III. Введение в тему урока, формулировка проблемы.
| Алина: здравствуйте, ребята. Меня зовут Анцова Алина. Я учусь в 7 «Б» классе. Недавно я защитила исследовательский проект на тему «Добро и зло в отечественной и мировой литературе» и стала призером на муниципальном уровне. Со своей работой в конце марта я буду участвовать во Всероссийском конкурсе «Шаги в науку». Я бы хотела расширить свою работу. Знаю, что вы изучаете роман А.С.Пушкина «Дубровский», в котором также поднимаются проблемы добра и зла. Ребята, подскажите, какие нравственные ориентиры необходимы в борьбе добра со злом? Учитель: о чем же мы сегодня будем говорить? Какова тема нашего урока? Учитель озвучивает тему урока «Добро и зло в романе «Дубровский».
Какую цель мы перед собой поставим? -провести исследование по данной теме и выяснить источники зла, причины его проявления или непроявления, почувствовать мир души героев Пушкина, определить нравственные ориентиры.
Сформулируйте вопросы, которые помогут нам раскрыть нашу тему. - Что такое добро и зло? -Кто из героев несет зло, а кто противостоит ему, творя добро? -Что побеждает в этой борьбе: добро или зло? -Зло наказуемо?
| Регулятивные УУД 1. Самостоятельно формулировать тему, проблему и цели урока. 2. В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки своей работы.
|
IY.Основной этап.
1)Знакомство с сюжетом произведения
2).Анализ текста
|
- Для того чтобы ответить на поставленные нами вопросы, давайте вспомним сюжет романа. Во время рассказа демонстрируются слайды.
Рассказывает Баутина Элина.
- Учитель: Человеку, идущему по дороге жизни, очень часто приходится останавливаться на развилке, на распутье…
Вопрос: Между чем и чем приходится выбирать в жизни? (между добром и злом) Герои романа «Дубровский» помогут нам в этом?. (да, в романе есть как злые герои, так и добрые) Хотелось бы, чтобы вы сегодня почувствовали себя внимательными читателями, немного социологами, лингвистами, психологами, литературоведами.
- Говорят, что «Зло – начало всей цепи событий».
Немало зла есть в жизни человека, много его и на пути героев романа. Опираясь на цитаты, поясните, каких героев коснулось зло, стоявшее в начале событий. Думаю это задание под силу только внимательным читателям. (слайд с цитатами») — «..Батюшка скончался» (умер Андрей Гаврилович Дубровский) «…будущее для него являлось покрытым чёрными тучами» (Вл.Дубровский) «…до сна ли нам…До чего мы дожили, кто бы подумал?» ( крестьяне Дубровского, оставшиеся без барина) «…кровля рухнула, и крики утихли» (гибель приказных в доме Дубровского) «Она всё ещё не могла поверить, что жизнь её была на веки скована» (Маша Трекурова после венчания с Верейским)
Вопрос: Что мы доказали? (Что зло в романе является началом всей цепи событий) Сейчас побудем социологами и проведем исследование, цель которого выявить зависимость поведения героев от их социального положения, материального состояния.
- Работа в парах.
Задание: На основе двух абзацев на стр. 131-132 заполнить таблицу.
| Троекуров | Дубровский | Социальное положение |
|
| Качества характера |
|
| Занятия |
|
| Отношение соседей |
|
| Отношение к крестьянам |
|
| Общее в судьбах героев |
|
Вывод : в основе недобрых поступков лежит не социальное положение, не материальное состояние, а человеческие качества. Поэтому после ссоры соседей участвуют практически все.
- Задание Слайд с рисунками – символами (спички, перо и чернильница ,топор, пламя, замок, ружьё).
Объясните их смысл. - Просмотр сценки. В зале судебного заседания.
Вопрос: какую роль играет данный эпизод в романе? Чему учит данный эпизод нас, читателей? - Работа в группах.
(чтение эпизода гл.6 со слов «Поднялся ветер» до «кузнец со своей добычей полез вниз» (стр.152).
(Вопрос: Есть что- то доброе, ценное в душе у Архипа? А в душах других героев? Вывод: Говорят, «Не будь побеждён злом». Задание: представить этот эпизод в виде схемы.
- Парная работа.
А теперь проведем экскурс в прошлое языка: выяснить значение устаревших слов, которые встречаются в нашем романе. Оформить таблицу, основываясь на словарную статью в учебнике. Устаревшие слова | Их значения | подобострастие |
| тщеславие |
| стряпчий |
| надменный |
| ябеда |
| повесничать |
| земский судья |
| окаянный |
|
- Фронтальный опрос.
Сейчас побудьте психологами, узнайте о ком идёт речь?
1.Дворянин, сын, разбойник. 2.Бедный, любящий, благородный. 3.Мстит, страдает, любит. 4. «Никогда злодейство не будет совершено во имя ваше» (Вл.Дубровский)
Добро - Слайд: что олицетворяют предметы- дом, белое платье, любовь, сердце, благородство
- Работа в парах.
Прочитать эпизод на стр.169 (гл.12) от слов «Не бойтесь…» .до «я отказался от мщения » Задание: выделить главную мысль эпизода, записать в тетрадь. Ответить на вопрос:« С чем вступает во взрослую жизнь Вл. Дубровский? - Беседа.
- Зло не победило. Почему? Назовите нравственные ориентиры, благодаря которым Вл.Дубровский удалился от зла.(дом, любовь, семья, благородство) Они же помогут и вам на вашем жизненном пути. Хотя важно не только удалиться от зла, но и сотворить благо (добро) - Какие вопросы волнуют сегодня наших учащихся?
Вопросы Насти Окуневой.
- . «Удались от зла и сотвори благо» — кто высказывает в романе эту очень ценную мысль? (стр.148.- говорит поп попадье)
Вопрос: Смог ли В.Дубровский справиться с этой задачей? (отказавшись от мести, благородный разбойник Дубровский никакого блага не совершил) Вопрос: А кто из героев никому никакого зла не совершил?(Маша) Вопрос: Какой правильный и честный поступок совершает она? (гл.18 , 183) Вопрос: Почему она так поступает? (Потому что в её жизни есть ценности, позволяющие противостоять злу: дом, семья, ответственность и даже любовью она жертвует, потому что не может нарушить законы чести, по которым она живёт)
| Познавательные УУД 1. Самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации – фактуальную, текстовую и концептуальную. 2. Пользоваться приёмами изучающего чтения. 3. Извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст, несплошной текст: иллюстрация, таблица, схема). 4. Пользоваться приёмами ознакомительного и просмотрового чтения. Познавательные УУД 1. Самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации – фактуальную, текстовую и концептуальную. 2. Пользоваться приёмами изучающего чтения. 3. Извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст, несплошной текст: иллюстрация, таблица, схема). 4. Пользоваться приёмами ознакомительного и просмотрового чтения. 5. Излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно. 6. Пользоваться словарями, справочниками. 7. Осуществлять анализ и синтез. 8. Устанавливать причинно-следственные связи. 9. Строить рассуждения. Коммуникативные УУД 1. Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве. 2. Формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её. 3. Осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека. 4. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации, создавать тексты различного типа, стиля, жанра. 5. Высказывать и обосновывать свою точку зрения. 6. Слушать и слышать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения. 7. Выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями.
Личностные результаты 1. Формирование эмоционально-оценочного отношения к прочитанному. 2. Формирование восприятия текста как произведения искусства.
|
V.Рефлексия.
| - Что такое добро и зло?(любовь, взаимовыручка, помощь, понимание…) -Что является источником зла? (непонимание, желание быть богатым…) Давайте послушаем сочинение учащейся на тему «Добро и зло в романе «Дубровский» А теперь обратимся к Алине. Алина. Спасибо, ребята, большое! Ваш урок для меня является ценным материалом для проекта. Но я хочу добавить, что тема добра и зла очень актуальна на сегодняшний день. Доказательством этого является созданная в 2002 году международная академия Доброты, которая во многих городах мира установила памятники доброте. Кроме того, в России установлен единый спонтанный День доброты-17 февраля. Доброту проявляют спонтанно, Доброта очень миру нужна. Гостьей милой и самой желанной В каждом доме бывает она. Отправляют сегодня друг другу Люди добрый такой поздравок, И плывут по волшебному кругу Пожелания целый денёк. Так давайте же будем дружить, Доброту получать и дарить!
А сейчас я хочу показать вам фотошоу, в котором представлены герои доброты. Вы всех их знаете.
| Технология оценивания На уроке ученик сам по алгоритму самооценивания определяет свою оценку и (если требуется) отметку, когда показывает выполненное задание. Учитель имеет право поправить оценки и отметку, если докажет, что ученик завысил или занизил её. После уроков за письменные задания оценку и отметку определяет учитель. Ученик имеет право поправить эту оценку и отметку, если докажет (используя алгоритм самооценивания), что она завышена или занижена.
АЛГОРИТМ САМООЦЕНКИ (вопросы к ученику): 1-й шаг. Что нужно было сделать в этом задании (задаче)? Какая была цель, что нужно было получить в результате? 2-й шаг. Удалось получить результат? Найдено решение, ответ? 3-й шаг. Справился полностью правильно или с незначительной ошибкой (какой, в чём)? 4-й шаг. Справился полностью самостоятельно или с небольшой помощью (кто помогал, в чём)? Какую оценку ты себе ставишь?
Необходимый уровень (базовый) – решение простой типовой задачи, где требуется применить сформированные умения и усвоенные знания, прежде всего опорной системы, что необходимо всем. Это «хорошо, но не отлично». Повышенный уровень – решение нестандартной задачи, где требуется применить либо знания по новой, изучаемой в данный момент теме, либо «старые» знания и умения, но в новой, непривычной ситуации. Это уровень функциональной грамотности – «отлично». Максимальный уровень – решение «сверхзадачи» по неизученному материалу с применением самостоятельно добытых знаний или самостоятельно усвоенных умений.
|