Презентация к уроку: "Духовная поэзия М.Ю.Лермонтова"
презентация к уроку
Презентация к уроку: "Духовная поэзия М.Ю.Лермонтова" Тип урока: закрепление изученного материала.
Форма урока: урок – концерт.
Цель урока: выявить духовно-нравственное содержание поэзии М.Ю.Лермонтова.
(На основе следующих стихотворений: «Мой дом», «Ангел», «Я, Матерь Божия, ныне с молитвою…», «Ветка Палестины…» «Когда волнуется желтеющая нива…», «Молитва», «Выхожу один я на дорогу…» - 7 стихотворений.)
Задачи:
научить анализировать стихотворный текст, отбирать необходимый материал;
развивать навык выразительного, комментированного чтения, чтения наизусть;
воспитывать эстетический вкус.
я к уроку на тему: "Духовная поэзия М.Ю.Лермонтова"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_po_literature.docx | 32.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект открытого урока по литературе в 7 классе на тему:
«Духовная поэзия в творчестве М.Ю. Лермонтова»
Тип урока: закрепление изученного материала.
Форма урока: урок – концерт.
Цель урока: выявить духовно-нравственное содержание поэзии М.Ю.Лермонтова.
(На основе следующих стихотворений: «Мой дом», «Ангел», «Я, Матерь Божия, ныне с молитвою…», «Ветка Палестины…» «Когда волнуется желтеющая нива…», «Молитва», «Выхожу один я на дорогу…» - 7 стихотворений.)
Задачи:
- научить анализировать стихотворный текст, отбирать необходимый материал;
- развивать навык выразительного, комментированного чтения, чтения наизусть;
- воспитывать эстетический вкус.
Методические приемы: слово учителя, аналитическая беседа с учащимися, контроль знаний учащихся, комментированное и выразительное чтение, звучащее художественное чтение в исполнении мастера, словарная работа.
Оборудование: портреты М.Ю.Лермонтова, иллюстрации к произведениям; иконы Богородицы, ангелов, свечи; диски с записями стихотворных произведений поэта, презентация к уроку.
Словарная работа: ангел, дух, душа, духовность, молитва.
Ангел – существо духовное, одарённое разумом и волею; посланник, вестник Бога на Земле.
Дух – бестелесное существо; обитатель невещественного, недоступного нам духовного мира.
Душа – бессмертное духовное существо, одарённое разумом и волею.
Духовность – качества высшего (духовного) порядка, нравственные качества; всё относящееся к Богу, церкви, вере.
Молитва - разговор с Богом, смиренная, покорная и усердная просьба.
(Толковый словарь В.И.Даля)
Этапы урока:
- Прослушивание романса на стихи М.Ю.Лермонтова «Молитва» (в исполнении Анатолия Титова) – 2 мин.
- Слово учителя:
Сообщение темы и цели урока. Работа с эпиграфом:
«В его стихотворениях выражается
богатая дарами духа природа,
благородная человеческая личность» (В.Г.Белинский)
Лермонтоведы часто говорили о безверии Лермонтова, о его религиозном скептицизме, об отвержении им традиционно-христианских представлений о мире. Однако как пишет игумен Нестор Кумыш, исследовавший лирику поэта: «Попытки сделать из него откровенного безбожника останутся неудачными и надуманными, не соответствующими правдивому взгляду на поэта. Уже в ранней лирике Лермонтова встречаются такие произведения, где поэт с присущей ему выразительностью не только утверждает, но и приводит своеобразные доказательства в пользу несомненного существования будущей жизни».
В 1839 году Лермонтов пишет стихотворение с названием «Молитва». В этом произведении говорится о великом значении молитвы в духовной жизни человека, о её благодатном воздействии на человеческую душу. «Утешительная молитва есть дар Божий», - писал в своих наставлениях преподобный Макарий Оптинский. Лермонтовская «Молитва» и явилась, прежде всего, свидетельством высшего утешения, ниспосланного поэту. Ведь стихотворение «Молитва» содержит в себе скрытое, радостное удивление автора тому, что Господь гораздо ближе к его душе, чем ему это представлялось.
Чтение стихотворения «Молитва»
- Беседа с учащимися
Вопросы:
1.Какие чувства вызывает в поэте молитва («созвучье слов живых») в стихотворении «Молитва»?
2.Как вы думаете, может ли грусть быть светлой? Переживали ли вы такое состояние? Когда?
- Словарная работа
- Слово учителя:
В 1830-ом году, в шестнадцатилетнем возрасте, Лермонтов приходит к убеждению, что лира его должна служить вечной правде. Он считает, что только ради этого служения он и получил от Бога дар поэтического творчества. Свою позицию он выразил в стихотворении «Мой дом», которое заканчивается такими строками:
Есть чувство правды в сердце человека,
Святое вечности зерно:
Пространство без границ, теченье века
Объемлет в краткий миг оно.
И всемогущим мой прекрасный дом
Для чувства этого построен,
И осуждён страдать я долго в нём,
И в нём лишь буду я спокоен.
В понимании Лермонтова поэт – это не просто певец красоты, свободы, служитель чистой гармонии, извлекающий из своей лиры «звуки чудных песен». Поэт – это страстный проповедник и неподкупный глашатай правды, защитник человеческого достоинства, своим творчеством влекущий личность к любви, к истине, к полноценному существованию. Служение поэта в сознании Лермонтова настолько важно и высоко, что соотносимо с жертвенным служением пророка
Бескомпромиссное следование правде расценивается поэтом как высшее послушание Богу. Неуклонное следование этому началу делает личность сопричастницей вечности. Ведь поэт считает чувство правды не просто этической нормой человеческого поведения. Он именует его «святым зерном вечности», то есть относит его к категориям духовного порядка.
Лермонтов говорит, что «чувство правды» является неотъемлемым свойством человеческой природы. Оно заложено в него Самим Богом. Этим утверждением стихотворение «Мой дом» перекликается со стихотворением «Ангел». В «Ангеле» душа человеческая не может забыть своего божественного происхождения.
Чтение стихотворения «Ангел»
Всего в семнадцать лет, в 1831 году Лермонтов создаёт общепризнанный мировой шедевр – стихотворение «Ангел». В нём поэт поведал миру о той гармонии, которая в иные мгновения звучала в нём с особой силой. Божественные звуки этой гармонии – «звуки небес» - наполняли душу поэта, как он признаётся «желанием чудным». Душа человеческая по своей природе отмечена чертами глубокого родства с небом, на ней лежит несмываемая печать божественного происхождения. «И вдунул Господь Бог в лице человека дыхание жизни, и стал человек душею живою»,- говорится в Священном Писании о сотворении человека. По мысли Лермонтова, в своём сознании душа генетически хранит ту неизречённую радость о «блаженстве безгрешных духов», которая была ведома ей с момента сотворения.
*Прослушивание интерпретации стихотворения «Ангел» в исполнении хора Свято-Данилова мужского монастыря – 1.42
- Беседа с учащимися
Вопросы:
1.Какие переживания, связанные с красотой природы, передаёт поэт в стихотворении «Ангел» (блаженства, полноты жизни)?
2.С грустными, печальными или просветлённо-радостными интонациями нужно читать строки о земной жизни души, слышавшей звуки ангельской песни?
- Слово учителя:
В своей поэзии Лермонтов говорил не только о состояниях, не совместимых друг с другом, но и, казалось бы, исключающих друг друга. Он, например, мог писать стихотворения, исполненные мятежного богоборчества, и наряду с ними создавать шедевры, в которых дышит высшая умиротворённость, свойственная только очень боголюбивым душам. О пережитом Лермонтовым светлом опыте богосыновства говорят такие стихотворения, как «Ветка Палестины», «Когда волнуется желтеющая нива…», две его «Молитвы».
Первое из них, «Ветка Палестины», было написано в 1837 году.
Примечательны уже сами обстоятельства написания этого стихотворения.
*История создания и чтение стихотворения «Ветка Палестины» (учащиеся)
Вопросы:
1.Каким настроением наполнено это стихотворение?
2.Какие «краски» и литературные приёмы использует поэт, чтобы передать это настроение читателям?
Стихотворение - «Когда волнуется желтеющая нива…», написанное, как и «Молитва» во время нахождения поэта под арестом за стихотворение «Смерть поэта», примечательно своей общей тональностью, тихой умиротворённостью и душевной просветлённостью. Сам поэт связывал эту умиротворённость с картинами природы, возникающими в его воображении. Он утверждает, что не покидающая «души его тревога», наконец, «смиряется» при виде желтеющей нивы, свежего леса, малиновой сливы, душистой росы, серебристого ландыша, студёного ключа.
Чтение стихотворения «Когда волнуется желтеющая нива…»
Беседа с учащимися
Вопросы:
1.Когда и почему в стихотворении «Когда волнуется желтеющая нива…» «смиряется души тревога» у поэта? Что делает его счастливым? Разве поэт никогда не встречал всей этой разбросанной в природе простоты? (Встречал, наверное, и не раз. Но только сейчас он созерцает все эти привычные картины не сами по себе, а сквозь призму посетившего его божественного откровения.)
2.В стихотворении «Ангел» юный поэт противопоставляет «скучные песни земли» «звукам небес». Услышали ли вы такое противопоставление в стихотворении «Когда волнуется желтеющая нива…»? Противопоставлены ли здесь звуки земли (шум леса, звуки ветерка, лепет родника) и видение Бога в небесах? Как вы думаете, почему?
3. Изображаемые поэтом картины в стихотворении различны: «желтеющая нива» - осень, «ландыш серебристый» - весна. Но почему первые три строфы стихотворения, начинающиеся с союза «когда» читаются примерно с одной интонацией, со схожей эмоциональной окрашенностью?
*Прослушивание интерпретации стихотворения «Когда волнуется желтеющая нива…» (видеоролик)
Лермонтов говорит, что созерцание земной красоты заставляет его видеть в небесах Бога. Лермонтов удостоился божественного посещения, и душа его в определённый момент приобщилась к состоянию высшего мира, на миг познала в этом пришествии Бога своё счастье. Важным является признание поэта, что в способности зреть Бога он обретает, пусть на миг, своё подлинное счастье и находит в нём высшее успокоение.
М.Ю.Лермонтов ценой жизненного опыта, а также благодаря своей богатой интуиции, выработает и художественно сформулирует своё понимание любви. Любовь для него – это прежде всего умение сострадать, способность к жертвенному поступку, проявление самоотречённости.
История отношений Лермонтова и Вареньки Лопухиной традиционна для того времени. Необычным было, пожалуй, только самое чувство поэта, которое «…сохранил он до самой смерти своей». Благодаря этому чувству появляется жемчужина любовной лирики – стихотворение «Я, Матерь Божия, ныне с молитвою…» (1837).
Чтение стихотворения «Я, Матерь Божия, ныне с молитвою…»
Лермонтовская «Молитва» совершенно свободна от горьких упрёков, она овеяна только одним чувством – бескорыстным желанием не только земного, но и вечного блага той, в отношениях с которой поэт пережил драму отверженности.
Поэт бесконечно дорожил и самыми простыми, бытовыми чертами земной жизни. Дорожил как таковыми, как естественными проявлениями живой жизни. И даже связывал эти черты с вечным покоем. В предсмертном стихотворении «Выхожу один я на дорогу…» (1841), созерцая свой уход из земной жизни, он ищет соединения земной жизни с вечной.
Чтение стихотворения «Выхожу один я на дорогу…»
Прозаическая деталь земного бытия - лёгкий шум зеленеющего дуба – соотносится в поэтическом воображении Лермонтова с вечной умиротворённостью. Её появление в размышлениях Лермонтова о вечном покое лишний раз говорило от его бесконечной любви и привязанности к земной жизни.
*Прослушивание романса «Выхожу один я на дорогу…» (в исполнении Анны Герман) – 4.40 мин.
- Комментированное чтение статьи в учебнике «Читатели Лермонтова о своих впечатлениях» и беседа с учащимися.
Вопросы:
1.Что заинтересовало вас в воспоминаниях и высказываниях о Лермонтове?
2.Рассмотрите репродукцию портрета Лермонтова, фотографию памятника поэту, расскажите о своих впечатлениях.
- Подведение итогов урока, выводы.
Из прозвучавших сегодня стихотворений явствует, что поэт имел живительную связь с небом, что, несмотря на мрачные и тяжёлые настроения, часто посещавшие его, он жил в молитвенной обращённости к Богу. И удивительнее всего, что Сам Бог был открыт для поэта. Это видно из того, что молитвенное вопрошание лермонтовской души не осталось безответным. Чего же стоят после этого рассуждения о мрачном, безысходном неверии Лермонтова? Не прав ли был философ Константин Леонтьев, утверждавший, что одним своим стихотворением Лермонтов может сказать о Боге гораздо больше, нежели тысячи скучных проповедей?
Лермонтов придавал служению поэта общенациональное значение, считая, что поэт является совестью своего народа.
Служение поэта в сознании Лермонтова настолько важно и высоко, что соотносимо с жертвенным служением пророка.
В отечественной поэзии, пожалуй, только Пушкин ставил поэтическое слово на тот уровень, где оно почти сопрягается с религией.
В разносторонней лирике Лермонтова содержатся, как справедливо замечал Белинский, «все элементы, из которых слагается жизнь и поэзия». Лермонтов – великий знаток души человеческой и жизни во всех её проявлениях. Его лира касалась самых заветных чувств, которые может испытать человеческая душа.
«Трудно свести поэзию Лермонтова к какому-нибудь единому духовно-нравственному итогу, поместить её в рамки того или иного литературного направления. Это потому, что в лермонтовской лирике заключена великая драма человеческого бытия в её всеохватности», -пишет о поэте игумен Нестор Кумыш.
- Домашнее задание: произвести письменный стихотворный анализ одного из изученных произведений М.Ю. Лермонтова.
- Комментированное выставление оценок.
Список литературы:
1.Игумен Нестор (Кумыш) / О лирике Лермонтова (Очерк). Издательство: Сято-Алексеевская пустынь – 2009
2.Лермонтов М.Ю. Поэзия.- М.,1997
3.Проф. И.М.Андреев / Русские писатели XIX века, Издательский Дом Русский паломник. – М., 2009
Лермонтов М. Ю. - «Ветка Палестины» |
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку "Духовная деградация человека в рассказе А. П. Чехова "Ионыч"
Данная презентация является приложением к одноименному уроку. Цель ее , в первую очередь, создать необходимое эмоциональное восприятие материалов урока; в наглядной, лаконичной форме подвести учащихся...
Презентация "Тема поэта и поэзии в творчестве М.Ю.Лермонтова"
Презентация к уроку "Тема поэта и поэзии в творчестве М.Ю.Лермонтова"...
Презентация к уроку «Духовная эволюция подпоручика Ромашова» (по повести «Поединок»)
по творчеству А. Куприна...
Презентация к уроку "Духовный мир крестьянских детей. Народные верования и предания".Часть1
1 часть презентации к уроку на тему "Духовный мир крестьянских детей. Народные верования и предания" для 6 класса.Предмет: литература.Название раздела: Русская литература XIXв. Рассказ И.С.Турген...
Презентация к уроку "Духовный мир крестьянских детей. Народные верования и предания".Часть2
2 часть презентации к уроку на тему "Духовный мир крестьянских детей. Народные верования и предания" для 6 класса.Предмет: литература.Название раздела: Русская литература XIXв. Рассказ И.С.Турген...
Презентация к уроку "Духовная и материальная культура Нижегородской земли в XVI"
История Нижегородского края, 7 класс...
Презентация-тренажёр к уроку литературы по теме: «Образ морской волны в поэзии Михаила Юрьевича Лермонтова»
Литературоведческий анализ поэтического произведения с опорой на зрительные образы значительно повышает эффективность усвоения учебного мателиала....