М.Ю.Лермонтов. Жизнь и творчество.Конспект урока.
план-конспект урока по литературе (10 класс)

Афанасьева Ирина Сергеевна

Данный урок открывает изучение творчества М.Ю. Лермонтова в 10 классе. В представленной разработке отражены основные вехи биографии М.Ю. Лермонтова. Кроме того, здесь представлены основные темы м мотивы творчества М.Ю. Лермонтова. Также в конспекте и презентации заключены интерактивные формы работы учащихся, связанные с творчеством М.Ю. Лермонтова, которые помогут старшеклассникам качественно усвоить материал урока.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                                            Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечания

  1. Организационный

Метод обучения: слово учителя

Приём обучения: ведущее приветственное вводное слово

Здравствуйте, ребята. Садитесь,  пожалуйста.  Запишите в тетрадях дату и тему урока.

Метод учения: слушание

Приём учения:

глобальное, информативное, некритическое, нерефлексивное

Письмо. Запись в тетради

2.Изучение нового материала

  1.        Метод обучения: слово учителя

Приём обучения: ведущее инструктирующее слово

Ребята, имя М.Ю. Лермонтова вам давно знакомо. Возможно, какие-то факты из его биографии вы тоже знаете и в целом, в общих чертах у каждого из вас есть представление об этом писателе, каким он был, есть ассоциации связанные с его именем. Для того чтобы  актуализировать наши представления  о жизни и творчестве этого замечательного писателя, вспомнить те чувства, которые он у нас вызывает,  выполним небольшую письменную работу, а именно напишем синквейн о писателе. Знаете ли вы что такое синквейн? Писали  ли вы его когда-нибудь?  Сейчас я объясню, что это такое и как мы будем работать.

Синквейн - это короткое нерифмованное стихотворение, которое характеризует какой-либо предмет,  явление или тему  и создаётся по определённому плану. А именно:

1 строка – одно существительное, которое отражает главную тему cинквейна.

2 строка – два прилагательных или причастия, которые описывают свойства темы;
3 строка – три глагола  третья строка – 
три глагола или деепричастия, рассказывающие о действиях темы;
4 строка – фраза, несущая определенный смысл. ( Цитата из произведения, которая ассоциируется  с  писателем).

5 строка –  резюме, заключение в форме  существительного  (ассоциация с первым словом).

Пример вы видите на слайде.

  1.  
  2. Метод обучения:   слово         учителя
  3. Приём обучения: ведущее сообщающее слово  
  4. Хорошо, сейчас я немного расскажу вам о биографии и творчестве М.Ю.Лермонтова, ваша задача во время моего законспектировать основные сведения из жизни и творчества М.Ю.Лермонтова. Конспекты в конце урока сдадите на проверку.

М.Ю.Лермонтов родился 3 октября по старому стилю в Москве в семье армейского капитана Юрия Петровича Лермонтова (1787-1831) и Марии Михайловны Лермонтовой (1795-1817), урожденной Арсеньевой, единственной дочери и наследницы пензенской помещицы Е. А. Арсеньевой. По отцовской линии  писатель происходил из шотландского рода Георга Лермонта, который, находясь на службе у польского короля, перешёл на сторону русских и позднее получил от царя грамоту на владение землёй в Костромской области. От него пошёл род Лермонтовых уже во втором поколении принявших православие. Отец поэта – всего лишь капитаном в отставке с небольшим имением в Тульской губернии. Юрий Петрович был добрым и отзывчивым красавцем с крайне пылкой натурой. Его красота и светские манеры не оставили равнодушной единственную дочь богатых соседей Марию. Вопреки желанию матери, она вышла замуж за отставного капитана. Было ей тогда 17 лет. Бабушка поэта по материнской линии  Елизавета Алексеевна Арсеньева происходила из богатого и известного рода Столыпиных. Известный российский реформатор Пётр Аркадьевич Столыпин приходился Лермонтову троюродным братом. Детство Лермонтова прошло в имении Арсеньевой "Тарханы" Пензенской губернии.  Но это детство трудно назвать счастливым. Брак, заключенный против воли  бабушки поэта, был неравным и несчастливым; мальчик рос в обстановке семейных несогласий. Когда мальчику было три года, умерла его мать и началась «война» между отцом и бабушкой, которая самым неблагоприятным образом отразилась на душевном здоровье ребёнка. Он любил их обоих, но страшно тосковал по отцу, которого бабушка вынудила уехать в своё имение, оставив внука ей. Елизавета Алексеевна тратила на воспитание внука огромные деньги, возила его отдыхать на Кавказ (Миша отличался слабым здоровьем), нанимала учителей для обучения языкам, но радости, свойственной своим сверстникам Лермонтов не чувствовал никогда. Маленький мальчик рано стал чувствовать взрослое одиночество, но этого не замечал никто вокруг. Несмотря на своё душевное состояние, он много читал и занимался. Уже в детстве Лермонтов читал в оригинале английскую, немецкую и французскую литературу и отлично изучил культуру Европы. Когда Михаилу исполнилось 12 лет, бабушка повезла внука в Москву для подготовки к поступлению в университетский благородный пансион. Здесь поэт обучается почти два года. Он много читает, пробует силы в самостоятельном творчестве и даже участвует в выпусках ученического журнала. Не менее важным кажется,  Лермонтову найти родную душу, которая бы разделяла все его устремления и сомнения. К этому времени относится увлечение Лермонтова  творчеством английского поэта-романтика Джорджа Гордона Байрона. Познакомившись с биографией  Байрона, молодой поэт с особенным интересом отнесся к тем деталям биографии Байрона, которые, как ему казалось, роднят их. Лермонтов порывает со всеми литературными течениями, не признает ни одного имени современной литературы, кроме,  духовно близкого ему  Байрона.  В 1830 г. В стихотворении  «Не думай, чтоб я был достоин сожаленья»,  Лермонтов напишет: «Я молод; но кипят на сердце звуки, И Байрона достигнуть я б хотел: У нас одна душа, одни и те же муки; -- О если б одинаков был удел!....... Как он, ищу забвенья и свободы, Как он, в ребячестве пылал уж я душой, Любил закат в горах, пенящиеся воды,  И бурь земных и бурь небесных вой. Как он, ищу спокойствия напрасно, Гоним повсюду мыслию одной. Гляжу назад - прошедшее ужасно; Гляжу вперед - там нет души родной! Для художественного мира Байрона характерны  мотивы  разочарования, одиночества, тоски, скуки жизни, разлада между героем и окружающими. Все эти мотивы были близки и созвучны юному Лермонтову и пронизывают всё его творчество, включая прозаические произведения. ( Вспомните Печорина!).   Какие стихотворения,  в которых есть мотив  одиночества, разочарования,  вы знаете?

Мотив - это устойчивый, значимый образ, постоянно повторяющаяся деталь. В отличие от темы имеет непосредственную словесную закреплённость в самом тексте. В поэзии его критерием является наличие опорного,  ключевого слова, несущего в себе определённую смысловую нагрузку.

Мотив — устойчивый смысловой элемент литературного текста, повторяющийся в пределах ряда литературно-художественных произведений. Мотивами называют и характерные для поэта лирические темы.

Также мотивы одиночества, тоски мы можем наблюдать в таких стихотворениях « На севере диком стоит одиноко…», « Белеет парус одинокий…» « Выхожу один я на дорогу…», « Один среди людского шума…» «И скучно, и грустно и некому руку подать…» «Утёс» «ночевала тучка золотая…».  С мотивом одиночества например «Тучи»  « Тучки небесные, вечные странники». Впоследствии оставаясь поклонником творчества Байрона, Лермонтов подчёркивает свою национальную самобытность, противопоставляет себя английскому романтику:  

«Нет, я не Байрон, я другой,
Ещё неведомый избранник,
Как он гонимый миром странник,
Но только с русскою душой».

Так скажет поэт о себе в 1832 г. в возрасте 18 лет.
 В 1830 Лермонтов покидает пансион и проводит лето в подмосковной усадьбе Столыпиных Середниково; в том же году после сдачи экзаменов зачислен на нравственно-политическое отделение Московского университета. К этому времени относится первое сильное юношеское увлечение Лермонтова Е. А. Сушковой (1812-1868), с которой он познакомился у своей приятельницы А. М. Верещагиной. В 1830 г. Лермонтов посвящает Екатерине Александровне 11 стихотворений, составивших «сушковский цикл» его любовной лирики:

 «Благодарю!»,

«К Сушковой».

«Зови надежду сновиденьем»,

«Нищий»,

«Стансы» («Взгляни, как мой спокоен взор…»),

«Ночь»,

«Подражание Байрону» («У ног других не забывал…»),

«Я не люблю тебя, страстей…»,

С большой вероятностью к этому же циклу можно причислить:

«Еврейскую мелодию» («Вверху одна горит звезда»,

«Нет! — я не требую вниманья»,

«Прости, мой друг!., как призрак, я лечу»,

Хотя в стихах Сушковского цикла уже вырисовываются черты образа лирического героя (каким он сложится в дальнейшем в поэзии Лермонтова) с его разочарованностью, обманутыми надеждами, бессменными «тревогами души», в целом он не выходит за рамки любовной темы; однако сам образ любви-страдания как абсолютного и исключительного по силе чувства  пройдет через всю лирику Лермонтова.  Как вы думаете, почему в творчестве поэта возникает этот образ любви-страдания? Этот образ любви – страдания  возникает не случайно. Дело в том, что чувство поэта осталось неразделённым, Сушкова относилась к Лермонтову несмешливо, и с превосходством. Любовь поэта лишь льстила её самолюбию, но не более того. Отвергнутая любовь несет герою разочарование во всех ценностях — и земных и небесных:

Чем успокоишь жизнь мою,
Когда уж обратила в прах
Мои надежды в сем краю,
А может быть и в небесах?..»

Через многие стихи Сушковского цикла проходит мотив неистребимости первого чувства, не вытесняемого и новыми увлечениями, например в стихотворении «Подражание Байрону» Лермонтов пишет:

У ног других не забывал Я взор твоих очей;

Любя других, я лишь страдал Любовью прежних дней;

Так память, демон-властелин, Все будит старину,

И я твержу один, один: Люблю, люблю одну!  

Именно в Сушковском цикле поэт дает знаменательное для его творчества определение памяти как «демона-властелина».

 В годы обучения в Московском Университете Лермонтов был знаком

со всеми известными кружками того времени, воззрения некоторых студентов даже разделяет, но близко не сходится ни с кем. Он стоит «наблюдателем» над всем и всеми. В Санкт-Петербурге поэт планирует продолжать учёбу, но ему отказываются засчитать два года, проведённые в Московском университете. И по совету родственников он поступает в Школу гвардейских подпрапорщиков. Лермонтов является завсегдатаем светских вечеринок, забав и карнавалов,  казаться легкомысленным, беспечным и весёлым, и только самые близкие друзья знают – насколько он одинок и близок к отчаянию. Причиной тому была  гибель Пушкина, которая  поразила Лермонтова безмерно. Когда совершилось страшное событие, он болел и услышал первые рассказы о трагедии от своего врача. Этот же врач рассказал ему о реакции «света» на гибель Пушкина, о том, что многие практически оправдывали действия Дантеса. Лермонтов был потрясён и в едином порыве написал стихотворение «Смерть Поэта» 1837г, которое сразу вознесло его на вершины известности и полностью поменяло всю жизнь. Император был в гневе, но благодаря заступничеству друзей Пушкина (в первую очередь Жуковского, близкого к царской семье) и связям бабушки корнет Лермонтов был переведён прапорщиком в полк, действовавший на Кавказе, избежав длительного тюремного заключения. В марте 1837 года поэт по личному приказу царя был отправлен в Нижегородский драгунский полк, располагавшийся в Грузии.  1 –ая ссылка на Кавказ произвела на характер Лермонтова неизгладимое влияние. Он был поражён красотами природы, силой характеров горцев и их любовью к родной земле. Поэт заинтересовался народным творчеством горских народов, их языком и бытовыми традициями. Он мог часами сидеть, глядя на снежные вершины или цветущие деревья, много рисовал.  Стоит отметить, что кроме поэтического дара, Лермонтов обладал талантом художника, хотя не получил систематического художественного образования. Некоторые его картины вы видите на слайдах :     автопортрет, воспоминания о Кавказе, Нападение, Бой при Валерике.

Привычка Лермонтова жить в «светском» обществе влекла его назад, в Петербург. Благодаря усилиям бабушки Лермонтова сначала перевели в Новгород, а затем и обратно в столицу. 1838-1840 года можно назвать лучшими в творчестве Лермонтова. Кавказ как будто всколыхнул его душу и поднял на её поверхность то, что было в глубине. После стихотворения «Смерть поэта» он становится одним из самых известных в обществе писателей. Поэт восстанавливает свои светские связи, бывает в литературных салонах и на аристократических приёмах. И при этом – с глубоким отвращением относится ко всему высшему обществу и его привычкам. В этот период поэт уделяет много времени написанию двух самых известных своих произведений: поэмам «Демон» и «Мцыри» (закончена в 1839 году). Творчество Лермонтова становится многообразнее и ярче. В 1838 году публикуется (без имени автора) историческая поэма «Песня…про купца Калашникова», в этом же году выходят стихи-раздумья о судьбе своего поколения и гражданских идеалах поэзии – «Дума» и «Поэт». В поэтических произведениях «Бородино», «Завещание» и «Родина» поэт обращается к народному творчеству и возвеличивает характер русского народа. Он находит темы для сотрудничества с журналом «Отечественные записки» (почти каждый номер выходит с его новым стихотворением), лично знакомится с В.Г.Белинским. Поэзия Лермонтова всегда далека от созерцательности и наполнена напряжённой мыслью, герои его часто «демонически» необузданны, но и реалистичны одновременно. К сожалению, жизнь в петербургском обществе закончилась для Лермонтова серьёзной проблемой. За участие в  дуэли Лермонтова арестовали и перевели в Тенгинский пехотный полк на Кавказе.

Снова Кавказ

Вторичное пребывание на Кавказе кардинально отличалось от того, что было ранее. Тогда Лермонтов ездил по Кавказу с прогулками, знакомясь с бытом и традициями народов. Теперь же, по личному приказу царя, его не отпускали с передовой линии и задействовали во всех возможных военных операциях. Лермонтов был настолько «безумно» храбр и хладнокровен, что о нём с уважением говорили даже горцы. За безудержную храбрость во время сражения при реке Валерик в Чечне поэт дважды представлялся к наградам, но царь лично отклонял эти представления. Творческие мысли Лермонтова давно уже были заняты романом. Основные герои были «написаны» ещё в 1837 году. Продолжение писалось постепенно главами. К 1840 году роман был готов и напечатан. Он стал лучшим произведением лермонтовской реалистичной прозы, как точный и психологически раскрытый портрет современника на фоне жизни всего общества. Многие из современников увидели в образе Печорина самого Лермонтова, хотя сам Михаил Юрьевич никогда этого не подтверждал.

Последние месяцы жизни

Февраль 1841 года принёс Лермонтову короткую радость – ему дали небольшой отпуск для поездки в столицу и свидания с бабушкой.

Оказавшись в Петербурге, Лермонтов пытается выйти в отставку, чтобы посвятить жизнь литературному творчеству. Но бабушка надеется, что внук сможет сделать военную карьеру и Михаил Юрьевич с тяжёлым сердцем возвращается на Кавказ. По дороге он останавливается в Пятигорске для лечения и встречает старых знакомых, которые проводят время в отдыхе и веселье. С одним из них, Мартыновым, происходит ссора, которая приводит к дуэли, которая состоялась у подножия горы Машук. Мартынов убивает Лермонтова наповал. Лермонтова похоронили на кладбище в Пятигорске 15 (27) июля 1841 года. В следующем году гроб с его телом был перевезён в Тарханы и погребён в семейном склепе Арсеньевых.

Метод обучения: слово учителя

Приём обучения: инструктирующее

Теперь выполним небольшую творческую  письменную работу.  Вам нужно в течение 7-10 минут написать сочинение – миниатюру на тему «Лермонтов. Каким вижу его я»?   То есть вам нужно в свободной форме выразить свои мысли, чувства, переживания, своё отношение к этому писатели.

В своём сочинении вы должны опираться на  следующие вопросы:

 Какой образ писателя сложился  в вашем представлении?

Каков его художественный мир?

Изменилось ли ваше представление о М.Ю.Лермонтове  по сравнению с тем,  каким оно было в начале урока?

Какие качества Лермонтова вы могли бы добавить к написанным в синквейне?

Метод учения: ответ по предмету

Приём обучения: 

Письменный ответ по предмету

Образец письменного  ответа по предмету

Метод обучения: слово учителя

Приём обучения: инструктирующее

Ребята, сейчас мы проверим, насколько вы были внимательны во время моего рассказа  и выполним устно задание.  Я буду вам показывать слайд, ваша задача – назвать что на нём изображено и назвать как можно больше фактов, которые связаны с этим предметом.

Спасибо за работу, урок окончен!



Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Двадцать шестое сентября Классная работа Жизнь и творчество М.Ю.Лермонтова (1814-1841)

Слайд 3

1 строка – одно существительное, которое отражает главную тему cинквейна . 2 строка – три прилагательных или причастия, которые описывают свойства темы. 3 строка – три глагола или деепричастия, рассказывающие о действиях темы. 4 строка – фраза, несущая определенный смысл. (Цитата из произведения, которая ассоциируется с писателем). 5 строка – резюме, заключение в форме словосочетания.

Слайд 4

Пример синквейна о Н.В.Гоголе Гений Самобытный, талантливый, чуткий Привлекает, завораживает, учит «И какой же русский не любит быстрой езды?» Увлекательное чтение

Слайд 18

М. Ю. Лермонтов. Каким вижу его я?

Слайд 19

Опорные вопросы Какой образ писателя сложился в вашем представлении? Каков его художественный мир? Изменилось ли ваше представление о М.Ю.Лермонтове по сравнению с тем, каким оно было в начале урока? Какие качества Лермонтова вы могли бы добавить к написанным в синквейне ?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Михаил Юрьевич Лермонтов. Жизнь и творчество

Этот урок-перезентацию рекомендуется провести в 9 классе.Информация, размещенная в этой разработке, помогает учащимся вспомнить биографию поэта и его творчество....

М. Ю. Лермонтов. Жизнь и судьба. Этапы творческого пути.

Урок  литературы в  9 классе по теме "М.Ю. Лермонтов. Жизнь и судьба. Этапы творческого пути. Включает конспект урока и презентацию....

Презентация к уроку литературы "М.Ю.Лермонтов. Жизнь и творчество"

Презентация может быть использована на уроке с целью повторения и углубления знаний о жизни и творчестве М.Ю. Лермонтова....

М.Ю.Лермонтов. Жизнь и творчество (урок литературы в 6 классе в рамках реализации ФГОС)

Конспект урока литературы по творчеству М.Ю.Лермонтова в 6 классе по программе Г.И.Беленького....

Презентация .М.Ю.Лермонтов. Жизнь и творчество.

Презентация  о жизни и творчестве М.Ю.Лермонтова....

Открытый урок чтения и развития речи в 9 классе "М.Ю.Лермонтов. Жизнь и творчество"

Обобщающий урок по творчеству М.Ю.Лермонтова с презентацией и использованием интерактивной доски....