Работа с буктрейлером на уроках литературы. Цикл уроков
план-конспект по литературе

Прилучная Людмила Викторовна

Буктрейлер - это то короткий видеоролик, рассказывающий в произвольной художественной форме о какой-либо книге. Цель таких роликов – реклама книг и пропаганда чтения, привлечение внимания к книгам при помощи визуальных средств, характерных для трейлеров к кинофильмам. Работа над буктрейлером развивает целый ряд познавательных умений:

- осуществлять поиск информации с использованием ресурсов библиотеки, справочной литературы и Интернета

- построение логической цепи рассуждений.

-умение работать с текстом, выделять главное и т.д.

Материал включает:

1. Урок по работе над созданием буктрейлера по повести В.Железникова "Чучело", урок "Конкурс буктрейлеров", презентации к данным урокам, памятку по созданию буктрейлера, образец диплома победителя конкурса буктрейлеров.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tsikl_urokov_po_buktreyleru.docx34.54 КБ
Файл pamyatka.docx200.79 КБ
Office presentation icon buktreyler.ppt2.07 МБ
Файл k_uroku-konkurs_buktreylerov.pptx1.11 МБ
Файл diplom.docx364.39 КБ

Предварительный просмотр:

Работа с буктрейлером на уроках литературы

Цикл уроков

Урок 1. Создание буктрейлера по повести В. Железникова «Чучело»

Цели: пропаганда чтения, привлечения внимание к книгам при помощи визуальных средств.

Личностные УУД:

выраженная устойчивая учебно-познавательная мотивация и интерес к учению, эмпатия как осознанное понимание и сопереживание чувствам других.

Метапредметные результаты:

Познавательные:

- построение логической цепи рассуждений.

-умение работать с текстом, выделять главное

Коммуникативные:

- умение ясно и четко излагать свое мнение, выстраивать речевые конструкции;

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

- учет разных мнений.

Регулятивные:

- извлекать, перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы  в другую, анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы.

Предметные результаты:

- строить устное и письменное высказывание;

- конструировать сценарий буктрейлера;

- словесно передавать свои эстетические впечатления;

- оформлять буктрейлер в соответствии с требованиями.

Необходимое техническое оборудование: компьютер, проектор, колонки, экран, видеоматериалы, презентация.

Ход урока

Этап урока

Ход урока, действия учителя

Деятельность обучающихся

Формирование УУД

Организационный момент

Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих.

Настраиваются на учебную деятельность

Коммуникативные:  формирование умения слушать и слышать

Постановка учебной задачи. Формулирование темы.

Беседа.

Какие существуют способы по привлечению к чтению? Что можно сделать, чтобы понравившуюся тебе книгу прочитали? Как современные писатели привлекают читателей? и т.п.

Знаете ли вы что такое буктрейлер? Смотрели ли вы подобные ролики раньше? Давайте сформулируем тему и задачи урока.

Отвечают на вопросы. Находят приемы, как заинтересовать читателей, предлагают оптимальную форму. Определяют тему урока, цель.

Регулятивные:

- постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что еще не известно.

-прогнозируют дальнейшие действия Познавательные:

- постановка проблемы;

 - построение речевого высказывания.

Личностные:

- развитие познавательных интересов учебных мотивов;

- самоопределение;

- целеполагание.

Коммуникативные:

- умение ясно и четко излагать свое мнение, выстраивать речевые конструкции;

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

- учет разных мнений.

Открытие новых знаний.

Рассказ  о том, что такое буктрейлер, истории возникновения, разновидностях и основных особенностях.

Демонстрация презентации (Приложение 1).

Слушают рассказ учителя, записывают основные понятия в  виде схем и кластеров, отвечают на вопросы. Работают с Памяткой (Приложение 2).

Личностные:

развитие эмоционального восприятия.

Познавательные:

- владеть навыками аудирования, приёмами отбора и систематизации материала,

- преобразовывать информацию из одного вида в другой (составлять кластер).

Коммуникативные:

слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.

Регулятивные:

осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Первичная проверка понимания и коррекция усвоения ученикамими нового материала

Демонстрация готового буктрейлера, обсуждение. Соответствует ли буктрейлер основным требованиям? Каковы его плюсы и минусы? Вызвал ли он желание прочитать книгу?

Просматривают буктрейлеры, участвуют в диалоге.

Познавательные:

- анализировать, строить рассуждения, делать выводы.

- извлекать информацию из источников,

Коммуникативные:

- высказывать и обосновывать свою точку зрения.

- слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.

Актуализация знаний. Обсуждение повести В. Железникова «Чучело»

Давайте определим, какие эпизоды повести могут войти в буктрейлер. (День рождения Димы Сомова, сцена на фабрике, признание Лены, сожжение чучела и т.д.)

Как привлечь читателя? (обыграть название, сделать упор на главные темы повести, заявить о тех эмоциях, которые оставляет книга и т.п.)

Как через предметы, детали передать атмосферу?  

Как можно воздействовать на чувства?

(Фото,  видео, Музыка. Звук.)

Вопрос к другим группам: что бы вы добавили, исправили?

Отвечают на вопросы.

Анализируют текст.

Отвечают на вопросы, находят цитаты из текста, подтверждая свои мысли.

Познавательные:

- умение работать с текстом, выделять главное.

Личностные:

- нравственно-этическая ориентация;

Коммуникативные:

- планирование учебного сотрудничества.

Закрепление знаний и способов действий, самопроверка знаний.

Создание сценария к буктрейлеру.

Делит учащихся на группы, контролирует процесс взаимодействия учащихся.

Участвует в обсуждении созданных сценариев.

1. Работают в группах над созданием сценария к буктрейлеру.

2. Представляют вой сценарий другим группам.

3. Обсуждают сценарии.

Коммуникативные:

-умение слушать друг друга;

-умение работать и взаимодействовать друг с другом;

Регулятивные:

-прогнозирование;

-оценка;

-саморегуляция;

Личностные:

- нравственно-этическая ориентация;

- развитие эмоционального восприятия. Познавательные:

 - выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

- умение строить письменное и устное высказывание в соответствии с учебной задачей.

Итоги урока. Рефлексия      деятельности.

Запись домашнего задания.

Беседа.

Что получилось? Чему вы новому научились? Что нового узнали?

Домашнее задание – создание буктрейлера (по рассказу В. Железникова «Чучело») – по группам. Подготовка к презентации буктрейлера.

Делятся своими впечатлениями и эмоциональными переживаниями от урока, оценивают, как они справились с работой.

Познавательные:

- умение выстраивать речевое высказывание

Регулятивные:

- соотносить цели и результаты своей деятельности.

- вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы.

Коммуникативные:  

- формирование умения слушать и слышать

Урок 2. Конкурс буктрейлеров по повести В.Железникова «Чучело»

Цели:

- формирование положительного отношения к книге и потребности в чтении;

-  развитие творческих способностей и социальной активности учащихся, раскрытие их творческой индивидуальности;

Личностные УУД:

- выраженная устойчивая учебно-познавательная мотивация и интерес к учению,

- эмпатия как осознанное понимание и сопереживание чувствам других,

- толерантность при восприятии работ товарищей.

Метапредметные результаты:

Познавательные:

- осуществлять поиск информации с использованием ресурсов библиотеки, справочной литературы и Интернета

- построение логической цепи рассуждений.

-умение работать с текстом, выделять главное

Коммуникативные:

- умение ясно и четко излагать свое мнение, выстраивать речевые конструкции;

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

- учет разных мнений.

Регулятивные:

- извлекать, перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы  в другую, анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы.

Предметные результаты:

- строить устное и письменное высказывание;

- высказывать своё отношение к художественному произведению,

- правильно оценивать основной смысл произведения,

- отбирать лексический материал для создания буктрейлера.

Необходимое техническое оборудование: компьютер, проектор, колонки, экран, видеоматериалы, презентация.

Ход урока

Этап урока.

Ход урока, действия учителя.

Деятельность обучающихся.

Формирование УУД

Организационный момент.

Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих.

Настраиваются на учебную деятельность

Коммуникативные:  формирование умения слушать и слышать

Постановка учебной задачи. Формулирование темы.

Учитель объявляет начало конкурса, объясняет условия участия и процедуру выбора победителя. (Например, общее голосование, или приглашается жюри, в состав которого входят учителя школы и учащиеся других классов)

Слушают учителя, настраиваются на представление своих буктрейлеров.

Коммуникативные:  

- формирование умения слушать и слышать.

Регулятивные:

- прогнозирование дальнейших действий.

Актуализация знаний.

Повторение теоретического материала о буктрейлере. Опрос: что такое буктрейлер, его виды, основные принципы создания.

Опрос сопровождается презентацией (Приложение 3).

Отвечают на вопросы.

Познавательные:

- осознанное и произвольное построение речевого высказывания,

- анализ объектов с целью выделения существенных признаков.

Регулятивные:

- коррекция: внесение необходимых дополнений, корректив в содержание нового материала.

Коммуникативные:

 -умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, - учебное сотрудничество.

Применение знаний и умений.

Презентация буктрейлеров по группам: демонстрация роликов, их защита.

План защиты:

1. Концепция буктрейлера (о чем он, на какие темы, идеи, образы книги вы обратили внимание, что может привлечь к ней будущих читателей и т.д.).

2. Порядок работы над созданием ролика, распределение обязанностей в группе.

3. Какие материалы использовались.

Демонстрируют буктрейлеры, выступают с их защитой, отвечают на вопросы одноклассников (и/или членов жюри).

Коммуникативные:

- умение слушать друг друга;

- умение работать и взаимодействовать друг с другом;

- владение монологической речью;

- адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач.

Регулятивные:

-прогнозирование;

-оценка;

-саморегуляция.

Личностные:

- нравственно-этическая ориентация;

- развитие эмоционального восприятия.

Познавательные:

-выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.

Итоги урока. Рефлексия      деятельности.

Запись домашнего задания.

Подведение итогов конкурса. Голосование. Объявление результатов. Награждение победителей. Выставление отметок.

Делятся своими впечатлениями и эмоциональными переживаниями от урока, оценивают, как они справились с работой.

Познавательные:

умение выстраивать речевое высказывание

Регулятивные:

- соотносить цели и результаты своей деятельности.

- вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы.

Коммуникативные:  

- формирование умения слушать и слышать



Предварительный просмотр:

http://konkurs.cdb-yaroslavl.ru/wp-content/uploads/2016/04/banner.png

Памятка по созданию БУКТРЕЙЛЕРА

ЧТО  ТАКОЕ  БУКТРЕЙЛЕР? 
Буктрейлер - это то короткий видеоролик, рассказывающий в произвольной художественной форме о какой-либо книге. Цель таких роликов – реклама книг и пропаганда чтения, привлечение внимания к книгам при помощи визуальных средств, характерных для трейлеров к кинофильмам.

Виды буктрейлеров

По способу визуального воплощения текста:

  • игровой  (минифильм по книге); 
  • неигровой (набор слайдов с цитатами, иллюстрациями, книжными разворотами, тематическими рисунками, фотографиями и т. п.) 
  • анимационный (мультфильм по книге). 

По содержанию:

  • повествовательный (презентующий основу сюжета произведения);
  • атмосферный (передающий основные настроения книги и ожидаемые читательские эмоции);
  • концептуальный (транслирующий ключевые идеи и общую смысловую направленность текста).

Общие принципы создания  буктрейлера

1. Средний интервал ролика – 1 - 3 минуты

2. Желательно соблюдать единообразие иллюстраций: если рисованные иллюстрации – значит рисованные, если аниме – значит аниме, если фото – значит фото. При этом желательно соблюдать стилистику музыки и видеоряда.

3. Ролик должен интриговать. Для этого важно подбирать не только яркие и эффектные картинки, но и меткие цитаты. Не стоит пересказывать смысл произведения. Если есть сложности с написанием сценарных фраз, можно использовать, например, яркие диалоги с обрисовкой конфликта и дальнейшим представлением главных героев.

4. Акцент на качество и простоту. Аудиотрек должен быть качественным, без шумовых эффектов и с одним уровнем громкости. Иллюстрации – четкими и без чужеродных элементов. Рисунки и фото в Интернете лучше искать без значков чужой рекламы.

5. Шрифт в титрах и субтитрах должен быть разборчивым и читабельным. Лучше использовать простой и привычный TimesNewRoman, чем красивый и витиеватый готический шрифт, который не сможет прочесть никто, кроме вас. 

6. Помните про закон об авторских правах. Если вы используете чужие видеоматериалы, аудиотреки или иллюстрации, то убедитесь, что они лежат в свободном доступе. Конечно, лучше использовать классическую музыку или нарезку из старых фильмов.

Основные этапы работы по созданию буктрейлера

1. Выбор книги. 

2. Создание сценария к буктрейлеру (продумать сюжет и написать текст).

Сюжет - это основа вашего видео ролика, то, из чего он будет состоять. Важно внести интригу и выстроить сюжет таким образом, чтобы непременно читателю захотелось узнать, что же будет дальше. А узнать, что будет дальше, можно, если прочтешь книгу. Поэтому к написанию текста сценария нужно подходить продуманно, взвешивать каждое предложение. Видеоролик не должен быть длинным, не более 3 минут, так как это оптимальное время, чтобы удержать внимание зрителя - потенциального читателя.

По сути, это самая сложная задача при создании буктрейлера. Если это повествовательный буктрейлер - важно внести интригу и выстроить сюжет таким образом, чтобы читателю непременно захотелось узнать, что же будет дальше. А узнать это можно, если прочитаешь книгу. Если атмосферный – надо определить, какое же настроение у этой книги и с помощью каких средств его можно передать. 

3. Подбор материалов для ролика. 

  • Подобрать картинки, отсканировать иллюстрации книги, снять свое видео или найти видео по тематике в интернете (помним об авторском праве).

        Если книга была экранизирована, можно использовать кадры из фильмов-экранизаций, но не увлекаться, иначе будет реклама не книги, а фильма.

  • Запись текста, подбор музыки. Необходимо решить, как в ролике будет представлен текст – появлением на слайдах, субтитрами или же аудиозаписью.

4. Выбрать программу для работы с видео.

План работы должен быть ориентирован на четыре важных момента:

- задача буктрейлера: на что бы вы хотели обратить внимание потенциального читателя, который смотрит ваш ролик, чем собираетесь его заинтриговать, какие эмоции вызвать, как подтолкнуть к покупке книги и ее прочтению;

- определить, какие именно картинки или отрывки видео соотносятся с идеей произведения и поставленной задачей;

- проверить, подойдет ли видео или иллюстративный ряд выбранной музыке (музыка обязательно должна сочетаться с информацией и картинками, положительно воздействовать на воображение зрителя);

- решить, как в ролике будет представлен текст – появлением на слайдах, субтитрами или же аудиозаписью – вместо музыки.

                                          https://zavodoukovsk.admtyumen.ru/images/thumbnails/340_172/t_1427641452_body.jpg


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Буктрейлер - это то короткий видеоролик, рассказывающий в произвольной художественной форме о какой-либо книге. Цель таких роликов – реклама книг и пропаганда чтения, привлечение внимания к книгам при помощи визуальных средств, характерных для трейлеров к кинофильмам.

Слайд 3

Буктрейлер – это короткий видеорассказ о книге на 2-3 минуты. Он может быть создан в формате презентации, постановочного видео или с использованием современных спецэффектов и анимации.

Слайд 4

Первые буктрейлеры представляли собой слайд-шоу из иллюстраций с подписями или закадровыми комментарими. Именно таким было первое видео, снятое к роману Джона Фарриса в 1986 году. В 2003 году на книжной ярмарке в Луизиане был впервые продемонстрирован буктрейлер к книге Кристин Фихан «Темная симфония». Это событие дало начало популяризации буктрейлеров, которые до этого распространялись в основном только в сети Интернет, среди широкой публики.

Слайд 5

В России жанр буктрейлера появился в 2010 году. Специалисты издательства «Азбука Аттикус» стали одними из первых, кто использовал буктрейлер для продвижения книги. Ролик к книге Алексея Маврина «Псоглавцы» стал не только одним из первых, но и одним из самых дорогих: на его создание было затрачено около 10 000 долларов.

Слайд 6

По способу визуального воплощения текста : игровой (минифильм по книге); неигровой (набор слайдов с цитатами, иллюстрациями, книжными разворотами, тематическими рисунками, фотографиями и т. п.) анимационный (мультфильм по книге).

Слайд 7

По содержанию: повествовательный (презентующий основу сюжета произведения); атмосферный (передающий основные настроения книги и ожидаемые читательские эмоции); концептуальный (транслирующий ключевые идеи и общую смысловую направленность текста).

Слайд 8

Но этот рассказ должен содержать интригу, чтобы заинтересовать зрителя, подвести его к прочтению книги Продолжительность буктрейлера - не более 3 минут.

Слайд 9

1. Выбор книги. 2. Создание сценария к буктрейлеру (продумать сюжет и написать текст). 3. Подбор материалов для ролика. Подобрать картинки, отсканировать иллюстрации книги, снять свое видео или найти видео по тематике в интернете (помним об авторском праве). Если книга была экранизирована, можно использовать кадры из фильмов-экранизаций, но не увлекаться, иначе будет реклама не книги, а фильма. Запись текста, подбор музыки. Необходимо решить, как в ролике будет представлен текст – появлением на слайдах, субтитрами или же аудиозаписью. 4. Выбрать программу для работы с видео.

Слайд 10

5. Просмотреть получившийся буктрейлер, при необходимости внести исправления; 6. Продемонстрировать буктрейлер небольшой целевой аудитории; 7. Проанализировать, правильно ли воспринимается идея ролика, какое воздействие он оказывает на зрителей. При необходимости сделать правки.

Слайд 11

Сюжет должен отражать уникальность книги, её значимость для современного читателя. Буктрейлер должен быть перпендикулярен тексту, он рассказывает свою историю про книгу, а не копирует историю, рассказанную в книге. Александр Архангельский , куратор Всероссийского конкурса буктрейлеров Просмотр буктрейлера не должен быть утомительным


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Конкурс «Буктрейлер-2016»

Слайд 2

Конкурс «Буктрейлер-2016»

Слайд 3

Конкурс « Буктрейлер-2016» Номинация: «Лучший буктрейлер к повести Владимира Железникова «Чучело»

Слайд 4

Что такое буктрейлер ? Буктрейлер – это короткий видеорассказ о книге на 2-3 минуты. Он может быть создан в формате презентации , постановочного видео или с использованием современных спецэффектов и анимации. Буктрейлер – короткий видеоролик по мотивам книги. Основная его задача – рассказать о книге, заинтересовать, заинтриговать читателя.

Слайд 5

Виды буктрейлера По способу визуального воплощения текста буктрейлер может быть: игровой ( минифильм по книге); неигровой (набор слайдов с цитатами, иллюстрациями, книжными разворотами, тематическими рисунками, фотографиями и т. п .) анимационный (мультфильм по книге).

Слайд 6

По содержанию: презентующий основу сюжета произведения - повествовательный ; передающий основные настроения книги и ожидаемые читательские эмоции - атмосферный транслирующий ключевые идеи и общую смысловую направленность текста - концептуальный . Виды буктрейлера

Слайд 7

Конкурс «Буктрейлер-2016»



Предварительный просмотр:

http://fullref.ru/files/127/f6064426abbbb4cf978f8a9914727205.html_files/rId8.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Уральские сказы" Бажова. Цикл уроков литературы (4 урока)

Цикл уроков литературы по изучению сказов Бажова является частью комплексного изучения "Уральских сказов" на уроках русского языка и литературы.Цикл состоит из 3 основных уроков и 1 урока внеклассного...

Мультимедийное сопровождение цикла уроков литературы в 10 классе по роману И.А.Гончарова "Обломов".

Разработка содержит презентацию-сопровождение к урокам по роману И.А.Гончарова "Обломов"....

Аннотация на методическую разработку «Литературные персоналии. Цикл уроков литературы в 10 – 11 классах, посвящённых биографиям писателей».

В работе представлено описание методической разработки "Литературные персонали. Цикл урокоы литературы в 10-11 классах, посвящённых биографиям писателей"...

Реализация проекта «Инженерное мышление в художественной литературе» на уроках гуманитарного цикла

Аннотация. В рамках инновационной деятельности по направлению «Развитие инженерного мышления и технических способностей обучающихся» учащимися совместно с руководителями был создан проект ...

М. Ю. Лермонтов "Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова" цикл уроков литературы в 7 классе

М. Ю. Лермонтов "Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова" цикл состоит из двух уроков с презентацией, опирающихся на УМК В. Я. Коровиной....

Презентация к циклу уроков литературы по "Слову о полку Игореве"

В презентации представлены материалы к циклу уроков литературы по "Слову" (историческая основа, авторство, композиция, образы, пейзаж)...