Метод проекта на уроках литературы
статья по литературе по теме

Маврина Наталья Александровна

Из опыта работы: проект по теме "Лирика".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Metod_proektov_na_urokah_literatury.docx18.58 КБ

Предварительный просмотр:

Метод проекта на уроках литературы

Учитель Маврина Н.А.

Учебный проект – что это такое? Ещё в начале XX века американский учёный и педагог Дж.Дьюи предлагал строить обучение на активной основе, через целенаправленную деятельность ученика, опираясь на его личную заинтересованность именно в этом знании. Следовательно, важно было показать детям, что приобретаемые знания им могут и должны пригодиться в жизни. Вот тут-то и важна проблема, взятая из реальной жизни, проблема, которая обусловит мотив деятельности. Целью проектной деятельности становится поиск способов решения проблемы. Учитель может подсказать новые источники информации, а может просто направить мысль учеников в нужное русло для самостоятельного поиска. В результате ученики должны совместными усилиями решить проблему, применив необходимые знания, получить реальный результат.

Итак, учебный проект с точки зрения учащегося – это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, показать публично достигнутый результат; это деятельность, направленная на решение интересной проблемы.

Учебный проект с точки зрения учителя – это дидактическое средство, позволяющее обучать проектированию, т.е. целенаправленной деятельности по нахождению способа решения проблемы путём решения задач, вытекающих из этой проблемы при рассмотрении её в определённой ситуации. Метод проектов позволяет воспитывать самостоятельную и ответственную личность, развивает творческие начала и умственные способности – необходимые качества развитого интеллекта.

При осуществлении проекта можно выделить следующие этапы:

1-ый этап – погружение в проект

Учитель

Учащиеся

Формулирует:

*проблему проекта;

*цель и задачи.

Осуществляют:

*личностное присвоение проблемы;

*принятие, уточнение и конкретизация цели и задач.

2-ой этап – организация деятельности

Учитель

Учащиеся

Организует деятельность - предлагает:

*организовать группы;

*спланировать деятельность по решению задач проекта;

*возможные формы презентации результатов.

Осуществляют:

*разбивку на группы;

*планирование работы;

*выбор формы и способа презентации предполагаемых результатов.

3-ий этап – осуществление деятельности

Учитель

Учащиеся

Не участвует, но

*консультирует учащихся по необходимости;

*ненавязчиво контролирует;

*даёт новые знания, когда у учащихся возникает в этом необходимость;

*репетирует с учениками предстоящую презентацию результатов.

Работают активно и самостоятельно:

*каждый в соответствии со своим амплуа и сообща;

*консультируются по необходимости;

* «добывают» недостающие знания;

*подготавливают презентацию результатов.

4-ый этап – презентация

Учитель

Учащиеся

Принимает отчёт:

*подводит итоги обучения;

*оценивает умения: общаться, слушать, обосновывать свое мнение и др.;

*акцентирует внимание на воспитательном моменте: умении работать в группе, на общий результат и др.

Демонстрируют:

*понимание проблемы, цели и задач;

*умение планировать и осуществлять работу;

* найденный способ решения проблемы;

*результаты в виде творческой работы;

*дают взаимооценку деятельности и её результативности.

Пример

В 6-ом классе при изучении раздела «Лирика» учащимся предлагается проект по созданию иллюстрированного сборника стихов «Времена года в стихах русских поэтов». Цели и задачи проекта: вовлечение каждого ученика в активный познавательный процесс; воспитание у детей интереса к культуре России; воспитание чувства патриотизма; развитие творческих способностей, эстетического вкуса.

Первый этап: подготовка.

Учащимся предлагается подготовить книжку-альбом, подобрать стихи и иллюстрации (их можно нарисовать самим, найти картинки в журнале или использовать репродукции картин художников). Ученики должны продумать, как расположить подобранные стихи, каким шрифтом написать заглавие и тексты, как оформить первые страницы, где и какие иллюстрации поместить, будет ли предисловие в их книге.

Учитель определяет тему и цель проекта.

Второй этап: планирование.

Определив задачи, учащиеся делятся на группы (выбирают одно из времен года: «Весна (лето, осень, зима) в стихах русских поэтов»). Одна группа готовит сборник собственных стихов.

В ходе обсуждения проекта вырабатывается план действий, создается банк идей и предложений.

Третий этап: осуществление деятельности.

Начинается активная работа учащихся: подбираются поэтические произведения, выполняется художественно-оформительская работа, подготавливается презентация результатов.

Учитель корректирует деятельность учащихся.

Четвертый этап: презентация.

Результаты представляются на обсуждение. Участники проекта делятся мнениями, отвечают на поставленные вопросы, дают самооценку проекта.

Учитель оценивает активность работы учащихся, качество и объем использования источников, качество отчета, эстетичность выполнения продукта.

Очень интересной оказывается работа группы, которая готовит сборник стихов собственного сочинения.

Весна

Сегодня очень рано я проснулась

И подошла к окну.

Приветливо вдруг солнце улыбнулось,

Лучом мне подмигнув.

А снег блестит от солнечного света,

Щебечут птички, радуясь весне.

И так приятно видеть, слышать это,

Что хочется запеть и мне.

- Весна, весна! – журчат ручьи повсюду,

Бегут везде с утра.

И, радуясь погоде этой чудной,

Ликует детвора.                                            

                                        Маврина Дарья

       

           Весна пришла

Юные весенние цветы,

Укрытые росы вуалью,

Замерли, восхищены

Легким бабочки порханьем.

Ива у пруда, склонив

Низко ветви к водной глади,

Празднует приход весны

В зеленом кружевном наряде.

Бесенева Юля

Итак, в процессе творческой работы учащиеся получают полное и глубокое удовлетворение от сделанного, развивается их творческая активность. Создавая презентацию, ребенок учится работать с огромным книжным и иллюстративным материалом, развивает навыки самостоятельной работы.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Метод проектов на уроках литературы и во внеурочной деятельности

из опыта работы над внедрением эффективной педтехнологии "метод проектов"...

Использование метода проектов на уроках литературы в системе духовно-нравственного воспитания

Современная школа, влияя на внутренний мир ученика, должна стремиться воспитывать  такого человека, для которого нормы, правила и требования общественной морали выступали бы как его собственные в...

Использование метода проектов на уроках литературы в СПО

Организация проектной деятельности на уроках литературы...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА ПРОЕКТА НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ. VIII окружная научно-практическая конференции педагогов «ОТК-2015. Образование. Технологии. Качество» Центральное управление Самарская область

Цель данной работы поделиться опытом использования метода проекта в деятельности педагога на уроках литературы.В связи с поставленными целями выделяем следующие задачи:1.   Проанализировать ...

Презентация. Использование метода проекта на уроках литературы

Презентация к  выступлению на научно-практической конференции. Использование метода проекта на уроках литературы....

"Метод проектов на уроках литературы"

Статья поможет учителю правильно организовать проектную деятельность учащихся на уроках литературы....

Презентация на тему "Использование метода проекта на уроках литературы и во время внеурочной деятельности"

Основная цель данной презентации - формирование умения использования информационных технологий при разработке инструментов и материалов, повышающих эффективность и результативность учебного процесса....