Конспект урока литературы в 5 классе (ФГОС) по рассказу Л.Н. Толстого "Кавказский пленник". Жилин и Костылин – два разных характера, две разные судьбы.
план-конспект урока по литературе (5 класс) по теме
Конспект данного урока разработан в соответствии с требованиями ФГОС. На уроке дети впервые учатся составлять стравнительную характеристику героев.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_fgos_literatura_5_klass_zhilin_i_kostylin.doc | 99.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА КОНСТРУИРОВАНИЯ УРОКА В СОВРЕМЕННОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ОБЩАЯ ЧАСТЬ | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Предмет | Литература | 5 класс | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
Тема | Л.Н.Толстой «Кавказский пленник». Жилин и Костылин – два разных характера, две разные судьбы. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Тип урока | Комбинированный | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
УУД | Личностные: осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом процессе, осознавать себя как индивидуальность и одновременно как члена общества. Регулятивные: планировать (в сотрудничестве с учителем, одноклассниками и самостоятельно) необходимые действия, действовать по плану. Познавательные: осознавать познавательную задачу, читать, слушать, извлекать нужную информацию, а также самостоятельно находить её в материалах учебников. Коммуникативные: вступать в учебный диалог с учителем и одноклассниками, участвовать в общей беседе, соблюдать правила речевого поведения. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Планируемые образовательные результаты | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Предметные Метапредметные Личностные | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Обучать выразительному чтению художественного текста, определять тему, идею произведения; отвечать на вопросы с использованием цитирования, составлять план сравнительной характеристики героев на основе выявленных сходств и отличий в их поведении; выяснять мотивы действий Жилина и бездействия Костылина. | Приобщать детей к самостоятельной исследовательской и творческой деятельности; развивать навык анализа художественного произведения, логическое мышление, монологическую речь учащихся, обогащать словарный запас. | Формировать духовно-нравственную личность, умеющую сострадать и с честью выходить из самой трудной ситуации, воспитывать толерантность, прививать культуру речевого общения и этикет. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
Решаемые учебные проблемы | 1.Формировать умение составлять сравнительную характеристику героев. 2.Давать ответы на вопросы с использованием цитирования.
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Вид используемых на уроке средств ИКТ | Интерактивная доска, документ-камера, компьютер, обеспеченный выходом в Интернет | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Методическое назначение средств ИКТ | Усилить мотивацию, повысить интерес и расширить познавательные потребности обучаемых. Усилить наглядность в обучении, повысить уровень визуализации изучаемого материала. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Образовательные интернет-ресурсы | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Материалы и оборудование: | Шаблоны таблиц для заполнения в группах. учебник-хрестоматия в 2-х частях «Литература. 5 класс» (автор-составитель В.Я. Коровина); презентация в формате «Power Point»; иллюстрации Р.Писарева; рабочие тетради. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Организационная структура урока | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Этап 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала (5мин.) | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Формирование конкретного образовательного материала | Подготовка к восприятию художественного произведения. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Основной вид деятельности, направленный на формирование образовательного результата | Вступительное слово учителя: Работа над пословицами (слайд №2) Береги платье снову, а честь смолоду. Сам погибай, а товарища выручай.
1.Вспомните, к какому жанру фольклора относится данный текст. 2. В чем суть этой народной мудрости? 3. Характеризуя какого героя, мы можем обратиться к этим пословицам? (Предполагаемый ответ: Жилин). 4. Из приведенных на слайде пословиц выберите те, которыми можно проиллюстрировать характер Костылина. (Под лежачий камень вода не течет. Лентяй и сидеть устает. Тот ничего не сделал, кто ничего не начал. Жаль друга, да не как себя. Кто хвалится, тот кается. Ласковое слово лучше сладкого пирога) (слайд №3) 5. Какое действие мы с вами сейчас совершали? Выберите из предлагаемых вариантов (на слайде: описывали пейзаж, составляли портрет, сравнивали героев, анализировали отрывок из текста). (слайд №4) 6. Мы, работая в группах, будем перечитывать рассказ Л.Н.Толстого «Кавказский пленник» и выбирать информацию для сравнения характеров Жилина и Костылина. Тема нашего урока «Жилин и Костылин – два разных характера, две разные судьбы». 7.Откройте конверты, рассмотрите таблицы и вопросы, над которыми мы будем работать.
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Методы обучения | Пропедевтическая беседа | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Форма организации деятельности учащихся. | Подготовка к сообщению задач урока, организации различных видов деятельности. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Основные виды деятельности учителя | Организует работу по подготовке учащихся к освоению нового учебного материала. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Этап 2. Организация и самоорганизация учащихся в ходе дальнейшего усвоения материала. Организация обратной связи. (20 мин.) | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Формирование конкретного образовательного материала | 1.Знакомство с литературоведческими понятиями «сравнительная характеристика, контраст, противопоставление». 2. Представление групповых результатов по итогам обсуждения. 3. Обобщение и систематизация информации, подготовленной во время урока | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Основной вид учебной деятельности, направленный на формирование образовательного результата | 1.Лексический анализ «говорящих» фамилий, используя www.slovari.ru Костылин Жилин (Жилин от «жила»- прочное окончание мышц, жилистый, двужильный-сильный, упругий Костылин от «костыль»- палка для хромых, бессильных). 2.Работа в группах с текстом рассказа | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1 группа | 2 группа | 3 группа | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
Найдите в тексте описание внешности героев (перечитывают и заполняют предложенную таблицу) Предполагаемый ответ:
| Выпишите из текста глаголы, которые обозначают действия Жилина и Костылина (перечитывают и заполняют предложенную таблицу) Предполагаемый ответ:
| Найдите в тексте слова, с помощью которых автор показывает отношение татар к пленникам. (перечитывают и заполняют предложенную таблицу) Предполагаемый ответ:
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||
- Рассмотрим иллюстрации Р. Писарева к рассказу Л. Н. Толстого «Кавказский пленник» и сравним наше представление о внешности героев, полученное в ходе заполнения таблицы 1 группой. -Сопоставим поведение героев в плену, основываясь на представленной таблице 2 группы? (предполагаемый ответ: Жилин, в отличие от Костылина, деятельный человек. В трудной ситуации не теряет силы духа. Все старания прилагает к тому, чтобы выбраться из аула, совершить побег. Все его поступки и дела подчинены одной цели - освобождению. Костылин же пассивен, ленив, бездеятелен, не умеет приспособиться к ситуации.Жилин говорит: «Сам выберусь», а Костылин ждет помощи). -Почему татары так по-разному относятся к героям? (Жилин и Костылин бежали вместе. Письма о выкупе писали оба. Но проанализировав сложившуюся ситуацию, татары, видимо, нашли три веские причины избавиться от Жилина: денег за него должны прислать мало, моральное состояние пленного отличное - он не сломлен (опять рыл в яме ход), может вновь затеять побег. Жилин — активный враг, опасный. Костылин - пассивный, опасений не вызывает). Физ.минутка -Почему так по-разному ведут себя герои в одинаковых условия, какие черты характера проявляют герои во взаимоотношениях друг с другом и с другими людьми? А составление кластера поможет найти ответ на этот вопрос. Используя материал таблицы, охарактеризуйте взаимоотношения героев.
Составленные группами кластеры проецируются на интерактивную доску и анализируются. Предполагаемый ответ: Жилин: добрый, думает о матери, жалеет ее; надеется на себя, обдумывает побег; деятельный человек; сумел прожить в ауле; работящий, не может сидеть без дела, мастер; всем помогает, даже своим врагам-татарам; ему интересны другие люди, он любит детей; великодушный, простил Костылина за то, что тот его бросил в бою. Костылин: слабый человек, на себя не надеется, ждет помощи от матери; способен на предательство, бросил Жилина; раскис, упал духом. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Методы обучения | Работа в группах, эвристическая беседа, выступление перед аудиторией. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Форма организации деятельности учащихся | Обсуждение и поиск общего решения группы, представление результатов работы в группе. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Основные виды деятельности учителя, роль учителя | Организационная. Правила работы в группе. Разработка шаблонов таблиц. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Этап 3. Практикум (5 мин.) | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Формирование конкретного образовательного материала | Какие качества в человеке ценит Л.Н.Толстой? | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Основной вид учебной деятельности, направленный на формирование образовательного результата | Письменный ответ в тетради на проблемный вопрос: «Какие качества в человеке ценит Л.Н.Толстой?» Предполагаемый результат: Л.Н.Толстой ценит силу духа, умение преодолевать трудности, чувство долга, доброту, отзывчивость, верность, дружбу, храбрость и стойкость. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Методы обучения | Выступление перед аудиторией. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Форма организации деятельности учащихся | Обсуждение и поиск верного решения. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Основные виды деятельности учителя, роль учителя | Организационная. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Этап 4.Проверка полученных результатов (5мин.) | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Виды учебной деятельности для проверки полученных образовательных результатов | Зачитывание своих ответов 3-мя уч-ся перед аудиторией | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Методы контроля | Привлечение внимания уч-ся к зачитываемым работам. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Способ контроля | Сбор тетрадей в конце урока . | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Способ коррекции | Коррекция во время прочтения своих работ 3 уч-ся, анализ работ на следующем уроке. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Форма организации деятельности уч-ся | Обсуждение плюсов и недоработок в ответах | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Роль учителя на данном этапе | Организующая, направляющая, корректирующая | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Основные виды деятельности учителя | Устные комментарии к ответам уч-ся | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Этап 5. Подведение итогов, домашнее задание (5 мин.) По вариантам: составить синквейн на одну из тем «Пленник», «Честь», «Предательство», «Жилин», «Костылин» (по выбору учащихся). | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Рефлексия по достигнутым либо недостигнутым образовательным результатам | Какие мысли вызвал у меня данный рассказ? Для этого используется метод незаконченных предложений: Мне близка мысль… Я согласен с тем, что… Я думаю, что… |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока литературы (2 класс). Формирование навыка чтения рассказа М.М. Пришвина "Разговор деревьев". Создание мотивации перечитывания ФГОС
Конспект составлен по программе "Перспективная начальная школа"...
Конспект урока литературы 5 класс по произведению Л.Н. Толстого "Кавказский пленник"
Конспект урока литературы по теме "Л.Н. Толстой "Кавказский пленник"...
Конспект урока литературы 11 класс. Тема: «Тревожная совесть Владимира Тендрякова» (по рассказу «Хлеб для собаки»)
Цели:-способствовать пониманию историко-философского смысла рассказа;-воспитывать чувство ответственности за свои действия, быть внимательным по отношению к любому живому существу, прислушиватьс...
конспект урока литературы "И. С. ТУРГЕНЕВ. КРАТКИЙ РАССКАЗ О ПИСАТЕЛЕ. «БЕЖИН ЛУГ». СОЧУВСТВЕННОЕ ОТНОШЕНИЕ К КРЕСТЬЯНСКИМ ДЕТЯМ"
Материал может пригодиться для проведения урока литературы (6 класс)....
Конспект урока, литература, 5 класс "Протест героя против отношений барства и рабства по рассказу И. С. Тургенева "Муму".
Урок развития речи по литературе, 5 класс."Протест героя против отношений барства и рабства по рассказу И. С. Тургенева "Муму"....
Конспект урока литературы по теме «Композиционные особенности рассказа Л.Н. Толстого «После бала»
Урок литературы в 8 классе...
Технологическая карта урока литературы в 5 классе. Учитель русского языка и литературы: Тупикова О.А. Тема Л.Н. Толстой. «Кавказский пленник». Жилин и Костылин в плену. Близость людей из враждующих лагерей.
Урок в 5 классе Л.Н. Толстой. «Кавказский пленник». Жилин и Костылин в плену. Близость людей из враждующих лагерей построен с учётом индивидуальных особенностей учащихся. В уроке испо...