Конспект урока по литературе по рассказу Л.Н.Толстого "Кавказский пленник"
план-конспект урока по литературе (5 класс) на тему
Конспект урока
Скачать:
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Что такое душевная красота?»
(Подзаголовок: Две жизненные позиции в рассказе Л. Н. Толстого «Кавказский пленник». Нравственные уроки.)
Цель: осмыслить содержания рассказа Л.Н.Толстого «Кавказский пленник».
Задачи:
1) формирование умения выделять основные проблемы, поднятые автором в произведении;
2) приобщение детей к самостоятельной исследовательской и творческой деятельности; развитие навыка анализа художественного произведения, логического мышления;
3) воспитание духовно-нравственной личности с непримиримым отношением к национальной вражде.
Оборудование: компьютер, учебник, портрет писателя, словарь литературоведческих терминов, толковый словарь Ожегова, презентация урока
Ход урока:
I. Организация начала урока
Слово учителя.
Ребята, может ли настроение повлиять на наши дела? Каким образом?
Я желаю вам, ребята, чтобы каждый день начинался у вас только с хорошего настроения. Дарите друг другу радость и позитивные эмоции.
- Как вы понимаете фразу «душевная красота»? Какими словами – синонимами можно ее заменить? (Дети называют и записывают в тетрадь).
II. Сообщение темы и цели урока
слайд 1
- Чей портрет перед вами?
- С каким произведением мы будем работать на уроке? ( Рассказ Л.Н.Толстого. «Кавказский пленник»).
- К кому из героев вы бы отнесли выражение «душевная красота»?
А теперь давайте попробуем определить, кто из вас действительно прав.
3 слайд
Обратимся к эпиграфу (читает учитель)
«Льву Толстому удалось написать для детей младшего возраста целую повесть с полноценными и подлинно толстовскими характерами, с напряжённым сюжетом, с поэтическими картинами природы, с точным чувством эпохи… «Кавказский пленник» можно считать настоящим рекордом мировой детской литературы».
С.Я.Маршак
4 слайд
Тема урока: Две жизненные позиции в рассказе Л. Н. Толстого «Кавказский пленник».
5 слайд
Рассказ «Кавказский пленник» поможет нам решить проблемные вопросы:
- Как необходимо относиться к людям другой национальности?
- Что мешает людям жить в мире и дружбе?
- Что роднит всех людей, помогает преодолевать национальную вражду?
- Возможна ли дружба людей разных национальностей?
- Какова основная идея рассказа?
По ходу урока повторяются понятия:
Рассказ
Эпизод
Идея
Сюжет
Каков сюжет нашего рассказа?
III. Актуализация знаний
6-10 слайд
- Какова историческая основа рассказа Л.Н.Толстого «Кавказский пленник»?
(Кавказская война)
- Что вы знаете об этой войне? (Задание давалось заранее, один из учеников готовит подробное сообщение самостоятельно или с помощью учителя).
Сообщение Ивашкина П.
КАВКАЗСКАЯ ВОЙНА длилась 47 лет с 1817 по 1864, это была война Российской империи с горскими народами Северного Кавказа. Царь Николай I послал свои войска завоевать кавказские земли. Жившие там горские народы оказывали упорное сопротивление царским войскам. Это закономерно – ведь они сражались за свою землю и свободу.
Борьба горцев-мусульман с русскими проходила под флагом газавата ("войны мусульман с иноверцами"). Закончилась она присоединением Чечни, Горного Дагестана и Северо-Западного Кавказа к России.
Кавказская война оказалась самой продолжительной из войн Российской империи: победа была достигнута за счет многократного численного перевеса русской армии и ее подавляющего технического превосходства.
Лев Толстой не сообщает читателю никаких исторических сведений. Но, зная историю Российского государства и географическое местоположение Кавказа (работа с картой, рисунками и репродукциями картин, на которых изображена кавказская природа), мы, читатели можем представить место, где развиваются действия. Толстой строит свой рассказ на событиях, связанных с жизнью простых чеченцев и солдат русской армии. Нас, читателей, интересует судьба героя.
IV. Применение полученных знаний
Давайте проанализируем несколько эпизодов и ответим на вопрос
ДЛЯ ЧЕГО ТОЛСТОЙ ВВОДИТ ИХ В РАССКАЗ?
- Анализ эпизода «Одежда татар». 12-13 слайд
Найти и прочитать Стр. 284 2 абзац
Отличается ли одежда татар от одежды русского человека? Чем именно?
- Анализ эпизода «Жилище татар. Традиции обеденной трапезы».
Подробный пересказ Супротивина М.
- Анализ эпизада « Похороны брата рыжего».
Подробный пересказ Курдюмов А.
В этих эпизодах автор подробно рассказывает нам о национальных традициях татарского народа.
- Отличаются ли они от традиций русского народа? В чем отличия?
Попытаемся сделать вывод. Для чего в рассказ Л.Н.Толстой включил эти эпизоды? (Чтобы показать, какие мы разные. У каждого народа есть что-то свое, самобытное, интересное)
Какую мысль писатель хочет донести до нас? (Нужно уважать друг друга, несмотря на отличия)
Вывод учителя: каждый народ имеет свои традиции, к которым должен относиться с уважением человек другой национальности.
ФИЗМИНУТКА
V. Сравнительная характеристика героев
Назовите главных героев рассказа. (Портреты героев дети рисуют дома)
- «Захват в плен» 11 слайд
- Как вели себя офицеры, когда на них напали татары?
2. Как вел себя в плену Жилин?
3. . Как вел себя в плену Костылин?
- Какую позицию занимает каждый из них?
- Какими еще словами можно охарактеризовать каждого? (ученики отвечают и распределяют таблички со словами – помощниками)
- Вдумайтесь в их фамилии. Можно ли назвать фамилии героев «говорящими»?
- О каких качествах героев они нам рассказали?
- Какой прием использует автор, чтобы создать образы главных героев? ( Антитеза)
- Вспомните, что такое антитеза?
4. Как развивалась дружба Жилина с Диной? (Подробный рассказ, можно дать задание заранее)
5.Одинаково ли относились к Жилину татары?
- Как относился к Жилину его хозяин?
- Хозяин - добрый человек, умеет ценить смелость и мастерство Жилина, но для него Жилин – враг
- После того, как пленных вернули из побега, он не смеётся, разговаривает с ними враждебно, грозит убить.
- Хозяин ждёт выкупа за пленных, они денег стоят
- Как относится к Жилину «старый татарин»?
Анализ эпизода «Старый татарин» . Чтение и анализ эпизода.
- Какой прием использует автор, чтобы создать образ старого татарина? ( Сравнение).
- Вспомните, что такое сравнение?
Вывод: Старик не всегда был таким. Он убил своего сына, перешедшего на сторону русских, война лишила его семьи. Вражда вытравила в нём всё человеческое.
6. Дружба Дины с Жилиным.
- Обратите внимание, какие слова использует автор, чтобы создать образ ДИНЫ?
- Как подружились Дина и Жилин? Что помогло главному герою завоевать симпатию девоски?
- Как автор относится к Дине?
- Почему она ему нравится? (Подлинную дружбу очень высоко ценил Л.Н.Толстой).
- Что помогает нам понять это? (Лексика)
- Почему Дина помогает Жилину бежать во второй раз, рискуя собственной жизнью?
(ПОТОМУ ЧТО ОНИ ПОДРУЖИЛИСЬ. Дина ребенок, чужая по крови Жилину, по сути враг, но она проявила гуманность и человечность, потому что в Жилине увидела эти же качества).
Вывод:
- Дина по-настоящему спасла Жилина, без её помощи он не смог бы выбраться из ямы, ему грозила смерть
- Её поступок можно назвать самоотверженным, потому что освобождение пленника грозит ей опасностью
7. Почему рассказ называется «Кавказский пленник»? (в ед числе)
-Почему в единственном числе, ведь пленников было двое? (Так автор подчёркивает разницу между Жилиным и Костылиным, говорит о том, что ему больше нравится только один герой - Жилин)
- На кого вам хотелось бы быть похожим? На Жилина или Костылина? Почему? (ответы детей)
VI. Итог урока. Рефлексия
Итак, давайте вернемся к нашим проблемным вопросам:
- Как необходимо относиться к людям другой национальности?
(С уважением)
- Что мешает людям жить в мире и дружбе?
(Люди могли бы жить в дружбе, но им мешает война).
(Деньги не дают людям смотреть друг на друга по-человечески).
- Что роднит всех людей, помогает преодолевать национальную вражду?
(Труд роднит всех людей, помогает преодолеть национальную разобщённость).
- Возможна ли дружба людей разных национальностей?
- Да.
Материал урока помог нам сделать выводы.
Кто же из героев обладает «душевной красотой»? Сравните с ответами в начале урока.
Какова же главная мысль рассказа? Какие нравственные уроки мы извлекли?
- Вражда между народами и война бессмысленны.
- Люди не должны забывать, что все они – люди. Можно и нужно жить в дружбе, как Жилин и Дина.
- Жизнь зависит от характера, от того выбора, который человек всегда делает сам. Мы должны понимать, что наша судьба будет во многом зависеть от нашего поведения.
- Доброта и красота спасут мир.
VII. Домашнее задание.
Напишите миниатюру на тему «Чему меня научил рассказ?»
VIII. Выставление оценок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока по литературе на тему "Рассказы о животных. Изображение животных в литературе. К.Г.Паустовский «Кот-ворюга».
Данный материал представляет собой конспект урока по литературе в 5 классе...
Конспект урока по литературе по рассказу К.Паустовского "Ты прости меня,мама,прости..."
Урок внеклассного чтения в 8-9 классах.Технология критического мышления.Использование элементов ИКТ.Творческая работа...
Конспект урока по литературе по рассказу Л.Н.Андреева "Кусака" 7 класс
Урок с использованием дифференцированного подхода....
Литература Конспект урока по литературе "Живая картина нравов" (по рассказу А.П.Чехова)
quot;Не знаю, как для англичан и чехов,Но он отнюдь для русских ...
Конспект урока родной литературы "А.И. Приставкин. Рассказ «Золотая рыбка». Основная тематика и нравственная проблематика рассказа (тяжѐлое детство, сострадание, чуткость, доброта)".
А.И. Приставкин. Рассказ «Золотая рыбка». Основная тематика и нравственная проблематика рассказа (тяжѐлое детство, сострадание, чуткость, доброта)....
Конспект урока по литературе по рассказу Б.Екимова "Ночь исцеления"
Личностно-ориентированный урок литературы "Зорко одно лишь сердце" по рассказу Б.Екимова...