«Война на уроках литературы. Алексей Маресьев-человек-легенда»
план-конспект урока по литературе (7 класс)

Урок внеклассного чтения по теме:"Война на уроках литературы.А.Маресьев -человек-легенда".

Цель урока: развитие условий для успешного усвоения знаний о главном герое повести А Мересьеве и его прототипе,формирование интереса к изучению литературы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Урок внекл чтения29.07 КБ

Предварительный просмотр:

Тема : «Война на уроках литературы. Алексей Маресьев-человек-легенда»

Учитель: Самосюк О.В.

Предмет: Литература

Класс :7

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний

Цель урока

Развитие  условий для успешного усвоения знаний о

главном герое повести А.Мересьеве и его прототипе;

формирование  творческих способностей учащихся, креативного и образного мышления, обретению умения составлять текст по образцу;

формирование интереса  к изучению литературы, воспитание гордости за красоту и богатство выразительных возможностей русского языка

Задачи урока

Обучающие

Развивающие

Воспитательные

совершенствова

ние умения анализировать поступки героев повести;

продолжение работы по

комплексному анализу и

созданию текста,

развитие  уважительного отношения  к истории своей Родины, к старшему поколению 

воспитание интереса к чтению, к истории России;к бережному отношению к культурным ценностям, осознание необходимости их сохранения,

воспитание в обучающихся самостоятельности,коммуникабельности

Основные приемы и методы

-поисковый, наглядный, исследовательский

-творческое чтение;

-сопоставительный анализ;

-поисковые задания;

-речевая деятельность в процессе диалогического общения;

-письменная творческая работа

Формы организации учебной деятельности

-фронтальная беседа

-работа в группе с творческим заданием

Виды работ, используемых на уроке

нахождение в тексте

ответов на вопросы, анализ текста,  выполнение творческой работы.

Оборудование:
-портрет Б.Н. Полевого;
-
выставка книг (разных изданий "Повести о настоящем человеке"), газетных и журнальных материалов об авторе повести, о прототипе главного героя повести Алексее Петровиче Маресьеве - человеке-легенде, о жителях разных стран, повторивших подвиг летчика;
-
иллюстрации к повести;
-
компьютер, проектор, экран для просмотра презентации.

Звучит песня «Журавли» в исполнении М.Бернеса

1Ведущий . «В Нюрнберге на заседании Международного военного трибунала мы услышали вынужденное «откровение» о загадочном русском человеке», об «истинном военном потенциале» нашей Родины. Можно было верить, что советский человек, способности, таланты, самоотверженность и мужество которого так поразили весь мир в дни войны  действительно был и остается роковой загадкой…

Вдруг вспомнился Алексей Маресьев. Полузабытый образ его ярко и неотвязно встал передо мной тут, в этом строгом облицованном дубом зале. И захотелось здесь же, в Нюрнберге, в городе, который был колыбелью нацизма, рассказать об одном из миллионов простых советских людей, разбивших армии Кейтеля, воздушный флот Геринга, хоронивших на дне морском корабли Редера и своими могучими ударами разрушивших разбойничье государство Гитлера»

2Ведущий . Так в книге Бориса Полевого «Повесть о настоящем человеке» корреспондент газеты «Правда» говорит о событиях ВОВ. Главным героем, прототипом  этой книги  стал Маресьев (автор изменил только одну букву в его фамилии).Писатель не дал своему герою его имя, из боязни, что Маресьев в будущем совершит нечто не в соответствии с идеологией, и повесть не издадут. Так появился литературный Мересьев. Но, в книге - все то, что на самом деле произошло в биографии Алексея Маресьева. Не было только девушки, она появилась позже. Реальная жена летчика Маресьева служила в воздушных вооруженных силах. Первым делом самолеты, ну а девушки потом - как поется в знаменитой песне времен войны. На самом деле Алексей Маресьев даже не читал книги о своих подвигах: «Не довелось». Но автографы на долгую память на книге подписывал. В СССР - имя Маресьева знал практически каждый. Позже «Повесть о настоящем человеке» была переведена на многие языки мира, художественный фильм, с Кадочниковым в главной роли, смотрели все в СССР, в Большом театре была поставлена одноименная опера.

Так кто же он - Алексей Маресьев-человек-легенда ?

Выступают группы с домашними  заданиями.

1группа. Биографы. 

Маресьев Алексей Петрович летчик-истребитель, заместитель командира эскадрильи 63-го гвардейского истребительного авиационного полка, гвардии старший лейтенант.Родился 20 мая 1916 года в городе Камышине Волгоградской области в семье рабочего. Русский. В три года он остался без отца, который умер вскоре после возвращения с Первой мировой войны.

Мать, Екатерина Никитична, работала уборщицей на деревообделочном заводе и воспитывала троих сыновей. С детства приучала их к труду, честности, справедливости. После окончания 8 классов средней школы Алексей поступил в ФЗУ, где получил специальность слесаря. Затем подал заявление в Московский авиационный институт, но вместо института по комсомольской путевке отправился строить Комсомольск-на-Амуре. Там он пилил лес в тайге, строил бараки, а потом и первые жилые кварталы. Одновременно учился в аэроклубе.

  В советскую армию призван в 1937 году. Служил в 12-й авиационном погранотряде. По-настоящему он поднялся в воздух уже в Батайской военной авиационной школе пилотов, которую окончил в 1940 году. Служил в ней инструктором-лётчиком.

 Свой первый боевой вылет он совершил 23 августа 1941 года в районе Кривого Рога. Боевой счёт лейтенант Маресьев открыл в начале 1942 года – сбил Ju-52. К концу марта 1942 года довёл счёт сбитых фашистских самолетов до четырех.

2группа. Историковеды.

4 апреля 1942 в районе так называемого «Демянского котла» (Новгородская область) во время операции по прикрытию бомбардировщиков в бою с немцами его самолёт был подбит, а сам Алексей тяжело ранен. Совершил вынужденную посадку на территории, занятой немцами. Восемнадцать суток раненный в ноги лётчик сначала на покалеченных ногах, а затем ползком пробирался к линии фронта. Первыми его заметили отец и сын из деревни Плавни. Из-за того, что летчик не откликнулся на вопросы («Ты немец?»), отец и сын из боязни вернулись в деревню. Затем уже еле живого летчика обнаружили мальчишки из деревни Плав Кисловского сельсовета Валдайского района, Серёжа (Сергей) Михайлович Малин и Саша (Александр) Петрович Вихров. Отец Саши отвёз Алексея на подводе в свой дом.

 Больше недели колхозники ухаживали за Маресьевым. Нужна была медицинская помощь, но в селе не было врача. В первых числах мая вблизи деревни приземлился самолёт, пилотируемый А. Н. Дехтяренко, и Маресьев был отправлен в Москву, в госпиталь. Врачи вынуждены были ампутировать ему обе ноги в области голени из-за гангрены.

 Толчком к возвращению Маресьева в строй могла послужить история про русского летчика Первой мировой войны Прокофьева-Северского, который потерял ступню, но, несмотря на это, вернулся в небо. В советском фильме фамилия Прокофьева-Северского не звучит (вместо этого названа фамилия «Карпович») по идеологическим причинам (Прокофьев-Северский эмигрировал в Америку и стал авиаконструктором).

Каким образом выжил израненный летчик - загадка. Старший лейтенант Маресьев мужественно перенес ампутацию обмороженных голеней обеих ног, научился жить на протезах и вернулся в небо. Поначалу, молодой летчик Маресьев был страшно подавлен, но могучая воля оказалась сильнее увечий. Маресьевым двигали совсем не амбиции. Всю жизнь этот удивительный человек стеснялся своей ненужной ему самому известности. В своих интервью он проявлял необычайную скромность. В разгар войны Маресьев не желал, и не мог остаться в тылу. Он чувствовал себя более чем способным защищать свое отечество. Летчик Маресьев более всего любил небо, приговор о профнепригодности не принял. Несгибаемая сила духа, и упорство помогали старшему лейтенанту Маресьеву.

3 группа. Исследователи

Ещё в госпитале Алексей Маресьев начал тренироваться, готовясь к тому, чтобы летать с протезами. Тренировки продолжались в санатории, куда он был направлен в сентябре 1942 года. В начале 1943 года прошёл медкомиссию и был направлен в лётную школу, которая находилась в п. Ибреси Чувашской АССР.

Маресьев без ног был более чем годен к полетам. Это - большая победа - самый великий подвиг Маресьева. В феврале 1943 года совершил первый после ранения пробный вылет. Добился отправки на фронт. В июне 1943 года прибыл в 63-й Гвардейский истребительный авиационный полк.

Командир полка не отпускал Алексея на боевые задания, так как обстановка в небе накануне Курской битвы была крайне напряжённой. Алексей переживал. Ему посочувствовал командир эскадрильи А. М. Числов и взял с собой в пару на боевой вылет. После нескольких удачных вылетов в паре с Числовым доверие к Маресьеву возросло.

 20 июля 1943 года Алексей Маресьев во время воздушного боя с превосходящими силами противника спас жизни 2 советских лётчиков и сбил сразу два вражеских истребителя Fw.190, прикрывавших бомбардировщики Ju.87. Боевая слава о Маресьеве разнеслась по всей 15-й Воздушной армии и по всему фронту.

 Всего совершил 86 боевых вылетов, сбил 11 самолётов противника: 4 – до ранения и семь – с ампутированными ногами. В июне 1944 года гвардии майор Маресьев становится инспектором-лётчиком Управления высших учебных заведений ВВС.

24 августа 1943 года Указом Президиума Верховного Совета СССР гвардии старшему лейтенанту Маресьеву было присвоено звание Героя Советского Союза.

4группа .Литературоведы.

Составление плана повести.

1. Бой Мересьева в воздухе с немецкими летчиками.
2. Падение самолета и ранение Алексея.
3. Поединок с медведем.
4. Воля к жизни и продвижение к своим, выживание в лесу.
5. Встреча с русскими и отправка в госпиталь.
6. Ампутация ног и постепенное восстановление. Превозмогая боль Алексей учится ходить заново.
7. Жажда снова встать в строй.
8. Мечта сбылась, жизнь продолжается. 

5 группа. Журналисты

Наша группа с интересом задала бы герою такие вопросы:

  1. Как сложилась Ваша жизнь после ВОВ?

(Маресьев дослужился до чина Гвардии майор и ушел из армии в 1946 году. Приходилось несладко, сказались тяжелые увечья. Но без дела он не остался - обучал летному мастерству молодых летчиков. Последний раз Маресьев поднялся в небо в 50-х годах. Так закончилась героическая небесная сага героя. В 1952 году Маресьев учится в высшей школе ЦК КПСС, а 1956 году заканчивает аспирантуру Академии общественных наук. Самообразование и стремление к знаниям могут служить любому примером. Маресьев стал кандидатом исторических наук. Алексей Маресьев много времени уделял благополучию ветеранов. Он стал активистом комитета ветеранов войны).

  1.  Какие работы Вы написали о войне?

(Маресьев опубликовал свои воспоминания о ВОВ. Самая известная его работа - "На Курской дуге", туда вошли воспоминания многих ветеранов, с кем он дружил, о ком заботился. До самой смерти Маресьев поражал своей необыкновенной жаждой жизни, доброжелательностью к людям и любовью к Родине).

      3.Какой момент в Вашей жизни был самый трудный ?

-Как бы ответил на этот вопрс  настоящий герой Маресьев Алексей Петрович летчик-истребитель?

5 Задание для всех групп. Писатели

Ответьте на этот вопрос письменно .(Какой момент в  жизни А.П.Маресьева был самый трудный ?Почему?)

6 задание .Рецензенты.

-Вам знакомы слова:патриот,гражданин,герой? Каждая группа высказывается, другие группы их исправляют, добавляют ответы.

Справка.
ГЕРОЙ. 1.Человек, совершивший военные или трудовые подвиги. Беззаветный, бесстрашный, блестящий, дерзновенный, доблестный, знаменитый, известный, истинный, легендарный, мужественный, народный, настоящий отважный, подлинный, признанный, прославленный,славный,смелый,храбрый.(Словарь эпитетов).

2.Человек, совершающий подвиги, необычный по своей храбрости, доблести, самоотверженности.(СловарьОжегова).
Качества:

-Патриотизм –любовь к отчизне
-отвага – храбрость, бесстрашие,
-мужество – храбрость, присутствие духа в опасности, способность действовать решительно,
-героизм – героическое, свершение выдающихся по своему общественному значению действий. Героизм – это непременно жертвенность. ( Д.Н.Ушаков).
-самопожертвование – пожертвование собой, своими личными интересами для пользы, благополучия других.

*Эти качества необходимы и в повседневной жизни.

1Ведущий .Жил наш герой  скромно, как и многие ветераны ВОВ, привыкшие к невзгодам. Маресьев не любил жаловаться и просить. На фронте вообще забыл о своих ранах. Маресьев воплотил свою главную мечту. Он вместе с остальными приблизил Победу. Когда говорили о его подвиге - смущался. Алексей Маресьев не умел жить без отдачи. Когда Великая Отечественная война закончилась, стране по-прежнему требовались герои. Победа далась высокой ценой: миллионы раненых, инвалидов, потерявших близких людей. Всем нужна была иллюстрация настоящего героизма, которой и стал летчик-истребитель Алексей Маресьев.

2Ведущий.Скончался Алексей Петрович Маресьев 18 мая в 2001 году, в день своего рождения, когда для него готовили торжественный праздник. Великий герой ВОВ Алексей Маресьев ушел с почестями. Похоронен в г. Москве на Новодевичьем кладбище.

«Повесть о настоящем человеке» Б.Полевого стала любимой у многих людей, не только потому, что её знают во всех странах мира, а у нас она издавалась более ста раз, но и потому, что многим людям помогала в трудную минуту, учила мужеству.

Рефлексия. Что нового вы узнали на уроке?

Какие были затруднения ? В  чем?

Что больше всего понравилось , запомнилось ?

Почему?

Домашнее задание.

* Эти качества необходимы и в повседневной жизни…

Какие качества необходимы в повседневной жизни? Напишите  сочинение.

По желанию приготовить презентацию к нашему  сегодняшнему уроку.

Литература:

1.Википедия http://ru.wikipedia.org/wiki/%CC%E0%F0%E5%F1%FC%E5%E2,_%C0%EB%E5%EA%F1%E5%E9_%CF%E5%F2%F0%EE%E2%E8%F7 

2.А.Н. Дехтяренко http://www.warheroes.ru/hero/hero.asp?Hero_id=2904 

3.Настоящий человек. Подлинная история летчика Алексея Маресьева. http://news.rambler.ru/21538369/ 

4.Маресьев Алексей Петрович http://airaces.narod.ru/all6/maresyev.htm 

5.Черников В.П. Рождает  Родина героев http://ludmila1210.blogspot.ru/2013/03/blog-post_3414.html 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературы в 5 классе "У войны не детское лицо" Подвиг детей в лирике о Великой Отечественной войне"

Урок знакомит с подвигом подростков в годы войны, во время урока подробно анализируется  баллада А.Т.Твардовского "Рассказ танкиста"....

Урок литературы "Изображение войны 1812 года в романе Л.Н. Толстого "Война и мир"

Отечественная война 1812 года – кульминационный центр романа: она сломала прежние условия жизни, разрушила, хотя бы временно, социальные перегородки, выдвинула на передний край главную силу исто...

Конспект урока литературы в 8 классе на тему: Анализ духовных стихов «Алексей, человек Божий», «Егорий Храбрый», «Аника-воин»

Урок проводится в 8 классе при изучении фольклора. Даётся обзорное представление о жанре духовных стихов. Учащиеся повторяют средства выразительности художественного текста, совершенствуют самостоятел...

Интегрированный урок (литература + английский) по теме «Война и мир» Льва Толстого в экранизациях на основе художественного фильма «Война и мир» (СССР, 1968 г) и "War and Peace" (США, 1956) 18 апреля 2013г.

Урок по литературе в 10 классе по роману "Война и мир" Л.Толстого позволяет не только проанализировать эпизод из романа, но и провести сравнительный анализ данного эпизода в двух экранизациях  ро...

Алексей Маресьев - человек-легенда

Патриотическое воспитание - одно из важнейших направлений деятельности учителя-предметника и классного руководителя.  В 2016 году к 100-летию со дня рождения Алексея Маресьева было подготовлено и...

Сохранение памяти о Великой Отечественной войне на уроках литературы и во внеурочной деятельности.

Доклад  "Сохранение памяти о Великой Отечественной войне  на уроках литературы и во внеурочной деятельности" на Муниципальной конференции «Великая Отечественная вой...