Технологическая карта по литературе
план-конспект урока по литературе (8 класс)
Технологическая карта урока Корнилова Л.В.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_po_literature.docx | 196.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Корнилова Л.В.
Предмет: литература
Класс: 8
Тема урока: «Л. Н. Толстой. Жизненный путь и творческая биография»
Тип урока: урок усвоения новых знаний
Цель урока:
Обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления учащимися изучаемого материала: малоизвестных (для учащихся данного возраста) фактов биографии Л.Н. Толстого.
Задачи:
- воспитание уважительного отношения к русской литературе;
- развитие личности обучающихся путем осмысления наследия русской литературы, приобщения к ее духовно-нравственным ценностям.
Планируемые результаты обучения:
Личностные:
- формирование понимания важности процесса обучения;
- формирование мотивации школьников к процессу изучения литературы как одного из учебных предметов, необходимых для самопознания, своего дальнейшего развития и успешного обучения;
- формирование понимания значимости литературы как явления национальной и мировой культуры, важного средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
- формирование в процессе изучения литературы нравственно развитой личности, любящую свою семью, свою Родину, обладающую высокой культурой общения;
- совершенствование ценностно-смысловых представлений о человеке и мире в процессе изучения литературы;
Метапредметные результаты:
Регулятивные:
Формирование умения организовать свою учебную деятельность.
- целеполагание как способность принять учебную задачу на основании того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё не известно;
-планирование как способность самостоятельно определять последовательность выполнения действий;
- саморегуляция как способность начинать и заканчивать учебные действия в нужный момент;
- коррекция как способность исправлять промежуточные и конечные результаты своих действий, а также возможные ошибки;
- самооценка как способность осознать то, что уже усвоено, и то, что ещё нужно усвоить, способность осознать уровень усвоения.
Коммуникативные:
Формирование умений:
- планирования учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;
- умения с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
- умение адекватно воспринимать устную и письменную речь;
- умения разрешать конфликтные ситуации, принимать решение, брать ответственность на себя.
Познавательные: формирование умений по исследованию, поиску и отбору необходимой информации, ее структурирования.
Предметные результаты:
- воспитание творческой личности путём приобщения к литературе как искусству слова;
- развитие интереса к творчеству;
- развитие умения пользоваться монологической, диалогической, устной и письменной речью;
Оборудование:
- мультимедийный проектор, компьютер, экран;
- презентации
Формы организации учебной деятельности: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Ход урока:
Этап урока | Содержание | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД | ||||
Личностные: | Регулятивные: | Коммуникативные: | Познавательные: | Формы оценивания | ||||
Организационный момент (1,5 мин.) | Приветствие учителя, подготовка рабочих мест | Проверяет готовность учащихся к уроку. | Проверяют готовность рабочих мест к уроку. | Настрой на работу, уважение к окружающим | Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками | Самооценка | ||
Актуализация знаний (2,5 мин.) | Приемы повторения системы опорных понятий или ранее усвоенных учебных действий, необходимых и достаточных для восприятия нового материала школьниками. | Учитель: Тема нашего сегодняшнего урока: «Л. Н. Толстой. Жизненный путь и творческая биография». Лев Николаевич Толстой - один из наиболее известных русских писателей и мыслителей, один из величайших писателей мира. Лев Николаевич - просветитель, публицист, религиозный мыслитель, член-корреспондент Императорской Академии наук, почётный академик по разряду изящной словесности… Биография великого писателя досконально изучена учеными – литературоведами, описана в сотнях учебников. Какие вехи жизни Льва Николаевича известны вам? Какие события его жизни, на ваш взгляд, имели наибольшее значение для великого писателя? | Отвечают на вопросы учителя, высказывают свое мнение. | Умение выполнять задание в соответствии с поставленной целью. | Умение оформлять свои мысли в виде связанного текста | Умение ориентироваться в системе знаний по данному вопросу |
| |
Постановка цели урока (2 мин.) | Формулирует цели урока в виде проблемного вопроса. | Учитель: На сегодняшнем уроке мы с вами должны ответить на вопрос: Есть ли факты биографии Льва Николаевича Толстого, которые обычно ускользают от нашего взгляда, но оказавшие влияние на формирование характера будущего гения и на его поступки, и, конечно же, нашедшие живой отклик в его произведениях? А может быть есть и такие факты, которые помогут нам по-новому взглянуть на жизнь и творчество великого писателя? Если есть, то какие? В конце урока вас ждет викторина по фактической части урока, будьте внимательны ко всему, что вы сегодня услышите. | Усваивают цели для оценки результатов деятельности на уроке. | Уметь планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей | Умение оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других | Умение находить ответы на вопросы, используя свои знания и информацию, полученную на предыдущих уроках | Формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации | |
Самостоятельное творческое использование сформированных умений и навыков (23 мин.) | Решение учебных задач повышенной трудности или практических задач | Учитель: Создает условия, при которых учащиеся самостоятельно организуют и проводят фрагмент урока. После просмотра презентации учитель организует обсуждение проблемного вопроса урока. Учитель: Как вы думаете, узнали ли мы из презентации о малоизвестных фактах биографии Льва Николаевича Толстого, оказавших влияние на формирование характера будущего гения и на его поступки, и нашедших живой отклик в его произведениях? На ваш взгляд, какие именно это факты? Почему вы так считаете? Докажите свое мнение. Разделяете ли вы мнение вашего товарища? Почему? | Учащиеся самостоятельно демонстрируют презентации, подготовленные группами или индивидуально. Учащиеся высказывают свои мнения. | Быть способным к объективному самооцениванию и взаимооцениванию учебных результатов; работать индивидуально, в группе, полемизировать в рамках толерантных отношений. | Умение выполнять задание в соответствии с поставленной задачей, отвечать на вопрос; сознательно планировать свою деятельность в рамках предмета | Умение правильно и осознанно строить высказывание, аргументация своего мнения и позиции в коммуникации | Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах | Самоконтроль и взаимоконтроль выполнения задания |
Физкультминутка | ||||||||
Контроль за процессом и результатом учебной деятельности школьников (10 мин.) | Обучение способам контроля и самооценки деятельности. Умение учащихся самостоятельно находить и исправлять ошибки, определять степень успешности. | Организует беседу по уточнению и конкретизации знаний, организует оценочные высказывания обучающихся, побуждает к высказыванию своего мнения, отмечает степень вовлеченности учащихся в работе на уроке. Учитель: Предлагаю вам ответить на вопросы викторины, подготовленной по содержанию просмотренных сегодня презентаций (см.приложение) | Совершенствуют способы контроля и самооценки деятельности, совершенствуют умение самостоятельно находить и исправлять ошибки, определять степень успешности. Учащиеся отвечают на вопросы, проводят взаимопроверку правильности своих ответов. | Приобщать учащихся к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры | Умение выполнять задание в соответствии с поставленной задачей, отвечать на вопрос; сознательно планировать свою деятельность в рамках предмета | Формировать компетенции, необходимые для создания устных монологических высказываний разного типа | Быть способным к индивидуальной учебной работе, а также при сотрудничестве в группах моделировать и регулировать процессы взаимодействия | Самоконтроль и взаимоконтроль выполнения задания |
Рефлексия деятельности (3 мин.) | Подведение итогов совместной и индивидуальной деятельности учеников (новое содержание, изученное на уроке и оценка личного вклада в совместную учебную деятельность), достижение поставленной цели | Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности обучающихся на уроке. Учитель: Давайте подведем итог нашего урока, ответив на вопросы: Какой вклад лично ты внес в урок? Доволен ли ты собой? Комфортно ли было работать в группе? Достигли ли мы целей, поставленных в начале урока? Какие новые знания получили? Какой новый жизненный опыт приобрели? Что захотите рассказать о сегодняшнем уроке своим друзьям? Родителям? Смогли ли мы ответить на вопрос: Есть ли факты биографии Льва Николаевича Толстого, которые обычно ускользают от нашего поверхностного, но оказавшие влияние на формирование характера будущего гения и на его поступки, и, конечно же, нашедшие живой отклик в его произведениях? Можем ли мы после сегодняшнего урока сказать, что мы, действительно не забываем «свою культуру, историю, традиции и национальных героев», к чему призывал нас Лев Николаевич Толстой?
| Подводят итоги совместной и индивидуальной деятельности. Оценивают личный вклад в совместную учебную деятельность, достижение поставленной цели. Желающие поделиться своими впечатлениями учащиеся отвечают на вопросы, высказывают свои мнения. Учащиеся отвечают на вопрос, аргументируя свое мнение. | Оценка (выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения | Умение выражать свои мысли | Умение структурировать знания, самооценка процесса деятельности | Самооценка | Самоконтроль |
Информация о домашнем задании (2 мин.) | Комментирует домашнее задание. Обеспечивает понимание учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. | Учитель: Чтобы вы дома продолжили размышлять о наследии великого писателя Льва Николаевича Толстого, я предлагаю вам написать небольшое сочинение – рассуждение по одному из высказываний великого писателя: -Каждый хочет изменить человечество, но никто не задумывается о том, как изменить себя. -Если добро имеет причину, оно уже не добро; если оно имеет последствие — награду, оно тоже не добро. Стало быть, добро вне цепи причин и следствий. | Учащиеся усваивают способы выполнения домашнего задания, задают вопросы по его содержанию. | умение выполнять задание в соответствии с поставленной задачей, отвечать на вопрос; сознательно планировать свою деятельность в рамках предмета | добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах |
ПРИЛОЖЕНИЕ №1 (презентация)
Сейчас много говорят о подземных теплицах, как о современном изобретении, но наши садоводы имели такие теплицы еще 150 лет назад. Одна из них сохранилась в поместье известного вегетарианца, писателя Льва Толстого в Ясной Поляне.
Лев Толстой был не только гениальный писатель, но и прекрасный садовод, аграрий, пчеловод и педагог. На своем небольшом участке он выращивал все необходимое для семьи овощи. Почти такая же площадь, что и под огород, была отведена русским парникам. Подземную теплицу (она действует и по сей день) граф Толстой проектировал и обустраивал собственноручно в 70-х годах на месте сгоревшей в 1867 г. оранжереи князя Н. С. Волконского.
Подземная теплица снаружи неказиста, с невысоким коньком и пологим остеклением, поэтому снег быстро скатывается с крыши и в теплице становится довольно светло. Внутри же теплица двухуровневая, просторная и высокая, так как заглублена в почву (почти на 2 м). Земляные стенки, выложенные брусом, сохраняют тепло. Кроме того, в теплице устроена небольшая печь, поэтому в ней не только выращивали рассаду, но и держали круглогодично комнатные растения, померанцы, кофейные кусты, ананасы и абрикосы. Для полива рассады воду брали из прудов.
В усадьбе Ясная Поляна был большой фруктовый сад. В первый год после женитьбы Лев Николаевич увеличил его площадь с 10 до 40 гектаров и посадил несколько тысяч яблонь, говоря, что это для новорожденного сына.
Кроме того, граф разводил овец, лошадей и японских свиней, а также занимался пчеловодством. На гонорар от «Войны и мира» он купил саженцы берез и засадил ими 100 гектаров.
Сейчас активно ведутся работы по восстановлению давней усадебной традиции 18-19 веков. Это выращивание кадочных культур. У Толстых плодоносили в кадках персик, вишня. После отмены крепостного права больше культур стали сажать в открытом грунте. Это, конечно, менее трудоемко — ведь теплицы надо топить, вентилировать…
В музейной теплице сейчас растут в кадках и гранаты, и инжир, и персики, и кофе. Когда-то Толстые выращивали кофе, смешивали с высушенными корнями цикория и даже возили в Москву на продажу.
ПРИЛОЖЕНИЕ №2
ВИКТОРИНА
1. С какого года ведут свою историю представители династии Толстых? (с 1686 года).
2. Назовите девичью фамилию матери Л.Н.Толстого. (Волконская).
3. Назовите дату рождения Л.Н. Толстого.(28 августа 1828 года).
4. Сколько лет было Льву Николаевичу Толстому, когда он сделал предложение своей будущей жене – Софье Андреевне? (34 года).
5. Сколько томов содержит собрание сочинений Льва Николаевича Толстого? (90 томов).
6. Сколько раз Толстой пешком ходил из Москвы в Ясную Поляну? (три раза)
7. В каком году Толстой отправился на службу на Кавказ? (в 1851).
8. Какую награду и почему уступил Лев Николаевич Толстой солдату, служившему вместе с ним? (Георгиевский крест, так как крест давал право на пожизненную пенсию в размере жалованья).
9. Как относился Лев Николаевич к вегетарианству? (был его сторонником).
10. Какие овощи и фрукты выращивала семья Толстых?
11. Сколько яблонь посадил Лев Толстой?
12. Занималась ли семья Льва Толстого агробизнесом?
13. В каком году Льва Николаевича Толстого выдвинули на награждение Нобелевской премией? (в 1905 году).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дифференциация обучения на уроках литературы.Технологическая карта урока литературы на основе дифференциации обучения.
Класс: 5 Литературная тема: Н.А.Некрасов. Судьбы крестьянских детей, их жизнь. Тема урока: Н.А.Некрасов. Рассказ о поэте .Стихотворение «Крестьянские дети». Тип урока: вступительный (опережаю...
Технологическая карта урока литературы в 5 классе "Басня как жанр литературы"
Технологическая карта урока литературы по ФГОС с формируемыми УУД...
Технологическая карта урока литературы в 8 классе по теме "Н.В. Гоголь, "Шинель". Образ маленького человека в литературе"
Материал содержит технологическую карту урока литературы по творчеству Н.В. Гоголя, а также презентацию к нему. Урок выполнен в технологии развития критического мышления, получил высокие оценки специа...
технологическая карта урока Литературы "Роль книг в жизни человека. Учебник литературы и работа с ним. Диагностика уровня литературного развития пятиклассников" 5 класс
технологическая карта урока Литературы "Роль книг в жизни человека. Учебник литературы и работа с ним. Диагностика уровня литературного развития пятиклассников" 5 класс...
Технологическая карта урока литературы в 7 классе по теме "Введение. Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы".
Технологическая карта урока литературы в 7 классе (УМК по литературе под редакцией В.Я. Коровиной для 7 класса) Введение. Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема...
Методическая разработка по литературе. Технологическая карта урока литературы в 6 классе.
Технологическая карта урока поможет учителям литературы провести урок по творчеству А.П.Чехова, в основе которого лежит постановка проблемного вопроса. Поисковая деятельность учащихся приводит их к ра...
Технологическая карта урока литературы Из древнерусской литературы. «Сказание о белгородских колодцах».
Цель урокаДать представление о древнерусской литературе, условиях ее возникновения, отличительных особенностях; дать понятия “летопись”, познакомить с содержанием “Сказания о белгоро...