Программа элективного курса «Совершенствование лингвистической компетенции выпускников при выполнении частей 1,3 экзаменационной работы»»
рабочая программа по русскому языку (9 класс) на тему
Представленная программа поможет совершенствовать творческие способности учащихся и подготовить школьников к написанию сочинения ОГЭ по русскому языку
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
oge_elektiv.docx | 29.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Первомайская средняя общеобразовательная школа»
Лямбирского муниципального района Республики Мордовия
Согласовано На заседании методического Совета школы. _________________ /Председатель метод. Совета Стрижевец Ж.В./ | Утверждаю. Директор школы: /Таратынов С.Б./ Приказ № (основание: решение педагогического Совета протокол № ) |
Рабочая программа
элективного курса по русскому языку в 9 классе
«Совершенствование лингвистической компетенции
выпускников при выполнении частей 1,3 экзаменационной работы»»
Составитель: Макарова Е.С.
учитель русского языка и литературы
2016 г.
Пояснительная записка.
В данной программе элективного курса большое внимание уделяется обучению написания сжатого изложения. В современных программах не содержится законченной, логически обоснованной системы работы по обучению созданию сжатых текстов. Кроме того, в существующих программах не определен круг специальных речевых умений в этой области и не описаны требования, предъявляемые к сжатым изложениям школьников. Все это требует создания системы работы с учащимися по подготовке к итоговой аттестации в новой форме. Элективный курс позволяет подробно рассмотреть все этапы работы над сжатым изложением, учащиеся получают возможность попрактиковаться в написании сжатого изложения, что не предусмотрено программой по русскому языку для общеобразовательных школ (5-9 классы).
Программа элективного курса предусматривает также обучение учащихся написанию сочинения по выбору выпускника
Данный курс предусматривает работу с текстом, его анализ как с точки зрения структуры, последовательности микротем, так и с точки зрения стилевой принадлежности и типа речи. Программа составлена с учетом возрастных особенностей и уровня подготовленности учащихся, она ориентирована на развитие логического мышления, предметных умений и творческих способностей учащихся.
Цель: осуществление поэтапной системной подготовки учащихся к выполнению заданий КИМов новой формы Государственной итоговой аттестации по русскому языку;
Задачей курса является формирование навыков, обеспечивающих успешное прохождение итоговой аттестации.
В ходе занятий учащиеся должны научиться:
- овладеть комплексом умений, определяющих уровень языковой и лингвистической компетенции 9-классников;
- научиться грамотно писать сжатое изложение публицистического стиля;
- владеть формами обработки информации исходного текста;
- овладеть практическими навыками написания сочинений-рассуждений разной стилевой принадлежности;
- четко соблюдать инструкции, сопровождающие задание;
- самостоятельно ограничивать временные рамки на выполнение заданий;
- работать с бланками экзаменационной работы;
- сосредоточенно и эффективно работать в течение экзамена.
Программа курса рассчитана на 34 часа из расчета 1 час в неделю.
Подготовка к сжатому изложению
Первая часть работы государственной итоговой аттестации в 9 классе – это написание сжатого изложения по тексту публицистического стиля. Сжатое изложение – это форма обработки информации исходного текста, позволяющая проверить комплекс необходимых жизненных умений, важнейшими из которых являются следующие:
- умение точно определять круг предметов и явлений действительности, отражаемой в тексте;
- умение адекватно воспринимать авторский замысел;
- умение вычленять главное в информации;
- умение сокращать текст разными способами;
- умение правильно, точно и лаконично излагать содержание текста;
- умение находить и использовать в разных стилях речи языковые средства обобщённой передачи содержания.
Для эффективности выполнения этого вида работы ученика нужно научить понимать, что любой текст содержит главную и второстепенную информацию. Главная информация – то содержание, без которого авторский замысел будет неясен или искажён. Следовательно, нужно научить воспринимать текст на слух так, чтобы ученик точно понимал его общую тему, проблему, идею, видел авторскую позицию.
Поэтому первые занятия курса посвящены повторению основных понятий: текст, его признаки, микротекст, тема, микротема, проблема, основная мысль. При работе с текстами необходимо тренировать учащихся в определении микротем, являющихся составной частью общей темы прослушанного текста.
Так как для изложения даются тексты публицистического стиля, нужно подробнее остановиться на особенностях (лексических, морфологических и синтаксических) этого стиля речи, его приметах, а также повторить типы речи, которые могут использоваться в предложенных текстах.
При работе над сжатием текста необходимо познакомить учащихся с элементами сжатия (упрощение, сокращение, обобщение). Рекомендуется брать микротексты (1 абзац) и на конкретных примерах отрабатывать приемы сжатия.
Подготовка к сочинению-рассуждению
Третья часть работы ОГЭ содержит творческое задание, которое проверяет коммуникативную компетенцию учащихся: умение строить собственное высказывание в соответствии с типом речи. При этом не случайно особое внимание уделяется умению аргументировать положения творческой работы, используя прочитанный текст. Именно это общеучебное умение необходимо школьникам в дальнейшей образовательной, а часто и в профессиональной деятельности.
Умение отстоять свои позиции, уважительно относиться к себе и своему собеседнику, вести беседу в доказательной манере служит показателем культуры, рационального сознания. Подлинная рациональность, включающая способность аргументации доказательности своей позиции, вовсе не противоречит уровню развития эмоциональной сферы, эстетического сознания. В этом единстве и заключается такое личностное начало, как ответственность за свои взгляды и позиции.
Поэтому в данном курсе особое место отводится подготовке к сочинению-рассуждению. При этом необходимо остановиться на повторении понятий типы речи (повествование, описание, рассуждение), их признаках. Более подробно - на рассуждении (научном), его структуре и особенностях (лексических, морфологических, синтаксических), так как в основе собственного высказывания учащиеся будут использовать именно этот тип речи.
Учебно-тематический план
Раздел | Кол-во часов | В том числе | |
Практические работы | Контрольные работы | ||
1. Введение. Значение курса, его задачи. | 2 | ||
2. Текст. Сжатое изложение | 5 | 3 | 1 |
3. Текст. Сочинение на лингвистическую тему | 7 | 2 | 1 |
5. Заключение. Итоговый контроль. | 3 | 2 | |
ИТОГО | 34 | 5 | 5 |
Содержание программы элективного курса
1. Введение. Значение курса, его задачи (2 часа).
Структура экзаменационной работы в формате ГИА. Число и виды заданий. Знакомство с демонстрационным вариантом 2013 г. Особенности заполнения бланков экзаменационной работы. Знакомство с критериями оценки выполнения заданий.
2. Текст. Сжатое изложение (5 часов).
Тема. Главная мысль текста. Сжатое изложение. Что такое микротема. Микротемы исходного текста. Абзацное членение текста. . Разделение информации на главную и второстепенную, исключение несущественной и второстепенной информации. Приемы сжатия текста: исключение, обобщение, упрощение.
3. Текст. Обучение сочинениям разных видов (7 часов).
Критерии оценки задания.. Структура сочинений. Формулировка тезисов сочинений-рассуждений. Аргументы в сочинениях. Приемы ввода примеров из исходного текста. Вывод сочинения-рассуждения. Композиционное оформление сочинения-рассуждения. Создание сочинения-рассуждения.
4. Комплексный анализ текста. (17 часов).
Понимание текста. Целостность текста. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Лексическое значение слова. Выразительные средства. Стили речи. Правописание корней. Правописание приставок. Правописание суффиксов. Простое осложненное предложение. Знаки препинания в простом осложненном предложении. Знаки препинания в сложносочиненном предложении. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении. Словосочетание. Грамматическая основа предложения. Сложные бессоюзные предложения. Сложные предложения с различными видами связи. Синтаксический анализ сложного предложения.
5. Заключение. Итоговый контроль (3 часа).
Диагностическая работа. Анализ ошибок.
Требования к уровню подготовки учащихся.
Учащиеся должны знать:
- содержание используемых в задании экзаменационной работы понятий и терминов: «тема текста», «основное содержание прослушанного текста», «микротема», «приёмы сжатия (компрессии) текста»;
- лексические явления в языке;
- грамматические явления в языке.
Учащиеся должны уметь:
- создавать собственное связное высказывание на заданную (лингвистическую) тему на основе прочитанного текста.
- аргументировать положения своей работы, указывая разные функции в области фонетики, морфемики, морфологии, синтаксиса;
- последовательно излагать материал, оформлять текст сочинения-рассуждения в соответствии с критериями оценивания новой формы итоговой аттестации по русскому языку в 9 классе.
Календарно-тематическое планирование элективного курса
№ п/п | Тема занятия | дата | |
план | факт | ||
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 | 1. Введение. Значение курса, его задачи (2 часа). Особенности ОГЭ - 2017 по русскому языку в новой форме: цели, содержание, структура, учебные пособия. Организация и технология проведения ОГЭ по русскому языку в новой форме. Особенности заполнения бланков экзаменационной работы. Знакомство с критериями оценки выполнения заданий. 2. Текст. Сжатое изложение (5 часов). Сжатое изложение. Что такое микротема. Учимся находить микротемы исходного текста. Абзацное членение текста. Сжатое изложение. Что такое сжатие (компрессия) текста. Приемы сжатия текста. Практическая работа 1: Отработка приёма ИСКЛЮЧЕНИЕ. Сжатое изложение. Приемы сжатия текста. Практическая работа 2: Отработка приёма ОБОБЩЕНИЕ. Сжатое изложение. Приемы сжатия текста. Практическая работа 3: Отработка приема УПРОЩЕНИЕ. Контрольная работа 1. Написание сжатого изложения. 3. Текст. Сочинение на лингвистическую тему (7 часов). Сочинение на лингвистическую тему. Критерии оценки задания С2. Структура сочинения на лингвистическую тему. Учимся формулировать тезис. Учимся аргументировать. Приемы ввода примеров из исходного текста. Учимся писать вывод сочинения на лингвистическую тему. Практическая работа 4: Создание сочинения-рассуждения на лингвистическую тему по цитате о языковом явлении. Практическая работа 7: Создание сочинения-рассуждения на лингвистическую тему по цитате о языковом явлении. Контрольная работа 2. Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему по цитате о языковом явлении. 4.Комплексный анализ текста. Выполнение тестовых заданий (17 часов). Понимание текста как крупнейшей языковой единицы. Лексическое значение слова. Средства выразительности речи. Тропы. Фигуры речи. Что такое клише? Практикум по написанию 15.1 Анализ работы. Практикум по написанию 15.2
Анализ работы Практикум по написанию 15.3 Анализ работы Сложносочиненные и сложноподчиненные предложения. Пунктуация. Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными. Задание В8 Сложные предложения с различными видами связи. Задания В9. Контрольная работа 3. Тест. 5. Заключение. Итоговый контроль (3 часа). Диагностическая работа в форме ОГЭ Диагностическая работа в форме ОГЭ Анализ ошибок. Итоговый практикум Семинар «Вспоминаем изученное» Итоговое занятие |
Перечень учебно-методического обеспечения.
1. С.В.Драбкина, Д.И.Субботин. «ГИА выпускников 9 класса в новой форме. Русский язык 2012. Успешная подготовка. Разбор заданий. Алгоритмы. Тесты» / М., «Интеллект-Центр», 2012 .
2. ФИПИ. ГИА Русский язык. Типовые экзаменационные варианты. Под редакцией И.П.Цыбулько./ М., Национальное образование, 2011.
3.Т.Г.Егораева. Русский язык. ГИА в новой форме. Типовые тестовые задания. 9 класс./М., «Экзамен», 2012.
4.И.П.Васильевых, Ю.Н.Гостева. Контрольные работы в новом формате. 9 класс./ М., «Интеллект-Центр, 2011.
5.Т.Н. Мамона. рабочая тетрадь по русскому языку «Готовимся к изложению». 9 класс./ М., «Экзамен».
Словари и справочники
1. Александрова З.С. Словарь синонимов русского языка. – М., 1998.
2. Ашукин Н.С., Ашукина М.Г. Крылатые слова: Литературные цитаты. Образные выражения. – М., 1988.
3. Зимин В.И. и др. Русские пословицы и поговорки: Учебный словарь. – М., 1994.
4. Орфоэпический словарь русского языка: Произношение, ударение, грамматические формы/Под ред. Р.И.Аванесова. – М., 1989.
5. Панов Б.Г., Текучев А.В. Школьный грамматико-орфографический словарь русского языка. – М., 1991.
6. Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь трудностей русского языка. М., 1998.
7. Энциклопедический словарь юного филолога (Языкознание). – М.,1984.
8. Энциклопедический словарь юного литературоведа. – М., 1988.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа элективных курсов "Теория и практика написания сочинений часть 3(С)"
Программа элективных курсов выстроена поэтапно, учитель постепенно готовит учащихся к самостоятельной работе над авторским текстом и высказыванию собственных мыслей, обучает технологии написания сочин...
программа элективного курса "Русский язык ЕГЭ: успешное выполнение задания С"
Программа элективного курса создана на основе критериев оценивания задания с развернутым ответом Демонстрационного варианта ЕГЭ 2013 г. Русский язык, 11 класс, составленного на основе Федерально...
Программа элективного курса " Обучение сочинению в рамках выполнения части С ЕГЭ"
Единый государственный экзамен по русскому языку как форма итоговой аттестации школьников обязательно включает часть С, выполнение которой заключается в написании сочинения-рассуждения с опорой на про...
Программа элективного курса "Под лингвистическим микроскопом"
Данный курс предназначен для предпрофильной подготовки учащихся 9 класса...
Программа элективного курса «Совершенствование написания сочинения» 10-11 кл.
Научить учащихся создавать устное и письменное речевое высказывание в форме рассуждения на основе прочитанного текста; подготовить учащихся к успешному написанию итоговог...
Рабочая программа элективного курса "Совершенствование языковой грамотности учащихся" (10 класс)
Рабочая программа элективного курса "Совершенствование языковой грамотности учащихся" (10 класс)...
Рабочая программа элективного курса «Совершенствование языковой грамотности учащихся»
Элективный курс «Совершенствование языковой грамотности учащихся» ...