Использование буктрейлера на уроках литературы
методическая разработка по литературе (6 класс) на тему
Данный материал был размещен в сборнике Инновационных разработок в преподавании литературы в современной школе, рассказывается, что такое буктрейлер, дается классификация, советы по созданию, полезные ссылки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
innovatsionnaya_deyatelnost_ryabinina_a.m.doc | 60 КБ |
Предварительный просмотр:
РИП «Актуальные проблемы реализации ФГОС общего образования»
Русский язык и литература
МБОУ «Школа №111» Советского района города Казани
Рябинина Алена Михайловна, учитель русского языка и литературы
Использование буктрейлеров на уроках литературы.
Всем известно, что современная система преподавания литературы в российской школе характеризуется многовариантностью и разнообразием.
В настоящее время существует несколько концепций преподавания литературы в школе: этическое, идеологическое, эстетическое и этико-эстетическое направления. Нередко встречается разумное взаимодействие позиций. Но волнует опасность отчуждения молодежи от художественных достижений, потеря интереса к сознательному чтению.
Среди теоретических проблем современной методической науки наряду с другими можно выделить и историческую смену методов и приемов изучения литературы, конструирование новых, опору на традиционные; поиск новых структур уроков и моделирование других форм проведения занятий.
Новое содержание образования связано с поисками новых методов преподавания, новых подходов к содержанию и структуре урока литературы.
Поскольку проблема чтения, формирования читателя, духовного мира продолжает быть самой актуальной научной проблемой, в методической науке предпочтение отдается приемам работы, обеспечивающим целостность восприятия художественного текста, глубокую интерпретацию, понимание поэтики писателя. Не случайно основой базового компонента литературного образования названы чтение и изучение художественного произведения, его толкование.
Учебный процесс в школе продолжает сохранять неразрешенными противоречия между фронтальными формами организации обучения, единообразием учебного содержания, преобладанием объяснительно-иллюстративного метода преподавания, с одной стороны, и индивидуальными способами присвоения знаний, индивидуальным темпом учебно-познавательной деятельности каждого ученика, необходимостью обеспечения деятельностного характера учения - с другой. В связи с этим в помощь учителю-словеснику предлагаются новые технологии обучения, позволяющие разрешить названные противоречия.
Личностно-ориентированные технологии обеспечивают развитие и саморазвитие личности ученика на основе выявления его индивидуальных особенностей как субъекта познания и предметной деятельности. Они базируются на признании за каждым учеником права выбора собственного пути развития через создание альтернативных форм обучения.
В практике своей работы мы используем такие нетрадиционные методы, как:
- Метод чтения вслух .
- Метод интроспективного анализа.
- Метод творческого самочувствия.
- Метод творческого самовыражения .
- Метод дискуссии.
- Игровые методы и др.
Безусловно, главное, центральное место на уроках литературы занимает работа с текстом художественного произведения. Вместе с тем и традиционные средства обучения, и средства новых информационных технологий оказываются весьма эффективными при изучении данного предмета.
И недавно мы в своей работе начали использовать буктрейлеры. Первой нашей попыткой создать подобную «рекламу» произведению стало участие в Международном научно-практическом фестивале им.Л.Н.Толстого, где наши учащиеся представили буктрейлер по мотивам произведения Л.Н.Толстого «После бала» (https://youtu.be/ei7M8aee2jY). Но перед этим пришлось провести достаточно кропотливую работу, чтобы и самим понять, и детям объяснить, что же это такое – «буктрейлер»?
Буктрейлер – короткий видеоролик по мотивам книги. Основная его задача – рассказать о книге, заинтересовать, заинтриговать читателя.
История буктрейлеров началась в 2002 году, а широкой публике трейлер впервые продемонстрировали на книжной ярмарке в Луизиане в 2003 году. Ролик рекламировал книгу Кристин Фихан «Темная симфония», десятый по счету роман из многотомной вампирской серии. Однако популярность практика создания буктрейлеров получила с 2005 года благодаря развитию видеохостингов (YouTubе и др.) и социальных сетей. Сегодня почти ни одна рекламная кампания книги в США и Европе не обходится без буктрейлеров, там он стал самостоятельным искусством. Существует даже несколько ежегодных премий за достижения в этой области. Наиболее известные: MobyAwards (вручается американским издательством MelvilleHousePublishing); BookVideo (учреждена лондонским книжным магазином Foyles); Trailee (вручается американским изданием для детских библиотекарей SchoolLibraryJournal).
Классификации буктрейлеров
До сих пор не существует общепринятых требований к буктрейлерам, даже к их продолжительности. Специализированный англоязычный блог о буктрейлерах заявляет как оптимальную продолжительность ролика одну-полторы минуты. Выходящие в последние несколько лет российские ролики в среднем укладываются в интервал от одной до трех минут.
Юлия Щербинина в своей статье «Смотреть нельзя читать: Буктрейлерство как издательская стратегия в современной России» выделяет разновидности буктрейлеров.
По способу визуального воплощения текста буктрейлеры могут быть:
1) игровые (минифильм по книге);
2) неигровые (набор слайдов с цитатами, иллюстрациями, книжными разворотами, рисунками, фотографиями и т. п.);
3) анимационные (мультфильм по книге).
Буктрейлеры можно классифицировать и по содержанию. Так, встречаются ролики:
1) повествовательные (презентующие основу сюжета произведения).
2) атмосферные (передающие основные настроения книги и читательские эмоции).
3) концептуальные (транслирующие ключевые идеи и общую смысловую направленность текста).
Конечно, эти классификации очень условны и не универсальны. Например, неигровой буктрейлер может содержать элементы анимации; может быть одновременно “повествовательным” и “атмосферным” (как, например, буктрейлер по книге Э.М.Ремарка «Триумфальная арка» ЦГБ г.Каменск-Уральский) и т. п. Буктрейлер, созданные учащимися нашей школы вы можете просмотреть по следующим ссылкам:
- 8 класс. А.С. Пушкин «Пиковая дама»( https://youtu.be/1lyGvSbGe9U)
- 7 класс. А.Грин «Алые паруса»( https://youtu.be/GgYHy8OxVU8)
- 10 класс. И.С.Тургенев «Отцы и дети»( https://youtu.be/8KYaUhKQ15s)
- 11 класс .А.С.Пушкин «Евгений Онегин» (https://youtu.be/oGvNcCyCzRg)
Основные этапы создания буктрейлера
1. Выбор книги для рекламы.
Мотиваций в выборе книг для создания буктрейлера может быть множество. Это и реклама новых книг, и продвижение книг-юбиляров, и создание буктрейлеров, приуроченных к датам и событиям и др. Но самое главное: выбранную книгу надо любить.
2. Создание сценария к буктрейлеру (продумать сюжет и написать текст).
По сути, это самая сложная задача при создании буктрейлера. Если это повествовательный буктрейлер - важно внести интригу и выстроить сюжет таким образом, чтобы читателю непременно захотелось узнать, что же будет дальше. А узнать это можно, если прочитаешь книгу. Если атмосферный – надо определить, какое же настроение у этой книги, и с помощью каких средств его можно передать. Поэтому к написанию текста сценария нужно подходить очень продумано. Стоит взвешивать не то что каждое предложение, а каждое слово.
3. Подбор материалов для видеоряда.
Подобрать картинки, отсканировать иллюстрации книги, снять свое видео или найти видео в интернете. Если книга была экранизирована, можно использовать кадры из фильмов-экранизаций, но не увлекаться, иначе будет реклама не книги, а фильма.
4. Записать озвученный текст, если это предусмотрено по сценарию. Или подобрать музыку. В библиотечных видеороликах можно использовать музыку по лицензии Creative Commons - это композиции, сочинённые, записанные и распространяемые людьми без взимания платы за их использование как в личных, так и в коммерческих целях.
5. Выбрать программу для работы с видео. Их представлено множество. Вот некоторые из них:
а) Windows Movie Maker. Эту программу могут использовать начинающие. Она есть на всех ПК, так как входит в пакет Microsoft Windows. Программа Movie Maker способна брать и обрабатывать видеофайлы с цифровой видеокамеры, создавать из изображений слайд-шоу, добавлять к видео заготовки, титры, звук, вырезать необходимые фрагменты и склеивать их, создавая при этом эффектные переходы от фрагмента к фрагменту. Широко используется для создания клипов, видеопрезентаций и обработки любительского видео. Минусы - одна звуковая дорожка.
б) SonyVegasPro является более профессиональной программой для видеомонтажа. Благодаря специальным инструментам, она позволяет пользователям редактировать различные параметры видео и аудио. У нее удобная настройка интерфейса, добавление большого количества эффектов, поддержка огромного количества форматов. Удобно работать с аудио, так как можно соединять две звуковые дорожки (накладывать музыку и голос), отделять звук от видео если необходимо. Большое количество спецэфектов, переходов, кадр в кадре.
Многие наиболее востребованные операции по работе с фото и видео можно выполнить в онлайновых редакторах. У онлайновых сервисов есть еще одно важное преимущество: благодаря тому, что все операции по обработке файлов выполняются на удаленном сервере, производительность компьютера, на котором вы работаете, не имеет значения. А это значит, что даже на маломощном ноутбуке можно без проблем редактировать видео высокого разрешения. Например, можно использовать сервис видеоредактор www.youtube.com/editor Он очень простой, можно обрезать начало или конец, склеить несколько роликов, добавить звуковую дорожку.
6. Работая над видеороликом, можно использовать гиф анимацию и футажи.
7. Заключительный этап - видеомонтаж (вырезать/склеить несколько фрагментов видео, добавить звуковую дорожку, изменить размер видео, субтитры и пр., наложить эффекты, переходы, разнообразную музыку, “свести” звук), потом записать на жесткий диск ПК.
Более подробно о создании буктрейлера можно узнать на ВикиСибириаДе. Там же есть примеры буктрейлеров.
Технические средства:
микрофон и камера – для создания собственных видео- и аудиоматериалов;
программы для работы – Windows Movie Maker, SonyVegas Pro. Windows Movie Maker – довольно простая программа, которую легко освоить самостоятельно.
Буктрейлер только выходит в моду, но общие принципы его создания уже сформировались(небольшие советы по созданию и представлению):
1. Средний интервал ролика – 1-3 минуты. Конечно, при желании можно взять и больший временной отрезок, но лишь при условии логично выстроенного и сюжетного видеоряда. Не стоит переутомлять зрителей.
2. Желательно соблюдать единообразие иллюстраций: если рисованные иллюстрации – значит рисованные, если аниме – значит аниме, если фото – значит фото. При этом желательно соблюдать стилистику музыки и видеоряда.
3. Ролик должен цеплять и интриговать. Для этого важно подбирать не только яркие и эффектные картинки, но и меткие цитаты. Не стоит пересказывать смысл произведения.
Если есть сложности с написанием сценарных фраз, можно использовать, например, яркие диалоги с обрисовкой конфликта и дальнейшим представлением главных героев.
4. Акцент на качество и простоту. Аудиотрек должен быть качественным, без шумовых эффектов и с одним уровнем громкости. Иллюстрации – четкими и без чужеродных элементов.
Так, если вы скачали картинки из Интернета, то сопровождающую их рекламу лучше замазать (редакторы для обработки – простейший Paint или ACDSee). Или сразу ищите рисунки и фото без крупных значков чужой рекламы.
И, как уже было сказано, если позволяют возможности, лучше вложиться в профессиональную звуковую дорожку. Благо, сейчас есть самые разные сервисы — в том числе, предлагающие озвучку в хорошем качестве, на разные голоса и с любым сопровождением (шум волн, птичье пение, скрипение половиц и т. п.).
5. Шрифт в титрах и субтитрах должен быть разборчивым и читабельным. Лучше использовать простой и привычный Times New Roman. Буктрейлер вы создаете не для себя, а для потенциальных читателей. А значит – избегайте лишних сложностей и желания сделать «полуфабрикат».
6. Помните про закон об авторских правах. Если вы используете чужие видеоматериалы, аудиотреки или иллюстрации, то убедитесь, что они лежат в свободном доступе.
Конечно, лучше использовать классическую музыку или нарезку из старых фильмов, но если ваш выбор пал на редкую музыку или на работы современного художника, то по возможности нужно связаться с правообладателем и спросить разрешение на использование материалов.
В любом случае заключительных титрах нелишним будет заметить: все права на использованные материалы принадлежат правообладателям, указать на владельца и название источника (фильм, песня) и уточнить, что материалы использованы в ознакомительных целях.
Так как один из важнейших метапредметных результатов в условиях ФГОС – сформированность основ читательской компетентности, а основным подходом в современном образовании является деятельностный подход и всесторонне реализовать данный подход позволяет проектная деятельность, то проект использования буктрейлеров в работе весьма актуален.
Список использованной литературы:
- Сайт учителя русского языка и литературы Литвиновой А.И. «Традиции и новаторство в преподавании литературы в современной школе»( www. litvinova.3dn.ru)
- Как сделать буктрейлер [Электронный ресурс] : практические рекомендации // Алексей Музалёв и Литературный проект LITER-RM : сайт. – Режим доступа: http://liter-rm.ru/kak-sdelat-buktrejler.html, свободный. — Загол. с экрана. – Яз.рус.
- Многогранный буктрейлер (ГТРК "Кубань".Канал "Территория культуры": http://www.youtube.com/kubantvTK)
- [Електронний ресурс] // Wiki.SibiriaDa. — Режим доступа: http://wiki-sibiriada.ru/index.php/Буктрейлер, свободный. — Загол. с экрана. — Яз.рус.
- Буктрейлеры - современный способ продвижения книг в библиотеках [Электронный ресурс] // СОВРЕМЕННАЯ БИБЛИОТЕКА : сайт. – Режим доступа: http://sbiblioteka.blogspot.com/2011/10/blog-post_09.html, свободный. - Загол. с экрана. — Яз.рус.
- Васюкович Артём. Как сделать буктрейлер? [Электронный ресурс] // Твоя первая книга. Проект Артёма Васюковича : блог. – Режим доступа: http://tvoya1kniga.ru/kak-sdelat-buktreyler, свободный. – Загол. с экрана. – Яз.рус.
- Из всех искусств для нас важнейшим является... БУКТРЕЙЛЕР! [Электронный ресурс] // Роза ветров. Север : неофициальный блог Библиотеки-музея имени Николая Блинова. – Режим доступа: http://murmansk-nordika.blogspot.com/2011/11/blog-post_2309.html, свободный. - Загол. с экрана. — Яз.рус.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование ИКТ на уроках литературы и русского языка
Из опыта работы использование информационных технологий на уроках литературы и русского языка...
Использование ИКТ на уроках литературы.
Использование ИКТ делает процесс обучения и преподавания более интересным, качественным, результативным. Без процесса информатизации образования уже невозможно представить современную шк...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ И РУССКОГО ЯЗЫКА
.Использование ИКТ на уроках литературы и русского языка можно представить схемой:Создание проектов, презентаций требуют от учителя творческого подхода, применения исследовательских методов...
Работа с буктрейлером на уроках литературы. Цикл уроков
Буктрейлер - это то короткий видеоролик, рассказывающий в произвольной художественной форме о какой-либо книге. Цель таких роликов – реклама книг и пропаганда чтения, привлечение внима...
Статья "Использование метода буктрейлера на уроках литературы"
Использование метода буктрейлера на уроке литературы...
"Использование ИКТ на уроках литературы. Создание буктрейлера".
В статье представлен обобщенный опыт по использованию буктрейлеров на уроках литературы...