Урок литературы в 10 классе по роману Л.Н. Толстого "Война и мир"
план-конспект урока по литературе (10 класс)

Урок -исследование

Тема урока: Образ Платона Каратаева и авторская концепция смысла жизни.

Цель: Поиск ответа на вопрос о смысле жизни через образ Платона Каратаева.

Технология: ТРКМЧП.

Форма работы: групповая.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Тема:  Образ Платона Каратаева и авторская концепция смысла жизни.

Цель: Поиск ответа на вопрос о смысле жизни через образ Платона Каратаева.

Время

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1 мин

3 мин

Орг.момент.

Сегодня мы продолжим изучение романа Л.Н. Толстого «В и м». СЛАЙД 1

Перед каждым из вас рабочая карта урока, С которой мы будем работать  весь урок. На столах также лежат тексты и цитаты, у каждой группы свой фрагмент текста, с которым она будет работать.

Новый этап. Вызов.   СЛАЙД 2

Предлагаю вашему вниманию два фрагмента.  Читаю.

Фрагмент 1

С той минуты, как Пьер увидал это страшное убийство, совершенное людьми, не хотевшими этого делать, в душе его как будто вдруг выдернута была та пружина, на которой все держалось и представлялось живым, и все завалилось в кучу бессмысленного сора. В нем, хотя он и не отдавал себе отчета, уничтожилась вера и в благоустройство мира, и в человеческую, и в свою душу, и в Бога... Он чувствовал, что возвратиться к вере в жизнь — не в его власти...

Ребята, выделите ключевые слова этого фрагмента. Что вы выделили? Что произошло с Пьером? ПРЕЗЕНТАЦИЯ                                                                СЛАЙД 3

Фрагмент 2

Пьер долго не спал и с открытыми глазами лежал в темноте на своем месте... и чувствовал, что прежде разрушенный мир теперь с новой красотой, на каких-то новых и незыблемых основах, воздвигался в его душе.

Выделите ключевые слова. Что изменилось в герое?

Кто или что повлияло на эти изменения? (встреча с особым человеком) ПРЕЗЕНТАЦИЯ. Случаен ли этот герой в романе? Для чего автор вводит его в роман? С какой целью?

СЛАЙД 4

Каким должен быть духовный портрет человека, который так изменил мироощущение Пьера?

Настраиваются на работу, слушают инструкцию, ориентируются в наглядном материале.

Слушают фрагменты.

Пьер потерял смысл жизни

Изменилиось настроение, взгляды, понимание жизни.

!!!

6 мин

1 мин

10 мин

1 мин

Новый этап. Осмысление.

Я предлагаю вам самим разобраться в этом человеке. Понять, почему Л.Толстой вводит этот персонаж в роман. Поэтому наш урок сегодня – это урок-исследование.

Сформулируйте тему урока.

Тема урока (исследования): Образ Платона Каратаева и авторская концепция смысла жизни. (запись в карте урока). СЛАЙД 5,6

Определите цель исследования. (Выяснить, в чем видят смысл жизниавтор и Платон Каратаев ). СЛАЙД 7

Сформулируйте основной вопрос (проблему) исследования. Является ли Платон Каратаев выразителем авторской концепции смысла жизни). СЛАЙД 8

Объект исследования.  Образ Платона Каратаева.

Предмет исследования. Жизненные взгляды Платона Каратаева и Льва Толстого.

 Какие пути (план) исследования вы предлагаете? (работа над портретом, высказываниями, поступками, отношением к другим людям и пр.). 

Так как время урока ограничено, я предлагаю обратить внимание на

2 этап осмысления

Так как перед нами стоят конкретные задачи и путь исследования, каждая группа будет работать над своей частью плана исследования.  Эта работа поможет нам подтвердить или опровергнуть гипотезу. Ответ каждой группы поможет нам составить и  увидеть целостный образ героя. Я прошу вас заполнить карту урока ответами своей группы и ответами, которые будут даны другими группами. ВЫ РАБОТАЕТЕ В ТЕЧЕНИЕ 7 МИНУТ И ДЛЯ ОТВЕТА ВАМ ДАЕТСЯ 2 МИНУТЫ. ПРЕЗЕНТАЦИЯ    С. 10

1 группа 

Прочитайте предложенные цитаты, найдите ключевое слово, которое определяет образ героя, и сделайте вывод. Оформите его в виде схемы, используя одну из геометрических фигур, обоснуйте выбор формы и цвета, доказав выбор текстомЮ, дополните фигуру другими элементами.  Какие чувства вызвал Платон Каратаев у Пьера?

2 группа. Жизненные взгляды героя. 

Прочитайте фрагмент 1, выпишите выражения, пословицы, поговорки, которые говорят об отношении к жизни Платона Каратаева. Подумайте, почему в его речи так много пословиц и поговорок.  Как это характеризует Платона Каратаева?

Пословицы, крылатые выражения

Жизненные взгляды

3 группа. Нравственные законы жизни героя

Прочитайте фрагменты 2,3, сжато перескажите их содержание. Подумайте, какие нравственные законы можно увидеть в притчах Платона Каратаева. Почему Платон Каратаев говорит: «Думали горе, ан радость»? Предположите значение тихой улыбки во время рассказа истории о купце.

Притча

Нравственные законы

4 группа

4 группа. Поступки Платона Каратаева. 

Прочитайте фрагменты 4,5, сжато перескажите. Охарактеризуйте поступки Платона Каратаева. Сформулируйте и запишите принципы, которым следует герой.  Вывод оформите двумя-тремя  предложениями.

Совпал ли получившийся образ Платона Каратаева с тем, который вы прогнозировали в начале урока?  СЛАЙД 11

ПОТОМУ ЧТО человек  со своим, гуманистическим, виденьем мира, системой ценностей, осознающий себя частью целого, при этом оставаясь простым незаметным человеком, способен оказывать влияние на взгляды людей.

Какие выводы сделал Пьер после знакомства с Платоном Каратаевым? (принял философию Платона Каратаева, изменил свое отношение к жизни, пересмотрел свои убеждения, обрел свободу духа). СЛАЙД 12

Почему Пьер принял принципы Платона Каратаева?

Так какую роль играет Платон Каратаев в романе? С какой целью он введен в роман?

Итак, подведем итог работы всех групп. Сделайте вывод и запишите в таблицу. СЛАЙД 13

3 этап осмысления

Платон Каратаев был одним из любимых героев Л. Толстого. Писатель тщательно работал над этим образом. Как вы думаете, почему? Чтобы ответить на этот вопрос, обратимся к цитатам из дневника и писем Л.Толстого.

Мировоззрение Платона Каратаева

Какой знак = или ≠ вы бы поставили?

Мировоззрение Л.Толстого

Платон Каратаев добрый, любящий, заботливый, дружелюбный, жертвенный.

Платон Каратаев -  цельная натура, его принципы любви, жертвенности, непротивления злу насилием,  переходят в поступки.

Платон Каратаев отражает взгляды народа.

Сравните мировоззрение героя и автора и поставьте один из знаков. Почему именно этот?

В ДЕТСТВЕ Л. Толстой с братьями играли в «муравейных братьев», усаживаясь под кресла, завешанные платками; сидя все вместе в тесноте, они чувствовали, что им хорошо вместе «под одной крышей», потому что они любят друг друга. И они мечтали о «муравейном братстве» для всех людей. Уже старым человеком Толстой напишет: «Очень, очень хорошо это было, и я благодарю бога, что мог играть в это. Мы называли это игрой, а между тем все на свете игра, кроме этого». К мысли о всеобщем счастье и любви Л. Н. Толстой возвращался и в художественном творчестве, и в философских трактатах, и в публицистических статьях.

Во второй половине своей жизни он пришел к выводу, что он, как и большинство людей, жил жизнью, лишенной смысла – жил для себя. Все, что он ценил – удовольствия, слава, богатство,- подвержено тлену и забвению. Он отрекся от жизни своего круга, признав, что это не есть жизнь, а только подобие жизни. А для того чтобы понять жизнь, нужно понять жизнь простого русского народа.

Формулируют и записывают тему, проблему, цель и пр. Выдвигают гипотезу

!!!!!!!!!!!!!!!!

1 мин

1 мин

2 мин

Новый этап. Рефлексия.

- Подтвердилась ли гипотеза, выдвинутая нами в начале урока?

ПРЕЗЕНТАЦИЯ Слайд 16

Давайте обобщим сказанное на уроке. Автор не случайно вводит в ткань романа образ Платона Каратаева. Этот герой помогает Л.Толстому выразить авторскую концепцию смысла жизни, и справедливость этой концепции  доказана образом Пьера.

- Разделяете ли вы т.з. автора? В чем, по-вашему, смысл жизни человека? (ответ в одно – два слова).

Понимание смысла жизни может меняться на протяжении жизни.

Главное  - не потерять нравственных ориентиров.

- охарактеризуйте работу группы в карте самооценки.

- Я хочу сказать вам спасибо. Я благодарна вам за ваши горящие глаза, за содержательные, глубокие, интересные ответы. Мне было приятно работать с вами, слышать ваши мысли, вашу грамотную речь. Я сознательно не буду ставить вам сегодня оценки, потому что то, о чем мы говорили сегодня, намного значимее баллов за ответ. Мы узнали сегодня не только что-то новое, но и нашли или подтвердили те моральные принципы, которые помогут нам стать лучше и изменить мир вокруг себя. Мне  хочется вернуться к вам снова, чтобы продолжить начатый разговор.

ДЗ. Исходя из полученного на уроке опыта, вы можете провести свое исследование, ответив на вопрос : почему Пьер остается жить, а князь Андрей умирает?

Отвечают на вопросы, записывают свой ответ, высказываются.

Прием 6v на один вопрос дается 6 ответов (у меня 4.) Ответы не должны повторяться


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Война и мир»

Слайд 2

«Война и мир»

Слайд 3

«Война и мир» смысл жизни герой Платон Каратаев Автор

Слайд 4

«Война и мир»

Слайд 5

«Война и мир» смысл жизни Платон Каратаев Автор

Слайд 6

«Война и мир» Тема урока-исследования : Образ Платона Каратаева и авторская концепция смысла жизни.

Слайд 7

«Война и мир» Цель исследования: Выяснить, в чем видят смысл жизни Платон Каратаев и автор.

Слайд 8

«Война и мир» Проблема исследования : Является ли Платон Каратаев выразителем авторской концепции смысла жизни?

Слайд 9

«Война и мир» Гипотеза исследования: Если взгляды Платона Каратаева и автора совпадут, то Платон Каратаев является выразителем концепции смысла жизни Л. Толстого

Слайд 10

«Война и мир»

Слайд 11

«Война и мир» Качества характера : добрый, любящий, простой, заботливый, дружелюбный. Жизненные принципы: не твори зла, люби всех вокруг, терпи, не уходи от судьбы, не ищи счастья, живи по Божьим законам. Нравственные законы: закон жертвенности, закон любви, закон простоты, закон прощения, милосердия. Поступки героя: относится к врагу, как к человеку; не отвечает злом на зло; видит человеческую душу во враге; принимает смерть со смирением. Смысл жизни

Слайд 12

«Война и мир» Принял философию Платона Каратаева, изменил свое отношение к жизни, пересмотрел свои убеждения, обрел свободу духа.

Слайд 13

«Война и мир» Качества характера : добрый, любящий, простой, заботливый, дружелюбный. Жизненные взгляды: не твори зла, люби всех вокруг, терпи, не уходи от судьбы, не ищи счастья, живи по Божьим законам. Нравственные законы: закон жертвенности, закон любви, закон простоты, закон прощения, милосердия. Поступки героя: относится к врагу, как к человеку; не отвечает злом на зло; видит человеческую душу во враге; принимает смерть со смирением. Смысл жизни

Слайд 14

«Война и мир»

Слайд 16

«Война и мир» Гипотеза исследования: Если взгляды Платона Каратаева и автора совпадут, то Платон Каратаев является выразителем концепции смысла жизни Л. Толстого

Слайд 17

«Война и мир» В чем смысл жизни? …

Слайд 18

Ответьте на вопрос: Понравилась ли вам такая форма работы на уроке? Обоснуйте свой ответ.

Слайд 19

«Война и мир» Домашнее задание Исходя из полученного на уроке опыта, вы можете провести свое исследование, ответив на вопрос : почему Пьер остается жить, а князь Андрей умирает?



Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ КАРТА УРОКА

Тема урока-исследования:____________________________________________________________________________.

ЭТАП 1. Подумаем.

Задание 1

Выделите ключевые слова. Подумайте, что произошло с героем.

***

С той минуты, как Пьер увидал это страшное убийство, совершенное людьми, не хотевшими этого делать, в душе его как будто вдруг выдернута была та пружина, на которой все держалось и представлялось живым, и все завалилось в кучу бессмысленного сора. В нем, хотя он и не отдавал себе отчета, уничтожилась вера и в благоустройство мира, и в человеческую, и в свою душу, и в Бога... Он чувствовал, что возвратиться к вере в жизнь — не в его власти... (гл.12,ч.1, т.4)

Вывод______________________________________________________________________________________________.

***

Пьер долго не спал и с открытыми глазами лежал в темноте на своем месте... и чувствовал, что прежде разрушенный мир теперь с новой красотой, на каких-то новых и незыблемых основах, воздвигался в его душе. (гл.12,ч.1, т.4)

Вывод______________________________________________________________________________________________.

Задание 2.

Создайте духовный портрет человека, который способен повлиять на взгляды других людей. Каким должен быть этот человек?__________________________________________________________________________________.

ЭТАП 2. Сформулируем вместе.

Цель исследования:___________________________________________________________________________________.

Основной вопрос (проблема)исследования:______________________________________________________________.

Объект исследования:_________________________________________________________________________________.

Предмет  исследования:_______________________________________________________________________________.

Пути (план) исследования:_____________________________________________________________________________.

Гипотеза исследования: если взгляды________________________________________________________________,то_Платон  Кратаев___________________________________________________________________________________.

ЭТАП 3. Работа над образом Платона Каратаева.

Задание 3.

Работа в группах.

1 группа.Черты характера Платона Каратаева.

Прочитайте предложенные цитаты, найдите ключевое слово, которое определяет образ героя, и сделайте вывод.Оформите его в виде схемы, используя одну из геометрических фигур, обоснуйте выбор формы и цвета, доказав выбор текстом, дополните фигуру другими элементами. Какие чувства вызвал Платон Каратаев у Пьера?

Вывод______________________________________________________________________________________________.

2 группа. Жизненные принципы героя.

Прочитайте фрагмент 1, сжато перескажите, выпишите выражения, пословицы, поговорки, которые говорят об отношении к жизни Платона Каратаева. Подумайте, почему в его речи так много пословиц и поговорок. Как это характеризует Платона Каратаева?

Пословицы, крылатые выражения

Жизненные принципы

Вывод______________________________________________________________________________________________.

3 группа. Нравственные законы жизни героя

Прочитайте фрагменты 2,3, сжато перескажите их содержание. Подумайте, какие нравственные законы можно увидеть в притчах Платона Каратаева. Почему Платон Каратаев говорит: «Думали горе, ан радость»? Предположите значение тихой улыбки во время рассказа истории о купце.

Притча

Нравственные законы

Притча о семье

Притча о купце

Вывод ______________________________________________________________________________________________.

4 группа. Поступки Платона Каратаева.

Прочитайте фрагменты 4,5, сжато перескажите. Охарактеризуйте поступки Платона Каратаева. Сформулируйте и запишите принципы, которым следует герой.  Вывод оформите двумя-тремя  предложениями.______________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________.

Общий вывод по работе всех групп.Ответьте на вопросы.

Сопоставьте получившийся образ Платона Каратаева с тем образом, который вы создали в начале урока?

____________________________________________________________________________________________________.

Какие жизненные принципы Платона Каратаева принял Пьер и почему?_____________________________________________________________________________________________.

ЭТАП 4. Сопоставление.

Задание 4.

1. Закончите высказывание в первой части таблицы.

2. Прочитайте высказывания Л.Толстого, взятые  из дневников и писем писателя. Сформулируйте и запишите нравственные законы жизни, по которым он предлагает жить людям.

Мировоззрение Платона Каратаева

Какой знак (= или ≠) вы бы поставили?

Мировоззрение Л.Толстого

Платон Каратаев_____________________________

__________________________________________.

Платон Каратаев  - ________________ натура, его принципы______________________________________________________________________________переходят в________________________________.

Платон Каратаев отражает взгляды_____________.

ЭТАП 5. Подведение итогов урока.

Задание 5.

Обратитесь к гипотезе, сделайте вывод___________________________________________________________________.

Задание 6.

Ответьте на вопрос одним– двумя словами. В чем смысл жизни человека?____________________________________________________________________________________________.

ДЗ. Исходя из полученного на уроке опыта, вы можете провести свое исследование, ответив на вопрос : почему Пьер остается жить, а князь Андрей умирает?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы к урокам литературы, 10 класс, И.Гончаров "Очерк жизни и творчества писателя.",Роман "Обломов" в русской критике. "Золотое сердце" или "русская лень"?

1 работа: в центре презентации  - очерк жизни и творчества Гончарова.2 работа: в  презентации   сопоставлены  разные точки зрения на роман и образ главного героя. ...

Презентация к уроку литературы .11 класс."Е.Замятин.Роман"Мы"

Презентация содержит текстовой и фотографический материал к уроку литературы по творчеству Е.Замятина .Состоит из слайдов по биографии и слайдов по изучению романа "Мы"...

Разарботка урока по литературе 9 класса по роману НВ Гоголя "Мертвые души" "Хронотоп сада"

Разарботка урока по литературе в  9 классе "Хронотоп сада" по роману Н.В.Гоголя "Мертвые души". Применение командных технологий работы в группе. Подробный текстовый  языковой  анализ оп...

урок литературы "Искатель приключений в романе М.Твена"5 класс

урок внеклассного чтения , показаны разные варианты использования художественного текста на уроках внеклассного чтения и обобщение итогов урока с помощью таблицы...

Презентация к уроку литературы 11 класс по роману М.Булгакова "Мастер и Маргарита"

Презентация "Похождение Воланда и его свиты" поможет ярко представить портрет данных персонажей и раскроет цель их пребывания в Москве. Показана сущность Великого бала у сатаны.Презентация выполнена у...

Презентация к уроку литературы 6 класс по теме "Роман А.С.Пушкина "Дубровский""

В данной презентации вы найдете материал ко всем урокам по изучению романа А.С.Пушкина "Дубровский"(история создания романа, вопросы к изучаемым главам, иллюстрации, задания)....

Урок литературы 9 класс "М.Ю.Лермонтов "Герой нашего времени"- первый психологический роман в русской литературе. Сложность композиции".

Конспект урока может быть использован при изучении романа "Герой нашего времени" в 9 - 10 классах...