Технологическая карта урока литературы. 10 класс. Л.Н.Толстой "Война и мир"
методическая разработка по литературе (10 класс) по теме

Марченкова Ирина Михайловна

Технологическая карта урока составлена в соответствии с требованиями ФГОС с использованием АМО ( активных методов обучения)

Скачать:


Предварительный просмотр:

  1. Технологическая карта урока

Организационная информация

Предмет

литература

Класс/группа, количество человек

10 ( 18  учащихся)

Тема

Человек на войне. Взаимоотношения героев романа Толстого «Война и мир». Том 1, часть 2, главы 11-20

Автор/ы урока/занятия/мероприятия (ФИО)

Марченкова Ирина Михайловна

Должность

Учитель русского языка и литературы

Образовательное учреждение

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Гимназия №2»

Республика/край

Тверская область

Город/поселение

Город Торжок

Описание урока/мероприятия/занятия

Тип урока (мероприятия, занятия)

  • Урок - исследование (применение метапредметных и предметных знаний) Анализ прозаического текста

Время реализации урока (мероприятия, занятия)

45 минут

Цели урока (мероприятия, занятия) (образовательные, развивающие, воспитательные)

Образовательные: 

1. На основе анализа текста художественного произведения изучить взаимоотношения героев романа, особенности поведения, речи/

2. Совершенствовать навык поиска информации в предложенном отрывке художественного текста;

3.Научить оформлять результаты исследования в таблицу.

4.Совершенствовать навык монологической речи.

Развивающие: 

1. Развивать умение выделить главные особенности характеров героев художественного произведения;

2. Развивать  умение составлять план и пользоваться им;

3.  Развивать  умение сравнивать, обобщать, анализировать;

4. Развивать умение сопоставлять факты и события;
 

5. Развивать умения правильно обобщить данные и сделать вывод;

Воспитательные: 

Обучение в сотрудничестве, обучение действием - стремиться к воспитанию чувства коллективизма,  чувства такта, отзывчивости, умению  управлять эмоциями.

Цели урока (мероприятия, занятия) (образовательные, развивающие, воспитательные)

Образовательные:

1. На основе анализа текста художественного произведения изучить взаимоотношения героев романа, особенности поведения, речи/

2. Совершенствовать навык поиска информации в предложенном отрывке художественного текста;

3.Научить оформлять результаты исследования в таблицу.

4.Совершенствовать навык монологической речи.

Развивающие:

1. Развивать умение выделить главные особенности характеров героев художественного произведения;

2. Развивать  умение составлять план и пользоваться им;

3.  Развивать  умение сравнивать, обобщать, анализировать;

4. Развивать умение сопоставлять факты и события;
 

5. Развивать умения правильно обобщить данные и сделать вывод;

Воспитательные:

Обучение в сотрудничестве, обучение действием - стремиться к воспитанию чувства коллективизма,  чувства такта, отзывчивости, умению  управлять эмоциями.

Планируемые результаты

Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/ приобретут/закрепят/др. ученики в ходе урока (мероприятия, занятия)

Предметные:

  • Знать содержание 2 части романа Л.Н.Толстого
  • Уметь анализировать характеры героев, поступки, особенности речи, противоречивость характеров, взаимоотношения с другими персонажами

Личностные:

  • Реализовать возможность монологического выступления;
  • Закрепить навык работы в группе на основе принципов взаимоуважения, поддержки;
  • Формирование навыка добиваться результата при ограниченном времени

Метапредметные:

  • умение понимать проблему, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных высказываниях, формулировать выводы;
  • самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее;
  • работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать для доказательства собственной позиции.

УУД

которые актуализируют/приобретут/закрепят обучающиеся в ходе урока/занятия/ мероприятия

  • Личностные УУД:  

Когнитивный компонент:

Ориентация в особенностях социальных отношений и взаимодействий. Ориентация в системе моральных норм и ценностей ( на основе понимания идейного содержания художественного произведения)

Ценностный и эмоциональный компоненты:

 Доброжелательное отношение к окружающим. Позитивная моральная самооценка.

Деятельностный компонент:

Умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия

  •  Регулятивные УУД:

Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения. Принимают познавательную цель, сохраняют ее при выполнении учебных действий, регулируют весь процесс их выполнения и четко выполняют требования познавательной задачи

  •  Коммуникативные УУД:
  • Общаются и взаимодействуют с партнерами по совместной деятельности или обмену информацией. Учатся организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. Работают в группе/
  • Познавательные УУД:

Умеют выбирать смысловые единицы текста и устанавливать отношения между ними. Определяют основную и второстепенную информацию.

  1. Данный урок изучения части большого художественного произведения представляет собой учебную ситуацию. С помощью учителя, который продумал модель исследования, учащиеся самостоятельно совершают разнообразные учебные действия:
  • Просматривают прочитанный дома текст
  • Выбирают информацию, необходимую для ответа на поставленный учителем вопрос
  • Обсуждают отдельные положения выступления в группе
  • Готовят монологическое выступление
  • Помогают тем учащимся, которые испытывают затруднения
  • Совместно записывают результаты исследования в таблицу

Создание учебной ситуации, а не урока готовых знаний – важнейшая задача учителя по требованию ФГОС

  1. На каждом уроке учащиеся должны приобретать не только личностные навыки, но и коммуникативные компетенции. Данный урок предусматривает работу в группе. Это концентрирует знания в маленьком интеллектуальном пространстве, развивает очень важное в современном обществе качество толерантности. Такой урок не исключает приобретения устойчивых познавательных навыков: знания, полученные самостоятельным исследованием текста, прочнее знаний, продиктованных учителем.
  2. Важное условие реализации ФГОС – разнообразие уроков, их динамичность. Анализ текста большого произведения по предложенной модели обеспечивает приоритет деятельности ученика над деятельностью учителя (безусловно, это не исключает серьезной подготовки преподавателя к уроку). Работу в группах учитель корректирует короткими рекомендациями: на что обратить внимание в тексте, какой отрывок использовать для цитирования во время устного выступления.
  3. Деятельностный подход – обязательное условие реализации ФГОС. На уроках с использованием активных методов обучения каждый учащийся не пассивно воспринимает материал, а осваивает его на основе универсальных способов: исследования, систематизации материала, выбора важнейшей информации, сжатия текста для короткого выступления.
  4. Современный урок должен предполагать не набор упражнений, а продуктивные задания которые и учат, и воспитывают. На уроке литературы предложенного типа важнейшим становится собственное действие ученика, превращая его из объекта знаний в самостоятельную личность. Безусловно, это содействует реализации ФГОС.

Аналитическая  информация.

Почему именно технология АМО позволяет достичь поставленных целей и задач урока?

Активное обучение, хорошая запоминаемость, интенсивное взаимодействие с материалом, коррекция общения – это ведущие достоинства использования АМО.

На первой фазе урока предложенной  модели предполагает АМО «Ключевые слова». Метод позволяет

  • сразу концентрировать внимание учащихся;
  • как правило, читая слова, учащиеся уже формулируют задачи урока самостоятельно;
  • метод позволяет четко определить объем работы, необходимой для выполнения и получения высокой оценки/отметки

На второй фазе урока во время исследования АМО «Жужжащие группы» позволяет выполнить большой объем задания. Кроме того, все учащиеся включены в работу.

На третьей фазе урока АМО «Я и МЫ» формирует чувство ответственности за коллектив, понимание степени участия в общем деле. АМО «Литературное кафе» снимает напряжение

Какие новые и дополнительные образовательные эффекты планируется достичь/были достигнуты (в случае апробации урока) за счет использования технологии АМО?

  1. Увеличение интереса к предмету за счет использования новых методов. Срабатывает положительно эффект неожиданности.
  2. АМО дают четкий алгоритм выполнения заданий – в результате учащиеся  оказываются в ситуации успеха ( каждый выступает, как правило, успешно, потому что ему помогли товарищи в группе)Личностная результативность на таких уроках значительно повышается.
  3. Формируется умение хорошо выполнить задание в короткий ( или точно обозначенный) срок

Как учитывались психолого-педагогические особенности классного коллектива/группы при отборе методов и содержания урока/мероприятия

Уроки предложенной модели успешно проводятся в сплоченных коллективах, где легко формируются группы. Не возникает конфликтов при смене участников в группе. При изучении большого художественного произведения ( как в нашем случае) учитель должен быть уверен, что предложенные для работы главы были предварительно прочитаны дома. Следовательно, это должен быть класс с высокой исполнительной дисциплиной.

Дополнительная информация

Ресурсы, оборудование и материалы

Расставить парты в классе для работы в группах. Заранее сообщить учащимся необходимое количество групп для реализации учебной задачи.

Тетради для записей, ручки.

Список учебной и дополнительной литературы

Текст романа Л.Н.Толстого «Война и мир»

Дидактическое обеспечение урока (мероприятия, занятия)

Каждая группа получает подготовленное учителем задание с таблицей, которая заполняется в ходе работы в группе.

В конце урока группы обсуждают варианты проведения следующего урока с использованием вариантов, распечатанных заранее.

Ссылки на использованные интернет-ресурсы

  1. Принципы и положения для работы с технологическими картами http://www.prosv.ru/umk/perspektiva/info.aspx?ob_no=20077
  2. Лаврентьев, В.В. Типы, формы и структурные элементы современного урока в адаптивной школе (в условиях внешней дифференциации учебно-воспитательного процесса)В.В.Лаврентьев // Завуч для администрации школ. – 2005. – № 1.
  3. http://www.moi-universitet.ru/

                                                                Подробный конспект урока

Фаза урока/занятия/

мероприятия

Этап урока

Время, продолжительность

этапа

Подробное описание АМО по установленной схеме[1]:

- Название метода

- Цели и задачи метода

- Необходимые материалы (канцелярские товары и др.),  которые понадобятся для успешного проведения метода

- Предварительная подготовка (если требуется)

- Технология проведения, включая объяснение задания обучающимся

- Примечание (что важно знать или учитывать педагогу при использовании данного метода)

-  Варианты проведения метода

  -  Происхождение метода (авторский, заимствованный, адаптированный)

Инструкции учителя  обучающимся для реализации или в ходе проведения АМО.

Фаза 1 «Начало образовательного мероприятия»

вхождение или погружение в тему (целеполагание),

5 минут

Название метода «Ключевые слова»

Цели и задачи метода: сориентировать обучающихся в теме, представить им основные направления движения для дальнейшей самостоятельной работы с новым материалом.

Необходимые материалы: Задания для каждой группы учитель готовит предварительно и распечатывает. В задании указано:

 1.какой объем текста следует анализировать;

какого героя романа анализировать;

на какие вопросы ответить;

количество вопросов соответствует количеству участников в группе;

дана  таблица для заполнения результатов

2.как провести анализ выполненной работы

3 как спланировать форму проведения следующего урока

Технология проведения: Учитель предлагает изучить карты-задания ( 1 минута) Прочитать ключевые слова урока и сформулировать тему занятия ( 1 минута).Распределить задания в группах и начать исследовательскую работу по тексту (2 минуты)Сообщение учителем критериев оценки ( 1 минута)

Примечание. Педагог должен убедиться перед уроком, что текст, заданный на дом, прочитан, иначе учащиеся не справятся с заданием.

Происхождение метода: Возможно, используется многими словесниками. http://www.moi-universitet.ru/

1. Учитель поясняет критерии оценки за урок:

а) первичную оценку даёт после обсуждения представитель группы

б) окончательную оценку получает каждый по результатам выступлений

в) результаты заполнения таблицы обсуждаются на следующем уроке

2. Подготовка к выступлению, обсуждение в группе, первичное заполнение таблицы

Фаза 2 «Работа над темой»

проработка содержания темы

25 минут

Название метода:  «Жужжащие группы» Этот метод заключается в разделении большой группы на несколько малых для работы над определенной проблемой или вопросом. Обсуждения в этих малых группах создают в аудитории звук, напоминающий жужжание роя пчел, отсюда и название этой техники.

Цели и задачи метода: развитие коммуникативных способностей в малых группах, коллективное решение поставленных задач с обязательным участием каждого в группе

Необходимые материалы: тексты художественного произведения у каждого участника; карты с заданиями

Технология проведения: учащиеся обсуждают полученные вопросы. Распределяют отвечающих, самостоятельно и с помощью товарищей готовят выступление. Пользуясь текстом. При необходимости обращаются к учителю за советом

  1. Происхождение метода: Методы обучения svgimnazia1.grodno.by/sinica/pril/p...

 Учитель поддерживает учащихся, дает по ходу работы советы по выбору нужных цитат, акцентирует внимание на важных эпизодах.

5 минут

Название метода: «Последний кадр»

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                           

Цели и задачи метода: показать промежуточные и итоговые результаты Поиск оригинальных форм отражения результатов работы команды, реализация в этом процессе всех своих способностей, свободное самовыражение

Необходимые материалы: заполненные учащимися таблицы.

Технология проведения

На доске учитель заранее (пока ребята работают самостоятельно) готовит примерные формулировки:

Такой характер вызывает уважение

Такой характер заслуживает снисхождения

Это характер мужественного человека

От эгоизма один шаг до трусости и предательства

Это противоречивый характер

Представители группы выходят к доске и, делая выбор, записывают имя героя романа, который, по их мнению, соответствует типу изученного на уроке характера.

Происхождение метода («Технологии интерактивного  обучения, глава 5 Визуализация). http://www.moi-universitet.ru/

Учитель предлагает продемонстрировать итоги работы на доске.

- Вы проанализировали поступки героев романа. опираясь на ключевые слова урока: слава. страх, характер, отношение к людям. Дайте оценку персонажам.

Фаза 3 «Завершение образовательного мероприятия»

рефлексия, анализ и оценка урока

5 минут

Метод «Я и мы»

Цель: подвести итоги работы участников группы, дать оценку, с которой учитель или соглашается или корректирует её.

Численность: один представитель от каждой группы.

Проведение: В карте-задании во II  пункте предложено выбрать участника группы, который будет подводить итоги. Выбор ученика проходит в процессе работы, по окончании или в самом начале, если в группе определяется лидер. Учащийся встает и, пользуясь данными предложениями, даёт оценку работу. В случае несогласия, учитель корректирует его оценку и выставляет отметки (всей группе или, что предпочтительнее, индивидуально)

Происхождение метода: («Активные методы обучения, лекция 3» http://www.moi-universitet.ru/

Учитель предлагает завершить занятие и подвести итоги по методу «Я и МЫ»

5 минут

Метод «Литературное кафе»  

Цель: Выяснить получить обратную связь от учеников от прошедшего урока.

Численность: все ученики

Материал: распечатанное для каждой группы условное «литературное меню» следующего урока.

Проведение:

Учитель предлагает ученикам прочитать «меню» следующего урока и сделать письменно или устно «заказ». Примерные предложения:

  1. Письменный ответ на вопрос по прочитанному тексту
  2. Тест в начале урока
  3. Пересказ эпизодов
  4. Работа в группах по предложенным вопросам
  5. Инсценирование
  6. Ролевое чтение.

Участники каждой группы могут высказаться вслух, могут отметить значком в «меню» свой выбор.
Учитель должен предусмотреть разные варианты ответов, потому что от этого будет зависеть домашнее задание для учащихся и разработка определенной модели следующего урока

Происхождение метода: («Технологии интерактивного  обучения, глава 3 Процессы модерации. Интеракция В главе обозначен как метод взаимодействия ученик – малая группа. http://www.moi-universitet.ru/)

Учитель сообщает, что модель следующего занятия может быть предложена учащимися. ( Опыт подсказывает, что проведение только групповых занятий по литературе нецелесообразно и не будет соответствовать требованиям ФГОС о разнообразии и динамичности уроков)

Литературно «меню» учащиеся читают в группе, обычно это делает один ученик.

Обсуждение мнений происходит быстро и решение принимается большинством голосов.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока литературы в 5 классе "Басня как жанр литературы"

Технологическая карта урока литературы по ФГОС с формируемыми УУД...

Технологическая карта урока литературы в 8 классе по теме "Н.В. Гоголь, "Шинель". Образ маленького человека в литературе"

Материал содержит технологическую карту урока литературы по творчеству Н.В. Гоголя, а также презентацию к нему. Урок выполнен в технологии развития критического мышления, получил высокие оценки специа...

технологическая карта урока Литературы "Роль книг в жизни человека. Учебник литературы и работа с ним. Диагностика уровня литературного развития пятиклассников" 5 класс

технологическая карта урока Литературы "Роль книг в жизни человека. Учебник литературы и работа с ним. Диагностика уровня литературного развития пятиклассников" 5 класс...

Технологическая карта урока литературы в 7 классе по теме "Введение. Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы".

Технологическая карта урока литературы в 7 классе (УМК по литературе под редакцией В.Я. Коровиной для 7 класса) Введение. Изображение человека как важнейшая идейно-нрав­ственная проблема...

Методическая разработка по литературе. Технологическая карта урока литературы в 6 классе.

Технологическая карта урока поможет учителям литературы провести урок по творчеству А.П.Чехова, в основе которого лежит постановка проблемного вопроса. Поисковая деятельность учащихся приводит их к ра...

Технологическая карта урока литературы в 8 классе на тему: Тема страшного и страха в литературе. В. Жуковский «Светлана»

Урок по литературе в 8 классе. Посвящен анализу баллады В.А. Жуковского "Светлана". Разработан в соответствии с требования ФГОС....

Литература Технологическая карта урока литературы в 6 классе “Встреча с ангелом…” (по рассказу Л.Н.Андреева “Ангелочек”).

И в созерцании впервыеДитя познало красоту,Лелея грезы золотыеИ чистой радости мечту....