Урок литературы в 5 классе "У войны не детское лицо" Подвиг детей в лирике о Великой Отечественной войне"
план-конспект урока литературы (5 класс) на тему

Янченкова Марина Сергеевна

Урок знакомит с подвигом подростков в годы войны, во время урока подробно анализируется  баллада А.Т.Твардовского "Рассказ танкиста".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razrabotka_uroka_5_klass.doc60 КБ

Предварительный просмотр:

Московская область

Волоколамский район

МОУ «Спасская средняя общеобразовательная школа»

Урок литературы в 5 классе.

Тема: «У войны не детское лицо».

Подвиг детей в лирике о Великой

Отечественной войне.

Выполнила:

Янченкова Марина Сергеевна,

                                                                                            учитель русского                                                           языка и литературы                                                                                    МОУ «Спасская СОШ»

                                                       Спасс, 2011

Список использованной литературы:

  1. Военно-патриотическое воспитание в школе. Сборник мероприятий ко Дню Победы, Дню защитника Отечества и других патриотических праздников: автор – составитель М.В. Видянин. – Волгоград: Учитель, 2006.
  2. Литература. Учебник – хрестоматия для 5 класса общеобразовательных учреждений. В 2 частях. Часть 2 / Автор – составитель В.Я Коровина и другие. – М.: Просвещение, 2000.
  3. Победа! Сборник стихов. Составитель Н.Н. Галиева. Пермь, Книжное издательство, 1975.
  4. Харитонова М.Е. До шестнадцати … не старше. Литературно – музыкальная композиция // журнал «Классный руководитель», - №8, 2004, - с.56.
  5. Черенкова И.В., Косенко А.В. я родом не из детства – из войны // журнал «Классный руководитель», - №8, 2004, - с. 73.

Тема урока: «У войны не детское лицо». Подвиг детей в лирике о Великой отечественной войне.

Цели урока: 1. познакомить учащихся с лирическими произведениями о подвиге детей в Великой отечественной войне и страницами истории войны (подвиг и судьба детей – героев);

2. развивать способность осознанно определять связь между содержанием художественного произведения (тема, основная мысль, герои) и формой стихотворения (жанр, речь, интонация);

3. воспитывать чувство гордости за подвиг детей в Великой отечественной войне, сострадание и чуткость через восприятие лирического произведения.

Методы: беседа, объяснение и рассказ учителя с элементами беседы; анализ произведения по плану.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Оформление урока: портреты поэтов; выставка поэтических сборников о войне; плакат с планом анализа стихотворения; карточки с теоретическими понятиями и их значениями; раздаточный материал для работы в группах (план анализа); портреты детей-героев; музыка (Д. Шостакович «Седьмая симфония»); словарь стихотворения.

Словарная работа: тема, сюжет, идея, строфа, интонация, диалог, баллада.

Ход урока.

  1. Приветствие. Оргмомент.

  1. Сообщение темы урока и постановка цели:

                      Эпиграф:

Разве для смерти

рождаются дети,

Родина!

Разве хотела ты

нашей смерти,

Родина!

Пламя

ударило в небо –

Ты помнишь,

Родина!

Тихо сказала:

«Вставайте на помощь…» -

Родина.

Мы от свинцовых розг

Падали в снег с разбега,

Но  -

Подымались в рост

Звонкие, как победа!

Как продолжение дня,

Шли тяжело и мощно…

Роберт Рождественский

  1. Слово учителя: прочитайте название урока (читает ученик). Послушайте эпиграф (читает учитель). Назовите ключевые (главные, самые важные) слова в теме и в эпиграфе урока. (Ответ: дети и война, Родина). Вопросы: О какой войне идет речь? Что вы знаете о тех событиях?
  2. Вопрос: с какими произведениями о войне мы сегодня познакомимся. (Ответ: со стихами о подвигах детей на войне).
  3. Слово учителя: мы подробно проанализируем стихотворение А.Т.Твардовского «Рассказ танкиста».
  4. Вступительное слово учителя:

Скоро наша страна отметит 61 год со Дня Победы в Великой отечественной войне. Прошли годы, но память человека вновь и вновь возвращается к тем далеким событиям. Почему же так происходит? Зачем мы все чаще обращаемся к произведениям, которые хранят память войны и Великой Победы. Сегодня мы попытаемся ответить на эти вопросы, обратившись к особым произведениям о войне, стихотворениям о подвигах детей в годы войны.

  1. Актуализация знаний учащихся о Великой отечественной войне и знакомство со страницами подвига детей в годы войны.

(Музыка – «тема нашествия» из «Седьмой симфонии» Д. Шостакович).

Слово учителя: Дети встретили войну в разном возрасте. Кто-то совсем крохой, кто-то подростком.  Кто-то  был  на  пороге  юности.  Герой  стихотворения  поэта А. Иоффе говорит:

Его я узнал не из книжки –

Жестокое слово – война!

Прожектором яростной вспышки

К нам в детство врывалась она.

В те дни мы в войну не играли –

Мы просто дышали войной.

Война застала ребенка в больших городах и маленьких деревеньках, дома и в гостях у бабушки, на переднем крае войны и в глубоком тылу.

Многие русские люди знают о подвигах юных героев Великой отечественной войны, известных всей стране. Это Марат Казей, Леня Голиков, Валя Котик. Другие дети войны не получили медалей и званий, но тоже совершили своей маленький подвиг.

Послушаем рассказы о выдающихся юных героях войны и воспоминания участников тех трудных военных дней.

Сообщения учащихся: 

  1. Марат Казей – партизан ВОВ, Герой СССР, с 1942 года разведчик партизанского отряда. Окруженный фашистами, подорвал себя гранатой.

Леня Голиков – партизан ВОВ, Герой СССР, разведчик, погиб в бою.

Валя Котик – юный партизан ВОВ, Герой СССР, погиб в бою.

  1. Воспоминания о военном детстве, оставшихся в живых:

В начале войны мне было 12 лет. Моя семья из Москвы не эвакуировалась. В первый год войны школы не работали, но  мы не сидели сложа руки. Мы собирали медицинские пузырьки и сдавали их в госпитали. А весной и летом нас вывозили на сбор крапивы, из которой в госпиталях варили щи. Мы, дети, во время бомбежек дежурили на крышах и тушили зажигательные смеси. (Т.С. Ивлева, полиграфист.)

И вдруг война, страшная война. А мне – 14 лет, жизнь только начиналась. Снаряды, бомбы, трупы, кровь, плен, тогда и смерти в глаза не раз смотрела. Почти три года была узницей фашистских лагерей, а шла война, и так хотелось мстить за всех погибших и за слезы матерей, детей. Я испытывала страх и ужас, в плену прошла моя юность. (Ю.Н. Никитина.)

  1. А Ленинградские дети! Они вместе со взрослыми несли все трудности в условиях блокады. А том что, чувствовали и переживали эти дети, рассказывают записи ленинградской девочки Тани Савичевой: «Женя умерла 28 декабря в 12 часов 30 минут утра 1941 года. Бабушка умерла 25 января в 3 часа дня 1942 года. Лена умерла 17 марта в 6 часов утра 1942 года. Дядя Вася умер 13 апреля в 2 часа ночи 1942 года. Мама – 13 мая в 7 часов 30 минут утра 1942 года. Савичевы умерли. Умерли все. Осталась одна Таня».

Это написано одиннадцатилетней школьницей, которая ненамного пережила своих родных.

  1. Итог: Сыны полков, юные партизаны, разведчики, танкисты. Разными путями попадали они на войну: кто-то был освобожден из плена, кто-то шел на войну потому, что у него погибли родные, шли сироты и счастливые дети живых родителей. Они не знали, будут ли они живы уже через день или час. Но храбрость этих маленьких героев принесла нам Победу.

  1. Знакомство с поэтами, писавшими о подвигах неизвестных детей-героев.

Слово учителя: Мы познакомились с судьбами известных героев войны. А сколько еще было – мальчиков и девочек, совершавших свои маленькие подвиги, чьи имена так и остались неизвестными?!

Многие русские поэты сóздали волнующие стихи о любви к Родине, о подвигах детей в годы войны. Это такие авторы – Агния Барто, Борис Ширшов, Маргарита Алигéр, Самуил Маршак, Константин Симонов, Александр Твардовский и многие другие.

Мы остановимся подробно на стихотворении «Рассказ танкиста» А.Т.Твардовского. Этот поэт сам был участником войны и непонаслышке знает о подвигах безымянных героев. Послушаем сообщение о жизни и творчестве А.Т.Твардовского (домашнее индивидуальное задание, показ портрета и иллюстраций).

  1. Подготовка к анализу произведений.

Слово учителя: прежде чем перейти к анализу стихотворения, мы с вами вспомним, что значит анализировать стихотворение (ответы: характеризовать, объяснять смысл, говорить о чем оно, понять, зачем оно написано).

Задание: На доске в разброс расположены карточки со словами-терминами, которые нужны для анализа, и карточки с их значением. Найдите каждому термину пару, т.е. определите, что он обозначает.

Термины:

  1. тема;

  1. сюжет;

  1. идея;

  1. строфа;

  1. роль интонации, виды интонации;

  1. диалог.

Значения:

  1. то, о чем говорится в стихотворении;
  2. основные события в произведении, их развитие;
  3. основная мысль, что хотел сказать своим стихотворением автор;
  4. четыре строчки стихотворения объединенные рифмой, или один столбик;
  5. помогает понять настроение, чувства героя и рассказчика. Может быть радостной, восторженной, грустной, взволнованной.
  6. разговор двух лиц.

  1. Анализ стихотворения «Рассказ танкиста» А.Твардовского. (В ходе анализа будет использована групповая и фронтальная работа; планы анализа у каждого ребенка на столе).

Этапы работы:

1. Слово учителя: Стихотворение было написано в 1941 году, т.е. в самом начале войны. Это был самый тяжелый для русских людей период. Русская армия несла большие потери, не хватало солдат, оружия, продуктов.

2. Групповая работа (по плану – большой план на плакате и у каждой группы лист с заданиями).

Задание для первой группы:

  1. Выразительное чтение (Д/з). Два ученика читают в таком порядке: первый столбик – 1-й ученик; 2, 3, 4 – 2-й ученик; 5, 6 – 1-й ученик; 7, 8 – 2-й ученик; 9, 10 – 1-й ученик.
  2. Какие строчки особенно понравились, удивили?
  3. Познакомить учеников со словарем стиха.

Задание для второй группы:

  1. Определить тему стихотворения (о чем оно).
  2. Какие события происходят в «Рассказе танкиста»? Найдите завязку в действии, кульминацию и развязку.
  3. Найдите строчки, слова, которые говорят вам о том, что это действительно был очень трудный бой (ответ: «был трудный бой», «огонь врага был страшен», «шел бой за улицу»).
  4. Кто главный герой стиха? Как он выглядит и как поступает?

Задание для третьей группы:

  1. Какие виды речи есть в стихе? (Кто говорит: Один человек или двое).
  2. С какой интонацией говорят герои. Докажите словами из стихотворения.
  3. Обратите внимание на то, как начинается и чем заканчивается произведение. Какой вывод можно сделать о построении стихотворения?

3. Прослушивание ответов каждой группы.

4. Определение основной мысли: Определи основную мысль автора, ответив на вопрос: что не может себе простить рассказчик?

5. Определение признаков жанра баллады в произведении.

Слово учителя: жанр баллады известен в литературе с 19 века. Найдите определение жанра в учебнике (страница 265). Почему «Рассказ танкиста» можно назвать балладой? Кто ее герой?

6. Выразительное чтение по ролям (по желанию учащихся).

7. Вывод (слово учителя): мы познакомились с одним из самых ярких стихотворений о подвигах и судьбе детей в войну. Что нового вы для себя узнали о войне? (Ответ: то, что воевали и дети, боролись до конца, чтоб подарить нам мир).

  1. Итог урока:
  1. Вопрос ученикам: почему поэты обращались к теме подвига детей на войне?
  2. Прочитайте еще раз первую часть темы урока. Как вы теперь можете объяснить эти слова?
  3. Заключительное слово учителя:

Поэты показали в своих стихотворениях, что слова «война» и «детство» не могут стоять рядом, что взрослые в ответе за гибель маленьких девчонок и мальчишек на войне. А во время Второй мировой войны погибло 13 миллионов детей – гибли дети всего мира. В заключении я хочу рассказать вам такой случай. Первый советский солдат в освобожденном Минске подхватил на руки четырехлетнюю Галю Забавчик, и она назвала его папой. А Нелла Бершек рассказывала, что когда шли по их деревне наши солдаты, дети смотрели на них и кричали: «Папы идут». Не солдаты, а папы.

  1. Вопрос: почему дети называли солдат папами? Какие слова для вас самые дорогие?
  2. Слово учителя: мы должны всегда помнить подвиг детей-героев, ценить наше мирное время, мирное детство.

В завершении обратимся к еще одному стихотворению Роберта Рождественского и прислушаемся к его словам.

Встречайте трепетную весну,

Люди Земли,

убейте войну.

Прокляните войну, люди Земли!

Мечту пронесите

Через года

И жизнью наполните…

Но о тех,

кто уже не придет

никогда,–

Заклинаю

Помните!

Роберт Рождественский.

  1. Д/з: подготовить выразительное чтение или чтение наизусть стихотворения о войне и детях любого поэта. Книгу можно выбрать на нашей выставке.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Единый классный час для учащихся 5-7 классов «Хоть война не детское дело…», посвященный годовщине Победы в Великой Отечественной войне

Классный час посвящен детям войны, героям - пионерам, о которых современные дети очень мало знают. К данному мероприятию подготовлена и презентация....

Великая Отечественная война в истории моей семьи. Мои прапрадедушки – участники Великой Отечественной войны.

        Презентацию «Мои прапрадедушки – участники Великой Отечественной войны» подготовила ученица 1 класса «Д» ГБОУ Школа № 1251, г. Москва, Виктория Шкред. С такими презе...

Великая Отечественная война 1941-1945 гг. Дети и подростки - герои Великой Отечественной войны.

Каждый год мы вспоминаем войну 1941-1945 гг., унесшую миллионы жизней. Каждый год мы благодарим тех, кто сражался за нашу страну. ...

«Борисоглебск в годы Великой Отечественной войны» Час Мужества к 75-летию Победы в Великой Отечественной войне (методическая разработка)

Методическая  разработка содержит  малоизвестный  материал о городе Борисоглебске и борисоглебцах в годы Великой Отечественной войны. И хотя в самом городе Борисоглебске боевых действий...

Урок литературы. Строки, опалённые войной: лирика периода Великой Отечественной войны.

Цели урока:1.Познакомить обучающихся с разными жанрами лирики периода ВОВ.2.Развивать умение слушать учителя, выступления одногруппников. Развивать умение конспектирования основного материала уро...