Урок литературы в 10 классе по теме «Мысль семейная в романе Л.Н.Толстого «Война и мир» Усвоение содержания прочитанных глав. Анализ эпизодов «Именины у Ростовых», «В имении Болконских Лысые горы».
методическая разработка по литературе (10 класс) на тему
Урок литературы в 10 классе по теме «Мысль семейная в романе Л.Н.Толстого «Война и мир» Усвоение содержания прочитанных глав. Анализ эпизодов «Именины у Ростовых», «В имении Болконских Лысые горы».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
v_dome_rostovykh.doc | 63 КБ |
Предварительный просмотр:
«Мысль семейная в романе Л.Н.Толстого «Война и мир»
урок литературы в 10 классе.
В доме Ростовых. В имении Болконских.
Усвоение содержания прочитанных глав. Анализ эпизодов «Именины у Ростовых», «В имении Болконских Лысые горы».
Л.В.Гвиздок, учитель русского языка и литературы Коржинкольской средней школы Федоровского района Костанайской области.
Цели урока: продолжить знакомство с героями романа – представителями семейств Ростовых и Болконских; в ходе беседы, анализа эпизодов, сопоставления выяснить общую атмосферу в семьях; выделить определяющие (фамильные) черты всех Ростовых и Болконских, нравственные ценности этих семей; показать, в чем похожи и не похожи семьи Ростовых и Болконских; определить отношение автора и свое собственное к семьям Ростовых и Болконских и отдельным их представителям.
- Проверка домашнего задания.
- Цитатная разминка.
-«... Черноглазая, с большим ртом, некрасивая, но живая девочка была в том милом возрасте, когда девочка уже не ребенок, а ребенок еще не девушка...» (Наташа)
- «...Улыбка не красила ее лицо, как это обыкновенно бывает; напротив, лицо ее стало неестественно и оттого неприятно...» (Княжна Марья)
-«... Ты что, старый греховодник, чай скучаешь в Москве? Собак гонять негде?» (Марья Дмитриевна (драгун) – Ростову)
-«... Каждый день она входила в официантскую и со страхом крестилась и читала внутренно молитву о том, чтоб это ежедневное свидание сошло благополучно...» (Марья Болконская)
-«... Ежели меня убьют и ежели у меня будет сын, не отпускайте его от себя, как я вам вчера говорил, чтоб он вырос у вас...пожалуйста...» (А.Болконский – отцу)
- Сцена прощания отца с сыном напоминает сцену из какого романа? (Отец и сын Штольцы «Обломов»)
-«... Это была женщина с восточным типом лица, лет 45, видимо изнуренная детьми, которых у ней было 12 человек...» (Графиня Ростова)
- Кто говорил, что « после обеда серебряный сон, а до обеда золотой» (Князь Н.Болконский)
Семья, дом – это особый мир, место, где человек наиболее полно выражает и реализует себя. Поэтому у Толстого семья обладает большой притягательной силой. Писателю важно показать, каковы его герои у себя дома, в семье.
Побываем в большом доме Ростовых на именинах графини Ростовой-матери и ее тринадцатилетней дочери Наташи. А затем – в имении Лысые Горы у Болконских.
- Работа над эпизодом «В доме Ростовых» (т.I, ч.1., гл.7-11,14-17) Беседа по вопросам:
- Где живут Ростовы? (в Москве, а летом в имении «Отрадное»). Какова общая атмосфера в семье?
- Кратко перескажите эпизод «Именины у Ростовых» (перечислите гостей, внешность, поведение, манеру общения гостей).
- Кто самый важный гость у Ростовых, которого все ждут? (Марью Дмитриевну Ахросимову, даму знаменитую не богатством, не почестями, а прямо тою ума и откровенною простотою общения, ждут с нетерпением все)
- Какой подарок сделала Марья Дмитриевна любимице? («казаку», «зелье девке») (яхонтовые сережки грушками)
- О чем говорят сидящие за одним столом и взрослые, и дети?
- Как развлекается молодежь у Ростовых?
- Работа над эпизодом «В имении Болконских Лысые горы»
(т.I, ч.1, гл.22-25) Беседа по вопросам:
1. Расскажите о Болконских. Каковы взаимоотношения а этой семье?
2. Найдите «портреты» Марьи Болконской, Андрея, старого князя. Что выделяет Толстой во внешности героев, их поведении? (невысокий рост «сухие» черты, удивительные глаза – «лучистые», как у Марьи, «прекрасные», как у князя Андрея, «умные», как у старого князя. Сдержанность, уважение в поведении и отношении друг к другу)
3. Каковы, на ваш взгляд, основные принципы воспитания детей в семьях Ростовых и Болконских?
4. Что сближает Ростовых и Болконских? В чем эти семьи различны?
5. Вспомните Курагиных. Почему Толстой не называет их семьей?
(Курагины лживы, фальшивы, с хищническими инстинктами, без каких-либо нравственных норм)
Семьи Ростовых и Болконских
Ростовы | Болконские | |
1. Старшее поколение | Родители Ростовых – хлебосольны, простодушны, доверчивы, щедры (эпизод с деньгами для Друбецкой; Митенька, Соня, воспитывающиеся в семье). Отношения между родителями – взаимоуважение, почтение (обращения). Положение матери – положение хозяйки в доме (именины). Отношение к гостям – радушие ко всем без почитания чинов (именины). | Старый князь Николай Андреевич Болконский упрямый и властный, не склоняющийся ни перед кем. Сослан в деревню, но при новом царствовании разрешен въезд в столицу, но не мог простить обиду и остался жить в Лысых горах. Главными пороками считал праздность и суеверие, а добродетелями – деятельность и ум. Постоянно был занят написанием своих мемуаров, выкладками из высшей математики, точением табакерок на станке, работой в саду и наблюдением за постройками. Главное – честь. |
2. Отношения в семье между взрослыми и детьми. | Доверчивость, чистота и естественность (рассказы Наташи матери обо всех своих увлечениях). Уважение друг к другу, желание помочь без нудных нотаций (история с проигрышем Николая). Свобода и любовь, отсутствие жестких воспитательных норм (поведение Наташи во время именин; пляска графа Ростова). Верность семейным отношениям (Николай не отказался от долгов отца). Главное в отношениях – любовь, жизнь по законам сердца. | Отношения без сентиментальностей. Отец был с людьми неизменно требователен, возбуждал к себе страх и почтительность. Сам занимался воспитанием Марьи. Скрытая любовь отца (сцена смерти князя, слово о княжне Марье). Главное – жить по законам. |
3. Дети, отношения между ними. | Искренность, естественность, любовь, уважение друг к другу (сцены объяснения Сони с Николаем, Наташи с Борисом). Заинтересованность в судьбе друг друга (Наташа – Соня, Наташа – Николай). Занятия: увлечение пением, танцами. Главное в отношениях – душа. | Сложность положения Марьи в семье – ей не с кем поделиться. В отношениях с Андреем – глубокая привязанность и любовь. В детях Болконских – честность и чувство достоинства (отказ княгини Марьи от брака с Анатолем Курагиным). Религиозность, доброта Марьи (отношение с людьми, с Лизой). |
4. Близость к природе. Чаще живут в имениях, чем в столицах. | Умение тонко чувствовать природу (лунная ночь в Отрадном; катание на святках). Ощущение гармонии человека и природы. | Постоянная жизнь в Лысых горах, естественная связь с природой княжны Марьи и старого князя. Постижение вечности природы князем Андреем (аустерлицкое небо, дуб). |
5. Отношение к народу. | Восприятие народности более на эмоциональном уровне (сцена охоты, песня дядюшки, пляска Наташи). | Разумное восприятие народных проблем: преобразование в Богучарове, направленные на улучшение жизни крестьян. |
6. Патриотизм. Отношение к войне. | Искренний патриотизм, боль за свою Родину. Сражается на войне Николай; Петя, совсем еще мальчик, уходит на войну в 1812 году с согласия родителей и погибает в первом бою. Наташа требует отдать подводы раненым. Ростовы покидают свои дома, как и многие жители. | Глубокий патриотизм князя и детей. Андрей сражается на войне в 1805-1807 годах. В 1812 году уходит из штаба, солдаты его называют «наш князь». Старый Болконский идет защищать свои земли. Княжна Марья отказывается от покровительства французов. |
7. Недостатки | Доброта иногда носит внешний характер (история Сони). Иногда жестокость Николая по отношению к крестьянам. Непрактичность, мотовство отца Ростова. | Тяжелый характер старого князя. |
8. Отношение автора к героиням | Наташа – любимая героиня Толстого, идеал женщины, воплотившийся в семье. | Княжна Марья – одна из любимых героинь, тоже может быть хорошей хранительницей домашнего очага. |
9. Отношение автора к семьям. Автобиографичность. | Автор любит эту семью, изображая ее реалистически, но привлекательно. Многие герои несут в себе автобиографические черты: Николай Ростов – черты отца писателя, Наташа – родственницы жены писателя. | Автор любит эту семью, хотя жестокость воспитания не всегда привлекательна. Автобиографические черты в Николае Андреевиче – дед по линии матери – и в Марье – черты матери, ощущение, что его мать была именно такой. Андрей Болконский воплощал мысли самого Толстого |
СОСТАВЛЕНИЕ КЛАСТЕРА
Фамильные черты семьи Ростовых
Фамильные черты семьи Болконских
ВЫВОДЫ: радушие и гостеприимство, теплота взаимоотношений и чувство такта, уважение к каждой личности, искренняя любовь Ростовых вызывает глубокую симпатию автора и нас, читателей. В доме Ростовых царит атмосфера влюбленности и мечтательности. Ростовы живут не умом, а сердцем.
Все иначе в Лысых Горах у Болконских. Спокойная, размеренная жизнь. Болконские – сдержанные люди, у них не принято откровенничать.
Безошибочным чутьем угадывает старый князь Болконский в Анатоле Курагине безнравственного повесу (а таким не место в их доме). Болконские - люди чести и долга. Старый князь бесконечно любит сына, но предпочитает видеть его мертвым, нежели замаравшим имя.
- Что сближает семьи?
(Умных, честных, гордых Болконских с гостеприимными, добрыми, мягкими Ростовыми)
Их сближает главное отношение к родине, несовместимость с духом корысти, лжи и фальши придворных сфер, процесс постепенного сближения с народом.
- Контролирующее задание
Самостоятельная работа «Мысль семейная в романе Л.Н.Толстого»
Семьи | Номера вариантов ответов |
Ростовы | |
Болконские | |
Безуховы | |
Курагины |
- В этой семье детей считают обузой.
- В доме установлен строгий порядок.
- Между мужем и женой установились любящие, доверительные, нежные отношения.
- Члена этой семьи воспринимают в обществе как опасного чудака.
- Член этой семьи ведет крайне беспутный образ жизни.
- Отец держит дочь в «ежовых рукавицах».
- В этой семье воспитывается племянница и сын подруги главы семьи.
- Детям дозволено вести себя так, что порой нарушаются нормы этикета.
- Отец называет сыновей дураками.
- Старшая дочь выросла непохожей на остальных детей.
- Отец в силу обстоятельств ни разу не поговорил с сыном.
- Член этой семьи собирается на войну, так как жизнь светского общества его не привлекает.
- Отец сухо прощается с сыном, несмотря на то, что, может быть, навсегда.
КЛЮЧ:
РОСТОВЫ 3,7,8,10
БОЛКОНСКИЕ 2,6,12,13
БЕЗУХОВЫ 4,11
КУРАГИНЫ 1,5,9
- Рефлексия «Моральные качества какой семьи мне ближе?»
- Домашнее задание т Ι, ч.2 (цитатная разминка)
- Смотр войск в Брнау.
- Шенграбенское сражение.
- Аустерлицкое сражение.
- Проанализировать поведение героев романа на войне (Кутузов, Багратион, Тушин, Тимохин, Болконский, Н.Ростов, штабные офицеры)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МЫСЛЬ СЕМЕЙНАЯ В РОМАНЕ Л.Н.ТОЛСТОГО "ВОЙНА И МИР"
МЫСЛЬ СЕМЕЙНАЯ В РОМАНЕ Л.Н.ТОЛСТОГО "ВОЙНА И МИР"...
«Мысль семейная» в романе-эпопее Л.Толстого «Война и мир».
Уроки по творчеству Л.Н.Толстого, целью которых является показать ценности семьи и семейные традиции в русской классической литературе на примере романа Л.Н.Толстого «Война и мир»; формировать предста...
Презентация к уроку литературы: «Мысль семейная» в романе Л.Н.Толстого «Война и мир»
Данная презентация соответствует второму уроку в блоке уроков на данную тему....
План-конспект урока литературы в 10 классе: «Мысль семейная» в романе Л.Н.Толстого «Война и мир»
Урок с использованием обучающих структур и мыслительных приемов сингапурской системы обучения....
"Мысль семейная " в романе Л.Н.Толстого "Война и мир"
Продолжить изучение романа "Война и мир". Определить: что является основным состовляющим в семьях Ростовых и Болконских....
Конспект урока по литературе «Мысль семейная» в романе Л.Н. Толстого «Война и мир»
Конспект урока по литературе «Мысль семейная» в романе Л.Н. Толстого «Война и мир»...
Урок литературы в 10 классе "Мысль «семейная» в романе Л.Н. Толстого «Война и мир»"
Урок содержит проблемные ситуации (на установку причинно-следственных связей); ведётся контроль за выполнением заданий с помощью рабочих листов учащихся; самоконтроль учащихся с помощью ТОУУ. Дл...