Урок литературы в 10 классе по роману Л.Н. Толстого "Война и мир"
план-конспект урока по литературе (10 класс)
Урок -исследование
Тема урока: Образ Платона Каратаева и авторская концепция смысла жизни.
Цель: Поиск ответа на вопрос о смысле жизни через образ Платона Каратаева.
Технология: ТРКМЧП.
Форма работы: групповая.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
конспект урока | 62 КБ |
презентация к уроку | 696.83 КБ |
рабочий лист урока для учащихся | 22.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Образ Платона Каратаева и авторская концепция смысла жизни.
Цель: Поиск ответа на вопрос о смысле жизни через образ Платона Каратаева.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Война и мир»
«Война и мир» смысл жизни герой Платон Каратаев Автор
«Война и мир»
«Война и мир» смысл жизни Платон Каратаев Автор
«Война и мир» Тема урока-исследования : Образ Платона Каратаева и авторская концепция смысла жизни.
«Война и мир» Цель исследования: Выяснить, в чем видят смысл жизни Платон Каратаев и автор.
«Война и мир» Проблема исследования : Является ли Платон Каратаев выразителем авторской концепции смысла жизни?
«Война и мир» Гипотеза исследования: Если взгляды Платона Каратаева и автора совпадут, то Платон Каратаев является выразителем концепции смысла жизни Л. Толстого
«Война и мир»
«Война и мир» Качества характера : добрый, любящий, простой, заботливый, дружелюбный. Жизненные принципы: не твори зла, люби всех вокруг, терпи, не уходи от судьбы, не ищи счастья, живи по Божьим законам. Нравственные законы: закон жертвенности, закон любви, закон простоты, закон прощения, милосердия. Поступки героя: относится к врагу, как к человеку; не отвечает злом на зло; видит человеческую душу во враге; принимает смерть со смирением. Смысл жизни
«Война и мир» Принял философию Платона Каратаева, изменил свое отношение к жизни, пересмотрел свои убеждения, обрел свободу духа.
«Война и мир» Качества характера : добрый, любящий, простой, заботливый, дружелюбный. Жизненные взгляды: не твори зла, люби всех вокруг, терпи, не уходи от судьбы, не ищи счастья, живи по Божьим законам. Нравственные законы: закон жертвенности, закон любви, закон простоты, закон прощения, милосердия. Поступки героя: относится к врагу, как к человеку; не отвечает злом на зло; видит человеческую душу во враге; принимает смерть со смирением. Смысл жизни
«Война и мир»
«Война и мир» Гипотеза исследования: Если взгляды Платона Каратаева и автора совпадут, то Платон Каратаев является выразителем концепции смысла жизни Л. Толстого
«Война и мир» В чем смысл жизни? …
Ответьте на вопрос: Понравилась ли вам такая форма работы на уроке? Обоснуйте свой ответ.
«Война и мир» Домашнее задание Исходя из полученного на уроке опыта, вы можете провести свое исследование, ответив на вопрос : почему Пьер остается жить, а князь Андрей умирает?
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ КАРТА УРОКА
Тема урока-исследования:____________________________________________________________________________.
ЭТАП 1. Подумаем.
Задание 1
Выделите ключевые слова. Подумайте, что произошло с героем.
***
С той минуты, как Пьер увидал это страшное убийство, совершенное людьми, не хотевшими этого делать, в душе его как будто вдруг выдернута была та пружина, на которой все держалось и представлялось живым, и все завалилось в кучу бессмысленного сора. В нем, хотя он и не отдавал себе отчета, уничтожилась вера и в благоустройство мира, и в человеческую, и в свою душу, и в Бога... Он чувствовал, что возвратиться к вере в жизнь — не в его власти... (гл.12,ч.1, т.4)
Вывод______________________________________________________________________________________________.
***
Пьер долго не спал и с открытыми глазами лежал в темноте на своем месте... и чувствовал, что прежде разрушенный мир теперь с новой красотой, на каких-то новых и незыблемых основах, воздвигался в его душе. (гл.12,ч.1, т.4)
Вывод______________________________________________________________________________________________.
Задание 2.
Создайте духовный портрет человека, который способен повлиять на взгляды других людей. Каким должен быть этот человек?__________________________________________________________________________________.
ЭТАП 2. Сформулируем вместе.
Цель исследования:___________________________________________________________________________________.
Основной вопрос (проблема)исследования:______________________________________________________________.
Объект исследования:_________________________________________________________________________________.
Предмет исследования:_______________________________________________________________________________.
Пути (план) исследования:_____________________________________________________________________________.
Гипотеза исследования: если взгляды________________________________________________________________,то_Платон Кратаев___________________________________________________________________________________.
ЭТАП 3. Работа над образом Платона Каратаева.
Задание 3.
Работа в группах.
1 группа.Черты характера Платона Каратаева.
Прочитайте предложенные цитаты, найдите ключевое слово, которое определяет образ героя, и сделайте вывод.Оформите его в виде схемы, используя одну из геометрических фигур, обоснуйте выбор формы и цвета, доказав выбор текстом, дополните фигуру другими элементами. Какие чувства вызвал Платон Каратаев у Пьера?
Вывод______________________________________________________________________________________________.
2 группа. Жизненные принципы героя.
Прочитайте фрагмент 1, сжато перескажите, выпишите выражения, пословицы, поговорки, которые говорят об отношении к жизни Платона Каратаева. Подумайте, почему в его речи так много пословиц и поговорок. Как это характеризует Платона Каратаева?
Пословицы, крылатые выражения | Жизненные принципы |
Вывод______________________________________________________________________________________________.
3 группа. Нравственные законы жизни героя
Прочитайте фрагменты 2,3, сжато перескажите их содержание. Подумайте, какие нравственные законы можно увидеть в притчах Платона Каратаева. Почему Платон Каратаев говорит: «Думали горе, ан радость»? Предположите значение тихой улыбки во время рассказа истории о купце.
Притча | Нравственные законы |
Притча о семье | |
Притча о купце |
Вывод ______________________________________________________________________________________________.
4 группа. Поступки Платона Каратаева.
Прочитайте фрагменты 4,5, сжато перескажите. Охарактеризуйте поступки Платона Каратаева. Сформулируйте и запишите принципы, которым следует герой. Вывод оформите двумя-тремя предложениями.______________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________.
Общий вывод по работе всех групп.Ответьте на вопросы.
Сопоставьте получившийся образ Платона Каратаева с тем образом, который вы создали в начале урока?
____________________________________________________________________________________________________.
Какие жизненные принципы Платона Каратаева принял Пьер и почему?_____________________________________________________________________________________________.
ЭТАП 4. Сопоставление.
Задание 4.
1. Закончите высказывание в первой части таблицы.
2. Прочитайте высказывания Л.Толстого, взятые из дневников и писем писателя. Сформулируйте и запишите нравственные законы жизни, по которым он предлагает жить людям.
Мировоззрение Платона Каратаева | Какой знак (= или ≠) вы бы поставили? | Мировоззрение Л.Толстого |
Платон Каратаев_____________________________ __________________________________________. Платон Каратаев - ________________ натура, его принципы______________________________________________________________________________переходят в________________________________. Платон Каратаев отражает взгляды_____________. |
ЭТАП 5. Подведение итогов урока.
Задание 5.
Обратитесь к гипотезе, сделайте вывод___________________________________________________________________.
Задание 6.
Ответьте на вопрос одним– двумя словами. В чем смысл жизни человека?____________________________________________________________________________________________.
ДЗ. Исходя из полученного на уроке опыта, вы можете провести свое исследование, ответив на вопрос : почему Пьер остается жить, а князь Андрей умирает?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Материалы к урокам литературы, 10 класс, И.Гончаров "Очерк жизни и творчества писателя.",Роман "Обломов" в русской критике. "Золотое сердце" или "русская лень"?
1 работа: в центре презентации - очерк жизни и творчества Гончарова.2 работа: в презентации сопоставлены разные точки зрения на роман и образ главного героя. ...
Презентация к уроку литературы .11 класс."Е.Замятин.Роман"Мы"
Презентация содержит текстовой и фотографический материал к уроку литературы по творчеству Е.Замятина .Состоит из слайдов по биографии и слайдов по изучению романа "Мы"...
Разарботка урока по литературе 9 класса по роману НВ Гоголя "Мертвые души" "Хронотоп сада"
Разарботка урока по литературе в 9 классе "Хронотоп сада" по роману Н.В.Гоголя "Мертвые души". Применение командных технологий работы в группе. Подробный текстовый языковой анализ оп...
урок литературы "Искатель приключений в романе М.Твена"5 класс
урок внеклассного чтения , показаны разные варианты использования художественного текста на уроках внеклассного чтения и обобщение итогов урока с помощью таблицы...
Презентация к уроку литературы 11 класс по роману М.Булгакова "Мастер и Маргарита"
Презентация "Похождение Воланда и его свиты" поможет ярко представить портрет данных персонажей и раскроет цель их пребывания в Москве. Показана сущность Великого бала у сатаны.Презентация выполнена у...
Презентация к уроку литературы 6 класс по теме "Роман А.С.Пушкина "Дубровский""
В данной презентации вы найдете материал ко всем урокам по изучению романа А.С.Пушкина "Дубровский"(история создания романа, вопросы к изучаемым главам, иллюстрации, задания)....
Урок литературы 9 класс "М.Ю.Лермонтов "Герой нашего времени"- первый психологический роман в русской литературе. Сложность композиции".
Конспект урока может быть использован при изучении романа "Герой нашего времени" в 9 - 10 классах...
- Мне нравится (1)