М. Ю. Лермонтов: жизнь и судьба. Два поэтических мира: Пушкин и Лермонтов
план-конспект урока по литературе (9 класс)
Предварительный просмотр:
М. Ю. ЛЕРМОНТОВ: ЖИЗНЬ И СУДЬБА.
ДВА ПОЭТИЧЕСКИХ МИРА: ПУШКИН И ЛЕРМОНТОВ
Цели: изучение биографии; обучение работе с учебником; сопоставление стихотворений «Пророк» Лермонтова и Пушкина.
Ход урока
I. Работа по теме урока.
1. Вступительное слово учителя.
– Почему на наших уроках Лермонтов следует, как правило, сразу же за Пушкиным?
– Как сложилась его судьба?
С жизнью и личностью Лермонтова учащиеся уже знакомились в 5–8 классах, поэтому вспоминают биографию.
– Сравните ее с судьбой Пушкина. Почему жизнь Лермонтова оборвалась в 27 лет?
2. Чтение и анализ стихотворений.
1) «И скучно и грустно, и некому руку подать…».
– Не кажется ли вам странным, что встречу с Лермонтовым мы начинаем со столь безысходных строк? Определите их жанр.
Да, это элегия, но – лермонтовская. Как вы отнеслись к откровенному безверию Лермонтова, к его пронзительным, горестным вопросам и столь же безотрадным ответам, наконец – к заключительным строкам, где отчаяние, пессимизм его достигают трагического предела?
2) «Душа моя мрачна…».
Художника объясняют и его читательские, и творческие тяготения. Любимый поэт Лермонтова – Байрон, и он открыто в этом признается, переводя одно из самых значительных и едва ли не самое «байроническое» стихотворение английского поэта, ставшее и лермонтовским: «Душа моя мрачна…».
Почему в лирике Байрона – а Лермонтов читал его в подлиннике, в совершенстве владея английским языком, – русский поэт избрал именно эту страницу? Каков жанр стихотворения? Понятна ли вам элегия Байрона – Лермонтова «Душа моя мрачна…»? Как вы встретили завершающий ее крик души: «…Я слез хочу, певец, / Иль разорвется грудь от муки»?
И вновь – возвращение к Пушкину: сопоставим его элегии с лермонтовскими. (Трагизм поэтического мира Лермонтова; безысходность одиночества как характерно лермонтовский мотив; пессимизм поэта, байроновская «мировая скорбь» в лирике Лермонтова. Испытание жизнелюбия и надежд как смысл лермонтовского «Узника»; его композиция, обратная одноименному стихотворению Пушкина; реалистический образ «тюрьмы» в противоположность романтической «темнице». Метафоричность пейзажных образов Лермонтова – символика одиночества и безответности. Элегия как жанровая форма лермонтовской лирики, прерывистость, трагическая напряженность ритмико-интонационного строя лермонтовских элегий; их диалогичность; природа как инобытие лирического «я» поэта.)
3. Работа со статьей учебника «Два поэтических мира»
4. Сопоставление стихотворений: «Пророк» Пушкина и «Пророк» Лермонтова.
Пушкин | Лермонтов |
– преображение человека в пророка; – ясный гармоничный миф; – богатство, разнообразие мира; – торжество будущей и настоящей жизни | – мир отвергает пророка для службы человечеству; – «мир страданий и слез»; – контраст света и тени, добра и зла; – отрицание жизни, несмотря на утверждение высших ценностей |
Известный русский филолог Л. В. Пумпянский писал, противопоставляя Лермонтова Пушкину: «Утеряв «бездну пространства» каждого пушкинского слова, он создал «бездну движения», в которой тонут слова и стихи». «Бездна движения» – эту метафору можно применить и к стилю Лермонтова, к его поэтической мысли и к самой его мыслящей личности. Мысль Лермонтова никогда не застывает, не образует законченной системы тезисов. Не стоит ждать от лирики Лермонтова готовых ответов, выводов, итогов: едва ли не каждое его стихотворение – арена отчаянного спора идей, «боренья дум», незавершенного и открытого.
– Найдите в стихотворении Лермонтова «Пророк» подтверждение этих слов.
5. Работа со статьей учебника о М. Ю. Лермонтове (с. 250–252) с элементами конспектирования по вопросам.
– Как Белинский характеризовал пафос лирики Лермонтова?
– Каково лирическое «я» раннего Лермонтова?
– Чем отличается поздняя лирика Лермонтова?
– Как вы понимаете выражение «преемник Пушкина»?
III. Итог урока.
Домашнее задание:
1) подготовить рассказ о тех периодах творчества великого поэта, которые вам покажутся особенно интересными. (Учитель должен проконтролировать, чтобы были охвачены все периоды жизни и творчества поэта.);
2) выучить одно из лирических стихотворений Лермонтова; проанализировать его;
3) индивидуальное задание: чтение и разбор стихотворения «Смерть Поэта».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сложная судьба Марины Ивановны Цветаевой. Трагичность поэтического мира.
Тема: Сложная судьба Марины Ивановны Цветаевой. Трагичность поэтического мира.Цели урока:образовательные – познакомить с основными вехами жизни М.И. Цветаевой, определить основные черты личности поэта...
“Хәзрәте Пушкин вә Лермонтов,Тукай – өч йолдыз ул”
Бөек шагыйребез Габдулла Тукай иҗаты белән рус әдәбияты арасындагы бәйләнешне күзәтү дәресе....
М. Ю. Лермонтов. Жизнь и судьба. Этапы творческого пути.
Урок литературы в 9 классе по теме "М.Ю. Лермонтов. Жизнь и судьба. Этапы творческого пути. Включает конспект урока и презентацию....
Пушкин и Лермонтов
Существует известный феномен: одни говорят, что они больше любят Пушкина, другие говорят, что они больше любят Лермонтова. Значит, один уж этот факт сви...
Урок на тему "А.С.Пушкин: жизнь и судьба" ( 9 класс)
Тип урока: «открытие» новых знанийПрограмма: Коровина В.Я.Технология построения урока: развития критического мышления через чтение и письмо.Приёмы: галерея портретов, таблица «Знаю – Хочу узнать – Узн...
Урок - конкурс Пушкин и Лермонтов
Урок проводится на этапе обобщения и повторения материала...
Урок литературы на тему «Судьба, личность и эпоха М.Ю.Лермонтова. Сравнительная характеристика двух поэтических миров – Лермонтова и Пушкина», 9 класс.
Урок литературы на тему «Судьба, личность и эпоха М.Ю.Лермонтова. Сравнительная характеристика двух поэтических миров – Лермонтова и Пушкина», 9 класс....