Стихи и проза
план-конспект урока по литературе
5 класс. Урок с элементами исследования
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_5_klass_litra.docx | 44.22 КБ |
okrytyy_urok_evgeniy_onegin.docx | 1.09 МБ |
tema_uroka_tolstoy_6kl.docx | 71.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Стихи и проза
Класс: 5»В»
Предмет: литература.
Тип урока: урок-практикум с элементами исследования
Цели проекта: 1.Узнать, что такое стихотворение. 2.Узнать правила написания стихотворений. 3. Научиться писать стихотворения.
Пути достижения целей: 1.Узнать из разных источников: - что такое стихотворение - композицию стихотворения -правила написания стихов. 2. Научиться писать стихи . 3.Написать стихотворения.
Задачи урока: расширить полученные учащимися на начальном уровне образования представления о лирике
расширить и систематизировать навыки работы с литературоведческой терминологией, отрабатывать её практическое использование;
формировать умение грамотно строить устное и письменное высказывание;
развивать эстетический вкус учащихся .
Метапредметные задачи урока:
- формировать регулятивные УУД: формулировать учебную задачу, осуществлять рефлексию по результатам работы;
- формировать познавательные УУД: осмыслять текст на возрастном уровне; интерпретировать текст в результате работы по его осмыслению; формировать приёмы исследовательской деятельности; осуществлять поиск информации для решения учебной задачи;
- развивать личностные УУД: воспитывать у учащихся осознанное понимание принадлежности к русской культуре; воспитывать любовь к Родине через любовь к природе;
- развивать коммуникативные УУД: осуществлять взаимодействие в группе, вести конструктивный диалог, брать на себя ответственность за деятельность группы
Методы обучения: метод творческого чтения, методы репродуктивной, частично-поисковый и исследовательский в их сочетании
Формы работы учащихся: работа в парах, презентация результатов заданий, обсуждение результатов, индивидуальная работа, рефлексия
Технологическая карта урока
Приёмы смыслового чтения | Содержание | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Предполагаемые ответы учащихся | УУД |
Критическое мышление | 1. Организационный момент | Приветствие учащихся, создаёт эмоциональный настрой, проверяется готовность к уроку
| Демонстрируют готовность к уроку | Регулятивные: контролируют свои действия | |
Стадия вызов - вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме, мотивировать ученика к учебной деятельности. | 2.Создание условий на восприятие учебного материала «ситуации на успех» | Каждый человек должен попробовать себя в создании стихотворений. Ребята, как вы думаете, о чем мы будем сегодня говорить? Сформулируйте тему урока. Скажите, чем мы будем заниматься на уроке? | Слушают учителя | Читать стихи, сочинять стихи | Коммуникативные: уметь слушать и понимать речь учителя |
Давайте познакомимся с правилами стихотворений и прозы. | Работа с учебником стр 135-137 | Читают текст по цепочке | |||
Цель: развитие читательских умений | 3. Работа с учебником | Фронтальный опрос: Чем отличается стихотворение от прозы? Найдите и зачитайте | Стр 135 | Проза пишется в строчку, описание информации. Стихотворение пишется столбиком, можно пропеть, есть определённый смысл. Стр 136 (последний абзац, отличие) Читают, сравнивают | |
Что же создаёт стих? | Стр 136 | Ритм, слог, рифма, стопа | |||
Проблемно – поисковый Цель: развитие читательских умений | 4. Работа с литературоведческими терминами: | Что такое ритм? Что называется стопа? Ритмическое ударение? Рифма – это? Строфа – это? | Записывают в тетрадь | Стихотворение – это небольшое произведение, созданное по законам стихотворной речи; обычно лирическое произведение. Ритм- мерное чередование повторяющихся единиц Стопа- сочетание ударного и безударного слога Ритмическое ударение- акцент стиха Рифма- звуковые совпадения слогов в конце стихотворной строки Строфа – сочетание строк в стихотворении | Познавательные УУД: формируем умение извлекать информацию из учебной литературы, иллюстраций, текстов; |
Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (стадия осмысления содержания) Цель: развитие творческих умений | 5. Творческая работа | Буриме Правила написания Буриме
Пример буриме … припекало …летала …означало? …весна? Сегодня солнце припекало | Настраиваются на эмоциональное восприятие произведения. Работают в парах Дети по предложенным рифмам сочиняют четверостишья Несколько учащихся читают по очереди | … припекало …летала …означало? …весна? Сегодня солнце припекало | |
Стр. 137 игра в буриме Дети по предложенным рифмам сочиняют четверостишья Несколько учащихся читают по очереди | В тёмном небе бродят тучи, А в воде видна луна. Дует ветерок летучий, А вода слегка мутна. (2 вариант) Затянули небо тучи, Спит за тучами луна Ветерок едва летучий И вода в реке мутна... | Коммуникативные УУД: формируем умение слушать и понимать других; формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; формируем умение оформлять свои мысли в устной форме; формируем умение работать самостоятельно. Регулятивные УУД: формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; | |||
Составление синквейна | Правила составления синквейна Алгоритм написания синквейна. 1-я строка. Кто? Что? 1 существительное. 2-я строка. Какой? 2 прилагательных. 3-я строка. Что делает? 3 глагола. 4-я строка. Что автор думает о теме? Фраза из 4 слов. 5-я строка. Кто? Что? (Новое звучание темы). 1 существительное. | Вспоминают алгоритм написания синквейна Дети по предложенным рифмам сочиняют четверостишья Несколько учащихся читают по очереди | А.С. Пушкин. Светлый, легкий, радостный. Учит, рассказывает, вдохновляет. Волшебный и недосягаемый поэт. Говорим на его языке. Поэт. | ||
Что такое хайку(хокку)? | Алгоритм написания хайку: Строчка 1: «Я видел» кого-то или что-то Строчка 2: Какого? Строчка 3: Как? | Хокку – это японская поэтическая миниатюра Несколько учащихся читают по очереди | Примеры хоккку Снегирь Я видел птицу, Прилетевшую зимой, Красиво… Тоска Я видела деревню С одним домом Тоскливо… | ||
Итог урока. (стадия рефлексии) Цель – зафиксировать содержание урока | 6. Рефлексия Перед вами лист самооценки, заполните его и поставьте себе оценку за урок. Оцените свою работу с помощью приёма «Лестница успеха» Оценивают свою работу на уроке по листу самооценки в баллах, переводят в отметку | Оцените работу свою
| Отмечают результат работы на уроке Слушают, оценивают, высказывают своё мнение об услышанном. | Регулятивные УУД: формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию; | |
7. Подведение итогов | Итак, давайте подведем итог. Изменились ли ваши впечатления о стихотворении? | Отмечают результат работы на уроке | Познавательные УУД: формируем умение выявлять сущность, особенности объектов; формируем умение на основе анализа объектов делать выводы; Коммуникативные УУД: формируем умение слушать и понимать других; формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; формируем умение оформлять свои мысли в устной форме; Регулятивные УУД: формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию; Личностные УУД: формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности; | ||
Спасибо всем за высказанные мнения, за активную работу на уроке. | Сдают тетради | Оценивают свою работу на уроке, выставляют оценку |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Тема урока: Л.Н. Толстой «Отрочество» глава «Гроза»
Класс: 6.
Цели урока: показать мастерство Толстого в описании пейзажа; развивать навыки анализа текста.
обучающая — определение уровня знаний учащихся по содержанию повести, показать ребятам сложный процесс становления характера человека в подростковом периоде, пути преодоления ошибок;
развивающая - развивать и углублять навыки сопоставительного анализа, делать выборку из текста, развитие речи; формирование навыков работы в группах
воспитательная - привить ребятам необходимость правильного воспитания, указать на недостатки, трудности подросткового периода, пути преодоления ошибок;
Тип урока: Усвоение новых знаний, подбор материала для сочинения.
Оборудование: портрет писателя, рисунки учащихся, работа с таблицей, карта физиологического развития человека.
Использованные технологии: смысловое чтение
Формирование УУД
Регулятивные УУД
1. Самостоятельно
формулировать тему, проблему и цели урока.
2. В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки своей работы.
Познавательные
УУД
1.Самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную.
2. Пользоваться изучающим видом чтения.
3. Извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст: иллюстрация, таблица, схема).
4. Пользоваться ознакомительным и просмотровым чтением.
5. Излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выбо-
рочно.
6. Пользоваться словарями, справочниками.
7. Осуществлять анализ и синтез.
8. Устанавливать причинно-следственные связи.
9. Строить рассуждения.
Коммуникативные
УУД
1. Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.
2. Формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её.
3. Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности.
4. Осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека.
5. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; создавать тексты различного типа, стиля, жанра.
6. Высказывать и обосновывать свою точку зрения.
7. Слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения.
8. Выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями.
Личностные результаты
1. Формирование эмоционально-оценочного отношения к прочитанному.
2. Формирование восприятия текста, как произведения искусства.
Проверка домашнего задания.
Стр 169-170 пересказ
Работа с литературоведческими терминами стр 170
Атобиография – прозаический жанр, жизненное описание какого – либо лица, составленное им самим.
Трилогия – три произведения, объединены героем, сюжетом.
«Детство», «Отрочество», «Юность»
Отрочество - период перехода от детства к ранней взрослости, начинающийся примерно с 11—13 лет и заканчивающийся в возрасте от 18 лет до 21 года
отрок – подросток, мальчик или девочка, находящийся в подростковом возрасте;
Продолжение проверки домашнего задания.
Стр – 171-177 пересказ
О чём рассказывается в главе «Гроза»? (пересказ)
Найдите и зачитайте начало грозы? стр. 171,172,173,,174,
Зачитайте напряжённую минуту, кульминацию грозы? (175)дождь, прекращение дождя
Чем разрешилось это грозное явление природы? Выглянуло солнце 175-176 гроза прошла, выглянуло солнце, стало свежо.
Какое чувство испытали все путники при приближении грозы? Страх стр.171. 172, 173,174,175,176
Что пережил Николенька в эти мгновения? волнение, ужас, страх
На сколько частей можно разделить главу «Гроза»? (на 5)
- Начало грозы
- Приближение тучи, страх
- Молния, ветер усиливается, мрак
- Дождь лил как из ведра
- Дождь закончился. Обаятелен этот запах леса после весенней грозы
Проблемный вопрос.
Почему раньше люди боялись грозы? (борьба света и тьмы, Бог гневается, т.к. были верующие; не могли понять причину природного явления, просили дождя для урожая)
Почему крестились? ( Раньше старые люди считали, что во время грозы, гром и молнии Бог посылал на бесов и чертей. Говорили, что Бог чертей гоняет. А говорили свят свят, потому что бесы прятались в людей, и что бы и молния не попала в человека(то есть в беса, который в нём спрятался), крестным знаменем и словами свят выгоняли беса из себя.)
Для чего Л.Н. Толстой поместил данную главу в трилогию «Отрочество» (показать взросление Николеньки)
В каких произведениях мы встречаемся с явлениями погоды «Буран» С.Т. Аксаков, Ф.И. Тютчев «Весенняя гроза»
Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний, первый гром,
как бы резвяся и играя,
Грохочет в небе голубом.
Гремят раскаты молодые,
Вот дождик брызнул, пыль летит,
Повисли перлы дождевые,
И солнце нити золотит.
С горы бежит поток проворный,
В лесу не молкнет птичий гам,
И гам лесной и шум нагорный —
Все вторит весело громам.
Ты скажешь: ветреная Геба,
Кормя Зевесова орла,
Громокипящий кубок с неба,
Смеясь, на землю пролила.
Подведём итоги:
Л.Н. Толстому удалось сделать точное и поэтическое описание грозы. Как этого он достиг?
(Использовал выразительные средства)
Что необычным было сегодня на уроке?
– Почему нам удалось увидеть, услышать, почувствовать грозу?
– Определите роль пейзажа в описании чувств, переживаний героя повести, Николеньки Иртеньева.
Рефлексия. Оцените свою работу с помощью приёма «Лестница успеха»
Домашнее задание. 1.Сочинение «Мое отрочество» сбор материала для сочинения.
2. Чтение, пересказ, дочитать. стр180-198
Технологическая карта урока
Этапы урока | Содержание | Деятельность ученика | Формирование УУД и технология оценивания |
Цель урока | показать мастерство Толстого в описании пейзажа; развивать навыки анализа текста. | Регулятивные УУД 1. Самостоятельно формулировать тему, проблему и цели урока. 2. В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки своей работы. | |
Работа с литературоведческими терминами стр 170 | Стр 170 Работа в тетрадях Атобиография – прозаический жанр, жизненное описание какого –ь либо лица, составленное им самим. Трилогия – три произведения, объединены героем, сюжетом. «Детство», «Отрочество», «Юность» Отрочество - период перехода от детства к ранней взрослости, начинающийся примерно с 11—13 лет и заканчивающийся в возрасте от 18 лет до 21 года отрок – подросток, мальчик или девочка, находящийся в подростковом возрасте | Познавательные УУД 1.Самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную. 2. Пользоваться изучающим видом чтения. 3. Извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст: иллюстрация, таблица, схема). 4. Пользоваться ознакомительным и просмотровым чтением. 5. Излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выбо- рочно. 6. Пользоваться словарями, справочниками. 7. Осуществлять анализ и синтез. 8. Устанавливать причинно-следственные связи. 9. Строить рассуждения. | |
II. Работа с текстом. 1.Формулирование темы урока. Работа с текстом до чтения. | Стр – 171-177 пересказ О чём рассказывается в главе «Гроза»? (пересказ) Найдите и зачитайте начало грозы? стр. 171,172,173,,174, Зачитайте напряжённую минуту, кульминацию грозы? (175) Чем разрешилось это грозное явление природы? Выглянуло солнце 175-176 Какое чувство испытали все путники при приближении грозы? Страх стр.171. 172, 173,174,175,176 Что пережил Николенька в эти мгновения? | Стр – 171-177 пересказ О чём рассказывается в главе «Гроза»? (пересказ) Найдите и зачитайте начало грозы? стр. 171,172,173,,174, Зачитайте напряжённую минуту, кульминацию грозы? (175)дождь, прекращение дождя Чем разрешилось это грозное явление природы? Выглянуло солнце 175-176 гроза прошла, выглянуло солнце, стало свежо. Какое чувство испытали все путники при приближении грозы? Страх стр.171. 172, 173,174,175,176 Что пережил Николенька в эти мгновения? волнение, ужас, страх | Коммуникативные УУД 1. Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве. 2. Формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её. 3. Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности. 4. Осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека. 5. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; создавать тексты различного типа, стиля, жанра. 6. Высказывать и обосновывать свою точку зрения. 7. Слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения. 8. Выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями. |
2. Работа с текстом во время чтения. | Составление плана На сколько частей можно разделить главу «Гроза» на 5 | На сколько частей можно разделить главу «Гроза» на 5 1. Начало грозы 2. Приближение тучи, страх 3. Молния, ветер усиливается, мрак 4. Дождь лил как из ведра 5. Дождь закончился. Обаятелен этот запах леса после весенней грозы | Личностные результаты 1. Формирование эмоционально-оценочного отношения к прочитанному. 2. Формирование восприятия текста, как произведения искусства. |
3. Работа с текстом после чтения | Проблемные вопросы. Почему раньше люди боялись грозы? (борьба света и тьмы, Бог гневается, т.к. были верующие; не могли понять причину природного явления, просили дождя для урожая) Почему крестились? ( Раньше старые люди считали, что во время грозы, гром и молнии Бог посылал на бесов и чертей. Говорили, что Бог чертей гоняет. А говорили свят свят, потому что бесы прятались в людей, и что бы и молния не попала в человека(то есть в беса, который в нём спрятался), крестным знаменем и словами свят выгоняли беса из себя.) Для чего Л.Н. Толстой поместил данную главу в трилогию «Отрочество» (показать взросление Николеньки) | Почему раньше люди боялись грозы? (борьба света и тьмы, Бог гневается, т.к. были верующие; не могли понять причину природного явления, просили дождя для урожая) Почему крестились? ( Раньше старые люди считали, что во время грозы, гром и молнии Бог посылал на бесов и чертей. Говорили, что Бог чертей гоняет. А говорили свят свят, потому что бесы прятались в людей, и что бы и молния не попала в человека(то есть в беса, который в нём спрятался), крестным знаменем и словами свят выгоняли беса из себя.) Для чего Л.Н. Толстой поместил данную главу в трилогию «Отрочество» (показать взросление Николеньки) | |
III. Итог урока. | достиг? (Использовал выразительные средства) Что необычным было сегодня на уроке? – Почему нам удалось увидеть, услышать, почувствовать грозу? – Определите роль пейзажа в описании чувств, переживаний героя повести, Николеньки Иртеньева. | Учащиеся отвечают | Технология оценивания Рефлексия. Оцените свою работу с помощью приёма «Лестница успеха» |
IV. Домашнее задание | 1.Сочинение «Мое отрочество» сбор материала для сочинения. 2. Чтение, пересказ, дочитать. стр180-198 | Чтение, сбор материала для сочинения |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
О самом дорогом в стихах и прозе…
Урок развития речи в седьмом классе ( два урока) Форма: творческий практикум Тема: « О самом дорогом в стихах и прозе…» ( Тема Родины в нашем творчестве) Цели: Общие: развитие речи ( написан...
Мастер-класс (поэтическая мастерская):Стихи и проза.Ритм.Рифма.
Цели: 1. Познакомить с различиями стихотворной и прозаической речи; 2. Дать понятие ритма; ...
Методическая разработка литературной композиции "Мой Санкт - Петербург в стихах и прозе" для учащихся 2-х классов в ГПД
Данный материал можно использовать для открытых уроков, праздничных мероприятий, совместных классных часов с родителями или в в группе продлённогодня....
Межпредметный проект "Они сошлись. Волна и камень, стихи и проза, лед и пламень..."
Портфолио межпредметного проекта: визитка, реклама, стартовая презентация учителя...
Мастер-класс. Поэтическая мастерская "Стихи и проза. Ритм. Рифма".
Цель мастер-класса ознакомление и овладение приёмами стихосложения. Мастер-класс предназначен для взрослой аудитории слушателей....
Британия в стихах и прозе
сценарий мероприятия для начальных классов...
Литературная гостиная "Он пел Сибирь в стихах и прозе"
Материалы работы использовались для проведения Литературной гостиной к юбилею И.Д. Рождественского...