Рабочая программа по литературе (6 класс)
рабочая программа по литературе (6 класс)
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает вариативное распределение учебных часов по разделам курса с учетом государственных стандартов, логики учебного процесса, возрастных особенностей обучающихся школы, способствует реализации единой концепции литературного образования.
Главная идея программы по литературе – изучение литературы от фольклора к древнерусской литературе, от нее к русской литературе XVIII, XIX, XX вв. Русская литература является одним из основных источников обогащения речи учащихся, формирования их речевой культуры и коммуникативных навыков.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа по литературе (6 класс) | 274 КБ |
Предварительный просмотр:
КРАЕВОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ВЕЧЕРНЯЯ (СМЕННАЯ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1»
РАССМОТРЕНО Руководитель МО ___________ О.Н. Кирияк Протокол № _____ от «____» ____________2017 г. |
| УТВЕРЖДАЮ Директор школы _____________А.Н. Гузеев Приказ № _____ от «____» ____________2017 г. |
Рабочая программа учебного предмета
«Литература»
для 6 класса
основного общего образования
на 2017 – 2018 учебный год
Базовый уровень (очная форма обучения)
Составитель: Быстрянцев И.И,
высшая квалификационная категория
Рубцовск
2017
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по литературе для учащихся 6 класса создана на основе следующих нормативных документов:
- Федерального государственного стандарта общего образования второго поколения (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897, зарегистрирован Минюстом России 01 февраля 2011 года, регистрационный номер 19644);
- Федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях на 2014/2015 учебный год (приказ Мин. обр. и науки от 31.03.2014 № 253);
- Литература. 5-9 классы. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я. Коровиной. Коровина В.Я, Журавлев В.П., Коровин В.И. – М.: Просвещение, 2014;
- Положения о рабочей программе по учебному предмету (курсу) КГКОУ «Вечерняя школа №1»;
- Учебного плана КГКОУ «Вечерняя школа №1» на 2017-2018 учебный год.
Литература как один из ведущих гуманитарных учебных предметов в российской школе содействует формированию разносторонне
развитой, гармоничной личности, воспитанию гражданина, патриота. Приобщение к гуманистическим ценностям культуры и развитие творческих способностей — необходимое условие становления человека, эмоционально богатого и интеллектуально развитого, способного конструктивно и вместе с тем критически относиться к себе и к окружающему миру.
Общение школьника с произведениями искусства слова на уроках литературы необходимо не просто как факт знакомства с подлинными художественными ценностями, но и как необходимый опыт коммуникации, диалог с писателями (русскими и зарубежными, нашими современниками, представителями совсем другой эпохи). Это приобщение к общечеловеческим ценностям бытия, а также к духовному опыту русского народа, нашедшему отражение в фольклоре и русской классической литературе как художественном явлении, вписанном в историю мировой литературы и обладающем несомненной национальной самобытностью. Знакомство с произведениями словесного искусства народа нашей страны расширяет представления учащихся о богатстве и многообразии художественной культуры, духовного и нравственного потенциала многонациональной России.
Как часть образовательной области «Филология» учебный предмет «Литература» тесно связан с предметом «Русский язык». Русская
литература является одним из основных источников обогащения речи учащихся, формирования их речевой культуры и коммуникативных
навыков. Изучение языка художественных произведений способствует пониманию учащимися эстетической функции слова, овладению
ими стилистически окрашенной русской речью.
Главными целями изучения предмета «Литература» являются:
• формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием и общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма;
• развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности;
• постижение учащимися вершинных произведений отечественной и мировой литературы, их чтение и анализ, основанный на понимании образной природы искусства слова, опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма;
• поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;
• овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте (или любом другом речевом высказывании), и создание собственного текста, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного;
• овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (формулировать цели деятельности, планировать её, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет, и др.);
• использование опыта общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом
самосовершенствовании.
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает вариативное распределение учебных часов по разделам курса с учетом государственных стандартов, логики учебного процесса, возрастных особенностей обучающихся школы, способствует реализации единой концепции литературного образования.
Главная идея программы по литературе – изучение литературы от фольклора к древнерусской литературе, от нее к русской литературе XVIII, XIX, XX вв. Русская литература является одним из основных источников обогащения речи учащихся, формирования их речевой культуры и коммуникативных навыков.
Специфика учебного предмета «Литература» определяется тем, что он представляет собой единство словесного искусства и основ науки (литературоведения), которая изучает это искусство.
Курс литературы в 6 классе строится на основе сочетания концентрического, историко-хронологического и проблемно-тематического принципов.
Содержание курса литературы в 6 классе включает в себя произведения русской и зарубежной литературы, поднимающие вечные проблемы (добро, зло, жестокость и сострадание, великодушие, прекрасное в природе и человеческой жизни, роль и значение книги в жизни писателя и читателя).
В программе соблюдена системная направленность. Курс 6 класса представлен разделами:
- Устное народное творчество.
- Древнерусская литература.
- Русская литература XVIII века.
- Русская литература XIX века.
- Русская литература XX века.
- Литература народов России.
- Зарубежная литература
- Обзоры.
- Сведения по теории и истории литературы.
Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:
- осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;
- выразительное чтение художественного текста;
- различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);
- ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;
- заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;
- анализ и интерпретация произведения;
- составление планов и написание отзывов о произведениях;
- написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений;
- целенаправленный поиск информации на основе знания её источников и умения работать с ними;
- индивидуальная и коллективная проектная деятельность.
Преподавание литературы в школе строится на единстве урочной и внеурочной деятельности учащихся. Художественные произведения, прочитанные во внеурочное время и обсужденные в классе, помогают расширить представления учащихся о творчестве писателя, позволяют надеяться на серьезное, сознательное отношение к чтению.
Формы и средства контроля
- Тестовые работы
- Составление сложного плана и простого плана к тексту
- Сочинение
- Составление рассказа по сюжетным картинкам
- Различные формы пересказа
- Составление характеристики
- Письменные и устные ответы на вопросы
- Групповая и индивидуальная работа по карточкам
- Составление таблиц
- Защита индивидуального и коллективного проекта
С учетом уровневой специфики 6 класса выстроена система учебных занятий. В преподавании предмета планируется использовать следующие педагогические технологии:
- Технологии традиционного обучения для освоения минимума содержания образования в соответствии с требованиями стандартов. В основе – информирование, просвещение обучающихся и организация их репродуктивных действий с целью выработки у школьников общеучебных умений и навыков.
- Технологии дифференцированного обучения для освоения учебного материала обучающимися, различающимися по уровню обучаемости, повышения познавательного интереса. Осуществляется путем деления ученических потоков на подвижные и относительно гомогенные по составу группы для освоения программного материала в различных областях на различных уровнях: минимальном, базовом, вариативном.
- Технология проблемного обучения с целью развития творческих способностей обучающихся, их интеллектуального потенциала, познавательных возможностей. Обучение ориентировано на самостоятельный поиск результата, самостоятельное добывание знаний, творческое, интеллектуально-познавательное усвоение учениками заданного предметного материала
- Личностно-ориентированные технологии обучения, способ организации обучения, в процессе которого обеспечивается всемерный учет возможностей и способностей обучаемых и создаются необходимые условия для развития их индивидуальных способностей.
- Информационно-коммуникационные технологии.
Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе.
Рабочая программа рассчитана на 105 часов (3 часа в неделю).
В течение года возможны коррективы программы, связанные с объективными причинами.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Введение
Художественное произведение. Содержание и форма. Автор и герой. Отношение автора к герою. Способы выражения авторской позиции.
УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО
Обрядовый фольклор. Произведения календарного обрядового фольклора: колядки, веснянки, масленичные, летние и осенние обрядовые песни. Эстетическое значение календарного обрядового фольклора.
Пословицы и поговорки. Загадки — малые жанры устного народного творчества. Народная мудрость. Краткость и простота, меткость
и выразительность. Многообразие тем. Прямой и переносный смысл пословиц и поговорок. Афористичность загадок.
Те о р и я л и т е р а т у р ы. Обрядовый фольклор (начальные представления). Малые жанры фольклора: пословицы и поговорки, загадки.
ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
«Повесть временных лет», «Сказание о белгородском киселе». Русская летопись. Отражение исторических событий и вымысел,
отражение народных идеалов (патриотизма, ума, находчивости).
Те о р и я л и т е р а т у р ы. Летопись (развитие представлений).
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА
Русские басни
Иван Иванович Дмитриев. Рассказ о баснописце. «Муха». Противопоставление труда и безделья. Присвоение чужих заслуг. Смех над ленью и хвастовством.Особенности литературного языка XVIII столетия.
Те о р и я л и т е р а т у р ы. Мораль в басне, аллегория (развитие понятий).
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА
Иван Андреевич Крылов. Краткий рассказ о писателе-баснописце. Самообразование поэта.
Басни «Листы и Корни», «Ларчик», «Осёл и Соловей». Крылов о равном участии власти и народа в достижении общественного блага. Басня «Ларчик» — пример критики мнимого «механики мудреца» и неумелого хвастуна. Басня «Осёл и Соловей» — комическое изображение невежественного судьи, глухого к произведениям истинного искусства.
Те о р и я л и т е р а т у р ы. Басня. Аллегория. Мораль (развитие представлений).
Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о поэте. Лицейские годы.
«Узник». Вольнолюбивые устремления поэта. Народно-поэтический колорит стихотворения. «Зимнее утро». Мотивы единства
красоты человека и красоты природы, красоты жизни. Радостное восприятие окружающей природы. Роль антитезы в композиции произведения. Интонация как средство выражения поэтической идеи.
«И. И. Пущину». Светлое чувство дружбы — помощь в суровых испытаниях. Художественные особенности стихотворного послания.
«Зимняя дорога». Приметы зимнего пейзажа (волнистые туманы, луна, зимняя дорога, тройка, колокольчик однозвучный, песня ямщика), навевающие грусть. Ожидание домашнего уюта, тепла, нежности любимой подруги. Тема жизненного пути.
«Повести покойного Ивана Петровича Белкина». Книга (цикл) повестей. Повествование от лица вымышленного автора как
художественный приём.
«Барышня-крестьянка». Сюжет и герои повести. Приём антитезы в сюжетной организации повести. Пародирование романтических тем и мотивов. Лицо и маска. Роль случая в композиции повести. (Для внеклассного чтения.)
«Дубровский». Изображение русского барства. Дубровскийстарший и Троекуров. Протест Владимира Дубровского против
беззакония и несправедливости. Бунт крестьян. Осуждение произвола и деспотизма, защита чести, независимости личности. Романтическая история любви Владимира и Маши. Авторское отношение к героям.
Те о р и я л и т е р а т у р ы. Эпитет, метафора, композиция (развитие понятий). Стихотворное послание (начальные представления).
Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте. Ученические годы поэта.
«Тучи». Чувство одиночества и тоски, любовь поэта-изгнанника к оставляемой им родине. Приём сравнения как основа построения
стихотворения. Особенности интонации.
«Листок», «На севере диком...», «Утёс», «Три пальмы». Тема красоты, гармонии человека с миром. Особенности выражения
темы одиночества в лирике Лермонтова.
Те о р и я л и т е р а т у р ы. Антитеза. Двусложные (ямб, хорей) и трёхсложные (дактиль, амфибрахий, анапест) размеры стиха (начальные представления). Поэтическая интонация (начальные представления).
Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писателе.
«Бежин луг». Сочувственное отношение к крестьянским детям. Портреты и рассказы мальчиков, их духовный мир. Пытливость, любознательность, впечатлительность. Роль картин природы в рассказе.
Те о р и я л и т е р а т у р ы. Пейзаж. Портретная характеристика персонажей (развитие представлений).
Фёдор Иванович Тютчев. Рассказ о поэте.
Стихотворения «Листья», «Неохотно и несмело...». Передача сложных, переходных состояний природы, запечатлевающих противоречивые чувства в душе поэта. Сочетание космического масштаба и конкретных деталей в изображении природы. «Листья» — символ краткой, но яркой жизни.
«С поляны коршун поднялся...». Противопоставление судеб человека и коршуна: свободный полёт коршуна и земная обречённость человека.
Афанасий Афанасьевич Фет. Рассказ о поэте.
Стихотворения «Ель рукавом мне тропинку завесила...», «Ещё майская ночь», «Учись у них — у дуба, у берёзы...». Жизнеутверждающее начало в лирике Фета. Природа как воплощение прекрасного. Эстетизация конкретной детали. Чувственный характер лирики и её утончённый психологизм. Мимолётное и неуловимое как черты изображения природы. Переплетение и взаимодействие тем природы и любви. Природа как естественный мир истинной красоты, служащий прообразом для искусства. Гармоничность и музыкальность поэтической речи Фета. Краски и звуки в пейзажной лирике.
Те о р и я л и т е р а т у р ы. Пейзажная лирика (развитие понятия). Звукопись в поэзии (развитие представлений).
Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о жизни поэта.
«Железная дорога». Картины подневольного труда. Народ — созидатель духовных и материальных ценностей. Мечта поэта о «прекрасной поре» в жизни народа. Своеобразие композиции стихотворения. Роль пейзажа. Значение эпиграфа. Сочетание реальных и фантастических картин. Диалог-спор. Значение риторических вопросов в стихотворении.
Те о р и я л и т е р а т у р ы. Стихотворные размеры (закреп ление понятия). Диалог. Строфа (начальные представления).
Николай Семёнович Лесков. Краткий рассказ о писателе.
«Левша». Гордость писателя за народ, его трудолюбие, талантливость, патриотизм. Особенности языка произведения. Комический
эффект, создаваемый игрой слов, народной этимологией. Сказовая форма повествования.
Те о р и я л и т е р а т у р ы. Сказ как форма повествования (начальные представления). Ирония (начальные представления).
Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе.
«Толстый и тонкий». Речь героев как источник юмора. Юмористическая ситуация. Разоблачение лицемерия. Роль художественной детали.
Те о р и я л и т е р а т у р ы. Комическое. Юмор. Комическая ситуация (развитие понятий).
Родная природа в стихотворениях русских поэтов XIX века
Я. Полонский. «По горам две хмурых тучи...», «Посмотри, какая мгла...»; Е. Баратынский. «Весна, весна! Как воздух чист...», «Чудный град...»; А. Толстой. «Где гнутся над омутом лозы...». Выражение переживаний и мироощущения в стихотворениях о родной природе. Художественные средства, передающие различные состояния в пейзажной лирике.
Те о р и я л и т е р а т у р ы. Лирика как род литературы. Пейзажная лирика как жанр (развитие представлений).
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА
Александр Иванович Куприн. Рассказ «Чудесный доктор». Реальная основа содержания рассказа. Образ главного героя. Тема
служения людям.
Те о р и я л и т е р а т у р ы. Рождественский рассказ (начальные представления).
Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе.
«Неизвестный цветок». Прекрасное вокруг нас. «Ни на кого не похожие» герои А. Платонова.
Те о р и я л и т е р а т у р ы. Символическое содержание пейзажных образов (начальные представления).
Александр Степанович Грин. Краткий рассказ о писателе.
«Алые паруса». Жестокая реальность и романтическая мечта в повести. Душевная чистота главных героев. Отношение автора к героям.
Произведения о Великой Отечественной войне
К. М. Симонов. «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины...»; Д. С. Самойлов. «Сороковые». Стихотворения, рассказывающие о солдатских буднях, пробуждающие чувство скорбной памяти о павших на полях сражений и обостряющие чувство любви к родине, ответственности за неё в годы жестоких испытаний.
Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе (детство, юность, начало творческого пути).
«Конь с розовой гривой». Изображение быта и жизни сибирской деревни в предвоенные годы. Нравственные проблемы рассказа — честность, доброта, понятие долга. Юмор в рассказе. Яркость и самобытность героев (Санька Левонтьев, бабушка Катерина Петровна), особенности использования народной речи.
Те о р и я л и т е р а т у р ы. Речевая характеристика героя (развитие представлений). Герой-повествователь (начальные представления).
Валентин Григорьевич Распутин. Краткий рассказ о писателе (детство, юность, начало творческого пути).
«Уроки французского». Отражение в повести трудностей военного времени. Жажда знаний, нравственная стойкость, чувство собственного достоинства, свойственные юному герою. Душевная щедрость учительницы, её роль в жизни мальчика. Нравственная проблематика произведения.
Те о р и я л и т е р а т у р ы. Рассказ, сюжет (развитие понятий). Герой-повествователь (развитие понятия).
Николай Михайлович Рубцов. Краткий рассказ о поэте.
«Звезда полей», «Листья осенние», «В горнице». Тема родины в поэзии Рубцова. Человек и природа в «тихой» лирике Рубцова. Отличительные черты характера лирического героя.
Фазиль Искандер. Краткий рассказ о писателе.
«Тринадцатый подвиг Геракла». Влияние учителя на формирование детского характера. Чувство юмора как одно из ценных качеств
человека.
Родная природа в русской поэзии XX века
А. Блок. «Летний вечер», «О, как безумно за окном...»; С. Есенин. «Мелколесье. Степь и дали...», «Пороша»; А. Ахматова. «Перед весной бывают дни такие...».Чувство радости и печали, любви к родной природе и родине в стихотворных произведениях поэтов XX века. Связь ритмики и мелодики стиха с эмоциональным состоянием, выраженным в стихотворении. Поэтизация родной природы.
Те о р и я л и т е р а т у р ы. Лирический герой (развитие представлений).
Писатели улыбаются
Василий Макарович Шукшин. Слово о писателе.
Рассказы «Чудик» и «Критики». Особенности шукшинских героев-«чудиков», правдоискателей, праведников. Человеческая открытость миру как синоним незащищённости. Образ «странного» героя в литературе.
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ
Габдулла Тукай. Слово о татарском поэте.
Стихотворения «Родная деревня», «Книга». Любовь к своей малой родине и к своему родному краю, верность обычаям, своей
семье, традициям своего народа. Книга в жизни человека. Книга —«отрада из отрад», «путеводная звезда», «бесстрашное сердце», «радостная душа».
Кайсын Кулиев. Слово о балкарском поэте.
«Когда на меня навалилась беда...», «Каким бы малым ни был мой народ...».
Родина как источник сил для преодоления любых испытаний и ударов судьбы. Основные поэтические образы, символизирующие родину в стихотворении поэта. Тема бессмертия народа, нации до тех пор, пока живы его язык, поэзия, обычаи. Поэт — вечный должник
своего народа.
Те о р и я л и т е р а т у р ы. Общечеловеческое и национальное в литературе разных народов.
ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Мифы народов мира
Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла (в переложении Н. А. Куна): «Скотный двор царя Авгия», «Яблоки Гесперид».
Геродот. «Легенда об Арионе».
Те о р и я л и т е р а т у р ы. Миф. Отличие мифа от сказки.
Гомер. Краткий рассказ о Гомере. «Илиада», «Одиссея» как эпические поэмы. Изображение героев и героические подвиги в «Илиаде». Описание щита Ахиллеса: сцены войны и мирной жизни. Стихия Одиссея — борьба, преодоление препятствий, познание
неизвестного. Храбрость, сметливость (хитроумие) Одиссея. Одиссей — мудрый правитель, любящий муж и отец. На острове циклопов. Полифем. «Одиссея» — песня о героических подвигах, мужественных героях.
Те о р и я л и т е р а т у р ы. Понятие о героическом эпосе (начальные представления).
ПРОИЗВЕДЕНИЯ ЗАРУБЕЖНЫХ ПИСАТЕЛЕЙ
Мигель де Сервантес Сааведра. Рассказ о писателе.
Роман «Дон Кихот». Проблема ложных и истинных идеалов. Герой, создавший воображаемый мир и живущий в нём. Пародия на
рыцарские романы. Освобождение от искусственных ценностей и приобщение к истинно народному пониманию правды жизни. Мастерство Сервантеса-романиста. Дон Кихот как «вечный» образ мировой литературы. (Для внеклассного чтения.)
Те о р и я л и т е р а т у р ы. «Вечные образы» в искусстве (начальные представления).
Фридрих Шиллер. Рассказ о писателе.
Баллада «Перчатка». Повествование о феодальных нравах. Любовь как благородство и своевольный, бесчеловечный каприз. Рыцарь — герой, отвергающий награду и защищающий личное достоинство и честь.
Те о р и я л и т е р а т у р ы. Рыцарская баллада (начальные представления).
Проспер Мериме. Рассказ о писателе.
Новелла «Маттео Фальконе». Изображение дикой природы. Превосходство естественной, «простой» жизни и исторически сложившихся устоев над цивилизованной с её порочными нравами. Романтический сюжет и его реалистическое воплощение.
Антуан де Сент-Экзюпери. Рассказ о писателе.
«Маленький принц» как философская сказка и мудрая притча.
Мечта о естественном отношении к вещам и людям. Чистота восприятия мира как величайшая ценность. Утверждение всечеловеческих
истин. (Для внеклассного чтения.)
Те о р и я л и т е р а т у р ы. Притча (начальные представления).
Календарно - тематический поурочный план (6 класс)
№ п\п | № в теме | Дата | Тема урока | |
По плану | Фактически | |||
Введение (1 час) | ||||
1 | 1 | Художественное произведение, автор, герои. | ||
Устное народное творчество (4 часа) | ||||
2 | 1 | Обрядовый фольклор. | ||
3 | 2 | Пословицы и поговорки. | ||
4 | 3 | Вн. чтение. Загадки. | ||
5 | 4 | Р.Р. Урок-посиделки «Русский фольклор». | ||
Из древнерусской литературы (1 час) | ||||
6 | 1 | Русская летопись. | ||
Из русской литературы XVIII века (1 час) | ||||
7 | 1 | Русские басни. И.И. Дмитриев. «Муха». | ||
Из русской литературы XIX века (49 часов) | ||||
8 | 1 | И.А. Крылов. «Осёл и Соловей». | ||
9 | 2 | И.А. Крылов. «Листы и корни». | ||
10 | 3 | И.А. Крылов. «Ларчик». | ||
11 | 4 | Р.Р. Русские басни. | ||
12 | 5 | А.С. Пушкин. «И.И. Пущину». | ||
13 | 6 | А.С. Пушкин. «Узник». | ||
14 | 7 | А.С. Пушкин. «Зимнее утро». | ||
15 | 8 | Вн. чтение. А.С. Пушкин. «Зимняя дорога» и другие стихотворения. Тема дороги в лирике А.С.Пушкина. | ||
16 | 9 | Р.Р. А. С. Пушкин. Двусложные размеры стиха. | ||
17 | 10 | А.С. Пушкин. «Дубровский». Конфликт Андрея Дубровского и Кириллы Троекурова. | ||
18 | 11 | А.С. Пушкин. «Дубровский». Бунт крестьян. | ||
19 | 12 | А.С. Пушкин. «Дубровский»: история любви. | ||
20 | 13 | А.С. Пушкин. «Дубровский». Протест Владимира Дубровского. | ||
21 | 14 | А.С. Пушкин. «Дубровский». Композиция романа. | ||
22 | 15 | Урок контроля. «Дубровский». Моё понимание романа А.С. Пушкина. | ||
23 | 16 | Урок контроля. «Дубровский». Моё понимание романа А.С. Пушкина. | ||
24 | 17 | А.С. Пушкин. Цикл «Повести Белкина». «Барышня-крестьянка». Сюжет и герои повести. | ||
25 | 18 | «Барышня-крестьянка»: особенности композиции. | ||
26 | 19 | Вн. чтение. «Повести Белкина»: проблемы и герои. | ||
27 | 20 | М.Ю. Лермонтов. «Тучи». | ||
28 | 21 | М.Ю. Лермонтов. «Три пальмы». | ||
29 | 22 | М.Ю. Лермонтов. «Листок». | ||
30 | 23 | М.Ю. Лермонтов. «Утёс», «На севере диком…». | ||
31 | 24 | Р.Р. М.Ю. Лермонтов. Лирика. | ||
32 | 25 | Р.Р. М.Ю. Лермонтов. Лирика. | ||
33 | 26 | И.С. Тургенев. «Бежин луг»: образы автора и рассказчика. | ||
34 | 27 | «Бежин луг»: образы крестьянских детей. | ||
35 | 28 | «Бежин луг»: картины природы. | ||
36 | 29 | Вн. чтение. И. С. Тургенев. «Хорь и Калиныч» и другие рассказы из «Записок охотника». | ||
37 | 30 | Ф.И. Тютчев. «Неохотно и несмело…». | ||
38 | 31 | Ф.И. Тютчев. «С поляны коршун поднялся…». | ||
39 | 32 | Ф.И. Тютчев. «Листья». | ||
40 | 33 | А.А. Фет. «Ель рукавом мне тропинку завесила…». | ||
41 | 34 | А.А. Фет. Слово о поэте. «Ещё майская ночь». | ||
42 | 35 | А.А. Фет. «Учись у них – у дуба, у берёзы…». | ||
43 | 36 | Р.Р. Ф.И. Тютчев. А.А. Фет. Лирика. | ||
44 | 37 | Н.А. Некрасов. «Железная дорога»: автор и народ. | ||
45 | 38 | Своеобразие композиции стихотворения Н.А. Некрасова «Железная дорога». | ||
46 | 39 | Урок контроля. Контрольная работа по теме «Творчество И. С. Тургенева, Ф. И. Тютчева, А. А. Фета. | ||
47 | 40 | Н.С. Лесков. «Левша»: народ и власть. | ||
48 | 41 | «Левша»: язык сказа. Понятие об иронии. | ||
49 | 42 | Р.Р. «Левша». | ||
50 | 43 | Вн. чтение. Н.С. Лесков. «Человек на часах». | ||
51 | 44 | А.П. Чехов. «Толстый и тонкий»: герои рассказа. | ||
52 | 45 | «Толстый и тонкий»: источники комического в рассказе. | ||
53 | 46 | Вн. чтение. А.П. Чехов. Рассказы. | ||
54 | 47 | Родная природа в стихотворениях русских поэтов XIX века. Я.П. Полонский. «По горам две хмурых тучи…», «Посмотри – какая мгла…». | ||
55 | 48 | Родная природа в стихотворениях русских поэтов XIX века. Е.А. Баратынский. «Весна! Весна! Как воздух чист…», «Чудный град…». А.К. Толстой. «Где гнутся над омутом лозы…». | ||
56 | 49 | Романсы на стихи русских поэтов. А. С. Пушкин. «Зимний вечер»; М. Ю. Лермонтов. «Парус»; Ф. И. Тютчев. «Ещё в полях белеет снег…». | ||
Из русской литературы XX века (26 часов) | ||||
57 | 1 | А. И. Куприн. «Чудесный доктор»: герой и прототип. | ||
58 | 2 | «Чудесный доктор» как рождественский рассказ. | ||
59 | 3 | А.С. Грин. «Алые паруса»: мечта и действительность. | ||
60 | 4 | «Алые паруса»: Ассоль и Грей. | ||
61 | 5 | А.П. Платонов. «Неизвестный цветок»: образы-символы в сказке. | ||
62 | 6 | Вн. чтение. А.П. Платонов. Рассказы «Цветок на земле», «Корова». | ||
63 | 7 | К.М. Симонов. «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины…». | ||
64 | 8 | Д. Самойлов. «Сороковые». | ||
65 | 9 | В.П. Астафьев. «Конь с розовой гривой»: сюжет и герои. | ||
66 | 10 | «Конь с розовой гривой»: проблематика рассказа, речь героев. | ||
67 | 11 | Р.Р. В.П. Астафьев. «Конь с розовой гривой». | ||
68 | 12 | В.Г. Распутин. «Уроки французского». Отражение в повести трудностей военного времени. | ||
69 | 13 | «Уроки французского»: стойкость главного героя. | ||
70 | 14 | «Уроки французского». Роль учительницы Лидии Михайловны в жизни мальчика. | ||
71 | 15 | В.М. Шукшин. Рассказ «Критики». Образ «странного» героя в творчестве Шукшина. | ||
72 | 16 | Вн. чтение. В.М. Шукшин. «Чудик», «Срезал». | ||
73 | 17 | Ф. Искандер. «Тринадцатый подвиг Геракла»: школа, учитель, ученики. | ||
74 | 18 | «Тринадцатый подвиг Геракла»: юмор в рассказе. | ||
75 | 19 | Р.Р. Классное сочинение по произведениям В. Г. Распутина, В. П. Астафьева, Ф. А. Искандера. | ||
76 | 20 | Родная природа в русской поэзии XX века. А.А. Блок. «Летний вечер», «О, как безумно за окном…». | ||
77 | 21 | С.А. Есенин. «Мелколесье. Степь и дали…», «Пороша». | ||
78 | 22 | А.А. Ахматова. «Перед весной бывают дни такие…». | ||
79 | 23 | Н.М. Рубцов. «Звезда полей»: родина, страна, Вселенная. | ||
80 | 24 | Вн. чтение. Н.М. Рубцов. «Листья осенние», «В горнице»: человек и природа. | ||
81 | 25 | Р.Р. Урок-праздник. Родная природа в лирике русских поэтов XIX и XX веков. | ||
82 | 26 | Р.Р. Классное сочинение по произведениям русских поэтов XIX и XX веков о родине и родной природе. | ||
Из литературы народов России (2 часа) | ||||
83 | 1 | Г. Тукай. «Родная деревня», «Книга». | ||
84 | 2 | К. Кулиев. «Когда на меня навалилась беда…», «Каким бы ни был малым мой народ…». | ||
Из зарубежной литературы (17 часов) | ||||
85 | 1 | Мифы народов мира. Мифы Древней Греции. | ||
86 | 2 | Подвиги Геракла: воля богов – ум и отвага героя. | ||
87 | 3 | Вн. чтение. Древнегреческие мифы. | ||
88 | 4 | Геродот. «Легенда об Арионе». | ||
89 | 5 | Гомер. «Илиада» как героическая эпическая поэма. | ||
90 | 6 | Гомер. «Одиссея» как героическая эпическая поэма. | ||
91 | 7 | Вн. чтение. Гомер. «Одиссея». | ||
92 | 8 | М. Сервантес Сааведр. «Дон Кихот». Герой, живущий в воображаемом мире. | ||
93 | 9 | «Дон Кихот» как пародия на рыцарские романы. | ||
94 | 10 | «Дон Кихот»: нравственный смысл романа. | ||
95 | 11 | «Дон Кихот»: «вечные образы» в искусстве. | ||
96 | 12 | Ф. Шиллер. Баллада «Перчатка». Проблемы благородства, достоинства и чести. | ||
97 | 13 | П. Мериме. Новелла «Маттео Фальконе»: природа и цивилизация. | ||
98 | 14 | П. Мериме. «Маттео Фальконе»: отец и сын Фальконе, проблемы чести и предательства. | ||
99 | 15 | А. де Сент-Экзюпери. «Маленький принц»: дети и взрослые. | ||
100 | 16 | «Маленький принц» как философская сказка-притча. | ||
101 | 17 | Вн. чтение. «Маленький принц»: вечные истины в сказке. | ||
Уроки контроля (4 часа) | ||||
102 | 1 | Выявление уровня литературного развития учащихся. | ||
103 | 2 | Выявление уровня литературного развития учащихся. | ||
104 | 3 | Р.Р. Урок-праздник «Путешествие по стране Литературии 6 класса». Задания для летнего чтения. | ||
105 | 4 | Р.Р. Урок-праздник «Путешествие по стране Литературии 6 класса». Задания для летнего чтения. |
Планируемые образовательные результаты
Устное народное творчество
Обучающийся научится:
• осознанно воспринимать и понимать фольклорный текст; различать фольклорные и литературные произведения, обращаться к пословицам, поговоркам, фольклорным образам, традиционным фольклорным приёмам в различных ситуациях речевого общения, сопоставлять фольклорную сказку и её интерпретацию средствами других искусств (иллюстрация, мультипликация, художественный фильм);
• выделять нравственную проблематику фольклорных текстов как основу для развития представлений о нравственном идеале своего и русского народов, формирования представлений о русском национальном характере;
• видеть черты русского национального характера в героях русских сказок и былин, видеть черты национального характера своего народа в героях народных сказок и былин;
• учитывая жанрово-родовые признаки произведений устного народного творчества, выбирать фольклорные произведения для самостоятельного чтения;
• целенаправленно использовать малые фольклорные жанры в своих устных и письменных высказываниях;
• определять с помощью пословицы жизненную/вымышленную ситуацию;
• выразительно читать сказки и былины, соблюдая соответствующий интонационный рисунок устного рассказывания;
• пересказывать сказки, чётко выделяя сюжетные линии, не пропуская значимых композиционных элементов, используя в своей речи характерные для народных сказок художественные приёмы;
• выявлять в сказках характерные художественные приёмы и на этой основе определять жанровую разновидность сказки, отличать литературную сказку от фольклорной;
• видеть необычное в обычном, устанавливать неочевидные связи между предметами, явлениями, действиями, отгадывая или сочиняя загадку.
Обучающийся получит возможность научиться:
• сравнивая сказки, принадлежащие разным народам, видеть в них воплощение нравственного идеала конкретного народа (находить общее и различное с идеалом русского и своего народов);
• рассказывать о самостоятельно прочитанной сказке, былине, обосновывая свой выбор;
• сочинять сказку (в том числе и по пословице), былину и/или придумывать сюжетные линии;
• сравнивая произведения героического эпоса разных народов (былину и сагу, былину и сказание), определять черты национального характера;
• выбирать произведения устного народного творчества разных народов для самостоятельного чтения, руководствуясь конкретными целевыми установками;
• устанавливать связи между фольклорными произведениями разных народов на уровне тематики, проблематики, образов (по принципу сходства и различия).
Древнерусская литература. Русская литература XVIII в. Русская литература XIX—XX вв. Литература народов России. Зарубежная литература
Обучающийся научится:
• осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания; адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ; интерпретировать прочитанное, отбирать произведения для чтения;
• воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку;
• определять для себя актуальную и перспективную цели чтения художественной литературы; выбирать произведения для самостоятельного чтения;
- находить в тексте требуемую информацию;
• выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определяя своё к ней отношение, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентации;
• определять актуальность произведений для читателей разных поколений и вступать в диалог с другими читателями;
• анализировать и истолковывать произведения разной жанровой природы, аргументированно формулируя своё отношение к прочитанному;
- пересказывать произведения, чётко выделяя сюжетные линии, не пропуская значимых композиционных элементов, используя в своей речи характерные художественные приёмы;
- определять в произведении элементы сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа);
- высказывать свою точку зрения о прочитанном тексте;
- вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблем, участвовать в дискуссии и аргументировать свою позицию, владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;
- подбирать аргументы при обсуждении произведения, в том числе целесообразное использование цитирования;
• создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных форматах;
• сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах;
• работать с разными источниками информации и владеть основными способами её обработки и презентации.
Обучающийся получит возможность научиться:
• выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста;
• дифференцировать элементы поэтики художественного текста, видеть их художественную и смысловую функцию;
• сопоставлять «чужие» тексты интерпретирующего характера, аргументированно оценивать их;
• оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других искусств;
• создавать собственную интерпретацию изученного текста средствами других искусств;
• сопоставлять произведения русской и мировой литературы самостоятельно (или под руководством учителя), определяя линии сопоставления, выбирая аспект для сопоставительного анализа;
• вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять её результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат, проект).
Лист внесения изменений и дополнений в рабочую программу
Дата (номер) | Причина коррекции (замена урока, болезнь учителя, праздничный день, отмена занятий по приказу и т.д.) | Форма коррекции (объединение тем, уплотнение учебного материала домашнее изучение, контрольная работа и т. д.) | |
урока, который требует коррекции (пропущенный по причине) | урока, который содержит коррекцию | праздничный день, отмена занятий по приказу и т.д.) | уплотнение учебного материала домашнее изучение, контрольная работа и т. д.) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по литературе 7 класс . Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И.. Литература 7 класс: учебник-хрестоматия: в 2-х частях. М. Просвещение 2010.
Рабочая программа по литературе 7 класс . Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И.. Литература 7 класс: учебник-хрестоматия: в 2-х частях. М. Просвещение 2010....
Рабочая программа по русскому языку 10 класс к учебнику Бабайцевой, Рабочая программа по литературе 11 класс к учебнику под редакцией В.П.Журавлёва
В этом году появились новые требования к оформлению учебных программ по всем предметам. Данные программы составлены в соответсви с новыми требованиями. Они помогут учителям русского языка и литературы...
Рабочая программа по русскому языку 8 класс к учебнику Т. А. Ладыженская и рабочая программа по литературе 8 класс Курдюмова Т.Ф.
Рабочая программа и тематическое планирование 8 класс по русскому языку и литературе...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по литературе шестого класса (с учетом авторской программы по литературе авторов Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Чиндиловой)
Рабочая программа по литературе шестого класса (с учетом авторской программы по литературе авторов Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Чиндиловой)...
Рабочая программа по литературе 7 класс (72 часа). Программа: Литература: 5-9 классы общеобразовательных учреждений / авторы-составители Г.С.Меркин, С.А.Зинин, В.А.Чалмаев. М., «Русское слово», 2013
Предлагаемая рабочая программа по литературе для 7 класса составлена на основе примерной программы по предмету «Литература», утвержденной Министерством образования РФ, программы Лите...
рабочая программа по литературе 11 класс. Рабочая программа составлена на основе авторской программы по литературе под редакцией В.П.Журавлева, Ю.В.Лебедева 10-11 классы (Базовый уровень) Авторы: А.Н.Романова, Н.В.Шуваева. Москва «Просвещение», 2019 год
Рабочая программа по литературе 11 класс ФГОС...