Развитие духовности, творчества обучающихся на уроках технологии на основе интеграции учебных предметов
статья по технологии на тему

"Развитие духовности, творчества обучающихся на уроках технологии на основе интеграции учебных предметов" из опыта работы. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие духовности, творчества обучающихся на уроках технологии на основе интеграции учебных предметов

                                                                                            Павлова М.В.

Воспитание подрастающего поколения всегда волновало общество. Эта вечная проблема особенно остро встает сегодня, поскольку нарастают негативные явления: низкий уровень физического и духовного здоровья детей и молодежи, рост подростковой  преступности, снижение общей культуры подрастающего поколения. А потому так велик запрос на духовно-нравственную, творческую, деятельную, развивающуюся личность.

 Понимая важность вышеперечисленных проблем, школа в свою очередь стремится реализовать способности ученика. Великий русский педагог К. Д. Ушинский еще сто лет назад указывал на огромное  значение духовно-нравственного и трудового воспитания детей:  «Особенно сильное влияние на формирование личности,  оказывает труд, его внутренняя духовная сила, которую нельзя ни наследовать, ни купить, её можно только воспитать. В ребёнке нужно воспитывать потребность и любовь к труду, а для достижения её необходимо умственное развитие,  нравственное и физическое здоровье». [1]

Известно, что первичная социализация ребенка происходит в семье, здесь осуществляется передача социальной информации, развитие  интеллектуальных, эмоциональных способностей человека. Но сегодня время заставляет родителей все больше и больше внимания уделять работе. Поэтому забота о нравственности подрастающего поколения во многом ложится на школу. Уроки технологии и внеурочная деятельность в этом контексте играют особую роль: именно здесь растет будущая хозяйка –хранительница семейного очага. Во время занятий дети  прикасаются  к традициям бережливости и рукоделия, изучают традиции ведения дома.  

Особую роль играют интегрированные уроки. Интегрировать можно как педагогические технологии, так и предметные области.[2] Работая над проблемой интеграции образовательной области "технология” с другими образовательными областями, можно прийти к выводу, что основные из них – это проектные, информационные, интеграционные, моделирующие. Остановлюсь  на интеграции урока "технологии” с литературой, в частности на теме "Народное творчество”. [3] Эта тема позволяет раскрыть огромный творческий потенциал учащихся. Кроме того, творчество и культура всегда благоприятно влияют на духовно-нравственное формирование и развитие личности. Народные обряды и традиции, одежда, национальные мотивы в рукоделии – всё это изучаем на уроках технологии. Проблема интеграции предметных областей очень важна и потому, что дети получают развивающее обучение, когда начинают получать или самостоятельно искать информацию, сопоставляя факты из географии, биологии, истории и т.д. И результаты не заставляют себя долго ждать.

Одним из самых эффективных инновационных методов обучения, который предполагает активное использование знаний из многих предметных областей, являются проектная и исследовательская деятельность обучающихся.   Исследовательская работа -  первый этап настоящего исследования, объект которого - образовательный процесс. Поэтому в восьмом классе такая работа необходима для раскрытия проблемы  «Мода и время»,  где учащиеся в процессе исследования познают технологию и эстетику в одежде, собирают «Мини-словарик» лексических значений слов "стиль ” и "силуэт” и пр.,  а также зарисовывают эскизы костюмов по эпохам. Такой интегративный межпредметный подход в исследовании дает хороший результат. У обучающихся складывается общее представление о предмете исследования.

На уроках технологии мы нередко обращаемся к фольклорным традициям, которые раскрывают истоки нашего мировоззрения, являются интересным и полезным досугом, позволяющим раскрыть способности личности, привить художественный и эстетический вкус. Ознакомить учащихся с историей и традициями народных художественных ремесел, изготовления домашних оберегов, научить лоскутной пластике, вышивке, как нитками, так и шелковыми лентами - это как раз та сфера деятельности, где художественная грань личности сможет вполне проявить себя. И учащимся разных возрастов очень интересно придумывать и создавать своими руками оригинальные изделия.  Внеурочные занятия по технологии расширяют кругозор учащихся, оттачивая их мастерство рукоделия. Так получили жизнь работы, выполненные в технике  фильцевание,  матрешка.

И в заключение необходимо отметить, что в процессе урочной и внеурочной технологической деятельности  успешно решается задача формирования у школьников духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности. Предмет технология, имеющий обширные межпредметные связи, оказывает помощь ребёнку в процессе социализации и создаёт условия для его самореализации.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Ушинский [Текс]. - М.: Изд. дом Шалвы Амонашвили, 2002. - 220 с.
  2. Николаева Л.С. Технология и история [Текст]/Л.С. Николаева, Е.А. Чугунова//Школа и производство. – 2008. - №7. С.33-34
  3. Панфилова А.У. Межпредметное занятие «Занимательное путешествие в слово»  [Текст]/А.У. Панфилова//Школа и производство. – 2009. - №4. – С45-48


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы по теме «Развитие творческих способностей обучающихся на уроках технологии

Обобщение опыта работы по теме " Развитие творческих способностей обучающихся на уроках технологии" в сборнике управления образования Еткульского муниципального района №7         ...

Описание опыта работы по теме : "Развитие творческих способностей обучающихся на уроках технологии через использование современных образовательных технологий"

Описание опыта работы по теме :  "Развитие творческих способностей обучающихся на уроках технологии через  использование современных образовательных технологий"...

АПО «Развитие практических навыков и умений обучающихся на уроках технологии на основе проектного метода обучения».

Основной целью автор считает формирование практических навыков и умений обучающихся 5-8 классов в ходе изучения образовательной области «Технология», обеспечивающих развитие самостоятельно...

Программа «Выявление и развитие творческих способностей обучающихся на уроках технологии и во внеурочной деятельности» учителя технологии Воронцова Сергея Александровича

Учитель технологии призван способствовать формированию у школьников желание трудиться с охотой, интересом. Очень важно пробудить у детей желание «хочу узнать». Но этого мало, необходимо по...

Техническое творчество обучающихся на уроках технологии

Материал, представленный на заседании форсайт-центра....

Развитие коммуникативных компетенций обучающихся на уроках географии на основе технологий коммуникативно – диалоговой деятельности (опыт работы)

Включение коммуникативно-диалоговых технологий в систему наиболее значимых для формирования коммуникативных компетенций обучающихся определяется тем, что в процессе их использования  в образовате...

Методические рекомендации по развитию коммуникативных компетенций обучающихся на уроках географии на основе технологий коммуникативно-диалоговой деятельности

В методических рекомендациях рассмотрены основные приемы технологий коммуникативно-диалоговой деятельности, используемые для развития коммуникативных компетенций обучающихся на уроках географии.К техн...