Урок подготовки к обучающему сочинению "Троекуров и Дубровский старший. Два характера. Две судьбы". (По роману А.С. Пушкина "Дубровский").
план-конспект урока по литературе (6 класс)
В разработке представлен урок подготовки к сочинению, который включает в себя сравнительную таблицу "Троекуров и Дубровский", беседу по таблице, подбор языкового материала, необходимого для написания сочинения, а также обсуждение пословиц, отражающих народные представление о вражде и примирении. В ходе урока у шестиклассников должно сложиться целостное представление о характере и образе жизни героев, а также о причинах и последствиях ссоры, ставших роковой не только в судьбе помещиков, но и в судьбе их детей.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Урок 9
Подготовка к обучающему сочинению на основе литературного материала «Троекуров и Дубровский старший. Два характера. Две судьбы».
Урок развития речи
Ход урока
1. Открываем сравнительную таблицу «Троекуров и Дубровский», которую школьники делали дома после первого урока изучения романа. Проводим беседу, учащиеся отвечают, опираясь на таблицу.
Примерный образец таблицы
Критерии для сравнения | Сходства | |
Возраст | Троекуров и Дубровский ровесники, дворяне, оба вышли в отставку, женились по любви, стали вдовцами, у каждого есть один ребёнок. | |
Происхождение | ||
Служебное положение | ||
Семейное положение | ||
Различия | ||
Троекуров | Дубровский | |
Социальный статус | Богат, имеет связи, власть, авторитет в обществе. | Беден, не имеет связей и веса в обществе. |
Характер | Деспотичный, жестокий, своенравный, тщеславный, самовлюблённый, упрямый, властный, эгоистичный, высокомерный, заносчивый, хвастливый. | Порядочный, добрый, справедливый, имеет чувство собственного достоинства, чувство дворянской чести. Хотя при этом не лишен чувства зависти. |
Отношение к людям, поступки | Не считается с мнением других людей, позволяет себе злые шутки, насмешки в их адрес, издевательства. По отношению к другим людям ведёт себя бесцеремонно, бестактно, по-хамски. Он ломает судьбы людей, его поступки приносят горе окружающим. | К другим людям относится уважительно, вежливо, мягко, уважает человеческое достоинство, но и к себе требует такого же отношения. |
2. Вопросы беседы:
- Что объединяет двух помещиков?
- Чем они различны?
- Чья судьба складывалась счастливее? Почему?
- Кто, на ваш взгляд, виноват в ссоре? Почему?
- Что двигало Троекуровым? А Дубровским?
- Можно было бы избежать конфликта? Каким образом?
- Что для этого нужно было сделать обоим помещикам?
- Почему мир не был достигнут? Какие качества характера героев этому помешали?
- Возможна ли была дружба двух помещиков? Или она была обречена с самого начала? Аргументируйте свое ответ.
- Кто ещё пострадал из-за вражды помещиков? Каким образом?
(Помещики сломали судьбы своим детям).
3. Составление плана сочинения.
Вариант плана
1.Жизнь дворянства в 19 веке. Краткие сведения, приготовленные детьми ранее.
2.Троекуров и Дубровский старший. Сходства
3. Троекуров и Дубровский старший. Различия.
4. «Один задириха, другой неспустиха». (Ссора двух друзей).
5. Кто виноват в смерти Дубровского старшего?
6. Ваше отношение к двум героям.
4. Заполните таблицу существительными, подходящими для характеристики каждого героя.
Необходимо отметить, что среди слов для распределения есть такие существительные, которые не подходят ни Троекурову, ни Дубровскому. Такие как «снисхождение», «прощение», «мир», «милосердие». Школьники должны определить, что эти слова являются лишними при характеристике героев. Некоторые же существительные уместны для характеристики обоих помещиков. (Обидчивость, самолюбие, гордость).
Слова для распределения: честь, гордость, достоинство, своенравие, зависть, оскорбление, месть, грубость, бестактность, своеволие, жестокость, упрямство, хвастовство, лень, обжорство, умеренность, бедность, уважение, чувство такта, справедливость, честность, порядочность, обидчивость, самолюбие, эгоизм, прощение, снисхождение, злоба, коварство, вероломство, унижение, мир, милосердие.
Троекуров | Дубровский |
5. Проверка выполненной работы, обсуждение.
6. Обсуждение пословиц.
Слово учителя. В русском фольклоре существует множество пословиц о ссоре и примирении. Поговорим о некоторых из них. Как вы понимаете их смысл?
Например, худой мир лучше доброй ссоры,
Драчливый петух жирен не бывает.
От одного слова да навек ссора.
В ссоре оба проигрывают.
Бодливую корову из стада вон.
До расправы двое похваляются, а по расправе один.
Криком изба не рубится.
Мир да лад — большой клад.
Разгорелся сыр-бор из-за сосенки.
Не скоро минется, кто с кем подерется.
Всякая ссора красна мировою.
С кем побранюсь, с тем и помирюсь.
Легче ссоры избегать, чем ее прекращать.
7. Итог урока.
Какие выводы можно сделать, анализируя характер и судьбу Троекурова и Дубровского старшего?
8. Домашнее задание.
Прочитать статью учебника «О романе „Дубровский“» (с. 59—64). Записать основные положения статьи.
9. На следующем уроке пишем сочинение.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок литературы в 7 классе "Повесть о Петре и Февронии Муромских. Судьба и характер героев"
Материал содержит мультимедийный урок, урок-виртуальное путешествие "Поветь о Петре и Февронии Муромских. Судьба и характер героев"....
урок технологии Посеешь характер - пожнешь судьбу
Урок технологии по курсу "Мой выбор" в 8 классе...
урок по татарской литеретуре для 7 класса «Мой характер -моя судьба» по повести Фатиха Хусни «Перстень»
Предмет – Татарская литература Краткая аннотация урока:Тема урока - «Мой характер -моя судьба» по повести Фатиха Хусни «Перстень»Класс - 7 классТип урока: обобщение...
презентация к уроку литературы "Характер и судьба в романе А.С.Пушкина "Дубровский"
презентация знакомит с романом через иллюстрации...
Урок по литературе "А. С. Пушкин "Дубровский". Историческая эпоха в романе".
Разработка урока....
Драматичность характера и судьбы Родиона Раскольникова. Сны Раскольникова в раскрытии его характера и общей композиции романа
Драматичность характера и судьбы Родиона Раскольникова. Сны Раскольникова в раскрытии его характера и общей композиции романа...