | Северная война. Полтавская битва |
Десятки и сотни литературных произведений являются близкими для исторических дисциплин. К примеру, «Слово о полку Игореве», «Бородино» М.Ю. Лермонтова, «Полтава» А.С. Пушкина, «Воина и мир» Н.Н. Толстого и другие
«Литература и история – близнецы-братья» – так можно перефразировать стихи В.В. Маяковского.
План конспекты уроков «Лермонтов-певец свободы. Эпоха Ивана Грозного», «Пушкин и декабристы» размещены на сайте uchitelya.com.( Приложение 1)
Для проведения интеграции в более узком плане использую исторические справки, которые готовлю сама или поручаю наиболее подготовленным обучающим. (Приложение 2)
Практический опыт работы позволяет мне сделать вывод, что интегрированные уроки литературы в школе способствуют совершенствованию знаний и умений учащихся, ведет их к более глубокому пониманию закономерностей развития искусства и общества, формирует интеллектуальный и нравственный мир школьников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа факультативного курса «Музыки» «Жемчужины родного края» на основе национально-регионального компонента (для 6-ых классов общеобразовательной школы)
Пояснительная запискаПрограмма факультативного курса «Музыки» «Жемчужины родного края» на основе национально-регионального компонента (для 6-ых классов общеобразовательных школ) пред...
МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО КУРСА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»
Методическая карта программы учебного курса общеобразовательной дисциплины «Обществознание» разработана как рекомендация преподавателю для организации проведения занятий со студент...
МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО КУРСА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ИСТОРИЯ»
Методическая карта программы учебного курса общеобразовательной дисциплины «История» разработана как рекомендация преподавателю для организации проведения занятий со студентами на ...
Развитие духовности, творчества обучающихся на уроках технологии на основе интеграции учебных предметов
"Развитие духовности, творчества обучающихся на уроках технологии на основе интеграции учебных предметов" из опыта работы....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА По учебному предмету «История» Для общеобразовательных школ 5-9 класс
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА По учебному предмету «История»Для общеобразовательных школ5-9 класс...
ПРОГРАММА ПРЕДМЕТА «РУССКАЯ РОДНАЯ ЛИТЕРАТУРА» НА УРОВНЕ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ. 5-7 КЛАСС на основе авторской программы учебного предмета «Литература Красноярского края» для общеобразовательных учреждений (5-8 классы)
на основе авторской программы учебного предмета «Литература Красноярского края» для общеобразовательных учреждений (5-8 классы), авторы: Т.А. Хороброва, Е.М. Гардер, Н.В. Лебедева, М.З. Фе...
Итоговая работа по курсу "Технологические и методические основы формирования читательской грамотности у обучающихся средней и основной школы
Аргументация текста читательской грамотности "Декоративно прикладное искусство и человек"....