РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ 10-11 КЛАССЫ
рабочая программа по русскому языку (10, 11 класс)

Воронина Валентина Анатольевна

          Рабочая программа по русскому языку среднего общего образования (далее – Рабочая программа) создана на основе федерального компонента государственного стандарта среднего общего образования.  Цель Рабочей программы: создать условия для планирования, организации и управления учебным процессом по освоению обучающимися курса русского языка среднего общего образования в полном объеме.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №5» города Когалыма

(МАОУ «Средняя школа № 5»)

Рассмотрено:

на заседании

методического совета

Протокол от 30.11.2019г.№ 11

Согласовано:

Заместитель директора по УВР  ______________ Сергеева В.Е..

от 30.08.2019г.

Утверждаю:

Директор МАОУ «Средняя школа №5»

_____________П.И.Заремский

от 30.08. 2019г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

10-11 КЛАССЫ

Когалым, 2019 г.

        

Содержание

1.        Пояснительная записка

2.        Общая характеристика учебного предмета

3.        Описание места учебного предмета в учебном плане

4.        Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

5.        Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

6.        Содержание учебного материала

7.        Тематическое планирование за 10-11 класс

8.        Планируемые результаты освоения учебного предмета

9.        Критерии оценки достижений учащихся

10.        Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса

1. Пояснительная записка

          Рабочая программа по русскому языку среднего общего образования (далее – Рабочая программа) создана на основе федерального компонента государственного стандарта среднего общего образования и является составной частью образовательной программы Муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №5» города Когалыма на 2016-2020 и реализует основную ее цель: создание образовательной среды, способствующей получению обучающимися качественного образования, воспитанию духовно-нравственного, здорового человека, способного к самореализации в условиях современной жизни.

          Цель Рабочей программы: создать условия для планирования, организации и управления учебным процессом по освоению обучающимися курса русского языка среднего общего образования в полном объеме.

            Задачи:

  1. Обеспечить получение всеми участниками образовательного процесса представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами русского языка.
  2. Определить конкретное содержание, объем, примерный порядок изучения тем с учетом особенностей учебного процесса, возрастных особенностей обучающихся.

Нормативно-правовые документы, на основании которых разработана программа:

  • Федеральный компонент государственного стандарта общего образования, утвержденный приказом Минобразования России от 05 марта 2004 №1089 (с изменениями от 24 января 2012 №39).
  • Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы общеобразовательных учреждений РФ, утвержденный приказом Минобразования России от 09 марта 2004 г. №1312.
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 №253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;
  • Устав Муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №5» города Когалыма.
  • Основная образовательная программа основного общего образования Муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №5» города Когалыма на 2019-2020 учебный год.
  • Положение о Рабочей программе учебного предмета, курса, дисциплин (модулей), утвержденное приказом директора МАОУ «Средняя школа №5»  от 31.12.2015. №711;

В системе общего образования эта ступень имеет особое значение. На данном этапе школьник готовится к выбору своего жизненного пути. И задача школы — помочь ему сделать выбор осознанно. Для этого необходимо не только вооружить учащегося знаниями, но и научить эти знания применять, освоить основные учебные компетенции. Не менее важно научить обучающегося самостоятельно добывать и хранить знания, трансформировать их, то есть работать с информацией, чтобы подготовить его к непрерывному дальнейшему образованию.

Учебный предмет «Русский язык и литература» входит в предметную область «Филология».

Являясь формой хранения и средством усвоения информации, русский язык выполняет особые функции и занимает одно из ведущих мест среди учебных предметов. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей старшеклассника, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности.

Русский язык — родной язык русского народа, государственный язык Российской Федерации и язык межнационального общения народов России. Русский язык — один из мировых языков. Он активно функционирует в современном мире, является одним из официальных, рабочих языков ООН и других международных организаций.

Русский язык — один из наиболее богатых и развитых языков мира. На русском языке созданы произведения, являющиеся золотым фондом русской культуры и литературы, получившие мировую известность и признание.

 

Всё это определяет значимость изучения русского языка как науки и как средства познания мира и человека в нём, средства приобщения к духовному богатству русской культуры и литературы, а также к культурно-историческому опыту человечества.

Выполняя требования Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения, ориентироваться на регулирование становления личностных характеристик выпускника средствами изучаемого предмета, программа учебного предмета «Русский язык и литература» предусматривает включение тем и заданий, направленных:

•        на формирование уважения к своей стране, своему народу, его культуре и традициям;

•        на воспитание признания ценности семьи, осознание себя гражданином России, понимание многонациональности Российского государства, сопричастности общечеловеческим ценностям;

•        на развитие креативности и умения критически оценивать информацию, полученную из различных источников;

•        на понимание ценности образования и науки, труда и творчества для человека и общества;

•        на обучение научным методам познания окружающего мира;

•        на развитие творчества и инновационную деятельность;

•        на формирование готовности к сотрудничеству, на обучение учебно-исследовательской, проектной и информационно-познавательной деятельности;

•        на осознание обучающимися себя личностью, пробуждение социальной активности, осознание собственной ответственности перед семьёй, обществом, государством, человечеством.

В соответствии с ФГОС среднего (полного) общего образования целями изучения предмета «Русский язык и литература» являются:

•        формирование российской гражданской идентичности обучающегося средствами русского языка и литературы;

•        воспитание уважения к родному языку, сознательного отношения к нему как явлению культуры;

•        сформированность представлений о роли языка в жизни общества, государства; приобщение через изучение русского языка и литературы к ценностям национальной

и мировой культуры; формирование нравственного сознания и поведения на основе усвоения общечеловеческих ценностей;

•        способность свободно общаться в различных формах и форматах и на разные темы; свободно использовать словарный запас;

•        готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению;

•        владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за собственной речью;

•        сформированность устойчивого интереса к чтению как средству познания, в том числе средству познания основ своей и других культур и уважительного отношения к ним;

•        сформированность понятий о нормах русского литературного языка и умелое использование богатейших возможностей русского языка при соблюдении языковых норм;

•        сформированность представлений об изобразительно-выразительных возможностях русского языка, умение правильно и уместно их использовать в разных условиях общения;

•        владение умением анализировать текст с точки зрения наличия в нём явной и скрытой, основной и второстепенной информации;

•        владение умением представлять тексты в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов, сочинений различных жанров;

•        сформированность умений написания текстов различных жанров на различные темы, в том числе демонстрирующих творческие способности обучающегося;

•        сформированность навыков различных видов анализа литературных произведений (в том числе языкового анализа художественного текста);

•        владение навыками анализа художественных произведений с учётом их жанрово-родовой специфики; осознания художественной картины жизни, созданной в литературном произведении, в единстве эмоционально-личностного восприятия и интеллектуального понимания;

•        сформированность представлений о системе стилей языка художественной литературы;

•        способность выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и выражать своё отношение к ним в развёрнутых аргументированных устных и письменных высказываниях.

Одна из важнейших задач обучения русскому языку и литературе в старших классах заключается в том, чтобы учащиеся могли более полноценно и многоаспектно использовать языковой анализ образцовых художественных текстов, изучаемых в школе. Такая работа будет служить основой для обогащения речи учащихся, развития их творческих способностей, эффективным способом приобщения учащихся к нравственным, эстетическим, мировоззренческим ценностям литературы, что окажет положительное влияние на формирование личности учащихся.

2. Общая характеристика учебного предмета

Содержание курса обусловлено реализацией системно-деятельностного подхода. Полнота и доступность изложения теоретических сведений, характер отбора материала для упражнений, разнообразие видов заданий направлены на формирование коммуникативной, языковой, лингвистической, культуроведческой компетенций как результат освоения содержания курса, на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов, обозначенных в Стандарте.

Курс русского языка и литературы в 10—11 классах общеобразовательных организаций призван завершить формирование представлений о системе языка, его уровнях и изобразительновыразительных возможностях, поэтому теоретический материал преподносится крупными блоками. Курс выстроен таким образом, чтобы прослеживалась взаимосвязь между различными разделами науки о языке и складывалось представление о русском языке как о системе, тем самым формировалось системное мышление обучающихся и достигалась полнота единой картины мира, отражённая в максимальном объёме языковых средств, доступных языковой личности для выражения мысли и осознания процессов формирующегося мировоззрения на этапе старшей школы.

Особое внимание в данном курсе уделяется подбору текстов из произведений, изучаемых в школе, для лингвистического и литературоведческого анализа. В учебник включены фрагменты, которые сами по себе являются средством воспитательного воздействия на обучающегося, например тексты, несущие яркие образы родной природы (И. Тургенев, А. Чехов, В. Солоухин, К. Паустовский, М. Пришвин), поднимающие высокие нравственные, гражданственные, патриотические проблемы (Д. Лихачёв, К. Паустовский), тексты, являющие собой образцы вкуса, стиля (поэтические тексты А. Пушкина, Ф. Тютчева, М. Цветаевой), мастерского филигранного владения словом, синтаксическими конструкциями, средствами выразительности (тексты И. Гончарова, А. Грина, А. Куприна, И. Бунина, В. Гаршина). Важно показать старшекласснику, как авторский замысел посредством языка воплощается в тексте. И чем выше творческий потенциал писателя, тем совершеннее выбор слова, синтаксической конструкции, звукового оформления написанного произведения.

Тесная связь с литературой, литературоведческим анализом художественного произведения обеспечивает качественное формирование универсальных учебных действий, к числу которых относятся:

•        личностные, обеспечивающие жизненное, личностное, профессиональное самоопределение обучающихся и формирование ценностного отношения к миру и человеку в этом мире;

•        регулятивные, обеспечивающие организационно-практическую способность и готовность обучающегося на этапе старшей школы к ведению своей учебно-познавательной деятельности от этапа планирования до этапа получения результата, допуская этап возможной коррекции, а также прогностический и эвристический шаги, обеспечивающие творческий подход к решению нестандартных языковых, межпредметных, этнокультурных и поликультурных заданий с опорой на имеющийся уровень сформированных у школьника компетентностей (лингвистической, языковой, коммуникативной, культуроведческой);

•        познавательные, обеспечивающие способность к познанию и работе с информацией;

•        коммуникативные, обеспечивающие способность обучающегося осуществлять продуктивное общение в совместной деятельности, проявлять толерантность в общении, соблюдать правила вербального и невербального общения в конкретной речевой ситуации.

Программа охватывает все разделы русского языка, соединяя традиционный и инновационный аспекты современной методики и технологии обучения русскому языку. Традиционно большое внимание в программе уделяется грамматике, орфографии и пунктуации, так как правописные и аналитико-синтетические навыки работы с языковыми явлениями, безусловно, требуют своего закрепления и развития в старшей школе. Причём этот процесс выстраивается на более высокой методикодидактической платформе, с учётом возрастных особенностей обучающихся в старшей школе и имеющегося у них комплекса знаний, умений и навыков, компетентностей и универсальных учебных действий, полученных и сформированных на ступени основного общего образования, что обеспечит преемственность между изучением предметов на этих ступенях образования.

Курс русского языка и литературы в их единстве позволяет старшекласснику научиться соотносить мировоззренческие позиции человека с богатством его языкового запаса как средства осознания и формирования принципиальных позиций в области экологии сознания и общения, нравственных идеалов, общей культуры, важной составляющей которой, безусловно, является культура речи. Чем ярче личность человека, тем больший диапазон речевых средств ему нужен для выражения собственной мысли. Чем сложнее мысль, тем более сложного морфолого-синтаксического выражения она требует. Теоретические сведения осмысляются учащимися в ходе формирования универсальных учебных действий в их неразрывном единстве под руководством учителя и при самостоятельной работе как неотъемлемые практико-ориентированные основы для собственного развития и обогащения собственной личности.

Теоретические сведения носят системный, обобщающий характер, их объём и особенности подчинены формированию конкретных практических умений и навыков (орфографических, пунктуационных, стилистических), т. е. навыков правильного письма, а также навыков анализа, систематизации информации, вместе с тем развиваются культура речи, литературный вкус, расширяется лингвистический кругозор в целом. Понимание и отработка данных навыков и умений обеспечиваются большим количеством упражнений, предлагаемых в учебнике по всем темам, а также включением заданий исследовательского и проектного характера.

В программу включён специальный раздел «Культура речи», в котором даны расширяющие сведения об уже известной школьникам дисциплине. Но этот раздел носит характер итогового и обобщающего, даёт возможность учителю и ученикам сознательно поговорить о проблемах правильности речи, ещё раз поставить индивидуальные ориентиры дальнейшего совершенствования речи. А само освоение происходит в течение всего курса обучения. Теоретический материал описывает содержание нормы, практические упражнения позволяют её закрепить, а творческие задания и проблемные вопросы и ситуации — перенести в собственную речевую практику обучающегося. Они вооружают обучающегося навыками самоконтроля за речевым поведением и выбором адекватных речевых средств в их нормативном соответствии.

 

В программе отражены такие темы, как «Основные принципы русской орфографии», «Основные принципы русской пунктуации». Они важны при повторении правил орфографии и пунктуации, так как обеспечивают сознательный подход к изучаемому материалу.

При изучении тем «Сочетание знаков препинания», «Факультативные знаки препинания», «Индивидуально-авторская пунктуация» обращается внимание на такие особенности русской пунктуации, как вариантность в постановке знаков препинания, их многозначность и многофункциональность. В художественном тексте знаки препинания выполняют особую смысловую и экспрессивную функцию, поэтому при анализе текста, наряду с анализом лексики, морфологии, синтаксиса, особое внимание уделяется пунктуационному анализу.

Задачи, стоящие перед учебным предметом «Русский язык и литература» в старших классах, успешно решаются в рамках урока и при самостоятельной работе над языковым анализом литературных произведений. Фонетический, морфемный, словообразовательный, морфологический, синтаксический виды анализа базируются на ранее полученных знаниях. Большое место в учебнике отводится орфографическому и пунктуационному анализу, что обеспечивает прочные знания и повышает качество грамотного письма, культуру владения языком, совершенствует умения и навыки нормативного использования языковых средств.

В соответствии с современными требованиями коммуникативной направленности в обучении русскому языку программа предусматривает анализ текстов разных жанров для языкового, стилистического и других видов лингвистического анализа. Для развития речи предназначены такие виды работ, как пересказ, реферирование, составление тезисов, написание изложений, сочинений-миниатюр и другие творческие задания.

Учитывая конкретные особенности условий и задач работы, учитель может вносить изменения в примерное распределение учебного времени, рекомендуемого программой, решать вопрос об изучении материала более крупными блоками. Это позволяет освободить время для практической работы и опережающего рассмотрения отдельных вопросов курса.

Эффективность работы обеспечивается сочетанием работы на занятиях и вне аудитории, а также правильно организованной самостоятельной работой. Практика показывает, что знания, добытые самостоятельно, являются более прочными, чем знания, полученные при пассивном восприятии.

Для активизации познавательной деятельности учащихся в программу включены разделы «Из истории русского языкознания», «Культура речи», «Стилистика», изучение которых даёт возможность в первую очередь самостоятельно освоить материал, анализировать тексты разных функциональных стилей, что расширяет лингвистический кругозор, помогает формированию языкового вкуса, углублению знаний о языке.

Необходимо учитывать, что учебник может быть использован учащимися и как справочник по основным разделам русского языка, обеспечивая важную функцию восполняющего повторения. Это особенно важно при организации деятельности обучающегося по подготовке к Единому государственному экзамену (ЕГЭ) по русскому языку.

Изучение русского языка и литературы как единого предмета даёт возможность для формирования индивидуальной готовности обучающихся к самостоятельному получению знаний и дальнейшему непрерывному образованию.

Задача непрерывного профессионального образования может быть решена, если современный школьник уже в рамках общеобразовательной организации будет вооружён навыками работы с информацией, если в нём заложена потребность в расширении и углублении собственного кругозора, если он способен к самостоятельному планированию своей познавательной деятельности. Включение в число заданий исследовательских и проектных работ, проблемных вопросов к текстам упражнений, соотнесение языковой основы литературного текста с его идейным замыслом позволяют планомерно решать поставленные задачи формирования познавательных универсальных учебных действий и готовить обучающихся к непрерывному обучению в течение всей его профессиональной жизни.

Большую роль в освоении курса русского языка и литературы играют информационные технологии. Это одно из важнейших условий освоения предложенного обучающимся учебного материала на пике внимания и сосредоточенности. Подготовка презентаций как вид самостоятельного коммуникативного взаимодействия — важнейшая форма формирования коммуникативной компетенции и решения коммуникативных и регулятивных универсальных учебных действий, способ достижения метапредметных результатов в ходе обучения русскому языку. При создании учебной презентации учащийся овладевает умением анализировать имеющуюся у него информацию и отделять главное от второстепенного и фонового. Школьник учится различным способам сокращения текста сообщения, учится соотносить текст на экране в презентации с текстом, произносимым в это время перед слушателем. Он учится экономно-выразительному подбору иллюстративного оформления текстовой информации, графически целесообразному и воспринимаемому с экрана таблично или алгоритмически организованному тексту. Этот набор операций является мощнейшим мотивационным стимулом освоения русского языка и литературы как практически значимым условием, обеспечивающим возможность подготовки сообщения, сопровождающегося презентацией.

Не менее значимую роль для освоения современного курса русского языка играет вооружение учащихся навыками самостоятельного получения и обработки информации. Электронные образовательные ресурсы, электронные словари, электронные библиотеки, электронные научные и научно-популярные порталы, с одной стороны, как естественное продолжение работы с учебником в ходе освоения программы развивают обучающегося и дают ему возможность в зоне удалённого доступа общаться с мировым сообществом, что становится актуальным в условиях глобализации мирового экономического, политического и образовательного пространств, с другой — требуют от него чёткости в формировании образовательного запроса, краткости и точности в общении, толерантности в выборе языковых средств, культуры личности, которая в интернет-формате напрямую ассоциируется с культурой речи, ибо является единственным маркером собеседника в дистанцированном общении. Поэтому культурно-речевой аспект является основным в изучаемом материале.

3. ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Учебный предмет «Русский язык и литература» входит в предметную область «Филология» и является обязательным компонентом базисного учебного плана. Изучение курса рассчитано на 70 ч (35 учебных часов в 10 классе и 35 учебных часов в 11 классе — 1 ч в неделю). Завершается освоение курса обязательной государственной (итоговой) аттестацией в форме Единого государственного экзамена (ЕГЭ).

В учебном плане должно быть предусмотрено выполнение обучающимися индивидуального(ых) проекта(ов). Индивидуальный проект выполняется обучающимся самостоятельно под руководством учителя (тьютора) по выбранной теме в рамках одного или нескольких изучаемых учебных предметов, курсов в любой избранной области деятельности: познавательной, практической, учебно-исследовательской, социальной, художественно-творческой, иной. Индивидуальный проект выполняется обучающимся в течение одного года или двух лет в рамках учебного времени, специально отведённого учебным планом.

Допускается включение в учебный план времени, отведённого в первую очередь на конструирование выбора обучающегося, его самоопределение и педагогическое сопровождение этих процессов. Могут быть выделены часы на консультирование с тьютором, психологом, учителем, руководителем образовательной организации. В учебном плане могут быть также отражены различные формы организации учебных занятий, формы промежуточной аттестации в соответствии с методическими системами и образовательными технологиями, используемыми образовательной организацией

 

4. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

Ведущее место предмета «Русский язык» в системе общего образования обусловлено тем, что русский язык является  государственным языком Российской Федерации, родным языком русского народа, средством межнационального общения. Изучение русского языка способствует формированию у учащихся представлений о языке как основном средстве человеческого общения, явлении национальной культуры и основе национального самосознания. В процессе изучения русского языка у учащихся формируется позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому языку, стремление к его грамотному использованию, пониманию того, что правильная устная и письменная речь является показателем общей культуры человека. На уроках русского языка ученики получают начальное представление о нормах русского литературного языка и правилах речевого этикета, учатся ориентироваться в целях, задачах, условиях общения, выборе адекватных языковых средств для успешного решения коммуникативных задач. Русский язык является для учащихся основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности. Успехи в изучении русского языка во многом определяют результаты обучения по другим школьным предметам.

Ценностные ориентиры школьного образования конкретизируют личностный, социальный и государственный заказ системе образования, выраженный в Требованиях к результатам освоения основной образовательной программы, и отражают следующие целевые установки:

 ·формирование основ гражданской идентичности личности на базе: — чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознания ответственности человека за благосостояние общества; — восприятия мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий; уважения истории и культуры каждого народа;

·формирование психологических условий развития общения, сотрудничества на основе: — доброжелательности, доверия и внимания к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается; — уважения к окружающим — умения слушать и слышать партнѐра, признавать право каждого на собственное мнение и принимать решения с учѐтом позиций всех участников;

 ·развитие ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма: – принятия и уважения ценностей семьи и образовательного учреждения, коллектива и общества и стремления следовать им; – ориентации в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей, развития этических чувств (стыда, вины, совести) как регуляторов морального поведения; – формирования эстетических чувств и чувства прекрасного через знакомство с национальной, отечественной и мировой художественной культурой;

 ·развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию, а именно: – развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества; – формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности (планированию, контролю, оценке);

 ·развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия еѐ самоактуализации: – формирование самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, критичности к своим поступкам и умения адекватно их оценивать; – развитие готовности к самостоятельным поступкам и действиям, ответственности за их результаты; – формирование целеустремленности и настойчивости в достижении целей, готовности к преодолению трудностей и жизненного оптимизма; – формирование умения противостоять действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, здоровью, безопасности личности и общества, в пределах своих возможностей, в частности проявлять избирательность к информации, уважать частную жизнь и результаты труда других людей.

Реализация ценностных ориентиров общего образования в единстве процессов обучения и воспитания, познавательного и личностного развития обучающихся на основе формирования общих учебных умений, обобщенных способов действия обеспечивает высокую эффективность решения жизненных задач и возможность саморазвития обучающихся.

5. Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создает условия для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования. В процессе обучения старшеклассник получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей.

В процессе изучения русского языка на базовом уровне совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения: коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения), интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация), информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом), организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).

6. Содержание учебного материала

10 класс

Слово о русском языке (1 час)

Русский язык среди языков мира. Богатство и выразительность русского языка. Русские писатели о выразительности русского языка.

Русский язык как государственный язык Российской Федерации и язык межнационального общения народов России.

Русский язык как один из мировых языков.

Литературный язык как высшая форма существования национального языка.

Понятие нормы литературного языка. Типы норм литературного языка. Норма и культура речи.

Понятие о функциональных разновидностях (стилях); основные функциональные стили современного русского литературного языка.

Лексика. Фразеология. Лексикография (5 часов)

Основные понятия и основные единицы лексики и фразеологии.

Слово и его значение. Однозначность и многозначность слов. Изобразительно-выразительные средства русского языка. Омонимы и их употребление. Паронимы и их употребление. Синонимы и их употребление. Антонимы и их употребление. Происхождение лексики современного русского языка. Лексика общеупотребительная и лексика, имеющая ограниченную сферу употребления. Употребление устаревшей лексики и неологизмов.

Фразеология. Фразеологические единицы и их употребление. Лексикография.

Фонетика. Графика. Орфоэпия (2 часа)

Основные понятия фонетики, графики, орфоэпии.

Звуки и буквы. Позиционные (фонетические) и исторические чередования звуков.

Фонетический разбор.

Орфоэпия. Основные правила произношения гласных и согласных звуков. Ударение.

Морфемика и словообразование (2 часа)

Основные понятия морфемики и словообразования. Состав слова. Морфемы корневые и аффиксальные. Основа слова. Основы производные и непроизводные.

Морфемный разбор слова.

Словообразование. Морфологические способы словообразования. Понятие словообразовательной цепочки.

Неморфологические способы словообразования.

Словообразовательный разбор.

Основные способы формообразования в современном русском языке.

Морфология и орфография (25 часов)

Основные понятия морфологии и орфографии. Взаимосвязь морфологии и орфографии. Орфография (9 часов)

Принципы русской орфографии.

Морфологический принцип как ведущий принцип русской орфографии. Фонетические, традиционные и дифференцирующие написания.

Проверяемые и непроверяемые безударные гласные в корне слова.

Чередующиеся гласные в корне слова.

Употребление гласных после шипящих. Употребление гласных после ц.

Правописание звонких и глухих согласных.

Правописание непроизносимых согласных и сочетаний сч, зч, шч, жч, стч, здч.

Правописание двойных согласных.

Правописание гласных и согласных в приставках. Приставки пре- и при-.

Гласные и и ы после приставок.

Употребление ъ и ь.

Употребление прописных и строчных букв. Правила переноса слов.

Самостоятельные части речи Имя существительное (1 час)

Имя существительное как часть речи. Лексико-грамматические разряды имён существительных.

Род имён существительных. Распределение существительных по родам. Существительные общего рода. Определение и способы выражения рода несклоняемых имён существительных и аббревиатур.

Число имён существительных.

Падеж и склонение имён существительных.

Морфологический разбор имён существительных.

Правописание падежных окончаний имён существительных.

Варианты падежных окончаний.

Гласные в суффиксах имён существительных.

Правописание сложных имён существительных. Составные наименования и их правописание.

Имя прилагательное (1 час)

Имя прилагательное как часть речи.

Лексико-грамматические разряды имён прилагательных.

Качественные прилагательные.

Сравнительная и превосходная степени качественных прилагательных. Простая (синтетическая) и сложные (аналитические) формы степеней сравнения. Стилистические особенности простых и сложных форм степеней сравнения.

Полные и краткие формы качественных прилагательных. Особенности образования и употребления кратких прилагательных. Синонимия кратких и полных форм в функции сказуемого; их семантические и стилистические особенности.

Прилагательные относительные и притяжательные.

Особенности образования и употребления притяжательных прилагательных.

Переход прилагательных из одного разряда в другой.

Морфологический разбор имён прилагательных.

Правописание окончаний имён прилагательных.

Склонение качественных и относительных прилагательных.

Особенности склонения притяжательных прилагательных на -ий.

Правописание суффиксов имён прилагательных.

Правописание н и нн в суффиксах имён прилагательных.

Правописание сложных имён прилагательных.

Имя числительное (1 час)

Имя числительное как часть речи. Лексико-грамматические разряды имён числительных. Простые, сложные и составные числительные.

Морфологический разбор числительных.

Особенности склонения имён числительных.

Правописание имён числительных.

Употребление имён числительных в речи. Особенности употребления собирательных числительных.

Местоимение (2 часа)

Местоимение как часть речи. Разряды местоимений. Значение, стилистические и грамматические особенности употребления местоимений.

Морфологический разбор местоимений.

Правописание местоимений.

Глагол (1 час)

Глагол как часть речи. Основные грамматические категории и формы глагола.

Инфинитив как начальная форма глагола.

Категория вида русского глагола.

Переходность/непереходность глагола.

Возвратные глаголы.

Категория наклонения глагола. Наклонение изъявительное, повелительное, сослагательное (условное).

Категория времени глагола.

Спряжение глагола.

Две основы глагола. Формообразование глагола.

Морфологический разбор глаголов.

Правописание глаголов.

Причастие (1 час)

Причастие как особая глагольная форма.

Признаки глагола и прилагательного у причастий.

Морфологический разбор причастий.

Образование причастий.

Правописание суффиксов причастий.

Н и нн в причастиях и отглагольных прилагательных.

Переход причастий в прилагательные и существительные.

Деепричастие (1 час)

Деепричастие как особая глагольная форма.

Образование деепричастий.

Морфологический разбор деепричастий.

Переход деепричастий в наречия и предлоги.

Наречие (1 час)

Наречие как часть речи. Разряды наречий.

Морфологический разбор наречий.

Правописание наречий. Гласные на конце наречий. Наречия, оканчивающиеся на шипящий. Отрицательные наречия. Слитное, раздельное и дефисное написание наречий.

Слова категории состояния. Грамматические особенности слов категории состояния.

Омонимия слов категории состояния, наречий на -о, -е и кратких прилагательных ср. р. ед. ч. Морфологический разбор слов категории состояния.

Служебные части речи (5 часов)

Предлог.

Предлог как служебная часть речи.

Особенности употребления предлогов.

Морфологический разбор предлогов.

Правописание предлогов.

Союзы и союзные слова. Союз как служебная часть речи. Союзные слова.

Классификация союзов по значению, употреблению, структуре. Подчинительные союзы и союзные слова.

Морфологический разбор союзов.

Правописание союзов.

Частицы. Частица как служебная часть речи.

Разряды частиц.

Морфологический разбор частиц.

Правописание частиц. Раздельное и дефисное написание частиц. Частицы не и ни, их значение и употребление. Слитное и раздельное написание не и ни с различными частями речи.

Междометие. Звукоподражательные слова. Междометие как особый разряд слов. Звукоподражательные слова.

Морфологический разбор междометий.

Правописание междометий.

Функционально-стилистические особенности употребления междометий.

Повторение и обобщение пройденного (2 часа)

11 класс

Повторение и обобщение изученного материала 10 класса - 1 час

Синтаксис и пунктуация - 6 часов

Основные понятия синтаксиса и пунктуации (1 час) Основные синтаксические единицы. Основные принципы русской пунктуации. Пунктуационный анализ.

Словосочетание (1 час)

 Классификация словосочетаний. Виды синтаксической связи. Синтаксический разбор словосочетания.

Предложение (1 час)

Понятие о предложении. Основные признаки предложения. Классификация предложений. Предложения простые и сложные.

Простое предложение (4 часа)

Виды предложений по цели высказывания. Виды предложений по эмоциональной окраске. Предложения утвердительные и отрицательные.

Виды предложений по структуре. Двусоставные и односоставные предложения. Главные члены предложения. Тире между подлежащим и сказуемым. Распространённые и нераспространённые предложения. Второстепенные члены предложения. Полные и неполные предложения. Тире в неполном предложении. Соединительное тире. Интонационное тире.

Порядок слов в простом предложении. Инверсия.

Синонимия разных типов простого предложения.

Простое осложнённое и неосложнённое предложение. Синтаксический разбор простого предложения - 11 часов

Однородные члены предложения (4 часа)

 Знаки препинания в предложениях с однородными членами. Знаки препинания при однородных и неоднородных определениях. Знаки препинания при однородных и неоднородных приложениях. Знаки препинания при однородных членах, соединённых неповторяющимися союзами. Знаки препинания при однородных членах, соединённых повторяющимися и парными союзами.

Обобщающие слова при однородных членах. Знаки препинания при обобщающих словах.

Обособленные члены предложения (4 часа)

 Знаки препинания при обособленных членах предложения. Обособленные и необособленные определения. Обособленные приложения. Обособленные обстоятельства. Обособленные дополнения. Уточняющие, пояснительные и присоединительные члены предложения.

Параллельные синтаксические конструкции. Знаки препинания при сравнительном обороте.

Знаки препинания при словах и конструкциях, грамматически не связанных с предложением (3 часа)

 Знаки препинания при обращениях. Знаки препинания при вводных словах и словосочетаниях. Знаки препинания при вставных конструкциях. Знаки препинания при междометиях, утвердительных, отрицательных, вопросительно-восклицательных словах.

Сложное предложение - 5 часов

Понятие о сложном предложении.

Главное и придаточное предложения. Типы придаточных предложений.

Сложносочинённое предложение.

Знаки препинания в сложносочинённом предложении. Синтаксический разбор сложносочинённого предложения.

Сложноподчинённое предложение. Знаки препинания в сложноподчинённом предложении с одним придаточным. Синтаксический разбор сложноподчинённого предложения с одним придаточным.

Знаки препинания в сложноподчинённом предложении с несколькими придаточными. Синтаксический разбор сложноподчинённого предложения с несколькими придаточными.

Бессоюзное сложное предложение. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении. Двоеточие в бессоюзном сложном предложении. Тире в бессоюзном сложном предложении. Синтаксический разбор бессоюзного сложного предложения.

Период. Знаки препинания в периоде.

Сложное синтаксическое целое и абзац.

Синонимия разных типов сложного предложения.

Предложения с чужой речью - 2 часа

Способы передачи чужой речи.

Знаки препинания при прямой речи. Знаки препинания при диалоге. Знаки препинания при цитатах.

Употребление знаков препинания - 1 час

Сочетание знаков препинания. Вопросительный и восклицательный знаки. Запятая и тире. Многоточие и другие знаки препинания. Скобки и другие знаки препинания. Кавычки и другие знаки препинания. Факультативные знаки препинания. Авторская пунктуация. Культура речи - 4 часа

Язык и речь. Культура речи как раздел науки о языке, изучающий правильность и чистоту речи.

Правильность речи.

Норма литературного языка. Нормы литературного языка: орфоэпические, акцентологические, словообразовательные, лексические, морфологические, синтаксические, стилистические. Орфографические и пунктуационные нормы. Речевая ошибка.

Качества хорошей речи: чистота, выразительность, уместность, точность, богатство.

Виды и роды ораторского красноречия. Ораторская речь и такт.

Стилистика - 3 часа

Стилистика как раздел науки о языке, изучающий стили языка и стили речи, а также изобразительно-выразительные средства.

Стиль. Классификация функциональных стилей. Научный стиль. Официально-деловой стиль. Публицистический стиль.

Разговорный стиль. Язык художественной литературы.

Текст. Основные признаки текста. Функционально-смысловые типы речи: повествование, описание, рассуждение. Анализ текстов разных стилей и жанров.

Из истории русского языкознания - 1 час 

М. В. Ломоносов. А. Х. Востоков. Ф. И. Буслаев. В. И. Даль. Я. К. Грот. А. А. Шахматов. Д. Н. Ушаков. В. В. Виноградов. С. И. Ожегов.

Повторение и систематизация изученного материала - 1 час

7. Тематическое планирование за 10-11 класс

10 класс

№п/п

Наименование  разделов программы

Количество часов

Из них:

К/Р, Тест

Р/Р

1

Введение. Русский язык в современном мире.

1

2

Лексика. Фразеология. Лексикография.  

5

1

3

Фонетика. Орфоэпия. Орфография

2

4

Морфемика и словообразование

2

5

Морфология и орфография

25

2

4

Всего

35

3

4

11 класс

№п/п

Наименование  разделов программы

Количество часов

Из них:

К/Р, Тест

Р/Р

1

Повторение и обобщение изученного материала 10 класса (1 час)

1

2

Синтаксис и пунктуация (6 часов)

6

3

Простое осложнённое и неосложнённое предложение. Синтаксический разбор простого предложения - 11 часов

11

4

Сложное предложение - 5 часов

5

5

Предложения с чужой речью - 2 часа

2

6

Употребление знаков препинания - 1 час

1

7

Культура речи - 4 часа

4

8

Стилистика - 3 часа

3

9

Из истории русского языкознания - 1 час

1

10

Повторение и систематизация изученного материала - 1 час

1

Всего

35

8. Планируемые результаты освоения учебного предмета.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета

Курс русского языка и литературы в 10—11 классах предполагает освоение предмета с целью формирования у обучающихся посредством освоения системы русского языка целостного представления о мире и формирования общей культуры личности как неотъемлемых составляющих современного выпускника общеобразовательной организации, способного ориентироваться в постоянно изменяющейся действительности, готового к таким изменениям и способного адекватно на основе общечеловеческих ценностей и общественной целесообразности адаптироваться к изменяющейся среде, а также способного самому активно менять условия своей жизни и деятельности на благо себе, обществу и государству как нерасторжимому единству составляющих мира человеческого бытия.

Важнейшими результатами освоения курса «Русский язык и литература» являются личностные, метапредметные и предметные результаты.

Личностные результаты

В сфере отношений обучающихся к себе, к своему здоровью, к познанию себя:

  • ориентация обучающихся на достижение личного счастья, реализацию позитивных жизненных перспектив, инициативность, креативность, готовность и способность к личностному самоопределению, способность ставить цели и строить жизненные планы;
  • готовность и способность обеспечить себе и своим близким достойную жизнь в процессе самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
  • готовность и способность обучающихся к отстаиванию личного достоинства, собственного мнения, готовность и способность вырабатывать собственную позицию по отношению к общественно-политическим событиям прошлого и настоящего на основе осознания и осмысления истории, духовных ценностей и достижений нашей страны;
  • готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самовоспитанию в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества, потребность в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью;
  • принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни, бережное, ответственное и компетентное отношение к собственному физическому и психологическому здоровью; неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков.

В сфере отношений обучающихся к России как к Родине (Отечеству):

  • российская идентичность, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме, чувство причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбе России, патриотизм, готовность к служению Отечеству, его защите;
  • уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение к государственным символам (герб, флаг, гимн);
  • формирование уважения к русскому языку как государственному языку Российской Федерации, являющемуся основой российской идентичности и главным фактором национального самоопределения;
  • воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов, проживающих в Российской Федерации. В сфере отношений обучающихся к закону, государству и к гражданскому обществу:
  • гражданственность, гражданская позиция активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности, готового к участию в общественной жизни;
  • признание неотчуждаемости основных прав и свобод человека, которые принадлежат каждому от рождения, готовность к осуществлению собственных прав и свобод без нарушения прав и свобод других лиц, готовность отстаивать собственные права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации, правовая и политическая грамотность;
  • мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики, основанное на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
  • интериоризация ценностей демократии и социальной солидарности, готовность к договорному регулированию отношений в группе или социальной организации;
  • готовность обучающихся к конструктивному участию в принятии решений, затрагивающих их права и интересы, в том числе в различных формах общественной самоорганизации, самоуправления, общественно значимой деятельности;
  • приверженность идеям интернационализма, дружбы, равенства, взаимопомощи народов; воспитание уважительного отношения к национальному достоинству людей, их чувствам, религиозным убеждениям;
  • готовность обучающихся противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии; коррупции; дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям. В сфере отношений обучающихся с окружающими людьми:
  • нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей, толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовности и способности вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
  • принятие гуманистических ценностей, осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению;
  • способность к сопереживанию и формирование позитивного отношения к людям, в том числе к лицам с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам; бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью других людей, умение оказывать первую помощь;
  • формирование выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе способности к сознательному выбору добра, нравственного сознания и поведения на основе усвоения общечеловеческих ценностей и нравственных чувств (чести, долга, справедливости, милосердия и дружелюбия);
  • развитие компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности.

В сфере отношений обучающихся к окружающему миру, живой природе, художественной культуре:

  • мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки, значимости науки, готовность к научно-техническому творчеству, владение достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки, заинтересованность в научных знаниях об устройстве мира и общества;
  • готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
  • экологическая культура, бережное отношения к родной земле, природным богатствам России и мира; понимание влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды, ответственность за состояние природных ресурсов; умения и навыки разумного природопользования, нетерпимое отношение к действиям, приносящим вред экологии; приобретение опыта эколого-направленной деятельности;
  • эстетическое отношения к миру, готовность к эстетическому обустройству собственного быта.

В сфере отношений обучающихся к семье и родителям, в том числе подготовка к семейной жизни:

  • ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни;
  • положительный образ семьи, родительства (отцовства и материнства), интериоризация традиционных семейных ценностей. В сфере отношения обучающихся к труду, в сфере социально-экономических отношений:
  • уважение ко всем формам собственности, готовность к защи-те своей собственности;
  • осознанный выбор будущей профессии как путь и способ реализации собственных жизненных планов;
  • готовность обучающихся к трудовой профессиональной деятельности как к возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;
  • потребность трудиться, уважение к труду и людям труда, трудовым достижениям, добросовестное, ответственное и творческое отношение к разным видам трудовой деятельности;
  • готовность к самообслуживанию, включая обучение и выполнение домашних обязанностей.

В сфере физического, психологического, социального и академического благополучия обучающихся:

  • физическое, эмоционально-психологическое, социальное благополучие обучающихся в жизни образовательной организации, ощущение детьми безопасности и психологического комфорта, информационной безопасности.

Метапредметные результаты

Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы представлены тремя группами универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД: выпускник научится самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута; оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и морали; ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях; оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели;  выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты;  организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели;  сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.

Познавательные УУД: выпускник научится искать и находить обобщённые способы решения задач, в том числе осуществлять развёрнутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи;  критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;  использовать различные модельно-схематические средства для представления существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в информационных источниках;  находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития;  выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и способов действия; выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения; менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.

Коммуникативные УУД: выпускник научится  осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за её пределами), подбирать партнёров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий; при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.); координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия; развёрнуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств; распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных оценочных суждений.

Предметные результаты

В результате изучения учебного предмета «Русский язык» на уровне среднего общего образования выпускник научится:

  • использовать языковые средства адекватно цели общения и речевой ситуации;
  • использовать знания о формах русского языка (литературный язык, просторечие, народные говоры, профессиональные разновидности, жаргон, арго) при создании текстов;
  • создавать устные и письменные высказывания, монологические и диалогические тексты определенной функционально-смысловой принадлежности (описание, повествование, рассуждение) и определенных жанров (тезисы, конспекты, выступления, лекции, отчеты, сообщения, аннотации, рефераты, доклады, сочинения);
  • выстраивать композицию текста, используя знания о его структурных элементах;
  • подбирать и использовать языковые средства в зависимости от типа текста и выбранного профиля обучения;
  • правильно         использовать         лексические         и         грамматические средства связи предложений при построении текста;
  • создавать устные и письменные тексты разных жанров в соответствии с функционально-стилевой принадлежностью текста;
  • сознательно использовать изобразительно-выразительные средства языка при создании текста в соответствии с выбранным профилем обучения;
  • использовать при работе с текстом разные виды чтения (поисковое,  просмотровое, ознакомительное, изучающее, реферативное) и аудирования  (с полным пониманием текста, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации);
  • анализировать текст с точки зрения наличия в нём явной и скрытой, основной и второстепенной информации, определять его тему, проблему и основную мысль;
  • извлекать необходимую информацию из различных источников и переводить её в текстовый формат;
  • преобразовывать текст в другие виды передачи информации;
  • выбирать тему, определять цель и подбирать материал для публичного выступления;
  • соблюдать культуру публичной речи;
  • соблюдать в речевой практике основные орфоэпические, лексические, грамматические, стилистические, орфографические и пунктуационные нормы русского литературного языка;
  • оценивать собственную и чужую речь с позиции соответствия языковым нормам;
  • использовать основные нормативные словари и справочники для оценки устных и письменных высказываний с точки зрения соответствия языковым нормам. Выпускник получит возможность научиться:
  • распознавать уровни и единицы языка в предъявленном тексте и видеть взаимосвязь между ними;
  • анализировать при оценке собственной и чужой речи языковые средства, использованные в тексте, с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
  • комментировать авторские высказывания на различные темы (в том числе о богатстве и выразительности русского языка);
  • отличать язык художественной литературы от других разновидностей современного русского языка;
  • использовать синонимические ресурсы русского языка для более точного выражения мысли и усиления выразительности речи;
  • иметь представление об историческом развитии русского языка и истории русского языкознания;
  • выражать согласие или несогласие с мнением собеседника в соответствии с правилами ведения диалогической речи;
  • дифференцировать главную и второстепенную информацию, известную и неизвестную информацию в прослушанном тексте;
  • проводить самостоятельный поиск текстовой и нетекстовой информации, отбирать и анализировать полученную информацию;
  • сохранять стилевое единство при создании текста заданного функционального стиля;
  • владеть умениями информационно перерабатывать прочитанные и прослушанные тексты и представлять их в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов;
  • создавать отзывы и рецензии на предложенный текст;
  • соблюдать культуру чтения, говорения, аудирования и письма;
  • соблюдать культуру научного и делового общения в устной и письменной форме, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;
  • соблюдать нормы речевого поведения в разговорной речи, а также в учебно-научной и официально-деловой сферах общения;
  • осуществлять речевой самоконтроль;
  • совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки на основе знаний о нормах русского литературного языка;
  • использовать основные нормативные словари и справочники для расширения словарного запаса и спектра используемых языковых средств;

оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов (в том числе художественной литературы).

В результате изучения русского языка ученик должен

знать/понимать

  • связь языка и истории, культуры русского и других народов;
  • смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;
  • основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;
  • орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения; 

уметь

  • осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
  • анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
  • проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;

аудирование и чтение

  • использовать основные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;
  • извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;

говорение и письмо

  • создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;
  • применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
  • соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;
  • соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;
  • использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;
  • развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности; самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности;
  • увеличения словарного запаса; расширения круга используемых языковых и речевых средств; совершенствования способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
  • совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству;
  • самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни государства.

9. Критерии оценки достижений учащихся

Оценка письменных работ учащихся

Нормативный документ, определяющий критерии оценки знаний, умений и навыков учащихся, уровень владения которыми выявляется в письменных работах выпускников основной школы, опубликован в сборнике “Программно-методические материалы. Русский язык. 5-9 классы”. — М., 2001.

С помощью сочинений и изложений проверяются:

1) умение раскрывать тему;

2) умение использовать языковые средства в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания;

3) соблюдение языковых норм и правил правописания.

Любое сочинение и изложение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление, вторая — за грамотность, т. е. за соблюдение орфографических, пунктуационных и языковых норм. Обе оценки считаются оценками по русскому языку, за исключением случаев, когда проводится работа, проверяющая знания учащихся по литературе. В этом случае первая оценка (за содержание и речь) считается оценкой по литературе.

Содержание сочинения и изложения оценивается по следующим критериям:

  • соответствие работы ученика теме и основной мысли;
  • полнота раскрытия темы;
  • правильность фактического материала;
  • последовательность изложения.

При оценке речевого оформления сочинений и изложений учитывается:

  • разнообразие словаря и грамматического строя речи;
  • стилевое единство и выразительность речи;
  • число речевых недочетов.

Грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок — орфографических, пунктуационных и грамматических.

Оценка устных ответов учащихся

Устный опрос является одним из основных способов учёта знаний учащихся по русскому языку. Развёрнутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на заданную тему, показывать его умения применять правила, определения в конкретных случаях. При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями: 1) полнота и правильность ответа; 2) степень осознанности, понимания изученного; 3) языковое оформление ответа.

Ответ на теоретический вопрос  оценивается по традиционной пятибалльной системе. 

Отметка «5» ставится, если ученик: 1) полно излагает изученный материал, даёт правильное определение понятий; 2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести самостоятельно составленные примеры; 3)излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.

Отметка «4» ставится, если ученик даёт ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для отметки «5», но допускает 1-2 ошибки, которые сам же и исправляет, и 1-2 недочёта в последовательности и языковом оформлении излагаемого.

Отметка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание основных положений данной темы, но 1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил; 2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры; 3)излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.

Отметка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл.

10. Описание учебно-методического и материально- технического  обеспечения  рабочей  программы

Литература для учителя:

1. Поурочные разработки по русскому языку, 11 класс, Н.В.Егорова, Л.П.Дмитриева, И.В.Золотарева, М.; «Вако», 2010 г

2.  Гольцова П.Г., Мищерина М.А. Русский язык. 10—11 классы: Книга для учителя.

3.  Дейкина А.Д., Пахнова Т.М. Методические рекомендации по использованию учебника «Русский язык: Учебник-практикум для старших классов» при изучении предмета на базовом и профильном уровнях. М.: Вербум-М, 2009.

4.  Будникова И.Н, Дмитриева Н.И., Холявина Т.Г. Поурочные разработки по русскому языку: 10-11 классы. М.: ВАКО, 2010.

5.  Львова СИ. Сборник диктантов с языковым анализом текста. 10—11 классы. М.: Мнемозина, 2003.

Литература для учащихся:

1.        Гольцова Н.Г., Шамшин И.В., Мищерина М.А. Русский язык. 10—11 классы: Учебник для общеобразова¬тельных учреждений. М.: Русское слово, 2019.

2.         Дейкина А.Д., Пахнова Т.М. Русский язык: Учебник-практикум для старших классов. М.: Вербум-М,  2009.

3.        Баранов М. Т., Костяева Т.А., Прудникова А.В. Русский язык: Справочные материалы. М.: Просвещение, 2009.

Мультимедийные пособия:

  • «Фраза» Программа-тренажер по правилам орфографии и пунктуации для школьников и абитуриентов.
  • 1-С Репетитор «Русский язык» Обучающая программа для школьников старших классов и абитуриентов.
  • Электронный репетитор-тренажер «Курс русского языка»
  • Образовательный комплекс «1С: Школа. Академия речевого этикета»
  • Тестирующая программа для школьников и абитуриентов.  Кирилл и Мефодий
  • Уроки русского языка Кирилла и Мефодия.  
  • Обучающая программа (орфографический тренажер) для школьников от 10 лет и абитуриентов. Возраст: 5 – 11 классы.

Интернет-ресурсы:

http://www.9151394.ru/ - Информационные и коммуникационные технологии в обучении

http://www.9151394.ru/projects/liter/uroksoch/index.html - Дистанционный семинар

http://repetitor.1c.ru/ - Серия учебных компьютерных программ '1С: Репетитор' по русскому языку,  

Контрольно-диагностические системы серии 'Репетитор. Тесты' по пунктуации, орфографии и др.

http://www.gramota.ru/- Все о русском языке на страницах справочно-информационного портала.

Словари он-лайн. Ответы на вопросы в справочном бюро. Официальные документы, связанные с

языковой политикой. Статьи, освещающие актуальные проблемы русистики и лингвистики.

http://www.gramma.ru/ - Пишем и говорим правильно: нормы современного русского языка. Помощь

школьникам и абитуриентам. Деловые бумаги - правила оформления. Консультации по русскому

языку и литературе, ответы на вопросы.

http://vschool.km.ru/ - виртуальная школа Кирилла и Мефодия (русский 5-6)

http://www.ug.ru/ -«Учительская газета»

http://www.school.edu.ru/ -Российский образовательный портал

http://school-sector.relarn.ru/ -школьный сектор ассоциации РЕЛАРН

http://schools.techno.ru/ - образовательный сервер «Школы в Интернет»

http://www.1september.ru/ru/ - газета «Первое сентября»

http://all.edu.ru/ - Все образование Интернета

http://www.mediaterra.ru/ruslang/ - теория и практика русской орфографии и пунктуации

Международная ассоциация преподавателей русского языка и литературы http://www.mapryal.org/ 

Навигатор. Грамота.ру http://www.navigator.gramota.ru/ 

Новый словарь русского язык http://www.rubricon.ru/nsr_1.asp 

Опорный орфографический компакт по русскому языку (пособие по орфографии) http://yamal.org/ook/ 

Русский филологический портал http://www.philology.ru/default.htm 

Русский язык и культура речи http://www.sibupk.nsk.su/Public/Chairs/c_foreign/Russian/kr_rus.htm#4 

Самый полный словарь сокращений русского языка http://www.sokr.ru/ 

Словарь русских фамилий http://www.rusfam.ru/

Толковый словарь русского языка http://www.megakm.ru/ojigov/ 

Ярославский институт развития образования. Дистанционная поддержка учителей-словесников

http://www.iro.yar.ru:8101/resource/distant/russian_language/index3.htm 

Тесты по русскому языку (на ОС "Шопен") http://altnet.ru/%7Emcsmall/cat_ru.htm 

Основные правила грамматики русского языка http://www.ipmce.su/~lib/osn_prav.html

Урок. Русский язык для школьников и преподавателей http://urok.hut.ru/ 

Толковый словарь В.И. Даля  http://www.slova.ru/ 

Русские словари. Служба русского языка http://www.slovari.ru/lang/ru/ 

Словарь-справочник русского языка http://slovar.boom.ru/ 

Репетитор http://www.repetitor.h1.ru/programms.html 

Знаете слово? http://mech.math.msu.su/~apentus/znaete/ 

Русский язык. Тест-экзамены, 9-11 классы http://main.emc.spb.ru/Staff/KNV/otvet/russian/RUS11.HTM 

Говорим по-русски! http://www.echo.msk.ru/headings/speakrus.html 

Словесник http://slovesnik-oka.narod.ru/ 

Русское письмо http://character.webzone.ru             

Ономастикон. Русские фамилии http://express.irk.ru/1000/fam/index.htm 

Словесник http://www.slovesnik.ru

Тесты по русскому языку http://likbez.spb.ru/tests/ 

Дистанционная поддержка учителей-словесников

http://www.ipk.edu.yar.ru/resource/distant/russian_language/index3.htm 

Культура письменной речи http://likbez.h1.ru/ 

Русское слово http://www.rusword.com.ua 

Правила русской орфографии и пунктуации http://www.anriintern.com/rus/orfpun/main.htm

Тесты по пунктуации http://repetitor.1c.ru/online/disp.asp?2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку для 6 класса (к учебнику "Русский язык" Г. Г. Граник, Н. А. Борисенко, Г. Н. Владимирская)

Рабочая программа разработана на основе программы для общеобразовательных учреждений Граник Г. Г. и др. Русский язык. 5-9 классы / Г. Г. Граник, Н. А. Борисенко, Г. Н. Владимирская. – М.: ОЛМА М...

пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида. Рабочая программа по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида

Программа составлена для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. Русский язык является одним из основных предметов в специальной школе. В зависимости от года обучения на овл...

КТП по русскому языку 5 класс. Рабочая программа по русскому языку 5-9 классы (ФГОС ООО)

КТП по русскому языку 5 класс Рабочая программа по русскому языку 5-9 классы...

Рабочая программа по русскому языку для 5 класса составлена на основе Федерально¬го государственного образовательного стандарта основ¬ного общего образования второго поколения, Примерной программы основного общего образования по русскому языку и Рабочей п

Рабочая программа по русскому языку для 5 класса составлена на основе Федерально­го государственного образовательного стандарта основ­ного общего образования второго поколения, Примерной программы осн...

Рабочая программа по русскому языку для 7 класса разработана на основе примерной программы по русскому языку основного общего образования и рабочей программы по русскому языку М.Т.Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М.Шанского и др.

Рабочая программа адаптирована для школы надомного обучения для учащихся с ограниченными возможностями здоровья. И расчитана на 2 часа обучения русскому языку (в неделю)....

Рабочая программа по русскому языку 5-9 классы .Разработана на основе: - программы: « Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников Т. А. Ладыженской, М. Т. ,Л. А. Тростенцовой и других. 5—9 классы »

lt;>Аннотация к рабочей программе по русскому языку для 5-9 классов. Рабочая программа по русскому языку для 5-9 классов составлена в соответствии с нормативными документами: - Федеральный Закон ...