Конспект урока литературы в 10 классе по роману Л. Н. Толстого "Война и мир". "Анализ эпизода "Вечер в салоне А. П. Шерер"
план-конспект урока по литературе (10 класс)

Валентина Александровна Андреева

На уроке литературы в 10 классе по теме  "Вечер в салоне А. П. Шерер" анализируется эпизод с использованием стратегии технологии развития критического мышления "Фишбон"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_literatury_v_10_klasse.docx25.59 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературы в 10 классе

Тема: Анализ эпизода  «Вечер в салоне Анны Павловны Шерер»

Цель: проанализировать эпизод романа, определить отношение автора романа к нормам жизни высшего света и каким образом он это выражает.

Задачи: 

  1. Выяснить, с какой целью петербургская знать собиралась в столичных салонах.
  2. Поразмышлять о значении французской и русской речи в романе.
  3. Учить работать с художественной деталью, посредством которой автор  характеризует своего героя.
  4. Определить художественные приемы, с помощью которых Толстой  выражает свое отрицательное отношение к героям.

Ход урока

  1. Оргмомент. (3 мин.) Запись темы урока и определение цели.

 - Ребята, сегодня у нас первый  урок,  с которого начинается детальное изучение великого романа Л. Н. Толстого «Война и мир». Как вы думаете, существует ли связь между романом «Война и мир» и рыбьей костью? Не знаете? Интересно узнать?

- Как по-английски  «рыба»? (фиш), а кость? (бон). Стратегия фишбон

 ( в переводе с английского «рыбья кость») будет помогать нам анализировать эпизод из романа «Война и мир».

- Прежде чем я объясню вам суть данной стратегии, давайте выясним, что такое салон? (сообщение ученика) Какое место в обществе занимала Анна Павловна Шерер? Кто такая фрейлина? (ответ ученика).

- Итак, в салоне собирался высший свет, в салонах складывалось общественное мнение.

  1. Стратегия «Фишбон». Работа в группах. (5-7 мин.)

Голова – С какой целью собрались гости в салон?

Верхние кости – цели, причины;

Нижние кости – факты, примеры

Хвост – ответ на вопрос, выводы.

Все приходят сюда ради своей выгоды.

3. - Какими качествами обладают все эти люди? Запишите их. Подтвердите текстом. Поработайте в группах.

Работа с таблицей. (10 мин.) Зачитывают ответы (5 мин.)

Фальшь, лицемерие, глупость, равнодушие, пустота, эгоизм, карьеризм, корыстолюбие, неестественность.

4- Все ли герои вписываются в круг этих людей? Почему?

  1.      -Как автор относится  к этим людям? Как вы это поняли? Толстой использует метод «срывания всех и всяческих масок», психологический портрет героев

6. - О чем говорят гости? Что из истории вам известно о Наполеоне? (сообщение)3 мин.

- Почему возникают  о нем споры? Кто не согласен с общим мнением?

7. - Когда ребята начинают читать роман у них всегда возникает вопрос: почему Толстой приводит речь гостей на французском языке? Ваше мнение. (Вспомните Грибоедова)

8. С чем сравнивает Толстой вечер у Анны Павловны? ( с прядильной мастерской. С прядильной машиной) Почему?

Отсутствие живой и естественной мысли. Речи, жесты, поступки определяются условными    правилами светского поведения. Каждый играет свою роль.

9. Как вы думаете, какую роль играет данный эпизод в романе?

Данный эпизод играет большую роль во всем произведении, ведь именно отсюда начинают завязываться сюжетные линии и намечаются основные проблемы произведения.

10. Итак, подведем итоги. 

- Что позволила нам выяснить стратегия «Фишбон»?

-Отношение автора к гостям Анны Шерер? Ко всем одинаковое? (Общество неоднородное: есть люди, прогрессивно мыслящие)

-Какие приемы использует писатель, чтобы показать свое отношение?

- Роль этого эпизода в романе.

11. Оцените свою работу на уроке по степени активности и правильности ответов. С помощью цветных чешуек.

12. Домашнее задание. Эпизод «Салон А. П. Шерер», по словам

 Л. Н. Толстого,  по контрасту сцеплен с эпизодом «Именины у Ростовых». Почему? Перечитать гл. 7-11, 14-17, читать гл. 5-6.

C:\Users\Пользователь\Desktop\фишбо.png

Персонажи

Качества характера

Отношение автора

Анна Павловна Шерер

Князь Василий Курагин

Ипполит Курагин

Элен Курагина

Анна Михайловна Друбецкая

Лиза Болконская

Аббат Морио

Виконт Мортемар

Андрей Болконский

Пьер Безухов

Слова для справок • легкомысленный • лживый  • лицемерный • ленивый  • льстивый• корыстный • кокетливый • амбициозный  • апатичный • безвольный • бездарный • бездумный • бездуховный • безразличный • безрассудный  •бескорыстный • благожелательный • благоразумный • благородный • благочестивый • властный • властолюбивый   • впечатлительный  • вульгарный • выдержанный  • высокомерный• глупый • гордый • дальновидный • деловой • двуличный  • добродушный • доброжелательный • добросердечный • добросовестный • добрый • доверчивый • естественный• искренний• кичливый • коварный  • кокетливый   • корыстный • наивный • наигранный • наглый  • надменный • обаятельный  • обходительный  • ограниченный • остроумный • отважный  • отзывчивый • откровенный • открытый• показной • пошлый• прямой • прямодушный 
• равнодушный • радушный  • расчетливый • самовлюблённый  • самодовольный  • самокритичный •самонадеянный  • себялюбивый • скептичный  • скрытный • скучный • тщеславный• угодливый  • умный•  фальшивый
• хитрый• эгоистичный









По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока литературы "Проблема счастья в романе Л.Н.Толстого "Война и мир"

В методической разработке предусмотрен отбор литературного материала, помогающего раскрытию данной темы, предлагается логическое его построение и характер беседы с учащимися....

Презентация к уроку литературы 11 класс по роману М.Булгакова "Мастер и Маргарита"

Презентация "Похождение Воланда и его свиты" поможет ярко представить портрет данных персонажей и раскроет цель их пребывания в Москве. Показана сущность Великого бала у сатаны.Презентация выполнена у...

Конспект урока литературы 6 класс "Анализ стихотворения А.С.Пушкина "Зимнее Утро""

В материале содержится конспект урока литературы 6 класс ,включающий анализ стихотворения АюС.Пушкина "Зимнее утро"...

"Анализ стихотворения Ф.И. Тютчева «Тени сизые смесились…» (конспект урока литературы, 10 класс)

Представленная работа - конспект урока по предмету «Литература» для обучающихся 10 класса вечерней школы при исправительной колонии. Для организации познавательной деятельности использован ассоциативн...

План-конспект урока литературы (11 класс) по теме "Роман М.А.Шолохова "Тихий Дон". Семья как хранилище нравственности"

Цели урока: размышление над вечными проблемами добра и зла, духовного и душевного здоровья семьи и нации; развивать умение анализировать текст, выделять в нём главное, сравнивать, сопоставлять;  ...

Конспект урока литературы в классе "Образ Пугачёва в романе А.С.Пушкина "Капитанская дочка"" с презентацией

Урок литературы в  8 классе по теме "Образ Пугачёва в романе А.С.Пушкина "Капитанская дочка"" преследует следующую цель:понять авторскую позицию по отношению к Пугачёву, рассмотреть качества...