«Защита чести, независимости личности в романе А.С. Пушкина «Дубровский» (главы 5-10)».
план-конспект урока по литературе (6 класс)

Суркова Надежда Владимировна

Цель урока: Продолжить изучение романа А.С. Пушкина «Дубровский». Выявить, по какой причине Дубровский стал разбойником.

Задачи урока:

  1. Проанализировать образ учителя в романе.
  2. Понять, какое впечатление произвел Владимир Дубровский на Машу.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока по литературе.

Выполнил: учитель русского языка и литературы Слуницына Н.В.

Тема урока: «Защита чести, независимости личности в романе А.С. Пушкина

«Дубровский» (главы 5-10)».

Цель урока: Продолжить изучение романа А.С. Пушкина «Дубровский». Выявить, по какой причине Дубровский стал разбойником.

Задачи урока:

  1. Проанализировать образ учителя в романе.
  2. Выявить, какое впечатление произвел Владимир Дубровский на Машу.

Составные элементы анализа: образ, мотив.

Организация урока: слово учителя, аналитическая беседа, выразительное чтение отрывков из произведения.

Оборудование урока: учебник, художественный текст.

План урока:

  1. Орган. момент
  2. Вступительное занятие
  3. Проверка домашнего задания
  4. Аналитическая беседа
  5. Подведение итогов занятия
  6. Домашнее задание
  1. Орг. момент.

Здравствуйте, ребята, садитесь. Сегодня мы с вами продолжим изучать роман А. С. Пушкина «Дубровкий».

  1. Вступительное занятие.

Мы с вами уже говорили об истории  создания романа, что в нем отражены факты реальной жизни, художественно переосмысленные А. С. Пушкиным. Действие романа происходит в 1820 –е годы.

  1. Проверка домашнего задания.

Ребята, давайте вспомним некоторые моменты, на которых мы с вами остановились на предыдущем уроке.

В 6 главе Владимир Дубровский пришел к решению сжечь свой дом. Почему он на это решается, что стало поводом?

(Владимир Дубровский пришел к решению сжечь «печальный дом» после того, как он по-новому увидел портрет матери, прочитал ее письма к отцу, где она рассказывала о маленьком сыне, и услышал голоса подьячих, которые требовали то одного, то другого, своим присутствием и поведением оскверняя светлую память об отце и матери Дубровского).

  •  Давайте найдем цитату подтверждающую это.

(«…глаза его неподвижно остановились на портрете его матери. Живописец  представил ее облокоченную на перила, в белом утреннем платье с алой розою в волосах. "И портрет этот достанется врагу моего семейства, - подумал Владимир, - он  заброшен будет в кладовую вместе с изломанными стульями, или повешен в передней, предметом насмешек и замечаний его псарей - а в ее спальней, в комнате... где умер  отец, поселится его приказчик, или поместится его гарем. Нет! нет! пускай же и ему не достанется печальный дом, из которого он выгоняет меня".)

  • Какие обстоятельства заставили Дубровского стать разбойником?

(Им двигало чувство мести, желание отомстить за несправедливость и жестокость, т.к. он лишился всего: дома, положения в обществе, состояния.)

— Что побудило крестьян присоединиться к Дубровскому?

(Крестьяне присоединились к Дубровскому, потому что возмутились тем, что ими собираются командовать и распоряжаться не природные дворяне (чье право владеть землей и людьми они считали незыблемым), а подьячие, люди неблагородного происхождения. Архип-кузнец говорит: «...слыхано ли дело, подьячие задумали нами владеть, подьячие гонят наших господ с барского двора...» Оскорбление, нанесенное своему господину, крестьяне воспринимали как собственное оскорбление).

- 7 глава начинается с того, что рассказывается о том, что весть о пожаре разнеслась по всей округе. И ходили разные слухи о том, из-за чего он мог произойти. О чем еще говорили люди?

(Они говорили о появлении разбойников)

  • Да, совершенно верно. А как они характеризовали предводителя разбойников, давали ли они ему какую-нибудь характеристику?

(«Начальник шайки славился умом, отважностью и каким-то великодушием»).

  • Все ли помещичьи дома они грабили? (Нет, они не трогали Дом Троекурова)

  •  А что об этом говорил Троекуров? (Он считал, что разбойники боятся его.)
  •  Да, в этой главе еще раз подчеркивается, что Троекуров высокомерный помещик.
  1. Аналитическая беседа.

  •  А теперь, ребята, перейдем к 8 главе. С чего начинается 8 глава?

( С рассказа о Марии Кирилловне, об отношениях Троекурова и его дочери, а также, что для Саши (своего внебрачного сына) Троекуров выписывает из Москвы учителя-француза, мсье Дефоржа)

-Понравился ли Троекурову учитель? Давайте найдем цитату об этом

(«Сей учитель понравился Кирилу Петровичу своей приятной наружностию и простым обращением. Он представил Кирилу Петровичу свои аттестаты и письмо от одного из родственников Троекурова, у которого 4 года жил он гувернером. Кирила Петрович все  это пересмотрел и был недоволен одною молодостью своего француза…»)

-Почему Маша не обратила внимания на молодого учителя?

(Маша не обратила внимания на молодого учителя, потому что была обременена аристократическими предрассудками)

  •  Верно, найдем цитату об этом.

(«Маша не обратила никакого внимания на молодого француза, воспитанная в аристократических предрассудках, учитель был для нее род слуги  или мастерового, а слуга иль мастеровой не казался ей мужчиною».)

  •  А обратил ли Дефорж внимание на молодую и красивую Марию? (Да)
  •  Давайте найдем цитату, подтверждающую это.

( «Она не заметила и впечатления, ею произведенного на М-r  Дефоржа,  ни  его смущения, ни его трепета, ни изменившегося голоса. Несколько дней сряду потом она встречала его довольно часто, не удостоивая большей внимательности»).

-Какой факт произвел на Марью Кириловну неизгладимое впечатление и как изменилось отношение Марьи Кириловны к Дефоржу?

( Дефоржа подвергают испытанию, вталкивая в комнату с голодным медведем (обычная шутка с гостями в доме Троекурова). Не растерявшийся учитель убивает зверя. Его решительность и смелость производят большое впечатление на Машу).

— Какие качества проявил Дефорж в медвежьей комнате? (Смелость, храбрость)

- Изменилось ли после этого отношение Маши к Дефоржу, что пишет об этом А. С. Пушкин?

( «Но случай сей произвел еще большее впечатление на  Марью  Кириловну. Воображение ее было поражено: она видела мертвого медведя и Дефоржа, спокойно стоящего над ним и спокойно с нею разговаривающего. Она увидела, что храбрость и гордое самолюбие  не  исключительно  принадлежат  одному  сословию -  и  с тех пор стала оказывать молодому учителю уважение, которое час от часу становилось внимательнее»).

  • Перейдем к 9 главе. В день храмового праздника в дом Троекурова съезжаются гости. И За обедом речь заходит о Дубровском. Признается ли кто-нибудь из гостей, что он

в своё  время  дал  в суде  ложные  показания  против  Андрея  Гавриловича  Дубровского  в пользу Кирилла Петровича?

( Да, помещик Антон Пафнутьич Спицын)

  •  Почему Антоном Пафнутьич так поступил?

(страх перед Троекуровым, имевшим большое влияние)

  • Сравните рассказы Спицына и Глобовой. Какую характеристику Дубровскому дает каждый из них? Что говорит каждый из них. Найдите пожалуйста цитаты.

Запись:

Впечатления о Дубровском Таблица

( Антон Пафнутьич Спицын в своем рассказе говорит о Дубровском следующее: «Он малый не промах, никому не спустит, а с меня, пожалуй, и две шкуры сдерет».

Анна Савишна Глобова пересказывает слова приезжего генерала: «...Дубровский нападает не на всякого, а на известных богачей, но и тут делится с ними, а не грабит дочиста, а в убийствах никто его не обвиняет...»)

  •  Как вы  думаете,  с  какой  целью  автор  вводит  в  повествование  рассказы  Спицына и Глобовой? Какой прием при этом использует автор?

( Автор вводит в повествование рассказы Спицына и Глобовой, чтобы выразить противоречивые чувства людей в адрес разбойника поневоле, более полно представить читателям облик главного героя. Автор использует антитезу, чтобы показать трусость Антона Пафнутьича и достойное поведение Анны Савишны.)

  •  А как ведет себя Троекуров во время обеда. Какие его качества мы можем отметить?

(Троекуров грубо и деспотично обращается со своими гостями, издевается над ними, унижает их человеческое достоинство

  • Перейдем теперь к 10 главе. Скажите, пожалуйста, как поступил Троекуров, когда некоторые гости хотели уехать домой? Давайте найдем цитату об этом.

( «…хозяин, развеселенный пуншем, приказал запереть ворота и объявил, что до следующего утра никого со двора не выпустит»)

- Таким образом, мы с вами в очередной раз видим, что Троекуров пользуется своим положением, он тщеславен, властен. А как изменился характер вечера после ухода Троекурова?

(Гости стали себя чувствовать более свободно)

  •  Почему Спицын решил переночевать вместе с Дефоржем?

(  Антон  Пафнутьич  считает  Дефоржа  храбрым  и        надеется на его защиту в случае нападения разбойников. У Антона Пафнутьича была с собой большая сума денег)

  •   Верно, чем заканчивается 10 глава?

( Ночью помещик чувствует,  что  кто-то  хочет  забрать  у него  деньги.  Открыв  глаза,  он видит, что над ним стоит Дефорж с пистолетом. Учитель сообщает Антону Пафнутьичу, что он Дубровский).

  1. Подведение итогов урока.

  • Ребята, какие главы мы сегодня с вами разобрали? (6-10 главы)
  • Почему Дубровский стал разбойником?

( Им двигало чувство мести, он хотел отомстить за несправедливость и жестокость. Из-за Троекурова Владимир Дубровский лишился всего: дома, положения в обществе, состояния.)

  • Верно. Спасибо, ребята, за работу на уроке.
  1. Домашнее задание.

Чтение глав 11-16 романа А. С. Пушкина «Дубровский».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-игра по роману А.С.Пушкина "Дубровский"

Урок проводится в форме игры "Умники и умницы"...

Урок-исследование по роману А.с.Пушкина "«Добро и зло в романе А.С.Пушкина «Дубровский».

Данный урок проводился в рамках методической недели в 6 классе. Урок соответствует требованиям ФГОС. Использованы все виды работы: парная, групповая, индивидуальная и фронтальная.Использован метод кри...

Изображение русского барства в романе А.С.Пушкина "Дубровский". Конфликт между Дубровским и Троекуровым.

Конспект урока литературы  в 6 классе по произведению А.С.Пушкина "Дубровский"....

Технологическая карта урока по литературе на тему «Барство дикое» в романе А.С Пушкина «Дубровский». Ссора А.Г. Дубровского и К. П.Троекурова.

Технологическая карта урока по литературе на тему «Барство дикое» в романе А.С Пушкина «Дубровский». Ссора А.Г. Дубровского и К. П.Троекурова....

Урок подготовки к обучающему сочинению "Троекуров и Дубровский старший. Два характера. Две судьбы". (По роману А.С. Пушкина "Дубровский").

В разработке представлен урок подготовки к сочинению, который включает в себя сравнительную таблицу "Троекуров и Дубровский", беседу по таблице, подбор языкового материала, необходимого для ...

Открытый урок литературы в 6 классе по роману А.С.Пушкина "Дубровский". Тема : "Смысл финала романа "Дубровский""

Данный урок был проведен как заключительный , на котором учащиеся анализировали поведение главных героев романа, столкнувшихся с нравственным выбором....