Методическая разработка урока внеклассного чтения в 8 классе по теме "...грехи, за которые наказала Земля наша" (по повести А .И .Приставкина "Ночевала тучка золотая")
план-конспект урока по литературе (8 класс) на тему
Представлены три урока внеклассного чтения в 8 классе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_vneklassnogo_chteniya_v_8_klasse.docx | 21.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок внеклассного чтения в 8 классе
Учитель Стебенева Татьяна Николаевна
Тема урока: «…грехи, за которые наказала Земля наша» (по повести А.И.Приставкина «Ночевала тучка золотая»)
Цели:
1.Знакомство с жизнью Приставкина. Сравнение его жизни с жизнью Кольки – героя его повести.
2.Развитие навыков аналитического чтения.
3.Обучение выразительному чтению и выборочному пересказу.
4.Обучение характеристике героя.
5.Знакомство с историей страны через художественную книгу.
6.Работа со словарем.
7.Развитие компьютерной грамотности (создание презентации).
8. Умение работать в группе.
Оборудование: интерактивная доска, компьютер, презентация, созданная учащимися, фрагменты из одноименного фильма, тексты, тетради
Примечание: за три недели до начала урока учащимся предлагается прочитать книгу, ответить письменно на вопросы и сдать учителю на проверку. Учитель проверяет, оценивает и возвращает работы.
Вопросы:
1.Напишите, как вы читали книгу, какие чувства испытывали, что нового из истории страны открыли для себя.
2.Отзвуки каких трагических событий, отраженных в повести, слышны и сегодня?
3.В связи с чем возникает в повести стихотворение Лермонтова? Как меняется осмысление его героями в дальнейшем?
4.Что придаёт рассказанным событиям силу документа?
5.Когда в повести происходит переход к исповедальному миру?
6.Выпишите из словаря лексическое значение слова «гуманистический».
7.Какова главная гуманистическая идея повести?
Домашнее задание к 1 уроку:
1группа - Создать презентацию о жизни А.И.Приставкина.
2 группа - Подготовить устные портреты главных героев и рассказать о их жизни в детском доме по 1-3 главам.
3 группа - Пересказ 4 главы.
4 группа - Рассказ о Регине Петровне.
Для всех: перечитать 1-7 главы
Ход 1 урока
На доске
Обратимся же к себе, и в самих себе
постараемся найти грехи,
за которые наказала Земля наша.
(А.И.Приставкин)
Учитель
- Прочитайте слова в начале повести, которые выделены особым шрифтом.
Учащиеся
- Хлеборезка
Учитель
- Входит тема сказки: хлеборезка. В повести много атрибутов сказки. Какие?
Учащиеся
- Фея волшебница, поле чудес, галоша
Учитель
- Но сказка становится антисказкой, потому что есть болезнь и смерть. Главные герои – Кузьменыши. Расскажите по трем главам о жизни братьев в детском доме и о них самих. (Рассказ 1 группы)
Учитель
- Почему ребята решают поехать на Кавказ?
Учащиеся
Решают уехать на Кавказ, где всё есть (рай, сказка) (чтение стр. 16)
Учитель
- Звучит голос автора (читаю на стр.22)
В тетради учащиеся чертят луч, на котором отмечают главы 3, 4, 5, 6, 7, над лучом пишут: дорога в сказку.
Учитель
Проделаем вместе с ними этот путь. Озаглавим каждую главу оригинально.
4 глава «Воронеж – хрен догонишь»
2 группа пересказывает 4 главу
Учитель
- Как изображены герои?
5 глава Поле чудес и фея Регина Петровна
3 группа рассказывает о Регине Петровне, анализируя портрет: распущенные волосы – дьявольский знак
Учитель
- Виновата ли Регина Петровна в гибели Сашки?
Учащиеся
- Виновата, она приручила ребят и бросила. Поэтому Колька в конце повести так холодно повел себя с ней.
6 глава Пошли болезни. Отправление странных вагонов
Учитель
- Что за странные вагоны увидели ребята?
Показывается фрагмент из художественного фильма.
7 глава Поезд прибывает
Домашнее задание ко 2 уроку:
1 группа Рассказать историю Ильи-зверька и в тетради записать его жизненные принципы.
2 группа Рассказать историю тети Зины. Её объяснение, что здесь происходит.
3 группа Пересказ 15-17 глав. Работа на консервном заводе.
4 группа Пересказ 19 главы. Концерт художественной самодеятельности. Написать, какие два плана повествования в этой главе.
Ход 2 урока
1 группа рассказывает историю Ильи-зверька (глава 12)
Жизненный принцип Ильи: хочешь жить – борись за свое существование.
Обращается внимание на то, что у него кличка не зверь, а зверек (затравленный, маленький)
Учитель
- Происходило раскрестьянивание (отрыв крестьян от земли) и переселение народов (запись в тетради). Плоды пожинаем теперь.
2 группа рассказывает о работе на консервном заводе.
Учитель
- Советский закон: Наешься, а еще укради, запаси (запись в тетради).
3 группа рассказывает историю тети Зины и то, что здесь происходит.
4 группа рассказывает о концерте художественной самодеятельности.
В 19 главе два плана повествования:
Формальный план: Настоящий план:
песня торжественная песня блатная
концерт обыск
Запись в тетради
За блеском первого слоя, есть второй.
Домашнее задание к 3 уроку
1 группа – Пересказать главу «День рождения».
Для всех: написать в тетради, что такое день рождения, для чего человек его отмечает.
2 группа – глава 24 Найти и выразительно прочитать авторские ощущения.
3 группа – Пересказать 26, 27 главы.
4 группа – Найти и перечитать главу, в которой повествование переходит в 80-е годы. Зачем автор использует этот прием? Что он хотел сказать?
Ход 3 урока
Учитель
- Что такое день рождения?
Учащиеся читают записи в тетради.
Учитель обобщает записи:
День рождения – это личный праздник. Отмечая его , мы как бы говорим, что мы нужны этому миру, в который пришли, мы не песчинка, о которой можно забыть. Вот почему Регина Петровна была крайне удивлена, что ребята не знают дня рождения, их будто не существует в этом мире.
1 группа пересказывает главу «День рождения».
Учитель
- Праздничный стол, пирог с камышинками вместо свечек, два подарка, песни Демьяна. Теперь прочитаем авторские ощущения.
Отвечает 2 группа.
- Память и после хорошего всегда плохое и наоборот.
Запись в тетради:
День рождения – смерть Сашки (Каким образом принял смерть? – Распятие) – Что должно быть после Распятия? Воскрешение Сашки в лице Алхузура
3 группа пересказывает 26, 27 главы (смерть Сашки) и читает монологи Кольки
Учитель
- Прочитаем отрывок, когда вновь в повести возникает лермонтовское стихотворение. О чем оно? (Об одиночестве)
Учитель
- глава 29 Воскрешение Сашки в лице чеченского мальчика Алхузура.
- Почему ребята породнились?
Учащиеся
- Ребята понимают, что иначе не выжить.
Запись в тетради:
Дети оказались умнее взрослых, которые устроили бойню. Они стоят друг за дружку, только в согласии можно выжить.
4 группа отвечает на вопросы домашнего задания.
Сам автор пьет из кружки… Мы, пережившие трагедию, не осознали, что с нами произошло.
Учитель
- Куда привела дорога? (В пропасть)
- Какова тема повести? (Тема памяти)
- Какова основная мысль? (Зло порождает только зло: раскрестьянивание привело к уничтожению класса крестьян, к развалу сельского хозяйства, переселение народов – к непрекращающейся войне, людской злобе, терроризму).
Домашнее задание: Написать сочинение, освятив одну из проблем повести и озаглавив сочинение.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка УРОК ВНЕКЛАССНОГО ЧТЕНИЯ В 6 КЛАССЕ: «Уроки Анри де Сент-Экзюпери - гармония мыслей и поступков».
Сказка зта- мудрая и человечная, и автор её не только поэт, но и философ.Просто и проникновенно говорит о самом важном. О долге и верности. О дружбе и любви, о горячей, деятельной любви к жизни и к лю...
Методическая разработка УРОК ВНЕКЛАССНОГО ЧТЕНИЯ В 6 КЛАССЕ: «Уроки Анри де Сент-Экзюпери - гармония мыслей и поступков».
Сказка зта - мудрая и человечная, и автор её не только поэт, но и философ.Просто и проникновенно говорит о самом важном. О долге и верности. О дружбе и любви, о горячей, деятельной любви к жизни и к л...
Методическая разработка урока внеклассного чтения в 6 классе "Книга учит, как на миру жить. Нравственные уроки в повести А.П.Гайдара "Тимур и его команда"(урок-проект с мультимедийным приложением)
Данный урок открывает серию уроков внеклассного чтения в рамках проекта "Книга учит, как на миру жить. Нравственные уроки в произведениях отечественных и зарубежных писателей". Уроки направлены на обо...
Методическая разработка урока внеклассного чтения «Роль черного цвета в русском фольклоре и в повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» (7 класс) (урок-исследование)
Цель урока: мотивирование обучающихся к изучению гоголевской прозы, побуждение к глубокому, осознанному чтению и осмыслению классических произведений.Планируемые задачи:·...
Методическая разработка урока внеклассного чтения в 8 классе «То, что было раньше незнакомым, близким сердцу делается тут…» (сопоставительный анализ на уроке)
Сопоставительный анализ на уроке внеклассного чтения в 8 классеЦели урока: Образовательные: раскрыть своеобразие лирики Н.А.Заболоцкого, на примере стихотворений поэта закрепить знания учащихся о троп...
Методическая разработка урока внеклассного чтения в 5 классе: «Нравственные уроки народной морали в сказке «Куйгорож»
Цели:Образовательные: раскрыть нравственные уроки народной морали в сказке «Куйгорож; на примере произведения продолжить знакомство учащихся с мордовской культурой, проследить взаимодейств...
Методическая разработка урока внеклассного чтения по повести В. Крапивина "Мушкетер и Фея"
Методическая разработка урока внеклассного чтения по повести В.Крапивина "Мушкетер и Фея" представлена вместе с викториной по этой же повести. Викторина дает возможность учителю понять, как ...