Рабочая программа по литературе (5 класс)
рабочая программа по литературе (5 класс)
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает вариативное распределение учебных часов по разделам курса с учетом государственных стандартов, логики учебного процесса, возрастных особенностей обучающихся школы, способствует реализации единой концепции литературного образования.
Главная идея программы по литературе – изучение литературы от фольклора к древнерусской литературе, от нее к русской литературе XVIII, XIX, XX вв. Русская литература является одним из основных источников обогащения речи учащихся, формирования их речевой культуры и коммуникативных навыков.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа по литературе (5 класс) | 275.5 КБ |
Предварительный просмотр:
КРАЕВОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ВЕЧЕРНЯЯ (СМЕННАЯ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1»
РАССМОТРЕНО Руководитель МО ___________ А.И.Гладких Протокол № _____ от «____» ____________2017 г. |
| УТВЕРЖДАЮ Директор школы _____________А.Н. Гузеев Приказ № _____ от «____» ____________2017 г. |
Рабочая программа учебного предмета
«Литература»
для 5 класса
основного общего образования
на 2017 – 2018 учебный год
Базовый уровень (очная форма обучения)
Составитель: Быстрянцев И.И,
высшая квалификационная категория
Рубцовск
2017
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по литературе для учащихся 5 класса создана на основе следующих нормативных документов:
- Федерального государственного стандарта общего образования второго поколения (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897, зарегистрирован Минюстом России 01 февраля 2011 года, регистрационный номер 19644);
- Федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях на 2014/2015 учебный год(приказ Мин. обр. и науки от 31.03.2014 № 253);
- Литература. 5-9 классы. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я. Коровиной. Коровина В.Я, Журавлев В.П., Коровин В.И. – М.: Просвещение, 2014.;
- Положения о рабочей программе по учебному предмету (курсу) КГКОУ «Вечерняя школа №1»;
- Учебного плана КГКОУ «Вечерняя школа №1» на 2015-2016 учебный год.
Литература как один из ведущих гуманитарных учебных предметов в российской школе содействует формированию разносторонне
развитой, гармоничной личности, воспитанию гражданина, патриота. Приобщение к гуманистическим ценностям культуры и развитие творческих способностей — необходимое условие становления человека, эмоционально богатого и интеллектуально развитого, способного конструктивно и вместе с тем критически относиться к себе и к окружающему миру.
Общение школьника с произведениями искусства слова на уроках литературы необходимо не просто как факт знакомства с подлинными художественными ценностями, но и как необходимый опыт коммуникации, диалог с писателями (русскими и зарубежными, нашими современниками, представителями совсем другой эпохи). Это приобщение к общечеловеческим ценностям бытия, а также к духовному опыту русского народа, нашедшему отражение в фольклоре и русской классической литературе как художественном явлении, вписанном в историю мировой литературы и обладающем несомненной национальной самобытностью. Знакомство с произведениями словесного искусства народа нашей страны расширяет представления учащихся о богатстве и многообразии художественной культуры, духовного и
нравственного потенциала многонациональной России.
Главными целями изучения предмета «Литература» являются:
• формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием и общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма;
• развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности;
• постижение учащимися вершинных произведений отечественной и мировой литературы, их чтение и анализ, основанный на понимании образной природы искусства слова, опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма;
• поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;
• овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте (или любом другом речевом высказывании), и создание собственного текста, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного;
• овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (формулировать цели деятельности, планировать её, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет, и др.);
• использование опыта общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом
самосовершенствовании.
Как часть образовательной области «Филология» учебный предмет «Литература» тесно связан с предметом «Русский язык». Русская
литература является одним из основных источников обогащения речи учащихся, формирования их речевой культуры и коммуникативных
навыков. Изучение языка художественных произведений способствует пониманию учащимися эстетической функции слова, овладению
ими стилистически окрашенной русской речью.
Специфика учебного предмета «Литература» определяется тем, что он представляет собой единство словесного искусства и основ
науки (литературоведения), которая изучает это искусство.
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает вариативное распределение учебных часов по разделам курса с учетом государственных стандартов, логики учебного процесса, возрастных особенностей обучающихся школы, способствует реализации единой концепции литературного образования.
Соответственно действующему учебному плану рабочая программа предусматривает следующий вариант организации процесса обучения литературе в 5 классе: в объеме 105 часов, в неделю - 3 часа.
Достижению личностных, предметных и метапредметных результатов на уроках литературы в 5 классе по УМК В.Я. Коровиной содействуют основные виды деятельности учителя и учащихся, нашедшие отражение в рабочей программе: работа с учебником, сообщения учителя и учащихся, беседа, лексическая работа, составление ассоциативных рядов, индивидуальная и коллективная работа над проектом, презентация проектов, заполнение таблиц, создание слайдовых презентаций, составление плана, устные и письменные ответы на вопросы, художественный пересказ, выразительное чтение, создание вопросов, позволяющих скорректировать первоначальное восприятие текста учащимися, работа с портретами писателей, иллюстрациями, устное словесное рисование, викторины по творчеству писателя.
Преподавание литературы в школе строится на единстве урочной и внеурочной деятельности школьников. Художественные произведения, прочитанные во внеурочное время и обсужденные в классе, помогают расширить представления школьников о творчестве писателя, позволяют надеяться на серьезное, сознательное отношение к чтению. Домашнее чтение обучающихся направляется списками рекомендованной литературы, обозначенной в программе и в учебниках.
Формы и средства контроля
- Тест
- Составление сложного плана и простого плана к тексту
- Сочинение
- Составление рассказа по сюжетным картинкам
- Различные формы пересказа
- Составление характеристики
- Письменные и устные ответы на вопросы
- Групповая и индивидуальная работа по карточкам
- Составление таблиц
- Защита индивидуального и коллективного проекта
С учетом уровневой специфики 5 класса выстроена система учебных занятий. В преподавании предмета планируется использовать следующие педагогические технологии:
- технология развивающего обучения;
- проектная технология;
- технология проблемного обучения.
Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе.
Домашние задания могут изменяться в зависимости от усвоения материала, темпа работы обучающихся на уроке. Домашнее задание предполагает не только выполнение тренировочных упражнений, но и другие формы: домашние творческие работы в виде сообщений, презентаций, выполнение практических и исследовательских заданий, проектных заданий, сочинений.
В течение года возможны коррективы рабочей программы, связанные с объективными причинами.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Введение
Писатели о роли книги в жизни человека и общества. Книга как духовное завещание одного поколения другому. Структурные элементы книги (обложка, титул, форзац, сноски, оглавление); создатели книги (автор, художник, редактор, корректор и др.). Учебник литературы и работа с ним.
УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО
Фольклор — коллективное устное народное творчество.
Преображение действительности в духе народных идеалов. Вариативная природа фольклора. Исполнители фольклорных произведений. Коллективное и индивидуальное в фольклоре.
Малые жанры фольклора. Детский фольклор (колыбельные песни, пестушки, приговорки, скороговорки, загадки — повторение).
Теория литературы. Фольклор. Устное народное творчество (развитие представлений).
Русские народные сказки
Сказки как вид народной прозы. Сказки о животных, волшебные, бытовые (анекдотические, новеллистические). Нравственное и эстетическое содержание сказок. Сказители. Собиратели сказок.
«Царевна-лягушка». Народная мораль в характере и поступках героев. Образ невесты-волшебницы. «Величественная простота, презрение к позе, мягкая гордость собою, недюжинный ум и глубокое, полное неиссякаемой любви сердце, спокойная готовность жертвовать собою ради торжества своей мечты — вот духовные данные Василисы Премудрой...» (М. Горький). Иван-царевич — победитель житейских невзгод. Животные-помощники. Особая роль чудесных противников — Бабы-яги, Кощея Бессмертного. Светлый и тёмный мир волшебной сказки. Народная мораль в сказке: добро торжествует, зло наказывается. Поэтика волшебной сказки. Связь сказочных формул с древними мифами. Изобразительный характер формул волшебной сказки. Фантастика в волшебной сказке.
«Иван — крестьянский сын и чудо-юдо». Волшебная богатырская сказка героического содержания. Тема мирного труда и защиты родной земли. Иван — крестьянский сын как выразитель основной мысли сказки. Нравственное превосходство главного героя. Герои сказки в оценке автора-народа. Особенности сюжета.
«Журавль и цапля», «Солдатская шинель» — народные представления о справедливости, добре и зле в сказках о животных
и бытовых сказках.
Теория литературы. Сказка как повествовательный жанр фольклора. Виды сказок (закрепление представлений). Постоянные эпитеты. Гипербола (начальное представление). Сказочные формулы. Вариативность народных сказок (начальные представления). Сравнение.
ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Начало письменности у восточных славян и возникновение древнерусской литературы. Культурные и литературные связи Руси с Византией. Древнехристианская книжность на Руси (обзор).
«Повесть временных лет» как литературный памятник. «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича». Отзвуки фольклора в летописи. Герои старинных «Повестей...» и их подвиги во имя мира на родной земле.
Теория литературы. Летопись (начальные представления).
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА
Михаил Васильевич Ломоносов. Краткий рассказ о жизни писателя (детство и годы учения, начало литературной деятельности). Ломоносов — учёный, поэт, художник, гражданин.
«Случились вместе два Астронома в пиру...» — научные истины в поэтической форме. Юмор стихотворения.
Теория литературы. Роды литературы: эпос, лирика, драма. Жанры литературы (начальные представления).
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА
Русские басни
Жанр басни. Истоки басенного жанра (Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы XVIII века: А. П. Сумароков, И. И. Дмитриев) (обзор).
Иван Андреевич Крылов. Краткий рассказ о баснописце (детство, начало литературной деятельности).
«Ворона и Лисица», «Волк и Ягнёнок», «Свинья под Дубом» (на выбор). Осмеяние пороков — грубой силы, жадности, неблагодарности, хитрости и т. д. «Волк на псарне» — отражение исторических событий в басне; патриотическая позиция автора. Аллегория как форма иносказания и средство раскрытия определённых свойств человека. Поучительный характер басен. Своеобразие языка басен И. А. Крылова.
Теория литературы. Басня (развитие представлений), аллегория (начальные представления). Понятие об эзоповом языке.
Василий Андреевич Жуковский. Краткий рассказ о поэте (детство и начало творчества, Жуковский-сказочник).
«Спящая царевна». Сходные и различные черты сказки Жуковского и народной сказки. Особенности сюжета. Различие героев
литературной и фольклорной сказки.
«Кубок». Благородство и жестокость. Герои баллады.
Теория литературы. Баллада (начальные представления).
Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о жизни поэта (детство, годы учения).
Стихотворение «Няне» — поэтизация образа няни; мотивы одиночества и грусти, скрашиваемые любовью няни, её сказками и песнями.
«У лукоморья дуб зелёный...». Пролог к поэме «Руслан и Людмила» — собирательная картина сюжетов, образов и событий народных сказок, мотивы и сюжеты пушкинского произведения.
«Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» — её истоки (сопоставление с русскими народными сказками, сказкой Жуковского «Спящая царевна», со сказками братьев Гримм; «бродячие сюжеты»). Противостояние добрых и злых сил в сказке. Царица и царевна, мачеха и падчерица. Помощники царевны. Елисей и богатыри. Соколко. Сходство и различие литературной пушкинской сказки и сказки народной. Народная мораль, нравственность — красота внешняя и внутренняя, победа добра над злом, гармоничность положительных героев. Поэтичность, музыкальность пушкинской сказки.
Теория литературы. Лирическое послание (начальные пред-ставления). Пролог (начальные представления).
Русская литературная сказка XIX века
Антоний Погорельский. «Чёрная курица, или Подземные жители». Сказочно-условное, фантастическое и достоверно-реальное в литературной сказке. Нравоучительное содержание и причудливый сюжет произведения.
Пётр Павлович Ершов. «Конёк-Горбунок». (Для внеклассного чтения.) Соединение сказочно-фантастических ситуаций, художественного вымысла с реалистической правдивостью, с верным изображением картин народного быта, народный юмор, красочность и яркость языка.
Всеволод Михайлович Гаршин. «Attalea Princeps».(Для внеклассного чтения.) Героическое и обыденное в сказке. Трагический
финал и жизнеутверждающий пафос произведения.
Теория литературы. Литературная сказка (начальные представления). Стихотворная и прозаическая речь. Ритм, рифма, способы рифмовки. «Бродячие сюжеты» сказок разных народов.
Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте (детство и начало литературной деятельности, интерес к истории России).
«Бородино» — отклик на 25-летнюю годовщину Бородинского сражения (1837). Историческая основа стихотворения. Воспроизведение исторического события устами рядового участника сражения. Мастерство Лермонтова в создании батальных сцен. Сочетание разговорных интонаций с высоким патриотическим пафосом стихотворения.
Теория литературы. Сравнение, гипербола, эпитет (развитие представлений), метафора, звукопись, аллитерация (начальные представления).
Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ о писателе (детство, годы учения, начало литературной деятельности). «Заколдованное место»— повесть из книги «Вечера на хуторе близ Диканьки». Поэтизация народной жизни, народных преданий, сочетание светлого и мрачного, комического и лирического, реального и фантастического.
«Ночь перед Рождеством». (Для внеклассного чтения.) Поэтические картины народной жизни (праздники, обряды, гулянья). Герои повести. Фольклорные мотивы в создании образов героев. Изображение конфликта тёмных и светлых сил.
Теория литературы. Фантастика (развитие представлений). Юмор (развитие представлений).
Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о поэте (детство и начало литературной деятельности).
Стихотворение «Крестьянские дети». Картины вольной жизни крестьянских детей, их забавы, приобщение к труду взрослых. Мир детства — короткая пора в жизни крестьянина. Речевая характеристика персонажей.
«Есть женщины в русских селеньях...» (отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос»). Поэтический образ русской женщины.
«На Волге». Картины природы. Раздумья поэта о судьбе народа. Вера в потенциальные силы народа, лучшую его судьбу. (Для внеклассного чтения.)
Теория литературы. Эпитет (развитие представлений).
Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности).
«Муму». Реальная основа повести. Повествование о жизни в эпоху крепостного права. Духовные и нравственные качества Герасима: сила, достоинство, сострадание к окружающим, великодушие, трудолюбие. Немота главного героя — символ немого протеста крепостного человека.
Теория литературы. Портрет, пейзаж (развитие представлений). Литературный герой (развитие представлений).
Афанасий Афанасьевич Фет. Краткий рассказ о поэте.
Стихотворение «Весенний дождь»— радостная, яркая, полная движения картина весенней природы. Краски, звуки, запахи как воплощение красоты жизни.
Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе (детство, начало литературной деятельности).
«Кавказский пленник». Бессмысленность и жестокость национальной вражды. Жилин и Костылин — два разных характера, две разные судьбы. Жилин и Дина. Душевная близость людей из враждующих лагерей. Утверждение гуманистических идеалов.
Теория литературы. Сравнение (развитие понятия). Сюжет (начальное представление).
Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности).
«Хирургия»— осмеяние глупости и невежества героев рассказа. Юмор ситуации. Речь персонажей как средство их характеристики.
Теория литературы. Юмор (развитие представлений). Речевая характеристика персонажей (начальные представления). Речь героев как средство создания комической ситуации.
Русские поэты XIX века о родине и родной природе (обзор)
Ф. И. Тютчев. «Зима недаром злится...», «Как весел грохот летних бурь...», «Есть в осени первоначальной...»; А. Н. Плещеев. «Весна» (отрывок); И. С. Никитин. «Утро», «Зимняя ночь в деревне» (отрывок); А. Н. Майков. «Ласточки»; И. З. Суриков. «Зима» (отрывок); А. В. Кольцов. «В степи». Выразительное чтение наизусть стихотворений (по выбору учителя и учащихся).
Теория литературы. Стихотворный ритм как средство передачи эмоционального состояния, настроения.
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА
Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности).
«Косцы». Восприятие прекрасного. Эстетическое и этическое в рассказе. Кровное родство героев с бескрайними просторами Русской земли, душевным складом песен и сказок, связанных между собой видимыми и тайными силами. Рассказ «Косцы» как поэтическое воспоминание о Родине. Рассказ «Подснежник». (Для внеклассного чтения.) Тема исторического прошлого России. Праздники и будни в жизни главного героя.
Владимир Галактионович Короленко. Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности).
«В дурном обществе». Жизнь детей из богатой и бедной семей. Их общение. Доброта и сострадание героев повести. Образ серого, сонного города. Равнодушие окружающих людей к беднякам. Вася, Валек, Маруся, Тыбурций. Отец и сын. Размышления героев. «Дурное общество» и «дурные дела». Взаимопонимание — основа отношений в семье.
Теория литературы. Портрет (развитие представлений). Композиция литературного произведения (начальные понятия).
Сергей Александрович Есенин. Краткий рассказ о поэте (детство, юность, начало творческого пути).
Стихотворения «Я покинул родимый дом...» и «Низкий дом с голубыми ставнями...»— поэтизация картин малой родины как исток художественного образа России. Особенности поэтического языка С. А. Есенина.
Русская литературная сказка XX века (обзор)
Павел Петрович Бажов. Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности).
«Медной горы Хозяйка». Реальность и фантастика в сказе. Честность, добросовестность, трудолюбие и талант главного героя. Стремление к совершенному мастерству. Тайны мастерства. Своеобразие языка, интонации сказа.
Теория литературы. Сказ как жанр литературы (начальные представления). Сказ и сказка (общее и различное).
Константин Георгиевич Паустовский. Краткий рассказ о писателе.
«Тёплый хлеб», «Заячьи лапы». Доброта и сострадание, реальное и фантастическое в сказках Паустовского.
Самуил Яковлевич Маршак. Краткий рассказ о писателе. Сказки С. Я. Маршака.
«Двенадцать месяцев» — пьеса-сказка. Положительные и отрицательные герои. Победа добра над злом — традиция русских народных сказок. Художественные особенности пьесы-сказки.
Теория литературы. Развитие жанра литературной сказки в XX веке. Драма как род литературы (начальные представления). Пьеса-сказка.
Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе (детство, начало литературной деятельности).
«Никита». Быль и фантастика. Главный герой рассказа, единство героя с природой, одухотворение природы в его воображении —
жизнь как борьба добра и зла, смена радости и грусти, страдания и счастья. Оптимистическое восприятие окружающего мира.
Теория литературы. Фантастика в литературном произведении (развитие представлений).
Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе (детство, начало литературной деятельности).
«Васюткино озеро». Бесстрашие, терпение, любовь к природе и её понимание, находчивость в экстремальных обстоятельствах. Поведение героя в лесу. Основные черты характера героя. «Открытие» Васюткой нового озера. Становление характера юного героя через испытания, преодоление сложных жизненных ситуаций.
Теория литературы. Автобиографичность литературного произведения (начальные представления).
«Ради жизни на Земле...»
Стихотворные произведения о войне. Патриотические подвиги в годы Великой Отечественной войны.
К. М. Симонов. «Майор привёз мальчишку на лафете...»;
А. Т. Твардовский. «Рассказ танкиста».
Война и дети — обострённо трагическая и героическая тема произведений о Великой Отечественной войне.
Произведения о родине, родной природе
И. Бунин. «Помню — долгий зимний вечер...»; А. Прокофьев. «Алёнушка»; Д. Кедрин. «Алёнушка»; Н. Рубцов. «Родная деревня»; Дон-Аминадо. «Города и годы».
Стихотворные лирические произведения о родине, родной природе как выражение поэтического восприятия окружающего мира и осмысление собственного мироощущения, настроения. Конкретные пейзажные зарисовки и обобщённый образ России. Сближение образов волшебных сказок и русской природы в лирических стихотворениях.
Писатели улыбаются
Саша Чёрный. «Кавказский пленник», «Игорь-Робинзон».
Образы и сюжеты литературной классики как темы произведений для детей.
Теория литературы. Юмор (развитие понятия).
ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Роберт Льюис Стивенсон. Краткий рассказ о писателе.
«Вересковый мёд». Подвиг героя во имя сохранения традиций предков.
Теория литературы. Баллада (развитие представлений).
Даниель Дефо. Краткий рассказ о писателе.
«Робинзон Крузо». Жизнь и необычайные приключения Робинзона Крузо, характер героя (смелость, мужество, находчивость, несгибаемость перед жизненными обстоятельствами). Гимн неисчерпаемым возможностям человека. Робинзонада в литературе и киноискусстве.
Ханс Кристиан Андерсен. Краткий рассказ о писателе.
«Снежная королева». Символический смысл фантастических образов и художественных деталей в сказке Андерсена. Кай и Герда.
Мужественное сердце Герды. Поиски Кая. Помощники Герды (цветы, ворон, олень, Маленькая разбойница и др.). Снежная королева и Герда — противопоставление красоты внутренней и внешней. Победа добра, любви и дружбы.
Теория литературы. Художественная деталь (начальные представления).
Жорж Санд. «О чём говорят цветы». (Для внеклассного чтения.) Спор героев о прекрасном. Речевая характеристика персонажей.
Теория литературы. Аллегория (иносказание) в повествовательной литературе.
Марк Твен. Краткий рассказ о писателе.
«Приключения Тома Сойера». Том и Гек. Дружба мальчиков. Игры, забавы, находчивость, предприимчивость. Черты характера Тома, раскрывшиеся в отношениях с друзьями. Том и Бекки, их дружба. Внутренний мир героев М. Твена. Причудливое сочетание реальных
жизненных проблем и игровых приключенческих ситуаций. Изобретательность в играх — умение сделать окружающий мир
интересным.
Джек Лондон. Краткий рассказ о писателе.
«Сказание о Кише» — сказание о взрослении подростка, вынужденного добывать пищу, заботиться о старших. Уважение взрослых. Характер мальчика — смелость, мужество, изобретательность, смекалка, чувство собственного достоинства — опора в труднейших
жизненных обстоятельствах. Мастерство писателя в поэтическом изображении жизни северного народа.
Календарно - тематический поурочный план (5 класс)
№ п\п | № в теме | Дата | Тема урока | |
По плану | Фактически | |||
Введение (1 час) | ||||
1 | 1 | Книга в жизни человека. | ||
Устное народное творчество (10 часов) | ||||
2 | 1 | Фольклор — коллективное устное народное творчество. | ||
3 | 2 | Малые жанры фольклор.а | ||
4 | 3 | Русские народные сказки. «Царевна-лягушка» как волшебная сказка. | ||
5 | 4 | «Царевна-лягушка». Василиса Премудрая и Иван-царевич. | ||
6 | 5 | «Царевна-лягушка». Поэтика волшебной сказки. | ||
7 | 6 | «Иван - крестьянский сын и чудо-юдо» — волшебная богатырская сказка героического содержания. | ||
8 | 7 | Иван — крестьянский сын и чудо-юдо»: система образов сказки. | ||
9 | 8 | Сказки о животных. Журавль и цапля». | ||
10 | 9 | Бытовые сказки. «Солдатская шинель». | ||
11 | 10 | Итоговый урок на тему «Русские народные сказки» (урок развития речи 1). | ||
Из древнерусской литературы (2 часа) | ||||
12 | 1 | «Повесть временных лет» как литературный памятник. | ||
13 | 2 | Из «Повести временных лет»: «Подвиг отрока киевлянина и хитрость воеводы Претича» | ||
Из русской литературы XVIII века (2 часа) | ||||
14 | 1 | М. В. Ломоносов – учёный, поэт, художник, гражданин (урок внеклассного чтения 1) | ||
15 | 2 | В. Ломоносов. «Случились вместе два Астронома в пиру…» | ||
Из русской литературы XIX века (42 час) | ||||
16 | 1 | Жанр басни в мировой литературе (урок внеклассного чтения 2). | ||
17 | 2 | И. А. Крылов. «Ворона и Лисица», «Свинья под Дубом». | ||
18 | 3 | И. А. Крылов. «Волк на псарне». | ||
19 | 4 | И. А. Крылов. Басни (урок развития речи 2). | ||
20 | 5 | В. А. Жуковский. «Спящая царевна». | ||
21 | 6 | В. А. Жуковский. «Кубок». | ||
22 | 7 | А. С. Пушкин. «Няне». | ||
23 | 8 | «У лукоморья дуб зелёный…». | ||
24 | 9 | «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»: события и герои. | ||
25 | 10 | «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»: сравнительная характеристика героев. | ||
26 | 11 | «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»: истоки сюжета, поэтика сказки. | ||
27 | 12 | «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» (урок развития речи 3). | ||
28 | 13 | Контрольная работа по творчеству И. А. Крылова, В. А. Жуковского, А. С. Пушкина. | ||
29 | 14 | Контрольная работа по творчеству И. А. Крылова, В. А. Жуковского, А. С. Пушкина. | ||
30 | 15 | А. С. Пушкин. Сказки (урок внеклассного чтения 3). | ||
31 | 16 | Антоний Погорельский. «Чёрная курица, или Подземные жители» как литературная сказка. | ||
32 | 17 | «Чёрная курица, или Подземные жители» как нравоучительное произведение. | ||
33 | 18 | М. Ю. Лермонтов. «Бородино» как отклик на 25-летнюю годовщину Бородинского сражения. | ||
34 | 19 | «Бородино»: проблематика и поэтика. | ||
35 | 20 | «Ашик-Кериб» как литературная сказка (урок внеклассного чтения 4) | ||
36 | 21 | Н. В. Гоголь. «Вечера на хуторе близ Диканьки». «Заколдованное место». | ||
37 | 22 | «Заколдованное место»: реальность и фантастика в повести. | ||
38 | 23 | «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Майская ночь, или Утопленница», «Ночь перед Рождеством», «Страшная месть» (урок внеклассного чтения 5). | ||
39 | 24 | Н. А. Некрасов. «Есть женщины в русских селеньях…» (отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос») | ||
40 | 25 | «Крестьянские дети». Труд и забавы крестьянских детей. | ||
41 | 26 | «Крестьянские дети». Язык стихотворения. | ||
42 | 27 | И. С. Тургенев. «Муму» как повесть о крепостном праве. | ||
43 | 28 | «Муму» как протест против рабства. | ||
44 | 29 | «Муму»: система образов. | ||
45 | 30 | И. С. Тургенев –мастер портрета и пейзажа (урок развития речи 4). | ||
46 | 31 | А. А. Фет. Лирика. | ||
47 | 32 | Л. Н. Толстой. «Кавказский пленник»: русский офицер в плену у горцев. | ||
48 | 33 | «Кавказский пленник»: Жилин и Костылин. | ||
49 | 34 | «Кавказский пленник» (урок развития речи 5). | ||
50 | 35 | Контрольная работа по творчеству М. Ю. Лермонтова, Н. В. Гоголя, Н. А. Некрасова, И. С. Тургенева, Л. Н. Толстого | ||
51 | 36 | Контрольная работа по творчеству М. Ю. Лермонтова, Н. В. Гоголя, Н. А. Некрасова, И. С. Тургенева, Л. Н. Толстого | ||
52 | 37 | А. П. Чехов. «Хирургия» как юмористический рассказ. | ||
53 | 38 | «Хирургия» (урок развития речи 6) | ||
54 | 39 | Рассказы Чехова (урок внеклассного чтения 6) | ||
55 | 40 | Ф. И. Тютчев. «Зима недаром злится…», «Весенние воды», «Как весел грохот летних бурь…», «Есть в осени первоначальной…» | ||
56 | 41 | А. Н. Майков. «Ласточки»; И. С. Никитин. «Утро», «Зимняя ночь в деревне» (отрывок); И. З. Суриков. «Зима» (отрывок); А. Н. Плещеев. «Весна» (отрывок). | ||
57 | 42 | Русские поэты XIX века о родине, родной природе и о себе (урок развития речи 7) | ||
Из русской литературы XX века (29 часа) | ||||
58 | 1 | И. А. Бунин. «Косцы» | ||
59 | 2 | И. А. Бунин. «Подснежник» (урок внеклассного чтения 7) | ||
60 | 3 | В. Г. Короленко. «В дурном обществе»: судья и его дети. | ||
61 | 4 | «В дурном обществе»: семья Тыбурция. | ||
62 | 5 | «В дурном обществе»: «дурное общество» и «дурные дела». | ||
63 | 6 | «В дурном обществе» (урок развития речи 8) | ||
64 | 7 | С. А. Есенин. «Я покинул родимый дом…», «Низкий дом с голубыми ставнями…». | ||
65 | 8 | П. Бажов. «Медной горы Хозяйка»: образы Степана и Хозяйки Медной горы. | ||
66 | 9 | «Медной горы Хозяйка»: сказ как жанр литературы. | ||
67 | 10 | К. Г. Паустовский. «Тёплый хлеб»: герои сказки и их поступки. | ||
68 | 11 | «Тёплый хлеб»: язык сказки. | ||
69 | 12 | «Заячьи лапы» и другие рассказы (урок внеклассного чтения 8) | ||
70 | 13 | С. Я. Маршак. Сказки для детей (урок внеклассного чтения 9) | ||
71 | 14 | «Двенадцать месяцев»: проблемы и герои. | ||
72 | 15 | «Двенадцать месяцев»: пьеса-сказка и её народная основа. | ||
73 | 16 | «Двенадцать месяцев» (урок развития речи 9) | ||
74 | 17 | А. П. Платонов. «Никита»: человек и природа | ||
75 | 18 | «Никита»: быль и фантастика. | ||
76 | 19 | В. П. Астафьев. «Васюткино озеро»: юный герой в экстремальной ситуации. | ||
77 | 20 | «Васюткино озеро»: становление характера главного героя. | ||
78 | 21 | Подготовка к письменному ответу на один из проблемных вопросов | ||
79 | 22 | Классный письменный ответ на один из проблемных вопросов | ||
80 | 23 | А. Т. Твардовский. «Рассказ танкиста». | ||
81 | 24 | К. М. Симонов. «Майор привёз мальчишку на лафете…». | ||
82 | 25 | И. А. Бунин. «Помню — долгий зимний вечер…»; Дон-Аминадо. «Города и годы» | ||
83 | 26 | Д. Кедрин. «Алёнушка»; А. Прокофьев. «Алёнушка»; Н. Рубцов. «Родная деревня». | ||
84 | 27 | Саша Чёрный. «Кавказский пленник». | ||
85 | 28 | Саша Чёрный. «Игорь-Робинзон». | ||
86 | 29 | Ю. Ч. Ким. Песня «Рыба-кит» как юмористическое произведение. | ||
Из зарубежной литературы (15 часов) | ||||
87 | 1 | Р. Л. Стивенсон. Вересковый мёд»: верность традициям предков. | ||
88 | 2 | Д. Дефо. «Робинзон Крузо»: необычайные приключения героя. | ||
89 | 3 | Д. Дефо. «Робинзон Крузо»: характер героя. | ||
90 | 4 | Д. Дефо. «Робинзон Крузо»: произведение о силе человеческого духа. | ||
91 | 5 | Х.-К. Андерсен. «Снежная королева»: реальность и фантастика. | ||
92 | 6 | Х.-К. Андерсен. «Снежная королева»: сказка о великой силе любви. | ||
93 | 7 | Х.-К. Андерсен. «Снежная королева»: «что есть красота?» | ||
94 | 8 | Х.-К. Андерсен. Сказки (урок внеклассного чтения 10) | ||
95 | 9 | Х.-К. Андерсен. Сказки (урок развития речи 10) | ||
96 | 10 | Х.-К. Андерсен. Сказки (урок развития речи 11) | ||
97 | 11 | М. Твен. «Приключения Тома Сойера»: неповторимый мир детства. | ||
98 | 12 | М. Твен. «Приключения Тома Сойера»: дружба героев. | ||
99 | 13 | «Приключения Тома Сойера» – любимая книга многих поколений читателей (урок развития речи 12) | ||
100 | 14 | Джек Лондон. «Сказание о Кише»: что значит быть взрослым? | ||
101 | 15 | Джек Лондон. «Сказание о Кише»: мастерство писателя. | ||
Уроки контроля и повторения (4 часа) | ||||
102 | 1 | Урок контроля. | ||
103 | 2 | Урок контроля. | ||
104 | 3 | Литературный праздник «Путешествие по стране Литературии» (урок развития речи 13) | ||
105 | 4 | Литературный праздник «Путешествие по стране Литературии» (урок развития речи 14) |
Планируемые образовательные результаты
Ученик научится: | Ученик получит возможность научиться |
|
|
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Материально-техническое обеспечение
- Мультимедийный компьютер
- Мультимедиапроектор
- Экран на штативе или навесной
- Средства телекоммуникации.
Методическое обеспечение курса
- Примерные программы по учебным предметам. Литература. 5-9 классы. – 2-е изд., дораб. – М. : Просвещение, 2011.
- Литература. 5-9 классы. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я. Коровиной. Коровина В.Я, Журавлев В.П., Коровин В.И. – М.: Просвещение, 2014.
- В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. Литература. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2-х частях. - М.: Просвещение, 2014.
- В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. Фонохрестоматия к учебнику «Литература. 5 класс» (1 CD MP3). - М.: Просвещение, 2012.
- В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. «Читаем, думаем, спорим…». Дидактические материалы по литературе. 5 класс. - М.: Просвещение, 2014.
- Р.Г.Ахмадуллина. Литература. Рабочая тетрадь. 5 класс. В 2-х частях. - М.: Просвещение, 2014.
- Н.В.Беляева. Уроки литературы в 5 классе. Поурочные разработки. - М.: Просвещение, 2013.
- Н.В.Беляева. Литература. 5 – 9 классы. Проверочные работы. - М.: Просвещение, 2014.
Художественная литература
1. http://www.rusfolk.chat.ru – Русский фольклор
2. http://www.pogovorka.com. – Пословицы и поговорки
3. http://old-russian.chat.ru – Древнерусская литература
4. http://www.klassika.ru – Библиотека классической русской литературы
5. http://www.ruthenia.ru – Русская поэзия 60-х годов
Справочно-информационные и методические материалы
1. http://www.rol.ru – Электронная версия журнала «Вопросы литературы»
2. http://www.1september.ru – Электронные версии газеты «Литература» (Приложение к «Первому сентября»)
3. http://center.fio.ru – Мастерская «В помощь учителю. Литература»
Информационно-компьютерная поддержка
- Электронная библиотека школьника
- Интернет-ресурсы: Требования к современному уроку в условиях введения ФГОС http://www.gia3.ru/publ/opyt_i_praktika/trebovanija_k_sovremennomu_uroku_v_uslovijakh_vvedenija_fgos/4-1-0-4
- Сайт: Единая коллекция образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru/catalog/teacher/
- http://interneturok.ru/ru - Интернет - урок по всем предметам школьной программы.
- http://lit.1september.ru/urok/ - Я иду на урок литературы.
- http://videouroki.net/view_catfile.php?cat=94 – Видеоуроки по литературе.
- Таблицы демонстрационные к основным теоретико-литературным понятиям
- Портреты поэтов и писателей.
- Электронное приложение к учебнику «Литература. 5 класс»
Дополнительная литература
Для учителя | Для ученика |
Аникин В.П. Теория фольклора. Курс лекций/ В.П. Аникин. – М., 2007. | М.В. Ломоносов.«Лишь только дневной шум умолк...» |
Кусков В.В. История древнерусской литературы. – М., 1977. | М. Горький. «Дети Пармы», из «Сказок об Италии». |
Арзамасцева И.Н. Детская литература. – М., 2005. | |
А.С. Пушкин: Школьный энциклопедический словарь. – М.. 1999. | |
Маранцман В.Г. Изучение творчества А.С. Пушкина в школе. На пути к А.С. Пушкину: пособие для учителя и учащихся: в 2ч. – М., 1999. | |
Николай Шефов. Битвы России: военно-историческая библиотека. – М., - 2002. | Кормилов С.И. Поэзия М.Ю. Лермонтова: в помощь старшеклассникам, преподавателям. –М., 2004. |
Лермонтовская энциклопедия/ АН СССР. Ин-т рус.лит. (Пушкинский дом). – М.. 1981. | |
Артамонов С.Д. История зарубежной литературы 17-18 вв. – М.. 1973. | Брауде Л.Ю. ХансКристиан Андерсен: кн.для учащихся. – М., 1987. |
Ромм А.С. Марк Твен и его книги о детях. – Л., 1958. | Жизнь и творчество Николая Носова: сборник/ сост. С.Е. Миримский. – М.. 1985. |
Коровин В.И. М.Ю. Лермонтов в жизни и творчестве. – М.. 2008. | Зарубежные детские писатели в России: биобиблиографический словарь/ под ред. И.Г. Минераловой. – М.. 2005. |
Журнал «Литература в школе» (изд. «Первое сентября» + электронные версии журнала) | Зарубежная литература для детей и юношества/ Н.П. Банникова, Л.Ю. Брауде и др. – М., 1989. |
Лист внесения изменений и дополнений в рабочую программу
Дата (номер) | Причина коррекции (замена урока, болезнь учителя, праздничный день, отмена занятий по приказу и т.д.) | Форма коррекции (объединение тем, уплотнение учебного материала домашнее изучение, контрольная работа и т. д.) | |
урока, который требует коррекции (пропущенный по причине) | урока, который содержит коррекцию | праздничный день, отмена занятий по приказу и т.д.) | уплотнение учебного материала домашнее изучение, контрольная работа и т. д.) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по литературе 7 класс . Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И.. Литература 7 класс: учебник-хрестоматия: в 2-х частях. М. Просвещение 2010.
Рабочая программа по литературе 7 класс . Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И.. Литература 7 класс: учебник-хрестоматия: в 2-х частях. М. Просвещение 2010....
Рабочая программа по русскому языку 10 класс к учебнику Бабайцевой, Рабочая программа по литературе 11 класс к учебнику под редакцией В.П.Журавлёва
В этом году появились новые требования к оформлению учебных программ по всем предметам. Данные программы составлены в соответсви с новыми требованиями. Они помогут учителям русского языка и литературы...
Рабочая программа по русскому языку 8 класс к учебнику Т. А. Ладыженская и рабочая программа по литературе 8 класс Курдюмова Т.Ф.
Рабочая программа и тематическое планирование 8 класс по русскому языку и литературе...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по литературе шестого класса (с учетом авторской программы по литературе авторов Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Чиндиловой)
Рабочая программа по литературе шестого класса (с учетом авторской программы по литературе авторов Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Чиндиловой)...
Рабочая программа по литературе 7 класс (72 часа). Программа: Литература: 5-9 классы общеобразовательных учреждений / авторы-составители Г.С.Меркин, С.А.Зинин, В.А.Чалмаев. М., «Русское слово», 2013
Предлагаемая рабочая программа по литературе для 7 класса составлена на основе примерной программы по предмету «Литература», утвержденной Министерством образования РФ, программы Лите...
рабочая программа по литературе 11 класс. Рабочая программа составлена на основе авторской программы по литературе под редакцией В.П.Журавлева, Ю.В.Лебедева 10-11 классы (Базовый уровень) Авторы: А.Н.Романова, Н.В.Шуваева. Москва «Просвещение», 2019 год
Рабочая программа по литературе 11 класс ФГОС...