Конспект урока по литературе по рассказу Л.Н.Толстого "Кавказский пленник"
план-конспект урока по литературе (5 класс) на тему

Марчукова Наталия Викторовна

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Что такое душевная красота?»

(Подзаголовок: Две жизненные позиции в рассказе Л. Н. Толстого «Кавказский пленник». Нравственные уроки.)

Цель: осмыслить содержания рассказа Л.Н.Толстого «Кавказский пленник».

Задачи:

1) формирование  умения выделять основные проблемы, поднятые автором в произведении;

2) приобщение детей к самостоятельной исследовательской и творческой деятельности; развитие навыка анализа художественного произведения, логического мышления;

3) воспитание духовно-нравственной личности с непримиримым отношением к национальной вражде.

Оборудование: компьютер, учебник, портрет писателя, словарь литературоведческих терминов, толковый словарь Ожегова, презентация урока

Ход урока:

I. Организация начала урока

Слово учителя.

Ребята, может ли  настроение повлиять на наши дела? Каким образом?

Я желаю вам, ребята, чтобы каждый день начинался у вас только с хорошего настроения. Дарите друг другу радость и позитивные эмоции.

- Как вы понимаете фразу «душевная красота»? Какими словами – синонимами можно ее заменить? (Дети называют и записывают в тетрадь).

II. Сообщение темы и цели урока

слайд 1  

- Чей портрет перед вами?

- С каким произведением мы будем работать на уроке? ( Рассказ Л.Н.Толстого. «Кавказский пленник»).

- К кому из героев вы бы отнесли выражение «душевная красота»?

А теперь давайте попробуем определить, кто из вас действительно прав.

3 слайд

Обратимся к эпиграфу (читает учитель)

 «Льву Толстому удалось написать для детей младшего возраста целую повесть с полноценными и подлинно толстовскими характерами, с напряжённым сюжетом, с поэтическими картинами природы, с точным чувством эпохи… «Кавказский пленник» можно считать настоящим рекордом мировой детской литературы».

С.Я.Маршак

4 слайд

Тема урока: Две жизненные позиции в рассказе Л. Н. Толстого «Кавказский пленник».

5 слайд

Рассказ «Кавказский пленник» поможет нам решить проблемные вопросы:

  • Как необходимо относиться к людям другой национальности?
  • Что мешает людям жить в мире и дружбе?
  • Что роднит всех людей, помогает преодолевать национальную вражду?
  • Возможна ли  дружба людей разных национальностей?
  • Какова основная идея рассказа?

По ходу урока повторяются понятия:

Рассказ

Эпизод

Идея

Сюжет

Каков сюжет нашего рассказа?

III. Актуализация знаний

6-10 слайд

- Какова историческая основа  рассказа Л.Н.Толстого «Кавказский пленник»?

(Кавказская война)

- Что вы знаете об этой войне? (Задание давалось заранее, один из учеников готовит подробное сообщение самостоятельно или с помощью учителя).

Сообщение Ивашкина П.

КАВКАЗСКАЯ ВОЙНА длилась 47 лет с 1817 по 1864, это была война Российской империи с горскими народами Северного Кавказа.  Царь Николай I послал свои войска завоевать кавказские земли. Жившие там горские народы оказывали упорное сопротивление царским войскам. Это закономерно – ведь они сражались за свою землю и свободу.

Борьба горцев-мусульман с русскими проходила под флагом газавата ("войны мусульман с иноверцами"). Закончилась она присоединением Чечни, Горного Дагестана и Северо-Западного Кавказа к России.

Кавказская война оказалась самой продолжительной из войн Российской империи: победа была достигнута за счет многократного численного перевеса русской армии и ее подавляющего технического превосходства.

Лев Толстой не сообщает читателю никаких исторических сведений. Но, зная историю Российского государства и географическое местоположение Кавказа (работа с картой, рисунками и репродукциями картин, на которых изображена кавказская природа), мы, читатели можем представить место, где развиваются действия. Толстой строит свой рассказ на событиях, связанных с жизнью простых чеченцев и солдат русской армии.  Нас, читателей, интересует судьба героя.

IV. Применение полученных знаний

Давайте проанализируем несколько эпизодов и ответим на вопрос

ДЛЯ ЧЕГО ТОЛСТОЙ ВВОДИТ ИХ В РАССКАЗ?

  1. Анализ эпизода «Одежда татар».     12-13 слайд

Найти и прочитать   Стр. 284 2 абзац

Отличается ли одежда татар от одежды русского человека? Чем именно?

  1. Анализ эпизода «Жилище татар. Традиции обеденной трапезы».                                      

                                                                             Подробный пересказ Супротивина М.

  1. Анализ эпизада « Похороны брата рыжего».

                                                        Подробный пересказ Курдюмов А.

В этих эпизодах автор подробно рассказывает нам о национальных традициях татарского народа.

- Отличаются ли они от традиций русского народа? В чем отличия?

Попытаемся сделать вывод. Для чего в рассказ Л.Н.Толстой включил эти эпизоды? (Чтобы показать, какие мы разные. У каждого народа есть что-то свое, самобытное, интересное)

Какую мысль  писатель хочет донести до нас? (Нужно уважать друг друга, несмотря на отличия)

Вывод учителя: каждый народ имеет свои традиции, к которым должен относиться с уважением человек другой национальности.

ФИЗМИНУТКА

V. Сравнительная характеристика героев

Назовите главных героев рассказа.               (Портреты героев дети рисуют дома)

  1.  «Захват в плен»   11 слайд

- Как вели себя офицеры, когда на них напали татары?

      2. Как вел себя в плену Жилин?                                              

      3. . Как вел себя в плену Костылин?                                    

      - Какую позицию занимает каждый из них?                            

      - Какими еще словами можно охарактеризовать каждого?  (ученики отвечают и распределяют таблички со словами – помощниками)            

- Вдумайтесь в их фамилии. Можно ли назвать фамилии героев «говорящими»?

- О каких качествах героев они нам рассказали?                    

      - Какой прием использует автор, чтобы создать образы главных героев? ( Антитеза)

      - Вспомните, что такое антитеза?

       4. Как развивалась дружба Жилина с Диной? (Подробный рассказ, можно дать задание заранее)                      

      5.Одинаково ли относились к Жилину татары?

- Как относился к Жилину его хозяин?

  • Хозяин - добрый человек, умеет ценить смелость и мастерство Жилина, но для него Жилин – враг
  • После того, как пленных вернули из побега, он не смеётся, разговаривает с ними враждебно, грозит убить.
  • Хозяин ждёт выкупа за пленных, они денег стоят

- Как относится к Жилину «старый татарин»?

Анализ эпизода «Старый татарин» .                                         Чтение и анализ эпизода.

- Какой прием использует автор, чтобы создать образ старого татарина? ( Сравнение).

- Вспомните, что такое сравнение?

Вывод: Старик не всегда был таким. Он убил своего сына, перешедшего на сторону русских, война лишила его семьи. Вражда вытравила в нём всё человеческое.

       6. Дружба Дины с Жилиным.

- Обратите внимание, какие слова использует автор, чтобы создать образ ДИНЫ?

- Как подружились Дина и Жилин? Что помогло главному герою завоевать симпатию девоски?

- Как автор относится к Дине?

- Почему она ему нравится? (Подлинную дружбу очень высоко ценил Л.Н.Толстой).

- Что помогает нам понять это? (Лексика)    

-  Почему Дина помогает Жилину бежать во второй раз, рискуя собственной жизнью?

(ПОТОМУ ЧТО ОНИ ПОДРУЖИЛИСЬ. Дина ребенок, чужая по крови Жилину, по сути враг, но она проявила гуманность и человечность, потому что в Жилине увидела эти же качества).

Вывод:

  • Дина по-настоящему спасла Жилина, без её помощи он не смог бы выбраться из ямы, ему грозила смерть
  • Её поступок можно назвать самоотверженным, потому что освобождение пленника грозит ей опасностью

7. Почему рассказ называется «Кавказский пленник»? (в ед числе)

 -Почему в единственном числе, ведь пленников было двое? (Так автор подчёркивает разницу между Жилиным и Костылиным, говорит о том, что ему больше нравится только один герой - Жилин)

- На кого вам хотелось бы быть похожим? На Жилина или Костылина? Почему? (ответы детей)

VI. Итог урока. Рефлексия

Итак, давайте вернемся к нашим проблемным вопросам: 

  • Как необходимо относиться к людям другой национальности?

(С уважением)

  • Что мешает людям жить в мире и дружбе?

(Люди могли бы жить в дружбе, но им мешает война).

(Деньги не дают людям смотреть друг на друга по-человечески).

  • Что роднит всех людей, помогает преодолевать национальную вражду?

(Труд роднит всех людей, помогает преодолеть национальную разобщённость).

  • Возможна ли  дружба людей разных национальностей?
  • Да.

Материал урока помог нам сделать выводы.

Кто же из героев обладает «душевной красотой»? Сравните с ответами в начале урока.

 Какова же главная мысль рассказа? Какие нравственные уроки мы извлекли?

  • Вражда между народами и война бессмысленны.
  • Люди не должны забывать, что все они – люди. Можно и нужно жить в дружбе, как Жилин и Дина.
  • Жизнь зависит от характера, от того выбора, который человек всегда делает сам. Мы должны понимать, что наша судьба будет во многом зависеть от нашего поведения.
  • Доброта и красота спасут мир.

VII. Домашнее задание.

Напишите миниатюру на тему «Чему меня научил рассказ?»

VIII. Выставление оценок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературе по рассказу К.Паустовского "Ты прости меня,мама,прости..."

Урок внеклассного чтения в 8-9 классах.Технология критического мышления.Использование элементов ИКТ.Творческая работа...

Конспект урока по литературе по рассказу Л.Н.Андреева "Кусака" 7 класс

Урок с использованием дифференцированного подхода....

Литература Конспект урока по литературе "Живая картина нравов" (по рассказу А.П.Чехова)

quot;Не знаю, как для англичан                               и чехов,Но он отнюдь для русских     ...

Конспект урока родной литературы "А.И. Приставкин. Рассказ «Золотая рыбка». Основная тематика и нравственная проблематика рассказа (тяжѐлое детство, сострадание, чуткость, доброта)".

А.И. Приставкин. Рассказ «Золотая рыбка». Основная тематика и нравственная проблематика рассказа (тяжѐлое детство, сострадание, чуткость, доброта)....

Конспект урока по литературе по рассказу Б.Екимова "Ночь исцеления"

Личностно-ориентированный урок литературы "Зорко одно лишь сердце" по рассказу Б.Екимова...