Урок литературы в 5 классе "У войны не детское лицо" Подвиг детей в лирике о Великой Отечественной войне"
план-конспект урока литературы (5 класс) на тему
Урок знакомит с подвигом подростков в годы войны, во время урока подробно анализируется баллада А.Т.Твардовского "Рассказ танкиста".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razrabotka_uroka_5_klass.doc | 60 КБ |
Предварительный просмотр:
Московская область
Волоколамский район
МОУ «Спасская средняя общеобразовательная школа»
Урок литературы в 5 классе.
Тема: «У войны не детское лицо».
Подвиг детей в лирике о Великой
Отечественной войне.
Выполнила:
Янченкова Марина Сергеевна,
учитель русского языка и литературы МОУ «Спасская СОШ»
Спасс, 2011
Список использованной литературы:
- Военно-патриотическое воспитание в школе. Сборник мероприятий ко Дню Победы, Дню защитника Отечества и других патриотических праздников: автор – составитель М.В. Видянин. – Волгоград: Учитель, 2006.
- Литература. Учебник – хрестоматия для 5 класса общеобразовательных учреждений. В 2 частях. Часть 2 / Автор – составитель В.Я Коровина и другие. – М.: Просвещение, 2000.
- Победа! Сборник стихов. Составитель Н.Н. Галиева. Пермь, Книжное издательство, 1975.
- Харитонова М.Е. До шестнадцати … не старше. Литературно – музыкальная композиция // журнал «Классный руководитель», - №8, 2004, - с.56.
- Черенкова И.В., Косенко А.В. я родом не из детства – из войны // журнал «Классный руководитель», - №8, 2004, - с. 73.
Тема урока: «У войны не детское лицо». Подвиг детей в лирике о Великой отечественной войне.
Цели урока: 1. познакомить учащихся с лирическими произведениями о подвиге детей в Великой отечественной войне и страницами истории войны (подвиг и судьба детей – героев);
2. развивать способность осознанно определять связь между содержанием художественного произведения (тема, основная мысль, герои) и формой стихотворения (жанр, речь, интонация);
3. воспитывать чувство гордости за подвиг детей в Великой отечественной войне, сострадание и чуткость через восприятие лирического произведения.
Методы: беседа, объяснение и рассказ учителя с элементами беседы; анализ произведения по плану.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Оформление урока: портреты поэтов; выставка поэтических сборников о войне; плакат с планом анализа стихотворения; карточки с теоретическими понятиями и их значениями; раздаточный материал для работы в группах (план анализа); портреты детей-героев; музыка (Д. Шостакович «Седьмая симфония»); словарь стихотворения.
Словарная работа: тема, сюжет, идея, строфа, интонация, диалог, баллада.
Ход урока.
- Приветствие. Оргмомент.
- Сообщение темы урока и постановка цели:
Эпиграф:
Разве для смерти
рождаются дети,
Родина!
Разве хотела ты
нашей смерти,
Родина!
Пламя
ударило в небо –
Ты помнишь,
Родина!
Тихо сказала:
«Вставайте на помощь…» -
Родина.
Мы от свинцовых розг
Падали в снег с разбега,
Но -
Подымались в рост
Звонкие, как победа!
Как продолжение дня,
Шли тяжело и мощно…
Роберт Рождественский
- Слово учителя: прочитайте название урока (читает ученик). Послушайте эпиграф (читает учитель). Назовите ключевые (главные, самые важные) слова в теме и в эпиграфе урока. (Ответ: дети и война, Родина). Вопросы: О какой войне идет речь? Что вы знаете о тех событиях?
- Вопрос: с какими произведениями о войне мы сегодня познакомимся. (Ответ: со стихами о подвигах детей на войне).
- Слово учителя: мы подробно проанализируем стихотворение А.Т.Твардовского «Рассказ танкиста».
- Вступительное слово учителя:
Скоро наша страна отметит 61 год со Дня Победы в Великой отечественной войне. Прошли годы, но память человека вновь и вновь возвращается к тем далеким событиям. Почему же так происходит? Зачем мы все чаще обращаемся к произведениям, которые хранят память войны и Великой Победы. Сегодня мы попытаемся ответить на эти вопросы, обратившись к особым произведениям о войне, стихотворениям о подвигах детей в годы войны.
- Актуализация знаний учащихся о Великой отечественной войне и знакомство со страницами подвига детей в годы войны.
(Музыка – «тема нашествия» из «Седьмой симфонии» Д. Шостакович).
Слово учителя: Дети встретили войну в разном возрасте. Кто-то совсем крохой, кто-то подростком. Кто-то был на пороге юности. Герой стихотворения поэта А. Иоффе говорит:
Его я узнал не из книжки –
Жестокое слово – война!
Прожектором яростной вспышки
К нам в детство врывалась она.
В те дни мы в войну не играли –
Мы просто дышали войной.
Война застала ребенка в больших городах и маленьких деревеньках, дома и в гостях у бабушки, на переднем крае войны и в глубоком тылу.
Многие русские люди знают о подвигах юных героев Великой отечественной войны, известных всей стране. Это Марат Казей, Леня Голиков, Валя Котик. Другие дети войны не получили медалей и званий, но тоже совершили своей маленький подвиг.
Послушаем рассказы о выдающихся юных героях войны и воспоминания участников тех трудных военных дней.
Сообщения учащихся:
- Марат Казей – партизан ВОВ, Герой СССР, с 1942 года разведчик партизанского отряда. Окруженный фашистами, подорвал себя гранатой.
Леня Голиков – партизан ВОВ, Герой СССР, разведчик, погиб в бою.
Валя Котик – юный партизан ВОВ, Герой СССР, погиб в бою.
- Воспоминания о военном детстве, оставшихся в живых:
В начале войны мне было 12 лет. Моя семья из Москвы не эвакуировалась. В первый год войны школы не работали, но мы не сидели сложа руки. Мы собирали медицинские пузырьки и сдавали их в госпитали. А весной и летом нас вывозили на сбор крапивы, из которой в госпиталях варили щи. Мы, дети, во время бомбежек дежурили на крышах и тушили зажигательные смеси. (Т.С. Ивлева, полиграфист.)
И вдруг война, страшная война. А мне – 14 лет, жизнь только начиналась. Снаряды, бомбы, трупы, кровь, плен, тогда и смерти в глаза не раз смотрела. Почти три года была узницей фашистских лагерей, а шла война, и так хотелось мстить за всех погибших и за слезы матерей, детей. Я испытывала страх и ужас, в плену прошла моя юность. (Ю.Н. Никитина.)
- А Ленинградские дети! Они вместе со взрослыми несли все трудности в условиях блокады. А том что, чувствовали и переживали эти дети, рассказывают записи ленинградской девочки Тани Савичевой: «Женя умерла 28 декабря в 12 часов 30 минут утра 1941 года. Бабушка умерла 25 января в 3 часа дня 1942 года. Лена умерла 17 марта в 6 часов утра 1942 года. Дядя Вася умер 13 апреля в 2 часа ночи 1942 года. Мама – 13 мая в 7 часов 30 минут утра 1942 года. Савичевы умерли. Умерли все. Осталась одна Таня».
Это написано одиннадцатилетней школьницей, которая ненамного пережила своих родных.
- Итог: Сыны полков, юные партизаны, разведчики, танкисты. Разными путями попадали они на войну: кто-то был освобожден из плена, кто-то шел на войну потому, что у него погибли родные, шли сироты и счастливые дети живых родителей. Они не знали, будут ли они живы уже через день или час. Но храбрость этих маленьких героев принесла нам Победу.
- Знакомство с поэтами, писавшими о подвигах неизвестных детей-героев.
Слово учителя: Мы познакомились с судьбами известных героев войны. А сколько еще было – мальчиков и девочек, совершавших свои маленькие подвиги, чьи имена так и остались неизвестными?!
Многие русские поэты сóздали волнующие стихи о любви к Родине, о подвигах детей в годы войны. Это такие авторы – Агния Барто, Борис Ширшов, Маргарита Алигéр, Самуил Маршак, Константин Симонов, Александр Твардовский и многие другие.
Мы остановимся подробно на стихотворении «Рассказ танкиста» А.Т.Твардовского. Этот поэт сам был участником войны и непонаслышке знает о подвигах безымянных героев. Послушаем сообщение о жизни и творчестве А.Т.Твардовского (домашнее индивидуальное задание, показ портрета и иллюстраций).
- Подготовка к анализу произведений.
Слово учителя: прежде чем перейти к анализу стихотворения, мы с вами вспомним, что значит анализировать стихотворение (ответы: характеризовать, объяснять смысл, говорить о чем оно, понять, зачем оно написано).
Задание: На доске в разброс расположены карточки со словами-терминами, которые нужны для анализа, и карточки с их значением. Найдите каждому термину пару, т.е. определите, что он обозначает.
Термины:
- тема;
- сюжет;
- идея;
- строфа;
- роль интонации, виды интонации;
- диалог.
Значения:
- то, о чем говорится в стихотворении;
- основные события в произведении, их развитие;
- основная мысль, что хотел сказать своим стихотворением автор;
- четыре строчки стихотворения объединенные рифмой, или один столбик;
- помогает понять настроение, чувства героя и рассказчика. Может быть радостной, восторженной, грустной, взволнованной.
- разговор двух лиц.
- Анализ стихотворения «Рассказ танкиста» А.Твардовского. (В ходе анализа будет использована групповая и фронтальная работа; планы анализа у каждого ребенка на столе).
Этапы работы:
1. Слово учителя: Стихотворение было написано в 1941 году, т.е. в самом начале войны. Это был самый тяжелый для русских людей период. Русская армия несла большие потери, не хватало солдат, оружия, продуктов.
2. Групповая работа (по плану – большой план на плакате и у каждой группы лист с заданиями).
Задание для первой группы:
- Выразительное чтение (Д/з). Два ученика читают в таком порядке: первый столбик – 1-й ученик; 2, 3, 4 – 2-й ученик; 5, 6 – 1-й ученик; 7, 8 – 2-й ученик; 9, 10 – 1-й ученик.
- Какие строчки особенно понравились, удивили?
- Познакомить учеников со словарем стиха.
Задание для второй группы:
- Определить тему стихотворения (о чем оно).
- Какие события происходят в «Рассказе танкиста»? Найдите завязку в действии, кульминацию и развязку.
- Найдите строчки, слова, которые говорят вам о том, что это действительно был очень трудный бой (ответ: «был трудный бой», «огонь врага был страшен», «шел бой за улицу»).
- Кто главный герой стиха? Как он выглядит и как поступает?
Задание для третьей группы:
- Какие виды речи есть в стихе? (Кто говорит: Один человек или двое).
- С какой интонацией говорят герои. Докажите словами из стихотворения.
- Обратите внимание на то, как начинается и чем заканчивается произведение. Какой вывод можно сделать о построении стихотворения?
3. Прослушивание ответов каждой группы.
4. Определение основной мысли: Определи основную мысль автора, ответив на вопрос: что не может себе простить рассказчик?
5. Определение признаков жанра баллады в произведении.
Слово учителя: жанр баллады известен в литературе с 19 века. Найдите определение жанра в учебнике (страница 265). Почему «Рассказ танкиста» можно назвать балладой? Кто ее герой?
6. Выразительное чтение по ролям (по желанию учащихся).
7. Вывод (слово учителя): мы познакомились с одним из самых ярких стихотворений о подвигах и судьбе детей в войну. Что нового вы для себя узнали о войне? (Ответ: то, что воевали и дети, боролись до конца, чтоб подарить нам мир).
- Итог урока:
- Вопрос ученикам: почему поэты обращались к теме подвига детей на войне?
- Прочитайте еще раз первую часть темы урока. Как вы теперь можете объяснить эти слова?
- Заключительное слово учителя:
Поэты показали в своих стихотворениях, что слова «война» и «детство» не могут стоять рядом, что взрослые в ответе за гибель маленьких девчонок и мальчишек на войне. А во время Второй мировой войны погибло 13 миллионов детей – гибли дети всего мира. В заключении я хочу рассказать вам такой случай. Первый советский солдат в освобожденном Минске подхватил на руки четырехлетнюю Галю Забавчик, и она назвала его папой. А Нелла Бершек рассказывала, что когда шли по их деревне наши солдаты, дети смотрели на них и кричали: «Папы идут». Не солдаты, а папы.
- Вопрос: почему дети называли солдат папами? Какие слова для вас самые дорогие?
- Слово учителя: мы должны всегда помнить подвиг детей-героев, ценить наше мирное время, мирное детство.
В завершении обратимся к еще одному стихотворению Роберта Рождественского и прислушаемся к его словам.
Встречайте трепетную весну,
Люди Земли,
убейте войну.
Прокляните войну, люди Земли!
Мечту пронесите
Через года
И жизнью наполните…
Но о тех,
кто уже не придет
никогда,–
Заклинаю
Помните!
Роберт Рождественский.
- Д/з: подготовить выразительное чтение или чтение наизусть стихотворения о войне и детях любого поэта. Книгу можно выбрать на нашей выставке.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Единый классный час для учащихся 5-7 классов «Хоть война не детское дело…», посвященный годовщине Победы в Великой Отечественной войне
Классный час посвящен детям войны, героям - пионерам, о которых современные дети очень мало знают. К данному мероприятию подготовлена и презентация....
Великая Отечественная война в истории моей семьи. Мои прапрадедушки – участники Великой Отечественной войны.
Презентацию «Мои прапрадедушки – участники Великой Отечественной войны» подготовила ученица 1 класса «Д» ГБОУ Школа № 1251, г. Москва, Виктория Шкред. С такими презе...
Исследовательский проект « Голоса и лица Великой Отечественной войны в семейной памяти» к 70-ти летию Великой Победы Номинация : «Мою семью не обошла война»
Великая Отечественная война 1941-1945 гг. занимает особое место в истории нашего государства....
Великая Отечественная война 1941-1945 гг. Дети и подростки - герои Великой Отечественной войны.
Каждый год мы вспоминаем войну 1941-1945 гг., унесшую миллионы жизней. Каждый год мы благодарим тех, кто сражался за нашу страну. ...
«Борисоглебск в годы Великой Отечественной войны» Час Мужества к 75-летию Победы в Великой Отечественной войне (методическая разработка)
Методическая разработка содержит малоизвестный материал о городе Борисоглебске и борисоглебцах в годы Великой Отечественной войны. И хотя в самом городе Борисоглебске боевых действий...
Урок литературы. Строки, опалённые войной: лирика периода Великой Отечественной войны.
Цели урока:1.Познакомить обучающихся с разными жанрами лирики периода ВОВ.2.Развивать умение слушать учителя, выступления одногруппников. Развивать умение конспектирования основного материала уро...
Открытый урок в 5 классе «Война и дети в произведениях о Великой Отечественной войне»
Конспект открытого урока + перезентация...