Творческая мастерская "Китайская поэзия - поэзия мысли"
план-конспект урока (9 класс) по теме
В процессе работы творческой мастерской "Китайская поэзия - поэзия мысли" школьники знакомятся с китайской классической поэзией, занятие организуется таким образом, что дети ставятся в ситуацию необходимости выразить свои мысли, следуя традициям китайской классической поэзии. Цель работы - воспитание интереса к культуре другого народа и к слову как социально значимому явлению. Главная проблема занятия - как научиться выражать свои мысли, глядя на мир сквозь призму культуры другого народа
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 56 КБ |
Предварительный просмотр:
Творческая мастерская, внеклассное мероприятие
Тема: «Китайская поэзия – поэзия мысли»
Тип занятия: творческая мастерская (коммуникативный тип)
Цели занятия:
- познакомить обучающихся с китайской классической поэзией, её основными жанрами, идейно-художественным своеобразием, помочь составить представление о духовном богатстве китайского классического наследия, организовать деятельность, в результате которой обучающиеся будут поставлены в ситуацию необходимости выразить свои мысли, следуя традициям китайской поэзии;
- развивать коммуникативно-речевые умения, работать над расширением словарного запаса и правильностью речи, развивать стремление правильно и красиво выражать свои мысли, формировать ценностные ориентиры, художественный вкус, эстетические и творческие способности
- воспитывать интерес к культуре другого народа и к слову как социально значимому явлению, культивировать стремление к цивилизованному общению.
Главная проблема занятия: как научиться выражать свои мысли, глядя на мир сквозь призму культуры другого народа.
Компетенции: учебно-познавательные, коммуникативные, информационные, социально – трудовые, компетенции личностного самосовершенствования, общекультурные компетенции.
Материалы к занятию: газета «Китайская поэзия», презентация на тему «Китайская классическая поэзия», презентация на тему «Как рождается поэзия», стихотворения китайских авторов.
Ход занятия
1.Вступительное слово
Китайская поэзия известна всему миру. Что важно и наиболее привлекательно для нас в китайской классической поэзии? Необычность, национальная терпкость, все то, что отразила она из обычаев, мировоззрения, из природы и что отличает ее от всех прочих поэзий Востока и Запада? Если бы было только так, то ничего, кроме любопытства, и не вызывала бы она у неродного читателя. Но мы видим, как переводы прекрасных ее образцов притягивают к себе сердца. А это означает, что главное в китайской поэзии все-таки общечеловеческое ее начало, содержащееся в ней и до перевода скрытое от неподготовленного взгляда за таинственно-завораживающей стеной из иероглифов.
Так ли уж много надо знать, чтобы почувствовать красоту и естественность линий здания или вазы, углубиться в смысл нарисованной
картины, если их создал гений далекого от нас народа? Здесь нет явственных
преград между зрителем и объектом его любования, здесь и чужестранец может иной раз быть не меньшим ценителем, чем соотечественник художника. Поэзия же другого народа для общения с собой требует перевода слов и передачи мыслей, что всегда нелегко и что не всегда доступно. Благодаря переводу литературы стран и народов в совокупности своей с полным правом становятся литературой всего мира, то есть литературой общечеловеческой.
Благодаря переводу мы узнали и китайскую поэзию. И поняли, что
национальное ее своеобразие есть лишь обрамление общих наших с нею дум и чувств. И, поняв это, без малейшего предубеждения, а скорее в ожидании новых радостей склоняемся над тем, что сумел донести до нас переводчик китайских поэтов.
2.Чтение стихотворений китайских авторов
Поэты старого Китая перед читателем. Они не требуют подробных
рекомендаций и говорят о себе своими стихами. Мы же скажем о времени и обстоятельствах их творчества, а также о главных чертах его обусловленных временем и обстоятельствами. Мы думаем, что достаточно одного лишь нашего направляющего движения для того, чтобы с полной силой зазвучала сама поэзия и рассказала о тех, для кого она творилась.
Стихотворения записаны иероглифическими знаками.
И вот мы уже читаем стихотворения Ли Бо:
Тополиного пуха кружащийся снег
опустился на ряску в пруду,
И волшебная птица с узорным платком
промелькнула среди тополей..
Ду Фу (712–770) — на протяжении веков служил образцом для подражания многим поколениям поэтов. О его жизни складывались легенды, согласно которым он был одним из “бессмертных».
Звучит поэзия ещё одного классика Ван Вэя:
СТРУЯЩИЕСЯ ВОДЫ
В струящейся воде -
Осенняя луна.
На южном озере
Покой и тишина.
И лотос хочет мне
Сказать о чем-то грустном,
Чтоб грустью и моя
Душа была полна.
.
3. Знакомство с основными жанрами китайской классической поэзии: ши и цы (презентация)
1. ШИ – СТИХИ С ЧЕТЫРЁХСЛОВНОЙ, ПЯТИСЛОВНОЙ И СЕМИСЛОВНОЙ, С ДВУХСТРОЧНОЙ СТРОФОЙ, С ЦЕЗУРОЙ В ЧЕТЫРЁХСЛОВНЫХ И ПЯТИСЛОВНЫХ СТИХАХ ПОСЛЕ ВТОРОГО ЗНАКА
2. Чтение стихотворения, написанного в жанре ШИ:
Думы тихой ночью
У самой моей постели
Легла от луны дорожка.
А может быть, это иней? –
Я сам хорошо не знаю.
Я голову поднимаю –
Гляжу на луну в окошко,
Я голову опускаю –
И Родину вспоминаю.
Ли Бо
3. ЦЫ СОСТОИТ ИЗ НЕРАВНЫХ СТРОК И СОЧИНЯЕТСЯ НА ОПРЕДЕЛЁННУЮ МЕЛОДИЮ
4. Чтение стихотворения, написанного в жанре ЦЫ:
Персиковые деревья
Совсем закрыли террасу,
Их обвевали ночью
Теплые ветерки.
Сколько в саду весеннем
Ярких и нежных красок, -
И все они отразились
В чистой воде реки.
5. Старшеклассники рассказывают о китайской поэзии, отмечая ее основные черты:
- созерцательность
- внимание к мельчайшим деталям
- способность к тонким наблюдениям
- поучительность.
Участникам предлагается выбрать из ряда стихотворений китайских авторов те, которые соответствуют указанным выше свойствам.
* * *
Одиноко сижу в горах Цзин тиншань.
Плывут облака
Отдыхать после знойного дня.
Стремительных птиц
Улетела последняя стая.
Гляжу я на горы,
И горы глядят на меня.
И долго глядим мы,
Друг другу не надоедая.
Ду Фу
* * *
После ночного дождя
Каждый цветок тяжел,
Ивы и тополя
Ярче зазеленели.
Опавшие лепестки
Слуга еще не подмел,
И гость мой, горный монах,
Все еще спит в постели.
Мелодия осенней ночи
Ван Вэй
* * *
Страна распадается с каждым днем.
Но природа - она жива:
И горы стоят, и реки текут,
И буйно растет трава.
Трагедией родины удручен,
Я слезы лью на цветы
Ли Бо
Итог. Не из печалей ли соткана китайская поэзия? Но печаль искусства всегда радость для наслаждающегося встречей с прекрасным. Тем более что, и печалясь, китайская поэзия вселяет в читателя радость владения кратким мигом жизни, который одаривает нас мыслью, дружбой с достойными людьми, общением с природой, заинтересованностью в судьбе человека, радостью владения тем мигом жизни, с которым жаль расставаться, не совершив доброго дела. Без нравственности и искренности нет искусства. И все же следует снова отметить эти необходимые качества как бросающиеся в глаза в китайской поэзии и составляющие большую ее силу.
6.Участники школьного творческого клуба «Пока горит свеча» рассказывают о том, как рождается поэзия, (презентация) и приглашают всех к творчеству, вдохновляя словами китайского поэта Ли Бо, с которыми он обращался к младшим собратьям по перу, чтобы вдохновить их на написание стихотворений:
- Слушайте! О братья мои младшие! Все вы талантливые и утончённые люди! Если мы сейчас же не приступим к стихам, то в чём же выразим мы свои красивые, тонкие мысли?
Ведущий:
- Уважаемые поэты! Попробуйте выразить свои мысли, следуя традициям китайской поэзии. Помните о том, что стихи всегда нужны людям. Бо Цзюйи когда-то сказал в стихотворении "После чтения Ли Бо и Ду Фу": "Устремление Неба вы, должно быть, поняли оба: // В человеческом мире есть в хороших стихах нужда!"
- Может, вы будете писать о природе, не забудьте, что китайская поэзия – это поэзия воспоминаний и любования сосной и кипарисом, цветами и травами, поэзия лесного сумрака и залитого солнцем крыльца.
Весна и осень, соревнующиеся между собою в восприятии разных поэтов. И редко, очень редко суровая зима и знойное лето. И почти никогда в отрыве от человека: даже если природа одна и как будто сама по себе, все равно за нею следует одушевляющий ее внимательный глаз поэта, без которого нам ничего не увидеть и ничего не понять. Как ничего не увидит и сам поэт, если он живет в суете, не замечая, как меняются времена года.
Мы склоняемся перед поэзией в ожидании новых радостей!!!
Одна свеча, одна сова…
Пять человек, не замечая,
Сидят и пишут у окна
Рассвет поэзии встречая.
И ждут они начала дня
Вдруг Муза в двери постучится?
А если это не случится
И мы сгорим в свече огня?
Клуб «Пока горит свеча»
7. Работа над стихотворениями и подведение итогов
Учитель Мальцева Ю. П.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2011/12/13/picture-41286.jpg)
Проект Творческое объединение"Любители поэзии"
Цель проекта:заложить базовую культуру в каждого ученика чеез приобщение к высокой поэзии для последующего самоазвития и самореализации....
Лаборатория Слова - пространство творческой мысли. Роль вставных конструкций в речи.
Цели занятия.Учить грамотно выражать свои мысли, используя вставные конструкции.Отрабатывать приёмы аргументации.Вырабатывать навыки коллективного поиска ответа на проблемный вопрос.Учить коррек...
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/20/picture-386764-1390212275.jpg)
Некоторые мысли об организации творческой атмосферы на уроках литературы
Некоторые мысли об организации творческой атмосферы на уроках литературы...
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/20/picture-568796-1421755841.jpg)
Творческая мастерская "Поэзия на уроках географии"
презентация и доклад "Поэзия на уроках географии"...
![](/sites/default/files/pictures/2019/09/23/picture-1166467-1569252306.jpg)
Тема поэта и поэзии в лирике Г.Р. Державина. «Памятник». Мысль о бессмертии поэта. Традиции и новаторство в творчестве Державина.
Урок литературы в 9 классе.Разработка урока по программе В.Я.Коровиной. Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС. Технологическая карта урока...
![](/sites/default/files/pictures/2022/09/29/picture-1424291-1664476880.jpg)
разработка творческого урока Английская поэзия
в помощь преподавателю по подготовке творческого урока...
![](/sites/default/files/pictures/2019/05/22/picture-399732-1558552828.jpg)
Методическая разработка конспекта нестандартного урока чтения в 8 классе специальной (коррекционной) школы урок - праздник, посвящённый Всемирному Дню поэзии "Поэзия нам дарит красоту!"
Данная литературная гостиная, посвящённая Всемирному дню поэзии «Поэзия нам дарит красоту» предназначена для учащихся 7 – 8 классов специальной (коррекционной) школы. На уроке учащие...