Духовная поэзия С. Аверинцева, И. Ратушинской, Н. Горбаневской и др.
план-конспект по литературе
Предварительный просмотр:
Тема: Духовная поэзия С. Аверинцева, И. Ратушинской, Н. Горбаневской и др.
Цели и задачи:
Образовательные: сформировать представление об особенностях развития литературы конца 1980-2000-х годов; показать огромную роль поэзии этого времени в духовной жизни народа; познакомить обучающихся с именами поэтов, с многообразием тем поэзии; посредством поэтического слова осознать трагедию русского народа и показать глубину переживаний в годы страшных испытаний;
Развивающие: развивать чуткость восприятия образной речи; навыки самостоятельного анализа и оценки художественного произведения, подготовки сообщений по нескольким источникам, выразительного чтения стихотворения наизусть, делать записи;
Воспитательные: вызвать эмоциональный отклик в сердцах обучающихся; воспитывать патриотические чувства, любовь к Родине; пробудить у обучающихся интерес к поэзии, истории страны, желание продолжить изучение данного вопроса самостоятельно.
Тип урока: изучение ново материала.
Технологии: проблемного обучения.
Ход урока
По своему сюжету духовные стихи восходят к книжным (преимущественно духовным) истокам (Библия, жития святых, церковные гимны, а также легенды и апокрифы) Литературные духовные стихи в древнерусских рукописях 15-17 в., как «Стихи покаянные» (жанр духовной лирики). С ХУШ века литературные духовные стихи в своей стилистике связаны с эпическими, лиро-эпическими и лирическими песенными формами в народнопоэтическом творчестве русского народа. Исполнение духовных стихов приурочивалось к церковным праздникам и постам, иногда же связывалось с похоронно-поминальными обрядами. Наряду с христианскими религиозными темами и идеями в духовных стихах также своеобразно отражались исторические события, народные суждения о добре и справедливости, в отдельных случаях возвышающиеся до раскрытия идеи о социальном неравенстве (стихи «О двух Лазарях», «Вознесение Христово»)
( № 1, стр. 208).
Возможна ли в наши дни религиозная поэзия? Вопроса этого современная критика почти не касалась. Исключением является статья Евгения Пазухина во втором номере парижского журнала. «Беседа» (1984г.) Е.Пазухин считает, что высшим достижением поэта, пишущего религиозные стихи, было бы молчание о Боге. Критик С. Стратановский говорит, что современное религиозное сознание видит Бога не в храме, а за стенами храма, в глубине жизни. Это расходится с традиционным представлением о Боге. Язык современной религиозной поэзии необычен, продиктован мистическим сознанием, отмечается от того языка, на котором изъясняется рядовой верующий человек. И поэтому С. Стратановский в своей статье «Религиозные мотивы в современной русской поэзии» склонен считать, что поэзию, о которой идет речь, нельзя считать религиозной. Следовательно, вопрос об этом можно считать полемичным.
Духовная поэзия. Эта тема имеет в русской литературе давнюю традицию.
Поэзия создавалась людьми, искренне верящими в Бога. Таковы были поэты и философы Серебряного века русской литературы Д.Мережковский, В.Соловьев и др. Д.С.Мережковский в одном из своих трактатов писал: «Без веры в божественное начало нет на земле красоты, нет справедливости, нет поэзии, нет искусства». ( № 2, стр. 5). Ему вторил близкий по религиозным исканиям русский философ С.Булгаков: «Вера в распятого Бога и его евангелие… - полная высочайшая и глубочайшая истина о человеке и его жизни». ( № 2, стр. 6) К сожалению, недавняя советская действительность была такова, что в ней не было места поэзии, напоминающей людям о Христе. «Мы живем, под собою не чуя страны» - эти слова поэта, сказанные в иное время, в иных исторических обстоятельствах, пожалуй, наиболее точно характеризуют нынешнее состояние нашего задерганного, измученного, лишенного едва ли не всех внутренних опор и утратившего едва ли не все ориентиры общества. Но сегодня Россия переживает болезненный период духовного самопознания и самоопределения. Чувство раскаяния, охватившее души наших современников, породило (или возродило?) духовную, религиозно окрашенную поэзию. Кто мы и откуда? Куда идем? В чем коренятся наши грехи и заблуждения? Это лишь некоторые вопросы, которые пытаются сегодня разрешить в своих стихах Сергей Аверинцев, Светлана Кекова, Олеся Николаева, Ирина Ратушинская, Наталья Горбаневская, Юрий Кублановский и другие, чья поэзия устремлена к глубинам религиозного сознания человека. В их стихах – постижение и попытка толкования Библии, выражение любви к Христу, убеждение, что только вера может быть основой возрождения человека.
Не нужно искать утешенья нигде –
ни в беглой воде, ни в земной звезде,
ни в звуках волшебного рога,
а только у Господа Бога.
(С.Кекова «Цветная Триадь»)
Творчество С. Кековой и С.Аверинцева, пожалуй, самое последовательное и успешное воплощение эстетических идеалов религиозной поэзии.
Это бесспорно, что современная духовная «поэзия – интереснейший феномен наших дней, свидетельствующий о её повороте к христианству»
( № 3, стр. 48).
Степень исследовательности данной темы в литературоведении очень мала. Поэтому с большой осторожностью беру на себя смелость в попытке определения основных мотивов современной духовной поэзии и представлении ее авторов.
Сергей Сергеевич Аверинцев родился в 1937 году, филолог, культуролог, поэт, переводчик, доктор филологических наук, академик, лауреат премии Ленинского комсомола. Занимается систематическими исследованиями и переводами произведений позднеантичной, раннехристианской и средневековой литературы; переводит латинских богословов позднего средневековья и византийские гимны, святого Григория Богослова (329-389), Франциска Ассизского (1182-1226), Фому Аквинского (1225-1274), Екатерину Сиенскую (1347-1380). Опора на опыт византийской и древнерусской поэзии делают поэзию С.Аверинцева особенно убедительной и проникновенной. Языковые парадигмы в его стихах, их музыкальный строй проникают в самые глубины души верующего человека. Так вся стилистика стиха «Что нам делать, Раввуни, что нам делать?». Призвана вызвать у читателя чувство сопереживания и трепета перед Всевышним, который кроток и мудр даже в самые трудные моменты жизни, полон истинной любви к людям, полон готовности принять от них муки. А что есть у нас для Господа?
А у нас – маета, и морок,
и порывы, никнущие втуне,
и сознанье вины неисключимой,
и лица, что стыд занавесил,
и немощь без меры, без предела.
Вот, что мы приносим, и дарим,
и в Твои полагаем руки.
Но ты говоришь: довольно –
Благоговейный трепет перед Богом вызывает «Стих об уверении Фомы»
Глубину Твоих ран открой мне,
Покажи пронзенные руки –
Сквозные раны ладоней,
Просветы любви и боли.
Стихи С.Аверинцева – это проповеди, направленные на возрождение национального самосознания и русской богословской мысли ХХ века
Неотразимым острием меча,
Отточенного для последней битвы
Да будет слово краткое молитвы
И ясным знаком – тихая свеча
(из духовных стихов, 1989г.)
Наталия Евгеньевна Горбаневская (родилась в 1936 году) переводчик, журналист. Автор девяти поэтических. Ранние, начала 1960-х годов, стихи Н.Горбаневской наполнены личностным чувством, их повествовательность сродни исповедальности. Тридцать лет назад А.Ахматова, встретившись с молодой поэтессой отметила подлинность ее таланта. Выход Н.Горбаневской 25 августа 1968 года на Красную площадь в знак протеста против ввода советских танков в Прагу перевернул всю ее дальнейшую жизнь. Впереди её ждали ссылки, слежка, годы психушек и тюрем с особым режимом. На протяжении всех этих тяжелых испытаний она оставалась поэтом, стихи не оставляли ее в самые мрачные минуты жизни.
Сегодня Н.Горбаневская возвращена к нам стихами, в которых печаль, горечь и усталость.
Господи, Господи, ночь и туман
на них опустились.
Господи, что даровал ты нам
кроме бессилья?
Видно у Господа Бога для нас
- то же, что сыну, -
нету иных проявлений любви,
кроме распятья.
Горечь и усталость поэтессы понятны: слишком тяжел был крестный путь её.
Незаметно перекреститься
натянуть рубашку из синего ситца,
переплыть на ту сторону Стикса,
позабыть, кто с тобой не простился.
Всю былую память, всё былое зренье
словно брёвна сплавить по реке забвенья,
словно гонки счалить в сомкнутые звенья,
ничего не чаять, кроме избавленья.
Но все же, несмотря на то, что поэтесса уже думает «об избавленьи», она беспокоится, горюет о будущем русского народа, заблудившегося во мраке современной распутницы.
Господи Иисусе, Пресвятая Богородица,
что за народ от нас народится?
Читая ее стихи, невольно вспоминается «Христос воскрес» - поют во храме». Д.С.Мережковского. Та же боль души, тот же стыд за собратьев своих беред богом. За более чем тридцать лет творчества из девяти поэтических книг на родине были известны лишь немногие. Но сегодня Н.Горбаневская регулярно печатается в журналах «Знамя», «Октябрь», «Новый мир».
Ирина Ратушинская родилась в 1954 году в Одессе. Физик, поэт, прозаик, эссеист. Недолгое время работала в школе, откуда была уволена за участие в правозащитной деятельности, 17 октября 1982 года поэтесса была арестована за выступление в защиту сосланного в Горький академика А.Д.Сахарова, но основная причина крылась её в стихах публикующихся в то время в самиздате. Суд приговорил И. Ратушинскую к семи годам лагерей «за распространение клеветнических измышлений в стихотворной форме». И только поэзия спасала, давала надежду и силы: «Через жар и озноб – я дойду, я дойду до апреля! Я уже на дороге. И божья рука на плече».
Стихи начала 1980-х годов отмечены, как вехами, местами заключения; в них поэтический темперамент И. Ратушинской, они сугубо личностные.
Господи, как он там? Присмотри за ним,
Чтоб с ума не сошел в пустом закутке квартиры,
Устыди его боль, от отчаянья охрани –
Чтобы с ясным лицом – за двоих – он встал перед миром.
Лирика поэтессы насквозь религиозна, поражает искренностью, метафоричностью.
Подымаю чашу – да будет воля Твоя.
Видишь: руки спокойны, легко беру и не трушу.
Но на черно – белой эмульсии бытия –
Укрепи его душу!
В ряде стихов И. Ратушинскую охватывает ощущение трагедии безвременья, но поэтесса убеждена, что только вера может быть основой возрождения человека.
Только в детстве нам дан посредник
Между нами и белым светом.
А потом нам под сирым ветрам
Серым камнем мостить дорогу.
Все изведать и все отвергнуть,
Но, быть может, вернуться к Богу.
(«Крещение Руси»)
Пройдя кругами ГУЛАГовского ада, И.Ратушинская основательно подорвала своё здоровье. После освобождения уехала на лечение в Великобританию. Живет в Лондоне. В 1988 году в чикагском издательстве «Литературный курьер» была опубликована книга И.Ратушинской «Стихи». В августе 1990 года Президентским указом И.Ратушинской возвращено гражданство. С этого времени на страницах журналов «Знамя», «Дружба народов», «Согласие публикуются стихотворения поэтессы.
Да будут взоры к ней устремлены
В тот недалекий, строгий час возмездья,
Когда померкнут в небесах созвездья
И свет уйдет из солнца и луны.
(С.Аверинцев. «Из духовных стихов». «Новый мир», 1989 № 10)
О возрождении и укреплении религиозной линии в современной поэзии свидетельствует творчество рассмотренных нами авторов. Все они – люди яркой индивидуальности: у каждого в поэзии свой тембр голоса, своя палитра красок, свой облик. Певучая и цветистая С.Кекова, многогранный и многомудрый С.Аверинцев, мятущийся Ю.Кублановский, печальная и полная светлой любви О.Николаева, и прошедшие через ад, но не усомнившиеся в Боге И.Ратушинская и Н.Горбаневская – уста их говорят «от избытка сердца».
Как сказал в своей речи на открытии выставки русских икон в Ватикане 29 июля 1999 года. Сергей Сергеевич Аверинцев: «Религиозное искусство создается для того, чтобы верующие становились тверже в вере и лучше понимали, во что веруют, а неверующим брезжил свет тайны.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий фестиваля Духовной поэзии
Сценарий фестиваля духовной поэзии «Благая Весть», посвященного Дню православной книги....
Творческая мастерская "Китайская поэзия - поэзия мысли"
В процессе работы творческой мастерской "Китайская поэзия - поэзия мысли" школьники знакомятся с китайской классической поэзией, занятие организуется таким образом, что дети ставятся в сит...
Конспект урока по литературе на тему: «Духовная поэзия в творчестве М.Ю. Лермонтова»
(На основе следующих стихотворений: «Мой дом», «Ангел», «Я, Матерь Божия, ныне с молитвою…», «Ветка Палестины…» «Когда волнуется желтеющая нива…», «Молитва», «Выхожу один я на дорогу…» - 7...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «В мире поэзии » 7 класс Духовно-нравственное направление
Занятия литературным творчеством имеют огромное значение в становлении личности ребёнка, создают благоприятные условия для развития творческого воображения, полёта фантазии, развития правильной, грамо...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «В мире поэзии » 8 класс Духовно-нравственное направление на 2018 – 2019 учебный год
Занятия литературным творчеством имеют огромное значение в становлении личности ребёнка, создают благоприятные условия для развития творческого воображения, полёта фантазии, развития правильной, грамо...
Развитие разных традиций в поэзии Б. Ахмадулиной, Т.Бек, Н. Горбаневской, А. Жигулина, В. Соколова, О. Чухонцева
Развитие разных традиций в поэзии Б. Ахмадулиной, Т.Бек, Н. Горбаневской, А. Жигулина, В. Соколова, О. Чухонцева...
Презентация к уроку: "Духовная поэзия М.Ю.Лермонтова"
Презентация к уроку: "Духовная поэзия М.Ю.Лермонтова" Тип урока: закрепление изученного материала.Форма урока: урок – концерт. Цель урока: выявить духовно-нравственное...