Технологическая карта урока литературы. 10 класс. Л.Н.Толстой "Война и мир"
методическая разработка по литературе (10 класс) по теме
Технологическая карта урока составлена в соответствии с требованиями ФГОС с использованием АМО ( активных методов обучения)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tekhnologicheskaya_karta_uroka_literatury_po_romanu_l.n.tolstogo.docx | 34.59 КБ |
Предварительный просмотр:
- Технологическая карта урока
Организационная информация | ||||
Предмет | литература | |||
Класс/группа, количество человек | 10 ( 18 учащихся) | |||
Тема | Человек на войне. Взаимоотношения героев романа Толстого «Война и мир». Том 1, часть 2, главы 11-20 | |||
Автор/ы урока/занятия/мероприятия (ФИО) | Марченкова Ирина Михайловна | |||
Должность | Учитель русского языка и литературы | |||
Образовательное учреждение | Муниципальное общеобразовательное учреждение «Гимназия №2» | |||
Республика/край | Тверская область | |||
Город/поселение | Город Торжок | |||
Описание урока/мероприятия/занятия | ||||
Тип урока (мероприятия, занятия) |
| |||
Время реализации урока (мероприятия, занятия) | 45 минут | |||
Цели урока (мероприятия, занятия) (образовательные, развивающие, воспитательные) | Образовательные: 1. На основе анализа текста художественного произведения изучить взаимоотношения героев романа, особенности поведения, речи/ 2. Совершенствовать навык поиска информации в предложенном отрывке художественного текста; 3.Научить оформлять результаты исследования в таблицу. 4.Совершенствовать навык монологической речи. Развивающие: 1. Развивать умение выделить главные особенности характеров героев художественного произведения; 2. Развивать умение составлять план и пользоваться им; 3. Развивать умение сравнивать, обобщать, анализировать; 4. Развивать умение сопоставлять факты и события; 5. Развивать умения правильно обобщить данные и сделать вывод; Воспитательные: Обучение в сотрудничестве, обучение действием - стремиться к воспитанию чувства коллективизма, чувства такта, отзывчивости, умению управлять эмоциями. | |||
Цели урока (мероприятия, занятия) (образовательные, развивающие, воспитательные) | Образовательные: 1. На основе анализа текста художественного произведения изучить взаимоотношения героев романа, особенности поведения, речи/ 2. Совершенствовать навык поиска информации в предложенном отрывке художественного текста; 3.Научить оформлять результаты исследования в таблицу. 4.Совершенствовать навык монологической речи. Развивающие: 1. Развивать умение выделить главные особенности характеров героев художественного произведения; 2. Развивать умение составлять план и пользоваться им; 3. Развивать умение сравнивать, обобщать, анализировать; 4. Развивать умение сопоставлять факты и события; 5. Развивать умения правильно обобщить данные и сделать вывод; Воспитательные: Обучение в сотрудничестве, обучение действием - стремиться к воспитанию чувства коллективизма, чувства такта, отзывчивости, умению управлять эмоциями. | |||
Планируемые результаты Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/ приобретут/закрепят/др. ученики в ходе урока (мероприятия, занятия) | Предметные:
Личностные:
Метапредметные:
| |||
УУД которые актуализируют/приобретут/закрепят обучающиеся в ходе урока/занятия/ мероприятия |
Когнитивный компонент: Ориентация в особенностях социальных отношений и взаимодействий. Ориентация в системе моральных норм и ценностей ( на основе понимания идейного содержания художественного произведения) Ценностный и эмоциональный компоненты: Доброжелательное отношение к окружающим. Позитивная моральная самооценка. Деятельностный компонент: Умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия
Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения. Принимают познавательную цель, сохраняют ее при выполнении учебных действий, регулируют весь процесс их выполнения и четко выполняют требования познавательной задачи
Умеют выбирать смысловые единицы текста и устанавливать отношения между ними. Определяют основную и второстепенную информацию. | |||
Создание учебной ситуации, а не урока готовых знаний – важнейшая задача учителя по требованию ФГОС
| ||||
Аналитическая информация. | ||||
Почему именно технология АМО позволяет достичь поставленных целей и задач урока? | Активное обучение, хорошая запоминаемость, интенсивное взаимодействие с материалом, коррекция общения – это ведущие достоинства использования АМО. На первой фазе урока предложенной модели предполагает АМО «Ключевые слова». Метод позволяет
На второй фазе урока во время исследования АМО «Жужжащие группы» позволяет выполнить большой объем задания. Кроме того, все учащиеся включены в работу. На третьей фазе урока АМО «Я и МЫ» формирует чувство ответственности за коллектив, понимание степени участия в общем деле. АМО «Литературное кафе» снимает напряжение | |||
Какие новые и дополнительные образовательные эффекты планируется достичь/были достигнуты (в случае апробации урока) за счет использования технологии АМО? |
| |||
Как учитывались психолого-педагогические особенности классного коллектива/группы при отборе методов и содержания урока/мероприятия | Уроки предложенной модели успешно проводятся в сплоченных коллективах, где легко формируются группы. Не возникает конфликтов при смене участников в группе. При изучении большого художественного произведения ( как в нашем случае) учитель должен быть уверен, что предложенные для работы главы были предварительно прочитаны дома. Следовательно, это должен быть класс с высокой исполнительной дисциплиной. | |||
Дополнительная информация | ||||
Ресурсы, оборудование и материалы | Расставить парты в классе для работы в группах. Заранее сообщить учащимся необходимое количество групп для реализации учебной задачи. Тетради для записей, ручки. | |||
Список учебной и дополнительной литературы | Текст романа Л.Н.Толстого «Война и мир» | |||
Дидактическое обеспечение урока (мероприятия, занятия) | Каждая группа получает подготовленное учителем задание с таблицей, которая заполняется в ходе работы в группе. В конце урока группы обсуждают варианты проведения следующего урока с использованием вариантов, распечатанных заранее. | |||
Ссылки на использованные интернет-ресурсы |
| |||
Подробный конспект урока | ||||
Фаза урока/занятия/ мероприятия | Этап урока | Время, продолжительность этапа | Подробное описание АМО по установленной схеме[1]: - Название метода - Цели и задачи метода - Необходимые материалы (канцелярские товары и др.), которые понадобятся для успешного проведения метода - Предварительная подготовка (если требуется) - Технология проведения, включая объяснение задания обучающимся - Примечание (что важно знать или учитывать педагогу при использовании данного метода) - Варианты проведения метода - Происхождение метода (авторский, заимствованный, адаптированный) | Инструкции учителя обучающимся для реализации или в ходе проведения АМО. |
Фаза 1 «Начало образовательного мероприятия» | вхождение или погружение в тему (целеполагание), | 5 минут | Название метода «Ключевые слова» Цели и задачи метода: сориентировать обучающихся в теме, представить им основные направления движения для дальнейшей самостоятельной работы с новым материалом. Необходимые материалы: Задания для каждой группы учитель готовит предварительно и распечатывает. В задании указано: 1.какой объем текста следует анализировать; какого героя романа анализировать; на какие вопросы ответить; количество вопросов соответствует количеству участников в группе; дана таблица для заполнения результатов 2.как провести анализ выполненной работы 3 как спланировать форму проведения следующего урока Технология проведения: Учитель предлагает изучить карты-задания ( 1 минута) Прочитать ключевые слова урока и сформулировать тему занятия ( 1 минута).Распределить задания в группах и начать исследовательскую работу по тексту (2 минуты)Сообщение учителем критериев оценки ( 1 минута) Примечание. Педагог должен убедиться перед уроком, что текст, заданный на дом, прочитан, иначе учащиеся не справятся с заданием. Происхождение метода: Возможно, используется многими словесниками. http://www.moi-universitet.ru/ | 1. Учитель поясняет критерии оценки за урок: а) первичную оценку даёт после обсуждения представитель группы б) окончательную оценку получает каждый по результатам выступлений в) результаты заполнения таблицы обсуждаются на следующем уроке 2. Подготовка к выступлению, обсуждение в группе, первичное заполнение таблицы |
Фаза 2 «Работа над темой» | проработка содержания темы | 25 минут | Название метода: «Жужжащие группы» Этот метод заключается в разделении большой группы на несколько малых для работы над определенной проблемой или вопросом. Обсуждения в этих малых группах создают в аудитории звук, напоминающий жужжание роя пчел, отсюда и название этой техники. Цели и задачи метода: развитие коммуникативных способностей в малых группах, коллективное решение поставленных задач с обязательным участием каждого в группе Необходимые материалы: тексты художественного произведения у каждого участника; карты с заданиями Технология проведения: учащиеся обсуждают полученные вопросы. Распределяют отвечающих, самостоятельно и с помощью товарищей готовят выступление. Пользуясь текстом. При необходимости обращаются к учителю за советом
| Учитель поддерживает учащихся, дает по ходу работы советы по выбору нужных цитат, акцентирует внимание на важных эпизодах. |
5 минут | Название метода: «Последний кадр»
Цели и задачи метода: показать промежуточные и итоговые результаты Поиск оригинальных форм отражения результатов работы команды, реализация в этом процессе всех своих способностей, свободное самовыражение Необходимые материалы: заполненные учащимися таблицы. Технология проведения На доске учитель заранее (пока ребята работают самостоятельно) готовит примерные формулировки: Такой характер вызывает уважение Такой характер заслуживает снисхождения Это характер мужественного человека От эгоизма один шаг до трусости и предательства Это противоречивый характер Представители группы выходят к доске и, делая выбор, записывают имя героя романа, который, по их мнению, соответствует типу изученного на уроке характера. Происхождение метода («Технологии интерактивного обучения, глава 5 Визуализация). http://www.moi-universitet.ru/ | Учитель предлагает продемонстрировать итоги работы на доске. - Вы проанализировали поступки героев романа. опираясь на ключевые слова урока: слава. страх, характер, отношение к людям. Дайте оценку персонажам. | ||
Фаза 3 «Завершение образовательного мероприятия» | рефлексия, анализ и оценка урока | 5 минут | Метод «Я и мы» Цель: подвести итоги работы участников группы, дать оценку, с которой учитель или соглашается или корректирует её. Численность: один представитель от каждой группы. Проведение: В карте-задании во II пункте предложено выбрать участника группы, который будет подводить итоги. Выбор ученика проходит в процессе работы, по окончании или в самом начале, если в группе определяется лидер. Учащийся встает и, пользуясь данными предложениями, даёт оценку работу. В случае несогласия, учитель корректирует его оценку и выставляет отметки (всей группе или, что предпочтительнее, индивидуально) Происхождение метода: («Активные методы обучения, лекция 3» http://www.moi-universitet.ru/ | Учитель предлагает завершить занятие и подвести итоги по методу «Я и МЫ» |
5 минут | Метод «Литературное кафе» Цель: Выяснить получить обратную связь от учеников от прошедшего урока. Численность: все ученики Материал: распечатанное для каждой группы условное «литературное меню» следующего урока. Проведение: Учитель предлагает ученикам прочитать «меню» следующего урока и сделать письменно или устно «заказ». Примерные предложения:
Участники каждой группы могут высказаться вслух, могут отметить значком в «меню» свой выбор. Происхождение метода: («Технологии интерактивного обучения, глава 3 Процессы модерации. Интеракция В главе обозначен как метод взаимодействия ученик – малая группа. http://www.moi-universitet.ru/) | Учитель сообщает, что модель следующего занятия может быть предложена учащимися. ( Опыт подсказывает, что проведение только групповых занятий по литературе нецелесообразно и не будет соответствовать требованиям ФГОС о разнообразии и динамичности уроков) Литературно «меню» учащиеся читают в группе, обычно это делает один ученик. Обсуждение мнений происходит быстро и решение принимается большинством голосов. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока литературы в 5 классе "Басня как жанр литературы"
Технологическая карта урока литературы по ФГОС с формируемыми УУД...
Технологическая карта урока литературы в 8 классе по теме "Н.В. Гоголь, "Шинель". Образ маленького человека в литературе"
Материал содержит технологическую карту урока литературы по творчеству Н.В. Гоголя, а также презентацию к нему. Урок выполнен в технологии развития критического мышления, получил высокие оценки специа...
технологическая карта урока Литературы "Роль книг в жизни человека. Учебник литературы и работа с ним. Диагностика уровня литературного развития пятиклассников" 5 класс
технологическая карта урока Литературы "Роль книг в жизни человека. Учебник литературы и работа с ним. Диагностика уровня литературного развития пятиклассников" 5 класс...
Технологическая карта урока литературы в 7 классе по теме "Введение. Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы".
Технологическая карта урока литературы в 7 классе (УМК по литературе под редакцией В.Я. Коровиной для 7 класса) Введение. Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема...
Методическая разработка по литературе. Технологическая карта урока литературы в 6 классе.
Технологическая карта урока поможет учителям литературы провести урок по творчеству А.П.Чехова, в основе которого лежит постановка проблемного вопроса. Поисковая деятельность учащихся приводит их к ра...
Технологическая карта урока литературы в 8 классе на тему: Тема страшного и страха в литературе. В. Жуковский «Светлана»
Урок по литературе в 8 классе. Посвящен анализу баллады В.А. Жуковского "Светлана". Разработан в соответствии с требования ФГОС....
Литература Технологическая карта урока литературы в 6 классе “Встреча с ангелом…” (по рассказу Л.Н.Андреева “Ангелочек”).
И в созерцании впервыеДитя познало красоту,Лелея грезы золотыеИ чистой радости мечту....