Программа элективного курса «Совершенствование написания сочинения» 10-11 кл.
элективный курс по литературе (10, 11 класс)
Научить учащихся создавать устное и письменное речевое высказывание в форме рассуждения на основе прочитанного текста; подготовить учащихся к успешному написанию итогового сочинения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ek-11_literatura.docx | 24.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №1 г. Советский»
«СОГЛАСОВАНО» УТВЕРЖДЕНО
Заместитель директора по учебно-воспитательной работе приказом № _____
________________________ Т.В. Дидич «___» __________ 20____ г. «___» __________ 20____ г.
Рабочая программа курса внеурочной деятельности
«Совершенствование написания сочинения»
11 класс
2020– 2021 учебный год
Учитель: Шистерова Наталья Сергеевна
Квалификационная категория: высшая
Рассмотрено на заседании школьного методического объединения
Протокол № __ от «___» _______ 20____г.
г. Советский
2020 г.
Пояснительная записка
Программа составлена в соответствии с документами, определяющими содержание экзаменационной работы: обязательный минимум содержания основного общего образования по предмету, кодификатор элементов содержания по литературе для составления контрольно-измерительных материалов ЕГЭ, на основе программы: Литература. 10-11 классы: сборник программ элективных курсов/сост. Г.М. Вялкова. – Волгоград: Учитель, 2014.
Цель данного курса: научить учащихся создавать устное и письменное речевое высказывание в форме рассуждения на основе прочитанного текста; подготовить учащихся к успешной сдаче итогового сочинения.
Задачи курса:
- повторить основные литературоведческие термины, тексты художественных произведений;
- обучение созданию текста типа рассуждение с учетом основных признаков текста: смысловой и грамматической целостности, подчиненности коммуникативной задаче и т.д.
- расширить навыки самостоятельной работы;
- развивать навыки работы со справочной литературой;
- формировать навыки исследовательской работы.
Актуальность программы на современном этапе развития школы определяется прежде всего тем, что полученные знания формируют умение грамотно выражать свои мысли и создавать собственные высказывания.
Представленный курс готовит учащихся к сочинению – рассуждению.
Значимость данной программы – в углублении лингвистических знаний, овладении культурой устной и письменной речи и искусством речевого общения, формировании умений применять полученные знания на практике, обеспечении сознательного усвоения материала, развитии навыков активных речевых действий и риторических способностей, логики мышления, подготовки конкурентоспособного ученика.
Курс имеет практическую направленность, поскольку основное содержание составляет работа с тематическими направлениями.
Итогом обучения должно стать успешное прохождение выпускниками экзамена в форме итогового сочинения.
Место предмета в учебном плане
Количество часов по учебному плану на 2020-2021 учебный год 35 часа из расчета 1 час в неделю.
Планируемые результаты изучения учебного предмета
Выпускник научится:
- воспринимать и анализировать художественный текст в его жанрово-родовой специфике;
- выделять смысловые части художественного текста;
- формулировать тему, идею, проблематику произведения;
- характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств в произведении;
- сопоставлять литературные факты и явления;
- выделять авторскую позицию;
- применять сведения по истории и теории литературы при оценке художественного произведения;
- объяснять связь произведения со временем написания и нашей современностью;
- соотносить изучаемое произведение с литературным направлением;
- самостоятельно работать с текстом и создавать свой собственный текст в условиях ограниченного времени, выражать свои мысли современным литературным языком, выстраивать свой текст по определенной модели.
Личностные результаты:
• умении понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;
• совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов;
• использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.).
Метапредметные результаты:
• умении понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;
• умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;
• умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.
Предметные результаты:
1) в познавательной сфере:
• понимание ключевых проблем изученных произведений;
• понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
• умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
• определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа);
• владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
2) в ценностно-ориентационной сфере:
• приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;
• формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка;
• собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;
• понимание авторской позиции и свое отношение к ней;
3) в коммуникативной сфере:
• восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;
• умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог;
• написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы;
4) в эстетической сфере:
• понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;
• понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.
Содержание
- Сочинение как текст. Основные признаки текста
- Критерии проверки и оценки выполнения заданий С
- Роль и значение эпиграфа.
- Структура сочинения.
- Структура сочинения.
- Работа с текстом при подготовке к сочинению. Древнерусская литература.
- Работа с текстом при подготовке к сочинению. Литература 18 века.
- Работа с текстом при подготовке к сочинению.
- Литература 1-ой половины 19 века.
- Работа с текстом при подготовке к сочинению.
- Литература 2-ой половины 19 века.
- Работа с текстом при подготовке к сочинению. Литература 2-ой половины 20 века.
- Работа с текстом при подготовке к сочинению.
- Литература 1-ой половины 20 века.
- Работа с текстом при подготовке к сочинению.
- Литература 2-ой половины 20 века.
- Теоретико-литературные понятия.
- Роль теоретико-литературных понятий в подготовке к экзаменам.
- Классификация сочинений по проблематике, тематике и жанрам.
- Классификация сочинений по проблематике, тематике и жанрам
- Язык художественного произведения.
- Изобразительно-выразительные средства.
- Авторский замысел и его воплощение.
- Речевая характеристика персонажа.
- Особенности сочинения-рассуждения.
- Особенности сочинения-рассуждения.
- Сочинение-анализ эпизода.
- Сочинение-анализ эпизода.
- Сочинение-анализ стихотворения.
- Сочинение-анализ стихотворения.
- Пробный экзамен.
- Пробный экзамен.
- Пробный экзамен.
- Редактирование и рецензирование сочинений.
- Редактирование и рецензирование сочинений.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема | Кол-во часов | Характеристика основных видов деятельности учащихся | Формы работы | Дата проведения | |
1. | Сочинение как текст. Основные признаки текста. | 1 | Слушание лекции, ее запись: составление плана, опорной таблицы. | Лекция | ||
2. | Критерии проверки и оценки сочинения. | 1 | Изучение требований к письменным работам. Работа с таблицей. | Практикум | ||
3. | Роль и значение эпиграфа. | 1 | Работа с текстом. Анализ произведений. | Семинар | ||
4, 5. | Структура сочинения. | 2 | Составление планов, написание вступлений, заключений. | Практикум | ||
6. | Работа с текстом при подготовке к сочинению. Древнерусская литература. | 1 | Отбор, систематизация материала, планирование будущего текста. Анализ произведений. | практикум | ||
7. | Работа с текстом при подготовке к сочинению. Литература 18 века. | 1 | Отбор, систематизация материала, планирование будущего текста. Анализ произведений. | практикум | ||
8, 9. | Работа с текстом при подготовке к сочинению. Литература 1-ой половины 19 века. | 2 | Отбор, систематизация материала, планирование будущего текста. Анализ произведений. | практикум | ||
10,
| Работа с текстом при подготовке к сочинению. Литература 2-ой половины 19 века. | 1 | Отбор, систематизация материала, планирование будущего текста. Анализ произведений. | практикум | ||
11. 12. | Пробный экзамен. | 2 | Пробный экзамен | |||
13,
| Работа с текстом при подготовке к сочинению. Литература 2-ой половины 19 века. | 2 | Отбор, систематизация материала, планирование будущего текста. Анализ произведений. | Семинар | ||
14. | Работа с текстом при подготовке к сочинению. Литература конца 19 – начала 20 века. | 1 | Отбор, систематизация материала, планирование будущего текста. Анализ произведений. | Семинар | ||
15, 16. | Работа с текстом при подготовке к сочинению. Литература 1-ой половины 20 века. | 2 | Отбор, систематизация материала, планирование будущего текста. Анализ произведений. | практикум практикум | ||
17, 18. | Работа с текстом при подготовке к сочинению. Литература 2-ой половины 20 века. | 2 | Отбор, систематизация материала, планирование будущего текста. Анализ произведений. | практикум практикум | ||
19, | Роль теоретико-литературных понятий в подготовке к экзаменам. | 2 | Составление таблиц терминов, анализ сочинений, составление плана сочинения, подбор фактического материала. | Лекция | ||
20. 21, | Классификация сочинений по проблематике, тематике и жанрам. | 2 | Запись лекции, подбор материала, анализ сочинений. | Семинар | ||
22. 23, 24. | Язык художественного произведения. Изобразительно-выразительные средства. | 3 | Практическая работа. Анализ текста. Работа с изобразительно- выразительными средствами. | Семинар | ||
25. | Авторский замысел и его воплощение. | 1 | Анализ текста. | практикум | ||
26. | Речевая характеристика персонажа. | 1 | Отбор, систематизация материала. Анализ текста. | практикум | ||
27, 28. | Особенности сочинения-рассуждения. | 2 | Подбор тезиса, аргументов, фактического материала. | Лекция | ||
29. 30. | Сочинение-анализ эпизода. | 2 | Анализ эпизодов по плану, создание сочинения - анализ эпизода. | практикум | ||
31, 32 | Сочинение-анализ стихотворения. | 2 | Восприятие, истолкование, оценка поэтического текста, нахождение художественных средств, определение их роли. Анализ сочинений. | практикум | ||
33. | Внеурочная деятельность. Анализ сочинений. Индивидуальные консультации. | 1 | Анализ сочинений. Индивидуальные консультации. | Индивидуальные консультации. | ||
34, 35 | Редактирование и рецензирование сочинений. | 2 | Анализ ошибок, правка готовых сочинений, написание рецензий. | практикум |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа элективного курса «Технология написания сочинения по литературе». 11 класс
Рабочая программа рассчитана на 17 часов (по 1 часу в неделю), программа элективного курса может быть рекомендована для учащихся любого профиля. ...
Рабочая программа по элективному курсу "Техника написания сочинения по литературе в 11 классе"
Работа над сочинением учит развивать мысли на избранную тему, формирует литературные взгляды и вкусы, дает возможность высказать то, что тревожит и волнует. Она приобщает учащегося к литературному тво...
Программа элективного курса "Обучение написанию сочинения-рассуждения"
Актуальность программы на современном этапе развития школы определяется прежде всего тем, что полученные знания формируют умение грамотно выражать свои мысли и создавать собственные выск...
Программа элективного курса «Совершенствование лингвистической компетенции выпускников при выполнении частей 1,3 экзаменационной работы»»
Представленная программа поможет совершенствовать творческие способности учащихся и подготовить школьников к написанию сочинения ОГЭ по русскому языку...
Элективный курс: «Техника написания сочинения по литературе (подготовка к итоговому сочинению)»
Элективный курс «Техника написания сочинения по литературе (подготовка к итоговому сочинению)» предназначен для учащихся 10-11 классов, которым предстоит в декабре сдавать экзаменационное ...
Рабочая программа элективного курса "Совершенствование языковой грамотности учащихся" (10 класс)
Рабочая программа элективного курса "Совершенствование языковой грамотности учащихся" (10 класс)...
Рабочая программа элективного курса «Совершенствование языковой грамотности учащихся»
Элективный курс «Совершенствование языковой грамотности учащихся» ...