«Защита чести, независимости личности в романе А.С. Пушкина «Дубровский» (главы 5-10)».
план-конспект урока по литературе (6 класс)
Цель урока: Продолжить изучение романа А.С. Пушкина «Дубровский». Выявить, по какой причине Дубровский стал разбойником.
Задачи урока:
- Проанализировать образ учителя в романе.
- Понять, какое впечатление произвел Владимир Дубровский на Машу.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zashchita_chesti_nezavisimosti_lichnosti_v_romane_a.s._pushkina.docx | 28.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по литературе.
Выполнил: учитель русского языка и литературы Слуницына Н.В.
Тема урока: «Защита чести, независимости личности в романе А.С. Пушкина
«Дубровский» (главы 5-10)».
Цель урока: Продолжить изучение романа А.С. Пушкина «Дубровский». Выявить, по какой причине Дубровский стал разбойником.
Задачи урока:
- Проанализировать образ учителя в романе.
- Выявить, какое впечатление произвел Владимир Дубровский на Машу.
Составные элементы анализа: образ, мотив.
Организация урока: слово учителя, аналитическая беседа, выразительное чтение отрывков из произведения.
Оборудование урока: учебник, художественный текст.
План урока:
- Орган. момент
- Вступительное занятие
- Проверка домашнего задания
- Аналитическая беседа
- Подведение итогов занятия
- Домашнее задание
Орг. момент.
Здравствуйте, ребята, садитесь. Сегодня мы с вами продолжим изучать роман А. С. Пушкина «Дубровкий».
Вступительное занятие.
Мы с вами уже говорили об истории создания романа, что в нем отражены факты реальной жизни, художественно переосмысленные А. С. Пушкиным. Действие романа происходит в 1820 –е годы.
Проверка домашнего задания.
Ребята, давайте вспомним некоторые моменты, на которых мы с вами остановились на предыдущем уроке.
В 6 главе Владимир Дубровский пришел к решению сжечь свой дом. Почему он на это решается, что стало поводом?
(Владимир Дубровский пришел к решению сжечь «печальный дом» после того, как он по-новому увидел портрет матери, прочитал ее письма к отцу, где она рассказывала о маленьком сыне, и услышал голоса подьячих, которые требовали то одного, то другого, своим присутствием и поведением оскверняя светлую память об отце и матери Дубровского).
- Давайте найдем цитату подтверждающую это.
(«…глаза его неподвижно остановились на портрете его матери. Живописец представил ее облокоченную на перила, в белом утреннем платье с алой розою в волосах. "И портрет этот достанется врагу моего семейства, - подумал Владимир, - он заброшен будет в кладовую вместе с изломанными стульями, или повешен в передней, предметом насмешек и замечаний его псарей - а в ее спальней, в комнате... где умер отец, поселится его приказчик, или поместится его гарем. Нет! нет! пускай же и ему не достанется печальный дом, из которого он выгоняет меня".)
- Какие обстоятельства заставили Дубровского стать разбойником?
(Им двигало чувство мести, желание отомстить за несправедливость и жестокость, т.к. он лишился всего: дома, положения в обществе, состояния.)
— Что побудило крестьян присоединиться к Дубровскому?
(Крестьяне присоединились к Дубровскому, потому что возмутились тем, что ими собираются командовать и распоряжаться не природные дворяне (чье право владеть землей и людьми они считали незыблемым), а подьячие, люди неблагородного происхождения. Архип-кузнец говорит: «...слыхано ли дело, подьячие задумали нами владеть, подьячие гонят наших господ с барского двора...» Оскорбление, нанесенное своему господину, крестьяне воспринимали как собственное оскорбление).
- 7 глава начинается с того, что рассказывается о том, что весть о пожаре разнеслась по всей округе. И ходили разные слухи о том, из-за чего он мог произойти. О чем еще говорили люди?
(Они говорили о появлении разбойников)
- Да, совершенно верно. А как они характеризовали предводителя разбойников, давали ли они ему какую-нибудь характеристику?
(«Начальник шайки славился умом, отважностью и каким-то великодушием»).
- Все ли помещичьи дома они грабили? (Нет, они не трогали Дом Троекурова)
- А что об этом говорил Троекуров? (Он считал, что разбойники боятся его.)
- Да, в этой главе еще раз подчеркивается, что Троекуров высокомерный помещик.
Аналитическая беседа.
- А теперь, ребята, перейдем к 8 главе. С чего начинается 8 глава?
( С рассказа о Марии Кирилловне, об отношениях Троекурова и его дочери, а также, что для Саши (своего внебрачного сына) Троекуров выписывает из Москвы учителя-француза, мсье Дефоржа)
-Понравился ли Троекурову учитель? Давайте найдем цитату об этом
(«Сей учитель понравился Кирилу Петровичу своей приятной наружностию и простым обращением. Он представил Кирилу Петровичу свои аттестаты и письмо от одного из родственников Троекурова, у которого 4 года жил он гувернером. Кирила Петрович все это пересмотрел и был недоволен одною молодостью своего француза…»)
-Почему Маша не обратила внимания на молодого учителя?
(Маша не обратила внимания на молодого учителя, потому что была обременена аристократическими предрассудками)
- Верно, найдем цитату об этом.
(«Маша не обратила никакого внимания на молодого француза, воспитанная в аристократических предрассудках, учитель был для нее род слуги или мастерового, а слуга иль мастеровой не казался ей мужчиною».)
- А обратил ли Дефорж внимание на молодую и красивую Марию? (Да)
- Давайте найдем цитату, подтверждающую это.
( «Она не заметила и впечатления, ею произведенного на М-r Дефоржа, ни его смущения, ни его трепета, ни изменившегося голоса. Несколько дней сряду потом она встречала его довольно часто, не удостоивая большей внимательности»).
-Какой факт произвел на Марью Кириловну неизгладимое впечатление и как изменилось отношение Марьи Кириловны к Дефоржу?
( Дефоржа подвергают испытанию, вталкивая в комнату с голодным медведем (обычная шутка с гостями в доме Троекурова). Не растерявшийся учитель убивает зверя. Его решительность и смелость производят большое впечатление на Машу).
— Какие качества проявил Дефорж в медвежьей комнате? (Смелость, храбрость)
- Изменилось ли после этого отношение Маши к Дефоржу, что пишет об этом А. С. Пушкин?
( «Но случай сей произвел еще большее впечатление на Марью Кириловну. Воображение ее было поражено: она видела мертвого медведя и Дефоржа, спокойно стоящего над ним и спокойно с нею разговаривающего. Она увидела, что храбрость и гордое самолюбие не исключительно принадлежат одному сословию - и с тех пор стала оказывать молодому учителю уважение, которое час от часу становилось внимательнее»).
- Перейдем к 9 главе. В день храмового праздника в дом Троекурова съезжаются гости. И За обедом речь заходит о Дубровском. Признается ли кто-нибудь из гостей, что он
в своё время дал в суде ложные показания против Андрея Гавриловича Дубровского в пользу Кирилла Петровича?
( Да, помещик Антон Пафнутьич Спицын)
- Почему Антоном Пафнутьич так поступил?
(страх перед Троекуровым, имевшим большое влияние)
- Сравните рассказы Спицына и Глобовой. Какую характеристику Дубровскому дает каждый из них? Что говорит каждый из них. Найдите пожалуйста цитаты.
Запись:
Впечатления о Дубровском Таблица
( Антон Пафнутьич Спицын в своем рассказе говорит о Дубровском следующее: «Он малый не промах, никому не спустит, а с меня, пожалуй, и две шкуры сдерет».
Анна Савишна Глобова пересказывает слова приезжего генерала: «...Дубровский нападает не на всякого, а на известных богачей, но и тут делится с ними, а не грабит дочиста, а в убийствах никто его не обвиняет...»)
- Как вы думаете, с какой целью автор вводит в повествование рассказы Спицына и Глобовой? Какой прием при этом использует автор?
( Автор вводит в повествование рассказы Спицына и Глобовой, чтобы выразить противоречивые чувства людей в адрес разбойника поневоле, более полно представить читателям облик главного героя. Автор использует антитезу, чтобы показать трусость Антона Пафнутьича и достойное поведение Анны Савишны.)
- А как ведет себя Троекуров во время обеда. Какие его качества мы можем отметить?
(Троекуров грубо и деспотично обращается со своими гостями, издевается над ними, унижает их человеческое достоинство
- Перейдем теперь к 10 главе. Скажите, пожалуйста, как поступил Троекуров, когда некоторые гости хотели уехать домой? Давайте найдем цитату об этом.
( «…хозяин, развеселенный пуншем, приказал запереть ворота и объявил, что до следующего утра никого со двора не выпустит»)
- Таким образом, мы с вами в очередной раз видим, что Троекуров пользуется своим положением, он тщеславен, властен. А как изменился характер вечера после ухода Троекурова?
(Гости стали себя чувствовать более свободно)
- Почему Спицын решил переночевать вместе с Дефоржем?
( Антон Пафнутьич считает Дефоржа храбрым и надеется на его защиту в случае нападения разбойников. У Антона Пафнутьича была с собой большая сума денег)
- Верно, чем заканчивается 10 глава?
( Ночью помещик чувствует, что кто-то хочет забрать у него деньги. Открыв глаза, он видит, что над ним стоит Дефорж с пистолетом. Учитель сообщает Антону Пафнутьичу, что он Дубровский).
Подведение итогов урока.
- Ребята, какие главы мы сегодня с вами разобрали? (6-10 главы)
- Почему Дубровский стал разбойником?
( Им двигало чувство мести, он хотел отомстить за несправедливость и жестокость. Из-за Троекурова Владимир Дубровский лишился всего: дома, положения в обществе, состояния.)
- Верно. Спасибо, ребята, за работу на уроке.
Домашнее задание.
Чтение глав 11-16 романа А. С. Пушкина «Дубровский».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок-игра по роману А.С.Пушкина "Дубровский"
Урок проводится в форме игры "Умники и умницы"...
Урок-исследование по роману А.с.Пушкина "«Добро и зло в романе А.С.Пушкина «Дубровский».
Данный урок проводился в рамках методической недели в 6 классе. Урок соответствует требованиям ФГОС. Использованы все виды работы: парная, групповая, индивидуальная и фронтальная.Использован метод кри...
Изображение русского барства в романе А.С.Пушкина "Дубровский". Конфликт между Дубровским и Троекуровым.
Конспект урока литературы в 6 классе по произведению А.С.Пушкина "Дубровский"....
Технологическая карта урока по литературе на тему «Барство дикое» в романе А.С Пушкина «Дубровский». Ссора А.Г. Дубровского и К. П.Троекурова.
Технологическая карта урока по литературе на тему «Барство дикое» в романе А.С Пушкина «Дубровский». Ссора А.Г. Дубровского и К. П.Троекурова....
Урок подготовки к обучающему сочинению "Троекуров и Дубровский старший. Два характера. Две судьбы". (По роману А.С. Пушкина "Дубровский").
В разработке представлен урок подготовки к сочинению, который включает в себя сравнительную таблицу "Троекуров и Дубровский", беседу по таблице, подбор языкового материала, необходимого для ...
Открытый урок литературы в 6 классе по роману А.С.Пушкина "Дубровский". Тема : "Смысл финала романа "Дубровский""
Данный урок был проведен как заключительный , на котором учащиеся анализировали поведение главных героев романа, столкнувшихся с нравственным выбором....