технологическая карта урока литературы 8 класс
методическая разработка по литературе (8 класс) на тему
технологическая карта урока литературы по роману В.А.Каверина "Два капитана" к фрагменту видеоматериала
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prilozhenie_no_1_tehnologicheskaya_karta_uroka.docx | 50.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Предмет, класс | Литература, 8 | ||
Учитель | Верткая Светлана Александровна | ||
Тема урока | В.А.Каверин «Два капитана». Дороги, которые мы выбираем. Урок внеклассного чтения. | ||
Тип урока | Комбинированный | ||
Цель урока | Формирование у подростков устойчивого интереса к чтению. | ||
Задачи урока | обучающие | развивающие | воспитательные |
-организовать деятельность обучающихся по восприятию и осмыслению основных проблем в романе; -помочь в осмыслении сюжета и идеи произведения; способствовать пониманию некоторых аспектов мировоззрения В.А.Каверина; -учить анализировать поступки героев, формировать умение ориентироваться в тексте, отбирать нужный материал для ответа на вопрос; | -способствовать развитию коммуникативно-исследовательских и творческих способностей учащихся | -воспитывать лучшие человеческие качества: верность своему слову, честность в любви и дружбе, мужество в трудных жизненных ситуациях; -через использование групповой, парной формы организации учебной деятельности формировать чувство ответственности за результат командной работы, содействовать сплочению детского коллектива | |
Актуальность использования средств ИКТ | Использование ИКТ позволит активизировать индивидуальные, личностные мотивы в процессе усвоения учебной информации; формировать навыки и умения информационно-поисковой деятельности; создать условия для эффективной реализации современных методов обучения. | ||
Вид используемых на уроке средств ИКТ | Демонстрационные: отрывок из фильма «Два капитана», созданные учащимися презентации | ||
Необходимое аппаратное и программное обеспечение | Скайп, ноутбук, мультимедийный проектор, экран, | ||
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формирование УУД |
Организационный момент. -эмоциональный настрой на урок Друзья мои! Я очень рада Сегодня мы проводим урок в интерактивной форме. | ||
Целеполагание. -читает стихотворение Подумайте только, как много - задает вопросы - создает ситуацию актуализации опыта обучающихся - формирует мотивацию О чем сегодня пойдет разговор? Сегодня на уроке внеклассного чтения мы продолжаем серьезный и важный разговор о таких высоких нравственных понятиях, как честь, долг, человеческое достоинство, патриотизм. «Мы все реже задумываемся о чести, честности, человеческой порядочности… Очевидно, этим словам нужно вернуть их подлинный смысл», - как – то сказал поэт Булат Окуджава. С творчеством какого писателя мы с вами будем знакомиться сегодня на уроке? Познакомиться с биографией писателя и историей создания романа вам помогут ребята из творческой группы | - вспоминают все, что знают по данной теме - формулирует первые гипотезы - определяется в своих мотивах и целях Возможные ответы обучающихся Мы будем говорить о выборе жизненного пути. О том, как выбранная дорога формирует мировоззрение, характер человека. О нравственных понятиях: честность, порядочность, чести Формулируют тему и цель урока «Дороги, которые мы выбираем» Ответ обучающихся: - с В.А.Кавериным демонстрируется презентация обучающихся, выступающих в роли «Библиографа»и «Историка» | Личностные УУД: -мотивация учения. Познавательные УУД: -анализ с целью выделения признаков. Коммуникативные УУД: -инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации. Регулятивные УУД: -постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено обучающимся, и того, что ещё неизвестно. |
II. Стадия осмысления Задачи: - сохранение интереса к теме при непосредственной работе с текстом; - помочь учащимся активно воспринимать материал; - помочь соотнести имеющиеся знания с новыми. Функции: 1.Информационная: получение новых знаний по теме. 2.Систематизационная: классификация полученной информации по категориям знания. 3.Мотивационная: сохранение интереса к изучаемой теме. | ||
2.Подготовка к восприятию Задача этапа: вызвать интерес к учебному материалу. Задача учителя: сформировать у учеников мотивацию к работе по теме урока, выявить уровень литературного кругозора в области обсуждаемых на уроке вопросов. | ||
- предлагает опорный текст по теме; - организует процесс чтения, обсуждения, понимания, дискуссии; - поддерживает мотивацию и цели; - учит работать сообща. - Кто прочитал роман «Два капитана»? - Понравился ли вам роман «Два капитана»? - Назовите главных героев романа. | - включаются в процессы чтения, обсуждения, дискуссии; - участвуют в групповом взаимодействии; - подкрепляют и делают коррекцию своих целей; - слушают, задают вопросы, пишут, выделяют главные моменты в новой информации; - учатся работать сообща. -отвечают на вопросы; -озвучивают свои варианты: - Это роман о настоящей дружбе, любви, о предательстве и честности, о достижении свой цели , чего бы этого не стоило. - Саня Григорьев, Катя Татаринова, Иван Татаринов Вопрос: - Кто они: реальные лица или художественный вымысел? Выступление обучающегося, выступающего в роли «Рассказчика» | Коммуникативные УУД: -контроль, коррекция, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. |
2.Восприятие текста | ||
Задача этапа: учить принимать позицию слушателя, создать условия для эмоционального восприятия поступков героев. Задача учителя: организовать работу учащихся с текстом анализируемого произведения, учитывая их индивидуальные особенности, с целью поиска ответа на главный вопрос урока: «Какие нравственные проблемы поднимает в романе В.А.Каверин»? | ||
Читает начало романа: «Помню просторный грязный двор и низкие домики, обнесенные забором. Двор стоял у реки, и по веснам, когда спадала полая вода, он был усеян щепой и ракушками, а иногда и другими, куда более интересными вещами. Так однажды мы нашли туго набитую письмами сумку». Какую же тайну предстоит разгадать главному герою – Сане Григорьеву? В письме говорилось о капитане Татаринове и о его экспедиции. Расскажите, что вы узнали об этом из романа. - Капитан Татаринов и его экспедиция – это художественный вымысел. Однако он имеет под собой реальную основу. - Какими качествами обладали первооткрыватели Северной Земли? - Таков и герой романа капитан Татаринов. Путь к разгадке тайны капитана Татаринова и его пропавшей экспедиции будет нелегким, с бесчисленными препятствиями и опасностями, страданиями и разочарованиями, обидами и расставаниями. Чей это путь? Сане Григорьеву очень повезло, что на его жизненном пути встретилось много честных, благородных людей. Просмотр заключительного фрагмента видеофильма: «Выступление Александра Григорьева с докладом об экспедиции капитана Татаринова в Географическом обществе». - Я думаю, здесь уместно привести слова академика Д.С.Лихачева: «Если жить только для себя, своими мелкими заботами о собственном благополучии, то от прожитого не останется и следа. Если же жить для других, то другие сберегут то, чему служил, чему отдавал силы». Хочется продолжить: другие сберегут в своих сердцах добрую память и о самих людях. | -слушают чтение учителя -отвечают на вопросы В первом же абзаце завязка: почтовая сумка с размокшими письмами - Из писем Саня Григорьев, маленький немой мальчик, впервые узнал о пропавшей экспедиции Татаринова. Тайну этой экспедиции и предстояло ему раскрыть. Ч 1, гл.1 «Письмо. За голубым раком», стр.8 – 9 -слушают чтение одноклассников; -выполняют задания. - Из романа мы узнали, что Иван Львович Татаринов – капитан шхуны «Святая Мария», который осенью 1912 года отправился в северную экспедицию. Долгое время экспедиция считалась пропавшей, судьба Татаринова была неизвестна. И только волею случая и настойчивости Александра Григорьева стало известно, что Татариновым были сделаны важные географические открытия. Была открыта новая земля, которую он назвал « Землей Марии» и которая впоследствии была открыта Велькицким и названа Северной Землей. Это был смелый, мужественный человек. Смыслом его жизни было служение родине. «Его девизом были слова: «Бороться и искать, найти и не сдаваться». Слушают сообщение обучающегося, выступающего в роли «Географа» Возможный ответ: -Первооткрыватели Северной Земли люди мужественные, целеустремленные, жаждущие новых открытий, пренебрегающие опасностью, преданно служащие своей родине, честные и бескорыстные. Ответ обучающихся: - Это жизненный путь Сани Григорьева Сообщение обучающегося, выступающего в роли «Литературоведа». Презентация. Кластер «Герои романа» Вопросы аудитории. - Кто из них вызывает восхищение, а кто презрение и жалость? Почему? - Какую роль в судьбе Григорьева сыграл каждый из них? - Какие качества характера сформировались у Сани Григорьева на пути преодоления трудностей?(огромная сила воли, твердость характера, высокое чувство долга, упорство, настойчивость, целеустремленность, честность) - Удалось ли главному герою найти пропавшую экспедицию? - Что помогло Сане раскрыть загадку экспедиции Татаринова?( Обучающиеся высказывают свое мнение. - Почему роман называется «Два капитана»? (Два капитана - это два «ведущих по жизни» – капитан Татаринов и капитан Саня Григорьев. – люди ищущие, решительные, отважные. Им хорошо известны такие понятия, как долг, честь, и все поступки они совершают согласно этим качествам) - Можно ли считать, что только случай связал судьбы двух капитанов? Ожидаемые ответы. - Судьба Григорьева тесно связана с судьбой капитана Татаринова, героическая самоотверженная личность исследователя Севера стала для простого мальчика образцом для подражания, летчик-капитан возвращает доброе имя моряку-капитану. Обучающиеся слушают чтение эпилога романа. Чудная картина открывается с этой высокой скалы, у подошвы которой растут, пробиваясь между камней, дикие полярные маки. У берега еще видна открытая зеркальная вода, а там, дальше, полыньи и лиловые, уходящие в таинственную глубину ледяные поля. Здесь необыкновенной кажется прозрачность полярного воздуха. Тишина и простор. Только ястреб иногда пролетит над одинокой могилой. Льды идут мимо нее, сталкиваясь и кружась, – одни медленно, другие быстрее. Вот проплыла голова великана в серебряном сверкающем шлеме: все можно рассмотреть – зеленую косматую бороду, уходящую в море, и приплюснутый нос, и прищуренные глаза под нависшими седыми бровями. Вот приближается ледяной дом, с которого, звеня бесчисленными колокольчиками, скатывается вода; а вот большие праздничные столы, покрытые чистыми скатертями. Идут и идут, без конца и края! Заходящие в Енисейский залив корабли издалека видят эту могилу. Они проходят мимо нее с приспущенными флагами, и траурный салют гремит из пушек, и долгое эхо катится не умолкая. Могила сооружена из белого камня, и он ослепительно сверкает под лучами незаходящего полярного солнца. На высоте человеческого роста высечены следующие слова: «Здесь покоится тело капитана И.Л.Татаринова, совершившего одно из самых отважных путешествий и погибшего на обратном пути с открытой им Северной Земли в июне 1915 года. Бороться и искать, найти и не сдаваться!» «Бороться» (в том числе с собственными слабостями) - первая задача человека. «Искать» - значит иметь перед собой гуманную цель. «Найти» - это сделать мечту реальностью. А если будут новые трудности, то «не сдаваться». | Познавательные УУД: -установление причинно- следственных связей; -построение логической цепи рассуждений; -доказательство; -выдвижение гипотез и их обоснование. Коммуникативные УУД: -инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; -умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Регулятивные УУД: -предвосхищение результата и уровня усвоения. Познавательные УУД: -формулирование проблемы. |
3.Работа над нравственной идеей текста | ||
Задача этапа: использовать речевые средства для передачи своего впечатления, обсудить прочитанное. | ||
Итак, прочитана и закрыта последняя страница романа. А расставаться с его героями не хочется, потому что это люди чести, долга, мужественные и уверенные, целеустремленные и находчивые. Такие люди вызывают у нас чувство восхищения и гордости. Рядом с такими людьми живется уверенно и спокойно. На таких людей хочется равняться. Хочется, чтобы они жили рядом с нами. - Какое впечатление о романе у вас осталось? - Что общего у романа «Два капитана» с нашим временем? - Какие проблемы, затронутые в романе, перекликаются с проблемами нашего времени? А сам писатель говорил, что "это роман о справедливости и о том, что интереснее (так и сказал!) быть честным и смелым, чем трусом и лжецом". И еще он говорил, что это "роман о неизбежности правды". | -составляют синквейны; -отвечают на вопросы.
| Личностные УУД: -оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающих личностный моральный выбор. |
4.Творческая работа над текстом | ||
Задача этапа: формировать представление о нравственных понятиях, отраженных в литературном тексте | ||
- Ребята, мы с вами познакомились с романом«Два капитана». Напишите, пожалуйста, сейчас письмо-обращение к одному из героев романа. Подумайте, о чём бы вы им хотели сказать, что вас взволновало? - Давайте послушаем, что вы написали. - У кого-нибудь возникли вопросы? Может быть, кто-то не согласен или имеет своё мнение по данному вопросу? | Выполняют письменную групповую работу: 1 группа – письмо рассказчику 2 группа – письмо Николаю Антоновичу Татаринову 3 группа – письмо Кате Татариновой Представитель из группы читает письмо-обращение. Обсуждают письма-обращения. | Познавательные УУД: -самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. Коммуникативные УУД: -выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация. Личностные УУД: -оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающих личностный моральный выбор. |
III. Рефлексия Задачи: - помочь учащимся самостоятельно обобщить материал; - помочь самостоятельно определиться в дальнейшей обработке материала. Функции: 1.Коммуникационная: обмен мнениями о новой информации. 2.Мотивационная: побуждение к дальнейшему расширению информационного поля. 3.Оценочная: соотнесение новой информации и имеющихся знаний, выработка собственной позиции, оценка процесса. | ||
Итог | ||
Задача этапа: понимать цель и смысл выполняемых заданий, осуществлять первоначальный контроль своих действий, формировать коммуникативные умения Задача учителя: выяснить представления о том, что было предметом обсуждения на уроке; дать возможность обучающимся поразмышлять над уроком. | ||
- управляет подведением итогов; - ставит новые вопросы и задачи на будущее; - оценивает деятельность обучающихся. - Давайте вспомним все, что мы говорили с вами в начале урока. - Подтвердились ли ваши предположения? - Какие они: два капитана? - Какие же нравственные проблемы поднимает Каверин в своём романе? - Прошло уже 70 лет после написания романа. Что-то изменилось в России с тех пор? - Как вы думаете: почему? - Вольфганг Казак писал о В.А.Каверине: «Каверин один из значительных русских писателей. Романы Каверина отличаются насыщенностью действия, подчас - детективной увлекательностью и искусным построением". Как вы считаете, можно ли отнести эти слова к роману В.А.Каверина «Два капитана»? - Какие выводы вы сделали лично для себя? - Как вы оцените свою работу на уроке? - Я думаю, что вы все поняли суть романа В.А.Каверина «Два капитана». Надеюсь, что сюжет произведения затронул ваши души и оставил в них определенный след, заставил задуматься над проблемами, поднятыми в романе, и пробудил потребность в прочтении. Этого хотел добиться великий русский писатель 20 века – В.А.Каверин. | - суммируют в групповой работе весь изученный материал; - задают вопросы; - делают самооценку своей деятельности; -отвечают на вопросы. Мы говорили о выборе жизненного пути. Да. Люди чести, долга, патриоты своей родины. Да . Захотелось Взаимооценка работы на уроке. | Регулятивные УУД: -выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения. Личностные УУД: -оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающих личностный моральный выбор. |
Домашнее задание | ||
Задача учителя: мотивировать учеников для успешного выполнения домашнего задания; познакомить с его содержанием и провести инструктаж по его выполнению; стимулировать творческую активность детей. | ||
- Время неумолимо движется вперед. Взлетают в небо современные космические корабли, открываются новые звезды, строятся дороги и города. Неизменно главным в жизни остаются такие понятия, как ДОЛГ, ЧЕСТЬ, ДОСТОИНСТВО, ПАТРИОТИЗМ. Не забывайте об этом. В качестве домашнего задания я предлагаю написать сочинение – рассуждение на тему «Всякий ли человек может стать капитаном своей судьбы и так уж это необходимо?» А закончить сегодняшний урок мне бы хотелось прослушиванием песни Б.Окуджавы «Святое воинство» | Записывают задание в дневнике и в тетради. Слушают песню. |
что в образе Татаринова слилось три реальных человека, три капитана, три начальника русских морских экспедиций - Георгий Яковлевич Седов, Георгий Львович Брусилов и Владимир Александрович Русанов. Седов мечтал водрузить на Северном полюсе российский флаг, погиб на земле Франца-Иосифа....Брусилов хотел пройти Северным морским путем, погиб во льдах, Русанов, посвятивший себя делу освоения Арктики...погиб. И потому надгробная надпись на могиле Татаринова: «Здесь покоится тело капитана И. Л. Татаринова, совершившего одно из самых отважных путешествий и погибшего на обратном пути с открытой им Северной Земли в июне 1915 года. Бороться и искать, найти и не сдаваться».
Книга.
2. Увлекательная, познавательная.
3. Помогает, раскрывает и доказывает.
4. Это неиссякаемый источник знаний.
5. Мудрость.
Роман
биографический, любовный, исторический;
повествует, раскрывает, волнует;
Роман читаю каждый день.
Жанр
Жизнь.
Короткая, длинная.
Веселиться, горевать, проживать.
Дана всем, отнята другими.
Сложно.
Один из путешественников, покоритель снегов, льдов Арктики датчанин Ф.Нансен сказал такие слова: «Много заманчивого, нераскрытого, таинственного хранят северные широты». Всегда они влекли к себе людей ищущих, решительных, отважных, о ком и говорит Ф.Нансен. Много имен мы не знаем и никогда не узнаем. В Арктике разворачивались драмы и трагедии. Здесь проявлялись разные черты человеческого характера: романтичность и героизм, величие человеческого духа и слабость, бескорыстие и тщеславие, смелость и трусость. Но что интересно: благодаря усилиям многих поколений полярников наших и зарубежных, мы знаем сегодня природу этого холодного ледяного края не хуже других регионов земного шара.
Что касается открытия Северной Земли. Северная Земля, о которой говорится в романе, была открыта в 1913 году А.И.Вилькицким в период Гидрографической экспедиции на Северный Ледовитый океан, проходившей с 1910 года по 1915 год. Своим рождением эта экспедиция обязана поражению России в русско-японской войне. Необходимо было иметь свой путь проводки кораблей в Великий океан, чтобы не зависеть от Суэцкого и других каналов теплых стран. Власти приняли решение создать экспедицию и тщательно обследовать наименее трудный участок от Берингова пролива до устья Лены, чтобы можно было пройти с востока на запад, от Владивостока до Архангельска или Петербурга. Для этой цели построили два корабля с металлическим корпусом «Таймыр» и «Вайгач». Начальником экспедиции был вначале А.И.Вилькицкий, а затем с 1913 года его сын Б.А.Вилькицкий. Они вели гидрографические изыскания только летом, а на зиму возвращались во Владивосток. В 1913 году 21 августа бы замечен огромный архипелаг, покрытый вечными снегами, севернее мыса Челюскин. Следовательно, от мыса Челюскин севернее не открытый океан. А пролив, позже названный проливом Б. Вилькицкого. Архипелаг первоначально был назван Землей императора Николая 2. Северной Землей он называется с 1926 года.
Это низкие, подлые, трусливые, завистливые люди. Для достижения своих целей они совершают бесчестные поступки. Они не останавливаются ни перед чем. У них нет ни чести, ни совести. Иван Павлович Кораблев называет Николая Антоновича страшным человеком, а Ромашова человеком, у которого нет совсем никакой морали. Эти два человека стоят друг друга. Даже любовь не делает их более симпатичными. В любви оба выступают эгоистами. Добиваясь цели, они ставят свои интересы, свои чувства превыше всего, не считаясь с чувствами и интересами человека, которого они любят, действуя низко и подло. (Николай Антонович и Ромашов)
Гаер Кулий - отчим Сани и его сестры. Это глупый, ленивый и жестокий человек. С назидательно – угрожающим видом он рассказывал детям историю из своего детства, как он пожаловался своему дяде на мать, которая помогала людям, а потом спокойно стоял и смотрел, как дядя избивал ее. Он служил на пристани в конторе, но его выгнали оттуда за какие – то темные дела. Он нигде не работал, « висел» у матери на шее и пытался учить и воспитывать детей. Он требовал, чтобы дети приходили к нему по утрам здороваться и говорить ему: «Доброе утро, папа», просили у него позволения сесть за стол и благодарить его за обед, хотя в семье работала только мама, а обед варила сестра. Потом он поступил в батальон смерти, поддерживающий Временное правительство. Когда же батальон был разбит красными, он бежал из города, спасая свою жизнь
Николай Антонович часто рассказывал о своем брате, которому он оказывал моральную и нравственную помощь, а тот оказался неблагодарным. Несмотря на приятную внешность, Николай Антонович был подлым, низким человеком. Об этом говорят его поступки. Он подговорил Ромашова подслушивать все, что о нем говорят в школе, и доносить ему. Он устроил целый заговор против Ивана Павловича Кораблева, желая выгнать его из школы, потому что ребята его любили и уважали и потому что он просил руки Марьи Васильевны, в которую сам был сильно влюблен и на которой хотел жениться. Именно Николай Антонович повинен в гибели своего брата Татаринова: это он занимался снаряжением экспедиции и сделал все возможное, чтобы она не вернулась назад. Он всячески мешал Григорьеву вести расследование по делу пропавшей экспедиции. Более того, он воспользовался письмами, которые нашел Саня Григорьев, и защитился, стал профессором. Стремясь уйти от наказания и позора в случае разоблачения, он подставил под удар другого человека, фон Вышимирского, когда были собраны все улики, доказывающие его вину. Эти и другие поступки говорят о нем как о человеке низком, подлом, бесчестном, завистливом. Сколько подлости он совершил в своей жизни, сколько ни в чем не повинных людей погубил, скольких людей сделал несчастными. Он достоин только презрения и осуждения.
С Ромашовым Саня познакомился в 4 школе – коммуне, куда его забрал Иван Павлович Кораблев. Их кровати стояли рядом. Мальчишки подружились. Сане не нравилось в Ромашове, что он все время говорит о деньгах, копит их, дает взаймы под проценты. Очень скоро Саня убедился в подлости этого человека. Саня узнал, что по просьбе Николая Антоновича Ромашка подслушивал все, что говорили о заведующем в школе, записывал в отдельную книжку, а потом за определенную плату доносил Николаю Антоновичу. Он рассказал ему и о том, что Саня слышал заговор педсовета против Кораблева и хочет обо всем рассказать своему учителю. В другой раз он грязно насплетничал Николаю Антоновичу про Катю и Саню, за что Катю отправили на каникулы в Энск, а Саню перестали пускать в дом Татариновых. Письмо, которое Катя написала Сане перед своим отъездом, также не дошло до Сани, и это тоже было делом рук Ромашки. Ромашка опустился до того, что рылся в чемодане Сани, желая найти на него какой – нибудь компромат. Чем старше становился Ромашка, тем больше становилась его подлость. Он дошел даже до того, что стал собирать документы на Николая Антоновича, своего любимого учителя и покровителя, доказывающие его вину в гибели экспедиции капитана Татаринова, и готов был продать их Сане в обмен на Катю, в которую был влюблен. Да что продать важные бумаги, он готов был хладнокровно убить товарища детства ради исполнения своих грязных целей. Все поступки этого человека низкие, подлые, бесчестные.
Саню обвиняют в том, что он является виновником смерти матери Кати и жены капитана Татаринова Марьи Васильевны, которой он открывает правду о Николае Антоновиче, ставшем ее мужем. От него отворачивается Катя, упрекает его и Иван Павлович Кораблев. Сане очень тяжело, и он говорит, что ему остается или умереть, или найти экспедицию капитана Татаринова, чтобы доказать свою правоту. И Саня сдержал свое слово: он нашел экспедицию капитана Татаринова.
Трудно представить, как бы сложилась жизнь Сани Григорьева, если бы на его пути не повстречался удивительный человек Иван Иванович Павлов. Однажды морозным зимним вечером в окно домика, где жили двое маленьких детей, кто - то постучал. Когда дети открыли дверь, в комнату ввалился обессилевший обмороженный человек. Это и был доктор Иван Иванович, бежавший из ссылки. Он прожил с детьми несколько дней, показывал детям фокусы, научил их печь картошку на палочках, а самое главное – научил немого мальчика разговаривать. Кто же мог знать тогда, что этих двух людей, маленького немого мальчика и взрослого человека, прятавшегося от всех людей, на всю жизнь свяжет крепкая верная мужская дружба.
Пройдет несколько лет, и они встретятся снова, доктор и мальчик, в Москве, в больнице, и доктор долгие месяцы будет бороться за жизнь мальчика. Новая встреча состоится в Заполярье, где будет работать Саня. Они вместе, полярный летчик Григорьев и доктор Павлов, полетят спасать человека, попадут в страшную пургу, и только благодаря находчивости и мастерству молодого летчика сумеют посадить неисправный самолет и проведут несколько дней в тундре среди ненцев. Вот здесь, в суровых условиях Севера, проявятся истинные качества и Сани Григорьева, и доктора Павлова.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока литературы в 5 классе "Басня как жанр литературы"
Технологическая карта урока литературы по ФГОС с формируемыми УУД...
Технологическая карта урока литературы в 8 классе по теме "Н.В. Гоголь, "Шинель". Образ маленького человека в литературе"
Материал содержит технологическую карту урока литературы по творчеству Н.В. Гоголя, а также презентацию к нему. Урок выполнен в технологии развития критического мышления, получил высокие оценки специа...
технологическая карта урока Литературы "Роль книг в жизни человека. Учебник литературы и работа с ним. Диагностика уровня литературного развития пятиклассников" 5 класс
технологическая карта урока Литературы "Роль книг в жизни человека. Учебник литературы и работа с ним. Диагностика уровня литературного развития пятиклассников" 5 класс...
Технологическая карта урока литературы в 7 классе по теме "Введение. Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы".
Технологическая карта урока литературы в 7 классе (УМК по литературе под редакцией В.Я. Коровиной для 7 класса) Введение. Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема...
Методическая разработка по литературе. Технологическая карта урока литературы в 6 классе.
Технологическая карта урока поможет учителям литературы провести урок по творчеству А.П.Чехова, в основе которого лежит постановка проблемного вопроса. Поисковая деятельность учащихся приводит их к ра...
Технологическая карта урока литературы в 8 классе на тему: Тема страшного и страха в литературе. В. Жуковский «Светлана»
Урок по литературе в 8 классе. Посвящен анализу баллады В.А. Жуковского "Светлана". Разработан в соответствии с требования ФГОС....
Литература Технологическая карта урока литературы в 6 классе “Встреча с ангелом…” (по рассказу Л.Н.Андреева “Ангелочек”).
И в созерцании впервыеДитя познало красоту,Лелея грезы золотыеИ чистой радости мечту....