Статья "Использование метода буктрейлера на уроках литературы"
статья по литературе (6 класс)

Использование метода буктрейлера на уроке литературы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzovanie_innovatsionnyh_metodov_na_urokah_literatury.docx25.74 КБ

Предварительный просмотр:

Использование инновационных методов на уроках литературы.

Кабдуллаева Гиляна Кайратовна

Астраханская область, г. Камызяк

МКОУ «Лицей №1 им.А.П. Гужвина г.Камызяк»

Kabdullaeva.gilyana@mail.ru

          Трудно не согласиться с английским писателем Уильямом Теккереем, который говорил: «Книги просвещают душу, поднимают и укрепляют человека, пробуждают в нём лучшие стремления, острят его ум и смягчают сердце…».Но , к сожалению, в наше время, как отмечают многие ученые, в мире наступил системный кризис чтения. Это является социальной проблемой и школа , в частности, учитель имеет первоочередную задачу развить личностные особенности обучающегося, его познавательные и созидательные черты характера. Современные подростки живут в информационном пространстве и работают с современными технологиями каждый день. Я считаю, что целенаправленное применение инновационных методов позволит стимулировать мотивацию и добиваться высокого качества обучения. Современный урок не может быть интересен без применения новых  методов обучения.

Одним из таких методов, я считаю, является метод видеороликов. Инновационные педагогические технологии помогают на уроке литературы создать условия для формирования умений анализировать текст, формулировать проблемы, развивать коммуникативные навыки, раскрыть индивидуальные особенности каждого  обучающегося. Каждому учителю литературы  хочется, чтобы обучающиеся читали произведения, испытывали интерес к уроку, ведь благодаря чтению подросток  формируется как личность.  

В последнее время существует проблема поверхностного чтения текста: обучающиеся не понимают текст, не осознают того, что читают. При многообразии современных наглядных пособий обнаруживается отсутствие у детей образного мышления. Художественный текст только тогда станет понятен  нашим ученикам и интересен им, когда они научатся видеть картинку вместо слова. Особенно тяжело воспринимаются обучающимися исторические произведения.  

Видеоролики делятся на ролики, иллюстрирующие  произведение,  и ролики- интерпретации. В первом случае остаётся более тесная связь с текстом, более точное отражение авторского воплощения. Во втором - прослеживается   большая художественная независимость, то есть создаётся собственный новый смысл, происходит присвоение добытых новых знаний как собственных в результате размышления.

              Работа по созданию видеоролика может иметь разные формы, а именно: работа в группах на уроке, индивидуальная самостоятельная работа дома, а на уроке обсуждение результатов, проектирование.

Этапы работы на уроках:

  1. Прочтение текста
  2. Анализ эпизодов
  3. Создание видеоролика ( групповое домашнее задание)

Для создания видеороликов ребята пользуются различными приложениями ,такими как: Inshot, Alight Motion,Videostar.Все эти приложения в свободном доступе и имеют ряд преимуществ перед другими. Они оснащены набором спецэффектов. Интерфейс данных программ вполне понятен и комфортен, даже не совсем опытные пользователи с удовольствием смогут создать вполне качественные видеофильмы.

Одной из наиболее удачных интерпретаций читательского восприятия  обучающихся явилась работа по созданию видеороликов к роману А.С. Пушкина «Дубровский». Обучающиеся тщательно отбирали эпизод из романа, далее анализировали психологическое  состояние героев, их возможные мимики , не упуская при этом  подробные детали текста (бытовые детали и костюмы 19 века).  Проходил отбор костюмов, репетиции монологов и диалогов. Съемки велись  в многочасовом режиме .Обучающиеся корректировали каждый момент снятого эпизода, накладывали звуковые дорожки на весь видеоматериал. Для обработки отснятого материала обучающиеся использовали различные программы в основном это Youcut и VivaVideo.Эти программы являются более профессиональными программами для видеомонтажа. Благодаря специальным инструментам, они позволяют пользователям редактировать различные параметры видео и аудио. У нее удобная настройка интерфейса, добавление большого количества эффектов, поддержка огромного количества форматов. Эти приложения находятся в открытом доступе . Обучающиеся работали с увлечением, примеряя на себя разные роли :актера, режиссера, оператора.

Стоит отметить, что применяя данный метод на уроках литературы, можно не только повысить мотивацию к прочтению книг, но и развить умения и навыки  обучающихся, которые могут пригодиться в  дальнейшем.

             Вторым, наиболее часто используемым на уроке литературы, методом, позволяющим повысить интерес обучающихся к прочтению книг  и стимулировать мотивацию к обучению-  это метод буктрейлеров.

Буктрейлер – короткий видеоролик по мотивам книги. Основная его задача – рассказать о книге, заинтересовать, заинтриговать  читателя.[1][1]

История буктрейлеров началась в 2002 году, а широкой публике трейлер впервые продемонстрировали на книжной ярмарке в Луизиане в 2003 году. Ролик рекламировал книгу Кристин Фихан «Темная симфония», десятый по счету роман из многотомной вампирской серии

До сих пор не существует общепринятых требований к буктрейлерам, даже к их продолжительности. Специализированный англоязычный блог о буктрейлерах заявляет как оптимальную продолжительность ролика одну-полторы минуты.

Юлия Щербинина в своей статье «Смотреть нельзя читать: Буктрейлерство как издательская стратегия в современной России» выделяет разновидности буктрейлеров.

По способу визуального воплощения текста буктрейлеры могут быть игровые (минифильм по книге); неигровые (набор слайдов с цитатами, иллюстрациями, книжными разворотами, рисунками, фотографиями и т. п.); анимационные (мультфильм по книге).

Буктрейлеры могут презентовать основу сюжета или передавать основные настроения книги и эмоции читателей от прочтения этой книги или могут передавать основную идею произведения.[2][2, C.145-146]

На уроках литературы обучающиеся выбирают книгу, далее происходит разработка сценария. Обучающиеся выделяют основной конфликт текста и продумывают сценарий развития сюжета таким образом, чтобы заинтриговать  потенциального читателя, чтобы ему непременно захотелось узнать, что же будет дальше. Далее происходит отбор материалов для видеоряда. Обучающиеся подбирают  яркие картинки  или используют захватывающие  кадры из фильмов с целью привлечь внимание читателя. После этого записывается озвученный текст или накладывается уже готовая музыкальная композиция. В современный век технологий для создания буктрейлера существует множество программ для работы с видео.Например, программа Windows Movie Maker. Эту программу могут использовать начинающие. Она есть на всех ПК, так как входит в пакет Microsoft Windows. Программа Movie Maker способна брать и обрабатывать видеофайлы с цифровой видеокамеры, создавать из изображений слайд-шоу, добавлять к видео заготовки, титры, звук, вырезать необходимые фрагменты и склеивать их, создавая при этом эффектные переходы от фрагмента к фрагменту. Широко используется для создания клипов, видеопрезентаций и обработки любительского видео. Заключительным этапом работы с буктрейлером является его обработка ( добавляются звуковые дорожки и титры, настраиваются эффекты и переходы

На своих уроках , начиная с 5 класса применяю данный метод достаточно широко. Были созданы буктрейлеры по произведениям: М.Твен «Приключения Тома Сойера, И.С. Тургенева «Муму» и др.

Хотелось бы отметить, что обучающиеся с большим интересом работают по данному методу. Этот метод позволяет выявить творческие способности обучающихся, развить их способности в применении современных технологий  и побудить к прочтению книги.

Таким образом, можно утверждать, что использование на уроках современных образовательных технологий ведет к повышению качества и эффективности процесса обучения, а также создаёт благоприятные условия для формирования коммуникативной компетенции учащихся.

Список использованной литературы:

1      Интернет-ресурс: https://rosuchebnik.ru/material/snimaem-booktrailer-teoriya-i-praktika/

                 2          СМОТРЕТЬ НЕЛЬЗЯ ЧИТАТЬ. БУКТРЕЙЛЕРСТВО КАК ИЗДАТЕЛЬСКАЯ СТРАТЕГИЯ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ  Щербинина Ю. Журнал   Вопросы литературы №3 , 2012 г, с.146-165

  1. Буктрейлер - современный способ продвижения книги в библиотеке : методические рекомендации. Вып. 1 / Детско-ношеская библиотека Республики Карелия им. В.Ф. Морозова; [авт.-сост. Т.А. Лисовская] –Петрозаводск : ДЮБ РК, 2014


[1]          https://rosuchebnik.ru/material/snimaem-booktrailer-teoriya-i-praktika/

 

        

[2]                 СМОТРЕТЬ НЕЛЬЗЯ ЧИТАТЬ. БУКТРЕЙЛЕРСТВО КАК ИЗДАТЕЛЬСКАЯ СТРАТЕГИЯ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ  Щербинина Ю. Журнал   Вопросы литературы №3 , 2012 г, с.146-165


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Метод проекта на уроках литературы

Из опыта работы: проект по теме "Лирика"....

Метод проектов на уроках литературы и во внеурочной деятельности

из опыта работы над внедрением эффективной педтехнологии "метод проектов"...

Метод пректов на уроках литературы

Что дает применение метода проектов?—использование коллективных форм работы;—- привитие интереса к предмету;—-развитие умений и навыков самостоятельной работы;—- активизацию деятельности учащихся;—-пр...

Использование буктрейлера на уроках литературы

Данный материал был размещен в сборнике Инновационных разработок в преподавании литературы в современной школе, рассказывается, что такое буктрейлер, дается классификация, советы по созданию, полезные...

Мастер-класс «Метод контраста на уроках литературы в старших классах как один из эффективных методов формирования ключевых (или метапредметных) компетенций».

Мастер-класс был подготовлен для учителей средней школы.Материал состоит из двух файов: текстовой части (doc) и визуальной - презентации (ppt)....

Работа с буктрейлером на уроках литературы. Цикл уроков

Буктрейлер - это то короткий видеоролик, рассказывающий в произвольной художественной форме о какой-либо книге. Цель таких роликов – реклама книг и пропаганда чтения, привлечение внима...