Урок литературы в 10 классе по теме «Мысль семейная в романе Л.Н.Толстого «Война и мир» Усвоение содержания прочитанных глав. Анализ эпизодов «Именины у Ростовых», «В имении Болконских Лысые горы».
методическая разработка по литературе (10 класс) на тему

Урок литературы в 10 классе по теме «Мысль семейная в романе Л.Н.Толстого «Война и мир» Усвоение содержания прочитанных глав. Анализ эпизодов «Именины у Ростовых», «В имении Болконских Лысые горы».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon v_dome_rostovykh.doc63 КБ

Предварительный просмотр:

«Мысль семейная в романе Л.Н.Толстого «Война и мир»

урок литературы в 10 классе.

В доме Ростовых. В имении Болконских.

Усвоение содержания прочитанных глав. Анализ эпизодов «Именины у Ростовых», «В имении Болконских Лысые горы».

                               Л.В.Гвиздок, учитель русского языка и литературы Коржинкольской средней школы Федоровского района Костанайской области.

Цели урока: продолжить знакомство с героями романа – представителями семейств Ростовых и Болконских; в ходе беседы, анализа эпизодов, сопоставления выяснить общую атмосферу в семьях; выделить определяющие (фамильные) черты всех Ростовых и Болконских, нравственные ценности этих семей; показать, в чем похожи и не похожи семьи Ростовых и Болконских; определить отношение автора и свое собственное к семьям Ростовых и Болконских и отдельным их представителям.

  1. Проверка домашнего задания.
  1. Цитатная разминка.

-«... Черноглазая, с большим ртом, некрасивая, но живая девочка была в том милом возрасте, когда девочка уже не ребенок, а ребенок еще не девушка...» (Наташа)

- «...Улыбка не красила ее лицо, как это обыкновенно бывает; напротив, лицо ее стало неестественно и оттого неприятно...» (Княжна Марья)

-«... Ты что, старый греховодник, чай скучаешь в Москве? Собак гонять негде?» (Марья Дмитриевна (драгун) – Ростову)

-«... Каждый день она входила в официантскую и со страхом крестилась и читала внутренно молитву о том, чтоб это ежедневное свидание сошло благополучно...» (Марья Болконская)

-«... Ежели меня убьют и ежели у меня будет сын, не отпускайте его от себя, как я вам вчера говорил, чтоб он вырос у вас...пожалуйста...» (А.Болконский – отцу)

- Сцена прощания отца с сыном напоминает сцену из какого романа? (Отец и сын Штольцы «Обломов»)

-«... Это была женщина с восточным типом лица, лет 45, видимо изнуренная детьми, которых у ней было 12 человек...» (Графиня Ростова)

- Кто говорил, что « после обеда серебряный сон, а до обеда золотой» (Князь Н.Болконский)

Семья, дом – это особый мир, место, где человек наиболее полно выражает и реализует себя. Поэтому у Толстого семья обладает большой притягательной силой. Писателю важно показать, каковы его герои у себя дома, в семье.

Побываем в большом доме Ростовых на именинах графини Ростовой-матери и ее тринадцатилетней дочери Наташи. А затем – в имении Лысые Горы у Болконских.

  1. Работа над эпизодом «В доме Ростовых» (т.I, ч.1., гл.7-11,14-17) Беседа по вопросам:
  1. Где живут Ростовы? (в Москве, а летом в имении «Отрадное»). Какова общая атмосфера в семье?
  2. Кратко перескажите эпизод «Именины у Ростовых» (перечислите гостей, внешность, поведение, манеру общения гостей).
  3. Кто самый важный гость у Ростовых, которого все ждут? (Марью Дмитриевну Ахросимову, даму знаменитую не богатством, не почестями, а прямо тою ума и откровенною простотою общения, ждут с нетерпением все)
  4. Какой подарок  сделала Марья Дмитриевна любимице? («казаку», «зелье девке») (яхонтовые сережки грушками)
  5. О чем говорят сидящие за одним столом и взрослые, и дети?
  6. Как развлекается молодежь у Ростовых?

                     

  1. Работа над эпизодом «В имении Болконских Лысые горы»

(т.I, ч.1, гл.22-25) Беседа по вопросам:

1. Расскажите о Болконских. Каковы взаимоотношения а этой семье?

2. Найдите «портреты» Марьи Болконской, Андрея, старого князя. Что выделяет Толстой во внешности героев, их поведении? (невысокий рост «сухие» черты, удивительные глаза – «лучистые», как у Марьи, «прекрасные», как у князя Андрея, «умные», как у старого князя. Сдержанность, уважение в поведении и отношении друг к другу)

3. Каковы, на ваш взгляд, основные принципы воспитания детей в семьях Ростовых и Болконских?

4. Что сближает Ростовых и Болконских? В чем эти семьи различны?

5. Вспомните Курагиных. Почему Толстой не называет их семьей?

(Курагины лживы, фальшивы, с хищническими инстинктами, без каких-либо нравственных норм)

Семьи Ростовых и Болконских

Ростовы

Болконские

1. Старшее поколение

Родители Ростовых – хлебосольны, простодушны, доверчивы, щедры (эпизод с деньгами для Друбецкой; Митенька, Соня, воспитывающиеся в семье). Отношения между родителями – взаимоуважение, почтение (обращения). Положение матери – положение хозяйки в доме (именины). Отношение к гостям – радушие ко всем без почитания чинов (именины).

Старый князь Николай Андреевич Болконский упрямый и властный, не склоняющийся ни перед кем. Сослан в деревню, но при новом царствовании разрешен въезд в столицу, но не мог простить обиду и остался жить в Лысых горах. Главными пороками считал праздность и суеверие, а добродетелями – деятельность и ум. Постоянно был занят написанием своих мемуаров, выкладками из высшей математики, точением табакерок на станке, работой в саду и наблюдением за постройками. Главное – честь.

2. Отношения в семье между взрослыми и детьми.

Доверчивость, чистота и естественность (рассказы Наташи матери обо всех своих увлечениях).

Уважение друг к другу, желание помочь без нудных нотаций (история с проигрышем Николая). Свобода и любовь, отсутствие жестких воспитательных норм (поведение Наташи во время именин; пляска графа Ростова).

Верность семейным отношениям (Николай не отказался от долгов отца).

Главное в отношениях – любовь, жизнь по законам сердца.

Отношения без сентиментальностей. Отец был с людьми неизменно требователен, возбуждал к себе страх и почтительность. Сам занимался воспитанием Марьи.

Скрытая любовь отца (сцена смерти князя, слово о княжне Марье).

Главное – жить по законам.

3. Дети, отношения между ними.

Искренность, естественность, любовь, уважение друг к другу (сцены объяснения Сони с Николаем, Наташи с Борисом).

Заинтересованность в судьбе друг друга (Наташа – Соня, Наташа – Николай).

Занятия: увлечение пением, танцами.

Главное в отношениях – душа.

Сложность положения Марьи в семье – ей не с кем поделиться. В отношениях с Андреем – глубокая привязанность и любовь. В детях Болконских – честность и чувство достоинства (отказ княгини Марьи от брака с Анатолем Курагиным). Религиозность, доброта Марьи (отношение с людьми, с Лизой).

4. Близость к природе. Чаще живут в имениях, чем в столицах.

Умение тонко чувствовать природу (лунная ночь в Отрадном; катание на святках).

Ощущение гармонии человека и природы.

Постоянная жизнь в Лысых горах, естественная связь с природой княжны Марьи и старого князя. Постижение вечности природы князем Андреем (аустерлицкое небо, дуб).

5. Отношение к народу.

Восприятие народности более на эмоциональном уровне (сцена охоты, песня дядюшки, пляска Наташи).

Разумное восприятие народных проблем: преобразование в Богучарове, направленные на улучшение жизни крестьян.

6. Патриотизм. Отношение к войне.

Искренний патриотизм, боль за свою Родину. Сражается на войне Николай; Петя, совсем еще мальчик, уходит на войну в 1812 году с согласия родителей и погибает в первом бою.

Наташа требует отдать подводы раненым. Ростовы покидают свои дома, как и многие жители.

Глубокий патриотизм князя и детей. Андрей сражается на войне в 1805-1807 годах. В 1812 году уходит из штаба, солдаты его называют «наш князь».

Старый Болконский идет защищать свои земли. Княжна Марья отказывается от покровительства французов.

7. Недостатки

Доброта иногда носит внешний характер (история Сони). Иногда жестокость Николая по отношению к крестьянам. Непрактичность, мотовство отца Ростова.

Тяжелый характер старого князя.

8. Отношение автора к героиням

Наташа – любимая героиня Толстого, идеал женщины, воплотившийся в семье.

Княжна Марья – одна из любимых героинь, тоже может быть хорошей хранительницей домашнего очага.

9. Отношение автора к семьям.

Автобиографичность.

Автор любит эту семью, изображая ее реалистически, но привлекательно. Многие герои несут в себе автобиографические черты: Николай Ростов – черты отца писателя, Наташа – родственницы жены писателя.

Автор любит эту семью, хотя жестокость воспитания не всегда привлекательна. Автобиографические черты в Николае Андреевиче – дед по линии матери – и в Марье – черты матери, ощущение, что его мать была именно такой. Андрей Болконский воплощал мысли самого Толстого

                 СОСТАВЛЕНИЕ КЛАСТЕРА

Фамильные черты семьи Ростовых

Фамильные черты семьи Болконских

ВЫВОДЫ: радушие и гостеприимство, теплота взаимоотношений и чувство такта, уважение к каждой личности, искренняя любовь Ростовых вызывает глубокую симпатию автора и нас, читателей. В доме Ростовых царит атмосфера влюбленности и мечтательности. Ростовы живут не умом, а сердцем.

Все иначе в Лысых Горах у Болконских. Спокойная, размеренная жизнь. Болконские – сдержанные люди, у них не принято откровенничать.

Безошибочным чутьем угадывает старый князь Болконский в Анатоле Курагине безнравственного повесу (а таким не место в их доме). Болконские  - люди чести и долга. Старый князь бесконечно любит сына, но предпочитает видеть его мертвым, нежели замаравшим имя.

- Что сближает семьи?

(Умных, честных, гордых Болконских с гостеприимными, добрыми, мягкими Ростовыми)

Их сближает главное отношение к родине, несовместимость с духом корысти, лжи и фальши придворных сфер, процесс постепенного сближения с народом.

  1. Контролирующее задание

Самостоятельная работа «Мысль семейная в романе Л.Н.Толстого»

Семьи

Номера вариантов ответов

Ростовы

Болконские

Безуховы

Курагины

  1. В этой семье детей считают обузой.
  2. В доме установлен строгий порядок.
  3. Между мужем и женой установились любящие, доверительные, нежные отношения.
  4. Члена этой семьи воспринимают в обществе как опасного чудака.
  5. Член этой семьи ведет крайне беспутный образ жизни.
  6. Отец держит дочь в «ежовых рукавицах».
  7. В этой семье воспитывается племянница и сын подруги главы семьи.
  8. Детям дозволено вести себя так, что порой нарушаются нормы этикета.
  9. Отец называет сыновей дураками.
  10. Старшая дочь выросла непохожей на остальных детей.
  11. Отец в силу обстоятельств ни разу не поговорил с сыном.
  12. Член этой семьи собирается на войну, так как жизнь светского общества его не привлекает.
  13. Отец сухо прощается с сыном, несмотря на то, что, может быть, навсегда.

КЛЮЧ:

РОСТОВЫ  3,7,8,10

БОЛКОНСКИЕ  2,6,12,13

БЕЗУХОВЫ 4,11

КУРАГИНЫ 1,5,9

  1. Рефлексия «Моральные качества какой семьи мне ближе?»
  2. Домашнее задание т Ι, ч.2 (цитатная разминка)
  1. Смотр войск в Брнау.
  2. Шенграбенское сражение.
  3. Аустерлицкое сражение.
  4. Проанализировать поведение героев романа на войне (Кутузов, Багратион, Тушин, Тимохин, Болконский, Н.Ростов, штабные офицеры)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЫСЛЬ СЕМЕЙНАЯ В РОМАНЕ Л.Н.ТОЛСТОГО "ВОЙНА И МИР"

МЫСЛЬ СЕМЕЙНАЯ В РОМАНЕ Л.Н.ТОЛСТОГО "ВОЙНА И МИР"...

«Мысль семейная» в романе-эпопее Л.Толстого «Война и мир».

Уроки по творчеству Л.Н.Толстого, целью которых является показать ценности семьи и семейные традиции в русской классической литературе на примере романа Л.Н.Толстого «Война и мир»; формировать предста...

Презентация к уроку литературы: «Мысль семейная» в романе Л.Н.Толстого «Война и мир»

Данная презентация соответствует второму уроку в блоке уроков на данную тему....

План-конспект урока литературы в 10 классе: «Мысль семейная» в романе Л.Н.Толстого «Война и мир»

Урок с использованием обучающих структур и мыслительных приемов сингапурской системы обучения....

"Мысль семейная " в романе Л.Н.Толстого "Война и мир"

Продолжить изучение романа "Война и мир". Определить: что является основным состовляющим в семьях Ростовых и Болконских....

Конспект урока по литературе «Мысль семейная» в романе Л.Н. Толстого «Война и мир»

Конспект урока по литературе «Мысль семейная» в романе Л.Н. Толстого «Война и мир»...

Урок литературы в 10 классе "Мысль «семейная» в романе Л.Н. Толстого «Война и мир»"

Урок содержит проблемные ситуации (на установку причинно-следственных связей); ведётся контроль за выполнением заданий с помощью рабочих листов учащихся; самоконтроль  учащихся с помощью ТОУУ. Дл...