Рабочая программа по литературе для 7 класса
рабочая программа по литературе (7 класс)

Бурлуцкая Наталья Георгиевна

           Программа по предмету разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования с учетом Примерной программы основного общего образования, программы по литературе к УМК для 7 класса Г. С. Меркина, С. А. Зинина, В. А. Чалмаева.

 Главными целями изучения предмета «Литература» являются:
- формирование и развитие у обучающихся потребности в систематическом, системном, инициативном чтении;
- воспитание в процессе чтения нравственного идеала человека и гражданина;
- создание представлений о русской литературе как едином национальном достоянии;
- формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием и общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма;
- развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности;
- постижение учащимися вершинных произведений отечественной и мировой литературы, их чтение и анализ, основанный на понимании образной природы искусства слова, опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма;
- поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;
- овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте (или любом другом речевом высказывании), и создание собственного текста, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного;
- овладение важнейшими общеучебными  умениями и универсальными учебными действиями (формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет и др.);
- использование опыта общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании.

Роль курса литературы

Литература как искусство словесного образа — особый способ познания жизни, художественная модель мира, обладающая такими важными отличиями от собственно научной картины бытия, как высокая степень эмоционального воздействия, метафоричность, многозначность, ассоциативность, незавершенность, предполагающие активное сотворчество воспринимающего.
Литература как один из ведущих гуманитарных учебных предметов в российской школе содействует формированию разносторонне развитой, гармоничной личности, воспитанию гражданина, патриота. Приобщение к гуманистическим ценностям культуры и развитие творческих способностей — необходимое условие становления человека, эмоционально богатого и интеллектуально развитого, способного конструктивно и вместе с тем критически относиться к себе и к окружающему миру. Общение школьника с произведениями искусства слова на уроках литературы необходимо не просто как факт знакомства с подлинными художественными ценностями, но и как необходимый опыт коммуникации, диалог с писателями (русскими и зарубежными, нашими современниками, представителями совсем другой эпохи). Это приобщение к общечеловеческим ценностям бытия, а также к духовному опыту русского народа, нашедшему отражение в фольклоре и русской классической литературе как художественном явлении, вписанном в историю мировой культуры и обладающем несомненной национальной самобытностью. Знакомство с произведениями словесного искусства народа нашей страны расширяет представления учащихся о богатстве и многообразии художественной культуры, духовного и нравственного потенциала многонациональной России.
Художественная картина жизни, нарисованная в литературном произведении при помощи слов, языковых знаков, осваивается нами не только в чувственном восприятии (эмоционально), но и в интеллектуальном понимании (рационально). Литературу не случайно сопоставляют с философией, историей, психологией, называют «художественным исследованием», «человековедением», «учебником жизни».

Место учебного предмета в учебном плане

Учебный план МБОУ «СШ №34» предусматривает обязательное изучение литературы в 7 классе в количестве 2 часов в неделю, 68 часов в год.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 7kl_lit_2019.docx586.98 КБ

Предварительный просмотр:

ПРИЛОЖЕНИЕ К ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ,

 утвержденной приказом по школе

от 30.08.2019 № 361

протокол педсовета №1 от 30.08.2019

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа № 34»

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по предмету «Литература»

7 класс

     

     Составитель: 

Бурлуцкая Наталья Георгиевна, учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории

г. Нижневартовск

2019 год

Содержание

      Пояснительная записка.

  1. Планируемые результаты изучения учебного предмета.
  2. Содержание учебного предмета.
  3. Тематическое планирование с указанием количества часов на освоение каждой темы.

     

                                                                   Пояснительная записка
           Программа по предмету разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования с учетом Примерной программы основного общего образования, программы по литературе к УМК для 7 класса Г. С. Меркина, С. А. Зинина, В. А. Чалмаева.

 Главными целями изучения предмета «Литература» являются:
- формирование и развитие у обучающихся потребности в систематическом, системном, инициативном чтении;
- воспитание в процессе чтения нравственного идеала человека и гражданина;
- создание представлений о русской литературе как едином национальном достоянии;
- формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием и общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма;
- развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности;
- постижение учащимися вершинных произведений отечественной и мировой литературы, их чтение и анализ, основанный на понимании образной природы искусства слова, опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма;
- поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;
- овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте (или любом другом речевом высказывании), и создание собственного текста, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного;
- овладение важнейшими общеучебными  умениями и универсальными учебными действиями (формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет и др.);
- использование опыта общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании.

Роль курса литературы

Литература как искусство словесного образа — особый способ познания жизни, художественная модель мира, обладающая такими важными отличиями от собственно научной картины бытия, как высокая степень эмоционального воздействия, метафоричность, многозначность, ассоциативность, незавершенность, предполагающие активное сотворчество воспринимающего.
Литература как один из ведущих гуманитарных учебных предметов в российской школе содействует формированию разносторонне развитой, гармоничной личности, воспитанию гражданина, патриота. Приобщение к гуманистическим ценностям культуры и развитие творческих способностей — необходимое условие становления человека, эмоционально богатого и интеллектуально развитого, способного конструктивно и вместе с тем критически относиться к себе и к окружающему миру. Общение школьника с произведениями искусства слова на уроках литературы необходимо не просто как факт знакомства с подлинными художественными ценностями, но и как необходимый опыт коммуникации, диалог с писателями (русскими и зарубежными, нашими современниками, представителями совсем другой эпохи). Это приобщение к общечеловеческим ценностям бытия, а также к духовному опыту русского народа, нашедшему отражение в фольклоре и русской классической литературе как художественном явлении, вписанном в историю мировой культуры и обладающем несомненной национальной самобытностью. Знакомство с произведениями словесного искусства народа нашей страны расширяет представления учащихся о богатстве и многообразии художественной культуры, духовного и нравственного потенциала многонациональной России.
Художественная картина жизни, нарисованная в литературном произведении при помощи слов, языковых знаков, осваивается нами не только в чувственном восприятии (эмоционально), но и в интеллектуальном понимании (рационально). Литературу не случайно сопоставляют с философией, историей, психологией, называют «художественным исследованием», «человековедением», «учебником жизни».

Место учебного предмета в учебном плане

Учебный план МБОУ «СШ №34» предусматривает обязательное изучение литературы в 7 классе в количестве 2 часов в неделю, 68 часов в год.

1.Планируемые результаты обучения.

Личностными результатами при изучении предмета «Литература» являются:

• совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов

• использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, Интернет-ресурсы и др.).

Метапредметные результаты изучения предмета «Литература» в основной школе проявляются в:

• умении понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы

• умении самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов

• умении работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.

Предметные результаты состоят в следующем: 

в познавательной сфере:

• понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы 18, русских писателей 19-20 веков, литературы народов России и зарубежной литературы

• понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания

• умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений

• определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа)

• владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения

2) в ценностно-ориентационной сфере:

• приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов

• формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка

• собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений

• понимание авторской позиции и свое отношение к ней

3) в коммуникативной сфере:

• восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие

• умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог

• написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы

4) в эстетической сфере:

• понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса

• понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений

Основными индикаторами достижения поставленных целей изучения литературы, имеющих метапредметный статус, служат:

1. Личностные универсальные учебные действия

• умение соотносить поступки и события с принятыми эстетическими принципами

• знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения 

2. Регулятивные универсальные учебные действия

• ставить и адекватно формулировать цель деятельности

• планировать последовательность действий и при необходимости изменять ее

• осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию и др.

3. Познавательные универсальные учебные действия

• формулировать проблему

• выдвигать аргументы

• строить логическую цепь рассуждения

• находить доказательства, подтверждающие или опровергающие тезис

• осуществлять библиографический поиск

• извлекать необходимую информацию из различных источников

• определять основную и второстепенную информацию

• осмысливать цель чтения, выбирая вид чтения в зависимости от коммуникативной цели

• применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств

• перерабатывать, систематизировать информацию и предъявлять ее разными способами и др.

4. Коммуникативные универсальные учебные действия

• владеть всеми видами речевой деятельности

• строить продуктивное речевое взаимодействие со сверстниками и взрослыми

• адекватно воспринимать устную и письменную речь

• точно, правильно, логично и выразительно излагать свою точку зрения по поставленной проблеме

• соблюдать в процессе коммуникации основные нормы устной и письменной речи и правила русского речевого этикета и др.

2. Содержание учебного предмета, курса

Введение

Знакомство со структурой и особенностями учебника. Своеобразие курса. Литературные роды (лирика, эпос, драма). Жанр и жанровое образование. Движение жанров. Личность автора, позиция писателя, труд и творчество.

Теория литературы: литературные роды.

Из устного народного творчества

Былины

«Святогор и Микула Селянинович», «Илья Муромец и Соловей-разбойник». А. К. Толстой. «Илья Муромец». Событие в былине, поэтическая речь былины, своеобразие характера и речи персонажа, конфликт, поучительная речь былины, отражение в былине народных представлений о нравственности (сила и доброта, ум и мудрость).

Теория литературы: эпические жанры в фольклоре. Былина (эпическая песня). Тематика былин. Своеобразие центральных персонажей и конфликта в былине (по сравнению с волшебной сказкой, легендой и преданием).

Развитие речи: отзыв на эпизод, письменные ответы на вопросы.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями.

Краеведение: легенды и предания о народных заступниках края (региона).

Русские народные песни

Обрядовая поэзия («Девочки, колядки», «Наша Масленица дорогая…», «Говорили – сваты на конях будут»); лирические песни («Подушечка моя пуховая…»); лироэпические песни («Солдатская»). Лирическое и эпическое начало в песне; своеобразие поэтического языка народных песен. Многозначность поэтического образа в народной песне. Бог, нравственные представления и судьба народа в народной песне.

Теория литературы: песенные жанры в фольклоре, многообразие жанра обрядовой поэзии, лироэпическая песня.

Краеведение: песенный фольклор региона.

Возможные виды внеурочной деятельности: фольклорный праздник, «посиделки» в литературной гостиной, устная газета.

Из древнерусской литературы

Из «Повести временных лет» («И вспомнил Олег коня своего»), «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Поучительный характер древнерусской литературы; мудрость, преемственность поколений, любовь к родине, образованность, твёрдость духа, религиозность.

Теория литературы: эпические жанры и жанровые образования в древнерусской литературе (наставление, поучение, житие, путешествие, повесть).

Развитие речи: подробный пересказ, изложение с элементами сочинения.

Связь с другими искусствами: иконопись, оформление памятников древнерусской литературы.

Из литературы XVIII века

М. В. Ломоносов

Жизнь и судьба поэта, просветителя, учёного. «О вы, которых ожидает…» (из «Оды на день восшествия на всероссийский престол ее величества государыни императрицы Елисаветы Петровны, 1747 года»), «Предисловие о пользе книг церковных в российском языке» (отрывок). Мысли о просвещении, русском языке; вера в творческие способности народа. Тематика поэтических произведений; особенность поэтического языка оды и лирического стихотворения; поэтические образы. Теория о «трёх штилях» (отрывки). Основные положения и значение теории о стилях художественной литературы.

Теория литературы: ода; тема и мотив.

Развитие речи: сочинение с элементами рассуждения.

Связь с другими искусствами: работа с репродукциями (портреты М. В. Ломоносова).

Краеведение: заочная литературно-краеведческая экскурсия: Холмогоры -  Москва -  Германия – Петербург.

Возможные виды внеурочной деятельности: час размышления «М. В. Ломоносов – учёный-энциклопедист».

Г. Р. Державин

Биография Державина (по страницам книги В. Ходасевича «Державин»). Стихотворение «Властителям и судиям». Отражение в названии тематики и проблематики стихотворения; своеобразие стихотворений Г. Р. Державина в сравнении со стихотворениями М. В. Ломоносова. Тема поэта и власти в стихотворении.

Теория литературы: лирическое стихотворение, отличие лирического стихотворения от оды, тематическое разнообразие лирики.

Развитие речи: чтение наизусть.

Д. И. Фонвизин

Краткие сведения о писателе. Комедия «Недоросль». Своеобразие драматургического произведения, основной конфликт пьесы и её проблематика, образы комедии (портрет и характер; поступки, мысли, язык); образование и образованность; воспитание и семья; отцы и дети; социальные вопросы в комедии; позиция писателя.

Теория литературы: юмор, сатира, сарказм; драма как литературный род; жанр комедии; «говорящие» фамилии; литературное направление (создание первичных представлений); классицизм.

Развитие речи: чтение по ролям, устное сочинение.

Связь с другими искусствами: театральное искусство (театральные профессии, авторский замысел и исполнение [трактовка]; актёр и режиссёр; режиссёр и художник).

Возможные виды внеурочной деятельности: инсценировка.

Из литературы XIX века

А. С. Пушкин

Свободолюбивые мотивы в стихотворениях поэта: «К Чаадаеву» («Любви, надежды, тихой славы…»), «Во глубине сибирских руд…». Человек и природа («Туча»). Дружба и тема долга. «песнь о вещем Олеге»: судьба Олега в летописном источнике и в балладе Пушкина; мотивы судьбы – предсказание, предзнаменование, предвидение; вера и суеверие. Поэма «Полтава» (в сокращении). Образ Петра и тема России в поэме. Гражданский пафос поэмы. Изображение «массы» и персоналий в поэме. Своеобразие поэтического языка (через элементы сопоставительного анализа). Творческая история создания произведений.

Теория литературы: поэма, отличие поэмы от баллады, образный мир поэмы, группировка образов, художественный образ и прототип, тропы и фигуры (риторическое обращение, эпитет, метафора), жанровое образование – дружеское послание.

Развитие речи: различные виды чтения, в том числе наизусть; сочинение с элементами рассуждения.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, рисунки учащихся.

Краеведение: заочная литературно-краеведческая экскурсия «Маршрутами декабристов».

Возможные виды внеурочной деятельности: литературные игры по произведениям поэта и литературе о нём; час поэзии в литературной гостиной «Мой Пушкин».

М. Ю. Лермонтов

Стихотворения: «Родина», «Песня про царя Ивана Васильевича…». Родина в лирическом и эпическом произведении; проблематика и основные мотивы «Песни…» (родина, честь, достоинство, верность, любовь, мужество и отвага, независимость; личность и власть); центральные персонажи повести и художественные приёмы их создания; речевые элементы в создании характеристики героя. Фольклорные элементы в произведении. Художественное богатство «Песни…».

Теория литературы: жанры лирики; углубление и расширение понятий о лирическом сюжете и композиции лирического стихотворения; фольклорные элементы в авторском произведении; стилизация как литературно-художественный приём; приём контраста; вымысел и верность исторической правде; градация.

Развитие речи: рассказ о событии, рецензия.

Связь с другими искусствами: устное рисование, работа с иллюстрациями.

Возможные виды внеурочной деятельности: день в историко-литературном музее «Москва Ивана Грозного».

Н. В. Гоголь

Н. В. Гоголь в Петербурге. Новая тема – изображение чиновничества и жизни «маленького человека». Разоблачение угодничества, глупости, бездуховности. Повесть «Шинель»: основной конфликт; трагическое и комическое. Образ Акакия Акакиевича, авторское отношение к героям и событиям.

Теория литературы: сатирическая повесть, юмористические ситуации, «говорящие» фамилии.

Развитие речи: различные виды пересказа, подбор цитат для характеристики персонажа, составление словаря для характеристики персонажа, написание рассказа по заданному сюжету.

Связь с другими искусствами: «Петербургские повести» Н. В. Гоголя в русском искусстве (живопись, кино, мультипликация).

Возможные виды внеурочной деятельности: заочная литературно-краеведческая экскурсия «Петербург Н. В. Гоголя».

И. С. Тургенев

Рассказ о жизни писателя в 60-е годы. Общая характеристика книги «Записки охотника». Многообразие и сложность крестьян в изображении И. С. Тургенева. Рассказ «Хорь и Калиныч» (природный ум, трудолюбие, смекалка, талант; сложные социальные отношения в деревне в изображении Тургенева); рассказ «Певцы» (основная тема, талант и чувство достоинства крестьян, отношение автора к героям). Стихотворение в прозе «Нищий»: тематика; художественное богатство стихотворения.

Теория литературы: портрет и характер, стихотворение в прозе (углубление представлений).

Н. А. Некрасов

Краткие сведения о поэте. Стихотворения: «Вчерашний день, часу в шестом…», «Железная дорога», «Размышления у парадного подъезда», поэма «Русские женщины» («Княгиня Трубецкая»). Доля народная – основная тема произведений поэта; своеобразие поэтической музы Н. А. Некрасова. Писатель и власть; новые типы героев и персонажей. Основная проблематика произведений: судьба русской женщины, любовь и чувство долга; верность, преданность, независимость, стойкость, чванство, равнодушие, беззащитность, бесправие, покорность судьбе.

Теория литературы: диалоговая речь, развитие представлений о жанре поэмы.

Развитие речи: чтение наизусть, выписки для характеристики героев, цитатный план, элементы тезисного плана.

Связь с другими искусствами: Н. А. Некрасов и художники-передвижники.

Возможные виды внеурочной деятельности: историко-краеведческая и литературно-краеведческая заочная экскурсия «Сибирскими дорогами декабристок».

М. Е. Салтыков Щедрин

Краткие сведения о писателе. Сказки: «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Дикий помещик» и одна сказка по выбору. Своеобразие сюжета; проблематика сказки: труд, власть, справедливость; приёмы создания образа помещика. Позиция писателя.

Теория литературы: сатира, сатирический образ, сатирический персонаж, сатирический тип; притчевый характер сатирических сказок; мораль; своеобразие художественно-выразительных средств в сатирическом произведении; тропы и фигуры в сказке (гипербола, аллегория).

Развитие речи: различные виды пересказа, письменный отзыв.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями.

Возможные виды внеурочной деятельности: час поэзии в литературной гостиной «Крестьянский труд и судьба землепашца в изображении поэтов XIX века»:

А. В. Кольцов. «Песня пахаря», «Горькая доля»;

Н. П. Огарёв. «Сторона моя родная…»;

И. С. Никитин. «Пахарь»;

А. Н. Плещеев. «Скучная картина!..»;

А. Н. Майков. «Сенокос», «Нива»;

М. Л. Михайлов. «Груня», «Те же всё унылые картины…» и др.

Л. Н. Толстой

Л. Н. Толстой – участник обороны Севастополя. Творческая история «Севастопольских рассказов». Литература и история. Рассказ «Севастополь в декабре месяце»: человек и война, жизнь и смерть, героизм, подвиг, защита Отечества – основные темы рассказа. Образы защитников Севастополя. Авторское отношение к героям.

Теория литературы: рассказ, книга рассказов (развитие представлений).

Развитие речи: подбор материалов для ответа по плану, составление цитатного плана, устное сочинение-рассуждение.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями.

Краеведение: литературно-музыкальная композиция «Город русской славы, ратных подвигов».

Возможные виды внеурочной деятельности: написание сценария литературно-музыкальной композиции.

Н. С. Лесков

Краткие сведения о биографии писателя. «Лесков – писатель будущего». Повесть «Левша». Особенность проблематики и центральная идея повести. Образный мир произведения.

Теория литературы: своеобразие стиля повести. Расширение представлений о сказе, сказовом характере прозы.

Связь с другими искусствами: образ Левши в русском искусстве (живопись, кинематограф, мультипликация).

А. А. Фет

Русская природа в стихотворениях: «Вечер», «Зреет рожь над жаркой нивой…». Общечеловеческое в лирике; наблюдательность, чувства добрые; красота земли; стихотворение-медитация.

Теория литературы: лирика природы, тропы и фигуры и их роль в лирическом тексте (эпитет, сравнение, метафора, бессоюзие).

Развитие речи: чтение наизусть.

Произведения русских поэтов XIX века о России

А. С. Пушкин. «Два чувства дивно близки нам…».

Н. М. Языков. «Песня».

И. С. Никитин. «Русь».

А. Н. Майков. «Нива».

А. К. Толстой. «Край ты мой, родимый край…».

А. П. Чехов

Рассказы: «Хамелеон», «Смерть чиновника». Разоблачение беспринципности, корыстолюбия, чинопочитания, самоуничижения. Своеобразие сюжета, способы создания образов, социальная направленность рассказов, позиция писателя.

Теория литературы: психологический портрет, сюжет (развитие представлений).

Развитие речи: пересказ, близкий к тексту; составление языка персонажа.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, рисунки учащихся.

Возможные виды внеурочной деятельности: вечер юмора «Над чем смеётесь?».

Из литературы XX века

М. Горький

Повесть «Детство» (главы по выбору). «Легенда о Данко» (из рассказа «Старуха Изергиль»). Основные сюжетные линии в автобиографической прозе и рассказе; становление характера мальчика; проблематика рассказа (личность и обстоятельства, близкий человек, жизнь для людей, героизм, зависть, равнодушие, покорность, непокорность, гордость, жалость) и авторская позиция; контраст как основной приём раскрытия замысла.

Теория литературы: развитие представлений об автобиографической прозе, лексика и её роль в создании различных типов прозаической художественной речи, герой-романтик, приём контраста.

Развитие речи: различные виды пересказа, цитатный план.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями.

Возможные виды внеурочной деятельности: конференция «М. Горький и русские писатели (Л. Толстой, А. Чехов)».

И. А. Бунин

Стихотворение «Догорал апрельский светлый вечер…». Человек и природа в стихах И. Бунина, размышления о своеобразии поэзии. «Как я пишу». Рассказ «Кукушка». Смысл названия; доброта, милосердие, справедливость, покорность, смирение – основные проблемы рассказа; образы-персонажи; образ природы; образы животных и зверей и их значение для понимания художественной идеи рассказа.

Теория литературы: темы и мотивы в лирическом стихотворении, поэтический образ, художественно-выразительная роль бессоюзия в поэтическом тексте.

Развитие речи: подготовка вопросов для дискуссии, выразительное чтение, различные виды пересказа.

А. И. Куприн

Рассказы «Куст сирени», «Allez!». Взаимопонимание, взаимовыручка, чувство локтя в понимании автора и его героя. Основная сюжетная линия рассказов и подтекст; художественная идея.

Теория литературы: рассказ (развитие представлений), диалог в рассказе.

Развитие речи: подготовка вопросов для дискуссии, отзыв на эпизод, составление плана ответа.

Возможные виды внеурочной деятельности: встреча в литературной гостиной или дискуссионном клубе «Что есть доброта?» - по материалам изученных и самостоятельно прочитанных произведений, по личным наблюдениям и представлениям.

В. В. Маяковский

Стихотворение «Необыкновенное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Проблематика стихотворения: поэт и общество, поэт и поэзия. Приёмы создания образов. Художественное своеобразие стихотворения.

Теория литературы: автобиографические мотивы в лирических произведениях; мотив, тема, идея, рифма; тропы и фигуры (гипербола, метафора; синтаксические фигуры и интонация конца предложения).

Развитие речи: выразительное чтение.

С. А. Есенин

Стихотворения: «Отговорила роща золотая…», «Я покинул родимый дом…». Тематика лирических стихотворений; лирическое «я» и образ автора. Человек и природа, чувство родины, эмоциональное богатство лирического героя в стихотворениях поэта.

Теория литературы: образ-пейзаж, тропы и фигуры (эпитет, оксюморон, поэтический синтаксис).

Развитие речи: чтение наизусть, устная рецензия или отзыв о стихотворении.

Краеведение: литературно-краеведческая экскурсия «По есенинским местам».

Возможные виды внеурочной деятельности: литературно-музыкальный вечер или час в литературной гостиной «Песни и романсы на стихи С.А.  Есенина», вечер одного стихотворения «Мой Сергей Есенин».

И. С. Шмелёв

Рассказ «Русская песня». Основные сюжетные линии рассказа. Проблематика и художественная идея. Национальный характер в изображении писателя.

Теория литературы: рассказчик и его роль в повествовании, рассказ с элементами очерка, антитеза.

Развитие речи: устный и письменный отзыв о прочитанном, работа со словарями.

М. М. Пришвин.

 «Москва-река». Тема и основная мысль. Родина, человек и природа в рассказе. Образ рассказчика.

Теория литературы: подтекст, выразительные средства художественной речи, градация.

Развитие речи: составление тезисов.

К. Г. Паустовский

Повесть «Мещёрская сторона» (главы «Обыкновенная земля», «Первое знакомство», «Леса», «Луга», «Бескорыстие» - по выбору). Чтение и обсуждение фрагментов, воссоздающих мир природы; человек и природа; малая родина; образ рассказчика в произведении.

Теория литературы: лирическая проза; выразительные средства художественной речи: эпитет, сравнение, метафора, олицетворение; пейзаж как сюжетообразующий фактор.

Развитие речи: изложение с элементами рассуждения.

Краеведение: каждый край по-своему прекрасен (лирическая проза о малой родине).

Н. А. Заболоцкий

Стихотворение «Не позволяй душе лениться…». Тема стихотворения и его художественная идея. Духовность, духовный труд – основное нравственное достоинство человека.

Теория литературы: выразительно-художественные средства речи (риторическое восклицание, метафора), морфологические средства (роль глаголов и местоимений).

Развитие речи: чтение наизусть, составление словаря лексики стихотворения по заданной тематике.

А. Т. Твардовский

Стихотворения: «Прощаемся мы с матерями…» (из цикла «Памяти матери»), «На дне моей жизни…». Поэма «Василий Тёркин». Война, жизнь и смерть, героизм, чувство долга, дом, сыновняя память – основные мотивы военной лирики и эпоса А. Т. Твардовского.

Теория литературы: композиция лирического стихотворения и поэмы, поэтический синтаксис (риторические фигуры).

Развитие речи: различные виды чтения, чтение наизусть.

Возможные виды внеурочной деятельности: встреча в литературной гостиной или час поэзии «Стихи и песни о войне поэтов XX века»:

А. А. Ахматова. «Клятва», «Песня мира»;

К. М. Симонов. «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины…»;

А. А. Суриков. «В землянке»;

М. В. Исаковский. «Огонёк», «Ой, туманы мои…» и др.

Лирика поэтов – участников Великой Отечественной войны

Н. П. Майоров. «Творчество»;

Б. А. Богатков. «Повестка»;

М. Джалиль. «Последняя песня»;

Вс. Н. Лобода. «Начало». Особенности восприятия жизни в творчестве поэтов предвоенного поколения. Военные «будни» в стихотворениях поэтов – участников войны.

Возможные виды внеурочной деятельности: устный литературный журнал «Имена на поверке».

Б. Л. Васильев

Рассказ «Экспонат №…». Название рассказа и его роль для понимания художественной идеи произведения, проблема истинного и ложного. Разоблачения равнодушия, нравственной убогости, лицемерия.

Теория литературы: рассказчик и его роль в повествовании.

Развитие речи: подготовка плана к диспуту, различные виды комментирования эпизода.

В. М. Шукшин

Краткие сведения о писателе. «Чудаки» и «чудики» в рассказах В. М. Шукшина. «Слово о малой родине». Раздумья об отчем крае и его месте в жизни человека. Рассказ «Микроскоп». Внутренняя простота и нравственная высота героя.

Теория литературы: способы создания характера.

Развитие речи: составление словаря языка персонажей, письменный отзыв, сочинение-рассуждение.

Связь с другими искусствами: деятельность В. М. Шукшина в киноискусстве (сценарист, режиссёр, актёр).

Краеведение: Сростки – малая родина писателя.

Возможные виды внеурочной деятельности: день В. М. Шукшина в школе.

Русские поэты XX века о России

А. А. Ахматова. «Мне голос был. Он звал утешно…»

М. И. Цветаева. «Рябину рубили зорькою…»

Я. В. Смеляков. «История».

А. И. Фатьянов. «Давно мы дома не были…»

А. Я. Яшин. «Не разучился ль…»

А. А. Вознесенский. «Муромский сруб».

А. Д. Дементьев. «Волга».

Своеобразие раскрытия темы России в стихах поэтов XX века.

Развитие речи: развёрнутая характеристика одного из поэтических текстов, чтение стихотворения наизусть.

Из зарубежной литературы

У. Шекспир

Краткие сведения о авторе. Сонеты: «Когда на суд безмолвных, тайных дум…», «Прекрасное прекрасней во сто крат…», «Уж если ты разлюбишь – так теперь…», «Люблю, - но реже говорю об этом…». Темы и мотивы. «Вечные» темы (любовь, жизнь, смерть, красота) в сонетах У. Шекспира.

Теория литературы: твёрдая форма (сонет), строфа (углубление и расширение представлений).

Развитие речи: различные виды чтения, чтение наизусть.

Р. Бёрнс

Краткие сведения о авторе. Стихотворения: «Возвращение солдата», «Джон Ячменное Зерно» - по выбору. Основные мотивы стихотворений: чувство долга, воинская честь, народное представление о добре и силе.

Теория литературы: лироэпическая песня, баллада, аллегория.

Р. Л. Стивенсон

Краткие сведения о авторе. Роман «Остров сокровищ» (третья часть, «Мои приключения на суше»). Приёмы создания образов. Находчивость, любознательность – наиболее привлекательные качества героя.

Теория литературы: приключенческая литература.

Развитие речи: чтение и различные способы комментирования.

Возможные виды внеурочной деятельности: час эстетического воспитания «С. Я. Маршак - переводчик».

Мацуо Басё

Образ поэта. Основные биографические сведения. Знакомство со стихотворениями, их тематикой и особенностями поэтических образов.

Теория литературы: хокку (хайку).

Развитие речи: попытка сочинительства.

А. де Сент-Экзюпери

Краткие сведения о писателе. Повесть «Планета людей», «Линия», «Линия», «Самолёт», «Самолёт и планета», сказка «Маленький принц» - по выбору. Добро, справедливость, мужество, порядочность, честь в понимании писателя и его героев. Основные события и позиция автора.

Теория литературы: лирическая проза (развитие представлений), правда и вымысел.

Связь с другими искусствами: сказка А. де Сент-Экзюпери на языке других искусств. Рисунки детей по мотивам «маленького принца».

Я. Купала

Основные биографические сведения. Отражение судьбы белорусского народа в стихах «Мужик», «А кто там идёт?», «Алеся». М. Горький и М. Исаковский – переводчики Я. Купалы.

Развитие речи: сопоставительная характеристика оригинала и переводов.

Для заучивания наизусть

М. В. Ломоносов. Из «Оды на день восшествия…» (отрывок).

Г. Р. Державин. «Властителям и судиям» (отрывок).

А. С. Пушкин. 1-2 стихотворения.

М. Ю. Лермонтов. «Родина».

Н. А. Некрасов. «Размышления у парадного подъезда» (отрывок).

А. А. Фет. Стихотворение – по выбору.

С. А. Есенин. Стихотворение – по выбору.

Из стихов о России поэтов XIX века. 1-2 – по выбору.

Н. А. Заболоцкий. «Не позволяй душе лениться... »

А. Т. Твардовский. «На дне моей жизни…»

У. Шекспир. Один сонет – по выбору.

3.Тематическое планирование с указанием количества часов на освоение каждой темы

Дата

Тема урока

Количество часов

Виды деятельности

По плану

Факт

1

04.09

04.09

Введение. Знакомство со структурой и особенностями учебника. Литературные роды (эпос, лирика, драма).

1

Работа с учебной хрестоматией

Из устного народного творчества

2

06.09

06.09

Эпические жанры в фольклоре. Былина «Святогор и Микула Селянинович».   

1

Работа с учебником, ответы на вопросы, выразительное чтение, словарная работа.

3

11.09

11.09

Своеобразие центральных персонажей и конфликта в былине «Илья Муромец и Соловей-разбойник».

1

Выразительное чтение, монологическое высказывание, участие в беседе.

4

13.09

13.09

Образы былинных богатырей в

произведениях литературы, живописи,

музыки. Подготовка к написанию

сочинения по картине В.М.Васнецова

«Богатыри».

1

Работа с иллюстрациями, составление плана высказывания, словарная работа.

5

18.09

18.09

Русские народные песни.  Многообразие песенных жанров в

фольклоре (обрядовые, лирические,

лироэпические песни).

1

Работа с книгой, выразительное чтение, участие в беседе.

Из древнерусской литературы

6

20.09

20.09

Повесть временных лет. Из «Повести временных лет»: «… и

вспомнил Олег коня своего…»

1

Толкование лексического значения слов.  Подробный пересказ.

7

25.09

25.09

Особенности жанра и нравственная

проблематика «Повести о Петре и

Февронии Муромских».  

1

Ответы на вопросы, пересказ, выборочное чтение, объяснение значения устаревших слов

8

27.09

27.09

Входная контрольная работа

1

 

Из литературы XVIII века

7 ч

9

02.10

02.10

Классицизм как литературное направление.  М.В.Ломоносов. Жизнь и судьба поэта, просветителя, ученого.

1

 Ответы на вопросы, работа с учебником.

10

04.10

04.10

Теория о трех штилях Ломоносова. Из

«Оды на день восшествия… Елисаветы Петровны 1747г.». Особенности жанра, художественная идея.

1

Работа с учебником, выразительное чтение, работа со словарём, ответы на вопросы.

11

09.10

09.10

Сочинение с элементами рассуждения на тему «Слава науке!»

1

Составление связного текста.

12

11.10

11.10

Краткие сведения о Г. Р. Державине. Художественная идея стихотворения «Властителям и судиям»

1

Выразительное чтение, в том числе наизусть, участие в беседе, работа со статьёй учебника.

13

16.10

16.10

Краткие сведения о Д. И. Фонвизине.

Комедия «Недоросль». Своеобразие

драматического произведения.

1

Работа с учебником, сообщения, выразительное чтение.

14

18.10

18.10

Образы, основной конфликт комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль», её

проблематика.

1

Выразительное чтение по ролям, участие в беседе, словарная работа.

15

23.10

23.10

Общественно-политические и

философские взгляды Правдина и

Стародума. Проблема крепостного

права и государственной власти в

комедии.

1

Чтение фрагментов, участие в беседе, монологическое высказывание.

Из литературы XIX века

 

16

25.10

25.10

 После лицея. Пушкин в

Санкт-Петербурге. Свободолюбивые

мотивы в стихотворениях: «К

Чаадаеву», «Во глубине сибирских

руд…»

1

 Работа с учебником, выразительное чтение, участие в беседе, словарная работа.

17

30.10

30.10

Человек и природа в стихотворении А.

С. Пушкина «Туча».

1

Работа с учебником, выразительное чтение, участие в беседе, словарная работа.

18

01.11

01.11

«Песнь о вещем Олеге»: судьба Олега в летописном тексте и балладе Пушкина.

1

Работа с учебником, выразительное чтение, участие в беседе, словарная работа.

19

13.11

13.11

«Полтава». Образ Петра и тема России в поэме.

1

Работа с учебником, выразительное чтение, участие в беседе, словарная работа.

20

15.11

15.11

Сочинение на тему «Петр I и Карл

XII в поэме А. С. Пушкина «Полтава»

1

Составление письменного монологического высказывания.

21

20.11

20.11

М. Ю. Лермонтов в воспоминаниях современников.  М. Ю. Лермонтов – художник. Образ России в стихотворении «Родина».

1

Выразительное чтение, ответы на вопросы, составление плана, объяснение значений

устаревших слов, инсценирован.

22

22.11

22.11

«Песня про … купца Калашникова».

Историческая эпоха в «Песне…» Иван

Грозный в изображении поэта.

Основные мотивы «Песни…»

Центральные персонажи и

художественные приемы их создания.

1

Работа с книгой. Выразительное чтение, участие в беседе.

23

27.11

27.11

Фольклорные элементы в произведении. Художественное богатство «Песни…»

Письменный анализ эпизода.

1

Участие в беседе. Словарная работа. Составление письменного монологического высказывания.

24

29.11

 Н. В. Гоголь в Петербурге. Образ

«маленького человека» в повести

«Шинель».

1

Сообщения учащихся о писателе, чтение фрагментов, участие в беседе.

25

04.12

Фантастика в повести «Шинель». Авторское отношение к героям и

событиям.

1

Словарная работа, комментирование фрагментов, участие в беседе.

26

06.12

Полугодовая контрольная работа

1

27

11.12

И. С. Тургенев в 60-е гг XIX в. Общая характеристика книги «Записки охотника». Главные герои,

художественное своеобразие рассказа

«Хорь и Калиныч».

1

Чтение, ответы на вопросы, составление  плана, характеристика героев с использованием цитирования.

28

13.12

  Тема искусства в рассказе «Певцы».

1

Характеристика героев с использованием цитирования. Участие в беседе.

29

18.12

Авторская позиция. Тематика,

художественное богатство

стихотворения в прозе «Нищий».

1

Выразительное чтение, комментирование текста, участие в беседе.

30

20.12

Краткие сведения о Н. А. Некрасове.

Идейно-художественное своеобразие

стихотворения «Размышления у

парадного подъезда».

1

Работа со статьёй учебника, выразительное чтение, участие в беседе, словарная работа.

31

25.12

История создания поэмы «Русские

женщины». Художественная идея

фрагмента «Княгиня Трубецкая».

1

Работа со статьёй учебника, выразительное чтение, участие в беседе, словарная работа.

32

27.12

Проблематика поэмы «Железная

дорога».

1

Выразительное чтение, беседа по вопросам учебника.

33

Краткие сведения о М. Е. Салтыкове-

Щедрине. Особенности сказок

Салтыкова-Щедрина.

1

 Сообщение о писателе, работа со статьёй учебника.

34

Художественная идея сказки «Дикий

помещик». Своеобразие сюжета и

проблематика сказки «Повесть о том,

как один мужик двух генералов

прокормил».

1

Чтение фрагментов, пересказ фрагментов, монологическое высказывание, участие в беседе.

35

Сочинение на тему «Нужна ли

сатира сегодня?»  (на основе

прочитанных произведений)

1

Составление письменного монологического высказывания.

36

Л. Н. Толстой – участник обороны

Севастополя. Творческая история

создания «Севастопольских рассказов».  «Севастополь в декабре месяце». Тематика произведения.

1

 Работа со статьёй учебника, чтение и пересказ фрагментов рассказа, участие в беседе.

37

Краткие сведения о Н. С. Лескове.

Сюжетная основа в сказе «Левша».

Центральная идея.

1

 Сообщение о писателе, работа со статьёй учебника, участие в беседе.

38

Образный мир произведения. Судьба

талантливого человека в России.

1

Чтение и пересказ фрагментов произведения, участие в беседе.

39

Русская природа в стихотворениях А. А. Фета «Вечер», «Зреет рожь над жаркой нивой…»

1

Выразительное чтение, анализ текстов по вопросам, данным в учебнике, словарная работа.

40

А. П. Чехов в воспоминаниях

современников. Художественная идея

рассказа «Хамелеон».

1

Работа со статьёй учебника, выразительное чтение и пересказ фрагментов текста.

41

Авторская позиция в рассказе «Смерть чиновника».

1

 Выразительное чтение и комментирование текста, пересказ эпизодов.

42

А. П. Чехов. Юмористические рассказы.

1

Пересказ и комментирование текстов рассказов.

43

Произведения русских поэтов XIX века о России. Своеобразие раскрытия темы в стихах разных авторов.

1

 Выразительное чтение, комментирование стихотворений.

Из литературы XX века

44

М. Горький. Автобиографическая

повесть «Детство». «Свинцовые

мерзости дикой русской жизни».

1

Выразительное чтение и пересказ фрагментов текста, участие в беседе.

45

М. Горький. «Детство» (главы). Становление характера мальчика.

1

Пересказ фрагментов, выразительное чтение, участие в беседе.

46

Проблематика «Легенды о Данко» (из

рассказа «Старуха Изергиль») и

авторская позиция.  

1

Пересказ эпизода, выразительное чтение, участие в беседе.

47

Человек и природа в стихотворении  И. Бунина  «Догорал апрельский вечер…». Размышления о своеобразии поэзии. «Как я пишу»

1

 Работа со статьёй учебника, выразительное чтение, участие в беседе.

48

Смысл названия рассказа И. Бунина

«Кукушка»

1

Пересказ, выразительное чтение эпизодов, участие в беседе.

49

А. И. Куприн. Сюжетная линия, подтекст и художественная идея

рассказов «Куст сирени». «Allez!»

1

 Работа с учебником, пересказ и чтение фрагментов, участие в беседе. Монологическое высказывание.

50

В. В. Маяковский. Проблематика и

своеобразие стихотворения

«Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским на даче».

1

 Выразительное чтение, объяснение роли ИВС, участие в беседе.

51

С. А. Есенин. Тематика лирических

стихотворений «Отговорила роща

золотая…», «Я покинул родимый

дом». Лирическое «я» и образ автора.

1

Выразительное чтение и комментирование текстов стихотворений.

52

И. С. Шмелев. Проблематика и

художественная идея рассказа «Русская песня». Национальный характер в изображении писателя.

1

  Выборочный пересказ эпизода, объяснение значения непонятных  слов, участие в беседе.

53

М. М. Пришвин. Родина, человек и

природа в рассказе «Москва-река».

Образ рассказчика.

1

Выборочный пересказ,  словесное рисование, подбор материала, использование цитат.

54

К. Г. Паустовский. Человек и природа в повести «Мещерская сторона» (главы).

1

 Составление плана статьи учебника, выразительное чтение, участие в беседе.

55

Н. А. Заболоцкий. Тема и идея

стихотворения «Не позволяй душе

лениться». Подготовка к сочинению-

эссе «Труд души».

1

 

Выразительное чтение, участие в беседе, составление плана сочинения.

56

Основные мотивы военной лирики А. Т. Твардовского. Поэма «Василий

Теркин».

1

 Работа с учебником, выразительное чтение, участие вбеседе.

57

Нравственная проблематика рассказа Б. Васильева «Экспонат №…»

1

Ответы на вопросы учебника, цитирование, чтение и пересказ фрагментов.

58

Краткие сведения о В. М. Шукшине.

«Чудаки» и «чудики» в рассказах  

«Микроскоп», «Срезал».

1

Ответы на вопросы учебника, цитирование, чтение и пересказ фрагментов.

59

В. М. Шукшин. Рассказы «Волки»,

«Постскриптум» и другие. Простота и

нравственная высота героев.

1

Ответы на вопросы учебника, цитирование, чтение и пересказ фрагментов.

60

Своеобразие раскрытия темы России в

стихах поэтов ХХ века.

1

Выразительное чтение, ответы на вопросы учебника.

61

Годовая контрольная работа

1

Тест

ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

62

Краткие сведения об У. Шекспире.

Темы и мотивы сонетов Шекспира.

Особенности жанра.

1

Ответы на вопросы учебника, выразительное чтение.

63

Краткие сведения о Р. Бернсе.

Основные мотивы стихотворений

«Возвращение солдата», «Джон

ячменное зерно».

1

Ответы на вопросы учебника, выразительное чтение.

64

Краткие сведения о Р. Л. Стивенсоне.

История создания романа «Остров

сокровищ». Находчивость и любознательность героя.

1

 Пересказ статьи о писателе по ключевым словам. Чтение и комментирование фрагментов текста.

65

Образ поэта-странника М. Басё.

Основные принципы написания хокку.

1

Работа с учебником, выразительное чтение и комментирование текстов, попытки составления хокку

66

Краткие сведения об А. де Сент-

Экзюпери. Нравственно-философская

проблематика произведений «Планета

людей», «Маленький принц» и др.

1

 Сообщение о писателе, чтение и комментирование эпизодов.

67

Основные биографические сведения об Я. Купале. Отражение судьбы

белорусского народа в стихах «Мужик», «А кто там идет?», «Алеся».

1

Сообщение о писателе. Выразительное чтение и комментирование стихотворений.

68

Рекомендации для летнего чтения.

1

Участие в беседе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературе 7 класс . Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И.. Литература 7 класс: учебник-хрестоматия: в 2-х частях. М. Просвещение 2010.

Рабочая программа по литературе 7 класс .  Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И.. Литература 7 класс: учебник-хрестоматия: в 2-х частях. М. Просвещение 2010....

Рабочая программа по русскому языку 10 класс к учебнику Бабайцевой, Рабочая программа по литературе 11 класс к учебнику под редакцией В.П.Журавлёва

В этом году появились новые требования к оформлению учебных программ по всем предметам. Данные программы составлены в соответсви с новыми требованиями. Они помогут учителям русского языка и литературы...

Рабочая программа по русскому языку 8 класс к учебнику Т. А. Ладыженская и рабочая программа по литературе 8 класс Курдюмова Т.Ф.

Рабочая программа и тематическое планирование  8 класс по русскому языку и литературе...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по литературе шестого класса (с учетом авторской программы по литературе авторов Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Чиндиловой)

Рабочая программа по литературе шестого класса (с учетом авторской  программы по литературе авторов Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Чиндиловой)...

Рабочая программа по литературе 7 класс (72 часа). Программа: Литература: 5-9 классы общеобразовательных учреждений / авторы-составители Г.С.Меркин, С.А.Зинин, В.А.Чалмаев. М., «Русское слово», 2013

Предлагаемая рабочая программа по литературе для 7  класса составлена на основе примерной программы по предмету «Литература», утвержденной Министерством образования РФ, программы Лите...