Конспект урока литературы в 10 классе по роману Л. Н. Толстого "Война и мир". "Анализ эпизода "Вечер в салоне А. П. Шерер"
план-конспект урока по литературе (10 класс)
На уроке литературы в 10 классе по теме "Вечер в салоне А. П. Шерер" анализируется эпизод с использованием стратегии технологии развития критического мышления "Фишбон"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_literatury_v_10_klasse.docx | 25.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок литературы в 10 классе
Тема: Анализ эпизода «Вечер в салоне Анны Павловны Шерер»
Цель: проанализировать эпизод романа, определить отношение автора романа к нормам жизни высшего света и каким образом он это выражает.
Задачи:
- Выяснить, с какой целью петербургская знать собиралась в столичных салонах.
- Поразмышлять о значении французской и русской речи в романе.
- Учить работать с художественной деталью, посредством которой автор характеризует своего героя.
- Определить художественные приемы, с помощью которых Толстой выражает свое отрицательное отношение к героям.
Ход урока
- Оргмомент. (3 мин.) Запись темы урока и определение цели.
- Ребята, сегодня у нас первый урок, с которого начинается детальное изучение великого романа Л. Н. Толстого «Война и мир». Как вы думаете, существует ли связь между романом «Война и мир» и рыбьей костью? Не знаете? Интересно узнать?
- Как по-английски «рыба»? (фиш), а кость? (бон). Стратегия фишбон
( в переводе с английского «рыбья кость») будет помогать нам анализировать эпизод из романа «Война и мир».
- Прежде чем я объясню вам суть данной стратегии, давайте выясним, что такое салон? (сообщение ученика) Какое место в обществе занимала Анна Павловна Шерер? Кто такая фрейлина? (ответ ученика).
- Итак, в салоне собирался высший свет, в салонах складывалось общественное мнение.
- Стратегия «Фишбон». Работа в группах. (5-7 мин.)
Голова – С какой целью собрались гости в салон?
Верхние кости – цели, причины;
Нижние кости – факты, примеры
Хвост – ответ на вопрос, выводы.
Все приходят сюда ради своей выгоды.
3. - Какими качествами обладают все эти люди? Запишите их. Подтвердите текстом. Поработайте в группах.
Работа с таблицей. (10 мин.) Зачитывают ответы (5 мин.)
Фальшь, лицемерие, глупость, равнодушие, пустота, эгоизм, карьеризм, корыстолюбие, неестественность.
4- Все ли герои вписываются в круг этих людей? Почему?
- -Как автор относится к этим людям? Как вы это поняли? Толстой использует метод «срывания всех и всяческих масок», психологический портрет героев
6. - О чем говорят гости? Что из истории вам известно о Наполеоне? (сообщение)3 мин.
- Почему возникают о нем споры? Кто не согласен с общим мнением?
7. - Когда ребята начинают читать роман у них всегда возникает вопрос: почему Толстой приводит речь гостей на французском языке? Ваше мнение. (Вспомните Грибоедова)
8. С чем сравнивает Толстой вечер у Анны Павловны? ( с прядильной мастерской. С прядильной машиной) Почему?
Отсутствие живой и естественной мысли. Речи, жесты, поступки определяются условными правилами светского поведения. Каждый играет свою роль.
9. Как вы думаете, какую роль играет данный эпизод в романе?
Данный эпизод играет большую роль во всем произведении, ведь именно отсюда начинают завязываться сюжетные линии и намечаются основные проблемы произведения.
10. Итак, подведем итоги.
- Что позволила нам выяснить стратегия «Фишбон»?
-Отношение автора к гостям Анны Шерер? Ко всем одинаковое? (Общество неоднородное: есть люди, прогрессивно мыслящие)
-Какие приемы использует писатель, чтобы показать свое отношение?
- Роль этого эпизода в романе.
11. Оцените свою работу на уроке по степени активности и правильности ответов. С помощью цветных чешуек.
12. Домашнее задание. Эпизод «Салон А. П. Шерер», по словам
Л. Н. Толстого, по контрасту сцеплен с эпизодом «Именины у Ростовых». Почему? Перечитать гл. 7-11, 14-17, читать гл. 5-6.
Персонажи | Качества характера | Отношение автора |
Анна Павловна Шерер | ||
Князь Василий Курагин | ||
Ипполит Курагин | ||
Элен Курагина | ||
Анна Михайловна Друбецкая | ||
Лиза Болконская | ||
Аббат Морио | ||
Виконт Мортемар | ||
Андрей Болконский | ||
Пьер Безухов |
Слова для справок • легкомысленный • лживый • лицемерный • ленивый • льстивый• корыстный • кокетливый • амбициозный • апатичный • безвольный • бездарный • бездумный • бездуховный • безразличный • безрассудный •бескорыстный • благожелательный • благоразумный • благородный • благочестивый • властный • властолюбивый • впечатлительный • вульгарный • выдержанный • высокомерный• глупый • гордый • дальновидный • деловой • двуличный • добродушный • доброжелательный • добросердечный • добросовестный • добрый • доверчивый • естественный• искренний• кичливый • коварный • кокетливый • корыстный • наивный • наигранный • наглый • надменный • обаятельный • обходительный • ограниченный • остроумный • отважный • отзывчивый • откровенный • открытый• показной • пошлый• прямой • прямодушный
• равнодушный • радушный • расчетливый • самовлюблённый • самодовольный • самокритичный •самонадеянный • себялюбивый • скептичный • скрытный • скучный • тщеславный• угодливый • умный• фальшивый
• хитрый• эгоистичный
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока литературы "Проблема счастья в романе Л.Н.Толстого "Война и мир"
В методической разработке предусмотрен отбор литературного материала, помогающего раскрытию данной темы, предлагается логическое его построение и характер беседы с учащимися....
Презентация к уроку литературы 11 класс по роману М.Булгакова "Мастер и Маргарита"
Презентация "Похождение Воланда и его свиты" поможет ярко представить портрет данных персонажей и раскроет цель их пребывания в Москве. Показана сущность Великого бала у сатаны.Презентация выполнена у...
Конспект урока литературы 6 класс "Анализ стихотворения А.С.Пушкина "Зимнее Утро""
В материале содержится конспект урока литературы 6 класс ,включающий анализ стихотворения АюС.Пушкина "Зимнее утро"...
"Анализ стихотворения Ф.И. Тютчева «Тени сизые смесились…» (конспект урока литературы, 10 класс)
Представленная работа - конспект урока по предмету «Литература» для обучающихся 10 класса вечерней школы при исправительной колонии. Для организации познавательной деятельности использован ассоциативн...
План-конспект урока литературы (11 класс) по теме "Роман М.А.Шолохова "Тихий Дон". Семья как хранилище нравственности"
Цели урока: размышление над вечными проблемами добра и зла, духовного и душевного здоровья семьи и нации; развивать умение анализировать текст, выделять в нём главное, сравнивать, сопоставлять; ...
Конспект урока литературы в классе "Образ Пугачёва в романе А.С.Пушкина "Капитанская дочка"" с презентацией
Урок литературы в 8 классе по теме "Образ Пугачёва в романе А.С.Пушкина "Капитанская дочка"" преследует следующую цель:понять авторскую позицию по отношению к Пугачёву, рассмотреть качества...
конспект урока литературы"Тема любви в романе М.А.Булгакова"Мастер и Маргарита"
конспект урока литературы с использованием ИКТ...