Методическая разработка урока на тему «Общественно-политическая жизнь России 1830-1840-х гг.» в 9 классе
методическая разработка по истории (9 класс)
Цель урока: формирование у учащихся представления о развитии общественно-политической мысли и движения в России в первой половине XIX в.; охарактеризовать отличительные черты взглядов представителей консервативного, либерального и революционного направлений в общественном движении.
Задачи урока:
- характеризовать основные направления в общественном движении в 1830-1840 гг.;
- продолжить формирование и развитие умений анализа исторической информации, установления причинно-следственных связей, сравнения социальных явлений, систематизировать выводы в таблице, оценки общественных деятелей;
- развивать умения вести дискуссию, формулировать аргументированное мнение по проблеме урока;
- формировать устойчивый интерес к изучению отечественной истории.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Климовская средняя общеобразовательная школа»
Ибресинского района Чувашской Республики
Методическая разработка урока на тему
«Общественно-политическая жизнь России
1830-1840-х гг.»
Скворцова Людмила Николаевна,
учитель истории и обществознания
МБОУ «Климовская СОШ»
Ибресинского района
Чувашской Республики
2021 г.
План-конспект урока истории в 9 классе по теме
«Общественно-политическая жизнь России 1830-1840-х гг.»
Дата проведения урока: 19.02.2021 г.
Класс: 9
Учебник: по учебнику ФГОС. История России. 9 кл.: учебник/И.Л. Андреев, Л.М. Ляшенко, И.В. Амосова, И.А. Артасов, И.Н. Федоров. – 3-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2019
Тема урока: «Общественно-политическая жизнь России 1830-1840-х гг.»
Цель урока: формирование у учащихся представления о развитии общественно-политической мысли и движения в России в первой половине XIX в.; охарактеризовать отличительные черты взглядов представителей консервативного, либерального и революционного направлений в общественном движении.
Задачи урока:
- характеризовать основные направления в общественном движении в 1830-1840 гг.;
- продолжить формирование и развитие умений анализа исторической информации, установления причинно-следственных связей, сравнения социальных явлений, систематизировать выводы в таблице, оценки общественных деятелей;
- развивать умения вести дискуссию, формулировать аргументированное мнение по проблеме урока;
- формировать устойчивый интерес к изучению отечественной истории.
Планируемые результаты:
Личностные: осмысливать социально-нравственный опыт предшествующих поколений; формировать собственную гражданскую позицию;
Метапредметные:
Регулятивные: способность сознательно организовывать и регулировать свою учебную деятельность;
Познавательные: анализировать различные источники информации: графические и текстовые; преобразовывать информацию в схемы; составлять сравнительные таблицы; аргументировать свое мнение; формировать ИКТ-компетенции.
Коммуникативные: готовность к коллективной работе, к сотрудничеству с соучениками; умение работать в группе, слушать партнера, формулировать и аргументировать свое мнение.
Предметные: уметь раскрывать особенности либерального, консервативного и революционного направлений и выявлять элементы сходства и различия; оценивать деятельность отдельных представителей; сравнивать идеологию западников и славянофилов. Формировать понятийный аппарат урока.
Тип урока: изучение нового материала
Форма урока: комбинированный с элементами практической работы
Формы работы: индивидуальная, групповая, фронтальная
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение урока: компьютер, проектор, пакеты материалов для работы групп, презентация к уроку.
План учебного занятия:
- Организационный этап.
- Актуализация имеющихся знаний, представлений.
- Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
- Первичное усвоение новых знаний.
- Первичная проверка понимания.
- Основной этап. Информационный блок.
- Поиск путей решения.
- Организация активной работы с текстом.
- Аналитический блок. Формирование отношения к тексту.
- Заключительный этап. Оценивание.
- Рефлексия. Соотнесение старых и новых представлений.
Этапы урока:
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающегося | ||||||||||||||||||||
1. Организационный этап 1 мин | Приветствие, проверка готовности класса к уроку. - Здравствуйте! Садитесь! Я рада вас всех приветствовать. Сегодняшний урок мне бы хотелось начать словами ирландского драматурга Бернарда Шоу: «Единственный путь, ведущий к знанию, - это деятельность». И мы с вами попытаемся это продемонстрировать. | Настроиться на урок На доске слова Б. Шоу | ||||||||||||||||||||
2. Актуализация имеющихся знаний, представлений. 7 мин 8 мин | Русский поэт, художник, публицист и философ Алексе́й Степа́нович Хомяко́в (1804-1860) обнаружил шутливую закономерность: «В России хорошие и дурные правители чередуются через одного: Петр III плохой, Екатерина II хорошая, Павел I плохой, Александр I хороший, Николай I плохой, этот (Александр II) будет хорошим!». «Хорошие» самодержцы дают реформы, «плохие» проводят политику контрреформ». Конечно, вот так однозначно характеризовать хороший или плохой правитель, было бы не правильно, потому что каждый правитель преподнёс что-то своё, будь то хорошее или плохое, ведь любой опыт важен для человечества и из любых ошибок можно извлечь пользу. И сделать выводы, чтобы будущее поколение эти ошибки не совершало. Например, Николай I получил совершенно незаслуженное прозвище «Палкин». Человек, который вместо того, чтобы четвертовать по тогдашним законам всех декабристов, казнил только пятерых. В России считали приговор излишне жестоким, англичане, например, узнав о приговоре, сказали: «Он слишком мягкий, у нас бы он был гораздо жестче». Да, он правил жёсткой рукой. В то время по-другому, может быть, нельзя было. Раз мы с вами заговорили о Николае I, давайте вспомним основные принципы внутренней политики Николая I. 1. Жесткая централизация управления государством, при которой даже незначительные государственные дела требовали личного участия монарха и его канцелярии. Например, он внимательно изучал показания восставших с целью понять, какие изменения нужны стране. 2. Насаждение повсюду военной дисциплины. Жёсткая дисциплина в армии, контроль настроений в обществе и борьба с вольнодумием. Он никогда не забывал, что, когда и кому приказывал, и следил за точным исполнением своих приказаний. 3. Строгое и беспрекословное подчинение низших звеньев государственной машины высшим, увеличение количества чиновников и расширение их полномочий. Император требовал от своих подчинённых исполнительности, точности, покорности. 4. Чиновники стали подлинно «государевыми людьми». Николай I хотел выстроить государство-семью, где монарх был бы патриархом (отцом Отечества). 5. Борьба с революционными настроениями: а) создание в 1826 г. III Отделения императорской канцелярии во главе Александром Христофоровичем Бенкендорфом. Они занимались политическим сыском; б) принятие «Устава о цензуре» в 1826 году, всего существовало более десяти видов цензуры; в) запрещение в 1827 г. принимать в гимназии и университеты крепостных крестьян, усилился чиновничий надзор за учебными заведениями; г) закрытие периодических изданий («Литературная газета», «Европеец», «Московский телеграф», «Телескоп»); д) запрещение иностранцам въезд в империю, а русским – выезд за ее пределы. 6. Завершение кодификации законов Российской империи - приведение их в систему. Свели 45 томов Полного собрания законов Российской империи. С одной стороны он пытался искоренить недостатки существующей системы, но при этом сохранить и укрепить самодержавие. Николай I значительно постарался улучшить положение крестьян, при нём подготовили крестьянскую реформу. Было создано 10 секретных комитетов по аграрному вопросу. В 1842 был принят указ об обязанных крестьянах, позволяющих отпустить крестьян на волю, но без земли. В 1839-1843 проведена денежная реформа Ефима Францевича Кáнкрина, сохранявшаяся вплоть до начала Крымской войны, – это введение серебряного рубля. Россия сумела преодолеть дефицит бюджета, и избавиться от огромного количества денежных ассигнаций, выпущенных еще в прошлом столетии. Развивалась промышленность, были в большом количестве построены шоссейные и первые железные дороги. Николая I называли «царь-инженер». Домашним заданием было - заполнение таблицы «Внешняя политика Николая I». Тетради на проверку сдадите после урока. | СЛАЙД 3. СЛАЙД 4. Перечисляют основные принципы внутренней политики Николая I. (Стр. 76) В помощь детям наводящие вопросы: 1. Как он управлял государством? 2. Почему он установил жесткую дисциплину? 3. Каково было отношение низших и высших звеньев? 4. В чем мы видим патернализм Николая I? (Молодой император старался окружить себя покорными, исполнительными людьми, которых можно было подчинить собственной воле. В эту эпоху был создан гигантский бюрократизм, шла активная борьба со всеми общественными и политическими объединениями, которые смели высказывать свое недовольство действующей властью).
| ||||||||||||||||||||
3. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся 2 мин 10 мин | Неудачная реформаторская деятельность Александра I, поражения декабристов, реакционное правление Николая I стало эпохой напряженных размышлений о судьбах России. Главными вопросами общественной мысли России второй четверти XIX века были: «Каково настоящее и будущее России?», «По какому пути в своем развитии должна идти Россия?». Участники общественного движения понимали его по-своему. - Определите, какие вопросы нам предстоит решить на уроке, попробуйте сформулировать тему урока. Запишем на рабочем листе тему урока. (Приложение 1.) Тема урока «Общественно-политическая жизнь России 1830-1840-х гг.» Открываем учебник на страницу 98. Прочитайте главный вопрос урока: Какие цели преследовали сторонники изменения существующего строя? Сегодня мы постараемся выделить различия и сходства в их программах и идеях, а также проследить историю и прошлое этих течений. | Отвечают на вопросы. (Охарактеризовать основные направления в общественном движении 1830-1840 гг.) Формулируют тему урока. Записывают тему урока. СЛАЙД 5. Читают главный вопрос урока. | ||||||||||||||||||||
4. Первичное усвоение новых знаний 3 мин 13 мин | На эти вопросы нужно ответить с точки зрения 3-х направлений общественно-политической мысли, которые оформились в это время. С ними мы уже сталкивались на уроках обществознания и всеобщей истории, поэтому вам не стоит труда назвать эти три направления?
Восстание декабристов очень сильно повлияло на императора Николая I. Оно его фактически напугало и определило его политику на будущее. Одной из важных вех этой политики стало «охранение» и защита существующего строя, в том числе и самодержавия. Вопросы для учащихся:
5. Кто ее сформулировал? (Министр народного просвещения Сергей Семёнович Уваров). 6. В чем заключалась суть теории официальной народности? (Триада Уварова: самодержавие является единственно верной формой управления, православие и религиозность обеспечивают стабильность общества, а народность выражается в самобытности всего русского и независимости от европейских новшеств. Проще говоря, эта «теория» определяла, что России, кроме царя и православия, никто и ничто не нужно, а все веяния и мысли из-за рубежа наша страна должна отвергать, потому как они противоречат ее духу). Также наиболее известными представителями этого направления были: известные журналисты - Фадде́й Венеди́ктович Булгарин, Николай Иванович Греч, российский историк - Михаи́л Петро́вич Пого́дин. | Вспоминают нужную информацию, делают обобщения. Консервативное, либеральное, революционное СЛАЙД 6. Отвечают на вопросы. Заполняют рабочий лист. Основные идеи: отстаивание неизменности политического строя, быта России. Представители: С.С.Уваров, Ф.В. Булгарин, Н.И.Греч, М.П.Погодин. | ||||||||||||||||||||
5. Первичная проверка понимания 2 мин 15 мин | - Давайте представим себе, что Ф.В. Булга́рин написал статью в журнале «Сын Отечества», но некоторые слова из этой статьи исчезли. Ваша задача их восстановить. Текст вы найдете на рабочем листе. «Россия - особое государство, отличающееся от европейских стран национальным бытом и государственным устройством. По-моему мнению, наилучшим государственным строем является существующая в России (абсолютная монархия), которая сосредотачивает всю полноту власти в руках (императора). Нормальным, естественным состоянием, обеспечивающим защиту крестьян является (крепостное право). Поэтому крупные социальные изменения в России (не нужны), а необходимо укрепление (самодержавия и крепостного права)». - Сейчас проверьте себя по слайду. (Приложение 2.)
| Выполняют задание на рабочем листе. СЛАЙД 7. | ||||||||||||||||||||
6. Основной этап. Информационный блок. 5 мин 20 мин | 1. Общественное движение после декабристов Организует работу с материалом пункта «Общественное движение после декабристов» стр. 98-99. Но естественно не все были согласны с этой точкой зрения. Многие говорили о необходимости преобразований. - Ответьте на вопрос: Какие факторы повлияли на оживление общественного движения в 1830-е гг.? - Найдите ответ в тексте и прочитайте. (стр. 98.) В 1830—1840-е гг. возникло организованное либеральное движение, расширялся круг деятелей революционного лагеря. Проявляемое правительством равнодушие к потребностям и интересам обострило противоречия в стране. Николаевский режим своей негибкостью и жёсткостью усилил недовольство просвещённых и мыслящих людей, ряды оппозиции правительству увеличивались. - Большое значение для становления либерального движения в стране имело «Философическое письмо" Петра Я́ковлевича Чаада́ева, опубликованное в журнале «Телескоп» в 1836 г. - Какие идеи высказал в «Философическом письме» П. Я. Чаадаев? Почему это произведение вызвало резкое недовольство в правящих кругах? - Найдите ответ в тексте и прочитайте. (стр. 98-99.) Он писал о том, что православие, принятое Русью, изолировало страну от католицизма и магометанства. Цивилизационное одиночество лишало Россию «Божественных истин» в области политики, экономики, культуры, открывавшихся не отдельным народам, а их сообществам. Важнейшие социально-экономические и политические процессы, по мнению Чаадаева, обошли Россию стороной, поэтому прошлое страны он видел тёмным и туманным. По приказу Николая I журнал был закрыт, его редактор сослан, цензор, допустивший письмо в печать, уволен. Чаадаеву объявили, что он признан сумасшедшим, и посадили под домашний арест. К нему регулярно наведывался доктор. Писать Чаадаеву запретили. Но современники событий так и не узнали, что «Философическое письмо» было первым из восьми задуманных и написанных Чаадаевым. Отвергая обвинения в том, что хотел очернить отечество, он в последующих письмах утверждал, что Россия является «молодой» страной и только выходит на путь общечеловеческого развития. Более того, она призвана выполнить важнейшую миссию по соединению рационализма Запада и традиций Востока. | Работают с текстом учебника, стр. 98-99 Магомета́нство - религия, распространенная преим. среди тюркских народностей; то же, что мусульманство | ||||||||||||||||||||
7. Поиск путей решения. 1 мин 21 мин | Письмо П.Я.Чаадаева вызвало жаркие споры в кругах интеллигенции. В результате думы о судьбах России и ее миссии разделили мыслителей на две группы либералов – западников и славянофилов. Сейчас мы с вами тоже разделимся на две группы: «Западники» и «Славянофилы». Каждой группе предстоит заполнить таблицу «Либеральное и революционное направления общественной мысли России 1830-1840-х гг.» на рабочем листе, используя материал учебника на стр. 99-101. | СЛАЙД 6. Класс делится на две группы. | ||||||||||||||||||||
8. Организация активной работы с текстом учебника и таблицей. 5 мин 26 мин | 2. Появление либерального течения в общественном движении (Приложение 3.)
| Работают с текстом учебника, заполняют таблицу. | ||||||||||||||||||||
9. Аналитический блок. Формирование отношения к тексту 4 мин 30 мин | - В чем было сходство позиций западников и славянофилов? Вопросы для групп: - Западники и славянофилы, считаете ли вы, что назрела необходимость изменений в российской действительности? - Западники, вы хотите отменить крепостное право? (Да). - А вы, славянофилы, что думаете о крепостном праве? (Крепостное право подлежало уничтожению). - Западники, как вы хотите проводить преобразования? (В результате реформ). - Славянофилы, а вы? (Мы тоже за мирные постепенные преобразования под руководством верховной власти, реформы сверху). - Западники, считаете ли вы революцию разрушительной? - Славянофилы, отвергаете ли вы революцию, как и любое насилие? (Да). - В чем же заключались основные противоречия между западниками и славянофилами? - Западники и славянофилы, каковы ваши взгляды на государственную власть (самодержавие)? - По какому пути должна идти Россия? (Западники: Россия повторяет западноевропейский путь развития. Славянофилы: самобытный путь России). - Как вы относитесь к личности Петра I и его реформам? (Западники: Положительная оценка реформ, которые способствовали европеизации России. Славянофилы: осуждение реформ за разрушение гармоничного строя России и введение крепостного права). | Сравнивают взгляды западников и славянофилов. Отвечают на вопросы | ||||||||||||||||||||
3. Развитие революционного направления в общественном движении | 3. Развитие революционного направления в общественном движении В 1830-40–е гг. в России начинают распространяться различные социалистические теории. Среди революционеров увеличилось число сторонников французских социалистов-утопистов, их привлекали идеи А. Сен-Симона и Ш.Фурье, мечтавших о построении справедливого общества. Так называемая теория утопического социализма. Социализм – учение, выдвигающее в качестве цели и идеала установление общества, в котором отсутствует эксплуатация человека человеком и социальное угнетение; утверждаются социальное равенство и справедливость. В России сторонниками социалистических идей были Алекса́ндр Ива́нович Ге́рцен, Николай Платонович Огарев, члены кружка М.В. Буташевича-Петрашевского. Герцен и Огарев организовали революционный кружок из числа выпускников Московского университета. Они изучали работы Сен-Симона и Фурье. Фурье считает, что фаланга (самодостаточная коммуна из 1600—1800 человек, которые трудятся совместно, соблюдая при этом взаимную выгоду) должна заменить семью. Каждая из фаланг будет проживать в своеобразном доме-городе - фаланстере. Фаланстер - это здание, представляющее собой замок особого типа, имеющий от трех до пяти этажей. Он является центром жизни фаланги. В 1847 г. М. В. Петрашевский, общественный деятель и помещик, сообразуясь с идеями Шарля Фурье, в России выстроил фаланстер для своих крепостных. В тот же год здание было подожжено крестьянами. - Заполните таблицу «Революционное направление общественной мысли первой половины 19 века». | Вспоминают нужную информацию, делают обобщения; отвечают на вопросы Работают с текстом учебника, заполняют таблицу Радикально-демократическое направление – необходимость изменений государственного устройства крайними, насильственными методами. СЛАЙД 8. | ||||||||||||||||||||
4. Теория «русского (общинного) социализма» | 4. Теория «русского (общинного) социализма» Организует работу с текстом учебника стр. 103-104. Герцен после поездки во Францию для лечения жены, где он стал свидетелем революции 1848 г., его взгляды изменились, которым он поклонялся долгие годы. Он разработал теорию особого, «русского (общинного) социализма». - Почему Герцен считал общину зародышем социализма? (Коллективное землевладение и землепользование спасали Россию. Россия сможет перейти от традиционного общества к социалистическому, минуя капиталистическую стадию развития. Для этого следовало повысить сознательность крестьян, донести до них идеалы социализма). - Какую роль в развитии общественной мысли России сыграла теория «русского (общинного) социализма»? («Общинный социализм» Герцена был заманчивой, но утопической мечтой. Крестьянин, желая стать хозяином на собственной земле, не хотел становиться социалистом). Несмотря на преследования за инакомыслие, общественное движение в России продолжало достаточно успешно развиваться. | Работают с текстом учебника, отвечают на вопросы | ||||||||||||||||||||
10. Заключительный этап. Оценивание 1 мин 31 мин | - Еще раз прочитайте главный вопрос урока: Какие цели преследовали сторонники изменения существующего строя? - Как бы ответили на вопрос урока? Выберите правильный ответ на главный вопрос урока. Стр. 106. Либералы стремились усовершенствовать государственный строй в России путём реформ. Социалисты выступали за ликвидацию самодержавия. | Выполняют тест. Формулируют ответ на главный вопрос урока | ||||||||||||||||||||
11. Рефлексия. Соотнесение старых и новых представлений 1 мин 31 мин | - Давайте подведем итоги. - Перечислите основные направления общественной мысли России во второй четверти XIX века. - Назовите основных представителей каждого направления. (Консервативное - «теория официальной народности»; либерально оппозиционное - западники, славянофилы; социалистическое - студенческие кружки, последователи социалистических идей, русский утопический социализм). - Сейчас мы с вами выпустим плакат «Либеральное направление» и повторим сегодняшнюю тему. - Какую роль сыграло развитие общественной мысли I половины XIX века? - Программа какого направления максимально отражала интересы развития российского общества и какая программа была наиболее реалистична в сложившихся условиях. - Домашнее задание: § 11, закончить заполнение таблицы. В конце урока я предлагаю поделиться впечатлениями от урока, закончив предложение.
Закончить наш урок я хочу словами Дми́трия Серге́евича Лихачёва: «Хранить и беречь память - наш нравственный долг перед самими собой и перед потомками. Потому что «беспамятный» человек не способен на добрые, бескорыстные поступки». - Урок окончен. Спасибо всем! Вы молодцы! | Работают над плакатом «Либеральное направление»
СЛАЙД 9. |
Приложение 1.
РАБОЧИЙ ЛИСТ
Тема урока ________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
Направления общественно-политической мысли:
- Консервативное (самодержавно-охранительное)
Представители:__________________________________________________________________
Основные идеи: _________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
Задание
Давайте представим себе, что Ф.В. Булгарин написал статью в журнале «Сын Отечества», но некоторые слова из этой статьи исчезли. Ваша задача их восстановить.
«Россия - особое государство, отличающееся от европейских стран национальным бытом и государственным устройством. По-моему мнению, наилучшим государственным строем является существующая в России _________________ __________, которая сосредотачивает всю полноту власти в руках ________________. Нормальным, естественным состоянием, обеспечивающим защиту крестьян, является ___________________ ____________. Поэтому крупные социальные изменения в России ________________, а необходимо укрепление __________________ и __________________ _____________».
- Либеральное
Заполните таблицу «Либеральное и революционное направления общественной мысли России 1830-1840-х гг.»
Основные положения | Либеральное направление | Революционное направление | |
ЗАПАДНИКИ | СЛАВЯНОФИЛЫ | ||
1. Представители | |||
2. Взгляды на государственную власть (самодержавие) | |||
3. Отношение к крепостному праву и демократическим свободам | |||
4. По какому пути должна идти Россия | |||
5. Как проводить преобразования |
- Революционное
____________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
- Кружок М.В. Буташевича-Петрашевского
Основные идеи:__________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Теория русского социализма А.И. Герцена
Основные идеи: __________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Работа с документом
- Определите, кому принадлежат следующие высказывания:
- «Сначала Россия находилась в состоянии дикого варварства, затем грубого невежества, потом свирепого и унизительного чужеземного владычества и, наконец, крепостничества ... чтобы совершить движение вперед... главное уничтожить в русском раба».
- «Прошедшее России было удивительно, ее настоящее более чем великолепно, что же касается до будущего, то оно выше всего, что может нарисовать себе самое смелое воображение».
- «Наша древность представляет нам пример и начало всего доброго... Западным людям приходится все прежнее отстранять как дурное и все хорошее в себе создавать; нам довольно воскресить, уяснить старое, привести его в сознание и в жизнь».
- «В России необходимо сохранить общину и освободить личность, распространит сельское и волостное самоуправление на города, государство в целом, поддерживая при этом национальное единство, развить частные права и сохранить неделимость земли».
- «Крепостное право сохраняет в себе много патриархального, и хороший помещик лучше охраняет интересы крестьян, чем это могли бы сделать они сами».
- «Община есть одно уцелевшее гражданское учреждение всей русской истории. Отними его - не останется ничего; из его же развития может развиться целый гражданский мир».
- «Не без некоторой зависти смотрим ... на западную Европу. И есть чему позавидовать!»
Приложение 2.
«Россия - особое государство, отличающееся от европейских стран национальным бытом и государственным устройством. По-моему мнению, наилучшим государственным строем является существующая в России (абсолютная монархия), которая сосредотачивает всю полноту власти в руках (императора). Нормальным, естественным состоянием, обеспечивающим защиту крестьян является (крепостное право). Поэтому крупные социальные изменения в России (не нужны), а необходимо укрепление (самодержавия и крепостного права)».
Приложение 3.
«Либеральное и революционное направления общественной мысли России 1830-1840-х гг.»
Основные положения | Либеральное направление | Революционное направление | |
ЗАПАДНИКИ | СЛАВЯНОФИЛЫ | ||
1. Представители | Т.Н. Грановский, К. Д. Кавелин, Б. Н. Чичерин | А. С. Хомяков, И. В. Киреевский, И. С. И К. С. Аксаковы, Ю. Ф. Самарин | Александра Ивановича Герцен, Н. П. Огарёв, М. В. Буташевич-Петрашевский, Н. А. Спешнев |
2. Взгляды на государственную власть (самодержавие) | Конституционная монархия или республика | Монархия, в которой глава государства советовался по важнейшим вопросам жизни страны со свободно избранным Земским собором и прислушивался к общественному мнению | Выступали за буржуазно-демократическую республику. Сильная республика разделением властей |
3. Отношение к крепостному праву и демократическим свободам | Они ратовали за отмену крепостного права, установление свободы слова, реформу судебной системы и развитие системы местного самоуправления | Крепостное право подлежало уничтожению, община — освобождению от власти помещика | Полная отмена крепостного права. Осуждали крепостное право и деспотизм властей |
4. По какому пути должна идти Россия | Россия с некоторым опозданием идёт по пути, уже преодолённому Западной Европой | История России была уникальным и неповторимым явлением. Приверженность православию и наличие крестьянской общины, которая, по их мнению, жила по законам справедливости, обусловили своеобразие России и способны изменить мир. | Социалистическое преобразование России |
5. Как проводить преобразования | В результате реформ, а не разрушительных революций | Революцию, как и любое насилие, славянофилы отвергали. Надежды на перемены они связывали с правлением монарха — просвещённого деятеля, который понимал национальное своеобразие страны | За социалистический путь решения – революцию |
Приложение
Дополнительный материал
Работа с документом - Определите, кому принадлежат следующие высказывания:
|
Ответ: 1,7- «западнику»; 2, 5 - стороннику «теории официальной народности»; 3,6- славянофилу; 4 - стороннику социалистических идей. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по теме «Начальная школа в Великобритании и России» в 5 классе.
Методическая разработка урока английского языка по теме " Начальная школа в Великобритании и России " в 5 классе предназначена для учителей английского языка. Разработка представляет собой консп...
Методическая разработка урока по теме "Once upon a time. Past Simple" в 4 классе
Методическая разработка урока по теме "Module 6: Once upon a time. Past Simple" в 4 классе по УМК «Английский в фокусе» (серия Spotlight, М.- «Просвещение», 2011)...
Методическая разработка урока по теме :«Оттепель»: духовная жизнь, наука и культура.
Методическая разработка является попыткой применить технологию проблемного обучения при рассмотрении темы «Оттепель»: духовная жизнь, наука и культура....
Методическая разработка урока на тему "Здоровый образ жизни"
Данная методическая разработка знакомит учащихся с основными понятиями о здоровом образе жизни. Воспитывает бережное отношение ко здоровью, помогает создать условия для формирования стремления к самоп...
Методическая разработка урока на тему "Здоровый образ жизни".
Здоровье — бесценное богатство каждого человека в отдельности, и всего общества в целом. Здоровый образ жизни помогает нам выполнять наши цели и задачи, успешно реализовывать свои планы, справлят...
Методическая разработка урока литературы Тема: Поющее сердце России (С.А.Есенин). 10-11 класс
Методическая разработка урока литературы Тема: Поющее сердце России (С.А.Есенин). Цель: познакомить обучающихся с фактами биографии поэта, с его произведениями, посвящёнными близким людям. ...
Методическая разработка урока по теме "Уравнение с двумя переменными и его график" ( 9 класс)
Открытый урок по теме:"Уравнение с двумя переменными и его график" ( 9 класс) содержит план- конспект урока и презентацию.Тема "Уравнение с двумя переменными и его график" согласно рабочей программе п...