Изображение русского барства в романе А.С.Пушкина "Дубровский". Конфликт между Дубровским и Троекуровым.
план-конспект урока по литературе (6 класс) на тему

Пахоменкова Светлана Михайловна

Конспект урока литературы  в 6 классе по произведению А.С.Пушкина "Дубровский".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka.docx32.24 КБ

Предварительный просмотр:

План – конспект урока литературы в 6 классе

                    Тема урока:  Изображение русского барства в романе А.С.Пушкина «Дубровский». Конфликт между Дубровским и Троекуровым.

Цели урока:  показать мастерство А.С. Пушкина в создании ярких характеров. Учить определять роль эпизода в развитии сюжета и раскрытии характеров, устанавливать взаимосвязь событий в романе и мотивацию поступков персонажей, характеризовать героев по их поступкам и высказываниям.

                    Тип урока: постановка и решение учебных задач

              Планируемые результаты:

Предметные УУД: умение определять роль эпизода в развитии сюжета и раскрытии характеров, устанавливать взаимосвязь событий в романе и мотивацию поступков персонажей, характеризовать героев по их поступкам и высказываниям.

Познавательные:  понимать ключевые проблемы произведения «Дубровский» А.С.Пушкина, связь литературного произведения с эпохой его написания; анализировать литературное произведение; владеть элементарной литературоведческой терминологией.

Личностные УУД:  самоопределение, стремление к речевому самосовершенствованию; нравственно-этическая ориентация, способность к самооценке своих действий, поступков.

Регулятивные УУД:  целеполагание, планирование, саморегуляция, выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить.

Коммуникативные УУД: планирование  учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Методы и формы  обучения: фронтальная (беседа, работа со словарем, практическая работа), индивидуальная (выразительное чтение), групповая (практическая работа).

Средства обучения: компьютер, проектор, учебник,  раздаточный материал, портрет А.С.Пушкина, книжная выставка «Дорога к Пушкину».

Межпредметные связи:  история, живопись, кино.

               

План урока

Методы обучения

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

  1. Организационный блок

Организация начала урока

Словесный, метод мотивации учебной деятельности

Личностные: внимание, уважение к окружающим;

коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками;

регулятивные: саморегуляция

Психологический настрой детей на урок

Оценивание готовности к уроку.

Самоорганизация на учебную деятельность

  1. Мотивационный блок

1. Мотивация к учебной деятельности

Словесный, проблемный, метод фронтальной организации обучающихся

Познавательные УУД: выбор оснований и критериев для сравнения и классификации материала;

коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; личностные УУД:   признание для себя общепринятых морально-этических норм, способность к самооценке своих действий, поступков;

регулятивные УУД: целеполагание

На экране пословицы:

Проблемный вопрос:

- Что общего у всех этих пословиц? Поясните их смысл.

От одного слова – да навек ссора.

Одна задириха, а другая неспустиха.

- Приходилось ли вам ссориться с кем-либо? По какой причине? Чем закончилась ссора?

- Почему люди ссорятся? (Из-за разных характеров и взглядов на жизнь).

- Как можно избежать ссоры?

Анализ, сопоставление.

Построение развернутого ответа на поставленный вопрос.

2.Сообщение темы урока. Постановка учебных задач

Словесный,

проблемный, метод фронтальной организации учащихся

Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации;

коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;  осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме;

регулятивные УУД: целеполагание;  планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками

Проблемный вопрос:  

- Подумайте,  как эти пословицы связаны с содержанием романа  и определите тему  нашего урока.

- На какие вопросы мы должны будем ответить?

- Что нужно будет сделать, чтобы получить ответы на эти вопросы?

Целеполагание.

Сформулируйте тему и цели нашего урока.

- Сегодня мы попытаемся разобраться в причинах ссоры между двумя помещиками, а для этого необходимо понять их характеры, взгляды на жизнь

Запишем тему урока в тетрадь.

Слово учителя:

Роман «Дубровский» имеет столько загадок,  в нем столько скрыто, что поверхностное чтение текста не даст возможности разгадать тайну, а значит, вы просто не поймете замысла произведения. Поэтому призываю быть внимательными, вдумчивыми читателями.

Формулируют предполагаемую тему занятия, записывают в тетрадь, определяют задачи, составляют план своей деятельности, направленный на получение недостающих знаний и умений.

Отвечают на вопросы.

  1. Информационный блок

1. Работа в группах: проверка домашнего задания, мини-исследования, работа с текстом, творческое задание

Групповая работа, словесный, практический, познавательный, эвристический, проблемный

Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, смысловое чтение, извлечение необходимой информации из текста, преобразование текста с целью выявления общих законов; установление причинно - следственных связей;   умение анализировать и синтезировать новые знания; умение доказывать;

коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; умение оказывать в сотрудничестве взаимопомощь; соблюдение правила общения;

личностные УУД:  формирование эстетических потребностей, наблюдательности и фантазии; нравственно-этическая ориентация, оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор, творческое осмысление полученных знаний;

регулятивные УУД:  адекватно воспринимать предложения учителя, одноклассников и адекватно использовать речь

Организационная. Правила работы в группе. Разработка критериев оценки работы в группе. Консультирование

Работая в группах, отвечают на вопросы учителя, выполняют творческие задания.

Карточки-задания для групп:

  1. Расскажите об истории создания и судьбе романа А.С. Пушкина «Дубровский».
  2. Расскажите об историко- культурном контексте романа:
  • В какое время происходят события?
  • Кто был у власти?
  • Как было устроено российское общество?
  • Какими были отношения между сословиями? Как они отражены в романе?

.

2. Представление результатов коллективных работ

Наглядный, практический, выступление перед аудиторией

Личностные УУД: стремление к речевому самосовершенствованию; способность к оценке действий, поступков;

коммуникативные УУД: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме;

регулятивные УУД: адекватно воспринимать предложения и замечания

Комментирует ответы

Дают развернутые ответы, отвечают на дополнительные вопросы, представляют творческие работы

4. Физ. минутка

Организация разминки

Выполняют упражнения

  1. Аналитический  блок

1. Работа с текстом романа. Поиск ответа на проблемный вопрос

Проблемный, практический, исследовательский, поисковый, метод фронтальной организации учащихся

Личностные УУД: стремление к речевому самосовершенствованию, способность к оценке действий, поступков;

познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, установление причинно- следственных связей; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, смысловое чтение, извлечение необходимой информации из текста, преобразование текста с целью выявления общих законов;  умение анализировать и синтезировать новые знания, умение доказывать;

коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

регулятивные УУД: прогнозирование ситуаций и поступков

Чтение первой главы, комментирование

Беседа:

- Кто такой Троекуров?

-Как относились к нему чиновники, соседи и Дубровский – старший?

-Какое хобби было у Троекурова?

-Разделял ли Дубровский – старший это хобби?

- Каковы взаимоотношения между помещиками?

- Чем можно объяснить особое отношение Троекурова к  Дубровскому?

- Кто из помещиков первым спровоцировал ссору? Как это случилось?

- Какое чувство заставило Андрея Гавриловича сказать неприятные для его друга слова?

- Что обидело Дубровского? Как он выразил свою обиду?

- В каком эпизоде он объясняет причины своего ухода?

- Хотел ли Кирила Петрович намеренно обидеть Андрея  Гавриловича?

- Почему он так болезненно отреагировал на письмо своего соседа, что вызвало его гнев?

- Кого вы считаете виновником ссоры? (Виноваты оба)

- Какие из, рассмотренных нами в начале урока пословиц, наиболее точно оценивают описанную в романе ситуацию?

Ищут цитаты, читают вслух, делают выводы, отвечают на вопросы учителя.

Дают развёрнутые ответы.

3. Работа в группах: изображение русского барства

метод фронтальной организации учащихся

Личностные УУД: формирование эстетических потребностей, наблюдательности и фантазии; нравственно-этическая ориентация;

регулятивные УУД: оценка;

познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации; анализ, умение сопоставлять произведения разных видов искусства; умение сравнивать и доказывать;

коммуникативные  УУД: строить монологические высказывания

-Предлагаю поработать в группах: каждая группа должна показать на примере жизни литературного героя, как Пушкиным изображено русское барство, и построить устный рассказ по данной теме.

1 группа – «Троекуров и его усадьба»

2 группа – «Дубровский и его усадьба»

3 группа – «Верейский и его усадьба»

4 группа – «Давай-ка обобщим!» Обобщение материала в форме таблицы (на доске) «Изображение русского барства»

Отвечают на вопросы, выполняют задания

План:

1.Место нахождения усадьбы;

2.Владелец усадьбы;

3.Описание усадьбы;

4.Характеристика владельца;

5.Род занятий владельца усадьбы;

6.Взаимоотношения с крестьянами.

4. Работа с литературоведческими терминами

Словесный, проблемный, поисковый

Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, анализ, умение доказывать

Контролирует выполнение, выслушивая ответы, восстанавливает схему на доске.

Беседа:

- Поясните каждый элемент композиции.

- Какова роль эпизода на псарне в романе?

- Каким элементом композиции является эпизод на псарне? Почему?

Выполняют задание.

Перепишите схему с доски в тетрадь, восстановив пропущенные элементы:

Композиция эпического произведения:

Экспозиция - … - развитие действия - … - развязка – эпилог.

  1. Оценочный блок

1. Самооценка

Словесный, самоанализ

Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

регулятивные УУД:  рефлексия, оценка

Инструктирует

Оценивают по пятибалльной шкале свое участие в уроке:

  1. активное (участвовал в работе группы, выступал перед аудиторией, отвечал на вопросы учителя);

б) пассивное (внимательно слушал, следил за ходом беседы, понимал услышанное)

2. Взаимооценивание

Словесный, взаимооценивание

Беседа:

- Выступление какой группы вам понравилось, запомнилось больше всего? Почему?

- Какой из представленных творческих проектов показался вам самым интересным? Почему?

- Как бы вы оценили работу своей группы: организованно ли вы работали? Всё ли успели?

Оценивают работу групп

  1. Рефлексивный  блок

1. Выражение отношения к произошедшему

Словесный

Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в письменной форме, смысловое чтение, творческое преобразование авторского текста;  умение анализировать и синтезировать новые знания;

коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

личностные УУД:  нравственно-этическая ориентация, оценивание содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор, творческое осмысление полученных знаний,

регулятивные УУД:  рефлексия, оценка, умение рационально организовывать самостоятельную деятельность

Беседа:

- Какие нравственные уроки вы для себя извлекли, анализируя описанную А.С. Пушкиным ситуацию?

Анализируют услышанное, делают выводы, отвечают на вопросы учителя

2.Итог

Как мы уже отмечали, в романе нет идиллической картины жизни русского барства. Если говорить только о Кириле Петровиче и Андрее Дубровском, то мы понимаем, что их жизнь сильно разнится и показа автором в противопоставлении. Дубровский привлекателен своей независимостью и верой в справедливость.

  1. Домашнее задание

Творческая работа

Словесный, практический

Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в письменной форме, смысловое чтение, творческое преобразование авторского текста;  умение анализировать и синтезировать новые знания;

коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

личностные УУД:  нравственно-этическая ориентация, оценивание содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор, творческое осмысление полученных знаний, умение взглянуть на ситуацию глазами другого человека;

регулятивные УУД:  рефлексия, оценка, умение рационально организовывать самостоятельную деятельность

Инструктирует по выполнению домашнего задания

1 группа -Изобразите фамильный герб Троекуровых

2 группа – изобразите фамильный герб Дубровских.

Написать синквейн «Дубровский и Троекуров».

Перечитать 3-7 главы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Изображение русского барства в романе А.С.Пушкина "Дубровский"

Подробный план-конспект урока составлен в соответствии с требованиями ФГОС....

Изображение русского барства в романе А.С.Пушкина "Дубровский"

План-конспект урока в соответствии с требованиями ФГОС....

Урок "Изображение русского барства в повести А.С.Пушкина «Дубровский»

Данная разработка поможет учителям школ эффективнее подготовиться к уроку изучения творчества А.С.Пушкина. Познакомит учащихся с этапными произведениями выдающегося поэта, стихи и поэмы которого отраз...

Урок "Изображение русского барства в повести А.С.Пушкина «Дубровский»

Данная разработка поможет учителям школ эффективнее подготовиться к уроку изучения творчества А.С.Пушкина. Познакомит учащихся с этапными произведениями выдающегося поэта, стихи и поэмы которого ...

Изображение русского барства в повести А.С.Пушкина «Дубровский»

Данная разработка поможет учителям школ эффективнее подготовиться к уроку изучения творчества А.С.Пушкина. Познакомит учащихся с этапными произведениями выдающегося поэта, стихи и поэмы которого ...

А.С. Пушкин «Дубровский». История создания. Изображение русского барства.

Презентация к уроку А.С. Пушкин «Дубровский».История создания. Изображение русского барства....