М. Ю. Лермонтов. Жизнь и судьба. Этапы творческого пути.
план-конспект урока по литературе (9 класс) по теме
Урок литературы в 9 классе по теме "М.Ю. Лермонтов. Жизнь и судьба. Этапы творческого пути. Включает конспект урока и презентацию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_12_fevralya.doc | 85 КБ |
m.yu_._lermontov_1_urok.ppt | 1.76 МБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 2» г. Олекминска
Конспект урока по литературе в 9 А классе.
М. Ю. Лермонтов. Жизнь и судьба. Этапы творческого пути.
Подготовила
учитель русского языка и литературы
Семенова Татьяна Константиновна
Олекминск – 2013
М.Ю. Лермонтов. Жизнь и судьба. Этапы творческого пути.
Цель урока:1) обобщить, систематизировать и расширить знания по данной теме;
2) развивать умения и навыки работы с текстом;
3) воспитывать интерес к предмету.
Задачи:
- Вызвать интерес к жизни и личности Лермонтова.
- Помочь учащимся понять художественное мировоззрение писателя.
Эпиграф:
Глубокий и могучий дух! Как он верно смотрит на искусство, какой глубокий и чисто непосредственный вкус изящного! О, это будет русский поэт с Ивана Великого! Чудная натура!
В.Г. Белинский.
Оборудование: компьютер, презентация с фотографиями М.Ю. Лермонтова, портрет
План урока
Комментарий хода урока | Время (мин) | № слайдов | Развитие личностных качеств и психических процессов | |
Репродуктивные формы деятельности | Продуктивные формы деятельности | |||
Организационный момент. Каждый урок – это открытие. Какое открытие ждет нас сегодня? | 1 | 1 | Дисциплина | Любознательность |
Учитель предлагает подумать над словами эпиграфа и объяснить их | 2 | 2 | Внимание | Активность |
Учитель предлагает литературную композицию о жизни и творчестве поэта | 35 | 3-17 | Мышление | Активность Исполнение ролей |
Учитель предлагает выполнить свободную творческую работу(синквейн, отзыв об уроке) направленную на восприятие личности и творчества Лермонтова | 6 | 18 | Память Мышление Точность Самостоятельность | Рефлексивность Логичность, аккуратность |
Домашнее задание | 1 | 19 | Внимание Память | Альтернатива |
ХОД УРОКА
- Стадия «Вызов» (пробуждение интереса к предмету)
«Мозговая атака»
Задачи:
- актуализировать имеющиеся знания, умения и навыки в связи с изучаемым материалом;
- пробудить познавательный интерес к изучаемому материалу;
- помочь учащимся самостоятельно определять направление в изучении темы и самостоятельно решать проблемы.
Учитель: Как вы понимаете эпиграф урока?
Что вы знаете по теме сегодняшнего урока?
Ответы учеников:
Рассказы учащихся о жизни Лермонтова.
(во время рассказа учащихся показ презентации)
Этапы жизненного пути М. Ю. Лермонтова.
- 1814-1828 гг. Детство, отрочество. Юность: истоки личности.
- 1828-1830 гг. Учеба в Благородном пансионе Московского университета.
- 1832-1834 гг. Школа гвардейских прапорщиков и кавалерийских юнкеров в Петербурге .
- 1834 -1841 гг. Военная служба.
- 1841 г. Дуэль с Мартыновым. Гибель.
Лучшие произведения Лермонтова.
«Знаю» | «Хочу узнать» | «Узнал (а)» |
Ход урока.
Учитель | Ученик |
Эпиграфом нашего урока являются слова В.Г. Белинского о Лермонтове. Тема нашего урока «М.Ю. Лермонтов. Жизнь и судьба. Этапы творческого пути. Цель 1) обобщить, систематизировать и расширить знания по данной теме; 2) развивать умения и навыки работы с текстом; 3) воспитывать интерес к предмету. Задачи:
Ребята, как вы понимаете эпиграф? Биография поэта Стихотворения наизусть Драма «Маскарад» Сказка «Ашик Кериб»
| Записывают тему Ответы учеников. |
3.Стадия «Рефлексия»
(обобщение материала, подведение итогов)
Задачи:
- Помочь учащимся самостоятельно обобщить изученный материал
- Помочь учащимся самостоятельно определить направления в дальнейшем изучении материала
1.Заполнение контрольной карточки «М.Ю. Лермонтов. Жизнь и судьба. Этапы творческого пути».
(самостоятельно учащиеся заполняют левую часть таблицы)
Годы жизни | |
Лучшие произведения М.Ю. Лермонтова | |
Духовные искания |
- Упражнение «Синквейн» (слово французское, обозначающее пять строк.
Правила написания:
1-я строка – одно слово, обычно существительное или местоимение, которое заключает в себе объект или предмет, о котором пойдет речь в синквейне;
2-я строчка- два слова, чаще всего прилагательные или причастия, описывающие признаки или свойства выбранного предмета;
3-я строчка образована глаголами или иными глагольными формами, описывающими совершаемые данным объектом или предметом характерные действия;
4-я строчка – фраза из трех, четырех или пяти слов, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту;
5-я строчка содержит одно или два слова, характеризующее суть предмета или объекта
Темы для синквейна
«Ученик» | «Урок» | М.Ю. Лермонтов. |
Ученик. Знающий, любознательный. | Урок. Познавательный, интересный. | Лермонтов Известный, знаменитый. |
Читал, писал, исследовал. | Учит, воспитывает, раскрывает. | Воспитывает, беспокоится, , пишет.
|
Узнал очень много нового. | Важную для нас тему. | О проблемах всех поколений. |
Доволен! | Спасибо за урок! | Великий учитель! |
V Домашнее задание (слайд19): 1.Выучить наизусть стихотворение М. Ю. Лермонтова «Смерть поэта» или «Как часто пестрою толпою окружен»;
2. Составить хронологическую таблицу жизни и творчества Лермонтова, пользуясь материалами учебника.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Судьба М.Ю.Лермонтова загадочна и таинственна, как у великого гения, много скрыто занавесом времени безвозвратно, но что-то, пусть совсем немногое, мы можем вспомнить и сегодня…
Эпиграф: Глубокий и могучий дух! Как он верно смотрит на искусство, какой глубокий и чисто непосредственный вкус изящного! О, это будет русский поэт с Ивана Великого! Чудная натура! В.Г. Белинский.
В селе Тарханы Пензенской губернии, в имении бабушки будущего поэта Е. Арсеньевой, прошли детские годы поэта. Он рано потерял мать (умерла в 1817, в возрасте 21 года) и вырос в разлуке с отцом. Бабушка делала все для единственного, обожаемого внука, не жалея денег на учителей и гувернеров. Он получил прекрасное домашнее образование: с детства свободно владел французским и немецким языком, хорошо рисовал и лепил, учился музыке (играл на флейте, фортепиано и скрипке).
Юрий Петрович – отец, Мария Михайловна – мать.
Елизавета Алексеевна Арсеньева (1773 -1845), бабушка поэта.
… Я родину люблю И больше многих: средь ее полей Есть место, где я горесть начал знать, Есть место, где я буду отдыхать, Когда мой прах, смешавшися с землей, Навеки прежний вид оставит свой.
"Зеленой сетью трав подернут спящий пруд…"
В 1827 бабушка привезла внука в Москву, чтобы продолжить его образование. 1 сентября 1828 Лермонтов зачисляется полупансионером в Московский университетский благородный пансион, одно из лучших учебных заведений России. Получает гуманитарное образование, которое пополняет самостоятельным чтением. В пансионе пишет стихи, очень рано осознав, что поэзия - его призвание. В эти годы испытывает влияние поэзии Байрона и пишет несколько "байронических поэм" ("Черкесы", "Кавказский пленник", "Корсар", "Преступник", "Олег", "Два брата"); в 1829 задумывает поэму "Демон", над которой будет работать почти до конца жизни.
Осенью 1830 поступает в Московский университет на нравственно-политическое отделение. Неудовлетворенность Лермонтова лекциями профессоров и недовольство профессоров непочтительными ответами и пререканиями студента, что считалось непозволительной дерзостью, привели к тому, что он подал заявление об увольнении и покинул университет в 1832. В 1830 - 31 - вершинный этап юношеского творчества Лермонтова. Он работает необычайно интенсивно: за два года перепробовал практически все стихотворные жанры: элегия, романс, песня, посвящение, послание и т.д. Поэт напряженно всматривается в свою внутреннюю жизнь, пытаясь выразить словом невыразимые душевные движения. Он касается и общих вопросов бытия, и нравственной жизни личности. Драма "Странный человек" - своего рода фокус автобиографических мотивов его лирики этого периода.
По окончании Школы в 1834 произведен из юнкеров в корнеты лейб-гвардии Гусарского полка, стоявшего в Царском Селе. Однако большую часть жизни Лермонтов проводит в Петербурге, впервые почувствовав себя свободным. Его наблюдения за жизнью светского общества легли в основу драмы "Маскарад" (1835), которую он задумывал так: "Комедия, вроде "Горя от ума", резкая критика на современные нравы". Убедившись, что "Маскарад" не протащить сквозь театральную цензуру, возвращается к прозе: начинает роман - "Княгиня Лиговская", в котором впервые появляется имя Печорина. Автобиографические моменты романа связаны с Варенькой Лопухиной, глубокое чувство к которой всю жизнь не оставляло поэта.
Известие о гибели А.Пушкина потрясло Лермонтова и на следующий же день он пишет стихотворение "На смерть поэта", а через неделю - заключительные 16 строк этого стихотворения, которое сразу сделало его известным, переписывалось и заучивалось наизусть. 3 марта 1837 поэт был арестован по делу "о непозволительных стихах". Сидя под арестом, пишет несколько стихотворений: "Узник", "Сосед", "Молитва", "Желанье". Лермонтов был переведен из гвардии в Нижегородский драгунский полк и 1 апреля отправился из Петербурга на Кавказ. Направляясь в свою первую ссылку, он на месяц задержался в Москве, которая готовилась к большому торжеству - 25-летию Бородинского сражения. Поэт перерабатывает свое юношеское стихотворение "Поле Бородино", и появляется "Бородино", опубликованное в "Современнике" в 1837.
Во время кавказской ссылки познакомился с декабристами, тоже отбывавшими здесь ссылку, а с поэтом А.Одоевским даже подружился. Почти все, что создал Лермонтов в период между двумя ссылками, так или иначе связано с Кавказом. Кавказские темы и образы нашли широкое отражение в его творчестве: в лирике и в поэмах, романе "Герой нашего времени" (1838). Они запечатлены и в многочисленных зарисовках и картинах Лермонтова,-одаренного живописца.
В январе 1838 приезжает в Петербург, так как хлопоты бабушки и ходатайство В.Жуковского увенчались успехом, и поэт был переведен в Гродненский полк, расположенный недалеко от Новгорода. Около месяца прожил в Петербурге, каждый день бывая в театре, был у Жуковского, которому отдал поэму "Тамбовская казначейша", вскоре опубликованную в "Современнике". В результате дальнейших ходатайств Лермонтов был переведен в свой прежний гусарский полк, стоявший в Царском Селе. Тогда же появилась без имени автора, не пропущенного цензурой, "Песня про царя Ивана Васильевича..."
Школа гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров 4 ноября 1832 он поступил в Школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров. Два года, проведенные в обстановке казарменной муштры, были, по его словам, "страшными". Но и в этих условиях Лермонтов тайком продолжает писать, хотя его творчество переживает период спада.
Картины Лермонтова
Стихотворения Весна Когда весной разбитый лед Рекой взволнованной идет, Когда среди лугов местами Чернеет голая земля, И мгла ложится облаками На полуюные поля, Мечтанье злое грусть лелеет В душе неопытной моей; Гляжу, природа молодеет, Не молодеть лишь только ей; Ланит спокойных пламень алый С собою время уведет, И тот, кто так страдал, бывало, Любви к ней в сердце не найдет Поток Источник страсти есть во мне Великий и чудесный; Песок серебряный на дне, Поверхность лик небесный; Но беспрестанно быстрый ток Воротит и крутит песок, И небо над водами Одето облаками. Родится с жизнью этот ключ И с жизнью исчезает; В ином он слаб, в другом могуч, Но всех он увлекает; И первый счастлив, но такой Я праздный отдал бы покой За несколько мгновений Блаженства иль мучений.
Парус
Молитва
Тучи
Родина
Утес
КОГДА ВОЛНУЕТСЯ ЖЕЛТЕЮЩАЯ НИВА…
Ты хочешь знать, что делал я На воле? Жил - и жизнь моя Без этих трех блаженных дней Была б печальней и мрачней…
Лермонтов отвергал существование ради бытия, будни ради праздника жизни, покой ради бури. Моя душа, я помню, с детских лет Чудесного искала. Я любил Все обольщенья света, но не свет, В котором я минутами лишь жил… Как часто силой мысли в краткий час Я жил века и жизнию иной, И о земле позабывал. Не раз Встревоженный печальною мечтой Я плакал: но все образы мои, Предметы мнимой злобы иль любви, Не походили на существ земных. О нет! все было ад иль небо в них… Тоска блуждает на моем челе. Я холоден и горд; и даже злым Толпе кажуся… 1831 июня 11 дня
Самая сложная, самая запутанная и самая загадочная из лермонтовских поэм – «Демон». Кавказское. Здесь Пушкина изгнанье началось И Лермонтова кончилось изгнанье. Здесь горных трав легко благоуханье. И только раз мне видеть удалось У озера, в густой тени чинары, В тот предвечерний и жестокий час – Сияние неутоленных глаз Бессмертного любовника Тамары. А.А. Ахматова. На Кавказе Лермонтов слышал старинную легенду о горном духе Гуда, полюбившем прекрасную грузинку. Работая над поэмой «Демон» в течение всей жизни с 1829 по 1839 годы, Лермонтов создал 7 редакций. В основу сюжета положено предание о падшем ангеле, который восстает против Бога и превращается в демона, в дух «отрицанья».
«Герой нашего времени»
1835 Работа над драмой «Маскарад» 1837 Стихотворение «Смерть поэта» Арест, ссылка на Кавказ 1840 Выход в свет романа «Герой нашего времени» 1841 15 июля Дуэль с Мартыновым. Лермонтов убит. Похоронен в Тарханах.
Упражнение «Синквейн » (слово французское, обозначающее пять строк). Правила написания: 1-я строка – одно слово, обычно существительное или местоимение, которое заключает в себе объект или предмет, о котором пойдет речь в синквейне; 2-я строчка- два слова, чаще всего прилагательные или причастия, описывающие признаки или свойства выбранного предмета; 3-я строчка образована глаголами или иными глагольными формами, описывающими совершаемые данным объектом или предметом характерные действия; 4-я строчка – фраза из трех, четырех или пяти слов, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту; 5-я строчка содержит одно или два слова, характеризующее суть предмета или объекта
«Ученик» «Урок» «Михаил Юрьевич Лермонтов» Знающий, любознательный. Познавательный, интересный. Известный, знаменитый. Читал, писал, исследовал. Учит, воспитывает, раскрывает. Воспитывает, беспокоится, пишет. Узнал очень много нового. Важная для нас тема. О проблемах всех поколений. Доволен! Спасибо за урок! Великий поэт
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по литературе в 10 классе с использованием технологии развития критического мышления. Л.Н.Толстой. Жизнь и судьба. Этапы творческого пути. Духовные искания писателя.
Конспект урока по литературе в 10 классе с использованием технологии развития критического мышления.Л.Н.Толстой. Жизнь и судьба. Этапы творческого пути. Духовные искания писателя....
Интегрированный урок (литература+информатика) «Жизнь моя, иль ты приснилась мне…» (Очерк жизненного и творческого пути Сергея Александровича Есенина).
Урок «Жизнь моя, иль ты приснилась мне…» (Очерк жизненного и творческого пути Сергея Александровича Есенина) - интегрированный урок литература и информатика для 10 класса позволяет познакомить у...
М.Ю. Лермонтов. Основные этапы жизненного пути.
Мультимедийная презентация по биографии великого русского поэта поможет провести урок в 5-8 классах основной школы....
Презентация к уроку по теме " Жизнь и творческий путь В.А Жуковского"
Презентацию можно использовать для изучения биографии В.А.Жуковского на вводном уроке по товрчеству писателя....
Открытый урок - презентация по музыкальной литературе "В поединке с судьбой". Жизненный и творческий путь Л.Бетховена для обучающихся 5 классов.
В данном материеле представлен краткий обзор творческого наследия великого немецкого композитора Л.Бетховена и его вкладе в мировую музыкальную культуру. ...
Ч. Айтматов. Этапы творческого пути. Повесть «Джамиля». Духовно-нравственная проблематика повести. В. Высоцкий. Основные вехи творческой биографии. Тематика песен .
Маршрутный лист дистанционного урока...
М. Ю. Лермонтов: жизнь и судьба. Два поэтических мира: Пушкин и Лермонтов
Конспект урока в 9 классе...