Рабочая программа по литературе (7 класс)
рабочая программа по литературе (7 класс)

Быстрянцев Игорь Иванович

Рабочая  программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает вариативное распределение учебных часов по разделам курса с учетом государственных стандартов, логики учебного процесса, возрастных особенностей обучающихся школы, способствует реализации единой концепции литературного образования.

 Главная идея программы по литературе – изучение литературы от фольклора к древнерусской литературе, от нее к русской литературе XVIII, XIX, XX вв. Русская литература является одним из основных источников обогащения речи учащихся, формирования их речевой культуры и коммуникативных навыков.

Скачать:


Предварительный просмотр:

КРАЕВОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

 «ВЕЧЕРНЯЯ  (СМЕННАЯ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1»

РАССМОТРЕНО

Руководитель МО

___________  И.И. Быстрянцев

Протокол № _____

от «____» ____________2017 г.

 

    УТВЕРЖДАЮ

    Директор школы

    _____________А.Н. Гузеев

  Приказ  № _____

  от «____» ____________2017 г.

Рабочая программа учебного предмета

«Литература»

для 7 класса

основного общего образования

на 2017 – 2018 учебный  год

Базовый уровень (очная форма обучения)

                                                     

Составитель: Быстрянцев И.И,

высшая  квалификационная категория                                                                        

Рубцовск

2017

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по литературе для учащихся 7 класса создана на основе следующих нормативных документов:

  • Федерального государственного стандарта общего образования второго поколения (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897, зарегистрирован Минюстом России 01 февраля 2011 года, регистрационный номер 19644);
  • Федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях на 2014/2015 учебный год (приказ Мин. обр. и науки от 31.03.2014 № 253);
  • Литература. 5-9 классы. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я. Коровиной. Коровина В.Я, Журавлев В.П., Коровин В.И. – М.: Просвещение, 2014;
  • Положения о рабочей программе по учебному предмету (курсу) КГКОУ «Вечерняя  школа №1»;
  • Учебного  плана  КГКОУ «Вечерняя  школа №1»  на 2017-2018 учебный год.

Литература как один из ведущих гуманитарных учебных предметов в российской школе содействует формированию разносторонне

развитой, гармоничной личности, воспитанию гражданина, патриота. Приобщение к гуманистическим ценностям культуры и развитие творческих способностей — необходимое условие становления человека, эмоционально богатого и интеллектуально развитого, способного конструктивно и вместе с тем критически относиться к себе и к окружающему миру.

Общение школьника с произведениями искусства слова на уроках литературы необходимо не просто как факт знакомства с подлинными художественными ценностями, но и как необходимый опыт коммуникации, диалог с писателями (русскими и зарубежными, нашими современниками, представителями совсем другой эпохи). Это приобщение к общечеловеческим ценностям бытия, а также к духовному опыту русского народа, нашедшему отражение в фольклоре и русской классической литературе как художественном явлении, вписанном в историю мировой литературы и обладающем несомненной национальной самобытностью. Знакомство с произведениями словесного искусства народа нашей страны расширяет представления учащихся о богатстве и многообразии художественной культуры, духовного и нравственного потенциала многонациональной России.

Как часть образовательной области «Филология» учебный предмет «Литература» тесно связан с предметом «Русский язык». Русская

литература является одним из основных источников обогащения речи учащихся, формирования их речевой культуры и коммуникативных

навыков. Изучение языка художественных произведений способствует пониманию учащимися эстетической функции слова, овладению

ими стилистически окрашенной русской речью.

Главными целями изучения предмета «Литература» являются:

        • формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием и общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма;

        • развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности;

        • постижение учащимися вершинных произведений отечественной и мировой литературы, их чтение и анализ, основанный на понимании образной природы искусства слова, опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма;

        • поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;

        • овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте (или любом другом речевом высказывании), и создание собственного текста, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного;

        • овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (формулировать цели деятельности, планировать её, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет, и др.);

        • использование опыта общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом

самосовершенствовании.

Рабочая  программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает вариативное распределение учебных часов по разделам курса с учетом государственных стандартов, логики учебного процесса, возрастных особенностей обучающихся школы, способствует реализации единой концепции литературного образования.

 Главная идея программы по литературе – изучение литературы от фольклора к древнерусской литературе, от нее к русской литературе XVIII, XIX, XX вв. Русская литература является одним из основных источников обогащения речи учащихся, формирования их речевой культуры и коммуникативных навыков.

        Специфика учебного предмета «Литература» определяется тем, что он представляет собой единство словесного искусства и основ науки (литературоведения), которая изучает это искусство.

        Курс литературы в 7 классе строится на основе сочетания концентрического, историко-хронологического и проблемно-тематического принципов.

        Содержание курса литературы в 7 классе включает в себя произведения русской и зарубежной литературы, поднимающие вечные проблемы (добро, зло, жестокость и сострадание, великодушие, прекрасное в природе и человеческой жизни, роль и значение книги в жизни писателя и читателя).

        В программе соблюдена системная направленность. Курс 7 класса представлен разделами:

  1. Устное народное творчество.
  2. Древнерусская литература.
  3. Русская литература XVIII века.
  4. Русская литература XIX века.
  5. Русская литература XX века.
  6. Литература народов России.
  7. Зарубежная литература
  8. Обзоры.
  9. Сведения по теории и истории литературы.

Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:

  • осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;
  • выразительное чтение художественного текста;
  • различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);
  • ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;
  • заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;
  • анализ и интерпретация произведения;
  • составление планов и написание отзывов о произведениях;
  • написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений;
  • целенаправленный поиск информации на основе знания её источников и умения работать с ними;
  • индивидуальная и коллективная проектная деятельность.

Преподавание литературы в школе строится на единстве урочной и внеурочной деятельности учащихся. Художественные произведения, прочитанные во внеурочное время и обсужденные в классе, помогают расширить представления учащихся о творчестве писателя, позволяют надеяться на серьезное, сознательное отношение к чтению.

Формы и средства контроля

  • Тестовые работы
  • Составление сложного плана и простого плана к тексту
  • Сочинение
  • Составление рассказа по сюжетным картинкам
  • Различные формы пересказа
  • Составление характеристики
  • Письменные и устные ответы на вопросы
  • Групповая и индивидуальная работа по карточкам
  • Составление таблиц
  • Защита индивидуального и коллективного проекта

         

        С учетом уровневой специфики 7 класса выстроена система учебных занятий. В преподавании предмета планируется использовать следующие педагогические технологии:

  • Технологии традиционного обучения для освоения минимума содержания образования в соответствии с требованиями стандартов. В основе – информирование, просвещение обучающихся и организация их репродуктивных действий с целью выработки у школьников общеучебных умений и навыков.
  • Технологии дифференцированного обучения для освоения учебного материала обучающимися, различающимися по уровню обучаемости, повышения познавательного интереса. Осуществляется путем деления ученических потоков на подвижные и относительно гомогенные по составу группы для освоения программного материала в различных областях на различных уровнях: минимальном, базовом, вариативном.
  • Технология проблемного обучения  с целью развития творческих способностей обучающихся, их интеллектуального потенциала, познавательных возможностей. Обучение ориентировано на самостоятельный поиск результата, самостоятельное добывание знаний, творческое, интеллектуально-познавательное  усвоение учениками заданного предметного материала
  • Личностно-ориентированные технологии обучения, способ организации обучения, в процессе которого обеспечивается всемерный учет возможностей и способностей обучаемых и создаются необходимые условия для развития их индивидуальных способностей.
  • Информационно-коммуникационные технологии.

Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе.

        

Рабочая программа  рассчитана на  70 часов (2 часа в неделю).

В течение года возможны коррективы  программы, связанные с объективными причинами.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Введение

Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы. Взаимосвязь характеров и обстоятельств в художественном произведении. Труд человека, его позиция, отношение к несовершенству мира и стремление к нравственному и эстетическому идеалу.

Устное народное творчество

Предания. Поэтическая автобиография народа. Устный рассказ об исторических событиях. «Воцарение Ивана Грозного»,  «Сороки-Ведьмы»,   «Петр и плотник».

Пословицы и поговорки. Народная мудрость пословиц и поговорок. Выражение в них духа народного языка. Афористические жанры фольклора.

Теория литературы. Устная народная проза. Предания (начальные представления). Афористические жанры фольклора (развитие представлений).

Развитие речи. Выразительное чтение. Устное рецензирование выразительного чтения. Устный монологический ответ по плану. Различные виды пересказов.

Эпос народов мира. Былины. «Вольга и Микула Селянинович». Воплощение в былине нравственных свойств русского народа, прославление мирного труда. Микула — носитель лучших человеческих качеств (трудолюбие, мастерство, чувство собственного достоинства,  доброта,   щедрость,   физическая   сила).

Киевский цикл былин. «Илья Муромец и Соловей-разбойник». Бескорыстное служение Родине и народу, мужество, справедливость, чувство собственного достоинства — основные черты характера Ильи Муромца. (Изучается одна былина по выбору.)

Новгородский цикл былин. «Садко» (для самостоятельного чтения). Своеобразие былины. Поэтичность. Тематическое различие Киевского и Новгородского циклов былин. Своеобразие былинного стиха. Собирание былин. Собиратели. (Для самостоятельного чтения.)

«Калевала» — карело-финский мифологический эпос. Изображение жизни народа, его национальных традиций, обычаев, трудовых будней и праздников. Кузнец Ильмаринен и ведьма Лоухи как представители светлого и темного миров карело-финских эпических песен.

Теория литературы. Предание (развитие представлений). Гипербола (развитие представлений). Героический  эпос  (начальные представления). Общечеловеческое и национальное в искусстве (начальные представления).

Развитие речи. Выразительное чтение. Устное рецензирование выразительного чтения (фонохрестоматия). Устный и письменный ответ на проблемный вопрос

Сборники пословиц. Сборники пословиц. Собиратели пословиц. Меткость и точность языка. Краткость и выразительность. Прямой и переносный смысл пословиц. Пословицы народов мира. Сходство и различия пословиц разных стран мира на одну тему  (эпитеты,   сравнения,   метафоры).

Теория литературы. Героический эпос, афористические жанры фольклора. Пословицы, поговорки (развитие представлений).

Развитие речи. Выразительное чтение. Устное рецензирование выразительного чтения. Устный монологический ответ по плану. Различные виды пересказов.

Из древнерусской литературы

«Поучение» Владимира Мономаха (отрывок), «Повесть о  Петре  и   Февронии  Муромских».   Нравственные заветы Древней Руси. Внимание к личности, гимн любви и верности. Народно-поэтические  мотивы в повести.

Теория литературы. Поучение (начальные представления). Житие (начальные представления).

«Повесть временных лет». Отрывок «О пользе книг». Формирование традиции уважительного отношения к книге. ПРОЕКТ.

Теория литературы. Русская летопись (развитие представлений). Отражение исторических событий и вымысел, отражение народных идеалов (патриотизма, ума, находчивости).

Развитие речи. Устное рецензирование выразительного чтения. Устные и письменные ответы на вопросы.

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ  XVIII века

Михаил Васильевич Ломоносов. «К статуе Петра Великого», «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года» (отрывок). Уверенность Ломоносова в будущем русской науки и ее творцов. Патриотизм. Призыв к миру. Признание труда, деяний на благо  Родины важнейшей чертой гражданина.

Гавриил Романович Державин. Краткий рассказ о поэте. «Река времен в своем стремленье...», «На птичку...», «Признание». Размышления о смысле жизни, о судьбе. Утверждение необходимости свободы творчества.

Теория   литературы. Понятие о жанре оды (начальные представления). Особенности литературного языка XVIII столетия.

Развитие речи. Выразительное чтение. Устное рецензирование выразительного чтения. Характеристика героев. Участие в коллективном диалоге.

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ  XIX века

Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о писателе.

«Полтава»    («Полтавский    бой»),    «Медный    всадник» (вступление «На берегу пустынных волн...»), «Песнь о вещем Олеге». Интерес Пушкина к истории России. Мастерство в изображении Полтавской битвы, прославление мужества и отваги русских солдат. Выражение чувства любви к Родине. Сопоставление полководцев (Петра I и Карла XII). Авторское отношение к героям. Летописный источник «Песни о вещем Олеге». Особенности композиции.  Своеобразие языка.  Основная  мысль стихотворения. Смысл   сопоставления   Олега   и   волхва.   Художественное воспроизведение быта и нравов Древней Руси.

 «Борис Годунов» (сцена в Чудовом монастыре). Образ летописца как образ древнерусского писателя. Монолог Пимена: размышления о значении труда летописца для последующих поколений.

«Станционный смотритель». Изображение «маленького человека», его положения в обществе. Пробуждение человеческого достоинства и чувства протеста. Трагическое и гуманистическое в повести.

Теория литературы. Баллада (развитие представлений). Повесть (развитие представлений).

Развитие речи. Выразительное чтение фрагментов. Устное рецензирование выразительного чтения. Участие в коллективном диалоге. Устный и письменный ответ на вопрос. Составление плана устного и письменного рассказа о герое, сравнительной характеристики героев.

Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о жизни и творчестве поэте.

«Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Поэма об историческом прошлом Руси. Картины быта XVI века, их значение для понимания характеров и идеи поэмы. Смысл столкновения Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным. Защита Калашниковым человеческого достоинства, его готовность стоять за правду до конца.

Особенности сюжета поэмы. Авторское отношение к изображаемому. Связь поэмы с произведениями устного народного творчества. Оценка героев с позиций народа. Образы гусляров. Язык и стих поэмы.

«Когда волнуется желтеющая нива...», «Молитва», «Ангел». Стихотворение «Ангел» как воспоминание об идеальной гармонии, о «небесных» звуках, оставшихся в памяти души, переживание блаженства, полноты жизненных сил, связанное с красотой природы и ее проявлений. «Молитва» («В минуту жизни трудную...») — готовность ринуться навстречу знакомым гармоничным звукам, символизирующим ожидаемое счастье на земле.

Теория литературы. Фольклоризм литературы (развитие представлений).

Развитие речи. Выразительное чтение отрывков поэмы, стихотворений. Устное рецензирование выразительного чтения. Участие в коллективном диалоге. Устный и письменный анализ стихотворений.

Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.

«Тарас Бульба». Прославление боевого товарищества, осуждение предательства. Героизм и самоотверженность Тараса и его товарищей-запорожцев в борьбе за освобождение родной земли. Противопоставление Остапа Андрию, смысл этого противопоставления. Патриотический пафос повести. Особенности   изображения людей и природы в повести.

Теория литературы. Историческая и фольклорная основа произведения. Роды литературы: эпос (развитие понятия). Литературный герой (развитие понятия).

Развитие речи. Выразительное чтение фрагментов. Устное рецензирование выразительного чтения. Участие в коллективном диалоге. Устная и письменная характеристика героев (в том числе сравнительная). Составление анализа эпизода.

Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.

«Бирюк». Изображение быта крестьян, авторское отношение к бесправным и обездоленным. Мастерство в изображении   пейзажа. Художественные особенности рассказа.

Стихотворения в прозе. «Русский язык». Тургенев о богатстве и красоте русского языка. Родной язык как духовная опора человека. «Близнецы», «Два богача». Нравственность и человеческие взаимоотношения.

Теория   литературы. Стихотворения в прозе. Лирическая миниатюра (начальные представления).

Развитие речи. Устный и письменный анализ текста. Участие в коллективном диалоге. Устный и письменный ответы на проблемные вопросы.

Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о писателе.

«Русские женщины» («Княгиня Трубецкая»). Историческая основа поэмы. Величие духа русских женщин, отправившихся вслед за осужденными мужьями в Сибирь. Художественные особенности исторических поэм Некрасова.

«Размышления у парадного подъезда». Боль поэта за судьбу народа. Своеобразие некрасовской музы. (Для чтения и обсуждения.)

Теория литературы. Поэма (развитие понятия). Трехсложные размеры стиха (развитие понятия). Историческая поэма как разновидность лироэпического жанра (начальные представления).

Развитие речи. Письменный ответ на вопрос проблемного характера. Устный и письменный анализ отрывков. Устное рецензирование выразительного чтения.

Алексей Константинович Толстой. Краткий рассказ о жизни и творчестве поэта.

Исторические баллады «Василий Шибанов» и «Князь Михайло  Репнин». Воспроизведение исторического колорита эпохи. Правда и вымысел. Тема древнерусского «рыцарства», противостоящего самовластию.

Теория литературы. Историческая баллада (развитие представления)

Развитие речи. Выразительное чтение исторических баллад. Устный и письменный ответы на вопросы проблемного характера. Рецензирование выразительного чтения.

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. Краткий рассказ о писателе.

«Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Нравственные пороки общества. Паразитизм генералов, трудолюбие и сметливость мужика. Осуждение покорности мужика. Сатира в «Повести...».

«Дикий помещик». Для самостоятельного чтения.

Теория литературы. Гротеск (начальные представления). Ирония (развитие представлений)

Развитие речи. Решение тестов. Устная и письменная характеристика героев. Составление викторины на знание текстов. Составление плана письменного высказывания.

Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе (детство, юность, начало литературного творчества).

«Детство». Главы из повести: «Классы», «Наталья Савишна», «Maman» и др. Взаимоотношения детей и взрослых. Проявления чувств героя, беспощадность к себе, анализ собственных поступков.

Теория литературы. Автобиографическое художественное произведение (развитие понятия). Герой-повествователь (развитие понятия).

Развитие речи. Участие в коллективном диалоге. Выразительное чтение фрагментов повести. Различные виды пересказов. Составление плана анализа эпизода. Анализ фрагмента эпического произведения.

Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе.

«Хамелеон». Живая картина нравов. Осмеяние трусости и угодничества. Смысл названия рассказа. «Говорящие фамилии» как средство юмористической характеристики.

«Злоумышленник», «Размазня». Многогранность комического в рассказах А. П. Чехова. (Для чтения и обсуждения.)

Теория литературы. Сатира и юмор как формы комического (развитие представлений).

Развитие речи. Составление плана речевой характеристики героев. Участие в коллективном диалоге. Различные виды пересказов. Устная и письменная характеристика героев.

«Край  ты   мой,   родимый  край…» (обзор)

Стихотворения русских поэтов XIX века о родной природе.

В. Жуковский. «Приход весны»; И. Бунин. «Родина»; А. Фет. «Вечер», «Это утро...»; Ф. Тютчев. «Весенние воды», «Умом Россию не понять...»; А. К. Толстой. «Край ты мой, родимый край...», «Благовест». Поэтическое изображение родной природы и выражение авторского настроения,   миросозерцания.

Теория литературы. Лирика как род литературы. Пейзажная лирика как жанр (развитие представлений)

Развитие речи. Составление плана письменного высказывания. Устный и письменный анализ стихотворений.

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ  XX века

Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе.

«Цифры».  Воспитание детей  в семье.  Герой рассказа: сложность взаимопонимания детей и взрослых.

«Лапти». Душевное богатство простого крестьянина.

Теория литературы. Понятие о теме и идее произведения (развитие представлений). Портрет как средство характеристики героя (развитие представлений).

Развитие речи. Выразительное чтение фрагментов рассказа. Различные виды пересказов. Участие в коллективном диалоге.

Максим Горький. Краткий рассказ о писателе.

«Детство». Автобиографический характер повести. Изображение «свинцовых мерзостей жизни». Дед Каширин. «Яркое, здоровое, творческое в русской жизни» (Алеша, бабушка, Цыганок, Хорошее Дело). Изображение быта и характеров. Вера в творческие силы народа.

«Старуха  Изергиль»  («Легенда  о Данко»).

Теория литературы. Понятие о теме и идее произведения (развитие  представлений). Портрет как средство характеристики героя (развитие  представлений).

Развитие речи. Выразительное чтение фрагментов рассказа. Различные виды пересказов. Участие в коллективном диалоге.

Владимир Владимирович Маяковский. Краткий рассказ о писателе.

«Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Мысли автора о роли поэзии в жизни человека и общества. Своеобразие стихотворного ритма,  словотворчество  Маяковского.

«Хорошее отношение к лошадям». Два взгляда на мир: безразличие, бессердечие мещанина и гуманизм, доброта, сострадание лирического героя стихотворения.

Теория   литературы. Лирический герой (начальные представления).   Обогащение   знаний   о  ритме   и   рифме. Тоническое стихосложение (начальные представления).

Развитие речи. Участие в коллективном диалоге. Выразительное чтение. Рецензирование выразительного чтения.

Леонид Николаевич Андреев. Краткий рассказ о писателе.

«Кусака». Чувство сострадания к братьям нашим меньшим, бессердечие героев. Гуманистический пафос произведения.

Теория литературы. Герой эпического произведения (развития представлений). Средства характеристики героя (развитие представлений)

Развитие речи. Участие в коллективном диалоге. Различные виды пересказа. Устный и письменный ответ на проблемный вопрос. Анализ эпизодов.

Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе.

«Юшка». Главный герой произведения, его непохожесть на окружающих людей, душевная щедрость. Любовь и ненависть окружающих героя людей. Юшка — незаметный герой с большим сердцем. Осознание необходимости сострадания и уважения к человеку. Неповторимость и ценность каждой человеческой личности.

Теория литературы. Лирический герой (начальное представление). Обогащение знаний о ритме и рифме. Тоническое стихосложение (начальные представления).

Развитие речи. Участие в коллективном диалоге. Различные виды пересказа. Устный и письменный ответ на проблемный вопрос. Анализ эпизода. Устная и письменная характеристика героев.

Борис Леонидович Пастернак. Слово о поэте. «Июль», «Никого не будет в доме...».Картины природы, преображенные поэтическим зрением Пастернака. Сравнения и метафоры в художественном мире поэта.

Теория литературы. Сравнение. Метафора (развитие представлений).

Развитие речи. Выразительное чтение. Рецензирование выразительного чтения. Участие в коллективном диалоге.

На дорогах войны

Интервью с поэтом — участником Великой Отечественной войны. Героизм, патриотизм, самоотверженность, трудности и радости грозных лет войны в стихотворениях поэтов—участников войны. А. Ахматова. «Клятва»; К. Симонов. «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины...»; стихи А. Твардовского, А. Суркова, Н. Тихонова и др. Ритмы и образы военной лирики.

Теория литературы. Публицистика. Интервью как жанр публицистики (начальные представления).

Развитие речи. Устные и письменные ответы на вопросы. Участие в коллективном диалоге. Устный и письменный анализ стихотворений.

Федор Александрович Абрамов. Краткий рассказ о писателе. «О чем плачут лошади». Эстетические и нравственно-экологические проблемы,  поднятые в рассказе.

Теория   литературы. Литературные традиции.

Развитие речи. Устное рецензирование выразительного чтения. Участие в коллективном диалоге. Устный и письменный ответ на проблемный вопрос.

Евгений Иванович Носов. Краткий рассказ о писателе.

«Кукла» («Акимыч»), «Живое пламя». Сила внутренней, духовной красоты человека. Протест против равнодушия, бездуховности, безразличного отношения к окружающим людям, природе. Осознание огромной роли прекрасного в душе человека, в окружающей природе. Взаимосвязь природы и человека.

Теория литературы. Речевая характеристика героев (развитие представлений).

Развитие речи. Выразительное чтение фрагментов рассказа. Различные виды пересказов. Участие в коллективном диалоге. Характеристика героев. Составление планов речевых характеристик.

Юрий Павлович Казаков. Краткий рассказ о писателе.

«Тихое утро». Взаимоотношения детей, взаимопомощь, взаимовыручка. Особенности характера героев — сельского и городского мальчиков, понимание окружающей природы. Подвиг мальчика и радость от собственного доброго поступка.

Теория литературы. Рассказ. Сюжет (развитие понятий). Герой повествования (развитие понятия).

Развитие речи. Участие в коллективном диалоге. Составление плана характеристики героев. Устный и письменный анализы эпизода.

«Тихая  моя  Родина» (обзор)

Стихотворения о Родине, родной природе, собственном восприятии окружающего (В. Брюсов, Ф. Сологуб, С. Есенин, Н. Заболоцкий, Н. Рубцов). Человек и природа. Выражение душевных настроений, состояний человека через описание картин природы. Общее и индивидуальное в восприятии родной природы русскими поэтами.

Теория литературы. Изобразительно-выразительные средства (развитие понятий).

Развитие речи. Выразительное чтение стихотворений. Устное рецензирование выразительного чтения. Участие в коллективном диалоге.

Александр Трифонович Твардовский. Краткий рассказ о поэте.

«Снега потемнеют синие.,.», «Июль макушка лета...», «На дне моей жизни...». Размышления поэта о неразделимости судьбы человека и народа.

Теория литературы. Лирический герой (развитие понятия).

Развитие речи. Выразительное чтение стихотворений. Рецензирование выразительного чтения. Устный и письменный анализы.

Дмитрий Сергеевич Лихачев. «Земля родная» (главы из книги). Духовное напутствие молодежи.

Теория литературы. Публицистика (развитие представлений). Мемуары как публицистический жанр (начальные представления).

Развитие речи. Выразительное чтение. Участие в коллективном диалоге. Устный и письменный ответ на проблемный вопрос.

Писатели улыбаются, или  Смех Михаила Зощенко

М. Зощенко. Слово о писателе. Рассказ «Беда». Смешное и грустное в рассказах писателя.

Теория литературы. Юмор. Приёмы комического (развитие представлений).

Развитие речи. Выразительное чтение отрывков. Комплексный анализ эпизодов. Рецензирование выразительного чтения. Участие в коллективном диалоге.

Песни  на слова  русских поэтов XX века

А.Н. Вертинский «Доченьки», И.А.Гофф «Русское поле», С. Есенин. «Отговорила роща золотая...»; Н. Заболоцкий. «В этой роще березовой...»; Б. Окуджава. «По смоленской дороге...». Лирические размышления о жизни, быстро текущем времени. Светлая грусть переживаний.

Теория литературы. Песня как синтетический жанр искусства (начальные представления)

Из литературы  народов России

Расул Гамзатов. Краткий рассказ о дагестанском поэте.

«Опять за спиною родная земля...», «Я вновь пришел сюда и сам не верю...» (из цикла «Восьмистишия»), «О моей Родине».

Возвращение к истокам, основам жизни. Осмысление зрелости собственного возраста, зрелости общества, дружеского расположения к окружающим людям разных национальностей. Особенности художественной образности дагестанского поэта.

Теория литературы. Мировосприятие. Лирический герой. Средства выразительности (развитие представлений).

ИЗ  ЗАРУБЕЖНОЙ  ЛИТЕРАТУРЫ

Роберт Бернс. Особенности творчества. «Честная бедность». Представления народа о справедливости и честности. Народно-поэтический характер произведения.

Джордж Гордон Байрон. «Душа моя мрачна…».  Ощущение трагического разлада героя с жизнью, с окружающим его обществом. Своеобразие романтической поэзии Дж.Г.Байрона. Дж.Г. Байрон и русская литература. «Ты кончил жизни путь, герой!». Гимн герою, павшему в борьбе за свободу Родины.

Японские хокку (трехстишия). Изображение жизни природы и жизни человека в их нерасторжимом единстве на фоне круговорота времен года. Поэтическая картина, нарисованная одним-двумя штрихами.

Теория литературы. Особенности жанра хокку (хайку).

О. Генри. «Дары волхвов». Сила любви и преданности. Жертвенность во имя любви. Смешное и возвышенное в рассказе.

Теория литературы. Рождественский рассказ (развитие представлений).

Развитие речи. Устный анализ эпизодов. Выразительное чтение. Рецензирование выразительного чтения.

Р. Д. Брэдбери. «Каникулы». Фантастические рассказы Рея Брэдбери как выражение стремления уберечь людей от зла и опасности на Земле. Мечта о чудесной победе добра.

Теория литературы. Фантастика в художественной литературе (развитие представлений).

Развитие речи. Выразительное чтение отрывков. Рецензирование выразительного чтения. Анализ эпизодов. Устный и письменный ответ на проблемный вопрос.

Распределение часов по разделам программы

  • Введение – 1ч.
  • Устное народное творчество – 6ч.
  • Древнерусская литература – 2ч.
  • Русская литература XVIII века – 2ч.
  • Русская литература XIX века – 27 ч.
  • Русская литература XX века – 24 ч.
  • Литература народов России – 1ч.
  • Зарубежная литература – 6 ч.
  • Повторение – 1ч.

Календарно - тематический поурочный план

№ п\п

№ в теме

Дата

Тема урока

По плану

Фактически

Введение (1 час)

1

1

Введение. Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы.

Устное народное творчество (6 часов)

2

1

Устное народное творчество. Предания.

3

2

Эпос народов мира. Былины. «Вольга и Микула Селянинович».

4

3

Вн. чтение. Русские былины Киевского и Новгородского циклов.

5

4

Вн. чтение. «Калевала» - карело-финский мифологический эпос.

6

5

«Песнь о Роланде».

7

6

Пословицы и поговорки.

Из древнерусской литературы (2 часа)

8

1

Русские летописи. «Повесть временных лет».

9

2

«Повесть о Петре и Февронии Муромских». Контрольная работа №1 по теме «Устное народное творчество. Древнерусская литература».

Из русской литературы XVIII века (2 часа)

10

1

М.В. Ломоносов.  «К статуе Петра Великого», «Ода на день восшествия на Всероссийский престол Ее Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года» (отрывок)

11

2

Г.Р. Державин.  «Река времен в своем стремленьи..»,  «На птичку»,  «Признание».

Из русской литературы XIX века (27 часов)

12

1

А.С. Пушкин. Поэма «Полтава» (отрывок).

13

2

«Медный всадник» (вступление «На берегу пустынных волн…»).

14

3

А. С. Пушкин. «Песнь о вещем Олеге».

15

4

А.С. Пушкин. Драма «Борис Годунов»: сцена в Чудовом монастыре.

16

5

А.С. Пушкин. «Станционный смотритель»: изображение «маленького человека».

17

6

А.С. Пушкин. «Станционный смотритель»:  автор и герои. Контрольная работа №2 по теме «Творчество А. С. Пушкина».

18

7

М.Ю. Лермонтов «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»: конфликт и система образов.

19

8

М.Ю. Лермонтов «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»: проблематика и поэтика.

20

9

М.Ю. Лермонтов. «Когда волнуется желтеющая нива ...», «Ангел»,  «Молитва».

21

10

Н.В. Гоголь. Повесть «Тарас Бульба»: образ Тараса Бульбы.

22

11

Н.В. Гоголь. Повесть «Тарас Бульба»: Остап и Андрий.

23

12

Р.р. Письменная работа по повести Н.В. Гоголя  «Тарас Бульба».

24

13

И.С.Тургенев. Рассказ «Бирюк»: автор и герой.

25

14

И.С.Тургенев.  «Бирюк»: поэтика рассказа.

26

15

И.С. Тургенев. «Русский язык», «Близнецы», «Два богача».

27

16

Н.А. Некрасов. Поэма «Русские женщины» («Княгиня Трубецкая»).

28

17

Вн. чтение. Н.А. Некрасов. «Размышления у парадного подъезда» и другие стихотворения.

29

18

А.К. Толстой. «Василий Шибанов» и «Князь Михайло Репнин» как исторические баллады.

30

19

Смех сквозь слезы, или «Уроки Щедрина». М.Е.Салтыков-Щедрин. «Повесть о том, как мужик двух генералов прокормил».

31

20

Вн. чтение. М.Е.Салтыков-Щедрин. «Дикий помещик».

32

21

Л.Н. Толстой. «Детство» (главы). Автобиографический характер повести.

33

22

Л.Н. Толстой. «Детство» (главы). Главный герой повести и его духовный мир.

34

23

Урок контроля. Контрольная работа №3 по теме «Творчество Н.В. Гоголя, И.С.Тургенева, Н.А. Некрасова, М.Е.Салтыкова-Щедрина, Л.Н. Толстого».

35

24

Смешное и грустное рядом, или «Уроки Чехова». А.П.Чехов. «Хамелеон»: проблематика рассказа.

36

25

А.П.Чехов. «Хамелеон»: поэтика  рассказа.

37

26

Вн. чтение. А.П.Чехов. «Злоумышленник», «Тоска», «Размазня».

38

27

Р.р. «Край ты мой родной, родимый край…» (обзор). В.А. Жуковский «Приход весны». И.А. Бунин «Родина». А.К. Толстой «Край ты мой, родимый край…».

Из русской литературы XX века (24 часа)

39

1

И.А. Бунин. «Цифры».

40

2

Вн. чтение. И.А. Бунин. «Лапти» и другие рассказы.

41

3

М.Горький. «Детство» (главы): темные стороны жизни.

42

4

М.Горький. «Детство» (главы): светлые  стороны жизни.

43

5

М.Горький.  «Старуха Изергиль» (легенда о Данко).

44

6

Л.Н. Андреев. «Кусака».

45

7

В.В. Маяковский. «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче».

46

8

В.В. Маяковский.  «Хорошее отношение к лошадям»

47

9

А.П. Платонова. «Юшка».

48

10

А.П. Платонова. «Юшка».

49

11

Вн. чтение. А.П. Платонова. «В прекрасном и яростном мире».

50

12

Р.р. Классное контрольное сочинение по творчеству писателей  XX века

51

13

Б.Л. Пастернак. «Июль», «Никого не будет в доме…».

52

14

А.Т. Твардовский.  «Снега темнеют синие…», «Июль – макушка лета…», «На дне моей жизни…».

53

15

Вн. чтение. На дорогах войны. Стихотворения о войне. А.А.Ахматовой, К.М.Симонова, А.А.Суркова, А.Т.Твардовского, Н.С.Тихонова и др.

54

16

Ф.А. Абрамов. «О чем плачут лошади».

55

17

Е.И. Носов. «Кукла»  («Акимыч»).

56

18

Е.И. Носов.  «Живое пламя».

57

19

Ю.П. Казаков.  «Тихое утро».

58

20

Д.С. Лихачев.  «Земля родная» (главы).

59

21

Вн. чтение. М. М. Зощенко. «Беда» и другие рассказы.

60

22

«Тихая моя родина». Стихотворения  В.Я. Брюсова, Ф.К. Сологуба, С.А. Есенина, Н.А. Заболоцкого, Н.М. Рубцова.

61

23

Песни на слова русских поэтов XX века.  А.Н. Вертинский «Доченьки», И.А. Гофф «Русское поле». Б. Ш. Окуджава «По Смоленской дороге».

62

24

Контрольная работа №4 по теме «Творчество писателей  XX века».

Из литературы народов России (1 час)

63

1

Расул Гамзатов.  «Опять за спиною родная земля…», «Я вновь пришел сюда и сам не верю…» (из цикла «Восьмистишия»), «О моей родине».

Из зарубежной литературы (6 часов)

64

1

Вн. чтение. Роберт Бёрнс. «Честная бедность» и другие стихотворения.

65

2

Дж.Г.Байрон. «Душа моя мрачна…».

66

3

Японские трехстишия (хокку).

67

4

О. Генри. «Дары волхвов».

68

5

Р. Д. Брэдбери. «Каникулы»

69

6

Вн. чтение. Детективная литература.

Урок контроля (1 час)

70

1

Урок контроля. Итоговая контрольная работа. Выявление уровня литературного развития учащихся.

Планируемые образовательные результаты

Устное народное творчество

Обучающийся научится:

• осознанно воспринимать и понимать фольклорный текст; различать фольклорные и литературные произведения, обращаться к пословицам, поговоркам, фольклорным образам, традиционным фольклорным приёмам в различных ситуациях речевого общения, сопоставлять фольклорную сказку и её интерпретацию средствами других искусств (иллюстрация, мультипликация, художественный фильм);

• выделять нравственную проблематику фольклорных текстов как основу для развития представлений о нравственном идеале своего и русского народов, формирования представлений о русском национальном характере;

• видеть черты русского национального характера в героях русских сказок и былин, видеть черты национального характера своего народа в героях народных сказок и былин;

• учитывая жанрово-родовые признаки произведений устного народного творчества, выбирать фольклорные произведения для самостоятельного чтения;

• целенаправленно использовать малые фольклорные жанры в своих устных и письменных высказываниях;

• определять с помощью пословицы жизненную/вымышленную ситуацию;

• выразительно читать сказки и былины, соблюдая соответствующий интонационный рисунок устного рассказывания;

• пересказывать сказки, чётко выделяя сюжетные линии, не пропуская значимых композиционных элементов, используя в своей речи характерные для народных сказок художественные приёмы;

• выявлять в сказках характерные художественные приёмы и на этой основе определять жанровую разновидность сказки, отличать литературную сказку от фольклорной;

• видеть необычное в обычном, устанавливать неочевидные связи между предметами, явлениями, действиями, отгадывая или сочиняя загадку.

Обучающийся получит возможность научиться:

• сравнивая сказки, принадлежащие разным народам, видеть в них воплощение нравственного идеала конкретного народа (находить общее и различное с идеалом русского и своего народов);

• рассказывать о самостоятельно прочитанной сказке, былине, обосновывая свой выбор;

• сочинять сказку (в том числе и по пословице), былину и/или придумывать сюжетные линии;

• сравнивая произведения героического эпоса разных народов (былину и сагу, былину и сказание), определять черты национального характера;

• выбирать произведения устного народного творчества разных народов для самостоятельного чтения, руководствуясь конкретными целевыми установками;

• устанавливать связи между фольклорными произведениями разных народов на уровне тематики, проблематики, образов (по принципу сходства и различия).

Древнерусская литература. Русская литература XVIII в. Русская литература XIXXX вв. Литература народов России. Зарубежная литература

Обучающийся научится:

• осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания; адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ; интерпретировать прочитанное, отбирать произведения для чтения;

• воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку;

• определять для себя актуальную и перспективную цели чтения художественной литературы; выбирать произведения для самостоятельного чтения;

  • находить  в тексте требуемую информацию;

• выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определяя своё к ней отношение, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентации;

• определять актуальность произведений для читателей разных поколений и вступать в диалог с другими читателями;

• анализировать и истолковывать произведения разной жанровой природы, аргументированно формулируя своё отношение к прочитанному;

  • пересказывать произведения, чётко выделяя сюжетные линии, не пропуская значимых композиционных элементов, используя в своей речи характерные художественные приёмы;
  • определять  в произведении элементы сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа);
  • высказывать свою точку зрения о прочитанном тексте;
  • вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблем, участвовать в дискуссии и аргументировать свою позицию, владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;
  • подбирать аргументы при обсуждении произведения, в том числе целесообразное использование цитирования;

• создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных форматах;

• сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах;

• работать с разными источниками информации и владеть основными способами её обработки и презентации.

Обучающийся получит возможность научиться:

• выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста;

• дифференцировать элементы поэтики художественного текста, видеть их художественную и смысловую функцию;

• сопоставлять «чужие» тексты интерпретирующего характера, аргументированно оценивать их;

• оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других искусств;

• создавать собственную интерпретацию изученного текста средствами других искусств;

• сопоставлять произведения русской и мировой литературы самостоятельно (или под руководством учителя), определяя линии сопоставления, выбирая аспект для сопоставительного анализа;

• вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять её результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат, проект).

Темы проектов

  1. Описание памятника герою былины —Вольге или Микуле (урок №3)
  2. Подготовка литературного вечера, посвящённого былинам  (урок №4)
  3. Составление электронного иллюстрированного сборника «Персонажи героического и мифологического эпоса народов мира» (урок №6)
  4. Составление электронного сборника пословиц разных стран на общую тему (о труде, о дружбе, об ученье и книгах и др.) со вступительной статьёй о пословицах (урок №7)
  5. Составление электронного альбома «Нравственные идеалы и заветы Древней Руси» (урок №9)
  6. Подготовка литературного вечера, посвящённого произведениям Пушкина (подготовка конкурсов на лучшее выразительное чтение, инсценирование, иллюстрацию, литературная викторина) (урок №17)
  7. Составление электронного альбома «Герои „Песни…“ в книжной графике» (урок №18)
  8. Лермонтовский вечер (электронная презентация о лермонтовских местах, портретах поэта и памятниках, конкурс чтецов, прослушивание и исполнение песен и романсов на стихи поэта, викторина по произведениям Лермонтова) (урок №20)
  9. Составление электронной презентации «Повесть Н. В. Гоголя „Тарас Бульба“ в иллюстрациях художников и учащихся» (урок №22)
  10. Составление коллективного сборника «Сочиняем и иллюстрируем стихотворения в прозе» (урок №26)
  11. Подготовка ученического спектакля «Сказки для детей изрядного возраста» (урок №30)
  12. Составление  киносценария фильма «Злоумышленник» (урок №37)
  13. Образы собак в русской литературе: Каштанка, Белый пудель, Белый Бим Чёрное Ухо, Кусака (урок №44)
  14. Подготовка диспута «Нужны ли в жизни сочувствие и сострадание?» (поиск и обсуждение фрагментов художественной литературы и публицистики,стихов, песен, фотографий, фрагментов телепередач на данную тему и т. п.) (урок №47)
  15. Подготовка литературного вечера, посвящённого произведениям о войне (урок №53)
  16. Подготовка коллективного проекта «Искусство моего родного края» (урок №58)
  17. Проведение конкурса чтецов на тему «Тебе, родной край, посвящается» (урок №60)
  18. Составление электронного альбома или литературно-музыкальной композиции «Стихи и песни о родине, важные для каждого россиянина» или создание сценария литературно-музыкального вечера «Тихая моя родина…» (урок №61)
  19. Подготовка устного журнала о жизни и творчестве Р. Бёрнса (урок №63)




Учебно-методическое  и материально-техническое  обеспечение образовательного процесса

Учебно-методический комплект

  • Коровина В.Я. Литература. 7 класс: учеб. Для общеобразоват. Учреждений с прил. на электрон. носителе: в 2 ч. / В.Я.Коровина, В.П.Журавлёв, В.И.Коровин. – М.: Просвещение, 2014.
  • Коровина В.Я. Читаем, думаем, спорим…: дидактические материалы по литературе. 7 класс/в.Я.Коровина, В.И.Коровин, В.П.Журавлёв. – М.:  Просвещение, 2011.
  • Коровина В.Я. Фонохрестоматия к учебнику «Литература. 7 класс» (Электронный ресурс)/ В.Я.Коровина, В.П.Журавлёв, В.И.Коровин. – М.: Просвещение, 2014
  • Литература. Программы общеобразовательных учреждений. 5-11- классы (базовый уровень). / под ред. В.Я.Коровиной – М.: Просвещение, 2010.
  • Литература. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной. 5-9 классы: пособие для учителей общеобразоват. Учреждений / В.Я.Коровина (и др.); под ред. В.Я.Коровиной. – М.: Просвещение, 2011.

Материально-техническое обеспечение

  • Мультимедийный компьютер
  • Мультимедиапроектор
  • Экран на штативе или навесной

Для  учителя:

  1. Асмолов А.Г. Системно-деятельностный подход в разработке стандартов нового поколения. М.: Педагогика, 2009
  2. Беломестных О.Б., Корнеева М.С., Золотарева И.В. Поурочное планирование по литературе. 7класс. - М.: ВАКО, 2002.
  3. Беляева Н.В. Уроки изучения лирики в школе: Теория и практика дифференцированного подхода к учащимся: Книга для учителя литературы / Н.В. Беляева. - М.: Вербум - М., 2004.
  4. Золотарева И.В., Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе. 7 класс. - Изд. 3-е, исправл. и дополн. - М.: ВАКО, 2005.
  5. Приказ Министерства образования и науки РФ от 24.11.2011 №МД 1552/03 «Рекомендации по оснащению общеобразовательных учреждений учебным и учебно-лабораторным оборудованием, необходимым для реализации ФГОС основного общего образования, организации проектной деятельности, моделирования и технического творчества обучающихся».
  6. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа. М.: Просвещение, 2011
  7. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. М.:Просвещение,2010
  8. Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
  9. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действий к мысли. Система заданий. Пособие для учителя/ Под ред. А.Г.Асмолова.М.: Просвещение, 2010

Художественная литература

1. http://www.rusfolk.chat.ru – Русский фольклор

2. http://www.pogovorka.com. – Пословицы и поговорки

3. http://old-russian.chat.ru – Древнерусская литература

4. http://www.klassika.ru – Библиотека классической русской литературы

5. http://www.ruthenia.ru – Русская поэзия 60-х годов

Справочно-информационные и методические материалы

1. http://www.rol.ru – Электронная версия журнала «Вопросы литературы»

2. http://www.1september.ru – Электронные версии газеты «Литература» (Приложение к «Первому сентября»)

3. http://center.fio.ru – Мастерская «В помощь учителю. Литература»

Информационно-компьютерная поддержка

  1. Электронная библиотека школьника
  2. Интернет-ресурсы: Требования к современному уроку в условиях введения ФГОС http://www.gia3.ru/publ/opyt_i_praktika/trebovanija_k_sovremennomu_uroku_v_uslovijakh_vvedenija_fgos/4-1-0-4
  3. Сайт: Единая коллекция образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru/catalog/teacher/
  4. http://interneturok.ru/ru - Интернет - урок по всем предметам школьной программы.
  5. http://lit.1september.ru/urok/ - Я иду на урок литературы.
  6. http://videouroki.net/view_catfile.php?cat=94 – Видеоуроки по литературе.
  7. Таблицы демонстрационные к основным теоретико-литературным понятиям
  8. Портреты поэтов и писателей.
  9. Электронное приложение к учебнику «Литература. 5 класс»

Лист внесения изменений и дополнений в рабочую программу

Дата (номер)

Причина коррекции (замена урока, болезнь учителя, праздничный день, отмена занятий по приказу и т.д.)

Форма коррекции (объединение тем, уплотнение учебного материала домашнее изучение, контрольная работа и т. д.)

урока, который требует коррекции (пропущенный по причине)

урока, который содержит коррекцию

праздничный день, отмена занятий по приказу и т.д.)

уплотнение учебного материала домашнее изучение, контрольная работа и т. д.)

Приложение

КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ

УЧАЩИХСЯ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

ОЦЕНКА УСТНЫХ ОТВЕТОВ

При оценке устных ответов учитель руководствуется следующими основными   критериями   в   пределах   программы   данного   класса:

  1. Знание текста и понимание идейно-художественного содержания изученного произведения.
  2. Умение объяснять взаимосвязь событий, характер и поступки героев.
  3. Понимание роли художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания изученного произведения.
  4. Знание теоретико-литературных понятий и умение пользоваться этими знаниями при анализе произведений, изучаемых в классе и прочитанных самостоятельно.
  5. Умение анализировать художественное произведение в соответствии с ведущими идеями эпохи.
  6. Умение владеть монологической литературной речью; логичность и последовательность ответа; беглость, правильность и выразительность чтения с учетом темпа чтения по классам.

В соответствии с этим:

Отметкой «5» оценивается ответ, обнаруживающий прочные знания и глубокое понимание текста изучаемого произведения;  умение объяснять взаимосвязь событий, характер и поступки героев и роль художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение пользоваться теоретико-литературными знаниями и навыками разбора при анализе художественного произведения, свободное владение монологической литературной речью.

Отметкой «4» оценивается ответ, который показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения;  умение объяснять взаимосвязь событий, характеры и поступки героев и роль основных художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение пользоваться основными теоретико-литературными знаниями и навыками при анализе прочитанных произведений; умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов; хорошее владение монологической литературной речью.

Однако допускается одна-две неточности в ответе.

Отметкой «3» оценивается ответ, свидетельствующий в основном о знании и понимании текста изучаемого произведения; умении объяснить взаимосвязь основных событий, характеры и поступки героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-художественного содержания произведения; о знании основных вопросов теории, но недостаточном умении пользоваться этими знаниями при анализе произведений; об ограниченных навыках разбора и недостаточном умении привлекать текст произведения для подтверждения своих выводов.

Допускается несколько ошибок в содержании ответа, недостаточно свободное владение монологической речью, ряд недостатков в композиции и языке ответа, несоответствие уровня чтения нормам, установленным для данного класса.

Отметкой «2» оценивается ответ, обнаруживающий незнание существенных вопросов содержания произведения; неумение объяснить поведение и характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; незнание элементарных теоретико-литературных понятий; слабое владение монологической литературной речью и техникой чтения, бедность выразительных средств языка.

ОЦЕНКА СОЧИНЕНИЙ

В основу оценки сочинений по литературе должны быть положены следующие главные критерии в пределах программы данного класса:

  • правильное понимание темы, глубина и полнота ее раскрытия, верная передача фактов, правильное объяснение событий и поведения героев исходя из идейно-тематического содержания произведения, доказательность основных положений, привлечение материала, важного и существенного для раскрытия темы, умение делать выводы и обобщения,  точность в цитатах и умение включать их в текст сочинения; наличие плана в обучающих сочинениях; соразмерность частей сочинения, логичность связей и переходов между ними;
  • точность и богатство лексики, умение пользоваться изобразительными средствами языка.

Оценка за грамотность сочинения выставляется в соответствии с «Нормами оценки знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку».

Отметка «5» ставится за сочинение:

  • глубоко и аргументированно раскрывающее тему, свидетельствующее об отличном знании текста произведения и других материалов, необходимых для ее раскрытия, об умении целенаправленно анализировать материал, делать выводы и обобщения;
  • стройное по композиции, логичное и последовательное в изложении мыслей;
  • написанное правильным литературным языком и стилистически соответствующее содержанию.

Допускается незначительная неточность в содержании, один-два речевых недочета.

Отметка «4» ставится за сочинение:

  • достаточно полно и убедительно раскрывающее тему, обнаруживающее хорошее знание литературного материала и других источников по теме сочинения и умение пользоваться ими для обоснования своих мыслей, а также делать выводы и обобщения;
  • логичное и последовательное изложение содержания;
  • написанное правильным литературным языком, стилистически соответствующее содержанию.

Допускаются две-три неточности в содержании, незначительные отклонения от темы, а также не более трех-четырех речевых недочетов.

Отметка «3» ставится за сочинение, в котором:

  • в главном и основном раскрывается тема, в целом дан верный, но односторонний или недостаточно полный ответ на тему, допущены отклонения от нее или отдельные ошибки в изложении фактического материала; обнаруживается недостаточное умение делать выводы и обобщения;
  • материал излагается достаточно логично, но имеются отдельные нарушения в последовательности выражения мыслей;
  • обнаруживается владение основами письменной речи;
  • в работе имеется не более четырех  недочетов в содержании и пяти речевых недочетов.

Отметка «2» ставится за сочинение, которое:

  • не раскрывает тему, не соответствует плану, свидетельствует о поверхностном знании текста произведения, состоит из путаного пересказа отдельных событий, без выводов и обобщений, или из общих положений, не опирающихся на текст;
  • характеризуется случайным расположением материала, отсутствием связи между частями;
  • отличается бедностью словаря, наличием грубых речевых ошибок.

ОЦЕНКА ТЕСТОВЫХ РАБОТ

        При проведении тестовых работ по литературе критерии оценок следующие:

«5» - 90 – 100 %;

«4» - 78 – 89 %;

«3» - 60 – 77 %;

«2» - менее  59%.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературе 7 класс . Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И.. Литература 7 класс: учебник-хрестоматия: в 2-х частях. М. Просвещение 2010.

Рабочая программа по литературе 7 класс .  Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И.. Литература 7 класс: учебник-хрестоматия: в 2-х частях. М. Просвещение 2010....

Рабочая программа по русскому языку 10 класс к учебнику Бабайцевой, Рабочая программа по литературе 11 класс к учебнику под редакцией В.П.Журавлёва

В этом году появились новые требования к оформлению учебных программ по всем предметам. Данные программы составлены в соответсви с новыми требованиями. Они помогут учителям русского языка и литературы...

Рабочая программа по русскому языку 8 класс к учебнику Т. А. Ладыженская и рабочая программа по литературе 8 класс Курдюмова Т.Ф.

Рабочая программа и тематическое планирование  8 класс по русскому языку и литературе...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по литературе шестого класса (с учетом авторской программы по литературе авторов Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Чиндиловой)

Рабочая программа по литературе шестого класса (с учетом авторской  программы по литературе авторов Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Чиндиловой)...

Рабочая программа по литературе 7 класс (72 часа). Программа: Литература: 5-9 классы общеобразовательных учреждений / авторы-составители Г.С.Меркин, С.А.Зинин, В.А.Чалмаев. М., «Русское слово», 2013

Предлагаемая рабочая программа по литературе для 7  класса составлена на основе примерной программы по предмету «Литература», утвержденной Министерством образования РФ, программы Лите...