Общественно-политическая жизнь России в 80 – 90-ые годы ХIХ в. и её отражение в литературе, 10 класс
методическая разработка по литературе (10 класс)

Потапова Кира Евгеньевна

Цель: дать представление об общественно-политической жизни 80-90-х годов ХIХ века и помочь осознать роль творчества А.П. Чехова.

Метод: лекция с элементами беседы; составление конспекта обучающимися.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obshchestvenno-politicheskaya_zhizn_rossii.docx15.24 КБ

Предварительный просмотр:

Общественно-политическая жизнь России

в 80–90-е годы ХIХ в. и её отражение в литературе

Цель: дать представление об общественно-политической жизни 80-90-х годов ХIХ века и помочь осознать роль творчества А.П. Чехова.

Метод: лекция с элементами беседы; составление конспекта обучающимися.

Ход урока

I. Слово преподавателя

80-е годы открывают новую эпоху в социально-политическом развитии России. Все явственнее заявляет о себе русский пролетариат. Интенсивно развивается капитализм в России, который характеризуется ростом числа заводов и фабрик, строительством железных дорог, вхождением в быт электричества и вместе с тем — кризисом сельского хозяйства, общим отставанием экономики по сравнению с экономикой развитых западноевропейских государств. Ширится круг студенческих волнений, кульминационный момент которых приходится на весну 1901 г., когда в Петербурге полицейскими была разогнана студенческая демонстрация.

Происходит резкое усиление контроля со стороны правительства: закрыты «Отечественные записки», усиливается влияние «Московских ведомостей» (М. Каткова), «Нового времени» (А. Суворина), утрачивает свое прежнее значение и переходит в сторону либерализма народовольничество.

В начале 80-х годов Александр III последовательно осуществляет новый политический курс, следуя рекомендациям обер-прокурора Синода К. П. Победоносцева, министра внутренних дел графа Д. А. Толстого и министра просвещения И. Д. Делянова.

В 1882 г. введены «Временные правила о печати» для осуществления контроля над периодическими изданиями.

В то же время возрастает роль развлекательной журналистики. Наиболее известные юмористические издания 80-х гг. — журналы «Стрекоза» и «Осколки». В них начинал свою писательскую деятельность А. П. Чехов.

В литературной жизни 80-х гг. видное место занимает творчество М. Е. Салтыкова-Щедрина, развиваются традиции критического реализма в творчестве Л. Н. Толстого, В. Г. Короленко, Д. Н. Мамина-Сибиряка, в эти годы создает свои лучшие произведения Н. С. Лесков.

В литературе того времени происходит обновление тематики — судьбы крестьянина и дворянина уступают место проблемам «среднего человека», интеллигента. Героями произведений становятся врачи, учителя, представители земства.

Значительное место в литературе этого периода занимает творчество Л. Н. Толстого, в центре внимания которого становится судьба народа. В своих произведениях он проповедует нравственное совершенствование отдельного человека, смирение личной гордыни.

Литературная деятельность А. П. Чехова также началась в начале 80-х гг. 19 века. Чехов остро чувствовал переломное состояние мира и человека. Для их воплощения искал и обрел особые художественные принципы. «Никаких сюжетов не нужно, — сказал он однажды. — В жизни нет сюжета, в ней все смешано — глубокое с мелким, великое с ничтожным, трагическое со смешным... Нужны новые формы, новые формы...».

Чехов пристально вглядывался в обыденное существование рядовых людей. И находил однообразие, отсутствие ярких событий, поступков, порой даже мыслей. Не во внешнем поведении, отношениях, а во внутреннем бытии увидел писатель неоднородные начала жизни. «Новые формы» повествования призваны были выразить потаенные, часто не осознанные героем душевные движения. В каждом конкретном случае освещались, конечно, неповторимые склонности личности. Но всегда — разные, «смешанные», глубинные. Любая вещь Чехова раскрывала сложный, «подтекстовый» смысл происходящего.

II. Беседа

— Назовите основные исторические события 80-90 гг. 19 века;

— Какие журналы, газеты выпускались?

— Назовите произведения созданные в этот период. Кто они герои этих произведений?

— Какое место занимает в этот период творчество Л. Н. Толстого, А. П. Чехова?

III. Домашнее задание

1. Подготовить рассказ по конспекту.

2. На основе раздела учебника «Особенности художественного мироощущения Чехова» с привлечением собственных примеров из знакомых произведений писателя, ответить на вопрос как повлияла на мироощущение Чехова эпоха 80-х гг.?

3. Индивидуальные задания. Сообщения:

— Детство и юность А. П. Чехова (используя материал учебника и дополнительный материал: Г. П. Бердников «Чехов». Серия «ЖЗЛ». — М., 1978)

Ранний период творчества.

— Творчество 80-90-х гг. 19 века.

— Чехов и театр.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская работа учителя "Влияние общественно-политической ситуации в России на развитие отечественной системы языкового образования"

Исследовательская работа учителя английского языка написана в 2008 году. Она представляет собой экскурс в историю преподавания иностранных языков с 1920-30-х годов прошлого века до наших дней. Исследо...

И.С.Тургенев. Роман «Отцы и дети». Отражение в романе общественно-политической борьбы 60-х годов XIX века.

В данном пособии представлен материал по темам: «Страницы жизни и творчества И.С.Тургенева», «Общественно-политическая ситуация в России в 60-е годы XIX века»,  «История создания и смысл названия...

Урок-лекция "Актуальность вопроса о парламентаризме в России и демократизация общественно-политической жизни в стране в начале 20 в."

Материал рекомендуетс для подготовки урока-лекции по теме "Актуальность вопроса о парламентализме в России и демократизация общественно-политической жизни в стране в начале 20 в."....

«Общественно-политическая жизнь в 30-е годы. Конституция 1936 года: содержание и реальность»

Комбинированный урок на тему: «Общественно-политическая жизнь в 30-е годы. Конституция 1936 года: содержание и реальность»...

Групповой практикум по теме: «Политическая жизнь России в 1992-1999 годах»

Задания урока  по курсу "История России.XX- начало XXI века" разработаны учителем для групповой учебной деятельности учащихся  и отражают организацию учебно-воспитательного процесс...

Методическая разработка урока на тему «Общественно-политическая жизнь России 1830-1840-х гг.» в 9 классе

Цель урока: формирование у учащихся представления о развитии общественно-политической мысли и движения в России в первой половине XIX в.;  охарактеризовать отличительные черты взглядов представит...

Обзор литературно-художественного и общественно-политического журнала «Новый мир» за январь 1980 года

ОБРАЗЕЦ. Обзор литературно-художественного и общественно-политического журнала «Новый мир» за январь 1980 года...