II. Эмоциональный настрой урока.
| Каждый человек мечтает быть счастливым. Л.Н. Толстой говорил «Счастье – это просто». Внимание на экран. Видео (отрывок из фильма) Что же нужно для счастья? Тихая семейная жизнь с возможностью делать добро людям. Тонкий исследователь человеческой души, Толстой утверждал, что «люди как реки: у каждого своё русло, свой исток. Исток этот – родной дом, семья. Её традиции, уклад» | Познавательные УУД 1. Производить отбор и систематизацию материала. 2. Анализировать, сравнивать, классифицировать, делать выводы.
|
II. Введение в тему урока.
Проблемный вопрос | - Сформулируйте проблему урока (Какая семья может стать основой общества, воспитать нравственное отношение к жизни?) -Тема (Мысль «семейная» в романе Л.Н. Толстого «Война и мир) -Цель (на примере семей, представленных в романе "Война и мир", показать, что основой общества является семья, отношения в которой основаны на искренних и глубоких чувствах.) - Назовите ключевое слово (семья) | Регулятивные УУД 1. Самостоятельно формулировать тему, проблему и цели урока. 2. В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки своей работы.
|
III. Работа со словарями С.И.Ожегова, В.Даля
| Даль В.И. 1.Совокупность близких родственников, живущих вместе. Ожегов С.И. 1.Группа живущих вместе родственников. 2.Единство, объединение людей, сплоченных общими интересами. Современный толковый словарь обществоведческих терминов. Семья- группа людей, соединенных узами родства ( по браку, крови и т. д) и выполняющая определённые социальные функции ( репродуктивные, воспитательные, экономические, коммуникативные.) Семья – категория историческая.
| Познавательные УУД 1. Самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации – фактуальную, текстовую и концептуальную. 2. Пользоваться приёмами ознакомительного и просмотрового чтения. 3. Пользоваться словарями, справочниками.
|
V.Углубление в тему.
| 1.Чем для Вас является понятие семья? Вывод: семья – вечная ценность. Это основа жизни человека, оплот его спокойствия, счастья, душевного равновесия. Семья – первая незаменимая школа жизни. 2.Какую роль играет семья в формировании ЧЕЛОВЕКА? Можем ли мы говорить, что Я – эхо родителей? Вывод: С рождением ребёнка ещё не рождается личность, она формируется под влиянием семейных отношений. С самого раннего возраста ребёнок учится у взрослых. И не только ходить, говорить, играть, но и чувствовать, думать, переживать. В семье человек усваивает систему нравственных ценностей. Формирование личности начинается в семье. (Белый – благородство, чистота Синий – мечта, Красный – человек, страсть, кровь)
КАРТОЧКИ – НА ДОСКУ (флаг России) Начинаем знакомиться с семьями из романа великого писателя. | Регулятивные УУД 1. Высказывать предположения на основе наблюдений. 2. Планировать деятельность на уроке.
|
VI.Индивидуальные сообщения учащихся (домашнее задание)
| 1. Слово 1 группе (чтение цитат). Учащиеся отвечают - Семья Ростовых (главы 7-11, 14-17 – на доску под кластер)
С каким цветом ассоциируется семья Ростовых? Проголосуйте с помощью кружочков (синий)
- Чем семья Ростовых отличается от 3 других, показанных в романе? В какой момент происходит знакомство читателя с Ростовыми? Какая атмосфера царит в их доме? Каковы отношения между детьми и взрослыми? Между детьми и супругами? О чём говорит имя «Наталья»? Давайте составим Кодекс семьи Ростовых и определим главный принцип, на котором основана их жизнь… Ответы учащихся и вывод: Семью Ростовых объединяют важные качества: искренность, естественность, простота, Открытость миру – их главное богатство. Отсюда и способность притягивать к себе людей, сопереживать, чувствовать чужую душу. И всё это на грани самоотречения. ТОУУ (оцените с помощью кружочков)
2.Слово 2 группе (чтение цитат). Учащиеся отвечают - Семья Болконских (главы 22-25 на доску под кластер)
С каким цветом ассоциируется семья Ростовых? Проголосуйте с помощью кружочков (белый)
- Чем интересна личность старика Болконского автору и читателю? (слайд 13,14) Ответы учащихся и вывод: Болконский незаурядная личность. «Старик с зоркими глазами», «с блеском умных и молодых блестящих глаз», «был резок и неизменно требователен», друг Кутузова, не переставал интересоваться политикой. Источником людских пороков он считал праздность и суеверие, педантичная во всех отношениях личность. - Каковы отношения между сестрой и братом, отцом и детьми? Можем ли назвать стиль воспитания авторитарным? - Составим кодекс семьи Болконских (слайд №15) В чём сходство семей Ростовых и Болконских? Вывод: Семьи похожи патриархальным укладом жизни, духовным ростом близких; им присущи высокая духовность, истинная красота, гордость… ТОУУ (оцените с помощью кружочков)
3.Слово 3 группе (чтение цитат). Учащиеся отвечают - Семья Курагиных (главы 22-25 на доску под кластер)
С каким цветом ассоциируется семья Ростовых? Проголосуйте с помощью кружочков (красный )
В чём смысл жизни членов этой семьи? Чем Курагины схожи с Болконскими? Кодекс чести семьи (слайд №16)- на доску под кластер Ответы учащихся и вывод: В семье царит атмосфера всеобщего расчёта и бездуховности. Они лишены родовой поэзии, их семейная близость непоэтична, хотя она, несомненно, есть – инстинктивная взаимоподдержка, солидарность, круговая порука эгоизма. Безнравственность становится нормой жизни ТОУУ (оцените с помощью кружочков)
| Технология оценивания На уроке ученик сам по алгоритму самооценивания определяет свою оценку и (если требуется) отметку, когда показывает выполненное задание. Учитель имеет право поправить оценки и отметку, если докажет, что ученик завысил или занизил её. После уроков за письменные задания оценку и отметку определяет учитель. Ученик имеет право поправить эту оценку и отметку, если докажет (используя алгоритм самооценивания), что она завышена или занижена. АЛГОРИТМ САМООЦЕНКИ (вопросы к ученику): 1-й шаг. Что нужно было сделать в этом задании (задаче)? Какая была цель, что нужно было получить в результате? 2-й шаг. Удалось получить результат? Найдено решение, ответ? 3-й шаг. Справился полностью правильно или с незначительной ошибкой (какой, в чём)? 4-й шаг. Справился полностью самостоятельно или с небольшой помощью (кто помогал, в чём)? Какую оценку ты себе ставишь?
|
VII. Работа по группам | Задание от 1 группы Семья Ростовых (задание от выступающих для групп в классе - тест)
ТОУУ (оцените с помощью кружочков) – под кластер группы
Задание от 2 группы Болконских (задание от выступающих для групп в классе - синквейн) ТОУУ (оцените с помощью кружочков) – под кластер группы
Задание от 3 группы Семья Курагиных (задание от выступающих для групп в классе - тест)
ТОУУ (оцените с помощью кружочков) – под кластер группы
Семья, по Толстому, - это начало начал каждого героя и одновременно возможность реализовать своё Я, оставить себя, отражённым в другом. Мысль семейная в романе представлена и в эпическом повествовании Выступление учащихся –исследователей ТОУУ (оцените с помощью кружочков) – под кластер группы выступающих
Какова же цель урока ? – эта та семья, отношения в которой основаны на искренних и глубоких чувствах
|
Коммуникативные УУД 1. Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве. 2. Формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её. 3. Осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека. 4. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации |
VIII. Рефлексия. Итог урока.
| 1.Контролирующее задание Самостоятельная работа «Мысль семейная в романе Л.Н.Толстого» в группах
Семьи | Номера вариантов ответов | Ростовы |
| Болконские |
| Безуховы |
| Курагины |
|
- В этой семье детей считают обузой.
- В доме установлен строгий порядок.
- Между мужем и женой установились любящие, доверительные, нежные отношения.
- Члена этой семьи воспринимают в обществе как опасного чудака.
- Член этой семьи ведет крайне беспутный образ жизни.
- Отец держит дочь в «ежовых рукавицах».
- В этой семье воспитывается племянница и сын подруги главы семьи.
- Детям дозволено вести себя так, что порой нарушаются нормы этикета.
- Отец называет сыновей дураками.
- Старшая дочь выросла непохожей на остальных детей.
- Отец в силу обстоятельств ни разу не поговорил с сыном.
- Член этой семьи собирается на войну, так как жизнь светского общества его не привлекает.
- Отец сухо прощается с сыном, несмотря на то, что, может быть, навсегда.
КЛЮЧ: РОСТОВЫ 3,7,8,10 БОЛКОНСКИЕ 2,6,12,13 БЕЗУХОВЫ 4,11 КУРАГИНЫ 1,5,9 Итоги работы в группах – на доске. Ключ - на слайде Вывод: Каждый из персонажей – Болконский, Безухов, Курагин, Наполеон, Кутузов – одинаково важны и для развития сюжета, и для общей концепции романа. Они показывают разные стороны человеческой личности; они раскрываются во взаимодействии; наконец, они имеют реальные прототипы, и именно благодаря изображению этих персонажей достигается эффект исторической правды в романе. «Нет величия там, где нет красоты, добра и правды»
ТОУУ. Результаты работы в рабочих листах Оценки за урок | Личностные результаты 1. Формирование эмоционально-оценочного отношения к прочитанному. 2. Формирование восприятия текста как произведения искусства. Регулятивные УУД 1. Соотносить цели и результаты своей деятельности. 2. Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы. |