Урок-лекция "Актуальность вопроса о парламентаризме в России и демократизация общественно-политической жизни в стране в начале 20 в."
методическая разработка по истории (11 класс) на тему
Материал рекомендуетс для подготовки урока-лекции по теме "Актуальность вопроса о парламентализме в России и демократизация общественно-политической жизни в стране в начале 20 в.".
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №1
Урок-лекция по теме:
« «Актуальность вопроса о парламентаризме в России и демократизация общественно-политической жизни в стране в начале ХХ в.».
(9, 11 классы)
Выполнила: учитель истории МАОУ сош №1
Анисимова Е.А.
Березники, 2012 г.
Цели: формирование знаний о становлении парламентаризма в России; воспитание мировоззрения гражданина.
Материалы к лекции излагаются попеременно учителем и заранее подготовленными учениками.
Вводная часть
Учитель. В 1993 г. в нашей стране принята новая Конституция, и Российская Федерация провозглашена правовым государством с республиканской формой правления.
Сегодня мы рассмотрим становление и развитие системы государственных органов в России.
Теперь, когда в стране появилась новая Государственная Дума, политики, учёные, публицисты часто совершают экскурсы в историю царской Думы, сопоставляют её с современной, нередко называя нижнюю палату Федерального Собрания пятой Думой (ныне уже и седьмой).
Делаются попытки извлечь уроки из прошлого, обратить их на пользу действующему парламенту, т.к. признаётся, что «работа Государственной Думы явилась в России начала XX в. важным фактором политического развития, оказавшим влияние на многие сферы общественной жизни».
Поэтому на уроке мы попытаемся проследить историю существования Государственной Думы, рассмотрев те вопросы, которые и в наши дни стоят чрезвычайно остро.
Законодательные органы
в России до Государственной Думы
Ученик. К народному представительству люди стремились с далёкой древности. В Древней Руси под звон колоколов в Новгороде и Пскове, в Киеве и Владимире собиралось народное вече, чтобы решить, кого призвать на княжение, собирать ли в поход дружину, увеличивать ли подати и т.д. В известной степени продолжением этой формы представительства в XVI—XVII вв. были Земские соборы.
Правда, вначале они походили на «парламент чиновников» из представителей высшей администрации руководителей приказов, церкви, столичного и провинциального дворянства; но постепенно в обществе вызрела идея выборности соборов: к концу XVI в. Земские соборы стали выбирать по сословиям. К концу XVII в. деятельность соборов отмирает.
День торжественного открытия |
На смену им приходит Сенат Петра I, который взял на себя функции законодательного органа. Через Сенат Пётр проводил все свои реформы. Столь же самодержавно правила и Екатерина II, хотя, будучи человеком для своего времени передовым, с ориентацией на европейские страны, она предприняла некоторые шаги в сторону формирования выборных общественных органов, в первую очередь в лице «Уложенных комиссий».
Попытка поставить страну на конституционный путь была предпринята при Александре I. На 1 сентября 1810 г. было даже запланировано открыть Государственную Думу, созданную, по идеям М.М.Сперанского, по образу и подобию европейских парламентов. В дальнейшем активное конституционное брожение в кругах дворянства после победоносного марша в 1813 г. по Европе испугали царя. Его последователи тоже не пошли на решительные реформы политической системы. Активный поиск конкретных форм конституционного устройства был отложен до начала XX в.
Российское общество на пороге XX в.
Учитель. К началу XX в. Россия была аграрноиндустриальной державой, занимала пятое место в мире по общему уровню промышленной продукции. В начале XX в. разразился промышленный кризис, который усилил революционные настроения. В тугой узел затянулись нерешённые проблемы: аграрная, национальная, демократизации государственного устройства и другие.
В 1894 г. на престол в возрасте 25 лет взошёл последний российский император Николай II. Он был прекрасно образован и воспитан, владел пятью языками. В то же время больших государственных талантов он не имел и бремя управления великой страной нёс как тяжёлый крест, отдыхая от него в кругу семьи. Земские деятели в ходатайстве царю просили повысить роль органов местного самоуправления, на что Николай II заявил, что расчёты земств на «участие в делах внутреннего управления» являются «бессмысленными мечтаниями». В начале века появились первые признаки раскола в государственном устройстве страны.
Изменения в государственном управлении в 1905—1906 гг.
Ученик. В начале XX в. в России уже имелись элементы буржуазной государственности, конституционализма: выборные органы местного самоуправления, общероссийские партии, развивался процесс самоорганизации среди некоторых слоёв населения. Начавшаяся в январе 1905 г. революция ещё более обострила проблему политических реформ в России. Под давлением революции самодержавие было вынуждено пойти на уступки. 6 августа 1905 г. Николай II подписал манифест, которым в системе государственной власти учреждалась законосовещательная Государственная Дума, названная «булыгинской» по имени тогдашнего министра внутренних дел А.Г.Булыгина, разработавшего её проект.
Дума создавалась для «предварительной разработки и обсуждения законодательных предложений, восходящих, по силе основных законов, через Государственный Совет, к верховной самодержавной власти». Однако проект законосовещательной Думы уже никого не удовлетворял, революция ширилась, на её сторону стали переходить военные части. В октябре в стране началась Всероссийская политическая забастовка, встали железные дороги, была парализована работа промышленных предприятий. В обстановке, когда трудно было определить, в какую сторону склонится политическая чаша весов, Николай II 17 октября 1905 г. объявил Манифест, который определил конституционный путь развития страны и предоставил гражданские свободы.
ЗАПИСЬ В ТЕТРАДИ
Царский манифест 17 октября 1905 г. даровал России:
— общественные свободы — неприкосновенность личности, свободу слова, собраний, союзов;
— объявил о выборах в Государственную Думу и их демократизации;
— придал Государственной Думе характер законодательного учреждения, т.е. провозглашался принцип деления власти и переход к конституционному строю.
Учитель. 19 октября 1905 г. был утверждён указ «О мерах к укреплению единства в деятельности министерств и главных управлений». В соответствии с ним Совет министров превращался в постоянное высшее правительственное учреждение, призванное обеспечивать «направление и объединение действий главных начальников ведомств по предметам законодательства и высшего государственного управления». Устанавливалось, что законопроекты не могут быть внесены в Государственную Думу без предварительного обсуждения в Совете министров, кроме того, «никакая имеющая общее значение мера управления не может быть принята главными начальниками ведомств помимо Совета министров». 11 декабря 1905 г. в разгар вооружённых столкновений в Москве был издан закон о выборах в I Государственную Думу. По этому закону выборы были не прямые, не равные, не всеобщие и не полностью демократические.
И всё же данный закон расширил избирательные права путём установления четвёртой курии — рабочей, от которой избиралось около 3% депутатов. Более 40% депутатов Думы избирало крестьянство, которое царские сановники попрежнему считали главной опорой государства и престола. Были сохранены цензовая система и сословный принцип. Также были оставлены общие ограничения в избирательном праве, установленные в августе 1905 г. Целые слои населения — женщины, военнослужащие, так называемые «бродячие инородцы» (т.е. кочевникискотоводы) — лишались права избирать и быть избранными. Выборы предполагались двухступенчатые, отдельные по губерниям и областям и по крупным городам. Число выборщиков, участвующих в собраниях по губерниям и областям, было установлено специальным списком по каждой административной единице отдельно. Для собраний выборщиков по городам устанавливалась единая квота: по 160 человек в столицах и по 80 человек в остальных городах. Что касается членов Государственной Думы, избираемых выборщиками на собраниях, то их число было определено отдельным списком по каждой губернии, области, городу. Всего в списке значилось 412 мандатов, в том числе 28 от городов.
Хотя ряд ограничений на участие в выборах в Думу нельзя признать разумными, в частности отстранение от выборов лиц администрации и полиции, тем не менее их общая социальная направленность очевидна: не допустить в Думе смуты и вольнодумства. Этим целям в первую очередь служили высокий имущественный и возрастной ценз, недопуск к участию в выборах студентов, ограничение числа членов Думы, избираемых от городов. 20 февраля 1906 г. было принято новое положение о Государственной Думе, призванное реализовать обещания, данные в Манифесте 17 октября 1905 г. Однако в полной мере этого сделано не было. Хотя Дума наделялась законодательными правами (а не законосовещательными, как это было по Закону от 6 августа 1905 г.), законопроекты, принятые Думой, подлежали утверждению в Государственном Совете и императором. Дума рассматривала бюджет и отчёт по нему, что ограничило право императорской власти бесконтрольно распоряжаться финансами. Как и устанавливалось раньше, Дума могла выступать с законодательной инициативой по всем вопросам, за исключением Основных государственных законов.
По закону, принятому в феврале 1906 г. Дума получила право запроса к министрам и главноуправляющим ведомствами, подчинёнными правительствующему Сенату. Министры обязывались не позднее одного месяца со дня подачи им заявления о запросе дать ответ или известить Думу о причинах, объяснявших, почему они лишены возможности это сделать. Изменив избирательный закон и предоставив большие права Думе, царское правительство осуществило реформу Государственного Совета (царский указ от 20 февраля 1906 г. «О переустройстве учреждения Государственного Совета»). Из совещательного органа он был преобразован в верхнюю палату, стоявшую над Государственной Думой. Но при формальном равенстве прав Государственный Совет имел приоритет относительно Думы: законопроект, обсуждённый в Думе и в Совете, представлялся на утверждение императора председателем Государственного Совета. Реорганизация Государственного Совета (создание верхней палаты), стоявшего над Думой, существенно ограничивала права последней. 23 апреля 1906 г. были опубликованы «Основные государственные законы Российской Империи» (ОГЗ) в новой редакции (из них было изъято определение «неограниченное» самодержавие). В них устанавливалось, что император осуществляет законодательную власть в единении с Государственным Советом и Думой.
Прерогативами императора объявлялись: пересмотр основных законов, высшее государственное управление, руководство внешней политикой, верховное командование вооружёнными силами; объявление войны и заключение мира, объявление местности на военном и исключительном положении, право чеканки монеты, увольнение и назначение министров, помилование осуждённых и общая амнистия. Фактически после опубликования ОГЗ 1906 г. царь лишился двух важнейших прерогатив: неограниченного права законодательствования и автономного распоряжения государственным бюджетом. Изменения, происшедшие в государственном строе России, позволили укрепить свои позиции буржуазии, но ни в коей мере не решали проблем, выдвигаемых трудящимися классами страны. Первая русская революция со всей очевидностью продемонстрировала, что прежняя форма самодержавия изжила себя и переход к представительным учреждениям во всероссийском масштабе стал необходимостью.
I Государственная Дума
Ученик. Событием огромной исторической важности не только в России, но и во всём цивилизованном мире было открытие в Петербурге 27 апреля 1906 г. I Государственной Думы. Оно состоялось в Тронном зале Зимнего дворца и было обставлено весьма торжественно. Прибыло огромное число приглашённых, журналистов и дипломатических представителей из многих стран. Ждали приезда царя. Однако «тронная» речь Николая II, в общем тусклая и бесцветная, лишённая глубокого содержания, разочаровала присутствующих.
Депутат |
Работа I Государственной Думы проходила при неполном составе. Заняв первенствующее положение в Думе, кадеты 5 мая в письменный ответ на «тронную» речь царя дружно включили требование отмены смертной казни и амнистии политическим заключённым, установления ответственности министров перед народным представительством, упразднения Государственного Совета, реального осуществления политических свобод, всеобщего равенства, ликвидации казённых, удельных монастырских земель и принудительного выкупа частновладельческих для ликвидации земельного голода русского крестьянина. Думцы надеялись, что с этими требованиями царь примет председателя Думы Муромцева, но Николай II не удостоил его этой чести. Ответ думцев был отдан в обычном порядке для «монаршего прочтения» председателю Совета министров И.Л.Горемыкину.
19 мая депутаты Трудовой группы внесли своей законопроект («проект 104-х»). Суть аграрной реформы, по законопроекту, сводилась к образованию «общественного земельного фонда» для обеспечения безземельного и малоземельного крестьянства путём отвода ему не в собственность, а в пользование участков в пределах определенной «трудовой», или, «потребительской» нормы. Что касается помещиков, то трудовики предлагали оставить им лишь «трудовую норму».Конфискация земли у помещиков должна была, по мнению авторов проекта, компенсироваться вознаграждением владельцам за изъятые земли.
6 июня появился ещё более радикальный эсеровский «проект 33-х». Он предусматривал немедленное и полное уничтожение частной собственности на землю и объявление её со всеми недрами и водами общей собственностью всего населения России. Левые либералы, назвав новое учреждение в структуре самодержавия «Думой народного гнева», начали, как они говорили, «штурм правительства». Дума приняла резолюцию о полном недоверии правительству и потребовала его отставки.
За все созывы десятилетней истории таких резолюций было множество, но все они, как и в этот раз, оставались без последствий. Теперь, зная настроение царя, некоторые министры объявили бойкот Думе, они перестали посещать её заседания.
Известного рода унижением новоявленных законодателей был присланный в Думу первый законопроект об ассигновании 40 тыс. рублей на постройку пальмовой оранжереи и сооружение прачечной при Юрьевском университете. 30 июня 1906 г. в I Думе была оглашена телеграмма от членов старейшего парламента — лондонского. От российской Думы была даже выбрана делегация для посылки в Лондон, но она не успела туда отбыть, т.к. I Дума была распущена царём.
6 июля председатель Совета министров вялый и безынициативный Горемыкин был заменен энергичным Столыпиным (за Столыпиным был сохранён пост министра внутренних дел, который он занимал ранее). Сделано это было для того, чтобы смягчить «горькую пилюлю» и деморализовать оппозицию. 9 июля 1906 г. депутаты пришли в Таврический дворец на очередное заседание и наткнулись на закрытые двери; рядом на столбе висел манифест за подписью царя о прекращении работы I Думы, т.к. она, призванная «вносить спокойствие» в общество, лишь «разжигает смуту». I Государственная Дума просуществовала в России всего 72 дня.
II Дума — обречённая
Ученик. Революция ещё продолжалась, «беспорядки на аграрной почве» в июле 1906 г. охватили 32 губернии России, а в августе 1906 г. крестьянские волнения коснулись 50% уездов Европейской России. 17 июля 1906 г. вспыхнуло восстание солдат и матросов в крепости Свеаборг, 19 июля их поддержали солдаты и матросы Крондштадта и Ревеля. Огромным напряжением сил правительству лишь через 3 дня удалось подавить мятеж. В этой обстановке прошли выборы во II Государственную Думу. Правительство стремилось обеспечить работоспособный состав Думы.
От выборов отстранялись крестьяне, не являющиеся домохозяевами, по городской курии не могли избираться рабочие, даже если они имели требуемый законом квартирный ценз. Сама атмосфера выборов заметно отличалась от первой избирательной кампании.
Большевики, отказавшись от бойкота Думы, приняли тактику создания блока левых сил — большевиков, трудовиков и эсеров (меньшевики отказались от участия в блоке) — против правых и кадетов. Всего во II Думу было избрано 518 депутатов. Кадеты по сравнению с первыми выборами потеряли 55 мест. Народнические партии получили 157 мест (трудовики — 104, эсеры — 37, народные социалисты — 16). Социалдемократы имели 65 мест. Всего у левых было 222 мандата, или 43% голосов в Думе. Значительно усилилось правое крыло Думы: в неё вошли черносотенцы, которые вместе с октябристами имели 54 мандата (10%). Открытие II Государственной Думы состоялось 20 февраля 1907 г. Председателем Думы стал правый кадет Ф.А.Головин.
II Дума оказалась ещё более радикально настроена, чем её предшественница. Депутаты изменили тактику, решив действовать в рамках законности и, по возможности, избегать конфликтов. Руководствуясь нормами ст.ст. 5 и 6 Положения об утверждении Государственной Думы, утверждённого высочайшим указом 20 февраля 1906 г., депутаты образовали отделы и комиссии для предварительной подготовки подлежащих рассмотрению в Думе дел. Созданные комиссии приступили к разработке многочисленных законопроектов.
Основным оставался аграрный вопрос, по которому каждая фракция представила свой проект. Кроме того, II Дума активно рассматривала продовольственный вопрос, обсуждала Государственный бюджет на 1907 г., вопрос о призыве новобранцев, об отмене военнополевых судов. Основным предметом дебатов в Думе весной 1907 г. стал вопрос о принятии чрезвычайных мер против революционеров. Правительство, внося в Думу проект закона о применении чрезвычайных мер против революционеров, хотело заручиться поддержкой законодательного органа в борьбе с кровавым террором.
Однако Дума 17 мая 1907 г. проголосовала против «незаконных действий» полиции. Такое неповиновение не устраивало правительство. На основании этого Николай II 3 июня 1907 г. объявил о роспуске II Думы. Депутаты восприняли это спокойно и разъехались по домам. Как и ожидал Столыпин, никакой революционной вспышки не последовало. В целом, население отнеслось к разгону Думы индифферентно. Более того, принято считать, что акт 3 июня ставил точку в первой российской революции.
III Дума — недостаточная достаточность
Ученик. Вслед за указом о роспуске II Думы последовал указ об утверждении нового Положения о выборах в Государственную Думу. Издание нового избирательного закона было грубым нарушением Манифеста от 17 октября 1905 г. и Основных государственных законов 1906 г., согласно которым царь не имел права без одобрения Думы и Государственного Совета вносить изменения ни в Основные государственные законы, ни в постановление о выборах в Совет или в Думу.
Председатель III Госдумы |
Этот акт внёс существенные изменения в избирательное право подданных Российской Империи. Механизм выборов был таков, что в их результате усиливалось неравенство между представительством имущих и неимущих слоёв населения: один голос помещика равнялся 260 голосам крестьян или 543 голосам рабочих. Всего активным избирательным правом пользовалось лишь 15% населения Российской империи. Государственная Дума теперь насчитывала 442 депутата, в то время как раньше — 524. Уменьшение было вызвано главным образом тем, что сократилось представительство от национальных окраин.
Кроме того, закон 3 июня давал министру внутренних дел право изменять границы избирательных округов и делить избирательные собрания на всех стадиях выборов на отделения, получившие право самостоятельного избрания выборщиков по самым произвольным признакам: имущественному, классовому, национальному.
Это давало возможность правительству проводить в Думу только угодных ему депутатов. В III Думу было избрано: правых — 144, октябристов — 148, прогрессистов — 28, кадетов — 54, националистов — 26, трудовиков — 16, социалдемократов — 19.
Председателями III Думы были октябристы Н.А.Хомяков (1907), А.И.Гучков (1910), М.В.Родзянко (1911) На первых же заседаниях III Государственной Думы, начавшей свою работу 1 ноября 1907 г., сложилось большинство правых и октябристов, которые составляли две трети членов Думы.
Поскольку черносотенцы были против Манифеста 17 октября, по ряду вопросов между ними и октябристами возникали расхождения, и тогда октябристы находили поддержку у прогрессистов и сильно поправевших кадетов.
Так сложилось второе думское большинство, октябристскокадетское, составляющее три пятых состава Думы. Основным содержанием деятельности III Государственной Думы продолжал оставаться аграрный вопрос.
Добившись социальной опоры в лице этого коллегиального органа, правительство наконец приступило к его использованию в законодательном процессе. 14 июня 1910 г. был издан одобренный Думой и Государственным Советом и утверждённый императором аграрный закон, в основу которого был положен столыпинский указ от 9 ноября 1906 г. с изменениями и дополнениями, внесёнными правооктябристским большинством Думы.
Практически этот закон был первым фактом участия Государственной Думы в законодательном процессе за всю историю её существования. Император и Государственный Совет приняли поправки Думы к законодательному предположению не потому, что иначе поступить им не позволил бы закон, а потому, что поправки отвечали чаяниям тех социальных слоев, которые были политической опорой самодержавия, и потому, что поправки не посягали на позиции самодержавия в этом вопросе.
Следующим нормативным актом, принятым Думой, стал закон о государственном страховании рабочих, для которых был установлен 12часовой рабочий день, допускавший возможность увеличения его продолжительности за счёт сверхурочных.
Попытка Думы вмешаться в процесс рассмотрению бюджета закончилась неудачей; вопрос о военных и морских штатах вообще был изъят из компетенции Думы. Содержание перечисленных нормативных актов — свидетельство не только реакционности Думы, но и второстепенности рассматриваемых ею вопросов.
В механизме функционирования Думы были и сбои (во время конституционного кризиса 1911 г. Дума и Государственный Совет были распущены на три дня).
Если характеризовать III Думу «персонально», то её можно назвать «недостаточной достаточностью». Такое определение уместно, потому что наиболее полно отражает роль и значение III Думы в российской истории.
«Достаточной» она была в том смысле, что её состав и деятельность были достаточны для того, чтобы «отслужить», не в пример остальным Думам, весь срок своих полномочий. На первый взгляд, III Дума — самая благополучная из всех четырёх: если две первые скоропостижно «скончались» по указу царя, то III Дума действовала «от звонка до звонка», — все положенные ей по закону пять лет и сподобилась вызвать не только критические перуны в свой адрес, но и слова одобрения.
И всётаки эту Думу судьба не баловала: мирное эволюционное развитие страны было не менее проблематичным в конце её деятельности, чем в начале. Но трагическое состояние России обнаружилось спустя несколько лет после завершения её работы: когда небольшое в пору III Думы «облачко» обратилось в революционную грозу «Семнадцатого года».
IV Дума — парадокс истории
Ученик. В июне 1912 г. истекли полномочия депутатов III Думы, и осенью этого года прошли выборы в IV Государственную Думу.
Депутат IV Госдумы |
Несмотря на давление правительства, выборы отразили политическое оживление: социальные демократы набрали очки во II городской курии за счёт кадетов (в рабочей курии большевики взяли верх над меньшевиками), октябристы часто терпели поражение в своей вотчине, I городской курии. Но в целом IV Дума по партийному составу не слишком отличалась от III Думы.
Набрали больший вес по сравнению с III Думой правые, прогрессисты и кадеты. В IV Думе попрежнему возможно было складывание двух большинств: правооктябристского — 283 депутата и октябристскокадетского — 225 депутатов.
И попрежнему исход голосований зависел от фракции октябристов. Несмотря на своё последующее дробление, они оставались решающей «переменной», особенно их центр — группа земцевоктябристов.
Заседания Думы открылись 15 ноября 1912 г. Председателем её (в течение пяти лет до 25 февраля 1917 г.) стал октябрист М.В.Родзянко.
Весьма «прыткими» показали себя в IV Думе прогрессисты, основавшие в ноябре 1912 г. свою партию. В состав её вошли видные предприниматели (А.И.Коновалов, В.П. и П.П.Рябушинские, С.И.Четвертиков, С.Н.Третьяков), земские деятели (И.Н.Ефремов, Д.Н.Шипов, М.М.Ковалевский и др.).
Прогрессисты требовали отмены положения об усиленной и чрезвычайной охране, изменения закона 3 июня о выборах, расширения прав Думы и реформы Государственного Совета, отмены сословных ограничений и привилегий, независимости земского самоуправления от административной опеки и расширения его компетенции.
Если кадеты (и тем более октябристы) не выходили «из рамок» конституционной думской деятельности, иногда лишь позволяя себе «расслабиться» в смелых оппозиционных речах, то прогрессисты, и прежде всего один из её влиятельных лидеров депутат IV Государственной Думы А.И.Коновалов (он нашёл поддержку у некоторых левых октябристов и левых кадетов), попытались объединить революционные и оппозиционные силы для совместных выступлений. По мнению А.И.Коновалова, правительство «обнаглело до последней степени, потому что не видит отпора и уверено, что страна заснула мертвецким сном».
Начавшаяся в 1914 г. мировая война одновременно притушила разгоравшиеся оппозиционное движение в российском обществе. На первых порах большинство партий (исключая социалдемократов) высказались за доверие правительству и отказ от оппозиционной деятельности. 24 июля 1914 г. Совету министров были предоставлены чрезвычайные полномочия, т.е. он получил право решать большинство дел от имени императора.
На экстренном заседании IV Думы 26 июля 1914 г. лидеры правых и либеральнобуржуазных фракций выступили с призывом сплотиться вокруг «державного вождя, ведущего Россию в священный бой с врагом славянства», отложив «внутренние споры» и «счёты» с правительством. Однако неудачи на фронте, рост стачечного движения, неспособность правительства обеспечить управление страной стимулировали активность политических партий, их оппозиционность, поиск новых тактических шагов.
Заседание IV Государственной Думы |
Нараставший политический кризис вплотную поставил вопрос о включении в состав правительства представителей буржуазной оппозиции и увольнении наиболее дискредитировавших себя министров. В июне 1915 г. Николай II был вынужден уволить сначала министра внутренних дел Н.А.Маклакова, а затем министра юстиции И.Г.Щегловитова и военного министра В.А.Сухомлинова. Однако во главе Совета министров попрежнему оставался назначенный в январе 1914 г. 75-летний И.Л.Горемыкин.
19 июля открылась сессия IV Государственной Думы, на которой октябристы и трудовики сразу же поставили вопрос о создании ответственного перед Думой правительства, а в начале августа кадетская фракция начала вести активную работу по созданию межпартийного блока. В августе 1915 г. на совещании членов Государственной Думы и Государственного Совета был образован Прогрессивный блок.
Первая мировая война легла тяжёлым бременем на плечи России. В 1915 г. остановилось 573 промышленных предприятия, в 1916 г. — 74 металлургических завода.
Экономика страны уже не могла содержать многомиллионную армию, в которую было мобилизовано 11% сельского населения и свыше 0,5 млн кадровых рабочих. Положение усугубляли огромные потери русской армии, превысившие в 1917 г. 9 млн человек, в том числе до 1,7 млн — убитыми.
В феврале 1917 г. резко обострилась обстановка в Петрограде, где сложилось критическое положение с продовольствием (снежные заносы не позволили своевременно подвести в столицу вагоны с мукой). 23 февраля, в Международный женский день недовольство переросло в стихийные митинги, демонстрации и забастовки, охватившие 128 тыс. рабочих.
Председатель IV Думы М.В.Родзянко 26 февраля телеграфировал Николаю II о необходимости «немедленно поручить лицу, пользующемуся доверием страны, составить новое правительство», а на следующий день возглавил Временный комитет Государственной Думы, от имени которого обратился с воззванием к населению.
В воззвании говорилось, что этот новый орган власти берёт в свои руки восстановление государственного и общественного порядка и призывает население и армию помочь «в трудной задаче создания нового правительства»
В этот же день, 26 февраля 1917 г. император издал указ о перерыве в занятиях Государственной Думы и назначении «срока их возобновления не позднее апреля 1917 г., в зависимости от чрезвычайных обстоятельств».
После этого в полном составе Дума уже не собиралась. 27 февраля состоялось заседание Временного комитета Государственной Думы, который «нашёл ... вынужденным взять в свои руки восстановление государственности и общественного порядка» в России. Однако уже 2 марта Временный комитет объявил о создании нового правительства в его составе и фактически прекратил свое существование. Юридически IV Государственная Дума была распущена постановлением Временного правительства от 6 октября 1917 г. в связи с началом избирательной кампании по выборам в состав Учредительного собрания.
В конце урокалекции проходит обсуждение, учащиеся подводятся к следующим выводам.
1. Русская революция породила Государственную Думу и вынесла ей смертный вердикт.
2. История создания и деятельности Государственной Думы показала бесполезность попыток конституционного ограничения российского самодержавия. Очевидно, что создание конституционной монархии есть факт реализации воли двух соперничающих сторон: монархии и народа в лице самых активных его политических сил.
3. Время деятельности I и особенно II Думы — эпоха прощания с этими иллюзиями. Но как показала история, законодательная деятельность III и IV Думы, реформы, экономический рост страны не смогли обеспечить эволюционный путь её развития — в экстремальных условиях военного времени более реальной оказалась революционная альтернатива, которая доминировала в России всё XX столетие.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование в старших классах интерактивных педагогических технологий при формировании гражданского отношения к общественно-политическим событиям в стране и за рубежом средствами иностранного языка
Использование в старших классах интерактивных педагогических технологий при формировании гражданского отношения к общественно-политическим событиям в стране и за рубежом средствами иностранного языка...
урок-дебаты на общественно-политическую тему в 11 классе "Смертная казнь в России"
Урок русского языка в 11 классе "Смертная казнь в России" создан на основе технологии "Дебаты". Пришлось немного модифицировать работу в группах из-за небольшой наполняемости класса, но в больших клас...
Тест по теме: Экономическое и общественно-политическое развитие страны в 1894-1904гг.
Тестовые вопросы по истории России для учащихся 9 класса ...
Тест по теме: Экономическое и общественно-политическое развитие страны в 1894-1904гг.
Тест по истории России для учащихся 9го класса...
Общественно-политическая жизнь России в 80 – 90-ые годы ХIХ в. и её отражение в литературе, 10 класс
Цель: дать представление об общественно-политической жизни 80-90-х годов ХIХ века и помочь осознать роль творчества А.П. Чехова.Метод: лекция с элементами беседы; составление конспекта обучающимися....
Методическая разработка урока на тему «Общественно-политическая жизнь России 1830-1840-х гг.» в 9 классе
Цель урока: формирование у учащихся представления о развитии общественно-политической мысли и движения в России в первой половине XIX в.; охарактеризовать отличительные черты взглядов представит...
Тренажер по теме «Общественно – политическое развитие Ставропольской губернии в начале XX века».
Тренажер по теме «Общественно – политическое развитие Ставропольской губернии в начале XX века»....