Алексей Маресьев - человек-легенда
классный час (5, 6, 7, 8, 9 класс) на тему
Патриотическое воспитание - одно из важнейших направлений деятельности учителя-предметника и классного руководителя. В 2016 году к 100-летию со дня рождения Алексея Маресьева было подготовлено и проведено общешкольное мероприятие "Для бессмертия нет слова "был".
История жизни и подвига лётчика-героя до сих пор никого не оставляет равнодушным. К сожалению, книга Б. Полевого "Повесть о настоящем человеке", где писатель рассказал о Мересьеве (Маресьеве), не изучается подробно. Поэтому для многих школьников судьба Маресьева вызвала и удивление, и восхищение. В разработке содержится обширный биографический материал, приводятся конкретные факты.
Во время проведения Урока Мужества была показана презентация "Для бессмертия нет слова "был". Мой мини-сайт не позволяет загрузить её. Уважаемые коллеги, опираясь на текст статьи, Вы можете самостоятельно подобрать иллюстративный материал. Желаю творчества и удачи!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
maresev_-_chelovek-legenda.docx | 30.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Алексей Петрович Маресьев – человек-легенда
Детство и юность
Алексей Маресьев родился в городе Камышине Камышинского уезда Саратовской губернии. Отец, Петр Авдеевич Маресьев. В три года остался без отца. Мать, Екатерина Никитична, работала уборщицей на деревообделочном заводе и воспитывала троих сыновей — Петра, Николая, Алексея.
После окончания школы в Камышине Маресьев получил специальность токаря по металлу в училище при лесозаводе и там же начал свою трудовую деятельность. Дважды подавал документы в лётное училище, но их возвращали, так как Алексей в детстве перенёс очень тяжёлую форму малярии, подорвавшую здоровье и приведшую к ревматизму. В 1934 году Камышинский райком комсомола направляет его на строительство Комсомольска-на-Амуре. Здесь, без отрыва от производства, Алексей занимается в аэроклубе.
В 1937 году призван в армию. Вначале служил на острове Сахалин, затем был направлен в 30-ю Читинскую школу военных пилотов, которую в 1938 перевели в Батайск. Батайское авиационное училище им. А. К. Серова, он окончил в 1940 году, получив звание младшего лейтенанта. После окончания училища был оставлен инструктором. Там же, в Батайске, встретил войну.
Военные годы
В августе 1941 года направлен на Юго-Западный фронт в 296-й истребительный авиационный полк. Первый боевой вылет Маресьева состоялся 23 августа 1941 года в районе Кривого Рога.
В марте 1942 года был переброшен на Северо-Западный фронт. К этому моменту на счету лётчика числилось 4 сбитых немецких самолёта.
4 апреля 1942 года в районе так называемого «Демянского котла» (Новгородская область) во время операции по прикрытию бомбардировщиков в бою с немцами его самолёт был подбит, а сам Алексей тяжело ранен. Совершил вынужденную посадку на территории, занятой немцами. Восемнадцать суток раненный в ноги лётчик сначала на покалеченных ногах, а затем ползком пробирался к линии фронта, питаясь корой деревьев, шишками и ягодами. Первыми его заметили отец и сын из деревни Плав Кисловского сельсовета Валдайского района. Из-за того, что лётчик не откликнулся на вопросы («Ты немец?»), отец и сын из боязни вернулись в деревню. Затем уже еле живого лётчика обнаружили мальчишки из той же деревни — Серёжа Малин и Саша Вихров. Отец Саши отвёз Алексея на подводе в свой дом.
Больше недели колхозники ухаживали за Маресьевым. Нужна была медицинская помощь, но в селе не было врача. В первых числах мая через линию фронта его вывез на связном У-2 командир эскадрильи Андрей Дехтяренко. Маресьев был отправлен в Москву, в госпиталь.
Сын лётчика Виктор Маресьев вспоминал: отец рассказывал, что в госпитале он с заражением крови и гангреной лежал уже на каталке по пути в морг. Мимо умирающего Маресьева проходил профессор Теребинский; он спросил: «А этот что тут лежит?» С Маресьева сняли простыню и сказали: «А это лейтенант молодой с гангреной». Тогда Теребинский приказал: «Ну-ка на операционный стол его живо!» Врачи вынуждены были ампутировать Маресьеву обе ноги в области голени, но жизнь спасли.
Всё, что произошло со старшим лейтенантом А. П. Маресьевым потом - первые шаги на протезах, тренировки в санатории, почти смертельный для него приговор военно-врачебной комиссии, отчаянная борьба за возвращение в небо - это долгий сплошной подвиг. Его мог совершить только человек железной воли и огромного мужества. В феврале 1943 года совершил первый после ранения пробный вылет. Наконец, назло всем преградам и даже самой смерти - возвращение в июне 1943 года в боевой лётный строй. Это - вторая жизнь Алексея Маресьева. Она похожа на легенду, но на самом деле - непридуманная земная жизнь сильного, настоящего Человека...
В июне 1943 года старший лейтенант Маресьев на протезах прибыл в 63-й Гвардейский истребительный авиаполк, на Брянский фронт. Алексей ужасно переживал, боялся, что его не примут лётчики полка. К новому месту службы он прибыл накануне Курской битвы, когда борьба в воздухе шла жесточайшая. Поэтому любой лётчик, взявший его к себе ведомым, определенно рисковал, поднимаясь с ним в небо.
Командир полка берёг его - оставлял на аэродроме, не выпуская на боевые задания. Алексею разрешали подниматься в воздух лишь к моменту возвращения наших самолётов - для их прикрытия при посадке от внезапной атаки "охотников".
Алексей всё понимал, но однажды не выдержал и обратился к командиру полка за разрешением идти в бой. Командир эскадрильи капитан Александр Числов видел, как Маресьев переживает, а потому предложил полетать с ним. Алексею сопутствовала удача - 6 июля 1943 года он открыл новый счёт воздушным победам - "завалил" Ме-109, причём на глазах комэска. Доверие к нему после этого сразу возросло. Александр Числов стал его крёстным отцом. Позже Алексей узнал, что командир полка перед вылетом сказал Числову: мол, сильно в драку не лезь, береги ведомого. Затем Маресьев слетал с комэском ещё раз. И опять удачно. Так он вписался в коллектив и уже никто не мог упрекнуть его в том, что он стал обузой для полка.
В воздушных боях на Курской дуге безногий лётчик доказал, что не только может пилотировать боевой истребитель, но и выходить победителем в схватках с немецкими асами. 20 июля 1943 года 10 истребителей под командованием Гвардии майора А. А. Федотова провели воздушный бой с 20 бомбардировщиками фашистов, которых прикрывали 24 истребителя. В этой напряжённой схватке наши лётчики уничтожили 13 самолётов врага. Алексей Маресьев сбил 2 истребителя FW-190.
В одной из лобовых атак самолёт Маресьева получил пробоину в левой верхней части мотора. Искусно сманеврировав, Алексей вышел из боя и произвёл посадку на своём аэродроме. "Юнкерс", подбитый им в этом бою, вскоре упал и был официально записан на его личный счёт.
Все эти победы были одержаны Алексеем Маресьевым на новейшем советском истребителе Ла-5ФН. Затем начались ожесточённые схватки с врагом в небе Прибалтики...
20 июля 1943 года в авиаполк прибыл корреспондент «Правды» Борис Полевой. Был самый разгар боя, уделить внимание репортёру командир полка не мог, поэтому, увидев приземлившийся самолет А. Маресьева, отправил Б. Полевого для записи интервью к нему. Летчик, пошутив, что, поскольку за каждый сбитый вражеский самолет пилоту положены 500 граммов спирта, а он сбил сразу два и целый литр спирта сам просто не осилит, пригласил Б. Полевого к себе в землянку.
Запись интервью продолжалась до позднего вечера. Уже укладываясь спать, корреспондент услышал странный гремящий звук, который, как оказалось, произвели протезы Алексея Маресьева, брошенные им на ночь под кровать. Военный журналист был настолько ошарашен увиденным, что не смог удержаться от расспросов. И после всю ночь лихорадочно записывал рассказ А. Маресьева о его 18-ти суточной борьбе со смертью в холодном лесу в районе Демянского котла. Так Алексей Маресьев стал прототипом главного героя летчика Мересьева в опубликованной в 1946 году «Повести о настоящем человеке».
24 августа 1943 года за спасение жизни двух лётчиков и сбитие двух немецких истребителей старший лейтенант А. П. Маресьев удостоен звания Герой Советского Союза.
Однако нагрузки всё время возрастали, и поэтому в 1944 году, когда Маресьеву предложили стать инспектором - лётчиком и перейти из боевого полка в управление Вузов Военно-Воздушных Сил, он согласился. Но сам об этом никого не просил...
Всего за время войны совершил 86 боевых вылетов, сбил 11 самолётов врага: четыре до ранения и семь — после ранения.
После войны
В 1946 году А. П. Маресьев был уволен из ВВС. Свои последние вылеты на самолёте (учебном У-2) Алексей Петрович совершил в начале 1950-х годов в качестве инструктора спецшколы Военно-Воздушных Сил в Москве. На этом его небесная эпопея закончилась. Самое удивительное, что все эти годы он жалел не об отрезанных ногах, а о том, что не дано ему управлять реактивным самолётом. И то, и другое было безвозвратно потеряно для него, но о ногах Маресьев не говорил никогда, а о самолётах - всегда.
- Я так хотел полетать на "Аэрокобрах!" - признался он однажды. - Но у них тормоза ногами управляются - мне это не подходит. Я ещё в госпитале врачам пообещал, что не полезу на рожон: если б не чувствовал, что могу летать, не просился бы на фронт. А я не то, что чувствовал, я знал! Я все движения свои оттачивал буквально с линейкой: засовывал протезы между перекладинами стула, отворачивался и представлял, что управляю самолётом. Потом измерял всё расстояния линейкой и начинал сначала. Но всё равно никто в меня не верил. Под Москвой полно аэродромов, а меня после госпиталя аж в Чувашию услали - чтоб, если что со мной случится, никто не узнал...
Постоянно поддерживал себя в отличной физической форме (лыжи, коньки, велосипед, плаванье). Установил личный рекорд в санатории под Куйбышевом, переплыв Волгу (2 км 200 м) за 55 минут.
Обладая силой воли, целеустремлённостью Маресьев взялся за учёбу. Успешно окончил Высшую партийную школу, затем аспирантуру Академии общественных наук. В 1956 году кандидат исторических наук Алексей Петрович Маресьев вошёл в состав Советского комитета ветеранов войны. Был первым заместителем председателя Российского комитета ветеранов войны и военной службы. В последние годы возглавлял Общероссийский фонд инвалидов Великой Отечественной войны.
В послевоенное время, отчасти благодаря хрестоматийной «Повести о настоящем человеке» Бориса Полевого (в ней Маресьев назван Мересьевым), был очень известен, приглашался на многие празднования. Часто организовывались встречи со школьниками, пример подвига Маресьева широко использовался для воспитания молодого поколения.
Боевые и трудовые заслуги перед Родиной Гвардии полковника в отставке, кандидата исторических наук Алексея Петровича Маресьева отмечены наряду с "Золотой Звездой" Героя многими государственными наградами. Он удостоен многих иностранных орденов и медалей. Алексей Петрович - почётный солдат одной из воинских частей, Почётный гражданин городов Комсомольска-на-Амуре, Камышина, Орла и города Стара-Загора, Болгария; его именем названы общественный фонд, молодёжные патриотические клубы; имя героя носят улицы в городах Актюбинске, Ташкенте, Горно-Алтайске, Чернигове и других городах.
Автор книги "На Курской дуге".
Был участником Первого Всемирного конгресса сторонников мира, проходившего в Париже.
7 октября 1960 года состоялась премьера оперы «Повесть о настоящем человеке» Сергея Прокофьева в Большом театре.
8 мая 1967 года Алексей Маресьев участвовал в церемонии зажжения Вечного огня у Могилы Неизвестного Солдата.
Семья
Был женат: супруга — Галина Викторовна, умерла в 2002 г.
Имел двоих сыновей:
Виктор (1946 г. р.) — инженер-автомобилист;
Алексей (1958—2001) — инвалид с детства.
Обстоятельства смерти
18 мая 2001 года в Театре Российской армии намечался торжественный вечер по случаю 85-летия Маресьева, но буквально за час до начала концерта у Алексея Петровича случился инфаркт, после которого он скончался. Торжественный вечер состоялся, но начался он с минуты молчания.
Дальнейшая судьба лётчика, упавшего в лесу в тылу врага, его 18-суточная отчаянная схватка с самой смертью - всё это описано Борисом Полевым в книге "Повесть о настоящем человеке", которая стала учебником мужества для нескольких поколений советских людей, и показано в одноимённом фильме.
Люди, проявившие мужество и героизм
После тяжёлых ранений, приведших к частичной ампутации одной или обеих ног, кроме А. П. Маресьева, вновь сумели подняться в воздух ещё, по меньшей мере, 8 человек. Из них, 7 были лётчиками-истребителями: майор Л. Г. Белоусов, майор А. Ф. Белецкий, Гвардии полковник А. И. Грисенко, Гвардии капитан З. А. Сорокин, старший лейтенант И. М. Киселёв, Гвардии капитан Г. П. Кузьмин, Гвардии подполковник И. С. Любимов. Один пилот, старший лейтенант И. А. Маликов, представлял бомбардировочную авиацию.
Г. П. Кузьмин, вернувшись в строй после ранения весной 1942 года, летая без ног, сбил более 15 вражеских самолётов. В одном из боёв погиб. Остальные пилоты благополучно пережили войну. Все они, кроме Белецкого и Грисенко, стали Героями Советского Союза.
Газета «Комсомольская правда» (еженедельник «Звезда», от 4 мая 2017 года) опубликовала статью «За штурвалом – одной правой» об Иване Леонове – единственном в мире боевом лётчике, летавшем без руки.
1943 год, Ивану всего 20 лет, воздушный бой, тяжёлое ранение, левая рука висит на лоскуте кожи у самого плеча, из раны бьёт кровь. В медсанбате ему ампутировали руку, вырезали из спины много осколков вместе с левой лопаткой. Ивану Леонову после госпиталя оставалось одно – учить молодёжь или руководить полётами: по приказу Верховного главнокомандующего израненных лётчиков не списывали со службы. Леонов стал начальником станции наведения самолётов. Но продолжал искать способ вернуться на лётную работу. Левой рукой лётчик регулирует обороты двигателя, поддаёт газку. Как обойтись без руки? И вдруг осенило: а что если двигать сектор газа плечом? Прикинул Леонов схему, нарисовал чертёж. Но кто пустит за штурвал безрукого?
Удача улыбнулась: на станцию прибыл командующий 1-й воздушной армией Михаил Громов, Герой Советского Союза, лётчик-легенда. Иван обратился к нему. И Громов пошёл навстречу. Механики соорудили на левое плечо Леонову металлический «эполет», к нему прикрепили алюминиевую трубку с шарниром, который надевался на рукоятку газа. Движение плечом вперёд – мощность двигателя растёт, назад – становится меньше.
Три испытательных полёта с дублёром показали, что Иван Леонов готов летать самостоятельно. Ничего, что вместо истребителя на тихоходе По-2. Главное – в небе! Перевозил почту, раненых, доставлял оружие и боеприпасы партизанам. Был дважды ранен. Перенёс тяжелейшую операцию на сердце. На спасшем его жизнь доноре, медсестре Нине, старший лейтенант Иван Леонов женился. Прожили душа в душу 63 года, воспитали двух своих дочерей и пятерых усыновлённых детей – тех, чьи отцы и матери погибли на войне.
Сейчас Ивану Антоновичу 94 года, сохранил удивительную ясность ума и чёткую память. По дому всю мужскую работу делает одной рукой. В 1999 году на авиационном параде в Туле поднял в небо самолёт. Пусть летел вторым пилотом, пусть это спортивный Як-52, но Леонов вновь был за штурвалом!
Геройскую звезду получил только через полвека после победного мая 1945-го. Звезда не была вручена по причине «гибели» лётчика. Вместо знака отличия уже несуществующего государства – СССР – в 1995 году ему вручили Звезду Героя Российской Федерации.
За уникальный подвиг лётчик Иван Леонов занесён в Книгу рекордов Гиннесса.
Региональный общественный фонд при поддержке правительства Москвы учредил международную премию имени Маресьева "За волю к жизни".
По замыслу авторов премии, ею должны удостаиваться люди, "проявившие мужество и героизм, сумевшие выжить в экстремальных ситуациях, проявившие при этом непоколебимую волю к жизни, вернувшиеся к ней и внесшие значительный вклад в развитие государства, мирового общества".
Премию предполагается выдавать за участие в боевых действиях, борьбу с терроризмом, выживание при техногенных и природных катаклизмах, возвращение к жизни после тяжелых травм и заболеваний, выдающиеся достижения в спорте. Церемония награждения лауреатов премии будет производиться ежегодно в Москве в канун дня рождения Алексея Маресьева.
В биографиях людей, проявивших мужество и героизм, столько невероятных фактов, что их хватит не на один приключенческий роман. Герои-лётчики доказали себе и нам, их потомкам, что никогда нельзя опускать руки, нельзя сдаваться. Надо идти вперёд!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Человек легенда"
Презентация "Человек легенда"...
Алексей Скурлатов - человек -легенда.
Классный час для учащихся среднего звена. Алексей Иванович Скурлатов - человек -легенда. Он стал прототипом известного памятника "Алеша" в Болгарии. Краткий рассказ об этом человеке сопровождают слайд...
Михаил Петрович Девятаев. Человек - легенда.
Презентационный материал учитель может компоновать по своему усмотрению, в зависимости от формы проведения (урок, классный час и т. д.).Переоформить слайды тоже можно по- своему.Для удобства даны ссыл...
Никола Тесла - человек-легенда (методическая разработка)
История жизни и деятельности Н.Тесла в форме презентации с итоговым тестом....
Презентация о человеке - легенде Нике Вуйчиче, сумевшем преодолеть себя.
Фотографии и материалы из жизни Ника Вуйчича....
«Война на уроках литературы. Алексей Маресьев-человек-легенда»
Урок внеклассного чтения по теме:"Война на уроках литературы.А.Маресьев -человек-легенда".Цель урока: развитие условий для успешного усвоения знаний о главном герое повести А Мересьеве и его...
Алексей Маресьев
презентации из раздела "Герои нашего Отечества"...