Конспект урока литературы в 8 классе на тему: Анализ духовных стихов «Алексей, человек Божий», «Егорий Храбрый», «Аника-воин»
план-конспект урока по литературе (8 класс) на тему

Татьяна Владимировна Кузнецова

Урок проводится в 8 классе при изучении фольклора. Даётся обзорное представление о жанре духовных стихов. Учащиеся повторяют средства выразительности художественного текста, совершенствуют самостоятельную работу по филологическому анализу произведения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок литературы в 8 классе

Тема: Анализ духовных стихов «Алексей, человек Божий», «Егорий Храбрый», «Аника-воин»

Цели:

Познавательная: повторить виды изобразительных средств в художественном тексте, совершенствовать навыки филологического анализа текста, интерпретации литературного произведения;

Развивающая: развивать логичность, осмысленность, склонность к исследовательской деятельности при групповой форме обучения;

Воспитательная: воспитывать интерес к чтению, любовь к родному слову, истории фольклора.

Оборудование:

- тексты духовных стихов;

- словарь литературоведческих терминов;

- таблицы для анализа.

Методические приёмы:

- анализ художественного образа-персонажа;

- викторина;

- беседа.

Тип урока:

- урок-семинар.

Предварительная работа:

- чтение духовных стихов «Алексей, человек Божий», «Егорий Храбрый», «Аника-воин»;

- заранее разделить класс на три группы, и дать каждой проработать по одному произведению дома, самостоятельно, без заданий.

Эпиграф урока: «Для того чтобы усовершенствовать ум, надо больше     размышлять, чем заучивать». Р.Декарт

Ход урока

I. Организационный момент. 

Создание эмоционального настроя. Проверка готовности к уроку. Записи в тетради (число, тема урока, эпиграф).

Учитель:

- Сегодня мы с вами продолжим работу над анализом художественного текста на примере духовных стихов. Прочитаем эпиграф урока. «Для того чтобы усовершенствовать ум, надо больше     размышлять, чем заучивать». Р.Декорт. А для того чтобы, размышляя, совершенствовать ум, поработаем над словом. Чтобы вам проще было включиться в сегодняшнюю работу, предлагаю начать с небольшой викторины, с помощью которой уточним некоторые факты.

II. Литературная викторина.

1. Дайте определение жанру духовных стихов.

(- Духовные стихи – это лиро-эпические песни религиозного содержания, в основе которых лежат высокие нравственно-этические идеалы.)

2. Какие средства изобразительности вы знаете?

(Метафора, эпитет, сравнение, олицетворение, антитеза и т.д.)

3. Дайте им определения и приведите пример.

(Метафора – это вид тропа, перенос названия одного предмета на другой на основании их сходства: сон повалил, спустился туман, ветры завыли и т.д.)

(Эпитет – это образное определение, дающее дополнительную художественную характеристику предмета или явления в виде сравнения: чистое поле, цветастая радость и т.д. Может быть общеязыковым, народно-поэтическим и индивидуально-авторским: голубое настроение.)

(Сравнение – вид тропа, представляющий собой прямое сопоставление одного предмета или явления с другим по какому-либо признаку: дорога, как змеиный хвост и т.д.)

(Олицетворение – это особый вид метафоры, перенесение изображения человеческих черт на неодушевлённые предметы и явления: никнет трава от жалости, а дерево с горем к земле приклонилось.)

(Антитеза – оборот поэтической речи, в котором для выразительности резко противопоставлены прямо противоположные понятия, мысли, черты характера: лёд и пламень, стихи и проза и т.д.)

4. Назовите их главную функцию?

(Характеристика предмета или явления и передача эмоционально-экспрессивной оценки изображаемого.)

5. Дайте определение контексту.

(Контекст – это совокупность явлений, связанных с текстом художественного произведения, но относящихся к внетекстовой действительности.)

6. Какой общий контекст выделяется в духовных стихах?

(Исторический, т.к. он характеризует социальную ситуацию становления христианства на Руси, в духовных стихах мы видим, как простой народ относился к святым, православной вере, трактовал основы бытия.)

III. Анализ духовных стихов.

Учитель:

- Ребята, сейчас вы будете анализировать духовные стихи. Каждой группе я раздаю распечатанные таблицы, которые вы будете должны заполнить в ходе анализа. После окончания работы вы представите свои результаты всему классу.

1 группа.

Анализ духовного стиха «Алексей, человек Божий».

Место персонажа в системе образов произведения.

Главный герой

Социальное и материальное положение.

Сын князя Ефимьяна, живёт в достатке, но повзрослев, он добровольно уходит из дома, отправляется в турецкие земли, раздаётся свою одежду и становится нищим.

Характер деятельности, основные жизненные устремления.

Всё своё время проводит в молениях, добровольных отказ от жизненных радостей, служение Богу.

Тип отношения к окружающим.

Всепрощающее отношение, молится за всех, кто причиняет ему боль, издевается над ним.

Характер героя, черты личности.

Кроткий, спокойный, ко всему относится с любовью, терпит лишения, но принимает их с радостью, всепрощающий.

Роль обстановки действия.

Церковная паперть, маленькая тёмная келья, злые слуги  - всё это подчёркивает

кротость характера, послушание и смирение Алексея.

Контекст произведения.

Идеал аскетической святости.

Укажите употребляемые в произведение средства изобразительности.

Эпитет

Златой венец, белокаменные палаты, шёлковый пояс, обручальное кольцо, синее море, земной поклон, младые лета, сыра земля.

Метафора

Горючие слёзы.

Сравнение

-

Олицетворение

Погода восставала.

Антитеза

Убогий – богатый, Алексей – слуги.

2 группа

Анализ духовного стиха «Егорий Храбрый»

Место персонажа в системе образов произведения.

Главный герой

Социальное и материальное положение.

Сын царя Фёдора, повзрослев, попадает в плен, после плена становится воином и проповедником христианской веры.

Характер деятельности, основные жизненные устремления.

Борьба с Дамианищем, установление святой веры на Руси.

Тип отношения к окружающим.

Противостояние нечестивым, любовь к ближним.

Характер героя, черты личности.

Сильный, волевой, не отступает от сказанного слова. Наставляет окружающих на путь истинный, уважает  родителей, любит сестёр и братьев.

Роль обстановки действия.

Противостояние Егория Дамианищу, подчёркивается пыткой, заточением в погреб на 30 лет. Становление христианства на Руси – путешествие Егория по ней, очищение её от тёмных сил. Всё повествование характеризует волевой характер Егория.

Контекст произведения.

Символ стойкости, непобедимости.

Укажите употребляемые в произведение средства изобразительности.

Эпитет

Плечи могучие, резвы ноги, пески рудожёлтые, свет белый, солнце красное, сырая земля, стадо звериное, палаты белокаменные.

Метафора

Сапоги железные, доски железные, ветры буйные, реки быстрые, змеи огненные.

Сравнение

Тело, как еловая кора; влас, как ковыль-трава; смола кипит, как гром гремит.

Олицетворение

-

Антитеза

Егорий - Дамианище

3 группа

Анализ духовного стиха «Аника-воин»

Место персонажа в системе образов произведения.

Главный герой

Социальное и материальное положение.

Воин, богат.

Характер деятельности, основные жизненные устремления.

Постоянные военные походы, разорение городов, церквей, обращение христиан в латынскую веру.

Тип отношения к окружающим.

Борьба, его сила направлена против простых людей.

Характер героя, черты личности.

Ничего не боится, сильный, отважный, действует на пролом, мечтает покорить и разорить Иерусалим. Но оказывается бессильным перед лицом смерти, не может ей противостоять.

Роль обстановки действия.

Чистое поле, в пути – смерть приходит сама, ни кто не знает когда это будет, ни кто не сможет от неё откупиться.

Контекст произведения.

Все люди равны перед лицом смерти.

Укажите употребляемые в произведение средства изобразительности.

Эпитет

Храбрый человек, чистое поле, добрый конь, сырая земля, белые руки, очи ясные, каменья драгоценные.

Метафора

Буйная голова, мука вечная, тьма глубокая.

Сравнение

-

Олицетворение

-

Антитеза

Жизнь – смерть.

IV. Анализ проделанной работы.

Каждая группа комментирует результаты анализа, учащиеся из других групп слушают, задают вопросы, исправляют возможные ошибки и т.д.

V. Подведение итогов урока.

Учитель:

- Сегодня на уроке, мы проанализировали три типа героев духовных стихов.

Похожи ли они друг на друга?

(Нет.)

Как вы думаете, в чём заключается их различие?

(Алексей – человек смирения, добра, любви и всепрощения. Смысл его жизни – молитва, служение Богу. Егорий – воин во имя христианства, защитник родной земли от нашествия ига. Он живёт для служения людям. Аника-воин сам по себе, живёт для себя, не думает о тех, кого грабит, разоряет, убивает. Когда же к нему приходит смерть, пытается от неё откупиться.

Каждый герой в результате получает то, что заслужил своими поступками. Алексей и Егорий были причислены к лику святых, поминаются и почитаются людьми, были написаны их иконы. Аника-воин отправлен в ад, за свои  дела и поступки.)

Какой главный смысл проанализированных духовных стихов вы можете выделить?

(Каждый человек живёт так, как угодно его воли, но каждому после смерти уготовлено то, что он заслужил своими поступками.)

VI. Оценки.

Домашнее задание: написать сочинение-миниатюру на тему «Что меня поразило в духовных стихах», «Мой любимый герой духовных стихов» (можно самим придумать тему).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока в 5 классе на тему "Дерево дорого плодами, а человек - делами"

Данный конспект представляет собой обобщение и систематизацию материалов раздела "Речь " в 5 классе по тексту "Соседи" (Л.Гурунц)...

План-конспект урока литературы (11 класс) по теме "М.ШОЛОХОВ «ТИХИЙ ДОН» СВОЕОБРАЗИЕ ЖАНРА РОМАНА-ЭПОПЕИ. ДУХОВНЫЙ МИР ДОНСКОГО КАЗАЧЕСТВА"

Это первый урок в теме "М.А.Шолохов. Роман-эпопея "Тихий Дон". Цели урока: познакомить учащихся с особенностями жанра романа-эпопеи; через анализ текста узнать о духовном мире, жизненном укладе донско...

План-конспект урока литературы (11 класс) по теме "Роман М.А.Шолохова "Тихий Дон". Семья как хранилище нравственности"

Цели урока: размышление над вечными проблемами добра и зла, духовного и душевного здоровья семьи и нации; развивать умение анализировать текст, выделять в нём главное, сравнивать, сопоставлять;  ...

План-конспект урока (литература, 6 класс) по теме: Повесть Н.В. Гоголя "Ночь перед Рождеством"

Урок по повести Н.В. Гоголя « Ночь перед Рождеством».1. Цели:Образовательные: обеспечить усвоение новых понятий, актуализировать знания.Развивающие: создать условия для развития памяти, внимания и воо...

Конспект урока литературы 10 класс по теме А.П.Чехов. « Вишнёвый сад». Своеобразие образной системы и конфликта комедии.

История создания пьесы, определение особенности сюжета, конфликта, образной системы, роль подтекста, своеобразие жанра....

Конспект урока (литература, 9 класс) на тему «Слово о полку Игореве» - один из памятников и источников древнерусской литературы

Конспект урока (литература, 9 класс) на тему «Слово о полку Игореве» - один из памятников и источников древнерусской литературы...