Открытый урок чтения и развития речи в 9 классе "М.Ю.Лермонтов. Жизнь и творчество"
презентация к уроку по литературе (9 класс) на тему

Лысенко Евдокия Васильевна

Обобщающий урок по творчеству М.Ю.Лермонтова с презентацией и использованием интерактивной доски.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_chteniya_i_razvitiya_rechi_v_9_klasse.doc42.5 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок чтения и развития речи в 9 классе.

(Дата проведения урока 25 ноября 2014г).

Тема: М.Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество.

Цель: Обобщить знания учащихся о жизни и творчестве  М.Ю.Лермонтова.

Развивать навыки чтения, умение определять жанры  произведений поэта.

Воспитывать мотивацию к познавательной деятельности, прививать любовь к чтению.

Оборудование:  интерактивная доска, презентация к уроку, выставка книг поэта, конверты разного цвета с отрывками из произведений поэта, портрет поэта.

Ход урока.

  1. Организация урока.
  • Речёвка

Чтение – вот лучшее учение.

  • Ребята, творчество какого поэта мы с вами изучаем?
  • Упражнение на слуховое внимание.

- Первыми сядут те ребята, у которых в фамилии и имени есть буква Л.

- Какой юбилей М.Ю. Лермонтова мы отмечали 15 октября 2014 г? (200-летие со дня рождения)

2.  Проверка домашнего задания.

- Что было задано на самоподготовку? (Стихотворение М.Ю.Лермонтова «Морская царевна»)

Выразительное чтение стихотворения детьми.

  1. Словарная работа.

- Что обозначают слова чело и очи, замените их словами современного литературного языка (запись на доске).

- Объясните смысл выражений: ушами прядёт; лихие друзья (запись на доске).

- Против чего протестует М. Ю. Лермонтов в этом стихотворении?

(Протест против жестокости).

  1. Сообщение темы урока (слайд 1).
  2. Актуализация опорных знаний.

- Ребята, скажите, к какому жанру относится стихотворение «Морская царевна»?

- Что такое баллада?

Баллада – небольшое стихотворение, в котором рассказывается о фантастических или исторических событиях (Слайд 2)  .

- Назовите жанры произведений М.Ю.Лермонтова

Стихи, песни, поэмы - (слайд 3).

- Что такое стихотворение?

Определение каждого жанра (слайды 4,5, 6)

Лермонтов написал 400 стихов, 25 поэм, 5 драм, 7 повестей  (слайд 7).

  1. Индивидуальная работа.

- Назовите произведения М.Ю.Лермонтова, из которых взяты строки, и определите  жанр? (учащимся даются задания, разные по уровню сложности).

( Индивидуальная работа с Сашей К.)

-  Какое стихотворение поэта мы учили недавно?

- Чтение стихотворения учеником.

7.  Физминутка.

8. Итоговое тестирование (слайды 8-13). (Учащиеся работают с интерактивной доской).

1. Вспомните, где родился поэт.

А) Пятигорск

Б) Царское село

В ) с.Тарханы

Г) Москва

Д) Петербург

2. Где прошло детство М.Лермонтова?

А) Кисловодск

Б) Царское село

В) с.Тарханы

Г) Москва

Д) Петербург

3. Какими двумя языками владел М.Ю.Лермонтов?

А) английский

Б) французский

В) испанский

Г) польский

Д) немецкий

4. Какое стихотворение принесло известность М.Ю.Лермонтову?

А) «Сосна»

Б) «Парус»

В) Смерть поэта»

Г) «Тучи»

Д) «Утёс»

5. В каком возрасте погиб М.Ю.Лермонтов?

А) 30 года

Б) 36 лет

В) 26 лет

Г) 28 лет

Д) 33 лет

6. Лермонтов был убит на дуэли. В каком городе это произошло?

А) Москва

Б) Петербург

В) Пятигорск

Г) Пенза

Д) Тарханы

9. Демонстрация фотовыставки Лермонтовских мест в Пятигорске (слайд14)

10. Чтение высказывания Ираклия Андроникова о поэзии М.Ю.Лермонтова (слайд15).

«Лермонтовым нельзя начитаться. Даже когда вспоминаешь стихи молча, они звучат в твоей памяти словно прекрасная музыка».

Ираклий Андроников.

- Пусть в ваших сердцах поэзия всегда звучит музыкой! (слайд 16)

Национально-региональный компонент

- На протяжении всей жизни М.Ю.Лермонтов знакомился с фольклором. Прочитайте его высказывание.

«Если захочу вдаваться в поэзию народную, то, верно, нигде больше не буду её искать, как в народных песнях» (слайд 17).

11. Слушание «Казачьей колыбельной песни», написанной на слова М.Ю. Лермонтова (слайд 18).

- О популярности  «Казачьей колыбельной песни», говорит тот факт, что она была положена на музыку 31 раз. Давайте послушаем ее.

- Что такое колыбельная песня?

- В честь кого в нашей школе сегодня состоится праздничный концерт? (25 ноября - день матери).

12. Обзор выставки книг поэта.

13. Задание на самоподготовку.

Подготовить выразительное чтение любого на выбор стихотворения поэта.

14. Подведение итога урока.

- О творчестве какого поэта мы говорили на уроке?

- Назовите жанры произведений М.Ю.Лермонтова.

Выставление оценок за урок каждому учащемуся с комментарием.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока чтения и развития речи в 1 классе

Конспект открытого  урока  чтения  и  развития  речи в 1 классе по теме: «Звук и буква Фф. Соотнесение звука и буквы, подбор слов с данной буквой, звуком. Чтение слогов».Цели:...

Методическая разработка открытого урока чтения и развития речи в 8 классе коррекционной школы VIII вида.Тема урока :"По страницам сказок А.С.Пушкина"

               Тема: «По страницам сказок А.С.Пушкина»Форма проведения:  литературная викторина –презентацияЦели:1.      По...

Конспект открытого урока чтения и развития речи в 4 классе по теме : Н. Носов «Затейники»

Цели урока:познакомить детей с рассказом Н. Носова «Затейники» и биографией автора;развивать мыслительную деятельность, навыки беглого и правильного выразительного чтения; развивать умение читать...

Конспект урока чтения и развития речи "Обобщение по творчеству И.А. Крылова"

Конспект урока чтения и развития речи "Обобщение по творчеству И.А. Крылова" 7 класс обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)...

Сценарий открытого урока "Чтение и развитие речи"_10.03.2020

Цель: учить работать с информацией в стихотворной форме и формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к творческой деятельности...

Открытый урок чтение и развитие речи 5 класс Г. Скребицкий «Заветный кораблик»

Предмет: чтениеКласс: 5Тема:   Г. Скребицкий «Заветный кораблик»;       Цель: ознакомление учащихся с новым произведениемЗадачи:Образовате...