Стихи и проза
план-конспект урока по литературе

Дубовая Ирина Вячеславовна

5 класс. Урок с элементами исследования

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: Стихи и проза

Класс: 5»В»

Предмет: литература.

Тип урока: урок-практикум с элементами исследования

Цели проекта: 1.Узнать, что такое стихотворение. 2.Узнать правила написания стихотворений. 3. Научиться писать стихотворения.

Пути достижения целей: 1.Узнать из разных источников: - что такое стихотворение - композицию стихотворения -правила написания стихов. 2. Научиться писать стихи . 3.Написать стихотворения.

Задачи урока: расширить полученные учащимися на начальном уровне образования представления о лирике  

расширить и систематизировать навыки работы с литературоведческой терминологией, отрабатывать её практическое использование;

формировать умение грамотно строить устное и письменное высказывание;

развивать эстетический вкус учащихся .

Метапредметные задачи урока:

- формировать регулятивные УУД: формулировать учебную задачу, осуществлять рефлексию по результатам работы;

- формировать познавательные УУД: осмыслять текст на возрастном уровне; интерпретировать текст в результате работы по его осмыслению; формировать приёмы исследовательской деятельности; осуществлять поиск информации для решения учебной задачи;

- развивать личностные УУД: воспитывать у учащихся осознанное понимание принадлежности к русской культуре; воспитывать любовь к Родине через любовь к природе;

- развивать коммуникативные УУД: осуществлять взаимодействие в группе, вести конструктивный диалог, брать на себя ответственность за деятельность группы

Методы обучения: метод творческого чтения, методы репродуктивной, частично-поисковый и исследовательский в их сочетании

Формы работы учащихся: работа в парах, презентация результатов заданий, обсуждение результатов, индивидуальная работа, рефлексия

Технологическая карта урока

Приёмы смыслового чтения

Содержание

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Предполагаемые ответы учащихся

УУД

Критическое мышление

1. Организационный момент

Приветствие учащихся, создаёт эмоциональный настрой, проверяется готовность к уроку

  • Мучительно рождаются стихи.
    А могут озарить, как солнца свет.
    Ты в памяти их бережно храни.
    В душе от них неизгладимый след.

Демонстрируют готовность к уроку

Регулятивные: контролируют свои действия

Стадия  вызов - вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме, мотивировать ученика к учебной деятельности.

2.Создание условий на восприятие учебного материала «ситуации на успех»

Каждый человек должен попробовать себя в создании стихотворений.

Ребята, как вы думаете, о чем мы будем сегодня говорить? Сформулируйте тему урока.

Скажите, чем мы будем заниматься на уроке?

Слушают учителя

Читать стихи, сочинять стихи

Коммуникативные: уметь слушать и понимать речь учителя

Давайте познакомимся  

 с правилами стихотворений и прозы.

Работа с учебником

стр 135-137

Читают текст по цепочке

Цель: развитие читательских умений

3. Работа с учебником

Фронтальный опрос:

Чем отличается стихотворение от прозы?

Найдите и зачитайте

Стр 135

Проза пишется в строчку, описание информации. Стихотворение пишется столбиком, можно пропеть, есть определённый смысл. Стр 136 (последний абзац, отличие)

Читают, сравнивают

Что же создаёт стих?

Стр 136

Ритм, слог, рифма, стопа

Проблемно – поисковый

Цель: развитие читательских умений

4. Работа с литературоведческими терминами:

Что такое ритм?

Что называется стопа?

Ритмическое ударение?

Рифма – это?

Строфа – это?

Записывают в тетрадь

Стихотворение – это небольшое произведение, созданное по законам стихотворной речи; обычно лирическое произведение.

Ритм- мерное чередование повторяющихся единиц

Стопа- сочетание ударного и безударного слога

Ритмическое ударение- акцент стиха

Рифма- звуковые совпадения слогов в конце стихотворной строки

Строфа – сочетание строк в стихотворении

Познавательные УУД: формируем умение извлекать информацию из учебной литературы, иллюстраций, текстов;

Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (стадия осмысления содержания)

Цель: развитие творческих умений

5. Творческая работа

Буриме

Правила написания Буриме

  1. рифмы подбирать надо очень осторожно и внимательно.
  2. Заданные рифмы нельзя менять местами

Пример буриме

… припекало

…летала

…означало?

…весна?

Сегодня солнце припекало
И даже бабочка летала.

Что бы это означало?
Будет скорая весна?

Настраиваются на эмоциональное восприятие произведения.

Работают в парах

Дети по предложенным рифмам сочиняют четверостишья

Несколько учащихся читают по очереди

… припекало

…летала

…означало?

…весна?

Сегодня солнце припекало
И даже бабочка летала.

Что бы это означало?
Будет скорая весна?

Стр. 137 игра в буриме

Дети по предложенным рифмам сочиняют четверостишья

Несколько учащихся читают по очереди

В тёмном небе бродят тучи,

А в воде видна луна.

Дует ветерок летучий,

А вода слегка мутна.

(2 вариант)

Затянули небо тучи,

Спит за тучами луна

Ветерок едва летучий

И вода в реке мутна...

Коммуникативные УУД: формируем умение слушать и понимать других; формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; формируем умение оформлять свои мысли в устной форме; формируем умение работать самостоятельно.

Регулятивные УУД: формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; 

Составление синквейна

Правила составления синквейна

Алгоритм написания синквейна.

1-я строка. Кто? Что? 1 существительное.

2-я строка. Какой? 2 прилагательных.

3-я строка. Что делает? 3 глагола.

4-я строка. Что автор думает о теме? Фраза из 4 слов.

5-я строка. Кто? Что? (Новое звучание темы). 1 существительное.

Вспоминают алгоритм  написания синквейна

Дети по предложенным рифмам сочиняют четверостишья

Несколько учащихся читают по очереди

А.С. Пушкин.

Светлый, легкий, радостный.

Учит, рассказывает, вдохновляет.

Волшебный и недосягаемый поэт.

Говорим на его языке.

Поэт.

Что такое хайку(хокку)?

Алгоритм написания хайку:

Строчка 1: «Я видел» кого-то или что-то

Строчка 2: Какого?

Строчка 3: Как?

Хокку – это японская поэтическая миниатюра

Несколько учащихся читают по очереди

Примеры хоккку

Снегирь

Я видел птицу,

Прилетевшую зимой,

Красиво…

Тоска

Я видела деревню

С одним домом

Тоскливо…

Итог урока. (стадия рефлексии)

Цель – зафиксировать содержание урока

6. Рефлексия

Перед вами лист самооценки, заполните его и поставьте себе оценку за урок.

Оцените свою работу с помощью приёма «Лестница успеха»

Оценивают свою работу на уроке по листу самооценки в баллах, переводят в отметку

Оцените работу свою

 

https://arhivurokov.ru/multiurok/html/2017/09/20/s_59c210219384f/691494_2.png

Отмечают результат работы на уроке

Слушают, оценивают, высказывают своё мнение об услышанном.

Регулятивные УУД: формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;  формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию;

7. Подведение итогов

Итак, давайте подведем итог.

 Изменились ли ваши впечатления о стихотворении?

Отмечают результат работы на уроке

Познавательные УУД: формируем умение выявлять сущность, особенности объектов; формируем умение на основе анализа объектов делать выводы; Коммуникативные УУД: формируем умение слушать и понимать других; формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; формируем умение оформлять свои мысли в устной форме;

Регулятивные УУД: формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;  формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию; Личностные УУД: формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

Спасибо всем за высказанные мнения, за активную работу на уроке.

Сдают тетради

Оценивают свою работу на уроке, выставляют оценку


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Тема урока:  Л.Н. Толстой «Отрочество» глава «Гроза»
Класс: 6.

Цели урока: показать мастерство Толстого в описании пейзажа; развивать навыки анализа текста.

обучающая — определение уровня знаний учащихся по содержанию повести, показать ребятам сложный процесс становления характера человека в подростковом периоде, пути преодоления ошибок;
развивающая - развивать и углублять навыки сопоставительного анализа, делать выборку из текста, развитие речи; формирование навыков работы в группах
воспитательная - привить ребятам необходимость правильного воспитания, указать на недостатки, трудности подросткового периода, пути преодоления ошибок;
Тип урока: Усвоение новых знаний,  подбор материала для сочинения.
Оборудование: портрет писателя, рисунки учащихся, работа с таблицей, карта физиологического развития человека.
Использованные технологии: смысловое чтение

Формирование УУД

Регулятивные УУД

1. Самостоятельно

формулировать тему, проблему и цели урока.

2. В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки своей работы.

Познавательные

УУД

1.Самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную.

2. Пользоваться изучающим видом чтения.

3. Извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст: иллюстрация, таблица, схема).

4. Пользоваться ознакомительным и просмотровым чтением.

5. Излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выбо-

рочно.

6. Пользоваться словарями, справочниками.

7. Осуществлять анализ и синтез.

8. Устанавливать причинно-следственные связи.

9. Строить рассуждения.

Коммуникативные

УУД

1. Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

2. Формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её.

3. Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности.

4. Осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека.

5. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; создавать тексты различного типа, стиля, жанра.

6. Высказывать и обосновывать свою точку зрения.

7. Слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения.

8. Выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями.

Личностные результаты

1. Формирование эмоционально-оценочного отношения к прочитанному.

2. Формирование восприятия текста, как произведения искусства.

Проверка домашнего задания. 

Стр 169-170 пересказ

Работа с литературоведческими терминами стр 170

Атобиография – прозаический жанр, жизненное описание какого – либо лица, составленное им самим.

Трилогия – три произведения, объединены героем, сюжетом.

«Детство», «Отрочество», «Юность»

Отрочество - период перехода от детства к ранней взрослости, начинающийся примерно с 11—13 лет и заканчивающийся в возрасте от 18 лет до 21 года

отрок – подросток, мальчик или девочка, находящийся в подростковом возрасте;

Продолжение проверки домашнего задания.

Стр – 171-177 пересказ

О чём рассказывается в главе «Гроза»? (пересказ)

Найдите и зачитайте начало грозы? стр. 171,172,173,,174,

Зачитайте  напряжённую минуту, кульминацию грозы? (175)дождь, прекращение дождя

Чем разрешилось это грозное явление природы? Выглянуло солнце 175-176 гроза прошла, выглянуло солнце, стало свежо.

Какое чувство испытали все путники при приближении грозы? Страх стр.171. 172, 173,174,175,176

Что пережил Николенька в эти мгновения? волнение, ужас, страх

На сколько частей можно разделить главу «Гроза»? (на 5)

  1. Начало грозы
  2. Приближение тучи, страх
  3. Молния, ветер усиливается, мрак
  4. Дождь лил как из ведра
  5. Дождь закончился. Обаятелен этот запах леса после весенней грозы

Проблемный вопрос.

Почему раньше люди боялись грозы? (борьба света и тьмы, Бог гневается, т.к. были верующие; не могли понять причину природного явления, просили дождя для урожая)

Почему крестились? ( Раньше старые люди считали, что во время грозы, гром и молнии Бог посылал на бесов и чертей. Говорили, что Бог чертей гоняет. А говорили свят свят, потому что бесы прятались в людей, и что бы и молния не попала в человека(то есть в беса, который в нём спрятался), крестным знаменем и словами свят выгоняли беса из себя.)

Для чего Л.Н. Толстой поместил данную главу в трилогию «Отрочество» (показать взросление Николеньки)

В каких произведениях мы встречаемся с явлениями погоды «Буран» С.Т. Аксаков, Ф.И. Тютчев «Весенняя гроза»

Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний, первый гром,
как бы резвяся и играя,
Грохочет в небе голубом.

Гремят раскаты молодые,
Вот дождик брызнул, пыль летит,
Повисли перлы дождевые,
И солнце нити золотит.

С горы бежит поток проворный,
В лесу не молкнет птичий гам,
И гам лесной и шум нагорный —
Все вторит весело громам.

Ты скажешь: ветреная Геба,
Кормя Зевесова орла,
Громокипящий кубок с неба,
Смеясь, на землю пролила.

Подведём итоги:

Л.Н. Толстому удалось сделать точное и поэтическое описание грозы. Как этого он достиг?

(Использовал выразительные средства)

Что необычным было сегодня на уроке?

– Почему нам удалось увидеть, услышать, почувствовать грозу?

– Определите роль пейзажа в описании чувств, переживаний героя повести, Николеньки Иртеньева.

Рефлексия. Оцените свою работу с помощью приёма «Лестница успеха»

Домашнее задание. 1.Сочинение «Мое отрочество» сбор материала для сочинения.

2. Чтение, пересказ, дочитать.  стр180-198

Технологическая карта урока

Этапы урока

Содержание

Деятельность ученика

Формирование УУД и технология оценивания

Цель урока

показать мастерство Толстого в описании пейзажа; развивать навыки анализа текста.

Регулятивные УУД

1. Самостоятельно

формулировать тему, проблему и цели урока.

2. В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки своей работы.

Работа с литературоведческими терминами стр 170

Стр 170

Работа в тетрадях

Атобиография – прозаический жанр, жизненное описание какого –ь либо лица, составленное им самим.

Трилогия – три произведения, объединены героем, сюжетом.

«Детство», «Отрочество», «Юность»

Отрочество - период перехода от детства к ранней взрослости, начинающийся примерно с 11—13 лет и заканчивающийся в возрасте от 18 лет до 21 года

отрок – подросток, мальчик или девочка, находящийся в подростковом возрасте

Познавательные

УУД

1.Самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную.

2. Пользоваться изучающим видом чтения.

3. Извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст: иллюстрация, таблица, схема).

4. Пользоваться ознакомительным и просмотровым чтением.

5. Излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выбо-

рочно.

6. Пользоваться словарями, справочниками.

7. Осуществлять анализ и синтез.

8. Устанавливать причинно-следственные связи.

9. Строить рассуждения.

II. Работа с текстом.

1.Формулирование темы урока. Работа с текстом до чтения.

Стр – 171-177 пересказ

О чём рассказывается в главе «Гроза»? (пересказ)

Найдите и зачитайте начало грозы? стр. 171,172,173,,174,

Зачитайте  напряжённую минуту, кульминацию грозы? (175)

Чем разрешилось это грозное явление природы? Выглянуло солнце 175-176

Какое чувство испытали все путники при приближении грозы? Страх стр.171. 172, 173,174,175,176

Что пережил Николенька в эти мгновения?

Стр – 171-177 пересказ

О чём рассказывается в главе «Гроза»? (пересказ)

Найдите и зачитайте начало грозы? стр. 171,172,173,,174,

Зачитайте  напряжённую минуту, кульминацию грозы? (175)дождь, прекращение дождя

Чем разрешилось это грозное явление природы? Выглянуло солнце 175-176 гроза прошла, выглянуло солнце, стало свежо.

Какое чувство испытали все путники при приближении грозы? Страх стр.171. 172, 173,174,175,176

Что пережил Николенька в эти мгновения? волнение, ужас, страх

Коммуникативные

УУД

1. Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

2. Формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её.

3. Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности.

4. Осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека.

5. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; создавать тексты различного типа, стиля, жанра.

6. Высказывать и обосновывать свою точку зрения.

7. Слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения.

8. Выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями.

2. Работа с текстом во время чтения.

Составление плана

На сколько частей можно разделить главу «Гроза» на 5

На сколько частей можно разделить главу «Гроза» на 5

1.        Начало грозы

2.        Приближение тучи, страх

3.        Молния, ветер усиливается, мрак

4.        Дождь лил как из ведра

5.        Дождь закончился. Обаятелен этот запах леса после весенней грозы

Личностные результаты

1. Формирование эмоционально-оценочного отношения к прочитанному.

2. Формирование восприятия текста, как произведения искусства.

3. Работа с текстом после чтения

Проблемные вопросы.

Почему раньше люди боялись грозы? (борьба света и тьмы, Бог гневается, т.к. были верующие; не могли понять причину природного явления, просили дождя для урожая)

Почему крестились? ( Раньше старые люди считали, что во время грозы, гром и молнии Бог посылал на бесов и чертей. Говорили, что Бог чертей гоняет. А говорили свят свят, потому что бесы прятались в людей, и что бы и молния не попала в человека(то есть в беса, который в нём спрятался), крестным знаменем и словами свят выгоняли беса из себя.)

Для чего Л.Н. Толстой поместил данную главу в трилогию «Отрочество» (показать взросление Николеньки)

Почему раньше люди боялись грозы? (борьба света и тьмы, Бог гневается, т.к. были верующие; не могли понять причину природного явления, просили дождя для урожая)

Почему крестились? ( Раньше старые люди считали, что во время грозы, гром и молнии Бог посылал на бесов и чертей. Говорили, что Бог чертей гоняет. А говорили свят свят, потому что бесы прятались в людей, и что бы и молния не попала в человека(то есть в беса, который в нём спрятался), крестным знаменем и словами свят выгоняли беса из себя.)

Для чего Л.Н. Толстой поместил данную главу в трилогию «Отрочество» (показать взросление Николеньки)

III. Итог урока.

достиг?

(Использовал выразительные средства)

Что необычным было сегодня на уроке?

– Почему нам удалось увидеть, услышать, почувствовать грозу?

– Определите роль пейзажа в описании чувств, переживаний героя повести, Николеньки Иртеньева.

Учащиеся отвечают

Технология оценивания

Рефлексия. Оцените свою работу с помощью приёма «Лестница успеха»

IV. Домашнее задание

1.Сочинение «Мое отрочество» сбор материала для сочинения.

2. Чтение, пересказ, дочитать.  стр180-198

Чтение, сбор материала для сочинения


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

О самом дорогом в стихах и прозе…

Урок развития речи в седьмом классе  ( два урока) Форма: творческий практикум Тема: « О самом дорогом в стихах и прозе…» ( Тема Родины в нашем творчестве) Цели: Общие: развитие речи ( написан...

Мастер-класс (поэтическая мастерская):Стихи и проза.Ритм.Рифма.

Цели:  1. Познакомить с различиями стихотворной и прозаической речи;           2. Дать понятие ритма;      ...

Методическая разработка литературной композиции "Мой Санкт - Петербург в стихах и прозе" для учащихся 2-х классов в ГПД

Данный материал можно использовать для открытых уроков, праздничных мероприятий, совместных классных часов с родителями или  в  в группе продлённогодня....

Межпредметный проект "Они сошлись. Волна и камень, стихи и проза, лед и пламень..."

Портфолио межпредметного проекта: визитка, реклама, стартовая презентация учителя...

Мастер-класс. Поэтическая мастерская "Стихи и проза. Ритм. Рифма".

Цель мастер-класса ознакомление и овладение приёмами стихосложения. Мастер-класс предназначен для взрослой аудитории слушателей....

Британия в стихах и прозе

сценарий мероприятия для начальных классов...

Литературная гостиная "Он пел Сибирь в стихах и прозе"

Материалы работы использовались для проведения Литературной гостиной к юбилею И.Д. Рождественского...