Изображение русского барства в романе А.С.Пушкина "Дубровский". Конфликт между Дубровским и Троекуровым.
план-конспект урока по литературе (6 класс) на тему
Конспект урока литературы в 6 классе по произведению А.С.Пушкина "Дубровский".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka.docx | 32.24 КБ |
Предварительный просмотр:
План – конспект урока литературы в 6 классе
Тема урока: Изображение русского барства в романе А.С.Пушкина «Дубровский». Конфликт между Дубровским и Троекуровым.
Цели урока: показать мастерство А.С. Пушкина в создании ярких характеров. Учить определять роль эпизода в развитии сюжета и раскрытии характеров, устанавливать взаимосвязь событий в романе и мотивацию поступков персонажей, характеризовать героев по их поступкам и высказываниям.
Тип урока: постановка и решение учебных задач
Планируемые результаты:
Предметные УУД: умение определять роль эпизода в развитии сюжета и раскрытии характеров, устанавливать взаимосвязь событий в романе и мотивацию поступков персонажей, характеризовать героев по их поступкам и высказываниям.
Познавательные: понимать ключевые проблемы произведения «Дубровский» А.С.Пушкина, связь литературного произведения с эпохой его написания; анализировать литературное произведение; владеть элементарной литературоведческой терминологией.
Личностные УУД: самоопределение, стремление к речевому самосовершенствованию; нравственно-этическая ориентация, способность к самооценке своих действий, поступков.
Регулятивные УУД: целеполагание, планирование, саморегуляция, выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить.
Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Методы и формы обучения: фронтальная (беседа, работа со словарем, практическая работа), индивидуальная (выразительное чтение), групповая (практическая работа).
Средства обучения: компьютер, проектор, учебник, раздаточный материал, портрет А.С.Пушкина, книжная выставка «Дорога к Пушкину».
Межпредметные связи: история, живопись, кино.
План урока | Методы обучения | Формируемые УУД | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
| ||||
Организация начала урока | Словесный, метод мотивации учебной деятельности | Личностные: внимание, уважение к окружающим; коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками; регулятивные: саморегуляция | Психологический настрой детей на урок | Оценивание готовности к уроку. Самоорганизация на учебную деятельность |
| ||||
1. Мотивация к учебной деятельности | Словесный, проблемный, метод фронтальной организации обучающихся | Познавательные УУД: выбор оснований и критериев для сравнения и классификации материала; коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; личностные УУД: признание для себя общепринятых морально-этических норм, способность к самооценке своих действий, поступков; регулятивные УУД: целеполагание | На экране пословицы: Проблемный вопрос: - Что общего у всех этих пословиц? Поясните их смысл. От одного слова – да навек ссора. Одна задириха, а другая неспустиха. - Приходилось ли вам ссориться с кем-либо? По какой причине? Чем закончилась ссора? - Почему люди ссорятся? (Из-за разных характеров и взглядов на жизнь). - Как можно избежать ссоры? | Анализ, сопоставление. Построение развернутого ответа на поставленный вопрос. |
2.Сообщение темы урока. Постановка учебных задач | Словесный, проблемный, метод фронтальной организации учащихся | Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации; коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; регулятивные УУД: целеполагание; планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками | Проблемный вопрос: - Подумайте, как эти пословицы связаны с содержанием романа и определите тему нашего урока. - На какие вопросы мы должны будем ответить? - Что нужно будет сделать, чтобы получить ответы на эти вопросы? Целеполагание. Сформулируйте тему и цели нашего урока. - Сегодня мы попытаемся разобраться в причинах ссоры между двумя помещиками, а для этого необходимо понять их характеры, взгляды на жизнь Запишем тему урока в тетрадь. Слово учителя: Роман «Дубровский» имеет столько загадок, в нем столько скрыто, что поверхностное чтение текста не даст возможности разгадать тайну, а значит, вы просто не поймете замысла произведения. Поэтому призываю быть внимательными, вдумчивыми читателями. | Формулируют предполагаемую тему занятия, записывают в тетрадь, определяют задачи, составляют план своей деятельности, направленный на получение недостающих знаний и умений. Отвечают на вопросы. |
| ||||
1. Работа в группах: проверка домашнего задания, мини-исследования, работа с текстом, творческое задание | Групповая работа, словесный, практический, познавательный, эвристический, проблемный | Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, смысловое чтение, извлечение необходимой информации из текста, преобразование текста с целью выявления общих законов; установление причинно - следственных связей; умение анализировать и синтезировать новые знания; умение доказывать; коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; умение оказывать в сотрудничестве взаимопомощь; соблюдение правила общения; личностные УУД: формирование эстетических потребностей, наблюдательности и фантазии; нравственно-этическая ориентация, оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор, творческое осмысление полученных знаний; регулятивные УУД: адекватно воспринимать предложения учителя, одноклассников и адекватно использовать речь | Организационная. Правила работы в группе. Разработка критериев оценки работы в группе. Консультирование | Работая в группах, отвечают на вопросы учителя, выполняют творческие задания. Карточки-задания для групп:
. |
2. Представление результатов коллективных работ | Наглядный, практический, выступление перед аудиторией | Личностные УУД: стремление к речевому самосовершенствованию; способность к оценке действий, поступков; коммуникативные УУД: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; регулятивные УУД: адекватно воспринимать предложения и замечания | Комментирует ответы | Дают развернутые ответы, отвечают на дополнительные вопросы, представляют творческие работы |
4. Физ. минутка | Организация разминки | Выполняют упражнения | ||
| ||||
1. Работа с текстом романа. Поиск ответа на проблемный вопрос | Проблемный, практический, исследовательский, поисковый, метод фронтальной организации учащихся | Личностные УУД: стремление к речевому самосовершенствованию, способность к оценке действий, поступков; познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, установление причинно- следственных связей; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, смысловое чтение, извлечение необходимой информации из текста, преобразование текста с целью выявления общих законов; умение анализировать и синтезировать новые знания, умение доказывать; коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; регулятивные УУД: прогнозирование ситуаций и поступков | Чтение первой главы, комментирование Беседа: - Кто такой Троекуров? -Как относились к нему чиновники, соседи и Дубровский – старший? -Какое хобби было у Троекурова? -Разделял ли Дубровский – старший это хобби? - Каковы взаимоотношения между помещиками? - Чем можно объяснить особое отношение Троекурова к Дубровскому? - Кто из помещиков первым спровоцировал ссору? Как это случилось? - Какое чувство заставило Андрея Гавриловича сказать неприятные для его друга слова? - Что обидело Дубровского? Как он выразил свою обиду? - В каком эпизоде он объясняет причины своего ухода? - Хотел ли Кирила Петрович намеренно обидеть Андрея Гавриловича? - Почему он так болезненно отреагировал на письмо своего соседа, что вызвало его гнев? - Кого вы считаете виновником ссоры? (Виноваты оба) - Какие из, рассмотренных нами в начале урока пословиц, наиболее точно оценивают описанную в романе ситуацию? | Ищут цитаты, читают вслух, делают выводы, отвечают на вопросы учителя. Дают развёрнутые ответы. |
3. Работа в группах: изображение русского барства | метод фронтальной организации учащихся | Личностные УУД: формирование эстетических потребностей, наблюдательности и фантазии; нравственно-этическая ориентация; регулятивные УУД: оценка; познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации; анализ, умение сопоставлять произведения разных видов искусства; умение сравнивать и доказывать; коммуникативные УУД: строить монологические высказывания | -Предлагаю поработать в группах: каждая группа должна показать на примере жизни литературного героя, как Пушкиным изображено русское барство, и построить устный рассказ по данной теме. 1 группа – «Троекуров и его усадьба» 2 группа – «Дубровский и его усадьба» 3 группа – «Верейский и его усадьба» 4 группа – «Давай-ка обобщим!» Обобщение материала в форме таблицы (на доске) «Изображение русского барства» | Отвечают на вопросы, выполняют задания План: 1.Место нахождения усадьбы; 2.Владелец усадьбы; 3.Описание усадьбы; 4.Характеристика владельца; 5.Род занятий владельца усадьбы; 6.Взаимоотношения с крестьянами. |
4. Работа с литературоведческими терминами | Словесный, проблемный, поисковый | Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, анализ, умение доказывать | Контролирует выполнение, выслушивая ответы, восстанавливает схему на доске. Беседа: - Поясните каждый элемент композиции. - Какова роль эпизода на псарне в романе? - Каким элементом композиции является эпизод на псарне? Почему? | Выполняют задание. Перепишите схему с доски в тетрадь, восстановив пропущенные элементы: Композиция эпического произведения: Экспозиция - … - развитие действия - … - развязка – эпилог. |
| ||||
1. Самооценка | Словесный, самоанализ | Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; регулятивные УУД: рефлексия, оценка | Инструктирует | Оценивают по пятибалльной шкале свое участие в уроке:
б) пассивное (внимательно слушал, следил за ходом беседы, понимал услышанное) |
2. Взаимооценивание | Словесный, взаимооценивание | Беседа: - Выступление какой группы вам понравилось, запомнилось больше всего? Почему? - Какой из представленных творческих проектов показался вам самым интересным? Почему? - Как бы вы оценили работу своей группы: организованно ли вы работали? Всё ли успели? | Оценивают работу групп | |
| ||||
1. Выражение отношения к произошедшему | Словесный | Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в письменной форме, смысловое чтение, творческое преобразование авторского текста; умение анализировать и синтезировать новые знания; коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; личностные УУД: нравственно-этическая ориентация, оценивание содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор, творческое осмысление полученных знаний, регулятивные УУД: рефлексия, оценка, умение рационально организовывать самостоятельную деятельность | Беседа: - Какие нравственные уроки вы для себя извлекли, анализируя описанную А.С. Пушкиным ситуацию? | Анализируют услышанное, делают выводы, отвечают на вопросы учителя |
2.Итог | Как мы уже отмечали, в романе нет идиллической картины жизни русского барства. Если говорить только о Кириле Петровиче и Андрее Дубровском, то мы понимаем, что их жизнь сильно разнится и показа автором в противопоставлении. Дубровский привлекателен своей независимостью и верой в справедливость. | |||
| ||||
Творческая работа | Словесный, практический | Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в письменной форме, смысловое чтение, творческое преобразование авторского текста; умение анализировать и синтезировать новые знания; коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; личностные УУД: нравственно-этическая ориентация, оценивание содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор, творческое осмысление полученных знаний, умение взглянуть на ситуацию глазами другого человека; регулятивные УУД: рефлексия, оценка, умение рационально организовывать самостоятельную деятельность | Инструктирует по выполнению домашнего задания | 1 группа -Изобразите фамильный герб Троекуровых 2 группа – изобразите фамильный герб Дубровских. Написать синквейн «Дубровский и Троекуров». Перечитать 3-7 главы. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Изображение русского барства в романе А.С.Пушкина "Дубровский"
Подробный план-конспект урока составлен в соответствии с требованиями ФГОС....
Изображение русского барства в романе А.С.Пушкина "Дубровский"
План-конспект урока в соответствии с требованиями ФГОС....
Урок "Изображение русского барства в повести А.С.Пушкина «Дубровский»
Данная разработка поможет учителям школ эффективнее подготовиться к уроку изучения творчества А.С.Пушкина. Познакомит учащихся с этапными произведениями выдающегося поэта, стихи и поэмы которого отраз...
Урок "Изображение русского барства в повести А.С.Пушкина «Дубровский»
Данная разработка поможет учителям школ эффективнее подготовиться к уроку изучения творчества А.С.Пушкина. Познакомит учащихся с этапными произведениями выдающегося поэта, стихи и поэмы которого ...
Изображение русского барства в повести А.С.Пушкина «Дубровский»
Данная разработка поможет учителям школ эффективнее подготовиться к уроку изучения творчества А.С.Пушкина. Познакомит учащихся с этапными произведениями выдающегося поэта, стихи и поэмы которого ...
А.С. Пушкин «Дубровский». История создания. Изображение русского барства.
Презентация к уроку А.С. Пушкин «Дубровский».История создания. Изображение русского барства....