Урок литературы в 10 классе по роману Л. Н. Толстого "Война и мир".
план-конспект урока по литературе (10 класс) по теме
Конспект урока по роману Л. Н. Толстого "Война и мир". Рассматривается темы: "Быт поместного дворянства"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект урока литературы в 10 классе | 58.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Семья – нравственная основа жизни человека. Быт поместного дворянства в романе Л. Н. Толстого «Война и мир».
Цель урока:
Развивающая: формирование умений вести учебный диалог, сравнивать, сопоставлять полученные данные, характеризовать героев через их речь, портрет.
Обучающая: формирование навыков работы с художественным текстом с целью постижения особенностей психологического портрета персонажей, закрепление навыков анализа эпизода.
Воспитательная: Формировать устойчивые нравственные и морально – этические нормы взаимоотношений в семье и учить детей следовать им в повседневной жизни.
Оборудование:
- Мультимедийный комплекс.
- Текст романа «Война и мир»
- Вспомогательные таблицы.
Форма урока: круглый стол.
Ход урока.
«Что нужно для семьи?
Тихая семейная жизнь
с возможностью
делать добро людям».
Л. Н. Толстой.
План урока.
- Вступительное слово учителя.
- Составление кластера. Мозговой штурм. Семья – это…
- Рассказ о семье Л. Н. Толстого.
- Историческая справка (сообщение ученика).
- Анализ эпизодов. Заполнение таблицы.
- Итоги урока.
Вступительное слово учителя.
Каждый человек в жизни стремится найти своё счастье, и каждый понимает счастье по-своему. Для одних счастье – это любимая работа, для других – богатство. Но, пожалуй, любому человеку хотелось бы иметь крепкую семью, любящих родителей и детей. И если всё это есть, человек ощущает себя счастливым.
Составление кластера «Семья – это….»
Запишем тему урока: Семья – нравственная основа жизни человека. Быт поместного дворянства в романе Л. Н. Толстого «Война и мир».
Цель урока:
- Проанализировать эпизоды романа «Война и мир», рассказывающие о жизни поместного дворянства.
- Сформировать своё представление о счастливой семейной жизни.
Знакомство с планом урока. В течение урока обучающие заполняют таблицу.
Эпизод | Вывод | ||
Историческая справка | |||
Рассказ о семье писателя | |||
Речь | Портрет | ||
«Охота Ростовых» | |||
«Пляска Наташи» |
Рассказ о семье писателя. (Сообщение ученика).
О своем детстве Лев Николаевич Толстой вспоминает как о чем – то особенно светлом, прекрасном, гармоничном. «Если бы мне дали выбирать: населить землю такими святыми, как я только могу вообразить себе, но только, чтобы не было детей, или такими людьми, как теперь, но с постоянно прибывающими детьми, я выбрал бы последнее», – так записал Л.Н.Толстой в своем дневнике. Таким, населенным детьми, был его дом».
Созидала, берегла этот дом, «стояла на страже» его Софья Андреевна Толстая. Хозяйка большого дома и усадьбы, мать пятнадцати детей, неумолимая помощница в литературных делах мужа, Софья Андреевна по праву могла считаться истинной хранительницей очага толстовского дома. Дети знали, что для них делает мама: она следит за едой, шьет им рубашки, штопает чулки, «мастерит» куколок или составляет гербарий, она и ругает, если промочены сапоги по утренней росе.
Но ребятам не было известно, что по ночам она часто просиживает по три – четыре часа над рукописями отца, что она много раз переписывала своей рукой главы «Войны и мира» и других произведений.
Дети были уверены, что мама не может уставать или быть не в духе. Ведь она жила для Сережи, для Тани, для Илюши, для Леши, для всех их братьев и сестер.
Только позднее, став взрослыми, они поняли, какая это была удивительно самоотверженная женщина, мать и жена.
А вот как вспоминал один из сыновей Льва Николаевича – Сергей Львович – о своем отце: «В детстве у нас было совсем особенное отношение к отцу. Для нас его суждения были беспрекословны, его советы были обязательны. Я плохо выдерживал взгляд его пытливых небольших стальных глаз, а когда он меня спрашивал о чем-нибудь…, я не мог солгать. Мы всегда чувствовали его любовь к нам, хотя у Толстого – отца не было привычных ласк. Он не баловал детей ни поцелуями, ни подарками, ни излишне ласковыми словами. И тем не менее дети всегда ощущали его любовь!»
Сергей Львович писал: «В детстве наше первое удовольствие состояло в том, чтобы отец занимался нами, чтобы он взял нас с собой на прогулку, по хозяйству, на охоту или в какую-нибудь поездку, чтобы он нам что-нибудь рассказал, делал с нами гимнастику. Отец никогда не наказывал: никогда не бил, не ставил в угол, и уж крайне редко он раздражался. Он поправлял, делал замечания, намекал на недостатки, шуткой давал понять, что поведение за столом не ахти какое и заодно рассказывал такой случай или анекдот, который содержал соответствующий намек. Он мог так пристально посмотреть в глаза, что взгляд этот действовал сильнее любого приказания. Наказание же выражалось обычно в «немилости»: не обращает внимания, не возьмет с собой на прогулку».
В семье была прочная традиция читать вслух. Отбору книг для чтения Лев Николаевич придавал огромное значение. Он советовал не спешить читать шедевры классики, считая, что, повзрослев, они лучше смогут прочувствовать их. Поэтому Пушкина, Лермонтова, Гоголя дети читали довольно поздно. Отец предлагал для чтения то, что любил сам.
Обратимся к эпиграфу урока.
Вопрос: Как вы понимаете высказывание Л. Н. Толстого?
Чтобы понять, каковы были устои жизни дворянства в 19 веке познакомимся с исторической справкой.
Историческая справка о жизни поместного дворянства.
Социально - психологическая основа семейных отношений, сформировавшаяся в России к 19 веку (христианская модель семьи), опиралась на власть мужчины над домочадцами, которые обязаны были ему подчиняться. Взаимоотношения супругов в христианском браке предполагали четкое осознание каждым членом семьи своего места. Муж как глава семьи был обязан нести груз ответственности за семью, жена смиренно занимала второе место. Ей предписывалось заниматься рукоделием, домашней работой, а также воспитанием и обучением детей. Мать и дитя были несколько обособлены, предоставлены самим себе, но вместе с тем ощущали незримую и грозную власть отца. "Воспитывай дитя в запретах", "любя сына, увеличивай ему раны" - как основа детско-родительских отношений того времени. Главные обязанности детей - абсолютное послушание, любовь к родителям, забота о них в старости.
К семейным удовольствиям относятся: уют в доме, вкусная пища, почет и уважение со стороны соседей; осуждаются блуд, сквернословие, гнев. Осуждение людей значимых, уважаемых считалось страшным наказанием для семьи. Зависимость от людского мнения - основная черта национального характера семейных отношений на Руси. Социальному окружению нужно было демонстрировать семейное благополучие и строжайше запрещалось разглашать семейные тайны, т.е существовало два мира - для себя и для людей.
В романе Толстой рассказывает о разных семьях - это и хранящая аристократические традиции семья князей Болконских; и представители московского дворянства Ростовы; лишенная взаимного уважения, душевности и связей семья Курагиных; семья Бергов, которая начинает свое существование с закладки "материального фундамента". А в эпилоге романа Толстой представляет на суд читателей две новые семьи - Пьер и Наташа, Николай и Марья, - по мнению автора, именно такой должна быть семья, основанная на искренних и глубоких чувствах.
Вопрос: Обратимся к семье Ростовых. Насколько эта семья живёт в соответствии с правилами своего времени?
Вспомним историю семьи Ростовых. ( Рассказ ведется от первого лица)
Отрадное – родовое имение Ростовых.
- Анализ эпизода «Сцена охоты». ( т.2, ч. 4, гл. 4-6).
«Сцена охоты потому дана так серьезно, что в романе, где изображаются громкие события истории и много философских рассуждений, она одинаково важна».
(С. Бочаров. Роман «Война и мир». 1978)
Описывая в эпизоде охоты радостный и восторженный визг Наташи, Толстой замечает: «И визг этот был так странен, что она должна бы была стыдиться этого дикого визга и все бы должны были удивляться ему, ежели бы это было в другое время»
- Почему же время охоты – особое время?
- В чем его особенность?
- В чем состояние человека на охоте отличается от повседневного?
- Что нового мы узнаем о Наташе, и в чем она остается той Наташей, которую мы знали до этого.
Заполняем таблицу. Зачитываем выводы.
2. Анализ эпизода «Пляска Наташи». (т. 2 , ч. 4, гл. 7)
- Как чувствуют себя молодые Ростовы у дядюшки? Почему Наташа, возвращаясь от дядюшки, говорит: «Я знаю, что никогда я уж не буду так счастлива, спокойна, как теперь»?
- Какое свойство Наташи проявилось в ее танце?
- В чем эта сцена связана с эпизодом охоты?
Заполняем таблицу. Зачитываем выводы.
Рефлексия. Ранжирование.
Заключительное слово учителя.
Каждая семья – это большой сложный мир, в котором свои традиции, отношения и привычки, даже свой взгляд на воспитание детей. Говорят, что дети – эхо своих родителей. Однако чтобы это эхо звучало не только в силу естественной привязанности, но и главным образом в силу убежденности, необходимо, чтобы в доме, в семейном кругу укреплялись обычаи, порядки, правила жизни, переступить которые нельзя не из страха перед наказаниями, а из уважения к устоям семьи, к ее традициям.
Делайте все, чтобы детство, будущее ваших детей были прекрасными, чтобы семья была крепкой, дружной, семейные традиции хранились и передавались из поколения в поколение. Я желаю счастья в семье, в той, в которой вы живете сегодня, которую сами создадите завтра. Пусть под крышей вашего дома всегда царят взаимопомощь и взаимопонимание, пусть жизнь ваша будет богата и духовно, и материально.
Домашнее задание:
1) написать эссе «Я хотел бы жить в семье 19 века»;
2) сравнить современную семью с семьёй 19 века.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Материалы к урокам литературы, 10 класс, И.Гончаров "Очерк жизни и творчества писателя.",Роман "Обломов" в русской критике. "Золотое сердце" или "русская лень"?
1 работа: в центре презентации - очерк жизни и творчества Гончарова.2 работа: в презентации сопоставлены разные точки зрения на роман и образ главного героя. ...
Презентация к уроку литературы .11 класс."Е.Замятин.Роман"Мы"
Презентация содержит текстовой и фотографический материал к уроку литературы по творчеству Е.Замятина .Состоит из слайдов по биографии и слайдов по изучению романа "Мы"...
Разарботка урока по литературе 9 класса по роману НВ Гоголя "Мертвые души" "Хронотоп сада"
Разарботка урока по литературе в 9 классе "Хронотоп сада" по роману Н.В.Гоголя "Мертвые души". Применение командных технологий работы в группе. Подробный текстовый языковой анализ оп...
урок литературы "Искатель приключений в романе М.Твена"5 класс
урок внеклассного чтения , показаны разные варианты использования художественного текста на уроках внеклассного чтения и обобщение итогов урока с помощью таблицы...
Презентация к уроку литературы 11 класс по роману М.Булгакова "Мастер и Маргарита"
Презентация "Похождение Воланда и его свиты" поможет ярко представить портрет данных персонажей и раскроет цель их пребывания в Москве. Показана сущность Великого бала у сатаны.Презентация выполнена у...
Презентация к уроку литературы 6 класс по теме "Роман А.С.Пушкина "Дубровский""
В данной презентации вы найдете материал ко всем урокам по изучению романа А.С.Пушкина "Дубровский"(история создания романа, вопросы к изучаемым главам, иллюстрации, задания)....
Урок литературы 9 класс "М.Ю.Лермонтов "Герой нашего времени"- первый психологический роман в русской литературе. Сложность композиции".
Конспект урока может быть использован при изучении романа "Герой нашего времени" в 9 - 10 классах...