Л.Н. Толстой. "Кавказский пленник". Конспект урока.
план-конспект урока по литературе (5 класс)
Данный урок является четвёртым в системе изучения рассказа Л.Н.Толстого «Кавказский пленник». Его цель - раскрыть гуманистический характер произведения. Для этого используются фронтальная и групповая работа учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Л.Н. Толстой."Кавказский пленник". Конспект урока. | 29.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Л.Н.Толстой « Кавказский пленник». Гуманистический характер рассказа.
Тип урока: изучение нового материала
Дата проведения урока: 18. 02.2017 г.
Цель урока: проанализировать рассказ по образам и выявить его гуманистический характер
Задачи урока:
Обучающие:
1.Формировать представление о понятии «гуманизм» с помощью репродуктивной беседы
2. Совершенствовать умение работать с художественным текстом с помощью учебного задания (цитатная характеристика героя по предложенным вопросам)
3. Формировать умение анализировать художественный текст с помощью комментария прочитанного (устного ответа по предмету)
Воспитательные:
- Воспитывать уважение к собеседнику с помощью организации слушания устного ответа одноклассников
- Воспитывать толерантное отношение к другим национальностям с помощью репродуктивной беседы и устного ответа по предмету
- Воспитывать умение работать в коллективе с помощью организации работы в группах
Развивающие:
- Развивать аналитическое мышление с помощью анализа художественного текста
- Развивать коммуникативные умения с помощью организации коллективной работы в группах
- Развивать устную монологическую речь с помощью организации устного ответа по предмету
Перечень оборудования: учебник русского языка для 5 класса под ред. Львова, проектор, доска со слайдами.
Список литературы: электронные ресурсы: http://cyberleninka.ru/article/n/izuchenie-rasskaza-l-n-tolstogo-kavkazskiy-plennik-na-uroke-literatury-v-shkole, http://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2013/02/19/nravstvennye-uroki-rasskaza-lntolstogo-kavkazskiy-plennik-urok
Хронометраж урока
ЭТАПЫ УРОКА | МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ РАБОТЫ НА КАЖДОМ ЭТАПЕ УРОКА | ХРОНОМЕТРАЖ |
| Метод: репродуктивный Приём: приветственное вводное слово учителя |
|
2. Изучение художественного произведения | Метод: репродуктивный Приём: репродуктивная фронтальная беседа Метод: репродуктивный Приём: сообщающее слово учителя Метод: репродуктивный Приём: репродуктивная фронтальная беседа Метод: репродуктивный Приём: инструктивное слово учителя Метод: репродуктивный Приём: устный фронтальный опрос Метод: репродуктивный Приём: репродуктивная фронтальная беседа | 30 мин |
3. Итог урока | Метод обучения: репродуктивный Приём обучения: инструктивное слово Метод: репродуктивный Приём: устный фронтальный опрос Метод: репродуктивный Приём: обобщающее слово учителя | 10 мин |
Методическое обоснование урока
Учащимся предлагается самим раскрыть определение термина «гуманизм» и для корректировки их ответов на слайде даётся определение из словаря. Далее учитель ставит проблемный вопрос (главная ценность гуманизма - свобода человека, в чём гуманизм рассказа, если герои в плену), после этого проводится работа с текстом в группах, направленная на раскрытие образов персонажей, поиск в их характерах гуманистического начала с помощью предложенных вопросов. После чего, с помощью вопросов репродуктивной беседы, учитель подводит школьников к осознанию основной мысли произведения, его гуманистического характера. Эту гуманистическую мысль они должны сформулировать сами, письменно продолжив предложения. После чего учитель подводит итог урока, отвечает на поставленный в начале урока вопрос.
Ход урока
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Примечания |
1. Организационный | Метод обучения: репродуктивный Приём обучения: приветственное вводное слово учителя Здравствуйте, ребята. Садитесь, пожалуйста. Сегодня мы с вами продолжаем изучение произведения Л.Н.Толстого «Кавказский пленник». На прошлом уроке вы говорили о двух главных персонажах рассказа - Жилине и Костылине, сравнивали их судьбы и характеры. Сегодня мы с вами будем говорить о гуманистическом характере этого произведения. Запишите в тетрадях дату, вид работы и тему урока. | Метод учения: слушание Приём учения: глобальное, информативное, некритическое, нерефлексивное Письмо. Запись в тетради | Слайд с датой и темой урока |
2. Изучение художественного произведения | Метод обучения: репродуктивный Приём обучения: репродуктивная беседа
Ребята, кто из вас знает, что означает слово «гуманизм»? Правильно! | Метод учения: ответ по предмету Приём обучения: устный, развёрнутый ответ Образец устного развёрнутого ответа по предмету Гуманизм - это мировоззрение, считающее главной ценностью личность и свободу человека. | |
Метод обучения: репродуктивный Приём обучения: сообщающее слово учителя Гуманисты считают личность и свободу человека наивысшей ценностью. Гуманность предполагает бережное отношение к человеку, поддержку, сострадание и сочувствие по отношению к нему. Гуманистом был и Л.Н.Толстой. Но рассказ называется «Кавказский пленник». Плен, в который попали главные герои, лишил их главной ценности - свободы. В чём же тогда заключается гуманизм рассказа? Как он проявляется? Попробуем разобраться. | Метод учения: слушание Приём учения: глобальное, информативное, некритическое, нерефлексивное | ||
Метод обучения: слово учителя Приём обучения: инструктивное слово учителя Для этого нам нужно поработать в группах и проанализировать поведение основных персонажей: Жилина, Костылина, Дины, её отца Абдул-Мурата, (хозяина Жилина и Костылина). Каждая группа будет характеризовать одного героя. Вам нужно найти в тексте небольшие цитаты, раскрывающие характер персонажей по предложенным вопросам, выписать их в тетрадь, и при ответе устно прокомментировать своими словами как вы это понимаете. Потом мы вместе проверим, что получилось у каждой группы. На работу вам 10 минут. Вопросы для анализа: 1. Как герой относится к своим друзьям, родственникам? 2. Как герой относится к своим врагам? (горцы к русским, а русские к горцам). 3.Какие слова и поступки героев можно назвать гуманными? | Метод учения:ответ по предмету Приём обучения: Письменный ответ по предмету Образец письменного ответа по предмету (варианты) 1.Как герой относится к своим друзьям, родственникам? Жилин: «— Нет, не пойду, не годится товарища бросать». Костылин: «А Костылин, заместо того чтобы подождать, только увидал татар, — закатился, что есть духу, к крепости».
Дина: «Велел ей что-то отец. Убежала и опять пришла, принесла кувшинчик жестяной. Подала воду, сама села на корточки, вся изогнулась так, что плечи ниже колен ушли». Абдул-Мурат: «Угощает гостей блинами и бузой». 2. Как герой относится к своим врагам? (горцы к русским, а русские к горцам). Жилин: «Сделал Жилин другую куклу, еще лучше, — отдал Дине». «Были у Абдула часы русские, сломанные. Позвал он Жилина, показывает, языком щелкает. Жилин говорит:— Давай, починю». Костылин: «Ты всё серчаешь, а товарищ твой смирный; он написал письмо домой, пять тысяч монет пришлют». Дина: И с тех пор стала она ему каждый день, крадучи, молока носить». «А то делают татары из козьего молока лепешки сырные и сушат их на крышах, — так она эти лепешки ему тайком принашивала». Абдул-Мурат: «Твоя, Иван, хорош, — моя, Абдул, хорош». «Урус, — говорит, — джигит, джигит урус! Джигит, по-ихнему, значит «молодец». «Если, — говорит, — мне не пришлют за вас выкуп, я через две недели вас запорю. А если затеешь опять бежать, — я тебя как собаку убью». 3.Какие слова и поступки героев можно назвать гуманными? Жилин: «— Прощай, — говорит, — Динушка. Век тебя помнить буду». «Спасибо, — говорит, — умница. Кто тебе без меня кукол делать будет? — И погладил ее по голове». Костылин: «Иди один, за что тебе из-за меня пропадать». Дина: «Иван! тебя убить хотят. — Сама себе рукой на шею показывает.— Кто убить хочет?— Отец, ему старики велят. А мне тебя жалко». «Выпил он молоко, — «хорошо», говорит. Как взрадуется Дина!» Абдул-Мурат: «Да я тебя, Иван, полюбил; я тебя не то, что убить, я бы тебя и выпускать не стал, кабы слова не дал». | Слайд с вопросами для анализа | |
Метод обучения: репродуктивный Приём обучения: фронтальный опрос Ребята, проверяем. Первая группа читает характеристику Жилина. | Метод учения: ответ по предмету Приём обучения: устный, развёрнутый ответ Образец устного развёрнутого ответа по предмету (вариант) Читает вопрос, цитату, затем комментирует: таким образом, мы видим, что Жилин - это надёжный друг, он не может бросить своего товарища в беде, даже если ему это выгодно. Ведь если бы он бросил Костылина, то мог бы уйти далеко вперёд и не вернуться опять в плен. | ||
Метод обучения: репродуктивный Приём обучения: репродуктивная беседа
Какой из анализируемых персонажей наиболее вам близок, вызывает симпатию? Почему? | Метод учения: ответ по предмету Приём обучения: устный, развёрнутый ответ Образец устного развёрнутого ответа по предмету Мне наиболее симпатичны Жилин и Дина, поскольку такие люди будут настоящими друзьями, на них всегда можно положиться, они не предадут и помогут в трудную минуту. | ||
Какие черты характера Жилина и Дины вы считаете лучшими? Почему? | Жизнелюбие, трудолюбие, сопереживание, сострадание, честность, порядочность. | ||
Кто такой оптимист? Можно ли назвать Жилина оптимистом? Почему? | Оптимист - это человек, который всегда верит в лучшее. Жилина можно назвать оптимистом, т.к. он никогда не унывал, несмотря на трудности и неудачи, шёл к своей цели не унывая, веря в лучшее. | ||
Как вы считаете, возможна ли дружба между людьми разных национальностей? Почему? Каким образом в рассказе находят общий язык люди разных национальностей? | Возможна, так как дружба связывает людей не по национальному признаку, а по сходству интересов, душевному родству, чувству симпатии к человеку. В рассказе герои разных национальностей находят общий язык на основе добрых человеческих отношений, взаимопомощи: Жилин помогает горцам, чинит их вещи, помогает по хозяйству, они также начинают видеть в нём не врага, а просто человека, относиться уважительно. У Абдул-Мурата вызывает уважение смелый поступок Жилина (отказался заплатить запрашиваемую сумму выкупа), его честность. ( Мог бы обмануть, согласиться, а потом всё равно сбежать). | ||
3. Итог урока | Поразмышляйте, как сложились бы отношения Жилина и горцев, если бы не было войны? Метод обучения: репродуктивный Приём обучения: инструктивное слово учителя Ребята, сделаем вывод из всего сказанного. Чему учит нас рассказ? В чём заключается его гуманизм? Как вы поняли? Для того чтобы ответить на эти вопросы, письменно в тетради распространите и закончите следующие предложения: Я согласен с тем, что дружба… Я понял, что война… Я думаю, что помощь и взаимовыручка… Я считаю, что в любой ситуации нужно… Работа на отметку! | Если бы не было войны Жилин, Абдул-Мурат, Дина и другие горцы могли бы стать друзьями, так как несмотря даже на войну начинают испытывать друг у другу дружеские чувства, помогают друг другу. Если бы не война герои, не придавали бы никакого значения тому, что они принадлежат разным национальностям. Метод учения: ответ по предмету Приём обучения: Письменный ответ по предмету | Слайд с языковыми клише |
Метод обучения: репродуктивный Приём обучения: устный фронтальный опрос Ребята, послушаем, что у вас получилось. Гоша прочти. (Спросить несколько человек). | Метод учения: ответ по предмету Приём обучения: устный, развёрнутый ответ | ||
Метод: репродуктивный Приём: обобщающее слово учителя Таким образом, рассказ учит нас любви к людям, несмотря на национальные преграды, учит приходить на помощь тем, кто в ней нуждается. Каждый человек – это высшая ценность независимо от нации. Война же разъединяет людей, делает их врагами. Также автор учит нас в любой ситуации не терять присутствия духа, учит нас подставлять плечо товарищам, и плечом к плечу преодолевать трудности. В этом и заключается гуманизм рассказа. Всем спасибо за работу, урок окончен! | Метод учения: слушание Приём учения: глобальное, информативное, некритическое, нерефлексивное |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока литературы 5 класс по произведению Л.Н. Толстого "Кавказский пленник"
Конспект урока литературы по теме "Л.Н. Толстой "Кавказский пленник"...
Конспект урока по чтению в 7 классе на тему: «Л.Н.Толстой. Кавказский пленник (6 глава)».
Цели урока: познакомиться с 6 главой произведения, формировать ценностное и гуманное отношение к окружающим.Задачи:Образовательные:- отрабатывать умение выделять главную мысль произведения;- называть ...
Конспект урока по рассказу Л. Толстого "Кавказский пленник". 5 класс
Конспект урока по рассказу Л. Толстого "Кавказский пленник". 5 класс. Урок сопровождает презентация. Нужно найти фильм, снятый по рассказу. Фильм киностудии "Грузия-фильм". Режиссе...
Конспект урока литературы в 5 классе (ФГОС) по рассказу Л.Н. Толстого "Кавказский пленник". Жилин и Костылин – два разных характера, две разные судьбы.
Конспект данного урока разработан в соответствии с требованиями ФГОС. На уроке дети впервые учатся составлять стравнительную характеристику героев....
Конспект урока по рассказу Л.Н.Толстого "Кавказский пленник"
Данный конспект является приложением к системе работы по теме "Гражданско- патриотическое становление школьников на уроках литературы"...
Конспект урока чтения и развития речи в 7-б классе (интеллектуальные нарушения_вариант 2) Тема: Л.Н.Толстой «Кавказский пленник»_23.11.2018
Цель:1.закончить работу над повестью Л.Н.Толстого «Кавказский пленник», совершенствовать технику чтения учащихся, развивать связную устную речь.2.коррегировать память, внимание, логическое...