Урок родной литературы в 5 классе
план-конспект урока по литературе (5 класс)
Предварительный просмотр:
Тема: Былина «Три поездки Ильи Муромца»
Цель: познакомиться с былиной и проанализировать ее.
Задачи:
- дать представление о былине как героической песни эпического характера, о своеобразии ритмико-мелодической организации былин;
- познакомить с героями былин, образами богатырей, традиционной системой образов;
- выяснить особенности былинного сюжета;
- сравнить былину и сказку;
- формировать навык выразительного чтения и анализа;
- воспитание у учащихся чувства гордости и уважения к культурному наследию страны.
ХОД УРОКА
СЛАЙД 1. Создание благоприятной эмоциональной атмосферы. Подготовка к восприятию нового материала.
Под музыку гуслей 3 ученицы:
Ой вы гой еси, добры молодцы да красны девицы!
Посмотрите-ка да послушайте,
Да не говорите потом,
Что слыхом не слыхивали и видом не видывали.
Мы рассказ поведем про дела старые,
Что про старые, про бывалые,
Чтобы добрые люди послушали,
Чтобы молодцы да девицы призадумались.
А поговорим-то мы с вами о мудрых и славных богатырях русских,
преисполненных ратного духа, и пусть ещё больше
укрепится ум наш знаниями, а сердце любовью к своему Отечеству.
2. Постановка темы и целеполагание.
- О каких-таких старых делах пойдет речь на уроке? О ком мы будем говорить?
- Какие древнерусские слова вам непонятны? Ой вы гой еси – будьте здоровы.
- Что это за древнерусский инструмент прозвучал? Гусли яровчатые - из явора, особого вида клена.
- Как же называлась песня о богатырях, которую исполняли под звуки гуслей?
СЛАЙД 2. Запись темы: Былина «Три поездки Ильи Муромца».
- Сформулируйте цель.
- Какие задачи стоят перед нами?
3. Определение былины.
- Вступление прочитано в былинном стиле. Попытайтесь дать определение этому жанру фольклора.
Запись: Былина – это песня-сказание о богатырях и исторических событиях Др. Руси.
- Кто создавал эти песни?
- А кто исполнял?
- От какого слова произошло слово «былина»? От слова «быль». Сказители верили, что эти истории были на самом деле.
- Какая следующая задача перед нами стоит? Познакомиться с героями былин. Для этого отправимся в Третьяковскую галерею
СЛАЙД 3. Описание картины «Три богатыря».
- Назовите автора этой картины. (Васнецов В.М.).
- Как звали былинных богатырей, изображенных на картине «Богатыри»?
- Как их изобразил художник? (Они сильные и величественные, сурово глядят вдаль)
- Как выдумаете, о чем они думают? (Они думают, не посягает ли враг на Русскую землю)
- Что держат богатыри в руках? (Булава, меч-кладенец, лук).
- Как художник показал состояние тревоги на картине? (мрачные тучи).
5. Послушайте сообщения об этих богатырях (два заранее подготовленных ученика).
1-й. В центре группы – главный герой Илья Муромец, воплощение силы, могущества и вместе с тем – человечности, доброты.
СЛАЙД 4. Слева от него – княжеский дружинник Добрыня Никитич, воплощение воинского долга, чести. Князь часто дает богатырю разные поручения, которые Добрыня всегда ловко исполняет. Он умен, образован, отлично стреляет из лука, хорошо плавает, играет на гуслях. И богатырской силы и храбрости ему не занимать: одолел самого Змея Огненного! Забаву Путятишну, племянницу князя Владимира, вызволил из змеевых пещер. По силе он уступает только Илье Муромцу, зато считается самым вежливым и учтивым богатырем.
СЛАЙД 5. Справа – самый молодой богатырь Алеша Попович. На пиру у князя Владимира Алёша Попович спасает от Тугарина Змеевича княжескую жену Апраксию, а народ русский – от тягот-податей неимоверных. В лице и фигуре его подчеркнуты мечтательность и лукавство. Алеша Попович выделяется среди богатырей своей находчивостью, смекалкой, остроумием. Он может легко обмануть самого князя. Алеша любит подшучивать, за что его часто ругают старшие богатыри.
СЛАЙД 6. 2-й. Из былин мы узнаем, что Илья до 33-х лет «не владел» руками и ногами, а затем получил чудесное исцеление от старцев. Они, придя в дом к Илье, просят его встать и принести им воды. Муромец объяснил гостям, что он не может встать. Они повторно просят Илью встать и принести им воды. После этого Муромец встает, идет к колодцу и приносит воду. Старцы велят Илье испить воды. Илья выпил и выздоровел, почувствовав в себе огромную силу. Затем старцы говорят Илье, что он должен идти на службу к князю Владимиру. При этом они упоминают, что по дороге в Киев есть неподъемный камень с надписью, который Илья тоже должен посетить. Он отправляется «к стольному граду Киеву» и приходит сперва к тому камню. Илья отодвинул камень и увидел там коня богатырского, доспехи. Коню он сказал: «Ай же ты, конь богатырской! Служи-ка ты верою-правдою мне». После этого Илья скачет к князю Владимиру.
СЛАЙД 7. Прототипом былинного персонажа считается исторический силач по прозванию «Чоботок», родом из Мурома, живший XII веке и принявший монашество в Киево-Печерской лавре под именем Ильи, причисленный к лику святых.
СЛАЙД 8. Многие называют былины сказками, особенно если смотрят мультфильмы про богатырей. Выясним отличие былины от сказки.
Сказка | Былина |
1. Фантастический рассказ волшебного или бытового характера. 2. Герои – люди, царевичи, животные. 3. Способ исполнения – сказывание. 4. Герои сражаются с чудовищами. 5. Герои преследуют личные цели. | 1. Рассказ о событиях, происходивших в Др Руси. 2. Герои – богатыри. 3. Способ исполнения – пение или речитатив (напевная речь). 4.Герои сражаются с врагами земли русской. 5. 5. Богатырь борется за свободу русского народа |
СЛАЙД 9. Прослушивание былины. 11 мин
Про Илью Муромца сложено много былин, мы познакомимся с самой последней.
Задание: следить и подчеркнуть все непонятные слова.
СЛАЙД 10. Физкультминутка «Богатыри»
Дружно встали: раз, два, три,
Мы теперь богатыри! (встают)
Мы мощны и высоки, (встают на цыпочки, поднимают руки вверх, тянутся)
У нас плечи широки, (расставляют руки в стороны, тянутся)
Мы кольчуги надеваем, (имитируют движение)
Боевых коней седлаем,
Выезжаем все в дозор, (скачут)
Чтоб на земли кинуть взор.
Вот стоим мы на заставе,
Ноги широко расставим. (Встают, расставив ноги)
Поглядим из-под ладони
Вправо-влево (имитируют движение), торс наклоним.
Нет ли вражеских следов, (наклоняются)
Не летит ли трехголов (смотрят вверх, прогибая спину)
Змей люд русский обижать?
Все спокойно? Молодцы!
СЛАЙД 11. Словарная работа.
Латырь (алатырь) - священный камень для жертвоприношения
КуревА - метель, вьюга
ПолЯница -богатырь, богатырка
Тать - вор
Баский - красивый
Прямоезжая дорога - прямая.
Корела — современая Карелия.
Тесмяная уздечка - сделанная из тесьмы. Она считается более богатой и нарядной.
9. Беседа.
- Как описывается внешний вид И. Муромца? Старый казак, добрый молодец, старенький.
- Как он выбирает себе дорогу для поездки? Чем объясняет каждый раз свой выбор?
- Почему Илья Муромец решает проверить все три дороги?
- Как Илья Муромец бился с разбойниками?
- Какое качество помогает ему спастись от коварства красны девицы – удалой поляницы?
- Как распоряжается Илья Муромец найденным богатством?
- Какими качествами наделил народ Илью М.? Смелый, бескорыстный, решительный, прозорливый, умение моментально принимать верные решения, в то же время скромный.
– Во имя чего сражаются и совершают свои подвиги, что защищают богатыри русские?
СЛАЙД 12. Запишем Художественные особенности былин.
- Имеют зачин (место и время действия) и концовку - заключение из всего содержания былины. Иногда зачин и концовка не связаны с содержанием былины.
2. Повторы (слов и строк для придания напевности)
3. Речитатив - напевная речь. Особый былинный стих – рифмы нет, но в каждой строчке 3 ударения.
Как скакАл-то ИльЯ со добрА коня,
ПрипадАл-то он ко мАтушке сырОй земле.
Как стучИт ведь мАтушка сырА земля
Да под тОй же как сторОнушкой востОчной.
4. Гипербола (преувеличение). (Чтобы подчеркнуть силу русского богатыря, гиперболически изображается и его враг).
5. Постоянные эпитеты: дородный добрый молодец, сила великая, славный стольный Киев-град, тугой лук, тетивочка шелковая, стрелочки калёные.
6. Сравнения: Нагнано-то силушки черным-черно,Черным-черно, как черна ворона.
7 Синонимы: «Стал Вольга растеть-матереть»
8. Сущ. с уменьшительно-ласкательными суф. Они выражают народную оценку героев.
11. Выразительное чтение по группам с нахождением особенностей былины.
1-я группа. Зачитать зачин (7 строчек). Найдите в тексте былины приметы реального исторического времени (названия городов, стран, мест). (Муром, Карачарово, Корела, Индия, смоленские грязи.)
2-я группа. Зачитать завязку действия - эпизод с камнем. Назвать слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами, синонимы, постоянные эпитеты.
3-я группа. Зачитать эпизод встречи с разбойниками. Назвать примеры гиперболы, слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами, синонимы, постоянные эпитеты.
4-я группа. Зачитать эпизод битвы с разбойниками. Назвать примеры гиперболы, слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами, синонимы, постоянные эпитеты.
5-я группа. Зачитать эпизод встречи с красной девицей. Назвать примеры слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами, синонимы, постоянные эпитеты.
6-я группа. Зачитать эпизод разоблачения красны девицы. Назвать примеры слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами, синонимы, постоянные эпитеты.
7-я группа. Зачитать последний эпизод. Сделайте вывод: какие качества Ильи Муромца раскрываются в этой былине?
12. Обобщение.
- Для чего народ создавал былины?
-Что же означает это слово, например, в стихотворении Лермонтова «Бородино»:
Да, были люди в наше время, /Не то, что нынешнее племя:/ Богатыри – не вы!?
СЛАЙД 12. Домашнее задание: Выразительное чтение былины, выучить особенности жанра. По желанию учащихся – нарисовать рисунок Ильи Муромца.
СЛАЙД 13. Рефлексия.
Продолжите предложение: Былина – это воспевание…
Самоанализ
Главная цель моего урока - познакомиться с былиной и проанализировать ее. Все этапы урока я старалась подчинить реализации этой темы.
1 этап. Создание благоприятной эмоциональной атмосферы. Подготовка к восприятию нового материала.
Уже во вступлении в былинном стиле были указаны основные признаки былины: песня, давние времена, герои – богатыри.
2. этап – целеполагание, постановка учебных задач.
3 этап – запись определения, которое дети формулируют сами.
4 этап – знакомство с богатырями с помощью картины Васнецова, описание этой картины, сообщения об этих богатырях.
5 этап – выяснение отличия былины от сказки.
6 этап – прослушивание былины с подчеркиванием непонятных слов
7 этап – словарная работа
8 этап – беседа и характеристика Ильи Муромца
9 этап – запись художественных особенностей
10 этап – выразительное чтение с выделением особенностей былины
11 этап - подведение итогов и д/з 12 этап- рефлексия в виде «дописать предложение».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок по родной литературе 10 класс "П.Н.Тобуруокап ырыа буолбут хоһоонноро"
Урок внеклассного чтения с объяснительно-иллюстративным методом, использованием аудиопрослушивания и мультимедиа. Авторский образовательный ресурс «П.Н.Тобуруокап ырыа буолбут хоһоон...
Презентация к уроку родной литературы в 7 классе "Басня И.А. Крылова "Ворона и Лисица"
Презентация к уроку родной литературы в 7 классе "Басня И.А. Крылова "Ворона и Лисица"...
Конспект урока по литературе. 5 класс. «Русские поэты 20 века о родине и родной природе»
Литература. 5 класс. «Русские поэты 20 века о родине и родной природе». Поэты: А. Прокофьев, Д. Кедрин, Н. Рубцов. Художник Васнецов....
Открытый урок родной литературы 7 класс
Техническая карта открытого урока родной литературы 7 класс "П.А.Ойуунускай "Сурэх" кэпсээнин аа5ан, бырайыактааьын ньыма5а тахсыы"...
Рабочая программа по родному языку и родной литературе 5 класс
Рабочая программа для родного русского языка...
программа по родному русскому и родной литературе 7 класс
Тематический план (родной...